http://www.apartment.ru/Article/48793506.html Тихона, епископа Амафунтского, святителя, у Арбатских ворот церковь (уничтожена). Впервые упомянута в документах за 1620 г. и до середины XVII в. именовалась «церковь великого Чудотворца Николы, да в деревянном приделе Тихон Чудотворец». В пожар 1629 г. Тихоновский придел сгорел, а каменный Николаевский храм уцелел, и вскоре к нему с южной стороны пристроили главную каменную церковь святителя Тихона Амафунтского, а Николаевский храм стал его приделом. Новая каменная церковь была освящена в 1690 г. патриархом Адрианом. В 1756 г. живший в здешнем приходе граф Г.И. Головкин пристроил к стене старого храма новый придел – в честь Воскресения Словущего. Храм был украшен лепниной известным скульптором Г.Т. Замараевым. В конце XVIII в. возвели каменную колокольню с двумя палатами. В 1792 г. были разобраны монументальные Арбатские ворота Белого города, и Тихоновский храм оказался на новой площади. Самой поздней пристройкой стала каменная паперть, ведущая в главный храм (1862 год). Годом раньше разобрали второй этаж над Николаевским приделом, где находилась домовая церковь канцлера Головкина. Внешне храм состоял из двух, как бы отдельных церквей, что было весьма необычно для Москвы. В нижних ярусах всех трех ампирных иконостасов и в особых киотах на стенах находились древние иконы, некоторые из которых относили к XVI веку. Два образа почитались чудотворными – святителя Тихона Амафунтского в виде складня и большой иконы Божией Матери «Утоли моя печали» – точный список, сделанныйвскоре по явлении чудотворной иконы в Воскресенском монастыре города Шклова. Специально для последней иконы в Тихоновской церкви в 1817 г. был устроен придел иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Среди почитаемых икон была и храмовая – святителя Николая с клеймами царских иконописцев XVI века. В местном ряду иконостаса находилась византийского письма Галатская икона Божией Матери конца XVI – начала XVII века, привезенная из малоазийского города Пергии (Турция). Богоматерь и Богомладенец изображены на ней со скипетром и державой в руках, в одеянии византийских царей и с коронами на головах.

http://sobory.ru/article/?object=34975

Весной 1989 г. решением городского совета храм был передан православной общине. Первым настоятелем возрожденного храма в 1989-1991 г.г. был протоиерей Николай Северин (который ныне продолжает служение в одном из храмов на территории Крыма). Первым делом православные верующие занялись уборкой прилегающей к церкви местности от зарослей сорняков и целых гор мусора, которого, особенно в бывших местах хранения металлолома, скопилось тогда очень много. Особое участие в этом и других мероприятиях, направленных на возрождение храма, приняли супруги Павел и Мария Лисовые. Поскольку состояние здания переданного православной общине храма в целом было удовлетворительным (в подвалах, подобно другим историческим зданиям Старого города, даже не стала скапливаться вода), на первых порах верующие ограничились лишь небольшим ремонтом. С февраля 1991 г. и по настоящее время настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» является протоиерей Александр Ерохин. При нем были проведены большие работы по благоустройству храма и прилегающей к нему территории. Уже в 1994 г. вознесла в небо свой крест каменная колокольня, которая удачно вписалась в общую архитектуру окружающих храм строений. С этого времени над Старым городом стал раздаваться колокольный звон (колокола отец Александр лично заказывал в г. Воронеже). В конце 1990-х г.г. была проведена комплексная реставрация, обновлен купол, а стены и своды были покрыты новыми росписями, засверкал позолотой трехъярусный иконостас, изготовленный талантливыми современными мастерами-иконописцами, прошедшими обучение в иконописной школе Спасо-Преображенского собора, и резчиками. В 2010 г. при помощи предпринимателя Федора Стратегопуло были установлены новый купол и крест, а наружный фасад очищен от побелки. В 2016 г. был освящён малый храм под колокольней, названный в честь благоверного князя Александра Невского. Святыни храма: храмовая икона Божией Матери «Знамение» написана в конце XIX – начале ХХ в.в. неизвестным мастером-иконописцем; икона «Утоли моя печали» начала ХХ в.; главная святыня малого храма – икона благоверного князя Александра Невского, вышитая бисером. В храме также находятся частицы мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого (Крымского), святителя Иннокентия Херсонского, святителя Димитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=12723

