Сямский Богородице-Рождественский , общ., в 65 в. от г. Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 г. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта св. икона явилась в 1524 г, и названа по месту явления в Вологодской губ., в с. Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконою и была поставлена явленная икона; св. икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Троице-Стефано-Ульяновский , общ., в м. Ульянове, в 1045 в. от г. Вологды и в 165 в. от г. Усть-Сысольска, близ р. Вычегды. Основан в кон. XIV в. св. Стефаном Пермским (см. 26 апр.). Упраздненный в 1764 г., он был восстановлен в I860 г. При мон. с 1893 г. церк.-прих. школа, преобразованная в 1896 г. в миссионерскую. Женские: Арсеньево-Комельский , 3 кл., общ., в 25 в. от г. Грязовца. Основан в 1530 г, пр. Арсением (см. 24 авг.). Сначала был мужским; в 1904 г. обращен в женский. Хранящиеся в нем мощи пр. Арсения покоятся в приделе его имени. При мон. школа для мальчиков и девочек. Велико-Устюжский Иоанно-Предтеченский , 3 кл., основанный в 1262 г., в г. Великом Устюге, на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборщика податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь мон. Этот мон. был прежде мужским, а в 1764 г., по перенесении в него Велико-Устюжского Преображенского женского мон., основанного около 1626 г., стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695 г. Ежегодно 24 июня бывает крестный ход в мон. из городского Успенского собора с чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии. При мон. помещается епархиальное женское училище и имеется богадельня. Горний Успенский , 3 кл., в г. Вологде, на прав. бер. р. Вологды, на «Горе». Основан в 1590 г. Соборный храм Успения построен в 1691–1699 г. При мон. живописная мастерская и школа рукоделия. К нему приписана Николаевская Озерская пуст., в 20 в. от г. Грязовца, при истоке р. Комелы из Николаевского озера. Основана в 1534 г. пр. Стефаном Озерским (см. 12 июня). Первоначально была мужскою; в 1764 г. упразднена; с 1860 г. приписана и стала женской. Здесь покоятся под спудом мощи основателя мон. в приделе его имени и находится икона св. Николая чудотворца, писанная пр. Дионисием Глушицким и принесенная пр. Стефаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

С южной стороны церкви сошествия Святого Духа, в 1867 году, устроен придел во имя праведного Филарета Милостивого. В сем храме погребены тела в бозе почивших настоятелей Лавры, Московских митрополитов: Филарета (+ 1867) и Иннокентия (+ 1879) 5) Церковь во имя Явления Богородицы святому Сергию, построенная в 1784 году, по повелению императрицы Анны Иоанновны, на том месте, где погребён свидетель его чудесного явления, ученик святого Сергия преподобный Михей, которого мощи почивают здесь под спудом. 6) Церковь святого Сергия Радонежского, основанная в 1692 году патриархом Адрианом, вместо прежней деревянной – каменная. При ней обширная братская трапеза. 7) Церковь Рождества Иоанна Предтечи, над святыми вратами. 8) Церковь Смоленской иконы Богоматери, именуемой Одигитрия, устроенная в 1736 году. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери Одигитрия. 9) Церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия – в 1635 году. 10) Церковь во имя святых великомучениц Варвары и Анастасии – в 1853 году. 11) Церковь апостолов Петра и Павла, сооружённая в 1793 году митрополитом Платоном вместо прежней, бывшей во имя Казанской иконы Божией Матери. Величественная колокольня, которая украшает собою Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, почитается одной из замечательнейших в России колоколен. Начало основания её положено было в 1741 году, по повелению императрицы Анны Иоанновны и окончена в 1769 году. Она отличается необыкновенной вышиной и превосходной архитектурой; высота её имеет более 40 саженей. Всех колоколов на ней около 40; самый большой из них весит 4000 пуд 127 . В обители преподобного Сергия помещается Духовная академия с домовой церковью Покрова Божией Матери; она переведена была сюда из Московского Заиконоспасского монастыря в 1814 году. Главнейшей достопамятностью Троицкой Сергиевой Лавры почитается ризница. Здесь хранятся вещи, принадлежавшие преподобному Сергию и ученику его преподобному Никону, как-то: а) крест преподобного Сергия, присланный ему от Царьградского патриарха Филофея, украшенный золотом, серебром и разными драгоценными каменьями;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Одигитрия Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Божией Матери Одигитрия из Мартвили. Чеканка по золоту. Грузия. X век. Тбилиси, Музей искусств Грузии. Средник иконы (32x23 см), отделанный драгоценными камнями, выполнен из чистого золота; поля, украшенные медальонами и растительным орнаментом, — из позолоченного серебра. В центре, словно величайшая драгоценность, возвышается фигура Марии с Младенцем Христом. Иисус сидит на левой руке Богоматери, правую она держит перед грудью, указывая на Христа. Изображение по типу близко Одигитрии, одн[...] Файл 12977.jpg:   Размер: 740x1024, 0.76 MPix, 234 Kb. Дата: 2011-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (121) , (8) . Описание: Богоматерь Одигитрия. Икона в драгоценном окладе с изображениями Престола Уготованного и семи Богородичных праздников. Темпера, серебро, жемчуг, драгоценные камни; чеканка, золочение. Константинополь или Фессалоники. Первая четверть XIV века. Музеи Московского Кремля. Могла быть привезена в Москву в составе приданого племянницы последнего византийского императора Зои (Софьи) Палеолог. Золотые серьги с орлами, прикрепленные к очелью Богородицы, несомненно, были «приложены» великой княгиней Файл 13060.jpg:   Размер: 400x520, 0.21 MPix, 27 Kb. Дата: 2011-07-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (128) , (3) . Описание: Пресвятая Богородица с младенцем. Конец XVI века. Греция. Дерево, левкас, темпера, канфарение. 41,0х29,7 см. Икона реставрирована.Изображение Богоматери на этой иконе относится к редкому иконографическому варианту, не получившему определенного названия в византийском и поствизантийском искусстве. Основой образа является тип Одигитрии, но он отличается от традиционного некоторыми особенностями: Христос расположен не прямолично, а вполоборота; Его левая рука вложена в ладонь Богоматери; ножки Млад[...]

