Нотации. Изначально в момент возникновения и путевой и демественный роспевы не имели своей письменной системы и песнопения этих роспевов записывались дробной (то есть без таинозамкненных сочетаний знамен) столповой нотациеи. Новые виды нотации (знаковые системы) зафиксированные в певческих азбуках сложились примерно во второй половине XVI века. Путевая нотация как предполагают исследователи начинает складываться к середине XVI века хотя первые азбуки путного знамени относятся к началу XVII века 268–297] Она состоит как из совершенно самостоятельных знаков так и из видоизмененных знаков знаменной нотации. Интересно отметить, что знак путевой нотации «голубчик» в конце XVI века стал также использоваться в столповой знаменной нотации наряду с уже имеющимся одноименным знаменем, но в несколько ином значении как «голубчик тихий» то есть поющийся в два раза медленней. Во второй половине XVII века путевая нотация почти исчезает из письменной традиции одноголосия но зато встречается в раннем русском многоголосии – строчном пении где ведущий голос «путь» изложен путевым знаменем 187]. Демественная нотация так же сложилась к середине XVI века однако количество рукописей песнопений записанных этим видом нотации до конца XVII века является незначительным. Как считают исследователи «редкие списки изложенные демественной нотацией при внимательном рассмотрении оказываются партиями раннего многоголосия » 212] Демественные азбуки как и одноголосные песнопения записанные этим видом нотации широко были рас пространены в старообрядческой среде начиная с XVIII века. Как и путевая нотация демественная нотация представляет собой своеобразную модификацию столпового знамени. Ее примечательная особенность – в наличии так называемых «двойных» знамен представляющих собой соединение двух знамен в одно Большой знаменный роспев. Подобный термин появился в конце XVI века по отношению к наиболее пространным мелодически раз витым песнопениям изобилующим развернутыми мелизматическими построениями. Такие обозначения мы встречаем например, в одном из самых полных по составу стихирарей XVI века принадлежащих собранию Троице Сергиевой Лавры. Так над стихирой Богоматери «Давыда провозгласи» есть надпись «Большое знамя». Впрочем, эта стихира не выделяется среди других песнопений той же рукописи, не имеющих такого обозначения, и даже уступает некоторым по широте распева Можно было бы считать все песнопения этого собрания относящимися к большому роспеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Расход воды в течении реки после этой операции не изменился, так что все неприятные сюрпризы стройплощадки, надеемся, остались позади, — говорит заместитель эконома лавры по строительству иеромонах Алексий (Босан). — По ходу стройки пришлось немного изменить проект. Видите, одна из стен отклоняется от прямой линии? А всё потому, что во время земляных работ строители наткнулись на остатки древнего оборонительного сооружения. Как выяснили археологи, это наследие бастионов петровской эпохи — дополнительной защиты перед внешним рвом, между прочим, в своем роде одной из немногих дошедших до нас на территории всей России. А в целом мы очень довольны, что слегка запущенный уголок возвращен к жизни и благоустроен». К юбилейным торжествам общежитие, похоже, освящать не будут: до начала учебного года времени еще достаточно. Но к 1 сентября хотя бы в одном из трех корпусов студенты обязательно справят новоселье. Несколько важных объектов лавра ввела в строй и вне своей исторической территории. Основной из них — новая, оборудованная по последнему слову техники (строительная смета составила 30 млн рублей) хлебопекарня на «Островке» (производственно-техническом монастырском комплексе по Фестивальной улице). Для всех сергиевопосадцев — эта точка, помимо прочего, имеет и стратегическое значение, ведь городской хлебозавод недавно закрылся. Пока на «Островке» в одну смену работают пять пекарей, а вообще производственные линии рассчитаны на две рабочие смены. Сенсационные манускрипты Московская духовная академия в год своего 200-летнего юбилея пребывания в лаврских стенах сосредоточилась на единственном амбициозном проекте, важнейшем и для православного образования, и, возможно, для всей отечественной культуры. На финальную стадию вышла капитальная реконструкция академической библиотеки — ценнейшего книжного собрания страны, насчитывающего свыше 300 тыс. единиц хранения. «Центральный корпус возводился в 1873–1877 годах, Северный пристроен в 1913-м, — рассказывает заведующий библиотекой игумен Дионисий (Шленов). — Но происходящие в последние два года преобразования по масштабу и интенсивности — -самые серьезные не только за время размещения библиотеки в Троице-Сергиевой лавре, но и вообще за весь период ее существования, начиная с основания Славяно-Греко-Латинской академии в 1685 году».

