Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Проект первой монастырской церкви Рождества Христова был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: " Слушайся его во всем; у него ум светлый! " Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу. Храм Рождества Христова был пристроен ко входу в храм Казанской иконы Божией Матери так, что алтарь Рождественской церкви оказался на месте паперти Казанской. Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти. Храм Рождества Христова был холодным. Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления. После закрытия монастыря в церкви Рождества Христова размещалась сберкасса. Повторное освящение храма состоялось 1 июня 1993 года. В 2008 году к Рождественскому храму были пристроены приделы с южной и северной сторон. Они освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Информация с сайта Серафимо-Дивеевского монастыря Церковь Рождества Христова - первый храм Мельничной девичьей общины. Чудесным участием Матери Божией ознаменовано строительство церкви Рождества Христова. Царица Небесная велела преподобному Серафиму пристроить новый храм к паперти Казанской церкви. Строителем Рождественских церквей с благословения преподобного Серафима был Михаил Васильевич Мантуров, богобоязненный и боголюбивый ученик святого саровского старца. Исцелив его от смертельной болезни, в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя самопроизвольную нищету, продать все свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

http://sobory.ru/article/?object=16531

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: " Сына Моего почтил, а Меня позабыл! " Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: " Четыре столба— ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая " ». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры. В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие. Храм Рождества Богородицы был теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра. После закрытия монастыря в церкви Рождества Богородицы размещался склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

http://sobory.ru/article/?object=16529

Ширково. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (деревянная). Карта и ближайшие объекты Ширково, или Ширков погост в конце XIX века стал одним из крупных культовых центров на озере Вселуг. Здесь издревле существовало языческое капище. Позднее, по преданию, в знак победы Александра Невского в XIII веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг, построена церковь. Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где братья Ширковы и возвели церковь. Сказочной красоты деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, сохранившаяся в этих краях до наших дней, является образцом творения деревянного зодчества. Церковь Рождества Иоанна Предтечи оказалась маленькой для местных жителей, и в 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, Завершает архитектурный ансамбль Ширкова погоста деревянная надкладезная часовня клетского типа, датируемая началом XX века. Рождества Иоанна Предтечи деревянная церковь на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. Церковь является редким памятником деревянного древнерусского зодчества. Топором да рубанком создали братья Ширковы удивительное строение, перед которым и сегодня мы останавливаемся изумлённые. Церковь Рождества Иоанна Предтечи своим сложным силуэтом и удивительно гармоничными пропорциями отдельных форм оставляет неизгладимое впечатление. Радуют глаз её отточенные конструкции, неповторимые своей лёгкостью, утончённостью линий. Для строительства были использованы брёвна необычной толщины - до 70 см. Высота церкви - около 45 м. Таких церквей на территории России не сохранилось. Церковь выстроена в древнерусском стиле. В 1991 году ураганом была снесена колокольня. Рождества Иоанна Предтечи каменная церковь на Ширковом погосте была построена в 1913 году на высоком берегу озера Вселуг в 100 метрах от деревянной церкви. Храм был рассчитан на 1400 человек. Церковь имела 5 медных колоколов общим весом около 400 пудов. Полы в церкви выстланы чугунными плитами с рельефным рисунком вазонов. Церковь строилась на средства прихожан в 1911 году. Архитектор А.П. Федоров спроектировал храм в псевдорусском стиле. Храм имеет 3 престола: Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Христова и Богоявления. В настоящее время эта церковь действующая. В южной части солеи -плита с поминальной надписью князя И.П. Гагарина и княгини М.П. Гагариной, датированная 1702 годом.