По материалам сайта Солнечногорского благочиния . Храм известен с 1627 г. Существующая церковь Успения Пресвятой Богородицы в стиле позднего барокко выстроена в 1782-1789 гг. на средства " бывшего вотчинника прапорщика " Андрея Петровича Лопухина. Храм в стиле позднего барокко первоначально состоял из одноглавого бесстолпного четверика со срезанными углами; прямоугольной алтарной частью, небольшой трапезной и двухъярусной, стоявшей отдельно, колокольней. В 1837-1839 гг. была выстроена новая, обширная трапезная с приделами свт.Алексия Митрополита и прп.Сергия Радонежского. В 1881-1884 гг. на средства московского купца Алферова к основному объему по проекту арх.Н.А.Зборжевского были пристроены обширные приделы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и блгв. кн.Александра Невского с собственными алтарными апсидами. Архитектура приделов выдержана в формах художественной эклектики. В советское время храм избежал закрытия и стал хранилищем святынь, свозившихся сюда из закрывавшихся церквей, в частности, икон из Покровского храма в Головкове. Святыни храма: копия с чудотворной иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " , ранее находившейся в церкви, икона прп.Серафима Саровского, освященная на его мощах в 1903 г., икона Божией Матери " Утоли моя печали " , подаренная церкви праведницей, московской купчихой Марфой Спиридоновой. В храме погребен великий праведник, протоиерей Василий Шумов. Источники: " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г., каталог " Памятники архитектуры Московской области " . Т.2. М., 1975 г. К юго-западу, в ограде церкви находится кирпичная часовенка-столб, построенная в XIX в. на месте престола старой деревянной церкви во имя свмч.Димитрия Солунского. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с.Обухово Солнечногорского района является объектом культурного наследия федерального (ранее республиканского) значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Кирилл Аминов 21 апреля 2015 г. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=07928

В 1911 г. преподобный Иосиф Оптинский благословил возглавить обитель игумении Валентине (Розанцевой, 1864-1919), ставшей последней дореволюционной настоятельницей монастыря. В марте 1923 г. обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза. В 1990 г. наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (Смирнов) обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с ходатайством об открытии Шамординской обители. 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Пимен подписал указ о возобновлении Шамординского монастыря. 15 мая обитель официально передали Русской Православной Церкви. Первой после возрождения обители настоятельницей стала монахиня рижского Свято-Троицкого монастыря Никона (Перетягина, 1941-2012). 27 мая 1990 г. состоялось освящение первого в возобновленной обители храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 28 июля 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II освятил в Шамордино первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. ( журнал 53 ) на должность настоятельницы Казанской Амвросиевской женской пустыни назначена монахиня Сергия (Щербакова). 6 июля 2014 г. монахиня Сергия была возведена в сан игумении. С 2015 г., согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в главном храме в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской пустыни благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш...». 16 января 2019 г. руководитель Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях В.Ю. Бухтеев и настоятельница игумения Сергия (Щербакова) подписали соглашение о передаче в собственность обители исторических зданий, расположенных на ее территории. Шамординской обители были возвращены здания, принадлежавшие ей до революции: храмы, жилые корпуса и некоторые хозяйственные постройки — всего 22 здания. Святыни Ковчег с частицами святых мощей прпп. старцев Оптинских, икона Божией Матери «Спорительница хлебов».

http://patriarchia.ru/db/text/4200775.ht...

Богослужения в Троицком храме были прекращены в 1937 году. Церковные ценности были вынесены из храма в старый сарай, что находился возле церкви, а позже вывезены в неизвестном направлении. Ещё раньше с церковной колокольни были сброшены колокола. В 1950-60-е годы местные жители стали разбирать по кирпичикам зимнюю часть храма. Растаскивали на свои нужды, кто чугунные плиты с пола, кто доски. До закрытия храма церковное здание поражало своим богатым убранством. На стенах и сводах были росписи академического письма Арзамасской иконописной школы. Случайно сохранилась местная почитаемая икона Божией Матери " Утоли моя печали " . В своё время она была обрамлена в оклад из драгоценного металла, украшенного драгоценными камнями. А вот икона Александра Невского пропала во время гонений. Старожилы рассказывали, что до последнего богоборцы не могли снять её со стены храма. Дальнейшая судьба этого образа неизвестна. Есть вероятность, что его сожгли солдаты воинской части, которая в то время стояла в Карашево. В алтарной части неплохо сохранилась фреска с изображением Живоначальной Троицы. Лишь в сентябре 1990 года церковное здание было передано РПЦ. Была образована православная община, которая из-за малочисленности не могла приступить к восстановлению храма. В 1999 году указом митрополита Николая (Кутепова) назначен настоятелем в Троицкий храм пос. Досчатое, который, собрав возле себя единомышленников, немедленно приступил к восстановлению порушенной святыни. Вначале была проведена реставрация летнего притвора, изготовлен новый иконостас (копия бывшего, дореволюционного). Купола храма и колокольни были покрыты оцинкованным железом, а кресты - позолочены. Спустя некоторое время была отреставрирована и колокольня, на звоннице которой были установлены новые колокола. В 2001 году при храме была открыта воскресная школа. В 2005 году был освящён отреставрированный главный престол в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Сейчас Троицкая церковь в посёлке Досчатое видна на многие километры и явлется неотъемлемым украшением этого приокского населённого пункта, одним из значимых храмов Выксунской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=05498

