И. Е. Репина под рук. проф. А. К. Крылова. На историческое место - с левой стороны от царских врат главного иконостаса - была установлена Казанская икона Божией Матери, возвращенная из Князь-Владимирского собора С.-Петербурга в июле 2001 г. 20-25 сент. 2011 г. состоялись торжества и конференция, посвященные 200-летию собора, к-рые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. К 200-летнему юбилею в собор были пожертвованы частицы мощей св. праотцев Иоакима и Анны и часть пояса Пресв. Богородицы из Ватопедского мон-ря. От лица правосл. врачей Москвы собору вручили мозаичную Казанскую икону Божией Матери. В наст. время перед правым клиросом находятся мощевики с частицами мощей ап. Петра, св. Лазаря, еп. Китийского, св. кн. Владимира Новгородского, святых Петра и Февронии Муромских, прп. Иосифа Волоцкого, свт. Димитрия Ростовского, св. новомучеников и исповедников Агафангела Ярославского, Константина Богородицкого. Почитаются иконы Божией Матери «Млекопитательница», свт. Николая Чудотворца, свт. Петра, митр. Московского, царицы Александры и мц. Лидии. Из Тихвинской церкви пос. Сиверский возвращена Казанская икона Божией Матери в окладе, выполненном в рус. стиле, к-рая была пожертвована в К. с. подрядчиком А. Седовым в 1892 г. в память о 3 осуществленных им в соборе ремонтах (1874-1875). К 2011 г. в значительной степени восстановлены все 3 придела. Совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения. Ист.: РГИА. Ф. 817 (1800-1827); ЦГИА СПб. Ф. 1012. Оп. 1 (1846-1931); Оп. 2-3 (1799-1907); ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 247; Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 238, 239; Ф. 4. Оп. 1. Д. 295; Паспорт на здание - памятник музея истории религии (бывш. Казанский собор)/Сост.: Г. Н. и Е. Н. Миндлины. Л., 1938//Архив Комитета по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; Крижановский. Историческая справка по бывш. Казанскому собору в Ленинграде. Л., 1941//Архив Ин-та «Ленпроектреставрация». Н-191. Лит.: Из С.-Петербурга//ВЕ. 1811. Ч. 59. 19. С. 242-244; Филарет (Дроздов), свт.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Попская икона Богоматери находится в монастырском соборном храме, при колонне у левого клироса. Перед этой чудотворной иконой Небесной Владычицы всякий служащий иерей после каждой службы делает отпуст, то есть произносит слова: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» Икона Акафистная-Хилендарская Само название этой иконы «Хилендарская» уже показывает, что она находится в том же Афонском Хилендарском монастыре, где и вышеупомянутые иконы Богоматери: «Млекопитательница» и «Попская». В 1837 году по неосторожности экклесиарха загорелся в главном соборном храме иконостас, в котором стояла чудотворная икона Акафистная. И хотя иконостас едва не испепелился весь, но святой образ Богоматери нисколько не пострадал от огня и к утешению верующих остался невредимым. Так как перед этой иконою во время пожара читался акафист, то она и получила название Акафистной. С именем этой иконы предание связывает рассказ о том, что св. Савва Сербский, во время строения своей Хилендарской обители, при случившейся нужде, получил от сей иконы откровение о сокровище, находившемся близ устрояемого им монастыря. Говорят, что он действительно потом нашел это сокровище и благодаря ему ускорил дело сооружения построек, необходимых для обители. Насколько достоверно это предание, сказать трудно, тем более, что в самом житии преподобного Саввы Сербского ничего об этом не говорится. Заметим, что монахи Хилендарского монастыря называют эту икону Богоматери еще Скоропослушницей за Ее скорую помощь верным. Есть еще другая икона Богоматери, также называемая Акафистной, но не Хилендарской, а Зографской. Сведения о ней помещены под 10 числом октября. Икона «Вразумившая экклесиарха» Это четвертая икона Божией Матери, находящаяся в соборном храме Хилендарского монастыря. О этой святой иконе, «вразумившей экклесиарха», существует следующее сказание. Однажды экклесиарх соборной церкви Хилендарской обители старался зажечь пред сей иконой Богоматери лампаду, но никак не мог этого сделать, потому что она находится на стене при северной двери, ведущей из притвора в церковь, где постоянно дует ветер. В досаде экклесиарх произнес ропотные слова и хотел удалиться, не засветив лампады. Однако его постигло здесь же наказание свыше. Он был поражен гневом Богоматери за безумие свое и нетерпеливость и пал на землю. Его нашли пред иконой лежащим без чувств. Экклесиарх, таким образом, был вразумлен, и этот случай послужил поводом назвать сию икону Богоматери «Вразумившей экклесиарха».

