Москва. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Обитель Елисаветы Феодоровны Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Обитель основана в 1908 г. прмц. вел. кн. Елизаветой Федоровной. В 1909 г. был освящён больничный храм свв. правв. Марфы и Марии. Покровский храм в древне-русском стиле сооружен по проекту арх. А.В. Щусева в 1908-12 гг., росписи стен выполнены худ. М.В. Нестеровым и П.Д. Кориным. В обители располагались бесплатная лечебница, амбулатория, аптека, курсы сестер милосердия, бесплатная столовая, школа и детский дом. В годы Первой мировой войны здесь размещался госпиталь для тяжелораненых. В 1926 г. храмы закрыли. 17 августа 1990 г. на территории обители был открыт памятник основательнице обители вел. кн. Елизавете Федоровне (скульптор В.В. Клыков). В храме свв. прав. Марфы и Марии богослужения возобновлены в 1992 г. В 1995 г. сестричество, действовавшее с 1992 г., официально преобразовано в обитель. В настоящее время при ней действует приют-пансионат для девочек-сирот, художественная школа " Детская лепта " , благотворительная столовая, патронажная служба и магазин церковной утвари. Обитель имеет 20 самостоятельных отделений в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Белорусии, на Украине. Святыни: икона и частицы свв. мощей прмц. Елисаветы и инокини Варвары. Путеводитель " Москва Златоглавая " . Монастыри. Храмы. Святыни. " Духовное просвещение " , Москва, 2007. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05179

В 1886 г. М. М. Антокольский выполнил мраморный бюст Е. Ф. для ее родственников, живших в замке в Дармштадте (сохр.). В. М. Клыков в 1990 г. для Марфо-Мариинской обители создал скульптурную фигуру Е. Ф. из белого мрамора (на правой руке четки), в 2004 г. по просьбе насельниц калининградского мон-ря во имя Е. Ф.- скульптуру преподобномученицы, сидящей на скамье. 9 июля 1998 г. в Англии в Вестминстерском аббатстве было установлено 10 образов христ. святых, в т. ч. мраморная статуя Е. Ф. на зап. фасаде собора ап. Петра. В 2007 г. Ю. П. Хмелевский вырезал миниатюрный рельеф на кости мамонта: Е. Ф. с крестом и прмц. Варвара со свечой, стоящие на краю шахты. В нач. 90-х гг. ХХ в. А. Д. Корноухов сделал мозаику для храма равноап. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме, к-рая была помещена над ракой Е. Ф. (святая в рост, с крестом в деснице и моделью храма в левой руке). К числу первых иконописных образов Е. Ф. в Москве принадлежит монументальная мозаика сер. 90-х гг. ХХ в. в нижнем храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (образ святой с храмом в руке на золотом фоне). К прославлению Е. Ф. в 1992 г. была написана поясная икона (иконописец В. Ю. Карпова), ее иконографию повторяли мастера Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге: святая с Покровским храмом в левой руке, десница приподнята к груди (ц. прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине, Крестовоздвиженский собор верхотурского Никольского мон-ря - см.: Тихон (Затекин), игум., Нечаева М. Ю. Уральская лавра. Екатеринбург, 2006. С. 433). На образе с частицей гроба Е. Ф. в Иоанно-Предтеченском мон-ре Москвы, исполненном М. Проскуровой в 1994 г., изображены прп. Елисавета, игум. К-польская, и Е. Ф., держащая икону Спаса Нерукотворного, с к-рой она встретила смерть. Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва) Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва)

