И многие из людей, а может быть, и из находящихся среди нас, имеют причину раскаиваться в том, что не обратили внимания на некоторые сны свои. Вот для примера один рассказ. Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую, лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и безбожную жизнь и жить лучше; но, согласно изречению Иисуса Христа: " Если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых " , юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он снова видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то день его застигнет смерть, и он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам и не только не думал об исправлении жизни, но даже как бы хотел посмеяться над угрозою, полученною во сне. Именно: на тот день, в который во сне отец угрожал сыну смертию, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития сына поражает внезапно апоплексический удар, и он чрез несколько минут умирает! Из приведенных здесь рассказов " мы видим, что не все сны обманчивы и пусты: есть сны, которые действительно исполняются в жизни. Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям 1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду. " Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом " (Иов. 33, 14-18). " Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу " ( " Руковод. к дух. жизни " Варсануфия и Иоанна, стр. 368).

http://pravmir.ru/stat-content/sc_printe...

И причинила ему принуждение, и омыла ноги его. И взял ее Иосиф за десную руку ее, и лобызал руку; Асенеф же лобызала главу его. И пришли родители Асенеф с поля наследия своего, и увидели Асенеф, сидящую с Иосифом и облеченную в ризу брачную, и возрадовались, и прославили Бога, и ели, и пили. И сказал Пентефрий ко Иосифу: – Завтра созову я вельмож и сатрапов египетских и устрою брак ваш, и возьмешь Асенеф в жены. И ответил Иосиф: – Прежде возвещу о Асенеф Фараону, ибо он отец мой есть и сам даст мне Асенеф в жены. И пробыл Иосиф день тот у Пентефрия, и не вошел к Асенеф, ибо молвил: – Неприлично мужу богобоязненному прежде брака почить с женою своею. Глава 21 И восстал Иосиф на заре, и отошел к Фараону, и говорил ему о Асенеф. И послал Фараон вестников, и призвал Пентефрия и Асенеф. И изумился Фараон красоте ее, и сказал: – Благословит тебя Господь, Бог Иосифа, избравшего тебя в невесту себе; ибо дщерью Всевышнего наречешься, и будет тебе Иосиф женихом вовеки. И взял Фараон венцы златые, и возложил на главы их, и сказал: – Благословит вас Бог Всевышний и умножит вас вовеки! И повернул их Фараон друг ко другу, и они облобызались. И учинил Фараон брак их, и пиршество, и винопитие великое на семь дней. И призвал он всех правителей земли Египетской, и возвестил им таковые слова: – Всякий человек, который будет делать работу свою в сии семь дней брака Иосифа и Асенеф, смертию горькой умрет! Когда же совершилось торжество брачное и закончилось пиршество, вошел Иосиф к Асенеф, и зачала Асенеф от Иосифа. И родила она Манассию и Ефрема, брата его, в доме Иосифа. Глава 22 И было после того, и прошли семь годов изобилия, и начались семь годов голода. И когда услышал Иаков о Иосифе, сыне своем, вошел в Египет со всеми сродниками своими во втором месяце, в двадцать первый день месяца, и поселился в земле Гесем. И сказала Асенеф Иосифу: – Пойду и увижу отца твоего, ибо отец твой, Израиль, отец мой есть. И сказал ей Иосиф: – Сотворим путь наш вместе. И пришли Иосиф и Асенеф в землю Гесем, и вышли во сретение им братья Иосифа, и поклонились им до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Иногда похитители людей оправдывают свои действия якобы «высокими» целями. Например, чтобы потребовать свободу своим сообщникам или предъявить властям определенные политические требования. Но сам факт лишения свободы людей не по решению законных судебных инстанций, а для своих целей, практически всегда с угрозой жизни заложников, является смертным грехом. Обратите внимание на поразительную глубину смысла этой библейской Заповеди: свобода человека не может быть измерена никаким богатством. Именно это понимание и привело за исторически относительно короткий срок к отмене рабства как социального института уже до эпохи раннего средневековья. Но у этого греха имеются и другие современные проявления, неизвестные в древности. Человек может стать рабом своим привычкам, пристрастиям, которые внешне выглядят довольно безобидно. Если кто-то не может и дня прожить без табака, спиртного, каких-то зрелищ, даже по телевидению, он становится их рабом. Компьютерные или другие игры, например, карточные; ежедневное участие в работе социальных сетей, и т. д. — вот формы современного рабства человека. В этом заключается смысл отрицательного отношения церкви к пристрастию курению, винопитию, различным играм и т. д. Дело не в том, что сами эти занятия плохи (хотя, бывает, что так оно и есть), а в том, что человек теряет свою свободу и становится рабом своих пристрастий. И горе тому, кто научит хотя бы одного «из малых сих» этим подслащенным приманкам в новое рабство. Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти ( Исх. 21:16 ). Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя ( Втор. 24:7 ). Несоблюдение субботы и праздников Этот грех вызывает, может быть, наибольшее недоумение людей нецерковных: в чем же он? Обычно (традиционно) его связывают с неисполнением определенных ритуалов, разумеется, уже не актуальных для нас. Подобное недоумение связано, по-видимому, с непониманием природы времени в Священном Писании, отношением к нему в народе Божием.

http://azbyka.ru/smertnye-grehi-v-svyash...