http://sobory.ru/article/?object=07387

Рождествено. Церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1809. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Рождествено Координаты: 56.19228, 39.88423 Проезд:Не доезжая из Москвы до Владимира 15км по трассе М7 имеется поворот на север на бывшем посту ГАИ с указателями " Ставрово " " Кольчугино " . Далее 25км, минуя Ставрово, правый поворот на север с указателем " Рождествено " и металической стелой " СПК Колхоз им. Ленина " , 1,5км. Асфальтированный проезд. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Рождествено принадлежало московской элите - древнему роду Нарышкиных. Церковь Рождества Христова построена по всей видимости по проекту столичного архитектора в модном, смелом, если не сказать блистательном, архитектурном стиле. Это совершенно круглое, как водонапорная башня, сооружение без апсид, без приделов и без трапезной. Абсолютно нет ничего патриархального и традиционного. Фасады украшены единым белокаменным карнизом. К сожалению завершение церкви не сохранилось. Церковь недействующая, заперта, используется видимо под нужды колхоза им. Ленина, т.к. находится неподалёку от его конторы. Село Рождествено - от Владимира в 37 верстах. В течение XVII-XIX ст. Рождествено принадлежало различным помещикам, как то: Ромодановскому, Урусову, Нарышкину и Всеволожскому. Церковь в селе издавна была в честь Рождества Христова. В книгах патриаршего казенного приказа под 1676 г. она записана: «церковь Рождества Христова в вотчине боярина князя И.И. Ромодановского в селе Рождественом, дани рубль семи денег заезда гривна, и августа в 31 день те деньги взято». 1712 г. в селе Рождествене, в вотчине боярина Ф.С. Урусова, построена новая церковь в честь Рождества Христова и в том же году освящена была Волосова монастыря игуменом Николаем; но в 1732 г. эта церковь сгорела. По этому случаю «1735 г. января 21 дня церкви Рождества Христова поп Василий Федоров в синодальный казенный приказ писал, что в Володимирском уезде в вотчине тайного советника кавалера и сенатора Ал. Львов. Нарышкина в селе Рождествене имелась церковь во имя Рождества Христова, которая в 1732 г. сгорела и прошу вместо оной сгорелой Рождественской церкви построить вновь и о том дать указ». Подписание преосвщ. Иоакима, архиепископа Ростовского и Ярославского: дать о строении церкви указ. В 1736 г. церковь была построена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=02821

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции 5 мин., 05.07.2019 7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника. Рождество Иоанна Крестителя — дата Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю). 10 фактов об Иоанне Крестителе 1. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). 2. Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви. 3. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане. 4. Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий. 5. Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину. 6. Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии. 7.

http://foma.ru/rozhdestvo-ioanna-2014.ht...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Трапезная церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:не ранее 1511. Ссылки:   Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.2144, 36.53305 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трапезная с церковью Рождества Христова - старейшее здание монастыря (1511 г.). Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. С северной и южной сторон к зданию примыкают паперти, из которых средняя включена в массив колокольни, построенной в 17 веке. Храм Рождества Христова с трапезной – самое древнее из сохранившихся строений Пафнутьевой обители, время его постройки относится к 1511 г. Этот комплекс, в котором слились воедино колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова и церковь прп. Онуфрия, является самым сложным по конструкции и архитектурным формам сооружением монастырского ансамбля. Внешне комплекс выглядят как массивное, суровое, без каких-либо излишеств и украшений двухэтажное здание, вплотную примыкающее к колокольне. Единственным декоративным обрамлением гладких стен служат два узорчатых пояска, выложенных из кирпича: один, ниже окон, разделяет здание на два этажа, второй завершает верх стены. Маленькие окошки, выглядывающие из глубины толстых стен, не имеют даже простых наличников. Трапезная палата по своему устройству напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Она представляет собой большой, площадью 260 кв. метров зал со сводчатым потолком, опирающимся на стены и один квадратный центральный столп. В толще стен, с откосами по боковым сторонам и вверху, размещены небольшие окна. Все это способствует хорошей естественной освещенности помещения. Если в настоящее время при строительстве жилых и бытовых помещений соотношение световой площади окон к площади пола берется как 1:3 – 1:6, то в трапезной оно составляет 1:50! И в то же время за счет конструктивных особенностей окон и использования отраженного света в помещении достаточно светло.