http://pravenc.ru/text/189843.html

Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Елисавета чудотворица. Икона. 1994 г. Иконописец М. Проскурова (Иоанно-Предтеченский мон-рь в Москве) Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Елисавета чудотворица. Икона. 1994 г. Иконописец М. Проскурова (Иоанно-Предтеченский мон-рь в Москве) Геннадий I , патриарх К-польский (458-471; пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), благословил ее племянницу управлять обителью. Е. прославилась даром чудотворения: исцеляла больных, изгоняла бесов, предсказывала будущее. Так, она сообщила имп. Льву I (457-474), что вскоре в К-поле случится пожар, и тем самым предотвратила уничтожение города. Император подарил Е. одно из своих поместий в Евдоме, где обитал ужасный змей, причинявший много вреда местным жителям. По молитве Е. змей был умерщвлен. Мн. женщин Е. избавила от кровотечения и исцелила слепого. Чувствуя приближение смерти, святая отправилась на родину. В одном из храмов ей явилась мц. Гликерия и предсказала кончину через 24 дня. Вернувшись в обитель, Е. дала наставления сестрам и почила в мире 24 апр. Она была погребена в монастыре, в храме вмч. Георгия. Согласно Житию, от мощей святой происходило множество исцелений. В «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» свт. Филарета (Гумилевского) , в «Полном Месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) и в комментариях к Четьим-Минеям свт. Димитрия Ростовского Е. названа игуменией монастыря святых Космы и Дамиана, построенного в К-поле имп. Юстином I (518-527) и его женой Софией. Данное указание следует считать ошибочным, поскольку София была супругой имп. Юстина II, к-рый и основал обитель ( Janin. P. 284-285), а Е., согласно полному Житию, жила раньше этого времени. Почитание Поклонение мощам Е. продолжалось до захвата К-поля турками в 1453 г. Рус. паломники Стефан Новгородец в 1348-1349 гг. и диак. Зосима в 1419-1420 гг. видели мощи Е. и мц. Фомаиды (пам. 13 апр.). На родине Е., во Фракии, до сер. XX в. почитался чудотворный источник преподобной в Фанари (ныне Фенеркёй, близ Силиври, Турция). Ист.: BHG, N 2121-2122a; ActaSS. Apr. T. 3. P. 272; PG. 117. Р. 421 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 625-627; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 266-267; ЖСв. Апр. С. 398-400; Criscuolo R. Vita di santa Elisabetta di Constantinopoli, la taumaturga, scritta dal monaco Caritone//Annali della facoltà di lettere e filosofia dell " Univ. di Napoli. 1972. T. 14. N 2. P. 49-68; Halkin F. St. Elisabeth d " Héraclée, abbesse à Constantinople//AnBoll. 1973. T. 91. P. 249-264; Life of St. Elisabeth the Wonderworker/Transl. V. Karras//Holy Women of Byzantium/Ed. A. M. Talbot. Wash., 1996. P. 117-135; Житие прп. Елизаветы Чудотворицы/Сост.: Г. Харченко; Пер. c греч. и коммент.: А. Виноградов. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/189825.html

Свидетельством этому является то, что многие из «непочитаемых» святых, по Е. Е. Голубинскому, позднее вновь были внесены в месяцесловы и остаются таким образом в русских святцах святых поныне» (Собор, 1988. С. 163-167). Прав. Иоанн Кронштадтский. Роспись иконостаса. 2008 г. Иконописец А. В. Зданович (ц. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге, Германия) Прав. Иоанн Кронштадтский. Роспись иконостаса. 2008 г. Иконописец А. В. Зданович (ц. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге, Германия) 11 апр. 1989 г. была образована синодальная Комиссия по канонизации святых - координирующий научно-исследовательский орган, занимающийся подготовкой к К. подвижников веры, изучающий основания для причисления к лику святых до рассмотрения вопроса Святейшим патриархом, Свящ. Синодом, а затем Архиерейским или Поместным Собором. В 1989-1997 гг. был осуществлен ряд общецерковных К., подготовленных Комиссией. Преподобномученицы Елисавета и Варвара. Икона. XXI в. Иконописец мон. Алипия (Пюхтицкий Успенский мон-рь) Преподобномученицы Елисавета и Варвара. Икона. XXI в. Иконописец мон. Алипия (Пюхтицкий Успенский мон-рь) Архиерейским Собором 9-11 окт. 1989 г. были прославлены: свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси († 1607); свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, исп. († 1925). Поместным Собором 7-8 июня 1990 г. прославлен св. прав. Иоанн (Сергиев) Кронштадтский (†1908). Архиерейским Собором 31 марта - 5 апр. 1992 г. канонизированы преподобные Кирилл и Мария Радонежские († 1337), а также ряд новомучеников и исповедников Российских: сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский и Галицкий († 1918); сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский и Гдовский († 1922); прмч. Сергий (Шеин) Петроградский († 1922); мч. Юрий Новицкий, Петроградский († 1922); мч. Иоанн Ковшаров, Петроградский († 1922); прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна († 1918); прмц. инокиня Варвара Московская († 1918). В 1992 г. определением Архиерейского Собора установлен Собор новомучеников и исповедников Российских. Согласно первоначальному определению, в Собор включались имена только тех мучеников и исповедников, которые уже ранее были канонизированы к общецерковному почитанию.