http://e-vestnik.ru/church/podarki_prepo...

5 . Вскоре по вступлении Вашем на Патриаршество в феврале или марте 45-го г. я обратился к Вашему Святейшеству с письмом, в котором просил Вас, не найдете ли Вы возможным возбудить ходатайство перед соответствующими правительственными органами о замене мне заключения в лагерях заключением в одной из московских тюрем с предоставлением возможности работать там с богослужебными текстами под Вашим руководством и наблюдением. Чтобы не нарушать субординации, я направил это мое письмо чрез своего епархиального епископа, преосв[ященного] Онисима, от которого имею сведения, что он это мое письмо представил Вам. Допускаю, что моя просьба не могла быть исполнена по не зависящим от Вас обстоятельствам. Но и самый факт моего обращения к Вашему Святейшеству, и выраженное мной желание работать под Вашим наблюдением и руководством сами по себе свидетельствуют, что так не мог поступить епископ, не признающий Вас как своего Патриарха. 6 . В 49–м или 50–м гг. я посылал Вам письмо с образцами моих «литургических опытов», плодом моих занятий в заключении. Впрочем, я не уверен, что это Мое письмо дошло до Вас. 7 . Когда в мае-июне 51-го г., незадолго до окончания срока моего заключения, мне было предложено указать моих близких, которые могут взять меня, как инвалида, на свое иждивение, я, указав таковых лиц (у одного из которых нахожусь в настоящее время), высказал еще уверенность, что и Патриарх Всероссийский может дать мне кабинетную работу по моей специальности и принять меня на иждивение на покой в один из подчиненных ему монастырей. В связи с этой уверенностью и по совету лагерной администрации я вновь написал Вам письмо с просьбой о принятии меня на покой в число братии Троице–Сергиевой Лавры, где я мог бы работать в любимой и более или менее известной мне области богослужения и богослужебных книг под Вашим наблюдением и руководством. Это мое заявление было отправлено спецчастью лагеря казенным пакетом. 8 . Во время нахождения моего в заключении мне нередко приходилось встречаться и с иереями, и с мирянами, которые, ревнуя о чистоте веры, имели, как я считаю, ревность не по разуму. Такие ревнители, даже весьма благожелательно относившиеся ко мне, не принимали от меня благословения и не хотели быть со мной в молитвенном общении, как с епископом, возносящим на молитвах имя Вашего Святейшества.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иллюстрированный словарь терминов Альбом схем и рисунков заставок в рукописях собраний Троице-Сергиевой лавры Альбом орнаментальных украшений переплетов рукописей собраний Указатель к альбому схем и рисунков заставок Хронологический указатель переплетов Указатель Выпуск 25 Оглавление От редакции Описания, обзоры, сообщения С. В. Житомирская, Л. В. Гапочко и Б. А. Шлихтер. Архив В. Д. Бонч-Бруевича Е. Н. Коншина. Творческое наследие В. Я. Брюсова в его архиве Н. Б. Тихомиров. Каталог русских и славянский пергаменных рукописей 11–12 вв. Часть 1 О. С. Попова. Новгородская рукопись 1270 г. Миниатюры и орнамент И. М. Кудрявцев. Сборник последней четверти15–начала 16 вв. из Музейного собрания В. Б. Кобрин. Две жалованные грамоты Чудову монастырю.(16 в.) К. А. Майкова. Источник по истории немецкого свободомыслия в начале 18 в. Публикации Таможенная грамота 1596 г. на сельский торжок. Публикация Е. П. Маматовой Документы о Крестьянской войне под предводительством Степана Разина в Поволжье. Публикация Е. Н. Ошаниной Акафист крючкотворцу– неизвестная сатира 18 в. Публикация Л. В. Тигановой Неоконченная повесть Н. С. Лескова. Публикация А. Л. Паниной К истории приобретения и первоначального изучения Архангельского евангелия. (Из переписки И. И. Срезневского , А. Е. Викторова и А. Ф. Бычкова). Публикация К. И. Бутиной Черновое письмо В. Г. Короленко к А. П. Чехову от 14 марта 1902 г. Публикация В. М. Федоровой Из архива Н. А. Рубакина. Публикации И. А. Сницаренко, Л. П. Балашевой. М. В. Чарушниковой, Э. П. Волковой. А. Б. Сидоровой и Л. В. Гапочко Археография и источниковедение Г. И. Довгалло. Справочный аппарат отдела рукописей Г. Ф. Сафронова. Фонды и деятельность отдела рукописей Государственной библиотеки СССР. Библиография. 1836–1962 Указатель имен и названий Выпуск 26 Оглавление От редакции Обзоры фондов И. Л. Андроников. Рукописи из Фельдафинга И. А. Гладыш, Т. Г. Динесман. Архив А. М. Верещагиной Л. М. Иванова, А. Б. Сидорова, М. В. Чарушникова. Архив Н. А. Рубакина Труды Н. А. Рубакина. Составили: В. Э. Фридман, Е. А. Тарасова, Е. Л. Лурье, А. Г. Машканцева. Редактор В. В. Клевенская Новые поступления

