«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Филокалия — т. е. любовь к красоте. Антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа (впервые опубликовано в 1782г.). Истинная красота и Творец всяческой красоты — Бог. Тексты Добротолюбия созданы людьми, которые сполна приобщились этой Красоте и могут от своего опыта указать путь к Ней. Добротолюбие — самое авторитетное аскетическое сочинение Православия. Полное название Добротолюбия: «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.» Амфилохий (Радович) писал о значении Добротолюбия: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». Здесь представлен третий том Добротолюбия: Блаженный Диадох, епископ Фотики в Эпире Иллирийском Краткое сведение о блаженном Диадохе Блаженного Диадоха, епископа Фотики указание последних пределов или верха совершенства главнейших добродетелей Того же блаженного Диадоха, епископа Фотики, что в древнем Эпире Иллирийском, подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного 1. О трех добродетелях, которые, как вожди, должны предшествовать духовному созерцанию ума 2. Когда и как человек делается добрым 3. Когда и как зачинается грех 4. Когда и как достигаем мы того, чтоб быть по подобию Божию 5. Как сделать, чтобы воля только на добро была всегда готова 6. Что есть свет истинного ведения, и что производит в уме пользование сим светом 7. О том, что производит духовное слово, – и о том, что движение любви беседу о Боге делает легкою и обильною

http://pravbiblioteka.ru/book/dobrotolyu...

1 Коллиандер Тито. Узкий путь. М.: Даниловский благовестник, 1995. С. 31. 2 Цит. по: О молитве Иисусовой. Сборник, составленный игуменом Харитоном. Сортавала, 1936. С. 31. 3 Св. Григорий Синаит. Главы, 113. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С.205. 4 Цитата из: «Время Господу действовать: завет твой разорили» (Пс. 118:126). Некоторые комментаторы толкуют это место как «время принести (жертву) Господу», но наше толкование богаче по смыслу и также имеет множество сторонников. В греческом оригинале стоит слово kairoz: «....наступил kairoz для Господа действовать». Под kairoz подразумевается решающий момент: молящийся использует этот момент, дабы начать молиться. 5 Св. Григорий Синаит. Главы, 113. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С.205. 6 Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим в сотне глав 4. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С. 307. 7 Об Иисусовой молитве ничего не говорится, к примеру, ни в подлинных текстах св. Симеона Нового Богослова, ни в объемной антологии духовных писаний Эвергетинос (Evergetinos) (оба XI в.). 8 Горячее почитание святого Имени Иисусова существовало, конечно же, и в средние века на Западе, в том числе и в Англии. И хотя византийская традиция Иисусовой молитвы имеет свои особенности, между ней и средневековой практикой прослеживаются очевидные параллели. См. Kallistos Ware. The Holy Name of Jesus in East and West: the Hesychasts and Richard Rolle/Sobornost 4:2, 1982. P. 163—184. 9 Те, кто знаком с романами Сэлинджера, наверняка помнят, как подействовала на Фрэнни книжка «небольшого формата в зеленом матерчатом переплете в горошек». 10 A Monk of the Eastern Chuch. On the Invocation of the Name of Jesus/The Fellowship of St Alban and St Sergius, London, 1950. P. 5—6. 11 Св. Григорий Синаит. О безмолвной молитве, 2, Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С. 228. 12 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. Письмо 739. Т. IV. С. 230.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3482...