http://pravenc.ru/text/Канонизация.html

Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту Г. была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню мон-ря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила больший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Г. был в 1908 г. и донос, в к-ром его обвиняли в развале мон-ря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в мон-ре, 15 мая 1908 г. Г. и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впосл. был оправдан). Официально выселенный из обители, Г. нек-рое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Гавриил Седмиезерный. Икона. Кон. ХХ в. (Седмиезерная пуст.) Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Гавриил Седмиезерный. Икона. Кон. ХХ в. (Седмиезерная пуст.) Соч.: Пьяницы Царствия Божия не наследуют. Каз., 1898; Поучения и слова. Каз., 1900, 19022; Построение и освящение храма в Седмиозерной пуст. для поминовения усопших и непрестанного чтения Псалтири. Каз., 1901; [Яблоков А. П. ] Седмиозерная пуст., заботливость высокопреосв. Арсения, архиеп. Казанского о благолепии ее и совершенное им освящение новоустроенного в ней храма. Каз., 1901; О внутренней молитве Иисусовой, в сердце творимой. Каз., 1903; Завещание. Поучения и слова// Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. М., 1996. С. 339-374; [Письма]// Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 188-213. Лит.: Симеон (Холмогоров), архим. Схиархим. Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пуст. Псков, 1915. СПб., 1996р; То же, изм.

http://pravenc.ru/text/161241.html

XX в. В парадной части был посажен фигурный газон, установлены фонтаны. Эта строго организованная часть сада контрастировала с живописно расположенными деревьями различных пород; в юж. части создана терраса. Планировка сада, размер и форма деревьев были подобраны т. о., чтобы подчеркивать изящество архитектурного ансамбля обители. 1917-1926 гг. Нерукотворный образ Спасителя. Мозаичная икона над зап. порталом Покровского собора. 1912 г. Мастерская А. Н. Фролова по эскизам М. В. Нестерова Нерукотворный образ Спасителя. Мозаичная икона над зап. порталом Покровского собора. 1912 г. Мастерская А. Н. Фролова по эскизам М. В. Нестерова Авторитет М.-М. о. и ее настоятельницы был столь велик, что события 1917 г. сначала не повлияли на деятельность обители. 7 мая 1918 г., на 3-й день Пасхи, патриарх Московский и всея России свт. Тихон возглавил служение литургии в Иверской ц. на Б. Ордынке, а затем посетил обитель и побеседовал с великой княгиней и сестрами. В тот же день вел. кнг. Елисавета Феодоровна была арестовала и выслана в Пермь, а затем в Екатеринбург. С ней добровольно поехали келейница прмц. Варвара (Яковлева) и крестовая сестра Екатерина Янышева, которая затем по просьбе великой княгини вернулась в Москву. На сборы великой княгине дали полчаса, к-рые она провела вместе с сестрами и свящ. Митрофаном в молитве в домовом храме. В пути вел. кнг. Елисавета Феодоровна писала письма сестрам и духовнику свящ. Митрофану, в которых утешала насельниц и призывала с терпением встречать все невзгоды и помнить ее заветы. 19 мая великая княгиня вместе с др. членами имп. дома была выслана в Алапаевск Верхотурского у. Пермской губ. 18 июля вел. кнг. Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара приняли мученическую кончину - были живыми сброшены в недействующую Н. Селимскую шахту (в 18 км от Алапаевска), завалены бревнами и засыпаны землей. В кон. 1918 г. на должность настоятельницы общим собранием сестер была избрана казначея Валентина Сергеевна Гордеева (1863-1931). М.-М. о. осталась практически без средств: в результате национализации банков пропали капиталы вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, которые, согласно ее завещанию, должны были служить материальной основой существования обители. Декрет 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» лишил обитель, как и другие религиозные организации, всего имущества. Сестры зарабатывали на жизнь шитьем и вязанием. В 1919 г. была закрыта бесплатная столовая для бедных, национализирована аптека, в штате которой, однако, остались сестры обители. В 1917 г. больницу удалось зарегистрировать. В 1920 г. сестры вынуждены были начать сотрудничество с медицинским факультетом 2-го МГУ, который возглавлял хирург Ф. А. Рейн, трудившийся до революции в больнице обители. МГУ платил жалованье сестрам больницы и частично оплачивал содержание коек. Аптеку сестры взяли в аренду совместно с химико-фармацевтическим факультетом 2-го МГУ. Так, за 1921 г. в амбулатории были приняты 3577 больных.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

