В этом году весь православный мир широко отмечает величайшую историческую дату – 1025-летие Крещения Руси. " В тот день в днепровской купели родилась русская государственность, новая страна, родился новый народ со своей особой системой нравственных координат. " К 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч церквей и 1253 монастыря. За время советской власти были разрушены десятки тысяч храмов. Точное количество взорванных или разобранных (а не, к примеру, переделанных в склады) церквей до сих пор неизвестно. К 1991 году в России оставалось около 7,5 тысяч церквей и 16 монастырей. За 25 лет религиозного возрождения Русской православной церковью в России и по всему миру было построено 25 тысяч новых храмов. Это значит — строилась тысяча храмов в год, или три храма в день. Наиболее крупные и величественные из них в этом обзоре.      Храм Христа Спасителя в Москве. Крупнейший храм Русской Православной Церкви. Рассчитан на 10000 человек. Высота - 103 метра. Построен в 1994-1997 годах на месте разрушенного в 1931 году храма.      Казанский храм в Саранске. Вместимость — 3000 человек. Высота – 65 метров. Построен в 2001-2011 годах.      Свято-Михайловский собор в Ижевске. Высота - 67 метра. Постоен в 2004—2007 годах на месте разрушенного в 1937 году храма.      Храм на Крови в Екатеринбурге. Высота - 60 метров. Построен в 2000—2003 годах на месте, где был расстрелян последний российский император Николай II и его семья.      Успенский собор в Хабаровске. Высота – 60 метров. Постоен в 2000-2002 годах на месте разрушенного в 1930 году храма.      Екатерининский собор в Пушкине. Вместимость — около 2000 человек. Высота – 53 метра. Постоен в 2007—2010 годах на месте разрушенного в 1939 году храма.      Казанский Храм в Находке. Вместимость — 1800 человек. Построен в 2004-2010 годах.      Троице-Владимирский собор в Новосибирске. Вместимость — 1500 человек. Высота - 60 метров. Построен в 1999-2008 годах.      Свято-Троицкий храм в Тамбове. Высота - около 50 метров. Построен в 2008-2010 годах.

http://pravoslavie.ru/63345.html

были арестованы свящ. Алексий Поздняк (дер. Блошники Дисненского р-на) и свящ. Сергий Сурвилло, служивший в период оккупации в Молодечно. В 1951 г. в рамках «мероприятий по борьбе с антисоветскими церковными кадрами» были арестованы наиболее видные и активные представители местного духовенства: благочинный Поставского окр. прот. Павел Кирик, благочинный Воложинского окр. прот. Платон Слиж, свящ. Василий Неверовский из дер. Киевец Радошковичского р-на. В 1952 г. был репрессирован свящ. Платон Лешин, настоятель Мостовского прихода в Кривичском р-не. Закрывались храмы. В 1948 г. власти изъяли здание церкви в дер. Ст. Габы Мядельского р-на, было запрещено богослужение в Николаевском храме в г. Поставы под предлогом того, что здание было повреждено во время войны. В 1950 г. были закрыты церкви в деревнях Бакшты Юратишковского р-на, Ганута Вилейского р-на, Гольшаны Ошмянского р-на. В 1951 г. закрыт храм в дер. Рабеки Поставского р-на, в 1952 г.- храмы в деревнях Дубина Юрздыцкая и Довбени Воложинского р-на, в 1953 г.- кладбищенские церкви в Молодечно и в дер. Раков Радошковичского р-на. К нач. 1954 г. оставались действующими 135 храмов, из них 74 приходских и 61 приписной. В 1954 г. был закрыт храм в дер. Косута Воложинского р-на. В результате расширения в 1954 г. территории Молодечненской обл. за счет соседних районов Барановичской и Полоцкой областей число приходов увеличилось до 117, насчитывалось 185 самостоятельных и приписных храмов. Число священников возросло до 119 чел. Количество благочиннических округов увеличилось с 8 до 13. После жалоб верующих и вмешательства Совета по делам РПЦ 28 сент. 1955 г. была возобновлена регистрация общин в г. Докшицы, дер. Комайск Докшицкого р-на, вновь открыт ранее занятый под склад храм в дер. Раков. К 1956 г. насчитывалось 187 церквей, в т. ч. 120 самостоятельных и 67 приписных. В 1956 г. уполномоченный зарегистрировал кладбищенские храмы в деревнях Сидоровцы, Душково, Перведжеры и Торвелы Радошковичского р-на, в итоге число церквей возросло до 191.