http://pravicon.com/icon-222-photo

Файл 13825.jpg:   Размер: 579x700, 0.41 MPix, 67 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (335) , (15) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Моденской. 2017. Crescent City Auction Gallery. Major Spring Estates Auction: Day 1 of 2. Lot 0654. Russian Icon of the Virgin of Smolensk, 19th c., egg tempera and gilt on wooden panel, H.- 6 1/4 in., W.- 4 1/2 in., D.- 7/8 in. Файл 29375.jpg:   Размер: 807x1100, 0.89 MPix, 304 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (167) , (7) . Описание: Икона овальная с изображением Миденской Богоматери с младенцем. Россия, XIX в. Материал: эмаль росписная, медь. 2,3х1,8 см. Государственный Эрмитаж. Файл 30150.jpg:   Размер: 607x757, 0.46 MPix, 111 Kb. Дата: 2017-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (104) , (4) . Описание: 3 июля 2017 г. на приходе Троицкого храма с. Балобаново Богородского благочиния отмечали обретение чудотворной иконы Божией Матери Моденской (Косинской). В Троицком храме в алтаре находится старинный список иконы. На праздник икона выносится из алтаря, чтобы каждый желающий мог прикоснуться к этой святыне. Файл 32142.jpg:   Размер: 620x907, 0.56 MPix, 177 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (154) , (5) . Описание: Чудотворная Моденская икона Богоматери. (Косино и его святыни/Свящ. И.И.Померанцев, свящ. А.И.Речменский. Москва: Комис. по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Моск. епархии, 1904. С.20.) Файл 32864.jpg:   Размер: 735x1017, 0.75 MPix, 362 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (4) . Описание: Моденская Пресвятая Богородица (Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. СПб, 1906. Ч. II. CCXXIV. Икона Божией Матери Одигитрии в рост, явления, именуемого «Моденская Божия Матерь». Собрание автора.) Файл 34170.jpg:   Размер: 645x757, 0.49 MPix, 124 Kb. Дата: 2019-08-09, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (81) , (1) . Описание: Изображение Моденской иконы Пресвятой Богородицы : [лубок]. - Москва : Лит. А.В. Морозова, 1868. - л. : Литогр.; 36 х 29 (изобр.); 43,5 х 35 (л.) см.