http://sobory.ru/article/?object=02057

Празднование Рождества во время гонений За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. 6 января, 2016 За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. Для многих людей празднование Рождества Христова немыслимо без домашнего уюта, посещения богослужений, праздничного стола и обмена подарками, но в ХХ веке в России людям часто приходилось праздновать Рождество в самых экстремальных условиях. Празднование Рождества Христова во время советских гонений на христианскую православную веру было подвигом. Подробности о тех временах Вы узнаете из статьи! Празднование Рождества Христова в Советском Союзе Самым «легким» испытанием для человека был голод, когда люди несколько месяцев откладывали крохи  еды, чтобы отметить праздник. Вот отрывок из дневника Корнея Чуковского за 1920 год: «Поразительную  вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в  гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики  сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В  следующем году выставлю у кровати чулок!». В двадцатые годы прошлого столетия даже те, кто просто хотел поставить дома елочку, сильно рисковали. Советские власти назвали эту традицию «буржуазным пережитком» и нещадно боролись с ней.  Владимир Маяковский почти 10 лет пишет антирождественские стихи и пьесы, в которых призывает  беречь елки и не отмечать этот праздник. Вот небольшой отрывок из стихотворения 1926 года  «Рождественские пожелания и подарки»: Почему я с елками пристал? Мой ответ недолог: нечего из-за сомнительного рождества Христа миллионы истреблять

http://pravmir.ru/prazdnovanie-rozhdestv...

Щелканово. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты В селе Щелканово было два храма – в честь Рождества Христова и единоверческий в честь Сошествия Святого Духа. Христорождественский храм был построен в 1800 г. на средства помещицы Веры Борисовны Лопухиной. Храм каменный, особой колокольни не имел. Колокола находились на одной из четырех башен самой церкви. Второй храм, Сошественский, был построен в середине XIX в. До наших дней здание второго храма не сохранилось - оно было разобрано в 1970-е гг. Сохранившийся храм в честь Рождества Христова имеет четыре придела – главный, освященный в честь Рождества Христова; в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и в честь святителя Николая Чудотворца. Отдельно от храма стоит трехъярусная колокольня. Храм является памятником истории и культуры Калужской области. В ограде при храме Рождества Христова имеется мраморное надгробие лесопромышленника Иванкина (бывшего когда-то старостой храма) в виде дуба с обрезанными сучьями и мемориальной доской с надписью. Храм был закрыт в 1930 г. Священник Феодор Никольский и псаломщик Петр Степанович Архиреев 21 апреля 1930 года ПП ОГПУ Западной области были приговорены к разным срокам лагерей. Храм был передан Калужской епархии 13 апреля 1995 г. Сейчас ведется его восстановление. 13 марта 2005 года в воскресенье после продолжительного перерыва со времени закрытия в домовой церкви при храме Рождества Христова в селе Щелканово была совершена первая литургия. Помощь в приобретении и ремонта молитвенного дома оказало предприятие " Бор " . По благословению правящего архиерея Калужской епархии Митрополита Климента теперь в молитвенном доме при храме Рождества Христова каждое воскресенье будет совершаться Божественная литургия. До этого дня при храме совершались только молебны и панихиды. Общими усилиями прихожан был сооружен молитвенный дом, так как для того чтобы начать богослужения в самом храме нужны большие средства. Пока в храме течет крыша, нет окон, а кое-где и дверей. Внутри и снаружи требуется оштукатурить стены, постелить пол.