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сочинение Наседки против Антония состоит из 35 глав; написано оно до патр. Филарета, потому что в речи Наседки, поданной им Филарету, упоминается уже о сочинении на Антония 507 . Каждая глава этого сочинения имеет свои заглавия, как это замечаем и в остальных двух сочинениях Наседки. Так, первая глава надписывается: «о Словеси Божием воплощшемся к гордому Антонию Подольскому, нову ересь составляющу». Глава эта начинается так: «что буйственный умом возносишься на разум святых отец, положенный в божественных писаниях, еже явити новое богословие, дабы веровали твоему собранию от книг, яко огнь Бог и огнем священнодействует таинство христианское». Видно, что сочинение Антония, против которого пишет Наседка, имело компилятивный характер: собрано было от книг. „Рцы, лукавнующий, продолжает Наседка, кому верити, – тебе ли, на земли пресмыкающемуся, или возшедшему умом превыше всех небес и видевшу Бога – Слова и слышавшу от него се: в начале бе Слово, а не огнь, и Слово бе у Бога, а не огнь, и Бог бе Слово, а не огнь, и Слово непреложно плоть бысть, а не огнь плоть бысть» 508 . Напрасно было-бы искать в разбираемом сочинении Наседки какой-либо логической связи и плана; а потому мы ограничимся тем, что выпишем из него еще несколько мест, более других дающих сведения для уразуменья сущности спора его с Антонием. Так, во второй главе подобное место: «и ты, Антоние, отступаеши от исповедания православныя веры христианския, еже писано: верую во единаго Бога, сице исповедую едино крещение во оставление грехов, о нем же много свидетельствует все божественное писание яко водою и Духом святым; ты же и другое крещение утверждаеши – огненное, и не другое, но осьмое – пагубное, о нем же Златоуст пространно написал в беседе II-й в Матфееве; и все переводы греческие, русские старые письмянные отмещиши и вериши внуке одной, – печатной книге служебнику, а мать и бабу и прабабу ни словом, а делом блядь являешь, занеже вси старые переводы ни во что вменяешь, и одному свидетельству печати веришь, а на тысящу и тьмы, – на старые переводы плюешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

И на каждый гроб, откуда тянутся к свету чёрные мёртвые руки, хватит у нас боеголовок с осиновым зарядом. Так что, как говорится — «Работайте, Братья!». Пусть каждый из нас совершает сегодня эту необходимую священную работу — кто оружием, кто помощью фронту, кто молитвой и верой в наших бойцов и нашу Победу. И тогда, с Божией помощью, наконец-то упокоится это лежащее среди Европы неоплаканное, неотпетое и непогребенное тело, а его призрак, что бродит немирно по миру, обретёт покой. А с ним вместе обретёт его и взбудораженная Европа, и даже шаманы Заокеанья, быть может, на время отложат свою воинственную «Пляску Духов». И, как знать, может и Украина ещё восстанет, как четверодневный смердевший Лазарь, и сядет кротко и в здравом уме у ног Христовых, подобно тому бесноватому, из которого был изгнан легион бесов. За эту светлую и здравую Украину и совершается ныне вся борьба, за нее гибнут с верой в Воскресение мертвых тысячи тех, кто полагает души «за други своя». И потому дело наше священно. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 14.02.2024 21.07.2023 26.12.2022 24.05.2022 Главные критерии, с которыми нужно подходить к литературе - это критерии красоты и творческой убедительности Интервью с иеромонахом Нектарием (Соколовым), насельником Троице-Сергиевой Лавры, смотрителем Патриаршего Подворья " Феодоровский городок " в Царском Селе, главным редактором издательств " Ладан " и " Троицкая школа " 22.07.2008 Освободительный поход Русской армии на Украину 05.04.2024 05.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 Новости Украины 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 02.04.2024 Последние комментарии 05.04.2024 06:04 05.04.2024 00:18 04.04.2024 22:58 04.04.2024 21:28 04.04.2024 20:00 04.04.2024 18:59 04.04.2024 18:15 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/12/pr...