Обложка книги " Византийские исихастские тексты "/сост. общая и научная редакция А.Г. Дунаева. М., Издательство Московской Патриархии, 2012 ЖМП 7 июль 2012 /  30 июля 2012 г. Византийские исихастские тексты: новая " старая " книга В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет новый сборник переводов " Византийские исихастские тексты " . Искушенный читатель, любитель византийской церковной книжности воспримет " Византийские исихастские тексты " как переиздание выпущенной 13 лет назад книги " Путь к священному безмолвию " . И действительно: именно эта небольшая книжечка стала " ядром " нового собрания исихастских сочинений. Но " Византийские исихастские тексты " — это нечто большее. В книгу вошли и другие сочинения, как правило, также изданные в минувшее десятилетие под редакцией А.Г. Дунаева. Опубликованы они были в малотиражных изданиях (полный их перечень чита-тель обнаружит на с. 6 новой книги), и переиздание их в одном томе представляется разумным шагом. Эти дополнительные " новые старые " тексты не менее интересны, чем те, что заимствованы из " Пути к священному безмолвию " . Речь идет о Второй сотнице глав преподобного Иоанна Карпафийского — замечательном памятнике византийской аскетической письменности, оригинальный текст которого стал доступен лишь в 1970–1980-е годы; о догматических толкованиях на Иисусову молитву— анонимном и принадлежащем перу святителя Марка Ефесского; о 2-х первых Опровержениях Акиндина и еще одном небольшом сочинении святителя Григория Паламы, представляющих собой памятник эпохи так называемых паламитских спо-ров середины XIV столетия. Пожалуй, несмотря на утверждение составителя, что данные тексты " соответствуют тематике " греческого Добротолюбия, включение в новый сборник Опровержений Акиндина может вызвать определенные недоумения. Действительно, в греческом Добротолюбии (равно как и в русском переводе этой антологии святителя Феофана Затворника) обретаются фрагменты из Триад в защиту священно-безмолвствующих святителя Григория Паламы, что как будто указывает на принципиальную возможность включения в аналогичное собрание текстов подобных сочинений фессалоникийского святителя. Тем не менее опубликованные в Добротолюбии отрывки из Триад тематически связаны с обрамляющими их текстами, в то время как характер полемики, отраженной в первых двух Антирритиках против Акиндина, не столь соответствует общему " настрою " сборника.

http://e-vestnik.ru/reviews/vizantiyskie...

6. Поздневизантийский исихазм и учение св. Григория Паламы Справочно-библиографические материалы Библиографии исследований 1 . Макаров Д. И. Очерки российской историографии паламизма (1860–1998 гг.)//АДСВ 1999. 30. 338–353. 2 . Медведев И. П. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV в.//АДСВ 1973. 10. 270–274. 3 . Stiernon D. Bulletin sur le palamisme//REB 1972. 30. 231–341. [Stiernon Bulletin]. Обзорно-справочные тексты 4 . Jugie M. Palamite (Controverse)//DThC 1932. 11. 1777–1818. 5 . Kazhdan A. Hesychasmus//Lex. d. Mittelalt. 4. 2194–2196. 6 . Podskalsky G. Theologie und Philosophic in Byzanz. Der Streit um die theologische Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (14.–15. Jh.), seine systematischen Grundlagen und seine historische Entwicklung. München 1977. 268. 1978. 44. 197–203. 7 . Schultze B. Palamismus//LTK 1962. 7. 1352–1353· Проблемы издания текстов 8 . Maltese E. V. Ortografia d’autore e regole dell’editorë gli autografi bizantini. L’edizione critica fra testo musicale e testo letterario. Lucca 1995. 261–286. (StT Musicali. 3). [Григорий Акиндин, Димитрий и Прохор Кидонисы, Мануил Калека, Иоанн Хортасмен, Плифон.] А. От св. Симеона Нового Богослова до исихастских споров Симеон Благоговейный Beck 584 Втор. пол. X в., св. Учитель Симеона Нового Богослова . Подвижническое слово Крит. изд.: 9 . Syméon le Studite. Discours ascétique/Introd., texte critique et notes Hilarion Alfeyev. Trad. fr. Neyrand L. P. 2001. 154. (SC 460). таблица соответствий с PG и Добротолюбием]. Рус. пер.: 10 .//Слова преп. Симеона Нового Богослова , в пер. на рус. язык с новогреч. еп. Феофана. Вып.2. 2 М. 1890. 571–593 (гл. 1–40). же://Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 61–80. изд.: Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного . Предлежащее слово подвижническое и нравоучительное, состоящее из многих глав, не св. Симеону Новому Богослову принадлежит, а Симеону Благоговейному , старцу св. Симеона Нового Богослова . 2 М. 1892. Nota . Первые 33 главы «Подвижнического слова» входят в состав греч. Добротолюбия как «Главы деятельные и богословские», 119–152, Симеона Нового Богослова (ср. 6 .22). В рус. Добротолюбии Слово помещено под именем Симеона Благоговейного , а возникшая лакуна заполнена главами из других соч. Симеона Нового Богослова . Симеон Новый Богослов

