Поэтому не говорю вам: всякое насилие есть грех. Но говорю: воспитайте душу вашу в совершенной кротости, чтобы праведный гнев против зла никогда не вовлекал вас в злобу против ближнего. Не говорю вам: всякое винопитие есть грех. Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенною трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения. Вот смысл тех срочных обетов, которые я предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их вам только потому, что положительно знаю, какое неисчислимое добро исполнение подобных обетов принесло бы и лично вам, и вашим близким. Итак, да поможет вам Бог примкнуть к нашему союзу” 26 . Множество ценных мыслей, советов, указаний по вопросу о борьбе с народным пьянством рассыпано С. А. Рачинским в его обширнейшей переписке со всеми углами России. “Уже при жизни своей он отдал 60 переплетенных томов этих писем в Императорскую Публичную Библиотеку” 27 . Деятельность С. А. Рачинского не прошла незамеченной. О ней знал Александр III — “его заслуги перед русским просвещением были признаны совершенно исключительным образом, в известном высочайшем рескрипте, от 14 мая 1899 г. Вслед за тем ему была высочайше назначена пожизненная пенсия, которую он употребил на постройку новых школ!” 28 . Академия наук в 1891 году избрала автора “Сельской школы” своим членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности. Как уже было сказано, русская школа возникала и семь веков существовала как церковная школа. С. А. Рачинский явился воссоздателем русской школы. Современный исследователь отмечает: “Ориентируясь на славянофильские философские предпосылки, С. А. Рачинский утверждал, что истинно народное воспитание и обучение возможно лишь на религиозно-нравственной и национальной основе. Ему удалось создать такую школу в селе Татево Смоленской губернии, в деятельности которой были реализованы сформулированные им цели и задачи. Эта школа по своему характеру и содержанию обучения во многом явилась продолжением той школы, построенной еще в допетровскую эпоху Задачи, которые сознательно или бессознательно решались в школе Рачинским и его учениками, скорее всего были социально-педагогического характера, а песни, природа, живопись служили лишь эстетическими средствами для достижения поставленной цели — сформировать из крестьянских детей грамотных, социально-активных граждан, православных по своей вере и мировоззрению” 29 .

http://pravmir.ru/shkolnyiy-apostol-i-ap...

Скорее, нам стоит противопоставить не скептицизм и веру, а разные виды скептицизма. Когда скептицизм уместен Христианская вера побуждает нас скептически относиться к самим себе – мы существа ограниченные, нам не свойственно всеведение. Мы склонны ошибаться. Мы не обладали бы всеведением и безошибочностью, даже если бы были безгрешны – но проблема в том, что мы грешны. Наши желания и стремления находятся в большом беспорядке. Я помню, как ещё в советские годы слышал мнение о том, что водка увеличивает запас витаминов в организме – поэтому её полезно пить, особенно на Севере. В реальности, конечно, дело обстоит ровно наоборот – просто люди, подверженные страсти винопития, всегда пытались её рационализировать. Но это справедливо не только для винопития – мы все склонны сначала принимать решения под влиянием тех или иных страстей, по различным до-рациональным причинам, а потом уже подыскивать им основания. Мы на кого-то злы, а кто-то, напротив, нам нравится, что-то льстит нашей гордыне, а что-то, наоборот, её уязвляет, мы хотим чувствовать себя правыми и терпеть не можем признавать свои ошибки – и это оказывает существенное, если не сказать, определяющее, влияние на то, как мы мыслим и что полагаем истинным. Мы живем в эпоху неслыханного в истории доступа к информации. При помощи небольшого устройства, которое легко помещается в кармане, мы моментально получаем новости со всего мира, доступ во множество библиотек, картинных галерей и университетских аудиторий. Кажется, время, когда информация контролировалась теми, в чьих руках были газеты, радио, а потом и телевидение, осталось позади. Людей, у каждого из которых в кармане смартфон, должно быть гораздо труднее обмануть. Но, увы – обмана не стало меньше, только люди уже выступают не в качестве жертв, а в качестве свободных потребителей обмана – фейков, слухов, конспирологических теорий. Грустная истина о человеческом роде состоит в том, что мы и «сами обманываться рады». Люди часто бывают не заинтересованы в истине – они ищут того, что принесет им прямо сейчас психологический комфорт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Одним из многочисленных направлений научной деятельности Н.