http://pravenc.ru/text/2564074.html

И о т.н.политике поддержки Церкви в проздние годы кремлевского горца: С середины 1948 г. давление государства на Церковь усилилось. 25.08.1948 Совет по делам РПЦ вынудил Свящ. Синод принять решение о запрещении крестных ходов из села в село, духовных концертов в храмах во внебогослужебное время, поездок архиереев по епархиям в период сельских работ, служения молебнов на полях. Несмотря на многочисленные просьбы верующих об открытии храмов, с 1948-го по 1953 г. ни один храм не был открыт. 24.11.1949 Совет по делам РПЦ представил Сталину доклад, в котором говорилось о выполнении (начиная с 1945 г., но особенно в последние два года) постановления СНК СССР от 1.12.1944, предписывавшего закрывать открытые на оккупированной территории церкви (т. е. еще до окончания Великой Отечественной войны советское правительство приняло решение о закрытии открытых без его разрешения храмов). Совет докладывал: «Немецкие оккупанты, широко поощряя открытие церквей (за время войны было открыто 10 000 церквей), предоставляли религиозным общинам для молитвенных целей не только церковные здания, но и помещения чисто гражданского характера – клубы, школы, детские дома, а также переоборудованные до войны для культурных целей бывшие церковные здания. Всего на временно оккупированной территории было занято под молитвенные цели 1701 такое общественное здание, из которых в настоящее время, то есть к 1.10.1949 г., 1150 зданий, или 67,6%, уже изъято и возвращено государственным и общественным организациям. Из них: в УССР – 1025 из 1445; в БССР – 39 из 65, в РСФСР и других республиках – 86 из 191. В целом это изъятие прошло организованно и безболезненно, однако в отдельных случаях имели место грубость, поспешность и самочинные действия, в результате чего группы верующих обращались и обращаются в Совет и центральные правительственные органы с жалобами на изъятие зданий и грубые действия» (АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Ед. хр. 1. Л. 80–82). В свою очередь 25.07.1948 министр МГБ В. Абакумов подал Сталину обширную докладную записку, в которой говорилось об активизации в последнее время деятельности «церковников и сектантов» «по охвату населения религиозным и враждебным влиянием», особенно через крестные ходы и молебны, якобы срывавшие полевые работы, через нелегальное религиозное обучение детей и молодежи, а также благодаря возвращению из мест заключения ранее репрессированных лиц. Отмечалось, что со стороны представителей местной власти в некоторых случаях имело место оказание помощи в открытии церквей, мечетей и молитвенных домов, говорилось о неэффективной работе Совета по делам РПЦ и советов по делам религиозных культов при облисполкомах по противодействию «церковникам». Органами МГБ с 1.01.1947 по 1.06.1948 по Советскому Союзу «за активную подрывную деятельность» было арестовано 1968 «церковников и сектантов», из них православных – 679 (Там же. Ед. хр. 14. Л. 62–66, 68–69, 71–76, 81–84, 89).