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Глава 7. БЛАГОДАТНАЯ НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА 7.1. Описание состояния человека, получившего дар непрестанной молитвы Подробное описание состояния молящегося стяжании им дара благодатной непрестанной молитвы находим у святого Исаака, который говорит, что, когда спит человек, достигший этого состояния, и когда бодрствует, «молитва не пресекается в душе его; но ест ли, пьет ли, спит ли, делает ли что, даже и в глубоком сне, без труда издаются сердцем его благоухания и воздыхания молитвенные. Тогда молитва не отступает от него; но всякий час, хотя и умолкает таковая вне, внутри его не перестает она священнодействовать тайно. Почему молчания чистых, – добавляет святой Исаак, – некто из христоносцев называет молитвою; так как помыслы их суть божественные движения; движения же чистого сердца и ума суть кроткие гласы, коими они сокровенно воспевают Сокровенного» 380 . Подобно этому говорит и святой Феолипт, утверждая, что, непрерывно и неразвлеченно проходя мысленную молитву, «сподобишься ты наконец достигнуть непрестанного памятования о Боге, войти в недоступные сокровенности ума и в таинственных созерцаниях зреть Невидимого, един Единому уединенно служа Богу, в понятных одному тебе излияниях любви» 381 . В приведенных словах указывается на особое состояние при длящейся духовной молитве, которое рождается от частого повторения наития духовной молитвы и преуспеяния в ней молящегося. Это особое состояние характеризуется тем, что человек, всецело отрешаясь от всяких греховных помыслов, бывает охвачен благодатию Божественною. Одни из подвижников именуют это состояние бесстрастием 382 , другие – безмолвием 383 , третьи же усвояют ему наименование высшей чистоты сердца 384 . Оно является результатом непрестанной молитвы, соединенной с праведной христианской жизнью, с жизнью духовной, в христианской любви и смирении. Определение бесстрастия дает святой Иоанн Лествичник , говоря, что оно есть воскресение души прежде воскресения тела. Бесстрастие есть совершенное познание Бога. Оно так «освящает ум и отторгает его от всего вещественного, что, по достижении сего небесного пристанища, большую часть жизни во плоти держит его в видении, восторженным в небесное» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