Ф.Высоцкого являлось изучение и интерпретация с научно-медицинской точки зрения народных преданий, пословиц, поговорок, примет. В плане обращения к проблеме пьянства особого внимания заслуживает помещённая в 1903 г. в историко-литературном журнале «Исторический Вестник» статья «Медицинские воззрения нашего народа в пословицах и поговорках», в которой учёный подчёркивал, что «при внимательном изучении наших народных пословиц, оказывается, что между ними встречается немало совершенно верных наблюдений и таких разумных советов, под которыми не задумается подписаться и образованный врач».(15) При этом Н.Ф.Высоцкий не просто собирал русские народные пословицы и поговорки, но и вдумчиво анализировал их, делая обобщающие выводы. Основные из них заключались, пожалуй, в том, что у русского народа «здоровье считается самым ценным и высшим благом», а, «чтобы быть здоровым, необходимо работать, не лениться, быть воздержанным и соблюдать чистоту тела». Между тем, изучение народных пословиц и поговорок указывало на то, что «умеренное» винопитие к тому времени уже прочно вошло в народную жизнь и рассматривалось в качестве одного из «питательных» факторов укрепления здоровья. Об этом, например, свидетельствовали такие пословицы, как «Животу да сердцу винца да перцу» и «После супу вина выпить - у доктора червонец украсть» (являвшаяся, по-видимому, переделкой французской пословицы «Aprés la soupe un vers de vin point d " ecus au medecin»). «Вообще, - делал вывод Н.Ф.Высоцкий, - горькие и солёные вещества в пище, а также умеренное употребление спиртных напитков, считаются народом весьма полезными. Насчёт пива справедливо замечается: «пей пива больше, так брюху будет толще».(16) Одновременно в русских пословицах и поговорках решительно осуждалось «неумеренное» винопитие. «Гибельное влияние на здоровье спиртных напитков, - указывал Н.Ф.Высоцкий, - описывается таким образом: «кто пьёт вино безопасно (т[о]-е[сть] без опасения), тот скоро огаснет (умрёт)»; «спаси Бог всякого от пристрастья пьяного», «кто пьёт много вина, тот сходит с ума»; «кто чарки допивает, тот века не доживает».(17) Сюда же относилась и пословица-«примета»: «Афанасья ломает с ненастья, а Савелья с похмелья».

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/26/...

18. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом. Прежде сказал Апостол: «и не приобщайтесь к бесплодным делам тьмы». Может быть, винопитие была поводом к участию христиан в порочных делах язычников, или винопитие имело следствием это вредное сообщество. Потому апостол Павел, обращаясь к самим христианам, внушает им воздержание от пьянства: «не упивайтесь, говорит, вином, от которого бывает распутство». Опьянение производит волнение в крови и затемняет смысл: потому пьяный не владеет здравым смыслом, и легко предается влечению чувственных наклонностей. От этого пьянство бывает причиною распутства, и источником разных пороков. Человек, в пьяном состоянии невладеющий здравым смыслом и увлекаемый разгоряченною чувственностию, склонен бывает к разным беспорядочным действиям. К пьяному, обуреваемому порывами чувственных страстей, идут слова Псалмопевца: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им ( Пс.48:13 ). Против зловредного порока пьянства Апостол предписывает действительнейшее врачевство в словах: Но исполняйтеся Духом. Как опьянение вином разгорячает чувственность, помрачает смысл, возбуждает порочные страсти: так, напротив, исполнение Святым Духом возбуждает в человеке духовную жизнь, просветляет ум, питает и возвышает благочестие и стремление к исполнению заповедей Христовых. Так в церковной песни слышим: Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется 17 . Какбы так говорит Апостол: незнающие истины предаются пьянству, и в опьянении ищут чувственного удовольствия и веселия; а вы, как сыны света, исполняйтесь Духом, в Нем наслаждайтесь духовными радостями и чистым веселием. – Как исполняться Духом? 19. Глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви. Со дня благодатного возрождения в святом крещении, Дух Святый осеняет верующего, и хочет всецело действовать в нем; но действует в той мере, как человек предается Его водительству. Истинные христиане – сыны Божии «водятся Духом Божиим» ( Рим.8:14 ). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его» говорит Апостол (ст. 9). Когда мы свои мысли, чувствования и желания посвящаем благочестию, приносим какбы в жертву Богу; тогда Дух Божий исполняет нас, и содействует нам в служении Богу. Св. Павел в послании к Римлянам говорит: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно; но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Так и в рассматриваемом месте Апостол, призывая верующих к покорности Духу, показывает, как они должны исполняться Духом – «назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах своих Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2012/08/21, 14:55:36 Дорогие святые отцы, благодарю Вас за Ваши молитвы и прошу молитв Ваших о мне рабе Божьей Светлане, дочери моей Валерии, родителях Анатолие и Ольге, рабе Божьем Олеге. О здравии душевном и телесном, помощи в делах наших. Прошу Вас дорогие святые отцы, помолитель обо мне рабе Божьей Светлане о избавлении от страсти к алкоголю и курению и избавлении от долгов. Светлана 2012/06/29, 14:09:06 Батюшки, помолитесь пожалуйста обо мне-Екатерина и муже моем-Константине, венчаные, детей не имеющие. 8 лет бездетны. Очень мечтаем о ребеночке. Храни Вас Господи. Екатерина 2012/06/20, 21:32:49 помолитесь за грешную рабу Божию Марию..в болезни уставшую,и сейчас нахожусь в тяжком состоянии духа.Спаси Господи. Мария. 2012/06/20, 16:46:28 Прошу Ваших молитв за Евгения, страдает винопитием. СПАСИБО! 2012/06/18, 19:04:55 Прошу ваших молитв за воина Андрея,страдает винопитием,был в Чечне, а унас мальчики растут. Младший хочет быть монахом. Спаси вас Господи.Ангела Хранителя. 2012/04/28, 15:05:43 Прошу помолиться Афонских старцев За раба Божьего Андрея.уже 4 года как болею,разными болезнями телесными и пограничными психическими,меня ночью преследуют удушье непонятной силы,снятся кошмары,нет сил приобрести веру ,хотя раньше очень верил в господа бога,а сейчас бывало присходила хула на Господа,что происходит не знаю,все сыпится жизнь на земле как в аду,проследовали мысли о суицыде,мне один монах посоветовал поехать в Свято Троицкую Лавру на отчитку,помолитесь за меня помогите мне чем можете напишите пожалуйста если это возможно на мой майл www.andreas04.07@mail.ruпомогите мне справится с этим злом нечистой силы,мне 27 лет сегодня исполнилось а меня ничего уже не радует.Помогите встать на путь истинный может что то я сделал в жизни не то ,но я молю господа простить мои грехи,в таком состоянии я даже не знаю как каяться моя голова как в тумане,а тело все в язвах от болезней всяческих все органы задействованы в недугах....что это и как с этим бороться... Андрей 2012/04/25, 14:50:10

http://isihazm.ru/?id=150&c_pid=5

Во сне был в Киеве и видел все здания монастырские крайне ветхими, видел митрополита Филофея и успел взять его благословение, потом видел многих нищих в той же церкви, где видел преосвященного Филофея, жалобно распевавших свои песни и причитания. Я сел между ними, но, вместо того чтобы подавать им, сам угождал своему чреву. Видел слона большого в комнате у кого-то, кажется у Бритнева. Вечер. Во время утрени и особенно во время соборной обедни (вчетвером) и после нее на отпевании Якова Андреева и провожание до ворот всем собором, я испытывал адскую тесноту, страшные искушения и насилия диавольские, поревавшие к озлоблению, в особенности на настоятеля, всегда стоически холодного и равнодушного, не испытывающего никаких искушений; но – слава преблагому, всемилостивому, благопослушливому и благопременительному Владыке Господу Иисусу Христу, многократно избавившему меня по молитве покаяния моего от злоб моих и страшных теснот; многократно дух злобы меня поглощал, но столько же раз Господь меня исхищал 146 из челюстей его. Вместе с искушениями в душе я испытывал страшное жжение во внутренних частях тела, происходившее, с одной стороны, от вчерашнего пресыщения и винопития, а с другой, от дурной погоды (таяло, и на улицах стоял как бы кисель снежный) или отчасти от простуды. И в гимназии чувствовал я себя нехорошо – меня жгло, я был раздражителен и не покоен от боли и тесноты. А при венчании свадьбы в соборе после вечерни насилие диавольское и физическая и нравственная теснота были страшные; я не мог выговорить многих слов и предложений и некоторых молитв благожеланий и благословений жениху и невесте – даже до того, что я громко плюнул на пол со словами: тьфу, подлость какая! что вызвало смех диакона и дьячка. Но когда я, пришедши домой, поел винограду и яблоков и напился светлого чаю, боли и немощи мои сейчас по милости Божией прошли; раздражение кончилось, и я успокоился. Слава, слава, слава Богу! В юбилей. Укажете ли на то, что я беспорочно отслужил Богу и людям двадцать пять лет? Но не за что меня хвалить: во всё это время было во мне премножество силы Божией, в немощах моих совершавшейся, – мои были только недостатки, несовершенства, преткновения. Укажете ли на то, что я часто являлся в церкви со словом Евангельским? – Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! [ 1Кор.9:16 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