Проф. Д. А. Корсаков указал до 180 проф. И. Н. Корсунский до 300 недавно скончавшийся М. И. Семевский, бывший редактор „Русской Старины“, еще в 1889 г. предполагал их до 700 Но если бы оказалось их и на целую половину меньше, все-таки 350 слишком много для одного. Здесь и самостоятельные исторические, археологические и нсторико-литературные изследования, и сочинения духовно-нравственного, аскетического направления, палеографические и библиографические описания и разыскания, издания памятников древней русской и югославянской письменности, различные сообщения, заметки, переводы, наконец произведения беллетристические и стихотворения (последние относятся к первому периоду его жизни, до поступления в монашество). Многочисленные труды архим. Леонида обличают в нем и сильные природные дарования, и горячую любовь к литературным занятиям, и неутомимое трудолюбие, и крайнее его безкорыстие, так как обыкновенно он не получал за них денежного вознаграждения. Труды о. Леонида имеют и научную ценность. Относительно исторических сочинений его мы имеем отзыв специалиста-профессора. „Самостоятелъные исторические изследования архим. Леонида – по отзыву Д. А. Корсакова – весьма важны в научном отношении, или сообщая новые, малоизвестные факты, или же комбинируя при новом научном освещении данные, известные прежде. Во многих случаях это целые книги, от ста слишком до восьмисот страниц“ 7 . к этому, что церковно-исторические описания монастырей и другие исторические изыскания составлялись о. Леонидом по архивным документам и актам, часто им же самим собранным и впервые обнародованным. Исторические изыскания о. Леонида заинтересовывают читателя новизною данных и следующих из них выводов. Для образца можно указать на историческую заметку его: „Откуда была родом св. великая княгиня русская Ольга“ 8 , в которой, вопреки установившемуся мнению о происхождении великой княгини Ольги из русского Пскова, архим. Леонид, на основании свидетельства древнего летописца в одном сборнике XV в. библиотеки гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Евгений Вагин, филолог, на момент ареста сотрудник Пушкинского дома, редактор собрания сочинений Достоевского, отсидел восемь лет в мордовских лагерях. Освободившись, работал кочегаром и грузчиком. В 1976 году эмигрировал в Италию, где преподавал русский язык и литературу в университете Венеции, работал на итальянском радио и телевидении, много публиковался в эмигрантских журналах. Умер в 2009 году в Риме, где и похоронен. Про четвертого руководителя ВСХСОН, Бориса Аверичкина, известно меньше всего. Освободившись после восьми лет в колонии строгого режима, он закончил юридическое образование в Калининском университете (ныне Тверской), всю жизнь прожил в Ленинграде-Петербурге, в последние годы работал инженером. Говорят, что он входил в одну из радикально настроенных русских националистических групп. Тема ВСХСОН и русского национализма очень скользкая. Формально ни в программе организации, ни во взглядах ее учредителей и участников в 60-е годы, ни в материалах дела никакого национализма не значится (а уж советское следствие не отказало бы себе в удовольствии выявить фашистов и врагов интернационала). Более того, они считали себя социалистами, что исключает национализм. Однако взгляды, которые активные ВСХСОНовцы высказывали в перестройку и 90-е, антисемитские пассажи, которые Вагин позволял себе в лагере, о чем есть устные свидетельства, дают русским националистическим организациям возможность называть ВСХСОН своим предтечей. Формально ВСХСОН никогда не был распущен — Игорь Огурцов считает, что организация по-прежнему существует. Члены ВСХСОН в отличие от большинства жертв советских репрессий так и не были реабилитированы — в 1996 году Верховный суд счел, что осуждены они были обоснованно.   Для подготовки материала были использованы книги: Ксения Лученко Источник takiedela.ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/event/5962243

