... Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой, целью молитвы. «Если кто, – говорит преподобный Григорий Синаит (Добротолюбие, т. 1)... с самонадеянностью, основанной на самомнении (В подлиннике сказано: «аще кто мечтает высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтобы отчетливее показать значение слова «мнение»), Мечтает достичь высоких молитвенных состояний и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую, того диавол легко опутывает своими сетями как своего служителя». Всякий, усиливающийся войти на брак Сына Божия не в чистых и светлых одеждах покаяния, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон, во тьму кромешную, в бесовскую прелесть ( Мф. 22, 11–13 ). «Советую тебе, – говорит Спаситель призванному к таинственному жречеству, – купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью слез помажь глаза твои (и очи ума), чтобы видеть, Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» ( Апок. 3, 18–19 ). Покаяние и все, из чего оно составляется: сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти. Суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий, суть дары Божии, дары великой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их – подаяние последующих даров невозможно. «Как бы ни возвышенны были наши подвиги, – сказал святой Иоанн Лествичник , – но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны» (Лествица, Слово 7). Покаяние, сокрушение духа, плач суть признаки, суть свидетельство правильности молитвенного подвига; отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. То или другое, то есть прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного упражнения молитвой, а неправильное упражнение молитвой неразлучно с самообольщением.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