—24— автор или еще о каких других; если о первых, то этого не было, но начав с «вероятно» речь о совсем неверном, он повторяет чрез несколько строк: евреи всегда более высказывали склонности к скотоводству (занятию Авеля) и к торговле, – никаких цитат и ссылок на Библию опять нет и быть не может. Но автор не унимается: у евреев страсть к торговле (456), они торговлею жили, как религией. Такой беспочвенный полет фантазии для рецензента изумителен. Уж не думает ли о. Клитин от жизни современного жидовства заключать об евреях Библии, сподоблявшихся принимать Божественные откровения? Знает ли о. Клитин, что купец в Библии называется словом ханнаней, т. е. язычник, и что слово «лавочник» – καπηλος – только у Сына Сирахова. Отрицательное суждение о торговле в книге Притчей общеизвестно. Сторонник выводов «от вероятного» о. Клитин в отделе о тцараат (нужно цараат – проказа) сообщает на подобие Апиона времен Иосифа Флавия такие данные об евреях в Египте, косвенно симпатизируя басне об изгнании прокаженных: евреи производили на египтян впечатление нечистоплотных, болезненных людей (стр. 515), или, вооружившись на нескольких строках медицинскими познаниями, вещает о проказе зданий, что она зависела от перехода на камни бактерий проказы (речь о появлении лишаев). Евреи ели всё, живое и мертвое, потому что были алчны (ссылка на «гробы похотения»), но где же в соответственном месте книги Чисел речь об ядении мертвечины. Запретительная заповедь о «трефе», неядении растерзанного зверем в поле подразумевает возможность, но ничего не говорит о наличности факта. Вообще вопрос т. н. миарофагии более сложен, чем думает о. Клитин, и имеет целую литературу. Знает ли он, например, что к мертвечине относилось всякое не ритуально зарезанное чистое животное, т. е. когда при шехите не перерезывались оба симана, трахея и пищевод? Евреи были склонны, по нашему автору, и к винопитию, при чем в вино влагали пряности: доказательство – наличность виноградников, а относительно пряностей данных не сообщено никаких. По схеме аргументации автора человек, имеющий много полей, должен быть обжорой, касательно же пряностей укажу,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мне бы хотелось сказать еще о некоторых пороках, с которыми человеку вполне по силам справиться в течение Великого поста. Речь идет о грехе винопития, которому подвержены многие люди. У некоторых эта привычка очень сильна и может привести к опасным последствиям, разрушающим человеческую личность. Иногда она возникает в молодости (нередко под влиянием дурных примеров), у других — позже и связывается порой с желанием иметь некую разрядку, средство, чтобы снять напряжение, стресс (а стрессов в нашей жизни действительно много). Известно, что количество людей, страдающих алкоголизмом, увеличивается. Мы знаем, как страдает наш народ от этого страшного порока, как возрастает роль пресловутого человеческого фактора во многих техногенных катастрофах, а также иных немалочисленных бедах и социальных нестроениях. Великий пост есть замечательная возможность постараться преодолеть греховное влечение к алкоголю. Злоупотреблять спиртным в Великий пост — это значит собирать гнев Божий на свою голову. Но если, напротив, зависимый от алкоголя человек сконцентрирует свою волю и обратит ко Господу искреннюю молитву о помощи, то в течение Великого поста у него может выработаться навык воздержания от спиртного, который потом нужно будет только укреплять. То же самое можно сказать о табакокурении и многих других бытовых пороках, дурных привычках, которые могут казаться не такими уж и страшными, но на самом деле нещадно разрушают нашу волю. Еще раз хочу сказать: если хотя бы один порок в течение Великого поста мы заместим добродетелью, то это станет решительным шагом к достижению новых и новых побед, через которые мы получим возможность освободиться от иных, еще более сложных и опасных пороков. Воспитание ума и воли есть то духовное делание, которое необходимо творить непрестанно. Великий пост с его молитвами, духовными размышлениями, с воздержанием от скоромной пищи есть лучшее время для начала восхождения по лествице духовного совершенствования навстречу Господу, Который примет наше даже малое деяние и ответит нам даже на самый наш незначительный подвиг, если мы совершаем эти деяния и этот подвиг во славу Его пресвятого имени!