http://bogoslov.ru/article/505319

§ 2. Духовным началовождем этой епархии состоит его высокопреосвященство, временный митрополит Саранта-Екклисион. Он, по силе данного ему Матерью нашей Великой Христовой Церковью сана и пожалованного почтенным императорским правительством высокого императорского берата, есть высший руководитель и наблюдатель епархии и по самому праву своему председатель Димогеронтии и Центральной педагогической епитропии, а вместе с тем и всех прочих учреждений епархии. Его высокопреосвященство, митрополита, в случае отсутствия или задержки заменяет канонический его епитроп. § 3. Представительствующие в епархии Саранта-Екклисион власти суть епархиальные, кинотские и приходские. Власти епархиальные суть Димогеронтия и Центральная педагогическая епитропия, а кинотские и приходские – существующие в кинотах и приходах ефории и епитропии школ, храмов и прочих благотворительных заведений. § 4. Управление священных храмов и школ производится под высшим наблюдением священной Митрополии – в трех приходах (Успения Богоматери, Всех Святых и Сорока Мучеников) города Саранта-Екклисион, согласно прежде господствовавшему обычаю, существующими в них учреждениями (Просветительным Силлогом, Просветительным Братством «Надежда» и Благотворительным Братством «Мир») применительно к параграфам 67–109 (настоящего устава), а в приходе Честного Предтечи, равно как и в остальных кинотах епархии – епитропиями и ефориями, избираемыми на кинотских или приходских собраниях. h9 Глава II. О епархиальном собрании § 5. Епархиальное собрание образуется из тридцати членов, из которых десять избираются от города Саранта-Екклисион, пять из Скопоса, три из Петры, два из Генны, два из Вунар-Хисара, два из Скепаста, два из Сконела и по одному из сел Евкариоп, Куру-дере, Гьянтциклар и Кугью-дере. § 6. Епархиальное собрание созывается высокопреосвященным митрополитом в очередном порядке – в двухлетие, в первое воскресенье после 10 января. а экстренно – всякий раз как представится необходимость, в обоих случаях священная митрополия за тридцать, по крайней мере дней, отправляет пилотам окружное послание, определяющее день, час и предмет, для избраны антипросопа в Епархиальном собрании. Антипросопы должнь: 1) иметь требуемым качества, согласно параграфам в главе (устава) о качествах; 2) быть снабжены установленным удостоверением кинотского собрания, подписанным председателем и секретарем, и засвидетельствованным печатью церкви, следовательно, назначением посредством телеграммы, как и всякое другое, не приемлемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