преподобный Ефрем Сирин 7. СОВЕТЫ ПОДВИЖНИКАМ (Сл. 50, т. 2, стр. 570–584, 600–60) 1. Начало монашеского отречения – бояться Бога; не Богобоязненный же монах водворится вне врат Божия Царства. Начало доброй жизни монаху – ведение Бога; неведение же Бога омрачает душу монаха. 2. Доброе наследие монаху – целомудрие и святыня; лишается же наследства отцов монах, у которого нет их. 3. Подвиг для монаха – изучение Писаний и исполнение заповедей Божиих, монах же, не занимающийся сим – не подвижник. 4. Пища монаху – творить волю Божию, пища же чувственная не поставит монаха пред Христом, но «в чрево вмещается и афедроном исходит» ( Мф. 15, 17 ). 5. Стопа монаха, движась чинно, да стирает собою Церковные ступени; но да не преходит она из дома в дом, бесчинствуя. 6. Совет у монаха пусть будет с разумными, совет же неразумного да не вселяется в сердце его. 7. Монах, бодрствующий в псалмах и пениях и песнях духовных, отгоняет от себя ночные мечтания; монах же, который, надмеваясь своими добрыми делами, спит, плетет паутинную ткань. 8. Мужественный монах крестом Христовым избегает дьявольских сетей. 9. Монах оземленившийся и к земле склонившийся во всем поступает по сатанински (противлением заповедям, лукавством и самоугодием). 10. Мысль у монаха да будет всегда занята добрыми делами. Упражнение монаха – благочинные помыслы. Бодрственность монаха укрощает нечистые помыслы. 11. Возделывание монаха – добрая душа, приносящая плод по Евангельски. Возделывающий ее монах первый вкушает от плода ее. 12. Бессмертная сила в монахе – нестяжательность, несущая крест; сребролюбие же пагубно для них; ибо заграждает для них Царство Небесное. 13. Добрый дар монаху – девство, которое с Илией на колеснице возносит его на небо. Сила девства – воздержание в пище; монах же упивающийся сквернит плоть свою. 14. Слезы, проливаемые из очей – древо жизни возращаемое в высоту смиренномудрия. Приобретший сие монах соберет добрые плоды. 15. Монах, который всем разглашает о даре своем, возбуждает омерзение, – и услышит от Господа: «ты уже восприял мзду свою» ( Мф. 6, 2 ). А кто стыдится рассказывать, тот получит мзду от Господа, ведущего тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Закрыть О выборе духовных книг для чтения Слово в Неделю 4-ю Великого поста 13.04.2024 4 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. Многие из нас, наверное, читали его книгу «Лествица», хотя нельзя сказать, что она написана для мирян. В ней говорится о христианских добродетелях и о постепенном восхождении к Богу. Когда мы говорим о лествице, на память приходит ветхозаветный образ, который дает нам Церковь в первое воскресенье Великого поста, — ангелы восходящие и нисходящие по этой лествице. Человек должен уподобиться ангелам. Действительно, в «Лествице» и в других книгах, включенных в «Добротолюбие» и рассказывающих о людях, достигших совершенства в подвиге поста и молитвы, житие монашеское именуется житием ангельским. Мы читаем, как один подвижник видит другого с лицом, сияющим, как у ангела, и даже самого ангела, стоящего с ним на молитве. Обратим внимание на одну особенность. Поучения древних пустынников и близких к нам по времени подвижников удивительным образом перекликаются с тем, что пишет преподобный Иоанн Лествичник. Часто это буквально одни и те же слова, потому что они передают их друг другу из века в век вместе с духовным опытом. Преподобный Арсений, ученик преподобного Иоанна Колова, постоянно слышал от него наставление: «Бегай людей, и спасешься». Сам преподобный Арсений говорил: «Я вас люблю, но я не могу быть вместе с Богом и с людьми. Тысячи и тысячи ангелов имеют одну волю, а у людей множество воль, поэтому подвиг, который я избираю, есть подвиг отшельничества». И другой преподобный, тоже Иоанн, говорил, что он уходит в пустыню, потому что хочет жить, как ангелы, служа Богу. Какое отношение это может иметь к нам, как это может быть связано с нашей жизнью? Прежде всего, мы должны с рассуждением подходить к выбору книг для чтения, чтобы нам, неопытным в духовной жизни, ищущим подражания несравненно более искусным и опытным людям, не впасть в ошибку. Подражание необходимо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что когда народ Божий исходил из Египта или когда Лот с семейством покидал Содом и Гоморру, они были водимы: в первом случае это был Моисей, совершенный человек, верный Богу, во втором — сами ангелы. Подражание необходимо, но чтение, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), должно быть в соответствии с тем образом жизни, который нам дан.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/o_...

" Без послушания никто из страстных не узрит Бога " ЖМП 7 июль 2014 /  4 августа 2014 г. 13:00 Актуальные вопросы современного монашества ДОКЛАД НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТОЛГСКАЯ ОБИТЕЛЬ: 700 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ» В Ярославской духовной семинарии в рамках празднования юбилея Свято-Введенского Толгского женского монастыря состоялась научно-практическая конференция «Толгская обитель: 700 лет со дня основания». Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, выступила с докладом, который мы предагаем вашему вниманию. Монашеская жизнь есть, по словам святых отцов, жизнь равноангельная, совершающаяся не по законам мира сего, а по иным, небесным, законам и потому сопряженная с постоянным преодолением соблазнов внешних и внутренних. В этом мироотреченном жительстве всё упование возлагают монашествующие на небесную помощь, прежде всего Пречистой Богоматери, первой совершенной Монахини, Девы, явившей Собою неповторимый пример всецелого посвящения Богу и сердцем, и мыслью, и волей, и всеми телесными силами. Благословите начать доклад об актуальных вопросах современного монашества словами преподобного Феодора Студита, великого наставника монашествующих: «Отцы и братия, матери и сестры! Будем благословлять тот день и час, когда благоволил Бог, чтобы мы убежали из мира и приняли монашеское пострижение. Благодарение Богу, призвавшему нас к блаженному и дивному образу жизни монашеской! Бог нам, монахам, даровал и особую великую благодать, состоящую в том, что, избрав нас из среды всех, поставил пред лицем Своим на служение державе Его. Смотри же теперь всякий тщательно: сообразно ли со званием, к коему призван, ходит он, и точно ли ни о чем другом не заботится, как только о том, чтобы угождать Богу» (Феодор Студит, прп. Добротолюбие. Т. IV). Так, словами преподобного отца выразим первоочередную необходимость современного монашества — осознание главных монашеских принципов.