Каковы же пути освобождения от этой пагубной страсти? Прежде всего пьянице необходимо осознать всю тяжесть своего греха, все его безумие, бессмысленность и его колоссальный вред как для тела, так и для души. Нужно представить себе страшный суд Божий и полную невозможность для согрешившего оправдать себя перед Богом. Страшны слова апостольского Послания: " …пьяницы… Царства Божия не наследуют " (1 Кор. 6, 10). Следующий шаг — решимость. Нужно решиться твердо и бесповоротно: оставить навсегда свое порочное пристрастие. За решимостью должно следовать выполнение данного себе слова. Нужно не только оставить свое увлечение спиртным, но избегать всякого повода к его возобновлению. Наконец, при всех этих мерах необходима постоянная горячая молитва к Богу с просьбой о помощи. Господь, видящий решимость грешника и его желание порвать с кошмарным прошлым, несомненно, окажет благодатную Свою помощь, укрепит волю человека и поможет ему возродиться к духовному и телесному трезвлению. Итак, дорогие братья и сестры, задумайтесь над всем тем, о чем мы с вами только что беседовали. И те из вас, кто свободен от страсти винопития, пусть не думает, что он может, выслушав нынешнее поучение, жить прежней " тихой " жизнью. Каждый из нас обязан приложить все старания к тому, чтобы оказывать всемерное воздействие на ваших близких, родных, знакомых, подверженных греху пьянства. Вы должны всемерно убеждать их, удерживать от пагубной страсти. Этим вы сделаете и великое доброе дело в очах Божиих. В Священном Писании сказано: " …обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов " (Иак. 5, 20). Аминь. Дела Божии " …Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии… " (Ин. 9, 3). Всем известно замечательное евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного. Ученики Христовы, указывая на слепого, спросили: " …Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии… " . И далее Господь сказал: " Доколе Я в мире, Я — свет миру… " (Ин. 9, 2, 3, 5). Затем Христос исцелил слепорожденного, чем привел в радостное изумление и самого исцеленного, и его родителей, и присутствующих при этом учеников Христовых. Стояли здесь и некоторые из фарисеев. Эти люди, ослепленные своей гордыней и не видящие и не понимающие, Кто стоит перед ними, начали укорять Христа в нарушении субботы и называть Его грешным человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Конечно, безгрешно человек жить на земле не может; но не о совершенной безгрешности и речь здесь, а о стремлении верующего христианина к тому, чтобы господствовал над духом и в духе его не закон греха, а закон благодати и чистоты, чтобы он был рабом не греха, а закона Христова, плод которого есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6:22).     3Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 4почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.    3—4. Довольно, что вы и проч.: речь апостола обращена, собственно, к уверовавшим из язычников, как показывает особенно упоминание о нелепом идолослужении, какому предавались они прежде; но некоторые черты речи, конечно, могли приложить к себе и уверовавшие из евреев, так что и к ним частию относилась эта речь апостола. — Довольно: в слове некоторая тонкая ирония; греху прежде послужили столько, что греховные ваши наклонности и стремления должны быть удовольствованы уже, пора перестать удовлетворять их. — В прошедшее время жизни: разумеется время до обращения читателей из язычества или иудейства ко Христу, или и дальнейшее — до времени написания послания, если предположить, что некоторые не вдруг отстали от некоторых из греховных действий, о коих говорится далее. — Поступали по воле языческой: воля языческая очевидно противополагается здесь воле Божией (ст. 2) и означает, в противоположность закону Божию откровенному и, в частности, закону Христову, закон греховного, не озаренного светом Божиим и благодатию Христовою естества человеческого, которое в невозрождении обладается греховными стремлениями и наклонностями, из коих некоторые и исчисляет далее апостол, каковы — нечистты: греческое слово означает греховные излишества всякого рода, особенно же не целомудренные (Рим. 13:13; 2 Кор. 12:21; Гал. 5:19); похоти — чувственные влечения всякого рода, но по преимуществу с их внутренней стороны, особенно же — сладострастие в его различных видах, и внутреннее, и во внешних проявлениях; пьянство — страсть к винопитию, греческое слово означает чрезмерность употребления вина; излишество в пище и питии — точнее, козлогласование и пьянство — оба слова указывают на языческие общественные пиршества при празднествах, особенно, например, в честь Бахуса, когда пили до одурения и пели разные сладострастные песни и вообще предавались всяческим безобразиям (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить. Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге — привело к полной потере здоровья и инвалидности.» По милости Божией, этот человек смог вновь победить страсть и вернуться к трезвости. Но сколько людей погибает, так и не раскаявшись и не услышав евангельской вести по причине соблазна, посеянного в их немощных душах нашим «праздничным» и повседневным винопитием. Но ведь в церковных календарях написано, что вино в праздники разрешено, и святые писали, что не вино виновно , а пьянство? (свт. Иоанн Златоуст ) Часто преступники, оправдываясь, говорят: Я не виноват, пьяный был, обвиняя не себя, а выпивку. И это не принимается, а наоборот отягчает приговор. Действительно, гнездится грех не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» ( Мф. 15:19,20 ). Так и в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, нечестием, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство ( Еф.5:18 ). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу. Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям. Не зря Св. Писание сравнивает его со змеем и решает проблему пьянства рекомендацией даже не смотреть на вино, а не только не пить его «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» ( Притч.