О богообразности ангелов прямо свидетельствовал прп. Иоанн Дамаскин : «Создатель и Творец ангелов, приведший из не сущего в бытие и создавший их по образу Своему, бестелесными по естеству...» (Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 3). Св. Анастасий Синаит и св. Григорий Палама уточняли, что богообразность ангелов несколько отличается от человеческой, поскольку люди имеют тела, а ангелы бесплотны. 272   Господь сказал Самуилу: Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце ( 1Цар. 16:7 ); Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Пет. 3:4 ). 273  Прп. Марк Подвижник : «Если ты грешишь, то не обвиняй ни тело, ни душу, а ум» (PG. 65, 933). Прп. Антоний Великий : «Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течёт впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные» (Наставления о доброй нравственности. Гл. 94//Добротолюбие. Т. 1, стр. 69). «Душа есть в мире рожденная, а ум выше мира, не рожденный» (Там же. Гл. 136, стр. 74). 275  Свт. Феофан Затворник : «Душа составляет низшую сторону внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, богоподобная, равноангельская сила – которая и составляет характеристическую черту человека» (Собрание писем. Вып. 1. M., 1898, стр. 98). 278  Протопресв. Василий Зеньковский полагает, что необходимо в человеческой личности различать два уровня её бытия, изменяемую и неизменную часть, эмпирическую надстройку и богоданный фундамент: «Начало личности непроизводно, невыводимо; если эмпирическое «я» как центр нашего эмпирического самосознания бесспорно питается из социального опыта, то само возникновение эмпирического «я» предполагает более глубокое «я» – данное в непосредственном самосознании до всякого опыта... Необходимо различать это глубокое «я» как лоно самосознания, как центр духовной жизни, как непроизводный фактор самовидения, и эмпирическое «я» (Основы христианской антропологии. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38280.php ). 279  В связи с этим у В.Н. Лосского есть такое высказывание: «Понятие личности предполагает свободу по отношению к природе, личность – свободна от своей природы, она своей природой не определяется. Человеческая ипостась может самоосуществляться только в отказе от собственной воли, от того, что нас определяет и порабощает естественной необходимостью» (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, стр. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Спросили его и еще: а что есть мир? и он ответил, говоря: мир есть простор греха; мир есть детелище (мастерская) неестественностей; мир есть исполнение пожеланий своих плотских; мир есть думание, что всегда будешь пребывать в веке сем; мир есть попечение о теле паче, чем о душе; мир есть похвальба тем, что оставишь (наконец). Не от себя говорю я это, но Апостол Иоанн говорит так: «не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки» ( 1Иоан. 2, 15–17 ). «Чадца, никтоже да льстит вас: творяй правду, праведник есть; творяй грех от диавола есть: яко исперва диавол согрешает» ( 1Иоан. 3, 7. 8 ). «Любы мира сего вражда Богу есть» ( Иак. 4, 4 ). Опять и Петр Апостол, желая сделать чад своих чуждыми греха мира, говорил: «молю вас, братие, яко пришельцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу» ( 1Петр. 2, 11 ). И возлюбленный Господь наш Иисус, зная, что мир греховный есть томительная тягота, пока не оставит его человек, воодушевил своих Ему, говоря: «грядет сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» ( Иоан. 14, 30 ); и опять: «мир весь во зле лежит» ( 1Иоан. 5, 19 ). Сказал Он и о Своих Ему, что взял их из мира ( Иоан. 15, 19 ). Из какого мира взял Он их, если не от всего разлияния греха? 7. Итак, кто хочет быть учеником Иисуса, да бежит от страстей. Ибо, если он не отсечет их, то не может быть жилищем Бога. Не увидит он и сладости Божества Его, если не отстанет от них, ибо Он Сам сказал: «светильник телу есть око: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет» ( Мф. 6, 22. 23 ). Итак смотри, что если ум не будет здрав от зла, то не может узревать света Божества, ибо зло бывает тогда для ума мрачною стеною и душу делает пустою, как написано в Евангелии: «никтоже светильника вжег, покрывает его сосудом, или под одр подлагает, но на свещник возлагает, да входящии видят свет» ( Лк. 8, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Филадельфия – город в древней Лидии, основанный за два с половиною века пред Рождеством Христовым царем пергамским Атталом Филадельфом. Христианская вера насаждена там св. апостолом Павлом, который поставил сюда и первого епископа, Лукия; по смерти сего, св. апостол Иоанн Богослов посвятил Димитрия 1 . К нему-то, может быть, обращены слова Господа Иисуса Христа в Откровении: знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Поскольку ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Ап. 3:7–12). Из дальнейших иерархов филадельфийских особенную известность в церковной и гражданской истории приобрел Феолепт митрополит, процветавший в исходе XIII и начале XIV столетия. Его подвижническая жизнь, твердость к православию, любовь к отечеству и другие истинно христианские добродетели стяжали ему уважение от современников и поставили его в ряду тех пастырей Церкви, которых память драгоценна для потомства. О родителях его и первоначальном воспитании не дошло до нас известий; знаем только 2 , что он был уроженец Никеи, и в 1277-м году, когда император Михаил Палеолог воздвиг открытое гонение на противников унии с римским престолом, велел конфисковать имения их и дома продавать с публичного торгу, когда такое распоряжение коснулось и Никеи,– Феолепту «шел двадцать пятый год возраста, служил он у олтаря в сане диакона и имел супругу, красивую видом, прекрасную нравом. И вот тогда, лишившись дома и всего, что при доме, изгоняется он от родных мест в места безлюдные и необитаемые, не имея с собою ничего, кроме верхнего платья, сделанного из грубой волны и волос, не находя там ни крова, ни хлеба, ни иного чего в пищу и утоления голода, а питаясь в продолжении двадцати двух дней, и то в умеренном количестве, вареными бобами, которые давал ему некто Христа ради». Место, куда он укрылся от гонителей, были пустыни Афонской горы, по свидетельству «Добротолюбия» 3 , тут встретился он и с другими отшельниками, долго боролся с искусительными воспоминаниями о прежней жизни и оставленной им жене, и наконец, вручил себя одному подвижнику, под руководством которого проходил правила духовного подвижничества. «От него же научается он жизни по Богу, деятельности и вместе созерцанию, и трезвению ума. Под руководством его он упорядочил всякое чувство и подчинил его уму, и таким образом с постоянным и целостным усердием, тщанием и вниманием, при помощи Божией, он ратовал против наветов злых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