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Этот новый Русский скит до сего времени пользовался названьем только Серая, по красоте своего место положения и большой келлии патриаршей, потому что здесь в свое время уединялись св. патриархи: Афанасий Пателарий, нетленно почивающий в России – в Лубнах, и Серафим, там же скончавшийся. Начало свое, самостоятельность и права наравне с другими, подобного рода скитами Святой Горы, Андреевский скит получил только в 1849 году, по ходатайству А. Н. Муравьева, который поэтому почитается главным ктитором скита. Кария Карийский собор посвящен Успению Божией Матери; в алтаре есть чудотворная икона Спасителя, а на горнем месте находится общеизвестная чудотворная икона Божией Матери, так называемая " Достойно есть». В соборе этом очень замечательны фрески Панселина. Есть на Карее еще другая чудотворная икона Божией Материи, под названием Млекопитательницы; она находится в Типикарнице св. Саввы, архиепископа Сербского. Кария производится от Греческого слова: кари – κρη (головной череп), а потому означает тоже, что лобное место. Название это усвоено ей может быть и потому, что она стоить как бы во главе всей Святой Горы своим Протатом, или Синодом, имеющим здесь свое местопребывание; а кажется справедливее Кария названа так от множества головных черепов, находимых здесь в прежние времена, при копании рвов под основу зданий скита, и когда вокруг кириакона, или главного собора, устроились здесь отшельнические келлии. Еще кажется справедливее слово Карея производится от греческого слова καρα кариа (орешина). Место, занимаемое Карией, издревле греками называлось и теперь называется орешинами, конечно потому, что здесь гораздо более других мест на Афоне растут деревья ореховые Карея, как видно из древних. Сербских актов, древними Сербами называлась Ораховица (орах=орех ). На Карие каждую субботу бывает иноческий базар: со всей Святой Горы стекаются сюда отшельники для сбыта своего рукоделия и для закупки жизненных продовольствий. В тоже время объявляется чрез публичного глашатая или воля правительства, или частные нужды, в особенности со стороны отъезжающих шкиперов. Надобно впрочем заметить, что торг иноческий начинается очень рано и кончается быстро и скоро: а потому желающий посмотреть на торги., или быть покупателем пустыннического рукоделия, должен на рассвете дня быть уже в Карийских рядах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исполнение предсказаний наступило только в XIII веке, когда действительно прибыл в Палестину св. Савва, архиепископ Сербский. Ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного и вручена икона Божественной Млекопитательницы вместе с другой иконой Богоматери, так называемой «Троеручицей» (сведения о которой помещены под 28 июня). На возвратном пути из Палестины в Сербию св. Савва посетил Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Этому-то своему монастырю он и оставил неотъемлемым наследством и лучшим украшением икону Пресвятой Богородицы Млекопитательницы, поставив ее в церкви при Карейской Келии, принадлежащей Хилендарю, названной впоследствии Типикарницей, так как в ней хранился написанный св. Саввой типик, или устав. Другую же икону Троеручицы он унес с собой в Сербию. Это было в первое путешествие св. Саввы Сербского в Палестину. Невольно обращает на себя внимание то обстоятельство, что икона Млекопитательница, вопреки всеобщему обыкновению нашей восточной церкви, была св. Саввой Сербским поставлена и доныне остается в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Св. Троицы, или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя в этой церкви занимает место по левую сторону царских врат, где собственно должна бы стоять икона Божией Матери. Изображение лика Божией Матери и Ее Божественного Младенца на иконе Млекопитательницы выразительно, прекрасно и в строго-церковном стиле. Эту икону смело можно причислить к лучшим образцам византийской школы, столь редким в настоящую пору. Есть еще одна икона Богоматери, носящая имя Млекопитательницы. Она находится в Ильинском скиту на Афоне и принадлежит к числу местно чтимых икон. У нас в России, в Курской губернии, лежал около года один больной. Он был настолько слаб, что не имел никакой возможности двигаться. В 1860 году, когда в Курскую губернию было прислано с Афона изображение Богоматери Млекопитательницы, больной приложился к нему и почувствовал себя здоровым. Рассказывают еще о другом чуде, именно, что в 1862 году, после молитв пред св. иконой Млекопитательницы, один дом дважды был спасен от пожара.