http://sobory.ru/article/?object=01611

Архангельск. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Рождества в Губернском городе Архангельске двухэтажная, построена в виде креста, длиною 16 х/г саж. и шириною 14 Уг саж. и вышиною 14 саж. Кровля церкви на четыре ската. По деревянным стропилам покрыта листовым железом и окрашена масляною краскою зеленого цвета. Ниже сей кровли такая же кровля на пристройке со всех сторон, покрыта тем же железом и той же краскою. Над кровлею возвышается купол и одна глава. Купол покрыт железом и окрашен масляною краскою зеленого цвета, наверх прибиты золоченые железные звезды. Шейка, глава и яблоко шейки крыты железом, и прорезной, четвероконечный железный крест позолочен... Главная церковь в верхнем этаже во имя Рождества Пресвятые Богородицы, с приделом по северную сторону ея во имя Пророка Божия Ильи... Главный храм в нижнем этаже во имя Рождества Иисуса Христа, с приделами по бокам, северной (левой) стороны по имя Преподобного Симеона Столпника, а южной (правой) стороны во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев...» Из Главной описи церковного и ризничного имущества Рождественской церкви г. Архангельска за 1902 год. http://www.etoretro.ru/pic78315.htm Рождественская церковь в городе Архангельске есть одна из старейших по времени своего основания: основателями ея были стрельцы, перемещенные сюда в качестве защитников „поставленнаго " в 1584 г. „Архангельскаго города“. Она была деревянная и в 1637 г. при опустошительном пожаре, бывшем в Архангельске и истребившем половину города, сгорела. Дальнейшая история Рождественской церкви начинается с 1648 года, когда патриархом Иосифом дана была на построение ея новая грамота. Вторичному построению ея способствовало то обстоятельство, что в 1646 г. число в Архангельске стрельцов было значительно увеличено; но и эта церковь в 1663-м г. сгорела. В 1668 г. была вновь построена деревянная церковь во имя Рождества Иисусе Христова, с приделом при ней во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, существовавшия до 1717 г., в котором от молнии также погорела. В конце 1691 г. стрельцы решили построить каменную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Церковь эта, по различным обстоятельствам строившаяся очень медленно, окончательно достроена была уже в 1729 г., в котором 20 сентября Архиепископом Варнавою и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=34112

О канонической иконографии Рождества Для любого православного сам факт возможности изображения Господа Иисуса Христа свидетельствует о Его истинном воплощении, что мы, по сути, и празднуем в светлый день Рождества Христова. 6 января, 2012 Для любого православного сам факт возможности изображения Господа Иисуса Христа свидетельствует о Его истинном воплощении, что мы, по сути, и празднуем в светлый день Рождества Христова. О канонической иконографии Рождества написано так много, что сказать новое слово в этой сфере, кажется невозможно. Поэтому автор хотел бы несколько сместить акцент и, рассказав об иконе Рождества, одновременно с этим показать сам принцип «чтения» иконной символики. Сразу же стоит отметить один важный момент. При истолковании православной канонической иконографии существует соблазн отклониться от первоисточников, которыми являются Писание, церковная гимнография, церковное предание в виде писаний святых отцов, отдельных апокрифов, а также исторический контекст эпохи, в которую данная иконография складывалась. Вместо этого можно наблюдать увлечение толкованием «от ветра головы своея», а порой глубокий смысл начинают искать в различных мелочах. Всё это, помноженное на незнание основ иконографии, приводит к плачевным результатам. Как часто человек, знакомый лишь с несколькими иконами Рождества (чаще всего довольно позднего поствизантийского периода, когда иконы стали писать в основном по прорисям), начинает считать, что только то, что он видел, и есть канон. И вот, встречая более древнюю традицию изображения, где фигура Богородицы развернута в иную сторону, либо имеет другой оттенок одежды, либо ещё что — сразу же объявляет эту традицию «еретической», «католической» и так далее. Чтобы этого не случилось, нужно знать свою собственную традицию и постоянно расширять кругозор. В разное время и в разном месте… Итак. Говоря, о канонической иконографии, мы подразумеваем, прежде всего, иконографию, которая сформировалась в византийскую эпоху. Эпоху, в которой переплелись античные и средневековые приемы изображения. Одним из таких приемов является наличие в одном изображении событий, происходивших в разное время и в разном месте. Икона Рождества — это как раз один из таких случаев.

http://pravmir.ru/o-kanonicheskoj-ikonog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010