Предуготовленные к великой схиме чины в греческих литургических памятниках весьма вирируются, Классификация их представляет немалые затруднения. Нам кажется, что единственно возможным основанием при производстве классификации этих, не редко совершенно своеобразных чинов, служить та или иная степень близости их к основному чину монашеского пострижения, – к великой схиме. Вот почему и обозрение памятников монашеского пострижения мы начинаем с великой схимы, затем от памятников великой схимы переходим к обозрению памятников малой схимы, включая в этот отдел и чины просхимы, и заканчиваем свое исследование обозрением чинов на рясофор. Конечные результаты, к которым приводить рассмотрение в исторической перспективе чинов пострижения в монашество, излагаются у нас в заключении. В своем исследовании мы трактуем исключительно о пострижении в монашество лиц мужеского пола. Но в практике древней Греческой Церкви, а за нею и в практике Церкви Русской, был особый чин пострижения в монашество женщин. Барбериновский Евхологий св. Марка знакомит нас с особыми молитвами при пострижение в монашество женщин, а проф. А.А. Димитриевскому удалось отыскать в Евхологии 1027 года Парижской Национальной (Coislin) библ. 213 особый чин пострижения женщин в великую схиму, сопровождающейся омовением ног. Чин этот, как оказывается, пользовался распространенностью и в древней Руси. Проф. Η.Ф. Красносельцев издал его в свет по славяно-русским памятникам XV и XVI веков 1 . Но древность чина великой схимы с омовением ног в практике Русской Церкви должна быть увеличена еще, по крайней мере, на один век. В славяно-русском Требнике XVI века Московской Троице-Сергиевой лавры лл. 29 об.–85, мы встретили такой чин под заглавием: Слуба скымна на пострижение черница. Этот чин согласен с чином того же XIV века в югославянском Требнике Имп. СПБ. Публ. библ. 21 из собрания А. Ф. Гильфердинга, где на лл. 37–51 тоже записана Слоу на пострижени черноризнци, сопровождаемая омовением ног. Посредство южных славян в деле благоустроения богослужебных порядков на Руси в XIV веке становится теперь в литургической науке обще признаваемым фактом, и параллель служб великой схимы с омовением ног в Требниках 229 и 21 дает лишний аргумент в пользу справедливости теории о югославянском влиянии на русское Богослужение в XIV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Душеполезные поучения Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского представляют собой компиляцию извлечений из собрания писем старца. Выдержки объединены по самым важным темам духовной жизни: борьба со страстями, стяжание добродетелей, молитва Иисусова, монашество и т. п. Эти темы расположены в алфавитном порядке. Тем самым эта книга — как бы энциклопедия духовной жизни по старцу Макарию Оптинскому. ОТ РЕДАКЦИИ Настоящее издание составлено по «Собранию писем блаженная памяти оптинского старца Макария», в шести томах, насельником Троице–Сергиевой лавры архимандритом Иоанном (Захарченко). Оно по крупицам вобрало в себя все самое ценное, самое важное, содержащееся в письмах старца, и поможет каждому христианину положить начало деятельного исполнения наставлений и заветов преподобного Макария, ибо «отеческие писания читаются деяниями». Поучения преподобного старца Макария даны в алфавитном порядке по темам, и каждое заканчивается указанием тома, номера письма и страницы по Собранию писем, причем нумерация томов принята следующая: Том 1 — письма к мирским особам; Том 2 — письма к монахам, включая две статьи, составленные старцем на основании слова Божия и писания святых отцов, и его же выписки о смирении; Тома 3—6 — письма к монахиням. Так же как и прежние издатели, редакторы настоящей книги сочли целесообразным сохранить по возможности живой слог преподобного Макария. Орфография в целом приближена к сегодняшнему дню, исключая слова с приставкой «без», написание имен собственных и некоторые другие случаи, дающие нам представление о живом языке старца. Цитаты из Священного Писания в письмах преподобного старца Макария не приведены в соответствие с Писанием, а даются в изложении старца. Мы старались также сохранить авторскую пунктуацию, даже в случаях, не соответствующих современным правилам, так как это служит лучшему пониманию поучений преподобного старца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010