Есть еще одна икона, хотя и написанная в другом виде, но известная также под именем Елецкой иконы Богоматери. Она находится в Иерусалиме, в Сретенской церкви и принесена сюда русской монахиней из дворян города Ельца. Египетская икона О Египетской иконе Божией Матери сохранилось очень мало сведений. Известно, во-первых, то, что явление этой иконы, как значится в гравюрах, последовало в 1060 году, и, во-вторых, то, что она издавна почитается иконой чудотворной. Этим и ограничиваются все исторические сведения о ней. Отличительная особенность Египетской иконы состоит в том, что Предвечный Младенец, поддерживаемый правой рукой Богоматери, изображен на ней с развернутым свитком в левой руке. Есть еще другая Египетская икона, на которой Богоматерь «черным зраком преображена», а также изображен святой Савва, архиепископ Сербский, скончавшийся в 1237 году. Египетскую икону Богоматери, празднование коей совершается ныне, не следует смешивать с иконой Александрийской, празднование которой совершается 1-го сентября. 12 января Икона «Млекопитательница» Икона Богоматери, именуемая Млекопитательница, в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре святого Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима. Великий основатель единственной лавры на Востоке, св. Савва Освященный перед своей блаженной кончиной обратился к братии, окружавшей его смертный одр, и пророчески сказал, что со временем посетит его обитель соименный ему богомолец царского рода из Сербии, также именем Савва, которому и должна быть отдана икона Богоматери Млекопитательницы от обители в благословение. Св. Савва Освященный мирно отошел ко Господу в четвертое лето царствования Юстиниана Великого, в 532 году. Более шести веков по смерти преподобного пронеслось над основанной им палестинской обителью. Икона Богородицы, именуемая Млекопитательница, неподвижно стояла на своем месте, ожидая исполнения тех пророческих предсмертных о ней завещаний св. Саввы, которые переходили в его монастыре устным преданием из века в век.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

2011). Списки афонских икон «М.» в России Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1894 г. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1894 г. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) П. И. Севастьяновым были привезены цветные кальки с афонских икон, в т. ч. с «М.» ( Шевырев. 1850. С. 3). Еще один список этой же иконы был послан в 1860 г. в Курскую губ. Наряду с иконой «М.» в московском Алексеевском мон-ре почиталась икона Божией Матери «Целительница», с которой было связано древнее чудо исцеления больного ребенка, вскормленного каплей «млека Богородицы» (Сон Богородицы; Цветник; Глинка Ф. Н. Таинственная Капля. Берлин, 1861. Т. 1. С. III-IV). Неск. чтимых списков «М.» связаны с пребыванием прп. Гавриила Афонского в Москве и Одессе. В Одессе привезенный прп. Гавриилом список «М.» хранится в Успенском соборе одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , на раме иконы помещены частицы риз Спасителя и Пресв. Богородицы (Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный). К., 2004. Ч. 1. С. 178-179). Два списка находятся в одесском во имя святого Илии пророка мужском монастыре , возведенном как подворье афонского Ильинского скита, в 3-престольном храме во имя прор. Илии (после постройки храма в 1894-1896 главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «М.», ныне в честь этой иконы освящен правый придел церкви). Один из списков - аналойная икона с надписью на обороте, сделанной самим прп. Гавриилом: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля Афонского Ильинского скита Архимандрита Гавриила 10 ноября 1894 г.». В Москве список «М.» 1894 г. как благословение настоятеля Ильинского афонского скита прп. Гавриила хранится в Богоявления соборе в Елохове . Икона находится у правого клироса перед главным иконостасом, она выполнена в характерной для афонской иконописной школы того времени академической манере. На ней Богоматерь держит у груди Младенца, Он лежит на Ее руках в складках красного плата и мафория.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