http://azbyka.ru/deti/o-pyanstve-i-trezv...

Однажды авве Антонию Великому даже было открыто Богом в пустыне: «Есть в городе Александрии некто подобный тебе, искусством – врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с ангелами трисвятое». В Библии отличительным качеством богоугодных и богобоязненных врачей служит то, что они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сирах, 38,14)». (епископ Варнава, стр. 48–49). Через таких врачей Бог лечит Сам. «Мы только руки на вас возлагаем, – говорили святые Косьма и Дамиан, силою же своею ничего не можем делать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого, если несомненно уверуете, тотчас же выздоровеете», (там же). Беседа восьмая Вопрос: Вы описали воздействие на человека и его здоровье разных грехов. Но есть еще один грех, который, по видимому, имеет огромное значение для жизни и здоровья, человека: это – чревоугодие. Как он влияет на наше здоровье? Да, совершенно верно, чревоугодие, или объедение, или обжорство – один из главных (смертных) грехов человека. Его влияние на здоровье человека особенно четко прослеживается в нашем XX–XXI веке. Иоанн Колов пишет: «Кто сильнее льва? Но и он из-за чрева своего попадает в сеть, и тогда вся его сила не служит ни к чему» . А святой Исидор Пелусиот говорит: «пренебрегай лакомыми снедями, потому что в скором времени они обращаются в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление их сверх потребностей теперь порой дает болезни, а в будущем подвергает ответственности на Суде» . Итак, святые отцы давно уже указывали нам на значение этого греха в развитии наших болезней. Пища и дыхание, как и размножение – основа биологической жизни человека. Странно было бы говорить, что человеку не надо питаться, растить и добывать пищу. Если бы мы стали так утверждать, нас вправе было бы посчитать за умалишенных. Благодаря пище мы живем, развиваемся, работаем, и недаром Господь Иисус Христос дал нам молитву и научил нас молиться словами: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в Ветхом Завете Бог заповедал человеку: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят» ( Быт.3:19 ): И так от рождения до смерти мы должны питать себя, чтобы сохранить свою жизнь. Это – закон биологической жизни, нарушить его – значит умереть. Но нарушить его оказывается можно, не только отказавшись от еды и этим обречь себя на медленную голодную и мучительную смерть. Нарушить его можно и тем, что мы можем заставить себя есть много или есть очень вкусные лакомые яства и этим опять же обречь себя на медленную мучительную смерть от болезней, развивающихся от обжорства и неправильного (греховного) питания (грехи чревоугодия, гортанобесия, винопития).

http://azbyka.ru/zdorovie/grex-bolezn-is...

