Сопровождение Надвратной иконы Одигитрии было поручено батарейной 1-го роте 3-ей артиллерийской бригады под командованием полковника В.А. Глухова. Данная рота входила в состав 3 корпуса 1-ой армии и принимала активное участие в боях под Смоленском 5 (18) августа. Для обороны города эта рота сначала была расположена в Мстиславском предместье, где приняла бой, однако с другими войсками под неприятельским огнем вынуждена была отступить для занятия следующей позиции у Молоховских ворот. Во время отступления, французское ядро попало в один из зарядных ящиков 1-ой батарейной роты. Взрыв был таким, что от ящика осталось только одно днище. Этот ящик был сохранен и затем в нем, как в колеснице, возили Надвратную икону Богоматери в течение всех трех месяцев ее пребывания в русской армии [ 12 ] .   Фельдфебель и солдаты роты полковника В.А. Глухова, приняв икону в свое ведение, соорудили для нее особый деревянный киот, который окрасили в зеленый цвет и убрали разноцветными лентами. Через три-четыре дня после выхода из Смоленска для сопровождения Надвратной иконы Одигитрии были назначены особый священник и церковнослужитель, которые совершали перед ней молебны в течение всей военной кампании. С этого момента Надвратная Смоленская икона Божией Матери постоянно находилась среди русского войска — в третьей пехотной дивизии генерал-лейтенанта Коновницына, укрепляя силы и боевой дух наших воинов [ 13 ] . На протяжении всей войны при иконе помимо полковника В.А. Глухова состояли: штабс-капитан И.Ф. Богданович, поручик А.И. Гречь, подпоручики М.К. Реан, Г.Г. Сигунов, А.А. Ольхин, прапорщики Н.Г. Сигунов и П.Д. Зеленин [ 14 ] . Протоиерей П. Левашев в своей небольшой книге “Краткое сказание о Смоленской иконе Божией МатериОдигитрии, именуемой Надворотной” так пишет о том огромном значении, какое имело пребывание Надвратной иконы Пресвятой Богородицы в рядах русской армии: “ Эта святыня, поистине, была единственным духовным прибежищем для нашей благочестивой армии. Всюду следуя с армией, оставаясь при ней  во всех случаях боевых действий, Икона Богоматери — Одигитрии являлась поистине Взбранной Воеводой для русского воинства и залогом побед над  врагами. Каждый раз, как пред началом, так и при окончании битвы, для всех участников сражения Небесная Заступница была истинным прибежищем, подавала им бодрость и крепость сил, одушевляла их, а умирающим на поле брани служила утешением в последние минуты жизни. Твердая и живая вера в небесное заступление Богоматери, как бы лично, через Свою чудотворную Икону, пребывавшей в русской армии, могла придавать необыкновенную силу и храбрость русским воинам” [ 15 ] .

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

К достопримечательностям Одигитриевской церкви относятся: Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии Страстной. Она мерою в длину один аршин и пять вершков, а в ширину ровно аршин. Риза на ней серебряная позолоченная; убрус на лике Божией Матери и цата на лике Предвечного Младенца украшены жемчугом, алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями. Орудием прославления иконы, писанной нижегородским иконописцем Григорием, послужила некая жена веси Палец, по имени Екатерина, в царствование царя Михаила Феодоровича. С 1644 года икона сия признана чудотворной и празднество ей установлено августа 13 дня. Это видно, кроме рукописного о ней сказания, из " Истории Российской иерархии " , где говорится: " По uзbъecmiю о яbлehiu образа пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Одигитрия, нарицаемыя страстныя, значится, что сей образ 7149 (1641) года, по couзboлehiю Государя царя Михаила Феодоровича и по совъту святъйшаго nampiapxa Bcepocciйckaro Iocuфa, принесенъ Нижняго Новгорода изъ вотчины царева синклита болярина князя Бориса Лыкова, изъ веси нарицаемой Палецъ, изъ церкви св. Космы и Дaмiaha въ цapcmbyющiй градъ Москву " . Сам благочестивый государь с сыном своим Алексеем Михайловичем в сопровождении всего синклита своего, равно и патриарх Иосиф со всем священным собором московским, вышли в сретение чудотворной иконе. По совершении молебного пения за Тверскими воротами, на месте сретения вскоре сооружена каменная церковь в честь Пресвятой Богородицы Страстной Одигитрии, где ныне девичий монастырь, именуемый Страстным. Вместе с сим царь приказал снять верный список с чудотворной Одигитриевской иконы и поставить оный во вновь сооружаемой церкви. А подлинная икона, украшенная серебром, золотом и многоценными каменьями, препровождена была с подобающей честью и благочинием опять в село Палец и поставлена в новой деревянной Одигитриевской церкви. По сооружении же нынешней каменной церкви (1681), чудотворная икона поставлена на настоящее место. Напрестольный крест приложен в церковь в 1647 году, как видно из надписи внизу на лицевой стороне: " 7156 лъта мъсяца Декабря въ 20-й день зделанъ сей кресътъ блarocълobящiй вдомъ въкладу ко Пресвятъй Богородицъ честънаго и славнаго Ея образа чудотворные иконы Страстные Naлeцъkiя, при державе благочестиваго Государя царя и великаго князя Aлekciя Михайловича всея Pyciu дачи князя Семена Урусова " .

