Деревянные церкви существовали до 1719 г., а в этом году, во время бывшего в Суздале пожара, сгорели, и вместо них первоначально была построена каменная церковь с престолом Святителя и Чудотворца Николая, в 1720 г. Никольская церковь - один из первых храмов, построенных после большого городского пожара 1719 г. Церковь имеет типичную для посадского храма устройство и состоит из основного объёма, колокольни и соединяющей их трапезной. Перспективный портал и резные оконные наличники служат простым и изящным украшением гладкой стены основного объёма-четверика. Верхняя часть четверика окаймлена широким карнизом из мелких кокошников. Венчает храм луковичная главка, опирающаяся на тонкий барабан с двумя аркатурными поясами. Вероятно, первоначально храм был пятиглавым. Колокольня построена одновременно с холодной Никольской церковью. Колокольня в виде восьмерика на четверике по форме повторяет деревянные шатровые храмы. Четверик украшен фронтонами, а по его углам у основания восьмерика установлены небольшие шатровые башенки. Грани восьмерика украшены тремя ярусами ниш разной формы. Полукруглые ниши нижнего яруса повторяют ряд кокошников основного объёма, а над ярусом ширинок расположен ярус из барочных восьмигранных ниш. Ярус звона обрамлён двумя зубчатыми карнизами и лентами из изразцов, арочные проёмы звона отделены рустованными столбами, а верхняя его часть украшена миниатюрными башенками с крестами, сходные с башенками четверика. Венчает сооружение шатёр вогнутой формы с тремя рядами круглых и пятиугольных слухов и маленькая шлемовидная главка. По свидетельству Анания Федорова, при Никольской церкви был женский монастырь, упраздненный Суздальским епископом Иоакимом, управляющим епархией с 1726 по 1731 г. Этот монастырь ключарь Анания Федоров описывает так: «при Никольской церкви, что внутри кремля города, монахинь ныне никого не имеется, переведены преосвященнымъ Иоакимомъ Суздальскимъ въ Александровский девичий монастырь, а на ихъ местахъ жительство имеютъ въ малыхъ хижинахъ несколько вдовъ и сиротъ и питаются именемъ Христовымъ отъ подаяния. Никакой ограды у того монастыря не имеется». О времени основания и основатель этого монастыря исторических сведений не имеется. При церкви причтъ: священникъ и псаломщикъ. Годовой доходъ причта превышаетъ 600 руб. Приходъ состоитъ изъ 20 дворовъ, душъ мужескаго пола 67, а женскаго пола 70».

http://sobory.ru/article/?object=00924

Также почитанием игумену Сергию (Рыбко), сейчас настоятелю храмов Прп. Сергия Радонежского в Бибиреве и Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, удалось обратить к вере своих родителей-коммунистов. «Когда я стал ходить в храм, — рассказывает отец Сергий, — мои родители, конечно же, были против. Они боялись, что из-за этого и у меня, и у них будут неприятности, поскольку мы жили под одной крышей. Отчасти так это и было: из-за того что я распространял тогда религиозный самиздат, мою маму водили в КГБ. И все же я старался не ругаться с ними, не спорить, а делать свое дело. Когда я стал работать в храме, родители начали переживать, что этого не поймут окружающие, будут осуждать их за воспитание сына. Но неожиданно все родственники, а у отца в семье было десять человек детей, сказали: наконец-то среди нас есть хоть один, кто будет за нас молиться. И отец призадумался. Когда я уходил в монастырь, мне было 28 лет. Тогда я не сказал матери правды, понимая, что вряд ли она одобрит мое решение. Сказал только, что еду псаломщиком работать в хорошую область. На что мне ответила мама: “Не в Оптину ли пустынь ты собрался?” Когда же через два года я приехал иеромонахом, я был готов, что меня родители как минимум спустят с лестницы, но вдруг отец радостно встретил меня словами: “Молодец сынок”. Видимо, к этому времени они уже поняли, что ребенок имеет право на собственный выбор. Но и родитель имеет право на ошибку, и не надо их осуждать, не надо обижаться, тогда и к нашим ошибкам наши дети будут снисходительнее. Я дал своим родителям это право, и потом отец даже просил у меня прощения, и приходил на исповедь. Мама тоже недавно приняла крещение, в возрасте 67 лет, сейчас изредка ходит в храм». В священном писании сказано: «…отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех» ( Лк. 12:52 ). То, что в семье кто-то ходит в храм, а кто-то нет — это нормальная ситуация. Другой вопрос: нужно ли человеку верующему во всем слушаться родителей? Одну прихожанку отца Сергия мама в свое время уговорила не спешить с замужеством, чтобы окончить аспирантуру. А теперь с кандидатским дипломом девушка очень сокрушается о том, что осталась без семьи. Если у человека есть духовник, то лучше ему слушаться духовника. Но главное, по мнению отца Сергия, это прислушиваться к своей совести — голосу Божьему в человеке — и не идти против него, хотя бы и родители уговаривали тебя на другое. Сделать первый шаг