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (87) , (0) . Описание: Икона Божией Матери Барловская (Блаженное Чрево). Наверху текст: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» [Лк. 11:27]. 16 х 24 см. Частное собрание. Файл 34281.jpg:   Размер: 1237x1605, 1.99 MPix, 878 Kb. Дата: 2019-08-23, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (87) , (0) . Описание: БАРЛОВСКАЯ ИЛИ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО. Сия св. икона явилась в 1392 году, находится в Московском Благовещенском соборе (Изображение икон Пресвятой Богородицы, православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями, с присовокуплением умилительных молений Божией Матери. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: в типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1853. С.32.) Файл 34301.jpg:   Размер: 433x475, 0.21 MPix, 95 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (58) , (1) . Описание: БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО НОСИВШЕЕ ТЯ И СОСЦА ЯЖЕ ЕСИ ССАЛЪ (Изображение икон Пресвятой Богородицы, православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями, с присовокуплением умилительных молений Божией Матери. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: в типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1853. С.32. Декабрь.) Файл 34302.jpg:   Размер: 431x504, 0.22 MPix, 93 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (63) , (0) . Описание: Богоматерь Блаженное чрево. 1670-е годы. Материал, техника: чеканка, гравировка, недрагоценный металл, дерево, золочение, темпера. 33,5 х 27,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Файл 34305.jpg:   Размер: 658x800, 0.53 MPix, 243 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (38) , (0) . Описание: Образ Божией Матери «Барловской» или «Млекопитательницы» в Московском Благовещенском Соборе (См. Н.П.Кондаков: «Иконография Богоматери». Спб, 1910, рис.28.). Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П.Лихачев. СПб: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. С.207. Рис.445.

http://pravicon.com/icon-32-photo

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 2. День памяти: 25 января. Икона «Млекопитательница» — еще один чудотворный образ, который находится в Зачатьевском монастыре в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Это старинный образ с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Икона была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года и с самого начала окружена особым почитанием. По традиции перед этой иконой часто молятся беременные, кормящие и супруги, мечтающие о ребенке. Также она считается покровительницей бедных, нуждающихся в пропитании, и монашествующих. Икона Божией Матери «Всецарица» Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Крестьянская площадь, д. 10, стр.12. День памяти: 31 августа. Изначальный образ иконы Божией Матери «Всецарица (Пантанасса)», написанный в XVII веке, находился на Святой Горе Афон, в монастыре Ватопед. Он прославился многочисленными исцелениями, в том числе от онкологических заболеваний. Чтимый список с этой иконы, специально изготовленный в Ватопедском афонском монастыре и привезенный в Россию, был помещен в московском Новоспасском монастыре. Перед этим образом в обители ежедневно совершаются молебны. Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, ул. Большая Ордынка, д. 20, стр. 10. День памяти: 6 ноября. На иконе «Всех скорбящих Радость» изображена Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Первую такую икону написал в 1683 году придворный живописец и мастер Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы восходит к западноевропейской иконографии «Мадонна Милующая». Впервые об этой иконе в Москве заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии. По преданию, Евфимия во время молитвы услышала голос, который указал ей на икону в храме на Ордынке. Когда его принесли к ней, женщина излечилась от своего недуга. После этого чуда почитание иконы стало всенародным, ей составили службы, акафист, стали делать списки.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