http://pravicon.com/icon-172

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви 10 августа. ПРАВМИР. Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября). В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери прибывает в Рязань Рязань, 2 апреля 2014 г. 4 апреля 2014 года в 17:00 в Христорождественский кафедральный собор города Рязани будет принесен чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Влахернский» с частицами великих святынь. Среди святынь мощи святых первоверховных апостолов Петра и Павла, частица Животворящего Древа Господня и многие другие частицы мощей угодников Божиих, сообщает информационно-аналитический отдел Рязанской епархии. Встречу иконы возглавит митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин. Образ будет пребывать в Христорождественском кафедральном соборе до 12 апреля. Об Влахернской иконе: Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией, во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля). Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610-631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице ( " Суббота Акафиста " ). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви. После падения Константинополя в 145З году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу. Празднование Влахернской иконе совершается еще 2 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста - на пятой седмице Великого поста Поделиться 2 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69671.html

Святитель Лука оставил богатое научное и духовное наследие: 55 трудов по хирургии и анатомии, 10 томов проповедей, богословский труд «Дух, душа и тело». Ежегодно 11 июня Крымская епархия торжественно отмечает день памяти исповедника Луки. В доме, где он жил, на месте бывшей домовой церкви построена часовня. Еще одна часовня во имя святителя Луки заложена летом 2001 года на территории Симферопольского медицинского университета имени С. Георгиевского. В начале улицы имени Розы Люксембург установлен памятник святителю Луке. Пастырь в полном архиерейском облачении правой рукой благословляет всех нас, торопливо бегущих мимо по своим делам. У памятника всегда, и зимой и летом, букеты цветов. Так люди выражают свою любовь и благодарность святому исповеднику Луке. В Свято-Троицком соборе хранится одна из крымских святынь: обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая». Есть иконы — покровительницы городов или целых регионов. Когда-то и наш полуостров осеняла икона Божией Матери, именуемая Бахчисарайской, Мариупольской, Одигитрией, Панагией. Но в 1778 году, когда греки-христиане переселялись в Приазовье, икона ушла вместе с ними, и долгое время, вплоть до своего исчезновения в годы Великой Отечественной войны, находилась в Мариуполе. С самого конца XVIII века в Крыму не было святыни равной той, которую забрали с собой на новые земли переселенцы. И вот, спустя двести двадцать лет, явился образ, почитание которого мгновенно охватило всю крымскую землю. В 1998 году Феодосия Денисенко, прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района, пожертвовала в храм икону Божией Матери — тусклое, темное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма о. Александр Козак поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время праздничной службы, через распахнутые Царские врата, бывшая хозяйка иконы увидала свой подарок и не узнала его — таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с расспросами — где да когда так хорошо отреставрировали темную икону. Священник был удивлен не менее — он и не прикасался к образу.