1133. Гал. 4. 6. 1134. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1135.  …Господу действовать (Пс. 118. 126). 1136.  …терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19). 1137. Patrolog. Tom XI, pag. 1039. 1138. Pag. 1018. 1139. Pag. 1019. 1140.  …диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8). 1141. Алфавитный патерик. 1142. Patrolog. pag. 1028. 1143. Алфавитный патерик. 1144. Алфавитный патерик. 1145. Patgolog. Pag. 786 и 909. 1146.  …время всякой вещи под небом (Еккл. 3. 1). 1147. Алфавитный патерик. 1148. Слово 2. 1149. Слово 2. 1150. Слово 2. 1151.  …еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них (Пс. 77. 30, 31). Слово 5. 1152. Слово 5. 1153.  А молясь, не говорите лишнего, как язычники (Мф. 6. 7). 1154.  …этого ищут язычники… не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6. 25, 26, 32). 1155.  Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). Слово 5. 1156. Слово 5. 1157. Слово 5. 1158. Умом, безвидно. 1159.  Поучением, или понятию Божиею, называют святые аскетические писатели какую-либо краткую молитву, или краткую мысль, в которой духовные подвижники стараются постоянно содержать свой ум. См. «Слово о пучении, или памяти Божией», «Аскетические опыты», т. 2. 1160.  Парением называют святые аскетические писатели рассеянность ума. 1161. Слово 8. 1162. Слово 8. 1163. Слово 8. 1164. Слово 8. 1165. Слово 8. 1166. Прилоги врага состоят из помыслов, мечтаний и ощущений греховных. 1167. Слово 8. 1168. Лк. 17. 21. 1169. Лк. 9. 34. Слово 8. 1170. Слово 8. 1171. Слово 8. 1172. 2 Кор. 3. 18. Слово 8. 1173. Святого Симеона Нового Богослова Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 1174. Ин. 11. 44. 1175. Слово 8. 1176. Слово 8. 1177. Слово 11. 1178. Слово 12. 1179. Слово 12. 1180. Слово 13. 1180а. Слово 14. 1181. «…земные члены» (Кол 3.5.) 1181а. Слово 14. 1182. Слово 13. 1182a.  …отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

11.  …из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7. 38–39). 12.  …лист которого не вянет (Пс. 1. 3). 13.  …и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1. 3). 14.  Не так — нечестивые, [ не так] : но они — как прах, возмещаемый ветром [ с лица земли] (Пс. 1. 4). 15.  Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 16. Откр. 20. 17. Святой Исаак Сирин. Слово 38. 18. Рим. 8. 4. 19. Мф. 5. 8. 20.  Знает Господь путь праведных (Пс. 1. 6). 21.  Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1. 6). 22. Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава на утрени во вторник Страстной недели. 23. Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся — и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5. 18). Делание благодарения объяснено с особенною удовлетворительностию в ответах преподобного Варсонофия Великого. 24. Быт. 32. 25.  Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32. 10). 26. Быт. 33. 4. 27. Быт. 34–35. 28. Быт. 37. 29. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие. Ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. 30. Пс. 50. 19. 31.  И сели они есть хлеб (Быт. 37. 25). 32.  Что вы дадите мне, и я вам предам Его (Мф. 26. 15). 33. Быт. 39. 34. Быт. 40. 35. Быт. 41. 36. Рогго ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. 37. Ин. 6. 51. 38. «Записки на книгу Бытия» Московского митрополита Филарета [Дроздова — Ред.]. 39. Быт. 42. 40. Быт. 43. 41.  …приготовил… трапезу (Пс. 22. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

479. «Когда диавол видит кого не желающего согрешить, то он не так несмыслен, чтоб предлагать ему явное зло. Он не говорит ему: иди, соблуди? или поди, украдь. Он знает, что мы не хотим этого, и не трудится говорить нам то, чего не хотим, но старается отыскать в нас какое-либо пожелание, какое-либо оправдание, и ими наносит нам вред. Потому и говорит Писание: лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным (Притч. 11. 15). Лукавый — диавол. Тогда он злодействует, когда сочетает правде нашей свою правду; — тогда укрепляется, тогда более вредит, тогда действует. Когда водимся своими пожеланиями и последуем правде нашей, тогда, как бы делая добро, сами себе наветуем и даже не примечаем, как погибаем». Поучение аввы Дорофея «О еже не составляти свой разум». 480. Слово 4, 23. 481.  …малейшим наречется в Царствии Небесном (Мф. 5. 19). 482. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского. 483.  Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу (Пс. 118. 128). 484.  …приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злой и, все преодолев, устоять (Еф. 6. 13). 485. Это очевидно из житий прп. Антония Великого, прп. Иоанна Многострадального Печерского и других. 486. Еф. 6. 13. 7. Преподобного Исихия. гл. 23. Добротолюбие. Ч. 2. 487. Беседа 21, гл. 5. 488.  Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновником во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2. 10, 11). 489.  …верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11. 25). 490.  Богатством своим человек выкупает жизнь свою (Притч. 13. 8). 491.  Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2. 10, 11). 492. Ср.: вся правды его не воспомянутся… — все праведные дела его не помянутся (Иез. 33. 13). 493. Ср.: Комуждо по путем его сужду вам, дом Исраилев. — Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его (Иез. 33. 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