В деяниях, относящихся к живописи исторической, дозволялось помещать всё нужное для выражения события, как-то: богослужение, духовные процессии, битвы, судилища, казни, народ, воинов и проч., не исключая даже изображений животных. Эти вводные изображения составляют собственно обстановку. Изображения святых прославленных отличаются от прочих лиц обстановки одним только венцом 67 . Все эти изображения писались по левкасу на красках, кои называемы были вапами и шарами 68 , а также на празелени и на золоте. По числу вершков, или же по числу листов накладываемого на дску золота, иконы именовались пятилистовыми, шестилистовыми, осмилистовыми. Они измерялись также пядью (пядницы) 69 , четвертями и даже локотью. Что касается до самых изображений; то иконы, при всем их разнообразии и множестве, могут быть подведены к четырём родам: на одних изображались лица, на других – история 70 , на третьих – олицетворения библейских текстов и церковных песней 71 , на четвёртых – олицетворения благочестивых мыслей художника 72 . 3. Устройство древних иконостасов в Новгороде Употребление в церквах иконостасов, подобно самым иконам 73 , относится к первым временам христианства. Но доколе христиане жили под игом гонений, и не могли совершать открыто своего богослужения; дотоле вместо иконостасов служила у них завеса: (катапетасма) и потом деревянная решётка, как видно из Евсевиева описания церкви св. Павлина тирского епископа «Чтобы святилище, – говорит Евсевий 74 , – неприступно было для народа; то Павлин отгородил оное деревянными решётками, выработанными самой лучшей мелкой работой, так что удивительное представляли зрелище взирающим». Таким образом, иконостасы, или вернее решётки служили в начале преградой между церковью и алтарём, куда не позволялось входить мирянам 75 . А после, со времён Константина великого , иконостасы 76 , кроме преграды, начали быть украшением храмов и местом поставления икон для поклонения правоверным христианам. Устройство их вместе с самыми иконами заимствовано от Греков и перенесено в Киев и в Новгород 77 . И потому древние иконостасы в новгородских храмах были всегда одинаковы, т. е. прямые, с тяблами и без колонн. Всё различие их зависело от различия храмов по величине. В больших храмах иконостас состоял из пяти ярусов (называемых иногда тяблами), кроме изображений вверху над праотцами и внизу под местными иконами. А в меньших храмах или приделах он состоял или из тех же пяти ярусов, но в меньших размерах, или же, как большей частью было, из двух ярусов. Но, во всяком случае, заботились не о колоннах, а о числе образов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Доложск, урочище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сооружена на искусственных пещерах у подножья древнего городища Доложск. Разобрана в 1950-60 гг., сохранились фундамент и крипта с пещерой. Свод в пещере обрушен в четырех метрах от входа. Предпринимаются слабоактивные действия по восстановлению храма. «Большая церковь, достойная столичного города, сооружена в 1893-1900 годах в селе Пенино. Местные купцы активно помогали средствами в строительстве. Один из них, основной вкладчик — храмоздатель С.Г. Гаврилов из д. Ожево. Он похоронен при алтаре. Проектирование осуществлял архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918). Кроме Пенино Никонов обозначил перестройки храмов в Никольщине (г. Сланцы) и в Заручье (старый храм 1752-61 гг.; работы велись соответственно в 1893-1898 гг. и в 1896-1899 гг.). Недавно стало известно, что Н.Н. Никонов проектировал храм на знаменитой Доложской Пещере. Освятили его 14.02.1908 г.». В.И. Будько. Архитекторы храмов Сланцевского района. 2002. АРХИВНАЯ СПРАВКА 24. 03. 2000. 171. О недвижимом имуществе церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской губернии. «В документах архивного фонда Петроградской духовной консистории, в клировой ведомости Успенской церкви в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской епархии за 1916 г. имеются следующие сведения о недвижимом имуществе, принадлежавшем церкви:» «К церкви приписана каменная часовня с каменной колокольней в местечке «Печеры», построенная 14 февраля 1908 г. приходским попечительством. Престол в ней один: в честь Успения Божией Матери». Основание: ф. 19, оп. 113, д. 4325, лл. 66-67. Никонов Николай Никитич. Автор проекта Свято-Успенского пещерского храма. 1849-1918. Учился в АХ. «Имеющий право производить постройки (с 1885). Епархиальный архитектор (с 1893). Автор проектов церквей и часовен в с. Котлы Ямбургсхого уезда СПБ губ., в Москве, Полтаве, Ревеле, монастыря в Новом Афоне.

http://sobory.ru/article/?object=03169

Храм Никиты мученика (Елизарово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Никиты мученика построен в 1567 году на средства А. Д. Басманова-Плещеева в память воинов, погибших при взятии Казани. В 1822 году расширен. Закрыт в 1930-х годах, восстанавливается с 1975 года. Один из двух сохранившихся в регионе шатровых храмов XVI века. Содержание История [ править править код ] Церковь Никиты Мученика в селе Елизарово — старейшая постройка Переславского района Ярославской области (за пределами Переславля-Залесского), один из двух сохранившихся в регионе шатровых храмов XVI века. Трёхапсидная церковь возведена в 1566-67 годах в вотчине А. Д. Басманова, одного из предводителей Опричнины. В начале XIX века к старой церкви были пристроены трапезная и массивная колокольня в стиле классицизма, плохо сочетающаяся со средневековым памятником. Первоначальные оконные проемы были заложены, вместо них пробиты новые широкие окна, а над ними круглые оконца, расширены двери. В 1930-е годы храм был закрыт. В 1970-х годах в трапезной работала ремонтно-механическая мастерская. Реставрация церкви началась в 1975 году. В 1980-е годы понадобились консервационные работы, так как памятник находился в аварийном состоянии. Описание [ править править код ] Шатровая бесстолпная церковь — почти квадратная в плане, с востока к ней примыкают три полукруглые апсиды. Переход от четверика к восьмерику выражен восемью полукруглыми кокошниками в его основании. Над восьмериком идёт широкая полица шатра, напоминающая деревянные церкви. Долгое время считалось, что на стенах храма были написаны имена переславцев, павших под Казанью. Во время реставрационных работ 1970—1980-х годов И. Б. Пуришев и Л. Б. Сукина открыли и прочитали эту надпись, которая оказалась храмозданной надписью. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Ярославская область, Переславский район, Елизарово, с. Елизарово, ул. Центральная, д. 46. Фото [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Никиты_му...