http://azbyka.ru/semya/zapoved-o-pochita...

Все эти достижения дорого дались десяткам тысяч крепостных крестьян, работавших для верфи. Новые повинности были так тяжелы для них, что начались поджоги верфей. Восстание, которое возглавил Кондратий Булавин, охватило Воронежский край, часть Украины и Поволжья. Пётр жестоко подавил бунт регулярными войсками. В 1705-1709 гг. верфи были перенесены на 5 км ниже по течению Воронежа в г. Тавров. В 1715 г. недавно ещё окраинная крепость стала губернским городом. Столь быстро возникшее промышленное производство продолжало развиваться и после прекращения корабельного строительства. Как следствие, началось массовое строительство каменных храмов. К 1777 г. было отстроено в камне 17 храмов и 3 монастыря. Хотя население уменьшилось до 13 тыс. человек. О Петре I, который, по подсчётам воронежцев, прожил в городе в общей сложности более 400 дней, и его флоте напоминают: Адмиралтейская площадь, Петровский спуск, Петровские ворота, а также памятник Петру, установленный в Петровском сквере в 1860 г. Промышленное развитие В 1868 г. железная дорога связала Воронеж с Москвой. К началу XX в. в городе действовали 84 фабрики и завода. Крупнейшие предприятия специализировались на металлургии и машиностроении. Выходец из семьи воронежских немцев Вильгельм Столль получил образование в Риге, изучал производство сельскохозяйственных машин в Англии, Франции и Германии. Впервые в Воронеже Столль применил паровой двигатель (в 1872 г.), привлёк инвестиции, организовав «товарищество на вере», а позднее – «товарищество на паях» (в 1896 г.). За успехи в капиталистическом производстве основанный им механический завод «В. Г. Столля и Компании» после революции удостоился переименования в завод им. Ленина. Корпуса завода находятся по адресу: ул. Карла Маркса, 67. В 1898 г. Вильгельм Столль женился на старшей учительнице училища слепых Анне Айдаровой. На своей даче Столли открыли приют-училище для слепых девушек, который действовал до революции. Ныне Воронеж – столица Центрально-черноземного района и один из крупных промышленных центров страны. Воронежские предприятия выпускают ракетные двигатели, аэробусы ИЛ-86 и ИЛ-96, электронику различного назначения, оборудование для нефтегазовой промышленности, станки, экскаваторы и прессовые машины, синтетический каучук и шины, стройматериалы, минеральные удобрения и многое другое.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Руководитель отдела культуры Хабаровской епархии Т.И. Яроцкая представила проект «Духовные основы русской культуры» — передвижной культурно-просветительский лекторий (победитель конкурса 2012-2013 годов). В рамках передвижного лектория прочитано 79 лекций, из них 67 в отдаленных уголках Хабаровской и Амурской епархий. Темы лекций: «Мир русских икон. Из собрания Государственной Третьяковской галереи», «Христианские ценности и современная культура» и «Библейские и евангельские сюжеты в русской живописи XVIII- XIX bb.». Лекции каждого цикла собирали ежемесячно от 800 до 1600 слушателей. Состав слушателей меняется в зависимости от темы лекций. Общее количество слушателей в 11 населенны х пункта х превысило 6 тысяч человек. В рамках проекта состоялось 14 передвижных фотовыставок работ прихожан хабаровских храмов, которые посетили более 8 тысяч человек. Координатор конкурса конкурса «Православная инициатива» от Хабаровской епархии В.И. Дегтярева  рассказала о проекте «Берег надежды» (победитель конкурса 2012-2013 годов). В рамках проекта организован приходской клуб многодетных семей для оказания всесторонней помощи семьям, имеющим троих и более детей. Открыта группа кратковременного пребывания для оказания педагогической, психологической, социальной и духовной помощи детям дошкольного возраста из многодетных семей. Организован просветительский лекторий. Реализация проекта прошла успешно, подобной организации в городе до этого не было. Все мероприятия были не только востребованы, но и привлекли внимание социальных организаций. В частности, специалисты, занимающиеся работой с семьями (городские центры по работе с населением) желали присоединиться к реализации проекта и просили включить в проектную деятельность многодетные семьи, стоящие у них на учете или патронаже. По окончании презентации проектов В.И. Дегтярева выступила с предложением создать региональный ресурсный центр конкурса «Православная инициатива». Святейший Патриарх Кирилл отметил, что создание подобных филиалов конкурса, возможно, повысит его эффективность, однако этот вопрос требует изучения. Святейший Владыка предложил региональным координаторам обсудить данный вопрос с центральным руководством конкурса.