Будучи святыней, иконописное изображение несет молящимся незримую благодать Божию. В истории Церкви есть иконы, которые прославились многими чудесами. Среди них: иконы Спасителя, Божией Матери (Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, Иерусалимская, «Споручница грешных», «Утоли моя печали», «Троеручица», «Взыскание погибших» и другие). Немало прославленных икон святых угодников: Николая Чудотворца, целителя Пантелеимона, Георгия Победоносца, Трифона Чудотворца и других. Существуют определенные канонические требования при создании икон. На иконах Господа нашего Спасителя должно быть: — надписание имени: IC XC; над каждой парой букв ставится титло (в церковнославянском языке — знак над сокращением слова); — крещатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную жертву; — на нимбе справа, слева и сверху три греческие буквы — O (омикрон), (омега) и N (ню), образующие слово «Сущий». Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий — одно из имен Божиих (см.: Исх 3, 14). Божия Матерь на иконах всегда изображается в темно-красном мафории. Это — большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника — Девство. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее непорочности: до рождества, в рождестве и по рождестве. Во-вторых, звезды — символ Пресвятой Троицы. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывают на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею — Иисусу Христу. Нимб (что в переводе с латыни значит облако ) без вписанного в него креста. Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir — Матерь), справа — ФИ (Феои — Бога). Монахиня Иулиания (Соколова; 1899-1981), оставившая богатое наследие, писала о теснейшей связи иконы с молитвой. Не только создатель иконы, но и воспринимающий ее должен быть человеком молитвы: «Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она главным образом через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

http://pravoslavie.ru/105163.html

Церковь была обнесена деревянной оградой, над ней возвышались два купола с позолоченными крестами. В 1857 году при церкви построили колокольню. В конце XIX - начале ХХ века храм не действовал и был возобновлён в 1914-1917 годах архитектором Г.С. Войницким. Особой любовью прихожан пользовалась икона Божией Матери " Утоли моя печали " , пожертвованная великой княгиней Еленой Павловной в ноябре 1855 года, и икона св. Петра Александрийского, пожертвованная в память о погибшем в 1855 году вице-адмирале П.А. Караулове его сыном. Вновь церковь была закрыта в 1924 году и в 1928 году её здание было перенесено в Тарховку и переделано под железнодорожный вокзал. http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram2-2.html О том, что здание вокзала в Тарховке является перестроенной церковью Александра Невского, перенесенной из Лисьего Носа, подтвердил КГИОП, но из-за перестройки присваивать звание памятника архитектуры отказался. Кроме комитета то, что вокзал - это бывшая церковь, подтверждают как очевидцы, так и многочисленные источники в Сети; единственным сайтом, отрицающим данную версию, является Википедия. Правка про легенду о церковном прошлом вокзала была произведена в 2008 г. и, вопреки политике энциклопедии, не подкреплялась ссылкой на какие-либо источники. Тарховский вокзал не мог быть перенесенным с нынешней станции Лисий Нос (до 1928 г. именовавшейся Раздельная), поскольку на сохранившихся фотографиях тот был значительно больше и был уничтожен уже во время Великой Отечественной войны. Если же рассматривать версию переноса вокзала со старой станции Лисий Нос, то она также не состоятельна, поскольку станция располагалась на пристани, и вокзал был построен в форме и выполнял функцию маяка (сохранился рисунок). Вероятней, что при ликвидации в 1928 г. старой прибрежной станции Лисий Нос находившаяся рядом церковь была вывезена на станцию Тарховка, до того не имевшую собственного вокзала, а лишь навес над платформой (фотография которого также сохранилась). Имеющаяся фотография церкви сделана в период с 1904 по 1914 гг., еще до начала её реконструкции, и не отражает, как именно церковь выглядела в 1917-1928 гг., до момента своего переноса на новое место. На снимке можно видеть пассажиров, ожидающих поезд/пароход из/в Кронштадт, что косвенно подтверждается стоящим на крыльце кадетом и наличием морской фуражки у сидящего на завалинке. Кроме того, размещенная в настоящее время фотография обрезана и на ней сверху стерта надпись «Лuciй Носъ Сестрорьцкой ж. д. 143. Здahie старинной церкви у cmahцiu».