http://sobory.ru/article/?object=06493

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру . Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот. Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря. Лит.: Рус. паломник. 1887. 38. Ил. на с. 462; Сказание о чудотворной иконе, именуемой «Избавительница». Серг. П., 1893; Вышний покров над Афоном. М., 1997р. С. 112-122; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница»//К свету. 1997. 16: Храмы и святыни Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. С. 62-68; Поселянин. Богоматерь. С. 668-674.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Файл 13825.jpg:   Размер: 579x700, 0.41 MPix, 67 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (335) , (15) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Моденской. 2017. Crescent City Auction Gallery. Major Spring Estates Auction: Day 1 of 2. Lot 0654. Russian Icon of the Virgin of Smolensk, 19th c., egg tempera and gilt on wooden panel, H.- 6 1/4 in., W.- 4 1/2 in., D.- 7/8 in. Файл 29375.jpg:   Размер: 807x1100, 0.89 MPix, 304 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (167) , (7) . Описание: Икона овальная с изображением Миденской Богоматери с младенцем. Россия, XIX в. Материал: эмаль росписная, медь. 2,3х1,8 см. Государственный Эрмитаж. Файл 30150.jpg:   Размер: 607x757, 0.46 MPix, 111 Kb. Дата: 2017-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (104) , (4) . Описание: 3 июля 2017 г. на приходе Троицкого храма с. Балобаново Богородского благочиния отмечали обретение чудотворной иконы Божией Матери Моденской (Косинской). В Троицком храме в алтаре находится старинный список иконы. На праздник икона выносится из алтаря, чтобы каждый желающий мог прикоснуться к этой святыне. Файл 32142.jpg:   Размер: 620x907, 0.56 MPix, 177 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (154) , (5) . Описание: Чудотворная Моденская икона Богоматери. (Косино и его святыни/Свящ. И.И.Померанцев, свящ. А.И.Речменский. Москва: Комис. по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Моск. епархии, 1904. С.20.) Файл 32864.jpg:   Размер: 735x1017, 0.75 MPix, 362 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (4) . Описание: Моденская Пресвятая Богородица (Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. СПб, 1906. Ч. II. CCXXIV. Икона Божией Матери Одигитрии в рост, явления, именуемого «Моденская Божия Матерь». Собрание автора.) Файл 34170.jpg:   Размер: 645x757, 0.49 MPix, 124 Kb. Дата: 2019-08-09, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (81) , (1) . Описание: Изображение Моденской иконы Пресвятой Богородицы : [лубок]. - Москва : Лит. А.В. Морозова, 1868. - л. : Литогр.; 36 х 29 (изобр.); 43,5 х 35 (л.) см.

http://pravicon.com/icon-172

Богородичные иконы христоцентричны, так как через рождение Христа Мария становится Богоматерью. Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, через образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится Матерью Бога: тварь вмещает Творца. Это материнство надприродно, в нем таинственным образом сохраняется Девство Марии. Тайна Богоматери состоит в том, что через Девство и Материнство Она является новой тварью, с этим связано почитание Марии. Святой Григорий Палама пишет: " Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога... Она предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас... " Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который после Пятидесятницы, будучи освященным Духом Святым, написал их три: на одной изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца (список с нее впоследствии стал известен на Руси как " Владимирская икона Божией Матери " ), тип иконы " Умиление " . Здесь отражено естественное человеческое чувство - материнская любовь и нежность. В образе Матери видна глубокая скорбь о предстоящих страданиях Сына и покорная готовность смиренно подчиниться их неизбежности. Правой рукой прижимая к Себе Младенца, тесно прижавшись щекой к Его щеке, Мария простирает левую руку в жесте моления, неся к Нему материнскую скорбь за Него и вечное заступничество за людей. В лике Младенца слились детская мягкость и неизреченная мудрость. Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости вочеловечившегося от Нее Владыки мира. Другой образ относится к типу, именуемому " Одигитрия " - " Путеводительница " (известный список с нее - " Одигитрия Смоленская " ). Здесь Божия Матерь и Младенец обращены прямо к зрителю. Отрок Христос сидит, как на кресле, на руке Богоматери, которая изображена в строго фронтальной, торжественной позе. Правая рука Ее невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к Сыну, в младенческом облике которого необычайно ярко выступают черты небесного Владыки: загадочен Его лик с невиданно высоким куполом лба, величава фигура, четко выделен свиток с учением, сжатый Его левой рукой, правая же рука поднята в благословляющем жесте Творца и Владыки, который он обращает к миру, отвечая на материнскую мольбу.