в проруби, находящейся в бухте Гертнера, на берегу к-рой расположен Магадан. В том же году в областном центре началось строительство Троицкого собора. Также при еп. Феофане была заложена магаданская Никольская ц., в епархии значительно увеличилось число приходов. Часовня-грот во имя ап. Андрея Первозванного на месте высадки экспедиции Ю. А. Билибина. 2006 г. Фотография. 2015 г. Часовня-грот во имя ап. Андрея Первозванного на месте высадки экспедиции Ю. А. Билибина. 2006 г. Фотография. 2015 г. 7 мая 2003 г. еп. Феофан был переведен на Ставропольскую кафедру, а на его место назначен пребывавший на покое еп. бывш. Корсунский Гурий (Шалимов) . 14 сент. того же года была совершена 1-я литургия в строящемся магаданском Троицком соборе. В кон. сент. 2003 г. в Магадане несколько дней пребывала доставленная из Хабаровска Благовещенским архиеп. Гавриилом (Стеблюченко) чудотворная Албазинская «Слово Плоть бысть» икона Божией Матери ; архиеп. Гавриил передал епархии ее список. В 2004 г. в М. и С. е. привозили мощи вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и прмц. Варвары (Яковлевой) . Еп. Гурий освятил магаданскую Никольскую ц. (10 июля 2004), часовню-грот во имя св. ап. Андрея Первозванного близ пос. Ола на месте высадки геолого-разведочной экспедиции Ю. А. Билибина в 1928 г. (28 авг. 2006), часовню во имя прп. Илии Муромца на территории пограничной воинской части в Магадане (21 янв. 2009), часовню во имя свт. Алексия, митр. Московского, на золото-серебряном руднике «Джульетта» в Омсукчанском р-не (29 окт. 2010). 1 сент. 2011 г. Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения магаданского Троицкого собора - храма-памятника жертвам политических репрессий. После освящения предстоятель огласил указ о присвоении этому собору статуса кафедрального, а синегорской Благовещенской ц.- статуса 2-го кафедрального собора. 5 окт. 2011 г. Синод избрал епископом Магаданским клирика Костромской епархии архим. Иоанна (Павлихина; с 1 февр. 2016 архиепископ); его архиерейская хиротония состоялась 12 окт.