В Свято-Троицком соборе г. Армавира икона Божией Матери Млекопитательница чудесным образом отобразилась на стекле киота. 18 марта 2011 года в Свято-Троицком соборе г. Армавира Краснодарского края произошло чудо. Прихожанами было обнаружено, что икона Божией Матери Млекопитательница (большая, потемневшая от времени, которая из-за ремонта храма временно находилась в хранилище), чудесным образом отобразилась на стекле киота. Сама же икона за короткое время обновилась буквально на глазах верующих и теперь играет яркими цветами красок и золотом нимбов. Когда люди с благоговением прикладывались к иконе без стекла, даже чувствовался запах свежих красок. Вот так дивный Художник прямо на наших глазах совершил еще одно чудо Своей милости. 20 марта во время проповеди на Божественной литургии настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Сергий Токарь рассказал пастве об обстоятельствах обретения чудесного образа. 18 марта в соборе с утра кипела работа. Для размещения на стенах храма из хранилища доставались иконы, которые в связи с проводимым капитальным строительством временно были убраны. Иконы, многие из которых старые, писанные маслом, намоленные, бережно протирались от пыли и развешивались прихожанами на стены храма. Проводить эту работу в новом приделе собора настоятель поручил двум воспитанникам духовно-нравственного центра реабилитации алкоголиков и наркоманов имени святого Михаила Лекторского при Свято-Троицком соборе. Один из них бывший наркоман, другой – бывший алкоголик. Они-то первыми и обнаружили, что частичная непрозрачность стекла киота иконы Богоматери Млекопитательница не результат его запыленности, а явление нового нерукотворного образа Пречистой. Вот так Господь, явив первым Своё Чудо людям многими отверженным, снова, как тогда, 2000 лет назад, так и теперь, пришел к грешникам и мытарям, то есть к нам с вами. И теперь в новом приделе армавирского собора во имя Святой Троицы рядом находятся две чудотворные иконы Богородицы: одна – писанная иконописцем – красками, другая, нерукотворная, созданная Самим Господом.

http://pravoslavie.ru/45576.html

Сербская Церковь передает в дар русскому народу список чудотворной иконы Божией Матери Белград, 19 сентября 2008 г. Специально выполненная копия чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» будет передана в дар русскому народу, сообщает Благовест-инфо . Сербская Православная Церковь решила подарить в знак любви братского сербского народа православному русскому народу копию очень почитаемой сербами чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Список был специально сделан с оригинала, который хранится в Карее, главном городе монашеской республики Афон. 18 декабря 2007 г. предназначенный в дар России список был принесен в Белград и выставлен для поклонения верующих в старой церкви Саввы Сербского на Врачаре. Торжественные проводы иконы в Москву начнутся вечером в пятницу 19 сентября. В 17 часов перед ней будет отслужен акафист Пресвятой Богородице. На следующий день, в 7.30, начнется Божественная литургия, которую возглавит викарий Сербского Патриарха епископ Хвостанский Афанасий. От имени Сербской Церкви и сербского народа митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ Бачский Ириней передадут икону Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» является единственной православной иконой, которая изображает Пречистую Матерь кормящей Младенца, напоминает Радио и телевидение Сербии. Согласно преданию, во время первого посещения св. Саввой Сербским монастыря своего небесного покровителя прп. Саввы Освященного близ Иерусалима, икона Пресвятой Богородицы несколько раз наклонилась, а игуменский жезл, прислоненный к гробу прп. Саввы, упал. Монахи расценили это как знак исполнения пророчества прп. Саввы Освященного, который предрек, что однажды в монастырь придет монах благородного рода по имени Савва. Поэтому монахи подарили икону и жезл Савве Сербскому, а он перенес святыни на Афон. Считается, что эта икона имеет особую благодать защищать детей и матерей. 19 сентября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27654.html

