Новозаветные тексты значительный период времени собирались в единый свод (κανν). В лучшем случае, христиане Палестины могли иметь Евангелие от Матфея и послания Петра и Иакова (то, что непосредственно и было адресовано им). Подобно им, и христиане Рима могли иметь лишь Евангелие от Марка (по преданию, свидетельства о Христе апостола Петра, записанные Марком в Риме) и Послание к Римлянам апостола Павла. Теперь, в преддверии Рождества Христова, попробуем рассмотреть особенности рождественских паремий. В навечерие Рождества Христова на первой паремии читается отрывок из 1-й главы Книги Бытия, с 1-го по 13-й стихи, где описываются событии первых трех дней творения. Этот текст открывается словами: «В начале сотворил Бог…» С чем это могло быть связано? В понимании древних христиан это вступление можно рассматривать как Первоевангелие. «Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим. 4: 10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть (Ин. 1: 1, 3)» . Валаам на ослице и Ангел. Фреска С другой стороны, во Христе весь мир, павший в Адаме, как бы творится заново. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). То есть с Рождеством Христовым мы наблюдаем как бы начало нового дня и нового мира – Церкви Нового Завета! «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось (то есть при сотворении первого мира. – прот. О.С .). Оно обновляется каждое утро (при совершении Литургии. – прот. О.С .); велика верность Твоя!» (Плач. 3: 22–23). Следующая паремия в навечерие Рождества Христова – это чтение из 24-й главы Книги Чисел. Здесь рассказывается о таинственном языческом пророке Валааме, современнике Боговидца Моисея, который созерцает, проницая время и пространство, Вифлеемскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24: 17).

http://pravoslavie.ru/99900.html

Рождество Христово. Поклонение пастухов (см.: Лк 2, 1–14) Рождество Христово. Фреска в храме иконы Божией Матери Знамение в Первой Градской больнице      Правитель Римской империи цезарь Октавиан Август объявил перепись всего населения своего государства. Палестина, маленькая страна, была частью Сирийской провинции, входившей в состав огромной империи. В свое время перепись началась и там. В Палестине каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Поскольку Иосиф и Дева Мария происходили из рода царя Давида, они, оставив галилейский город Назарет, пошли в Иудею, в маленький городок, называемый Вифлеемом, из которого вышел и сам царь Давид. Места в гостинице им не нашлось, а между тем Марии пришло время родить. Младенец Иисус родился в загоне для скота (по древнему преданию, это была пещера — вертеп), и Мать Сама спеленала Его и положила в кормушку для скота — ясли. Явление ангелов пастухам      Первыми пришли поклониться родившемуся Богомладенцу пастухи, которые неподалеку стерегли ночью свое стадо. Вдруг перед ними предстал Ангел Господень, окруженный сиянием. Пастухи испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я пришел сообщить вам весть. Сегодня в городе Давидовом родился ваш Спаситель — Христос Господь! Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное ангельское воинство, славившее Бога и восклицавшее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда Ангелы отошли от них на небеса, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там произошло, о чем это нам возвестил Господь?» Они поспешили в Вифлеем и нашли Богородицу, праведного Иосифа и Младенца Иисуса, лежащего в яслях, — все оказалось точно так, как им и было сказано. Пастухи поделились всем, что им было сказано о Младенце. Все, кто слушал, дивились рассказу пастухов, а Богородица сохраняла все это в Своем сердце. Радость сохранили и пастухи. 9 июня 2017 г. Рейтинг: 6 Голосов: 176 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104207.html