http://sobory.ru/article/?object=09016

Крестный ход к часовне Предтеченской, где находится источник, совершается в пятницу Св. Пасхи из Михаило-Архангельской церкви, с чудотворными иконами Умиления и Одигитрии Божией Матери и с другими. Самое время его совершения указывает на церковное основание, – память о Живоносном источнике Влахернском. Из двух крестных ходов во Пскове, один совершается на седьмой неделе по Пасхе. Этот ход окончательно установлен Преосвященным Геннадием, Епископом Псковским и Изборским, ещё в 1601 году, в память избавления Пскова в 1581 году, силою святыни Печерского монастыря, из которого были принесены во Псков две чудотворные иконы – Успения и Умиления Божией Матери и медная хоругвь, в то время, как Баторий осаждал этот город. Главною иконою в этом крестном ходе бывает чудотворная икона Умиления Божией Матери, называемая Владимирскою, которой празднование положено, по святцам церковным, 21 Мая. По пасхалии можно видеть, что в 1601 году, когда составлен чин крестохождения, Пасха была 7 Апреля, и 21 число Мая приходилось во вторник седьмой недели по Пасхе. Почему в чине и назначен для крестного хода около Пскова с Печерскою иконою, именуемою Владимирскою, не иной день, а именно вторник седьмой недели по Пасхе. В другие годы, конечно, не приходится это число Мая на вторник седьмой недели, но чин крестного хода, утвержденный Геннадием, не изменяется. Другой крестный ход в город Псков совершается, с 3 по 29 Октября. Он установлен в 1812 году, по случаю нашествия Французов на Россию, и навсегда Высочайше утверждён 29 Апреля 1813 года, в память избавления Псковской страны от нахождения врагов. Обратное шествие в монастырь сего крестного хода, с 1880 года, совершается через город Остров. Для этого хода поднимается чудотворная икона Успения Божией Матери, храмовая из Успенского собора, и предварительно переносится в Михаило-Архангельский собор, из которого совершается ход во Псков, вместе с другими чудотворными и не чудотворными иконами. Пред литургиею, до начала хода, отправляется настоятелем с братиею, в Архангельском храме, соборне большая панихида, на которой поминаются православные воины, положившие живот свой в сражениях с Галлами. Нельзя не умиляться духом, слыша такое поминовение в храме, созданном на пожертвования христолюбивых воинов, из благодарности к Заступнице живых и мертвых. Во Пскове с Печерскими иконами совершается крестный ход вокруг города 7 Октября, а в Острове 17 числа. В 1812 году жители Пскова 7 числа Октября почти с теми же самыми иконами совершали крестный ход, вокруг всего города и Русские воины, под начальством Графа Витгенштейна в это же самое время вытеснили врагов из Полоцка и тем спасли и Псков, и г. Остров.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Не один раз, сколько знаем, возникала мысль, чтобы по возможности хорошо отделать Успенский собор и чтобы на лето, когда в лавре бывает очень большое стечение богомольцев, переносить в него мощи преподобного Сергия из слишком тесного Троицкого собора. Нельзя не пожелать, чтобы мысль эта была приведена в 6. Смоленская церковь На том месте, где стоит теперь Смоленская церковь, или церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия), в начале XVIII века стояло каменное здание, в котором помещались служние, или людские, трапеза и поварня (это, собственно, была братская поварня, обращенная в служнюю трапезу-поварню после того, как на место прежней братской трапезы, при которой она была и которая находилась там, где теперь колокольня, была построена нынешняя трапеза, см. ниже, гл. IV). На наружной стене здания стояла Смоленская икона Божией Матери. В 1730 году эта икона представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, который имел пригнутые к спине и иссохшие руки и который после сего получил исцеление. Для прославившейся чудотворением иконы здание трапезы-поварни в 1735 году по именному указу императрицы Анны Иоанновны и обращено было в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание скоро оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А. Г. Разумовским, в количестве 4654 рублей 38 копеек (!), по разобрании старой церкви была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени. Новая церковь начата была строением в 1746 году, окончена в 1748 году и освящена в присутствии императрицы Елизаветы Петровны 6 июня 1753 года. Церковь овальной фигуры; в окружности имеет 19 сажен, а в диаметре от горнего места до западных дверей – 5 сажен. Глава на церкви вызолочена червонным листовым золотом в 1780 году. В 1854 году к церкви пристроена паперть, и она, быв вся реставрирована, сделана теплою (в первоначальном своем виде церковь, несмотря на свои малые размеры, имела, как видно из описи лавры 1768 года, три крыльца, то есть на запад, север и юг, из белого

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Ватопедская (Отрада, Утешение, Парамифия) " Описания иконы Описание иконы Ватопедская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери, именуемая «Отрада», или «Утешение», находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедской она получила от того, что в 390 году возле острова Имброс, напротив Святой Горы, упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого (379-395), и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь наутро нашли его спящим глубоким, спокойным сном под густым кустом, недалеко от разрушенного Благовещенского собора. От этого события и произошло название «ватопед» (????? ?????? – «куст отрока»). Император Феодосий в благодарность за чудное избавление сына воздвиг вместо разрушенной обители новый храм, где алтарь находился на том самом месте, где был найден спасенный юноша. На протяжении не одного столетия благотворителями, поддерживающими монастырь, становились византийские императоры, русские самодержцы, сербские и молдавские государи. Четыреста лет благополучно проходила монаше[...] Икона Ватопедская (Отрада, Утешение) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона эта находится в Ватопедском монастыре на Афоне в храме Благовещения Пресвятой Богородице. История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой. И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грех[...]

http://pravicon.com/icon-50

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010