Икона, находящаяся в Софийском соборе прославилась многочисленными чудесами по молитве перед ней. Существуют и другие чудотворные списки:     В чем помогает икона «Нерушимая стена» Читайте также — Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери Молитвы образу «Нерушимая стена» Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Нерушимая стена» Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, пред пречистым Ея образом, Нерушимая Стено именуемым, благодарственное хвалебное пение приносим Тебе, Благодатная. Ты же, яко имущая силу непостижимую и любовь несказанную, от всех нас бед и скорбей сохрани, да зовем Ти: Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение. Икос 1 Икона Божией Матери «Нерушимая Стена» в храме апостолов Петра и Павла в Лефортово Источник: http://hram-troicy.prihod.ru Ангел предстатель послан быстъ от Бога к Тебе, Пречистая, благовестити Тебе радость всемирную, яко зачнеши от Духа Свята во утробе Твоей Бога Слова, Спасителя мира. Мы же, ведуще исполнение сего благовещения, веруем, яко Господь Тебе, Преблагословенная, яви Стеною Нерушимою и ограждение нас от всякого греха, бед и напастей. Сего ради ублажаем Тя, Богородице, и радостно вопием: Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами; радуйся, яко в Кане Галилейстей Предстательницею к Сыну Твоему о людех явилася еси. Радуйся, яко омофором Твоим ширше облака покрываеши верных; радуйся, яко лентием Твоим слезы страждущих отираеши. Радуйся, яко воздеваеши руце Твои во ограждение нас от всякия скверны; радуйся, яко по глаголу Твоему ныне и присно ублажаешися. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение. Кондак 2 Провидяще пророцы умными очесы своими благодатное явление Твое, Рождество во плоти от Тебе Сына Божия провозвестиша, да вси сбытие пророческих вещаний познавше, благоговейно взывают к Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум благопросвещен имеюще, Иаков, Моисей, Давид и других множество в словесех, видениях, сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша. Мы же, всю силу пророческих вещаний разумети не могуще, из глубины верующих сердец наших с любовию воспеваем Тебе: Радуйся, Лествице высокая, землю с Небом совокупльшая; радуйся, Бога, на земле явльшагося, во чреве Твоем понесшая и яко Неопалимая Купина нетленною пребывающая. Радуйся, светоносный Облаче, из Него же всех Владыка, яко дождь на руно, на землю сниде; радуйся, яко Живоносный Источник, алчбу и жажду вечныя правды в людех возгревающая. Радуйся, Христа, манну жизни, во чрево Свое вместившая и души наша хлебом безсмертия насыщающая; радуйся, чудный Жезле, цветами добродетелей верных украшающая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

http://pravmir.ru/ikona-nerushimaja-sten...