Таков был святой предок по плоти Господа нашего Иисуса Христа, про которого правдивая книга Библия рассказывает для нашего назидания не только хорошее, но и грехопадения его, и покаяние. Если бы и мы все умели так горячо каяться, как это делал Давид! Он имел от Бога дар пророчества и за тысячу лет до Рождества Христова предсказал много подробностей о рождении Христа, Его проповеди, страданиях и Воскресении. Это то, о чем предсказывал древний пророк Исаия, когда говорил: Се Дева (а не жена) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит – «с нами Бог! " ». Иосиф поверил ангелу и с благоговением стал ожидать чудесного рождения. Как раз к этому времени была объявлена всенародная перепись, и каждый должен был пойти записаться в городе своих предков. Пошли и Иосиф с Мариею из Назарета, где они жили, в город своего предка, царя Давида – в Вифлеем. Там пришлось им остановиться в пещере, куда пастухи загоняли свой скот в непогоду, так как не хватило им места в гостинице. Все мы знаем, как славословили Бога ангелы в ночь Рождества Христова, как пришли поклониться Младенцу сперва местные пастухи, а затем с далекого Востока прибыли волхвы, то есть мудрецы, принося в подарок ему золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как смертному Человеку). Царь Ирод, рассерженный тем, что волхвы отправились в страну свою, минуя Иерусалим и не сообщив ему подробностей о Младенце, приказал избить в пределах Вифлеема всех младенцев до двухлетнего возраста, и ближайшие дни мы почитаем этих маленьких страдальцев за Христа. Как я уже упоминал вам, местность та, благодаря своему исключительному плодородию, была густо населена, поэтому и число убитых младенцев достигает огромной цифры – 14 тысяч. В древних пещерах Киево-Печерской Лавры в подземной церкви в честь Рождества Христова имеется небольшой ковчежец (ящичек) с мощами одного из этих, убитых Иродом, младенцев. Но замысел Ирода не удался, потому что ангел во сне явился Иосифу и повелел ему немедленно взять Младенца и Матерь Его и бежать с Ними в соседнюю страну, где когда-то евреи были в тяжелом плену – в Египет. Через несколько лет, по смерти Ирода, ангел снова явился во сне Иосифу с повелением вернуться в Палестину, и они снова поселились в Назарете. Евангелие еще повествует нам о том, как Иосиф и Мария искали в Иерусалиме Отрока Иисуса и нашли Его в храме среди ученых раввинов, которые удивлялись Его мудрым вопросам. После этого ни Священное Писание , ни предание не упоминают о старце Иосифе: надо думать, что вскоре после этого он и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый ответ. Причину, по которой ожидали эту звезду на Востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с предсказаниями, сделанными в книгах Ветхого Завета. В книге Чисел мы читаем: «Вижу Его, но ныне еще нет: зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» ( Чис.24:17 ). У пророка Исайи (60:1, 3, 6) сказано: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел Свет твой, и Слава Господня взошла над тобою… и придут народы к Свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию… все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню». В псалме 71 мы читаем: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Пророк Даниил, который был назначен в вавилонском плену начальником волхвов ( Дан. 2.48 ). естественно знал эти предсказания и не скрывал их. Здесь необходимо четко понимать, что сам пророк Даниил никакой магией и астрологией не занимался, а поступал так, как вразумлял его Бог, в этом-то и было его преимущество перед волхвами, которые на многие вопросы не могли дать ответ ( Дан.2:4, 5 ). Кроме того, лично ему принадлежит пророчество о времени Рождества Богомладенца ( Дан.9:25 ). Эти данные, указующие на события чрезвычайной важности (время, место и обстоятельства Рождества Христова) были зафиксированы и надежно хранимы той жреческой школой, во главе которой в силу сложившихся обстоятельств стоял пророк, и по преемственности передавались волхвами из поколения в поколение. Второй ответ. Премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, также могла дать астрологии возможность привести волхвов ко Христу. Ибо известно, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.1:4 ), все без исключения, и Он старается спасти каждого только Ему одному ведомыми, оптимальными для этого человека путями. Из всего вышесказанного о волхвах, пришедших поклониться Христу, можно сделать вывод, что не благодаря магии и астрологии узнали они время и место Рождества Христова, а благодаря тому, что Сам Господь открыл им это тем путем, который посчитал для них и их спасения лучшим.

http://sueverie.net/astrologiya-i-magiya...