Следует понять, что святой помогает нам не своей силой, а силой Божией. Поэтому следует соблюдать некую иерархию и в молитвах. Большая часть наших молений должна быть обращена к Совершителю святых - Богу, затем - к Пресвятой Богородице, и лишь затем - ко святым. Это и будет «царский путь». К святым мы обращаемся не как к малым божкам «православного пантеона», а как к ближайшим друзьям Христовым. Как слуги царя земного, находящиеся с ним в близких отношениях, могут замолвить слово и решить чью-то участь, так и святые молвят о нас слово молитвенное пред Престолом Владыки, соединяют свою святую молитву с нашей немощной, чтобы что-то изменилось в нашей жизни. Так каков же все-таки критерий выбора святого для обращения к нему? Ведь молиться святым - такая же естественная нужда православного сердца, как и молиться Богу. Этот критерий - наша любовь к святому. Мы должны читать жития святых, изучать их труды. От этого в душе рождается особая любовь к некоторым святым и желание молиться им. И такой святой, которого мы почитаем как отца, поможет нам и в скорби, и в болезни. Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон. Икону часто отрывают от первообраза, наделяют ее силой самой в себе. Любая же икона помогает человеку постольку, поскольку помогает тот, кто изображен на ней. Поэтому немного наивно выглядит желание найти икону Пресвятой Богородицы «на всякую потребу»: икона «Неопалимая Купина» защитит дом от пожара, икона «Помощница в родах» поможет роженицам, икона «Млекопитательница» - кормящим матерям, «Неупиваемая Чаша» - алкоголикам и т.д. Я, опять же, не против. Конечно, поможет. Только не икона, а Пресвятая Дева Мария. И если кормящая мать будет молиться перед иконой Казанской, или пьющий - перед Владимирской , Богородица поможет им точно также, потому что сжалится над скорбящими. Даже если при этом читать не соответствующие акафисты, а обычный канон Божией Матери («Творение Феостирикта монаха»), который есть в любом молитвослове. Потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37), как изрек Архангел Гавриил Святой Деве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Святой Иоанн Дамаскин     Святой Иоанн Дамаскин    Чудо исцеле­ния Иоанновой руки поразило всех в Дамаске, даже самого князя, который, питая чувства особенной дружбы к святому Иоанну до полу­чения писем от императора Льва, оклеветавшего Иоанна в измене, более прежнего полюбил его и после долгих со своей стороны сопротивлений наконец дал ему свободу сложить с себя светс­кое звание и удалиться в Лавру святого Саввы Освященного.       Оставляя Дамаск, святой Иоанн взял с собою и чудотворную икону, пред которою получил исцеление, и эта икона с его времени, от поло­вины VIII даже до XIII века оставалась непод­вижною в Лавре святого Саввы Освященного, то есть до прибытия туда знаменитого Саввы, впоследствии архиепископа Сербского, которо­му она вместе с «Млекопитательньцею», тоже чудотворною иконою Пресвятой Богородицы, находящеюся здесь, на Афоне , на Карее, в Хилендаре кой келлии, была дарована от Лавры в благослове­ние по особенному на то соизволению Божией Матери, о чем я упомяну, если Бог благосло­вит, в рассказе об иконе Млекопитательницы.   Отправляясь из Палестины, святой Савва икону Троеручицы взял с собою в Сербию, где она и находилась долго ли, коротко ли — нет положи­тельных сведений; известно только, особенно по живописным х илендарски м памятникам, что при возникших смутах в Сербии икона Троеручицы была возложена на осла, а осел пущен на волю странствующей на нем Своею Божественною иконою Царицы Небесной.   Осел без всякого водительства со стороны людей, под непосредс­твенным их наблюдением издали прошел до Святой Горы Афонской и пред Хилендарским монастырем стал как вкопанный. Братия тор­жественно приняли: к себе икону Богоматери и поставили ее в алтаре соборного храма.     Неизвестно, потому что не мог я допытаться в посещении Хилендара, сколько именно лет стояла икона Троеручицы в алтаре; одно обсто­ятельство вызвало ее оттуда...       Письма святогорца Часть III Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=1104