" Он начал со слов покаяния, - продолжил архипастырь. - Грешниками были все до единого, и все знали и понимали, что с ними делает грех. Нужно было покаяться, прийти к Иоанну на Иордан, исповедовать грехи и погрузиться в воды. Он сказал: " Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Мф. 3:11). Иоанн указал людям на Мессию - Иисуса из Назарета, который пришел к нему креститься, и теперь народ израильский знал, что Мессия явился. Те, кто уверовал в Него, пошли за Ним, и мы до сих пор идем за нашим Спасителем благодаря тому, что Иоанн Креститель указал нам, что Он - истинный Мессия. Иоанн был последним пророком Ветхого Завета, после него начал уже действовать сам Господь. Он принял эстафету у Иоанна, начав проповедь со слов: " Покайтесь и веруйте в Евангелие " (Мк. 1:15). И начал с того же, что и Иоанн, - призвал народ к покаянию. Покаяние для нас - второе крещение. Оно открывает нам двери в Царствие Божие. Без покаяния никто не спасется. Нужно постоянное возгревание в себе покаянного чувства " . " Мы вспоминаем сегодня и воинов, которые погибли, защищая Отечество, как Иоанн Предтеча погиб за правду Божию. Воины и в прошлые века погибали, и сегодня отдают себя в жертву за то, чтобы после них люди жили счастливо, мирно и спокойно. Сегодня мы молимся и о тех, кто страдает страстью винопития. Редко можно найти семью, где нет пьющих родственников: диавол так поражает этой страстью, что справиться с ней трудно. Мы вознесли молитвы об этих страждущих, чтобы Господь дал им благодать справиться со страстью. Вообще сегодня - день воздержания от всего мирского, бесполезного и ненужного. Многое из того, что мы делаем, не пригодится никогда. Лучше всего от мирского отказываться - об этом говорили еще апостолы. Почитайте их послания, там везде сказано, что не надо " дружить с миром " , это отдаляет от Бога. Мир лежит во зле, а зло всегда враждует против добра, высмеивает его. Мы знаем по опыту, как смеются, например, над смирением и возвеличивают гордыню. Смеются над всеми христианскими добродетелями. Но мы должны четко следовать заветам Спасителя, они открывают нам правильный путь. Мы сегодня молились Иоанну Предтече, чтобы он помог нам открыть путь ко Христу и, находясь у престола Господня, возносил молитвы за нас, грешных " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Основы веры с Сергеем Худиевым Сергей Худиев в своей новой статье размышляет о том, почему христианин должен сохранять спокойствие и не ввязываться в ожесточенные споры      Третьим среди плодов Святого Духа у Апостола (Гал. 5:22) назван мир; и нам стоит поговорить об этом подробно, поскольку мы живем в мире, пронизанном враждой. У Отцов много говорится о том, что мир — плод смирения и послушания; и действительно, мир приходит, когда мы покоряемся нашему законному Владыке — Иисусу Христу. А это значит, что мы отвергаем притязания вражды на нашу жизнь. Бывают грехи простые, без претензий — пьянство, обжорство, лень, раздражительность, примитивная похоть того типа, на котором наживаются поставщики порнографии. Они никогда не делают вида, что у человека есть нравственный долг им повиноваться. Обидные слабости. Бывали плакаты, высмеивающие пьяниц — но не бывает плакатов, гневно клеймящих трезвенников, которые подло уклоняются от священного долга винопития. А вот вражда и ненависть — это грехи с претензиями. Они заявляют, что Вы обязаны им следовать, что в этом состоит Ваш нравственный долг, что предаваться им есть дело славное и великое, и уклоняясь от них, Вы делаетесь человеком, заслуживающим презрения и ненависти, нарушителем священного долга и подлым изменником. И повиновение Христу означает, что мы отказываемся повиноваться притязаниям греха. Как говорит святой Апостол Павел, “Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности” (Рим.6:11-13) Апостол продолжает: “Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?” (Рим.6:16) Первое, что мы делаем с враждой — это отвергаем ее притязания. Мы можем испытывать приступы гнева и враждебности по отношению к дурным людям (или тем, которых мы считаем дурными) — но оцениваем их точно также, как приступы обжорства или тяги к спиртному. Как обидные слабости, которые не имеют на нас никаких прав.

http://pravoslavie.ru/73057.html

Посему пора сейчас тем, кто не смеет отречься от имени христианина, начать жить согласно воле Христа и, став христианами, отвергнуть то, что им позволено было для того, чтобы они стали христианами. 10 . Затем призвал я к подражанию заморским Церквам, в которых эти обычаи частью никогда не допускались, а частью были уже исправлены добрыми правителями при подчинении народа. И так как в качестве обратного примера выдвигался обычай каждодневного винопития в базилике блаженного Петра, я на это сказал, что, во-первых, я слышал, это часто запрещалось, но из-за удаленности этого места от епископского надзора и множества плотских людей в столь большом городе, особенно же из-за того, что постоянно прибывающие паломники удерживают этот обычай с ревностью, соразмерной их невежеству, эту столь огромную пагубу еще невозможно унять. При всем же том, если мы почитаем апостола Петра, должно слушать его наставления и гораздо более уделять ревностного внимания его Посланиям, из которых явствует его воля, нежели базилике, из которой она не явствует. И тотчас взяв книгу, я прочел то место, где Апостол говорит: Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению ( 1Пет 4:1–3 ). По совершении всего этого, так как я видел уже, что все единодушно обращались к доброй воле, презрев дурной обычай, я призвал их присутствовать на полуденных Божественных чтениях и псалмопении: таким образом (сказал я) нам угодно было отпраздновать этот день в большей чистоте и пристойности, и по множеству собравшихся легко будет понять, кто идет вслед за духом, а кто вслед за брюхом. И так, прочитав все, я завершил свою речь. 11 . Пополудни собралось еще большее количество, чем до полудня, и до самого того времени, когда мы вышли с епископом, звучало попеременное чтение и пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010