http://pravicon.com/text-15

Как известно, Ростов-на-Дону и его окрестности часто посещала эпидемия холеры, которая уносила жизни многих людей. Одним из чудесных средств, противостоявших этому недугу, считалась Аксайская икона Божией МатериОдигитрия. В ознаменование избавления местности от страшного холерного недуга и предотвращения очередного его пришествия в 1892-1893 годах недалеко от Преполовенского храма сооружается небольшая кирпичная часовня, которую освящают в честь чудотворной Аксайской иконы Бежией Матери - Одигитрии. 1908-1909 года в истории Преполовенского храма были весьма значимыми. В указанные годы храм был существенно перестроен, значительно расширен и стал трехпрестольным. Левый, северный придел перестроенного храма 27 октября 1909 г. был освящен во имя святителя Алексия, митрополита Киевского, часто неправильно именуемого Московским и Всея России, а правый южный придел 7 декабря 1910 г. - в честь Смоленской иконы Божией Матери - Одигитрии. Интерьер расширенного и обновлённого Преполовенского храма украшали многочисленные росписи масляными красками, включавшие изображения святых и сюжеты из Священного писания. При Преполовенской церкви с 1898 года начала действовать церковноприходская школа. Причт в расширенной церкви был также увеличен, с этого времени в нем было уже два священника, диакон и два псаломщика. Увеличенные размеры церкви и богатство её внутреннего убранства стали предметом гордости станичников. В годы Гражданской войны Преполовенский храм стал центром, где была предпринята неудачная попытка организовать белый отпор установлению в станице Советской власти. Весною 1918 года священник церкви Алексей Часовников созвал станичный сбор казаков, на котором было принято решение оказать вооруженное сопротивление отряду красного прапорщика Рудольфа Фердинандовича Сиверса (1892-1918), вынудившего покинуть Ростов уступавшего ему по числу бойцов в 4-5 раз белую Добровольческую армию генерала Лавра Георгиевича Корнилова (1870-1918). Еще более слабый и небоеспособный отряд казаков Нижне-Гниловской станицы, принявших неподготовленное и легкомысленное решение, был легко рассеян красным отрядом. Победители вошли в станицу, разыскали священника Алексея и повесили его перед станичниками около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02621

В память об этом торжественном богослужении и в благодарность я хотел бы преподнести сей святой обители редкий образ Божией Матери, Царицы Небесной, чтобы он напоминал и сестрам обители, и всем паломникам о замечательном богослужении, которое мы совершили в день 200-летия Бородинской битвы. Мы принесли сегодня Смоленскую икону — ту самую, пред которой молились Кутузов и наши воины. Мы и сегодня молились пред нею. Пусть Царица Небесная защищает страну нашу, воинство наше, народ наш и сию святую обитель, укрепляя всех нас на путях спасения. Храни вас Господь». В дар Спасо-Бородинской обители Святейший Владыка передал список Юровичской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки Божией Матери «Смоленская» с Патриаршим благословением. Затем состоялись крестный ход и молебен на батарее Раевского, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения. Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия («Путеводительница»), имеет очень древнее происхождение. Когда и кем она была принесена на Русь, достоверно неизвестно. На рубеже XI-XII веков князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск; с тех пор она обрела современное название. В 1812 году, перед началом Бородинского сражения, чудотворный образ был доставлен из Смоленска в Москву. В день битвы икону обносили крестным ходом вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Затем образ был перемещен в Лефортовский дворец, где находились раненые воины. Перед взятием Москвы французами святыня была отправлена в Ярославль, где оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона была возвращена в Смоленск и пребывала в Успенском кафедральном соборе до начала Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Сейчас на его месте в кафедральном соборе находится чудотворный список Смоленского образа, датируемый 1602 годом. В 1812 году при оставлении Смоленска он был взят 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии икона неотлучно находилась в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа 1812 года, накануне Бородинской битвы, по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова святыня была обнесена по всем рядам войск, и в присутствии главнокомандующего и всей армии перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением.

http://patriarchia.ru/db/text/2455715.ht...

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией МатериОдигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген , святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: " Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани " . С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись " Повести " - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз " Матушка Казанская " указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход " за Казань " (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, " встречь солнца " многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

http://patriarchia.ru/db/text/914157.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010