В храме есть придел, посвященный Св. Зосиме и Св. Преподобной Марии Египетской. Святая подвизалась в Иорданской пустыне 47 лет. Столько лет посвятила она оплакиванию своего греха и удостоилась особой благо-дати от Господа: могла ходить по воде яко посуху, имела дар прозор-ливости, духовного ведения. Житие Марии Египетской - пример истинного покаяния и обращения от греха. Святая Преподобная Мати Марие Египетс-кая, моли Христа Бога спастись душам нашим. В храме на алтарных вратах и в качестве икон изображения сцен Ветхо-го Завета. Например, есть изображение жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака. У иконы Св. Герасима, она чудотворная, висят слепки исце-ленных органов - рук, ног, головы, дитяти, сердец, портреты исцеленных людей (в последующем во многих храмах у чудотворных икон мы часто это видели). Запомнились иконы Святого Семейства на пути в Египет, а также Господь, разговаривающийс самарянкой у колодца. В нем же икона Препо-добного Онуфрия - старца аскетического вида с очень длинной бородой. В этом же храме необыкновенная икона Божией Матери Млекопитательницы, даже не хотелось от нее уходить. В левом приделе храма костница - в нейхранятся кости подвижников (такие костницы мы видели и в других монастырях). В монастыре Св. Герасима нас встретили очень радушно. Предложили студеной ключевой воды, арбуз и лепешки. Наше посещение пришлось на самое жаркое время дня. Вкушая с благодарностью арбуз, присела я на каменный уступочек у входа в монастырь, и внимание мое привлекла удивительная икона: Спаситель, коленопреклоненный и плачу-щий, держащий на ладони исторгнутого младенца. Я пожалела, что не сде-лала фотографии - икона эта потрясает. Она была бы назиданием многим женщинам и удержала бы от греха детоубийства. Дальше наш путь лежал к Мертвому морю. На дне его погребены Содом и Гоморра и еще пять городов. Если бы хоть десять праведников нашлось в тех городах, не коснулась бы их кара Господня. Господь вывел только семью праведного Лота. Он не велел оборачиваться на город, жена Лота не послушалась и превратилась в соляной столп Город был спален до ас-фальтового моря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Савве. Пророческое завещание исполнилось в 1-й пол. XIII в., когда в Палестину прибыл свт. Савва Сербский, которому братия лавры и вручила икону «М.» вместе с другой иконой Божией Матери - образом «Троеручица». На обратном пути в Сербию свт. Савва оставил образ «М.» в Хиландарском монастыре на Афоне, поместив его в церкви при карейской келии. В качестве особенности почитания иконы отмечалось ее расположение в иконостасе в местном ряду, справа от царских врат, на месте, более типичном для икон Св. Троицы или Спасителя; икона же Спасителя помещена слева от царских врат. Согласно повести о чудотворных иконах Хиландара XVI в., в то время, видимо, ее называли Иерусалимской: «...которыя ж святыя иконы принес из Ерусалима святыи Сава, архиепископ Сербьский» - и совершали с ней крестный ход на Благовещение (ГИМ. Хлуд. 147 Д. Л. 94 об.; Турилов А. А. Рассказы о чудотворных иконах монастыря Хиландар в рус. записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 524). Празднование образу «М.» было установлено 12 янв.- в день памяти свт. Саввы Сербского. На иконе в карейской келии представлено поясное изображение Божией Матери с полулежащим на Ее правом локте Младенцем, Которого Она поддерживает обеими руками. Сын обеими ручками обхватывает правую грудь Матери. На голове Богородицы - царский венец, к-рый поддерживают 2 ангела. Иеросхим. Сергий (Веснин), впервые описавший икону, отмечал, что «очертание ликов Богоматери и Богомладенца выразительно, прекрасно в собственном церковном стиле, это лучший образец византийской школы, редкой здесь в настоящую пору» ( Сергий (Веснин). 2006. С. 315). Напротив, по мнению Кондакова, отрицавшего существование извода «М.» в визант. искусстве, эта икона «могла быть сербскою копией итальянского оригинала, выполненной в XIV столетии» ( Кондаков. 1910. С. 38). Лазарев высказал предположение о том, что под слоями записей на иконе из карейской Типикарницы может быть обнаружена живопись визант. письма. А. В. Рындина полагает, что икона или ее прототип могли быть созданы в Дубровнике, находившемся на пересечении культурных традиций Греции, Италии, готического искусства Европы.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010