Лик Богоматери кажется несколько повреждённым: на левой ланите видны царапины. Несколько раз благоговейные почитатели чудотворной иконы принимались возобновлять на ней живопись, но всегда безуспешно. Тогда все убедились, что Царица Небесная не желает, чтоб лик Её на иконе изменялся, и теперь никто уже не дерзнёт поправлять на ней живопись. 16.09. Призри на смирение 106 Призри на смирение Икона, именуемая Призри на смирение, явилась в Псковской области в 1420 г. на озере Каменном, откуда перенесена 16 сентября в г. Псков, где находится и доныне. На иконе Богоматерь представлена сидящею; в правой руке Её скипетр, а левою Она поддерживает стоящего на Её коленях Богомладенца, Который правою рукою прикасается к лицу Богоматери, а в левой держит шар, символ мира. На главе Божией Матери корона. 17.09. Цареградская Чудотворная икона Цареградская явилась в 1071 году. Других сказаний о ней не имеется. Список с неё находится в Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. В Старорусском соборе Новгородской епархии находится также свято чтимая икона Цареградской Богоматери. Икона мерою в 2 дюйма, выбита на грифельной доске. Предание говорит, что в древние времена два монаха из Царьграда, проездом чрез Старую Руссу, слушали Литургию в соборе и оставили на память сию икону. К ней притекают во множестве с молитвою веры. 17.09. Макарьевская Одигитрия В Макарьево-Унженском монастыре Костромской епархии находится чудотворная икона Одигитрии. Икона явилась 17 сентября в 1442 году, во время княжения Василия Васильевича Тёмного, когда Галичская область, нынешняя Костромская губерния, находилась в бедственном положении от междоусобных войн и набегов татарских полчищ, опустошавших Россию огнём и мечом. Защиты не было, беспомощный народ падал духом. В это время чудотворная икона Богоматери явилась угоднику Божию Макарию, жившему в подвигах молитвы, поста и любви к ближним на берегу реки Унжи, где ныне Макарьево-Унженский монастырь. В 1442 году 17 сентября, около трёх часов утра, преподобный Макарий оканчивал своё обычное акафистное пение Пресвятой Богородице, вдруг его хижину озарил необыкновенный свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 10.04.2012 После Метеор Феофан отправился на Святую Гору Афон и расписывал там соборы Великой Лавры и монастыря Ставроникита. В работах Феофана отмечают несвойственная византийскому искусству живописность, изображение фигур со спины... 15.03.2012 Это оружие было принято в 1820 - 1850-х годах от приходящих на монашество. Время было трудное, турки и разбойники грабили и на суше - и на море. Поэтому паломники часто имели оружие. 10.03.2012 Именно эта Иверская икона и почиталась на Руси как Иверская Богоматерь. И действительно, эта икона Богоматери, поистине, представляет собой историческую ценность, или даже целую веху в нашей истории. Икона была прислана патриарху Никону и подарена царю Алексею Михайловичу. Царь же отправил ее в монастырь. 24.02.2012 Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница», находится в Афонском монастыре Дохиар, посвященном святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Эта обитель расположена на живописном берегу залива Святой Горы Афон в Эгейском море. 12.02.2012 Здесь мы рассмотрим, чем отличается восточное направление в живописи от западного. Не стоит заострять внимание на приемах, обратимся сразу к догматическим тенденциям. Нужно разбираться в этих тенденциях и понимать, что выбриая иконы вы исповедаете свою веру. Как жаль, что и сами иконописцы теряют понимание догматических основ своего искусства, подменяя сакральность, как символический язык сердца, - идеями ума о творчестве и обновлении. 02.02.2012 " Ватопедская " икона принадлежит к наиболее распространенному в Византии типу - " Одигитрия " , который восходит к древнему Константинопольскому образу, почитавшемуся в монастыре Одегон. 31.01.2012 Касаясь западной традиции в иконах Святой Горы Афон, важно помнить, что западное влияние основано на Каролинских книгах. Это малоисследованная область в богословской науке, а лучше сказать, совсем неизвестная. 26.01.2012 Эта икона может быть с успехом отнсена к XIII веку. Икона Богоматерь Скорбящая была куплена Петром Севастьяновым во вермя его первой экспедиции на Афон, вывезена в Россию и находилась в его собрании икон, о котором мы позднее расскажем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&pid=12

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская " В настоящее время изображения в разделах " Одигитрия " (http://pravicon.com/icon-222) и " Одигитрия Смоленская " (http://pravicon.com/icon-234) спутаны, то есть фактически эти два раздела следует воспринимать как один раздел. В действительности же, все списки со Смоленской иконы являются Одигитриями, но не все Одигитрии являются списками со Смоленской иконы. Описания иконы Описание иконы Одигитрия Смоленская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православны[...] Икона Одигитрия Смоленская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы«ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводит[...]

http://pravicon.com/icon-234

Икона Божией Матери Иерусалимская      По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях. В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