А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся, Матерь Божия, одна Раба собственного Сына, и притом по естеству; после Тебя нет матери девы, когда блаженное девство достигло прежнего нетления, бывшего в раю. Радуйся, Принявшая Бога, световидная Стихия Божественной беспредельности; Твоим малым чревом объемлется Беспредельный, объемлющий Собою все концы. Радуйся, Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет Соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое – с Богом, Божественное – с человеком. Радуйся, Чертог, украшенный девственными дарами для Того, Кто говорит в Песнях: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). О соединении Его с плотью говорится в следующих словах: Пойдите и посмотрите... на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его ( Песн.3:11 ). Радуйся, Агница, бесплодная для брака и родившая от Божественного зачатия; от Тебя происшел Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин.1:29 ). Радуйся, Светлое Облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя воссияло Солнце правды, освещающее все лучами нетления. Радуйся, Светильник, золотой и твердый Сосуд Девства; светильнею Сего Светильника служит благодать Духа, а елеем – святое тело, заимствованное из чистой плоти; отсюда происходит невечерний Свет – Христос; Ты осияла вечною жизнью сидящих во тьме и тени смертной ( Лк.1:79 ). Радуйся, Благодатная! ( Лк.1:28 ); Ты и по самому делу, и по имени вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос – непрестанная Радость, Исцеление Адамовой печали. Радуйся, Рай , Место, которое блаженнее Едема; в сем Раю опять зазеленело всякое растение добродетели и явилось Древо Жизни; причащаясь Его, мы возвращаемся в прежнюю жизнь, между тем как «пламенное оружие плещи дает» 25 , как написано. Радуйся, град великого Царя ( Пс.47:3 ) – скажу словами Давидовыми, – в Котором отверсто Царство Небесное и земнородные, написанные в числе граждан, радуются; в Котором слышны повествования великие и удивительные для всех языков и умов, во Христе Иисусе, Который чрез Тебя помиловал меня; за что я, бедный и неразумный, должен был божественно возвеличить бесчисленные Твои похвалы; Ему же подобает всякая слава, и честь, и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:4-7). Вифлеем - маленький и тихий арабский городок (больше похожий на деревеньку), окруженный, как и тысячу лет назад, пастбищами. Главный храм города - базилика Рождества Христова, которая была построена над местом рождения Спасителя. Сейчас пространство храма поделено между двумя Церквями: тут служат православные арабы Иерусалимского Патриархата и греки. Храм заполнен туристами, стоящими в очереди, чтобы попасть в пещерку Рождества. Паломники прикладываются к Вифлеемской иконе Божией Матери и спускаются в пещерку ... В ней возникает ощущение удивительного тепла, и, конечно, дело здесь не только в горящих свечах. На месте Рождества - серебряная звезда ... Горненский монастырь Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк 1:41-43). В монастыре тихо и безлюдно, наступает вечер. Небо светло-сиреневое. Если посмотреть по сторонам, хорошо видны соседние селения, расположенные вокруг монастыря, в том числе и Эйн-Карем. Навстречу нам идет совсем молодая инокиня Тамара - она обходит монастырь с Казанской иконой Божией Матери (это традиция монастыря). Матушка улыбается: «Я - облачко, на котором Божья Матерь облетает монастырь...» Горненский монастырь расположен как раз на том месте - Горнем месте, - где Дева Мария встретилась со своей родственницей Елизаветой. Именно здесь Приснодева впервые была названа Божией Матерью и начали сбываться ветхозаветные пророчества... Казанская икона Божией Матери - главная святыня монастыря. Эта икона однажды спасла нескольких монахинь, которые обратились к Богородице после эпидемии холеры и получили исцеление. Есть в храме еще одна удивительная, нежная икона - так называемая икона целования Пресвятой Девы Марии и праведной Елизаветы. На пятый день после Благовещения в Горненском монастыре отмечается праздник, которого нет ни в одной другой обители - праздник целования. В этот день в монастырь приходят люди из Эйн-Карема и других близлежащих селений, и обитель утопает в цветах... Иерусалим

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Рождество Пресвятой Девы – начало домо-строительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму ( Мф. 3.9 )? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» ( Лк. 11.27–28 )? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии , но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1.14 ), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь ( Евр. 2.16–18 ). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог сделал Израиль народом своих детей, поэтому Он и говорит, что Израиль – Мой первенец, затем уже идут другие народы. Почему Бог ожесточил сердце фараона? Божие действие усиливает в человеке его внутренние склонности. Ожесточение сердца фараона означало, что Бог выявил его жестокое сердце, глубины его сердца. Поэтому христиане не должны обращать внимание, если от их слов люди становятся еще большими богоборцами: Бог ожесточает сердце их, выявляет то, что в глубинах сердца. В 10-й главе Книги Исхода объясняется: «Ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, – вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне» ( Исх. 9, 14–18 ). Традиционная хронология исхода, установленная в XIX веке, противоречит библейской хронологии. Согласно традиционной хронологии, исход произошел или при Рамзесе II, или при Меренптахе, что датируется XIII веком до Рождества Христова. Согласно Библии, исход евреев из Египта произошел в XVI веке до Рождества Христова. Конец среднего царства в Египте ознаменовался страшной катастрофой, описанной в «папирусе Ипувера» Лейденской рукописи (сохранилась копия VI века до Рождества Христова): река превратилась в потоки крови, описываются библейские казни египетские. Поэтому, когда говорят о противоречии между Библией и историей в этом отношении, речь идет о противоречии между ложной хронологией и Библией. Фараон Мернефта погиб в водовороте, бросившись вслед за евреями. Место перехода евреями Красного моря. В районе Суэцкого канала перейти море было невозможно, потому что на его дне углубления и скалы. Море Ям-Суф (евр. «Море Тростника» или), которое упоминается в Писании, – это не Красное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В то время не было писанного слова Божия, и в нем не было нужды: патриархи были живой, самой верной книгой откровений Божиих. Один и тот же человек об одних и тех же богооткровенных истинах мог слышать сам и рассказывать другим несколько сотен лет. В этом свежем и неповрежденном виде первоначальное обетование о Христе дошло до времени всемирного потопа и после потопа передано было Ноем последующим поколениям и вместе с другими обетованиями и пророчествами, данными Аврааму и его ближайшим потомкам, дошло до Моисее и от Моисея сохранялось до Рождества Христова, служа приготовлением людей в приятью Христа, который был предметом ожидания не только для избранного народа, но и для язычников. Нам, верующим в пришедшего Христа, досталось великое преимущество предожидавшими Его; но если они разнообразными путями приготовляемы были к ожидаемому событью Рождества Христова, то мы, дождавшись этого события, приготовляемся к празднованию его. Далее Церковь приготовляет нас к празднику Рождества Христова тем, что со дня праздника Введения во храм Приснодевы Марии оглашает нас в церковных службах песнопениями, относящимися к Рождеству Христову. Чрез сие она дает нам возможность предвкушать радость грядущего праздника. Как трогательны, как поучительны, как возвышенны эти песнопения! Чтобы убедиться в этом, остановим на сей раз внимание на одном из них, начинающемся словами: Христос рождается, славите... Церковь приглашает нас славить раздающегося Христа, ибо для кого Он родился, для кого сошел с небес, приял от Девы Марии нашу плоть и кровь, и в этой плоти пострадал, и эту кровь пролил на кресте? Для нас, для нашего спасения от вечной погибели. Как же нам не славить Христа, нас ради человек столь безмерно уничижившего Себя? Рождение Христово прежде всех прославили ангелы, воспевшие в минуты Его рождения: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Не для ангелов Христос родился, не для спасения их воплотился, ибо, как не согрешившие, они не имели нужды в этой милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но вернемся к рассматриваемой притче, далее мы читаем: Мф.22:7 . «Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Разгневанный царь – это Бог, возмутившийся отказом иудеев принять Христа Мессию как своего Спасителя; посланные войска – это римские легионы; сожженный город – это Иерусалим. О том же, что убийцы Христа будут наказаны, говорил еще пророк Даниил, живший 500 лет до Рождества Христова. В 66-м году от Рождества Христова Иерусалим окружили римские легионы под командованием правителя Сирии Цестия Галла. Несмотря на сопротивление иудеев, римские войска внесли свои идолопоклоннические знамена в город и начали делать подкоп под северную стену Храма. Находясь на этом месте, они сделались «мерзостью», которая могла привести к полному опустошению ( Мф.24:15–16 ). И уже в 70-м году римляне под командованием полководца Тита из дома Флавиев пришли, как «наводнение», и разрушили город и Храм. Ничто не могло их остановить, потому что это было решено – «предопределено» – Богом, и пророчески предсказано в рассматриваемой притче Его Божественным Сыном. Пророк Даниил пророчествовал: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан.9:26–27 ). В пророчестве Даниила обращает на себя внимание то, что древний пророк, живший до Рождества Христова, видит причину разрушения иудейского царства «народом вождя, который придет», в том, что «предан будет смерти Христос», то есть причина та же, что и в Евангелии от Матфея, где мы прочитали: « царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их ». Под разгневанным царем святой Ефрем Сирин видит Самого Христа, и естественно возникает вопрос, а почему сказано: « послав войска свои »? С каких это пор языческие войска «свои» Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010