 Прот. С. Цанков. Экуменическое движение и Православная Церковь, София, 1945 г., стр. 14.  Собор всех епископов Англиканской церкви в резиденции Примаса всей Англии Архиепископа Кентерберийского, созываемый раз в 10 лет. На Ламбетских конференциях обсуждаются и выносятся решения по вопросам вероучения, нравственности, церковного устройства и практики, межцерковных сношений и т. д. титулом «Фиатирский». Одновременно предложено было всем православным  Прот. С. Цанков, указ. соч., стр. 14.  Прот. С. Цанков, указ. соч., стр. 16—17.  П р о ф. С. В. Троицкий, О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на «Диаспору». ЖМП 1947 г., 11, стр. 34—35.  Характерен ряд исследований проф. С. В. Троицкого, в частности вышеупомянутое.  Например тройственная православная юрисдикция в Австралии: Константинопольской, Антиохийской и Русской Церквей. Многочисленные юрисдикционные разветвления в Америке: Русские, Константинопольские, Антиохийские, Румынские, Болгарские, Албанские миссии, епархии, приходы и т. д.  Умер 23 января 1951 г.  Одно из ранних упоминании о существовании постоянного русского православного храма в Западной Европе относится к 1617 г., когда XV статьей Столбовского с Швецией мирного договора Шведское правительство гарантировало русским торговым людям невозбранное совершение богослужений в особо устроенном помещении в Стокгольме. К 1716 г. относится устроение русской церкви в Лондоне, к 1718 г. — в Берлине, 1720 — в Париже и 1764 — в Вене. К 1910 г. в странах Западной Европы насчитывалось, кроме 22 посольских и миссийских храмов, 30 церквей приходского характера (преимущественно на курортах и при больницах), 8 надгробных, 7 Берлинского братства св. Владимира и 12 частных. Должно отметить выдающееся архитектурно-художественное значение весьма многих из них. После войны 1914—1918 гг. рост русских православных церквей в Западной Европе увеличился. Так, к 1930 г. из находящихся в ведении Митрополита Евлогия 67 церквей только 12 храмов представляли собой довоенные сооружения. Правда, храмы послевоенного устроения большей частью представляют купленные или арендованные и специально оборудованные помещения складов, гаражей.

http://pravoslavie.ru/115755.html

 Всего за полвека служения губернским архитектором и в других должностях И. А. Чарушин спроектировал более 500 зданий и сооружений, в том числе 165 храмов67 каменных и 98 деревянных. Последней из них стала Федоровская (Романовская) церковь, возведенная в Вятке в память 300-летия Дома Романовых. Иногда приходится слышать, что к началу XX века вера в русском народе «выдохлась», и Церковь потеряла свое былое значение. Однако откуда тогда такое количество новых церквей, что были в те годы заложены, построены и освящены? Причем не на государственные деньги, а на добровольные пожертвования купцов, заводчиков, попечителей, духовенства и простых прихожан. Хотя тех, кто привык выдавать желаемое за действительное, эти факты вряд ли удивят. Но тех, кто привык мыслить самостоятельно, заставят задуматься.  В советские годы Так случилось, что за свою долгую жизнь И. А. Чарушину довелось стать не только строителем храмов, но также свидетелем уничтожения многих вятских церквей. Особенно после переименования Вятки в Киров и утверждения нового генерального плана города, в связи с которым его наиболее древняя, центральная часть была безжалостно «зачищена» от всех «атрибутов прошлого». Так во второй половине 1930-х годов в Кирове были уничтожены соборы Свято-Троицкий кафедральный (1772), Воскресенский (1695), Богоявленский (1710), и Александро-Невский (1862), а также церкви Покровская (1709), Пятницкая (1712), Всехсвятская (1723), Владимирская (1724) и Стефановская (1763). К началу Великой Отечественной войны в областном центре не осталось ни одной действующей церкви. Все они были закрыты и превращены в гаражи, клубы, музеи, спортивные залы и общежития. Каково это было видеть тому, кто всю свою жизнь стремился созидать, а не разрушать? При этом в советские годы архитектор Чарушин не был гоним или забыт, но востребован и смог осуществить несколько крупных проектов. Среди которых каждому жителю областного центра знакомы здания Центральной гостиницы и жилого дома для сотрудников НКВД, без фотографий которых долгие годы не обходился ни один набор открыток с видами города. Хотя, возможно, глядя на них, специалист скажет, что в данном случае архитектор не был оригинален и применил свой излюбленный прием с полукруглым фасадом. Ранее опробованный при создании в 1910 году магазина купца П. П. Клобукова, в котором в наши дни располагается Колледж музыкального искусства.