Икона «Млекопитательница» Она обретена в 1650 году на высоком дереве, в урочище Крестогорске, в 20 верстах от города Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Богородицы, в котором в настоящее время и хранится образ Богоматери. Помещается он над царскими вратами и посредством особого механизма спускается вниз для поклонения богомольцев. Существует немало преданий о чудесных событиях, бывших от этой иконы Богоматери. Рассказывают, что однажды эта св. икона была тайно унесена из храма. Однако она вскоре опять оказалась на своем прежнем месте, а похититель понес строгое наказание. Сказание местных жителей приписывает иконе «Млекопитательница» избавление от бедствии во время нашествия шведов. Наконец, в благодарной памяти народа сохранилось много сказаний и о чудесных исцелениях от различных недугов и болезней, бывших от этой иконы. Есть еще и другая икона Богоматери, также именуемая «Млекопитательницей». Она находится на Афоне, и сведения о ней помещены под 12 января. Тупичевская икона Тупичевская икона Божией Матери находится в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии, близ города Мстиславля. Иногда эта икона называется еще «Семигородною». Празднование ей, кроме 15-го августа, совершается еще в день Сошествия Святого Духа. В 1847 году были установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богоматери. Первый из них совершается в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт. Николая. Второй — из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания Пасхи. Наконец, третий крестный ход совершается из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона обратно переносится в Тупичевский монастырь. Икона Димьова Предание утверждает, что сей образ Богоматери очень древнего происхождения и существует с VIII века. Свое название он получил от имени Димьова монастыря, находящегося в Греции, в Пелопоннесе, недалеко от села Явица в епархии Каламон. Икона Цикланская Цикланская икона Божией Матери по своему происхождению современна св. равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке, и в настоящее время находится в Цикланском храме в Карталинии.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Вифлеемские пещеры оставались одним из главных мест паломничества в средневековье и Новое время. Среди изображений, заказанных паломниками и выполненных в технике энкаустической живописи на колоннах базилики Рождества Христова в Вифлееме, сохранился образ Божией Матери в изводе «М.» 30-х гг. XII в. Фрагменты местной глинистой и известняковой почвы, на к-рые ставились оттиски с изображениями Божией Матери с Младенцем, сцены Воскресения Христова и др., в большом количестве привозили из Вифлеема западноевропейские паломники в виде евлогий. Их употребляли как лекарственное средство: разводили в воде и давали пить потерявшим молоко кормящим матерям ( MacGregor A. Medicinal «terra sigillata»: A Historical, Geographical and Typological Review//A History of Geology and Medicine/Ed.: C. J. Duffin, R. T. J. Moody, C. Gardner-Thorpe L., 2013. P. 123). Молоко, как правило, появлялось в т. ч. благодаря содержащимся в меловой почве химическим микроэлементам. Подобная практика сохранялась вплоть до нач. XX в., о чем свидетельствуют неск. реликвий из коллекции Уэлкома в Музее науки в Лондоне. Иконы Божией Матери «М.» на Афоне Икона Божией Матери «Млекопитательница» («Типикарница») (келия св. Саввы Сербского в Карее, Афон) Икона Божией Матери «Млекопитательница» («Типикарница») (келия св. Саввы Сербского в Карее, Афон) Наиболее почитаемый образ Божией Матери в изводе «М.» находится в Карее в келии Типикарница (там хранился типик, или устав, свт. Саввы Сербского), относящейся к мон-рю Хиландар на Афоне. Название «Типикарница» иногда переносят и на саму икону «М.» ( Кондаков. 1902). Устное монастырское предание, которое было записано иеросхим. Сергием (Весниным) в 1847 г. и легло в основу Сказаний об иконе, связывает создание образа со Св. землей и, в частности, с именем прп. Саввы Освященного. Перед своей кончиной (532) преподобный оставил образ на попечение братии основанной им лавры близ Иерусалима с наказом в будущем передать его в качестве благословения некоему царственному паломнику из Сербии, соименному прп.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

В монастырских виноградниках расположена кафизма св. Георгия «в винограднике» с маленьким храмом во имя вмч. Георгия Победоносца, устроенном в 1979 г. Реликвии и мощи святых Икона Божией Матери «Млекопитательница». XV в. Фрагмент Икона Божией Матери «Млекопитательница». XV в. Фрагмент В Г. м. хранятся 2 чтимые иконы Божией Матери - «Млекопитательница» (XV в.) и Григориатская икона Божией Матери (греки называют ее «Всецарица» или «Палеологина»), подаренная Марией Асениной Палеологиной, супругой Александра, сына молдав. господаря Стефана Великого. В каталоге 1775 г. (Cod. 154. Fol. 182b) числится ок. 30 крупных частиц мощей святых, впосл. были приобретены и другие, так что в наст. время в Г. м. находится более 100 реликвий и мощей разных святых. Из них следует особо выделить часть Животворящего Креста Господня, частицу мощей свт. Николая Чудотворца, часть главы и палец прп. Григория Нового (остальные его мощи находятся в мон-ре Горняк в Сербии) и значительную часть мощей (обе голени, левая ступня, правая рука с кожным покровом) прмц. Анастасии Римляныни. Имеются части глав сщмч. Дионисия Ареопагита, вмч. Иакова Персиянина, свт. Григория Богослова, мц. Фотинии Самаряныни, свт. Григория, Просветителя Армении, мч. Кирика, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, прп. Силуана Афонского и преподобномучеников, убиенных турками на горе Пендели. В мон-ре также хранятся правая рука свт. Григория Богослова, правая рука св. бессребреника Дамиана, левая рука новомч. Николая Пантопольского, крупные частицы мощей прп. Макрины, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, первомч. Стефана, ап. Андрея Первозванного, свт. Игнатия Богоносца, патриарха Иоанна Милостивого, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пантелеимона, сщмч. Харалампия, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, вмц. Варвары, мучениц Кириакии и Иулитты. Лит.: Три древних сказания о Св. Горе Афонской. М., 1882; Григорович-Барский В. Странствования по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.