http://pravenc.ru/text/2561166.html

Узнаваемый образ Е., в апостольнике и клобуке, с наперсным крестом, посохом и четками в руках, без подписи, помещен в композиции Собора чудотворцев Дальних пещер в стенописи 1900-1902 гг. перед входом в лавру (иконописец Сонин). Ко времени перенесения мощей Е. относится икона (ок. 1910, ГМИР), где святая изображена поколенно, в близкой к «киево-печерскому» изводу позе, но с др. атрибутами: большим 6-конечным крестом, воспроизводящим крест 1161 г., ветвью и четками, на обороте автограф, свидетельствующий о том, что икона была подарена вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, к-рая участвовала в торжествах перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в полоцкий Евфросиниев мон-рь 22 мая 1910 г., вел. кнж. Ольге, старшей дочери имп. мч. Николая II («Дорогой Ольге от тети Элла 1910 Май 22»). Примером паломнической реликвии, изготовленной к этому событию, является небольшой образок на жести (ок. 1910, ГИМ). На эмалевом образке 1915 г. (ГМИР) представлена полуфигура Е. со склоненной к левому плечу головой, с крестом в правой руке и ветвью в левой, в правом верхнем углу - благословляющий Иисус Христос, на обороте - надпись на красном бархате: «Благословение Преподобной Евфросинии Игумении Княж[ны] Полоц[кой] Ее И[мператорскому] В[ысочеству] В[еликой] Княжне Ольге Николаевне. 1915 г.». Подобные произведения ростовской финифти создавались в 1915-1920 гг. (ГМЗРК), когда после начала первой мировой войны мощи Е. были эвакуированы в Ростов и находились в Авраамиевом Богоявленском мон-ре. Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Кон. XIX - нач. ХХ в. (ГМИР) Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Кон. XIX - нач. ХХ в. (ГМИР) Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. были широко распространены списки почитаемого образа Е. из Евфросиниева монастыря, к-рый датируется с XII по XVI в. (см., напр.: Сапунов А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий мон-рь. Витебск, 1888. Ил. на форзаце). Икона утрачена после 1917 г., но ее иконография и отчасти стиль повторяются в сохранившихся образцах иконописи, монументальной живописи, графики. На первообразе Е. была представлена в рост, стоящей на облаке, в монашеском одеянии, с наперсным крестом, в деснице - крест 1161 г., четки на локте, в левой руке - белая лилия, на слегка склоненной вправо голове - закрытый венец, 2 слетающих с небес ангела венчают ее зубчатой короной. Под фигурой - пейзаж с видами полоцких храмов и мон-рей. В формировании этого извода использованы мотивы католич. церковного искусства (коронование, зубчатая корона западноевроп. типа, лилия - символ духовной и телесной чистоты, реалистическая трактовка образа).

http://pravenc.ru/text/187879.html

Персты правой руки сложены в именословном благословляющем жесте, в левой руке - посох. Священноисп. Лука. Фрагмент иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских». 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в г. Московский (в черте Москвы)) Священноисп. Лука. Фрагмент иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских». 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в г. Московский (в черте Москвы)) Существуют изображения Л. с хирургическими инструментами. В ц. Покрова Пресв. Богородицы в Бутырской тюрьме в память о 1-м аресте святого находится икона Л., выполненная иконописцем Д. В. Алимовым (2006). Л., с мягкими прядями седых волос до плеч и окладистой короткой бородой, сидит за покрытым белой скатертью столом, перед ним раскрытая книга и ручка - эти детали напоминают о научной деятельности и писательском труде Л., на его врачебную практику указывает пенал с хирургическими инструментами, изображенный слева. На Л. белый подрясник, на груди - панагия. Священноисп. Лука. Роспись ц. апостолов Петра и Павла в Ясенево. 2004 г. Священноисп. Лука. Роспись ц. апостолов Петра и Павла в Ясенево. 2004 г. На др. иконе Л. представлен как св. целитель-бессребреник со лжицей и ковчежцем в руках. Подобная икона находится в ц. во имя вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны Свято-Елисаветинского женского мон-ря в Минске, рядом с Республиканской клинической психиатрической больницей. На Л. светло-зеленая ряса и белый плащ, напоминающий медицинский халат. На груди - панагия с образом Божией Матери «Знамение». В правой руке - лжица, в левой - ковчежец. Образ Л. помещен на поля иконы Пресв. Богородицы «Всецарица, со святыми врачами» (авторы В. Сидельников и К. Дуброва; до 2007). У Л. атрибуты целителя (лжица и ковчежец) и одежды архиерея (коричневая мантия со скрижалями, зеленая ряса, панагия, темный клобук с бриллиантовым крестом). На иконе «Собор святых целителей» из ц. в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в г. Ульм (Германия) Л. представлен в центре композиции (рядом - целители Пантелеимон и Трифон), на нем епископская мантия со скрижалями, клобук с бриллиантовым крестом, правая рука сложена в жесте именословного благословения, в левой руке посох.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010