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Опьянение есть мимолетное отравление – постоянное винопитие ведет к постоянному отравлению. Я не хочу подробно говорить об ужасах белой горячки, не буду определять ужасающие цифры, сколько по ее причине поступает в больницы и дома умалишенных, сколько умирает от этой болезни. Вспомним только о предающихся пьянству в кругу наших знакомых, в каком печальном состоянии находятся их нервы, их духовная жизнь, их душа! Сколько проступков и преступлений происходит от этого отравления мыслей и чувств. Откуда происходят все эти ссоры, драки, ножевые расправы, убийства? Конечно не от одного только питья и опьянения, но и от греха, живущего в нас: от зависти, ревности, ненависти, гнева, похотливости и т.д., – но в большинстве случаев эти страсти не переходили бы в действие, не осуществлялись бы, если бы не являлся на помощь алкоголь, этот великий соучастник, если бы он не разжигал чувственные страсти, не заглушал голоса совести, не усыплял добрых порывов и движений сердца. Не испытывал ли иной из нас на себе самом, как он чувствовал себя после какого-нибудь кутежа и сильного опьянения, какую пустоту он ощущал в душе своей? Ничего там не было святого, всё доброе уступило место дурному. Мы никогда не должны забывать того, что человеческая природа испорчена, что человеческая добродетель – вещь очень слабая, так как в теле человека есть иной закон, по выражению Апостола ( Рим.7:23 ), который воюет против закона ума его. Вот почему, если в трезвом состоянии и бывает присуща нам мысль идти против искушений, то одной полбутылки водки достаточно для того, чтобы затопить это благое намерение. Представим себе только соблазн на блудные дела или припомним преступления против личности. Таких преступлений в одной Германии совершено в течение года двести тысяч. Двести тысяч людей, большей частью молодых, от 17 до 27 лет, ежегодно сажают в тюрьму и исправительные дома за такие насильственные поступки большей частью потому, что они не могли ж устоять пред алкоголем, о котором они думали, что они должны пить его. Не правда ли, что те, которые предостерегают от пьянства, которые стоят за полицию, протестуют против всех дурных кабаков, против чрезмерного количества празднеств и компаний, совсем не враги свободы? Ибо не они ведь загоняют наших сограждан в штрафные учреждения. Кабатчик – вот кто агент для смирительного дома. Защитники свободы пьянства – вот кто наполняет наши тюрьмы!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Который верует, тот не гневается, но долготерпит, соблюдая заповедь Господа, Который повелевает совсем не гневаться (Мф.5:22). Кто верует, тот соблюдает целомудрие и не оскверняет себя ни блудом, ни прелюбодеянием, ни другими нечистотами, но хранит чистоту и целомудрие, ибо уверен, что оскверняющие тела свои не спасутся, как написано: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр.13:4). Верующий не противится брату, но всем служит, и не ропщет, а пребывает в терпении Божием, веруя, что тем большую получит награду, как говорит и Господь: иже хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга. И иже хощет в вас быти первый, буди вам раб (Мф.20:26-27). Кто верует, тот не клятвопреступничает и совсем никакой не произносит клятвы устами своими, повинуясь Господу, Который сказал: Аз же глаголю вам не клятися всяко (Мф.5:34). Кто верует, тот не бывает ленив на молитвы, и не нерадит о службах церковных, но всегда себе внимает и молится непрестанно. Верующий никого не осуждает, веруя, что мы все - в епитимиях, что всех имеет судить Бог и что каковым судом кто судит других, таковым и сам будет судим. Кто верует, тот не идет широким и просторным путем, ведущим в пагубу тех, которые им идут, но идет путем тесным и прискорбным, веруя, что, поскорбевши на нем немного, будет вечно радоваться с Господом и всеми святыми. Верующий не любит мира, ни вещей мирских, ни родителей или братии, ни жены или детей, ни другого чего, но любит единого Господа и, взявши крест Его, последует Ему. Кто верует, тот не остается нераскаянным во грехах своих, но, если и согрешит, как человек, кается, сокрушается и плачет о грехах своих, стараясь не грешить более. Верующий не любит гулять и не услаждается винопитием, срамным бражничаньем и блудническими свиряниями и песнями, но всегда памятует о смерти, о страшном дне судном и, помня о сем, молится, постится, от всего воздерживается и прежде смерти поспешает приготовиться, как ответить и дать отчет пред Царем славы. Верующий любит Господа и ненавидит всякое зло, Ему противное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010