http://pravenc.ru/text/168091.html

22 июля 1994 г. по благословению митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) клирики Илиинского храма обрели нетленные мощи прп. Гавриила Афонского. 23 окт. того же года в соборе прор. Илии прошли торжества, посвященные его прославлению. Божественную литургию и чин прославления преподобного совершил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). В 1995 г. Илиинский приход был преобразован в мон-рь, 1-м наместником назначен архим. Антоний (Боровик; впосл. епископ Угольский, викарий Хустской епархии). К 2018 г. главный престол собора освящен во имя прор. Илии, правый придел - в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», левый придел - во имя арх. Гавриила; 23 окт. 2011 г. митр. Одесский Агафангел освятил нижний храм собора во имя преподобных Паисия (Величковского) и Гавриила Афонского. Основными святынями О. И. м. являются аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» (1894) и рака с мощами прп. Гавриила Афонского, установленная в соборном приделе арх. Гавриила. Каждый день в мон-ре начинается с братского молебна у раки. По благословению митр. Агафангела в 7 ч. утра насельники читают акафист прп. Гавриилу Афонскому. При мон-ре действует воскресная школа для детей и молодежный клуб. В обители проживают 23 насельника, в т. ч. схиархимандрит, 4 архимандрита, 3 игумена и 7 иеромонахов. С 8 мая 2008 г. наместником О. И. м. является архим. Виктор (Быков; с 2014 г. епископ Арцизский, викарий Одесской епархии). Лит.: Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, именуемой «Млекопитательница». К., 1908; Русский общежительный скит св. прор. Ильи на Св. Афонской Горе. Од., 19134; Серафима (Шевчик), игум. Молитвенные лампады: История одесских мон-рей. Од., 1996; Жития Одесских святых. М., 2002. С. 238-256; Шиповальников В., прот. «Я с малолетства был при Церкви...»//Мир Божий. 2003. 1(9); Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный). К., 2004. Ч. 1; Храмы и мон-ри Одессы и Одесской обл. Од., 2005; Михайлуца Н. И. Православные мон-ри Одессы в период оккупации и после освобождения: (1941-1945)//Голос минувшего: Кубанский ист. ж. 2012. 3/4. С. 48-51; Рус. Афонский отечник XIX-XX вв. Св. гора Афон, 2012; Правосл. храмы Одессы и Одесской обл.: Путев. Од., 2014.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

М., 2000. Т. 1. Ч. 2. С. 17; 2003. Т. 3: Мат-лы; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 172-173; он же. Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 35-39. Рис. 26, 27; он же. Иконография Богоматери. СПб., 1914. Т. 1. С. 255-258; Каталог хромолитогр. св. изображений и именных икон, а также живописных икон на кипарисовых досках, книг, брошюр, листков, афонских масл и пр./Изд. Рус. Ильинского скита на Св. Горе Афон. Од., 19044. С. 8, 18, 19; Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, именуемых «Млекопитательница». К., 1908; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греч. иконописи и их влияние на композиции нек-рых православных рус. икон/Изд. Имп. Рус. археол. об-ва. СПб., 1911. С. 34, 208-209; П. Умилителните мотиви во бuзahmujckama уметност по Балканот и проблемот на Богородица Пелагонитиса//Зборник на Археолошкиот музей. Скопье, 1958. Сб. 2. С. 1-27; Wessel K. Koptische Kunst: Die Spätantike in Ägypten. Recklinghausen, 1963; В. J. Дубровачка сликарска школа. Београд, 1963; Лазарев В. Н. Этюды по иконографии Богоматери// Он же. Визант. живопись. М., 1971. С. 275-329; Сычев Н. П. Икона Божией Матери Млекопитательница// о н же. Избр. тр. М., 1977. С. 43-61; Effenberger A. Die Grabstelle aus Medinet-el-Fajum: Zum Bild der stillenden Gottesmutter in der koptischen Kunst//Forschungen und Berichte Staatliche Museen zu Berlin. 1977. Bd. 18. S. 158-168; Bonani G. P., Bonani S. B. Maria lactans. R., 1995; Langener L. Isis lactans - Maria lactans: Untersuchungen zur coptischen Ikonographie. Altenberge, 1996; Williamson B. A. The Virgin Lactans and Madonna of Humility: Image and Devotion in Italy: Metz and Avignon in the XIII and XIV cent. L., 1996; Щенникова Л. А. Иконы-пядницы и иконы-таблетки придворной церкви//Благовещенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 122-153; Христианские реликвии в Московском Кремле: Кат.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (XV в.). ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре). С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери. ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины. С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница». С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери. СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали». ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.). С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района: Колодчик Николая Чудотворца (Губино) , Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери. С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая. Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери. КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.). ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.). МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.). С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.). С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери. С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010