http://patriarchia.ru/db/text/3741575.ht...

В самом начале XVI в. лучи христианского света из Соловецкой обители проникли к финским племенам, жившим по берегам Белого моря. Лопари и корелы с Кандалакской губы запросили храмов, священников и крещения. Их примеру последовали мурманские лопари с берегов рр. Колы и Тутолмы. Немного позже (около половины XVI в.) стали креститься северо-западные лопари с р. Поноя. Тут в горах, лесах и болотах среди диких лопарей самоотверженно потрудились соловецкий выходец св. Феодорит и новгородец Трифон. Последний проник за Колу по р. Печенге до нынешнего Норд-Капа 67 . На северо-востоке трудились неизвестные и известные по имени новгородские выходцы. Из них особая память осталась о роде Своеземцевых 68 . В Перми достойные преемники св. Стефана, просветившего только старую Пермь и зырянские селения, лежавшие по р. Вычегде и Выми, не покидали самоотверженной апостольской деятельности своего предшественника. Особенную ревность проявил Иона (1455–1470), обратив в христианство всю великую Пермь по рр. Вишере, Каме, Чусовой в нынешних уездах Чердынском, Соликамском, отчасти Верхотурском и Оханском 69 . Единичные примеры крещения выходцев из татар были знаком, что и Казанское царство скоро сделается христианским, а главный город его – Казань из центра магометанства на востоке превратится в христианский центр. Казанское царство, обессиленное внутренними раздорами, в 1552 году пало с тем, чтобы никогда не вставать. Через три года Казань с назначением туда епископа делается вполне христианским городом. За Казанью последовало Астраханское царство. На пустынном юге северо-восточной России начиналась колонизация, но долго задерживалась литовскими войнами и крымскими татарами. Понятно, что с распространением христианства на северо-востоке и завоеванием целых царств территория Московской митрополии значительно увеличилась по разделении митрополий. Но успехи внешнего распространения христианства и расширения епархиальных территорий далеко не соответствовали внутреннему развитию христианства и церковного порядка в северо-восточной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Потому Он и смог разрешить наши грехи Своей смертью, что умер, и умер не за Свой грех. (3, с. 146.) Хотя Бог и знал о будущем падении человека, какие бы могли быть причины, по которым Он не позволил бы коварству завистливого ангела искусить его? Зная о том, что он будет побежден, Бог также знал наперед, что тот же самый дьявол, при содействии благодати Божией, будет побежден семенем человеческим еще с большею славою для святых. Таким образом, и от Бога ничего не укрылось, и Своим предведением Он никого не принудил ко греху. Но кто осмелится подумать или сказать, что не во власти Божией было, чтобы не пали ни Ангел, ни человек? Но Он предпочел не отнимать у них самих власти на это, и, таким образом, показать, сколько зла может наделать их гордость, и сколько добра – Его благодать. (4, с. 62.) Прекрасно все, созданное Тобой, и несказанно прекрасен Ты, Создатель всего. (1, с. 255.) Все… рождается и умирает, разрушается и исчезает и, однако, поскольку существует, то создано вечным Богом посредством Его Истины; всему этому сообщено разумной и мыслящей души ровно настолько, чтобы оно наслаждалось созерцанием Его вечности, чтобы исполнялось и украшалось ею и чтобы могло заслужить вечную жизнь, но что, пока испытывает