http://sobory.ru/article/?object=37566

До наших дней в неприкосновенности своей целости она не сохранилась. Частью обстоятельства времени, частью ревность любителей церковного благолепия, изменили внешний вид ее. Так в 1827 г. вместо одноглавой, сделана пятиглавой, а к трапезе двукратно в 1818 г. и 1862 г. делались прикладки с западной стороны. Первоначально крытая тесом, глава покрыта листовым железом в 1827 г. и в 1833 г., а главы опаяны аглицкой жестью. В 1904 г. главы вновь переделаны с сохранением прежней формы и покрыты глянцевым железом первого сорта, на них кресты водружены ажурной работы, железные, вызолоченные червонным золотом. Церквей в Городке в прежнее время было две: Преображенская без придела и Одигитриевская с приделом Никольским и обе деревянные. Первая находилась в центре села, а вторая - за чертой его (земляным валом), по левую сторону ныне существующей каменной. Особо чтимые святыни: образ Всемилостивого Спаса и икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» мерой 16х12 вершков, письмо 1865 г., доска сосновая, подбитая кипарисом. Часовня деревянная при большой мологско-угличской дороге. Время построения ее относится к 50-м годам XIX столетия. Церковной земли 46 десятин 941 кв. саж., удобной земли только 23 десятины 681 кв. саж. Церковные дома для жительства священника, диакона и псаломщика, для каждого в отдельности, все деревянные. Церковного капитала 1675 руб. Приход составляют село и 26 деревень; численность приходских душ муж. пола в 1678 г. простиралась до 470 душ, а с 1744 г. и по наше время колеблется между 744 - 850 душ. По штату положено быть священнику, диакону и псаломщику. Причтового капитала 4925 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. " За вдовою, за княгинею Овдотьею, Окольничего, князя, Фёдоровою женою Ивановича Лыкова, з дочерью село Городок, а в нём церковь во имя Преображения Господа Отца и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе Пречистыя Б-цы Одегитрие, да Николы Чюдотворца древяна; да на церковной земле во дворе пономарь... " (ф.1209 оп.1 д.7784 " Писцовые книги 1627г. " л.176).

http://sobory.ru/article/?object=11291

Описание иконы Утоли Моя Печали из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Тот смысл, какой соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», прекрасно объясняется нам самой св. церковью в тех песнопениях и молитвословиях, которые составлены в честь этой святой иконы. В тропаре праздника мы обращаемся к Пресвятой Деве Марии со следующими словами: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли, Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушавши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево». «Избранное нам — читаем в кондаке праздника — и дивное даровася избавление — образ Твой честный, преблагословенная Владычице Дево Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его, к нему же взирающе восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, радосте наша! избави нас от всякого зла и утоли наша печали». Последние слова кондака: «Радуйся, радосте наша! избави нас от всякого зла и утоли наша печали» — служат в [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Утоли Моя Печали Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Утоли моя печали " . Надеждо всех концев земли Ты еси, Пречистая Дево Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене, сквернаго, в дерзновенном молении недостойных уст моих, и молю: угаси ми[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Утоли Моя Печали Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Утоли моя печали " Тропарь, глас 5 Утоли болезни/многовоздыхающия души моея,/утолившая всяку слезу от лица земли:/Ты бо человеком болезни отгониши/и грешных скорби разрушаеши,/Тебе б[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Утоли Моя Печали Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Утоли моя печали " Кондак 1 Взбранное нам и дивное избавление даровася, Твой образ честный, Преблагословенная Дево Владычице Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его и к нему взирающе, во[...] К этому разделу приложены файлы (9).

http://pravicon.com/icon-341

В Москве помолиться у чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери можно в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. С момента освящения храма в 1680 году здесь находится один из ее почитаемых чудотворных списков. Икона расположена в иконостасе, рядом с образом Спасителя. Читайте также: В 2005 году из Ватикана в Москву привезли список Казанской иконы Божьей матери. А где подлинник? Владимирская икона Божией Матери Храм святителя Николая в Толмачах, Малый Толмачевский переулок, д. 9. День памяти: 6 июля. Чудотворная Владимирская икона Богоматери — одна из самых древних святынь Русской Православной Церкви. Это очень нежный, проникновенный образ. По преданию, его иконография восходит к апостолу и евангелисту Луке. Владимирская икона Богоматери не только святыня, но всемирно известное произведение искусства. При советской власти она стала экспонатом Третьяковской галереи и долгое время не была доступна верующим. Сейчас икона находится в в храме Святителя Николая в Толмачах, который имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Она помещена в киот-капсулу, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Вход в храм свободный, здесь регулярно проводятся службы. Читайте также: Владимирская икона Божией Матери: почему она раскрывается далеко не каждому человеку? Чудотворная икона «Утоли моя печали» Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Фото: nikvkuz.ru Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, Вишняковский пер., д. 15, стр. 7. День памяти: 7 февраля. Название «Утоли моя печали» — это, по сути, молитва к Божией Матери, где мы просим об избавлении от многочисленных болезней и скорбей. Особенность иконы в том, что Младенец Христос держит в руках свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Почитаемый список иконы в Москве, изначально прославившийся тем, что по молитвам перед ним исцелилась парализованная женщина, находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе. Икона «Нечаянная радость»

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010