http://pravoslavie.ru/1942.html

Икона, именуемая Одигитрия-Афонская Она находится на Афоне, в Ксенофской обители. С незапамятных времён прежде находилась в Ватопедском монастыре: но в 1730 году при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители долго разыскивали икону и, когда услышали, что она находится в Ксенофской обители, немедленно послали туда иноков. Иноки принесли икону и поставили на прежнее место. Несмотря на это, она опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где и пребывает доныне. В России находится много чудотворных икон с именем Одигитрия, или Смоленская (см. под 28 июля). Икона Ватопедская, Отрада, или Утешение Такая икона находится на Афоне в Ватопедском монастыре, который устроен в царствование Константина Великого . Близ сего монастыря в 395 году, во время сильной бури упал из корабля в море царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, и был поглощён волнами. Все были в ужасе, что царевич погиб. Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Тут спутники Аркадия случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели здесь под одним из кустов спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, царевич рассказал о своём чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. От этого дано монастырю название Ватопед, то есть куст отрока. Император Феодосий, в память избавления своего сына, распространил и обогатил монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том самом месте, где найден царевич. На освящение храма приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием. Чудотворная икона стоит в приделе, посвящённом её имени. Лицо Богоматери на сей иконе выражает сострадательную любовь, взор Её дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно: движение гнева заметно во всех чертах: взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе сохраняется ещё следующее сказание: в 807 году, 21 января, шайка разбойников подступила к Афонской горе с намерением на рассвете дня, как только растворятся ворота Ватопедского монастыря, ворваться внутрь, перебить иноков и разграбить монастырское имущество. Разбойники укрылись на берегу в прилежащих к монастырю кустарниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Георгиевская церковь оставалась деревянною до начала XVIII в., но около 1700 г. начали строить каменную об одной главе и наружный вид ее сохранился до сего времени тот же самый. Вместе с колокольнею она замечательна по своей архитектуре. Она окончена постройкою и освящена в царствование Петра Великого в 1702 г. при нижегородском митрополите Исаии иждивением купца Пушника, жившего на месте нынешнего архиерейского дома. Престолов в ней три: главный – во имя св. вмч. Георгия; другие два придельные в трапезе: по правую сторону – св. Иоанна Златоуста, по левую - св. Симеона Богоприимца и муч. царицы Александры. Кроме двух этих приделов был еще третий «во имя Пресвятой Богородицы честные иконы ее, именуемая Толгская», пристроенный снаружи настоящего храма с северной стороны прихожанином купцом Пачкуновым, на память избавления его из плена от турок. Но сей придел по распоряжению высшего начальства в 1836 г. разобран, потому что был построен не согласно с планом. Внутренность Георгиевской церкви соответствует ее наружности по своему благолепию и по резным иконостасам. Они сначала позолочены были на масле, а в недавнее время перезолочены вновь на полимент червонным полузолотниковым золотом. Особенное внимание обращает на себя резной иконостас в главном храме. Он состоит из шести ярусов и занимает не только восточную сторону храма, отделяющую алтарь, но в размере простирается по всем другим стенам храма. Из вещей церковных более замечательны: - Одигитриевская икона Божией Матери в сребропозлащенном и богато украшенном жемчугом и каменьями окладе. По письму икона должна относиться, по крайней мере, к началу XVI в. В 1665 и 1772 гг., когда Нижний Новгород страдал от моровой язвы, икона Одигитриевская особо прославлена была чудесами: с этого времени учрежден крестный ход из Нижегородского кафедрального собора в Георгиевскую церковь 28 июля. К этой чудотворной иконе прибегали с усердною молитвою в Нижнем Новгороде и во время холеры, бывшей тут в последние годы. По чувству особого благоговения пред нею и теперь служат молебны не только в церкви, но и в домах, а в праздничные дни, после ранней литургии, во весь год читается акафист Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=32758

9 сентября Святейший Патриарх Кирилл возглавит общемосковские торжества в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года 8 сентября 2012 г. 17:15 9 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит общемосковские торжества в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Предстоятель Русской Церкви совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве — храме-памятнике героям войны 1812 года. На богослужение будет принесена Смоленская икона Божией Матери, перед которой войска М.И. Кутузова молились накануне Бородинского сражения. После богослужения будет совершен крестный ход и молебен перед чудотворной Смоленской иконой на паперти храма. Начало Литургии в 9.30. В этот день во всех храмах столицы будут отслужены ранние Литургии. К участию в Патриаршем богослужении в Храме Христа Спасителя приглашаются все священнослужители и православные верующие г. Москвы. Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия («Путеводительница»), имеет очень древнее происхождение. Когда и кем она была принесена на Русь, достоверно неизвестно. На рубеже XI-XII веков князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск; с тех пор она обрела современное название. В 1812 году, перед началом Бородинского сражения, чудотворный образ был доставлен из Смоленска в Москву. В день битвы икону обносили крестным ходом вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Затем образ был перемещен в Лефортовский дворец, где находились раненые воины. Перед взятием Москвы французами святыня была отправлена в Ярославль, где оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона была возвращена в Смоленск и пребывала в Успенском кафедральном соборе до начала Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Сейчас на его месте в кафедральном соборе находится чудотворный список Смоленского образа, датируемый 1602 годом. В 1812 году при оставлении Смоленска он был взят 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии икона неотлучно находилась в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа 1812 года, накануне Бородинской битвы, по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова святыня была обнесена по всем рядам войск, и в присутствии главнокомандующего и всей армии перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением. Смоленская икона Божией Матери  (историческая справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2455763.ht...

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная. Свт. Григорий Палама Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская. Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься. Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!… Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы. Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской. Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

http://pravoslavie.ru/1909.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010