чувство любви и скорби к предметам возникающим и преходящим, и предано привычкам чувственной жизни. (8, с. 430.) Господи! Ты создаешь потомство нам, смертным, и можешь ласковой рукой обломать острые колючки, которые не растут в раю Твоем. Недалеко от нас всемогущество Твое, даже если мы далеко от Тебя. (1, с. 24.) То, что вы живете, есть дело Божие. Это Он Своею милостью убеждает вас, чтобы вы исправлялись через покаяние; это Он дал ее вам, неблагодарным, чтобы вы избежали неприятельских рук или под именем Его рабов, или в местах Его мучеников. (2, с. 58.) Жертвой мы должны быть Ему [Богу-Отцу – С. М.] через того Священника, Который, приняв на Себя человека и милостиво согласившись быть в нем священником, удостоил сделаться за нас жертвой даже до смерти. (3, с. 165.) Возблагодарим же, христиане, Господа Бога нашего; возблагодарим не небо и землю… но Того, Кто сотворил небо и землю. Кто через величайшее смирение Христа, проповедь апостолов, веру мучеников, умерших за истину и живущих с истиной, вырвал… суеверия… не только из благочестивых сердец, но и из суеверных храмов, пленив их в Свое свободное рабство. (2, с. 226.) Все же смерть не должна считаться добром, потому что не своей силой, а вследствие божественной помощи она превратилась в такую большую пользу, так что предназначенная прежде служить угрозой против совершения греха, теперь предлагается к принятию, чтобы грех не совершался, а уже совершенный – заглаживался, и великой победе воздавалась должная пальма правды. (3, с. 296.) Ты… наставил меня, Господи, дивным и тайным образом: я верю, что это Ты наставил меня, ибо в этом была истина, а кроме Тебя, нет другого учителя истины, где бы и откуда бы ни появился ее свет. (1, с. 67.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Он привел ряд примеров быстрого возведения храмов в последние годы, отметив, что храмы становятся не только духовными, но и социальными центрами. Поэтому «сверхзадачей» является не только возведение собственно церковного здания, но и больших храмовых комплексов с приходскими домами и другими необходимыми помещениями для жизни общины. Резюмируя, митрополит Марк сказал: «Поддержка и участие в Программе строительства храмов — это активный и свободный выбор москвичей, сознательное стремление жителей города восстановить Москву златоглавую и вырастить своих детей достойными людьми». Он также говорит о Программе как о «деле огромной государственной важности», поскольку «основанием для создания любого государства служит не его экономика или военно-политическая мощь, но великая идея. В России – это православие, это христианские ценности, та духовная основа, на которой созидалось русское государство и на которой оно стояло во все времена». В начале своего доклада Владимир Ресин отметил, что к началу 2019 года и к десятилетию интронизации Патриарха Кирилла «мы подошли с хорошими результатами и приличным списком сданных и строящихся объектов». В частности, за прошедший год были сданы в эксплуатацию 11 храмов. Что касается Программы в целом, то Ресин обобщил статистику: за эти годы всего было возведено 85 храмов (из них 67 – в рамках Программы и 18 – сверх) и 140 временных (храмов и часовен). 