http://radonezh.ru/2022/02/23/ivan-charu...

Длительная историческая эпоха сер. VIII - кон. XII в. была периодом стабильного и безопасного развития К. За более чем 400 лет город не знал крупных военных действий в окрестностях. Прямая угроза осады К. возникала лишь эпизодически. В 813 г. болг. хан Крум грабил предместья К., угрожал городу осадой, но успеха не добился; в 821-822 гг. К. безуспешно осаждали восставшие во главе с Фомой Славянином. В период 913-922 гг. болг. царь Симеон неск. раз угрожал осадой К. и грабил окрестности города. В 860, 941 и 1043 гг. Русь совершала нападения, но сил для осады и тем более захвата К. не имела. В 988 г. окрестности К. стали ареной междоусобной борьбы, когда имп. Василию II с помощью русской союзной дружины удалось разгромить силы мятежного полководца Варды Фоки в битве при Хрисополе. В целом все эти события не нанесли существенного ущерба К. и его региону, что позволило городу постепенно оправиться от упадка «темных веков» и вновь превратиться в один из крупнейших мировых экономических и культурных центров. Церковь Мирелейон (Бодрум-джами). 930 г. Фотография. 2012 г. Церковь Мирелейон (Бодрум-джами). 930 г. Фотография. 2012 г. Расширение строительной активности в К. намечается уже при Феофиле (829-842), но достигает своего пика при имп. Василии I (867-886). Ему приписывается строительство и восстановление 31 храма в городе, в основном после землетрясения 869 г. Для этой эпохи характерна интенсификация прежде всего церковного строительства: отчасти благодаря выросшей роли Церкви и необходимости восстановления и украшения храмов и мон-рей после Торжества Православия в 843 г., отчасти из-за складывавшейся в среде светской и церковной элиты общевизант. тенденции ктиторского церковного строительства. Императоры, члены их семей и представители знатных фамилий основывают храмы и мон-ри на своих землях (в К. и провинциях), передают им владения или содержат их на свои средства, формально не вмешиваясь в церковную жизнь, но на практике зачастую предписывая клиру и монахам те или иные правила, не связанные с вероучением (распорядок повседневной жизни мон-ря, поминовение усопших ктиторов и их родных и т. д.). «Синаксарь Константинопольской Церкви» и «Типикон Великой церкви» (IX-XI вв.) упоминают в К. и его ближайших пригородах 248 храмов; в Patria Constantinopolitana к ним добавлена еще 51 церковь; эти же источники упоминают 38 мон-рей ( Magdalino. 1993. P. 27). По подсчетам П. Магдалино на основании труда Р. Жанена ( Janin. 1969), между 750 и 1204 гг. в К. возникло не менее 100 новых храмов ( Magdalino. 1993. P. 67-69). Храмы играли и большую общественную роль, являясь в т. ч. центрами благотворительности; при них существовали соответствующие учреждения, на праздники раздавались деньги и пища.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010