9. «Благовестник, или Толкование на Евангелие» Феофилакта Болгарского : «Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти», а здесь говорит, что совершенно невозможно» . 8. «Добротолюбие. Избранное для мирян» святителя Феофана Затворника : «Сребролюбие есть поклонение идолам. Нелюбостяжателен тот, кто отрекся от всякой собственности и на земле совсем не имеет ничего, кроме тела, да и к нему отторгнув всякое расположение» . 7. «Душеполезные поучения» аввы Дорофея : «Святые мученики всецело принесли себя в жертву Богу, и не только самих себя, но и то, что было их, и что было у них. Ибо иное, как говорит святой Василий, мы сами, иное — наше, и иное — что у нас. Мы — это ум и душа; наше — это тело; а у нас имущество и прочие вещи. Итак, святые приносили себя в жертву Богу всем сердцем, всею душею и всею крепостию, исполняя слово Писания: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22:37); ибо они пренебрегли не только детьми, женами, славою, имуществом и всем прочим богатством, но и самыми телами своими» . 6. «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца : «Почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби — радость; прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие — одна из величайших черт богоподобия; больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром» . 5. «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова) : «Любить — блаженство; ненавидеть — мука. Весь Закон и Пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему. Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог. Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви» .

http://blog.predanie.ru/article/top-12-s...

В пятый день Бог сказал: «да породят воды пресмыкающиеся, существа живые, и птицы да полетят над землею по тверди небесной!» Тогда воды наполнились морскими чудовищами, рыбами и животными земноводными; в воздухе появились пернатые птицы. И благословил Бог все эти животные твари способностью размножаться. В шестой день Бог сказал: «да произведет земля животных со способностью размножать свой род, скот, гадов и зверей земных!» Когда появились живые существа на суше, Бог сотворил и человека, мужской пол и женский. Таким образом, в шесть дней совершены были небеса и земля, и все, что наполняет и украшает их. И воззрел Бог на все, что он создал: нашел все прекрасным. Единственными свидетелями устройства видимого мира были ангелы. Пораженные величием и красотою творения, они пели в горних селениях хвалебные песни Творцу и Богу 1 . В седьмой день не было новых дел творения. Бог почил и благословил седьмой день, то есть, усвоил ему нечто радостное. Он предназначил разумным тварям освящать этот день воспоминаниями о благодеяниях Божиих и славословиями Творцу мира и Промыслителю. 2. Сотворение человека Быт. 1:26, 2:7 Человека сотворил Бог не просто, как прочие твари видимого мира, единым повелением. Прежде был совет между Отцом, Сыном и Духом Божиим. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Потом образовал Бог состав человеческого тела из персти земной; наконец, вдунул в ноздри его дыхание жизни. И человек стал живым, одушевленным существом. Совет Божий о человеке показывает, что он предопределяется к особенной, высшей цели, к достижению которой будет способствовать ему, несмотря на препятствия, имеющие встретиться в ограниченном существе его, и всемогущество Отца, и любовь Сына, и совершенствующая сила Духа. Цель его – уподобляться Богу непоколебимою верностью истине, неиссякающей любовью к добру и невозмущаемым блаженством: для этого душа, введенная в тело его чрез вдуновение Божие, получила, подобные Божественным, силы чистого ума, святой воли и светлого, добротолюбивого чувства. Душа присутствует во всем теле и управляет своим малым миром. Но она не составляет с телом одного нераздельного бытия: она отлична от тела, как и Бог отличен от управляемого Им мира; она, подобно Богу, есть дух и бессмертна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010