61 из 85 уже введены в эксплуатацию (в том числе 10 в новых районах); 12 – готовятся к вводу, на 12-ти завершены строительно-монтажные работы. С прошлого года на 2019 г. перешли 29 храмов на различных этапах строительства, 16 подготовлены к началу строительства, спроектировано 32 храма. «Ни в одной стране мира так много храмов одновременно не строится», – сказал Ресин журналистам. Куратор Программы пояснил, что строительство новых храмов планируется из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей, при максимальном расстоянии для пешеходной доступности около 1 км. Он привел примеры больших строек, результатом которых станут масштабные храмовые комплексы, включающие все необходимые приходу строения: административные помещения, социальную инфраструктуру для маломобильных граждан, здания, в которых приходы могут разместить воскресные школы, трапезные, церковные лавки и прочие службы. Так, храм святителя Спиридона на Большой Академической в САО сможет вместить до 1,5 тысяч прихожан, а при нем будет открыта полноценная некоммерческая музыкальная школа с хоровой капеллой (при содействии Минкультуры и Московской консерватории). При храме Сретения в Жулебино будет открыт большой концертный зал, куратором которого станет Московская консерватория. В апреле 2019 года начнется строительство уникального храмового комплекса в честь Дмитрия Донского на юго-западе столицы, рассчитанный на 2000 прихожан. Здесь будут развернуты массовые спортивные, культурные и просветительские центры для жителей района.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Настоятель храма прп. Серафима Саровского в Раеве священник Алексий Яковлев приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону святителя Николая Чудотворца. Во внимание к помощи в строительстве храма прп. Серафима Саровского в Раеве г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл наградил генерального директора ЗАО «Доринж-39» Г.Г. Гаджимусаева орденом преподобного Серафима Саровского III степени, генерального директора ООО «Аирис» А.А. Мамонова  Патриаршим знаком храмостроителя, заместителя префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы по строительству Е.Д. Каданцева  Патриаршей грамотой, председателя правления АО «АКБ «Московский кредитный банк»» В.А. Чубаря  Патриаршей грамотой. Затем на территории храма состоялось общение Предстоятеля Русской Православной Церкви с молодежью прихода. Молодые люди рассказал Его Святейшеству о проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» , который действует с 2006 года. В рамках проекта добровольцы участвуют в восстановлении храмов Русского Севера расчищают завалы, проводят противоаварийные и консервационные работы, устанавливают иконы и приглашают священнослужителей для совершения богослужений. За десять лет существования проекта было проведено более 240 экспедиций, в ходе которых обследовано 350 храмов и часовен, в 127 из них проведены противоаварийные и консервационные работы. В тринадцати храмах впервые за десятилетия с момента закрытия были отслужены Божественные литургии. Более 240 человек из местных жителей приняли крещение, проведено 200 богослужений. Традиционно в экспедициях принимают участие преподаватели и студенты Сретенской и Николо-Угрешской духовных семинарий, молодежь подворья Оптиной пустыни и многих других храмов Москвы. В 2016 году состоялось 67 экспедиций, в которых приняло участие более 500 волонтеров. Год назад в рамках проекта «Общее дело» на территории храма преподобного Серафима Саровского в Раеве открылась Школа плотницкого мастерства.

http://patriarchia.ru/db/text/4803768.ht...

Вспоминая слова 67 псалма пророка и псалмопевца царя Давида, архиерей сказал: «Это единодушие и единомыслие да дарует нам мужество по благодати Божией в стоянии за правду, в стоянии за каноничное устроение нашей Матери-Церкви, потому что наши предшественники за это на каторги пошли, в тюрьмы, на расстрелы. Тайком молились, тайком венчались, тайком служили подчас, когда не было храмов, когда они были разрушены и закрыты, но сохранили до наших дней Святое Православие. А нам дай Боже, братья и сестры, сохранить его по их примеру в чистоте». По окончании Божественной литургии состоялся торжественный крестный ход с иконой Собора преподобных отцов Святогорских на монастырскую площадь, где был совершен молебен Святогорским святым. По окончании молебна верующие крестным ходом вернулись обратно в Успенский собор. В тот же день состоялись экскурсии для паломников Святогорской лавры, во время которых гости побывали в лаврских скитах, посетили достопримечательности Святых Гор и поклонились святыням обители. Вечером в актовом зале Святогорской лавры паломнические группы принимал наместник обители митрополит Арсений. В числе гостей обители были 50 верующих из Ровенской епархии во главе с секретарем епархиального управления протоиереем Александром Егоровым, прибывших в Лавру по благословению митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея , а также группа верующих из г. Вараша (ранее Кузнецовск) Сарненской епархии . После общения с наместником монастыря паломники получили от него в благословение памятные подарки. Также в этот день обитель посетила группа из ста паломников из Краснограда во главе с иереем Алексеем Негером. От имени администрации г. Святогорска митрополита Арсения и братию Святогорской обители поздравила и.о. главы города, секретарь Святогорского городского совета Т.В. Божко, пожелавшая братии «крепости телесных сил, мира духовного и всеукрепляющего действия Божественной благодати в служении во благо Святой Церкви и процветания обители на многие лета». В 2018 году исполнилось 10 лет со дня прославления Собора преподобных отцов, во Святых Горах на Донце просиявших, которое состоялось 12 июля 2008 года. В Собор Святогорских отцов вошли 17 святых: святитель Иларион, епископ Крутицкий, преподобные Фаддей, Рафаил, Арсений, Герман, Софроний, Феодосий, Киприан, Иоанникий, Лонгин и Исаакий, преподобный Иоанн Затворник, преподобноисповедники Иоиль, Трифон, Михаил и Иоанн, преподобный Феофил, Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года. Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года. Празднование общей памяти преподобных Святогорских отцов было установлено на 24 сентября.

http://patriarchia.ru/db/text/5273758.ht...

13 июля была совершена Божественная литургия, за которой Предстоятелю Японской Автономной Православной Церкви сослужили епископ Сендайский Серафим и все японское духовенство. В этот день были заслушаны финансовые отчеты; кроме того, участники Собора имели возможность ознакомиться со статистическими данными. На сегодня в Японской Православной Церкви насчитывается два епископа, 23 священника, 12 диаконов. Общее число приходов – 67, зарегистрированных членов приходских общин – 9958. Статистика не охватывает всех, кто молится в храмах – таких много больше – но лишь тех, кто регулярно участвует в церковных Таинствах и своими пожертвованиями помогает содержать церковные строения в должном порядке. В прошедшем году 162 человека приняли Крещение, однако многие из них были иностранцами, которые впоследствии уехали из Японии. Этим объясняется некоторое уменьшение общего числа православных сравнительно с прошлым годом. В заключительной речи Митрополит Даниил поделился своими впечатлениями от участия в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Особенно он отметил, с каким вниманием относятся к нуждам Церкви высокие государственные лица, в том числе Президент и Глава Правительства России, а также рассказал, сколь широкое освещение получили деяния Собора в средствах массовой информации. Напомнив, что за 100 лет, прошедшие со дня кончины святителя Николая, Японская Православная Церковь не выросла количественно, Митрополит Токийский и всей Японии Даниил заявил, что это вызывает у него чувство стыда. «На Украине насчитывается 60 епископов, а у нас – всего двое архипастырей», – привел пример Высокопреосвященнейший Владыка и призвал духовенство подвизаться в деле проповеди среди японского народа. Перед закрытием Собора протоиерей Марк Коике (город Ичиносеки) доложил участникам о состоянии вверенных ему храмов после произошедшего недавно на северо-востоке острова Хонсю крупного землетрясения. По милости Божией никто из верующих не пострадал, не понесли значительного ущерба и храмы Божии – лишь кое-где разбились лампады и треснули оконные стёкла. Ремонт предстоит незначительный, прихожане справятся с ним собственными силами.

http://pravoslavie.ru/27152.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010