http://e-vestnik.ru/church/aktualnye_vop...

Глава 7. Преподобного отца нашего Филофея Синайского. 40 глав о трезвении Преподобный отец наш Филофей был игуменом словесного монашеского стада, что на Синае, и получил от того прозвание Синайскаго. В какое время он жил и когда скончался, неизвестно. Настоящее, разделенное на 40 глав его слово, прекрасно составленное, исполнено и сказать нельзя коль великой духовной мудрости и душеспасительности. Почему сочтено несправедливым отделить его от состава прочих отеческих писаний о трезвении. – И оно требует большого внимания: ибо если б кто назвал его точным истолкованием и верным правилом трезвения, хранения ума и чистоты сердца, не погрешил бы против истины (из Добротолюбия ). 1) Есть в нас мысленная брань, более тяжелая, чем чувственная. Делателю благочестия надобно так течь и ту цель преследовать умом, чтоб, как маргарит какой, или камень многоценный, в совершенстве усокровиществовать в сердце память о Боге. Надобно оставить все, даже тело, и презреть самую жизнь настоящую, чтобы Бога единого стяжать в сердце своем. Ибо св. Златоуст сказал, что умного Боговидения одного достаточно к тому, чтоб истребить лукавых. 2) Ведущие мысленную брань должны со всем усердием избирать себе, по указанию Божественных писаний, духовные делания и возлагать их на ум, как целительные пластыри. Так с утра, говорит некто, должно мужественно и неотступно стоять у двери сердца, с крепкою памятью о Боге и непрестанною в душе Иисус-Христовою молитвою, и сею мысленною стражею убивать всех грешников земли, т. е. верною, усиленною и горе восхищающею памятью о Боге посекать, ради Господа, главы сильных и начала брань воздвигающих помыслов: ибо, как знаем, и в мысленных подвижнических трудах есть свой некоторый божественный чин и порядок действования. – Так должно делать нудящим себя (царствия ради), пока настанет положенное время вкушения пищи. После сего, благодарение воздав Господу, по единому человеколюбию своему питающему нас двоякою пищею и духовною и телесною, должно томить себя памятованием и размышлением о смерти. А на следующий день опять надо сомодержавно браться за утреннее дело. Ибо, и при таком каждодневном образе действования, едва-едва возымеем мы в Господе избегнуть сетей мысленного врага. Такое делание впрочем, устаревши в нас, рождает следующие три добродетели: Веру, Надежду и Любовь , из коих Вера располагает нас к истинному страху Божию, а Надежда, преодолев рабский страх, приводит человека к любви Божией. Если Надежда не посрамляет, умея рождать двоякую любовь, на которой висят закон и пророки; то с своей стороны и любовь николи же отпадает, ни в сем веке, потому что здесь в причастнике своем она бывает причиною исполнения божественных законоположений, ни в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Грехи и страсти. В чем разница. 15.03.2023 12:03:23 Иерей Сергий Генченков: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня всех вас поздравляю с Великим постом. Началась у нас вторая седмица. Торжество Православия мы с вами празднуем и благодарим Бога за возможность нам с вами поститься постом приятным и благодарить Бога за то, что вот так все премудро и красиво в Церкви Божией устроено. Конечно, поздравляю с календарной, ну пусть еще по новому стилю, но уже с календарной весной. И сегодня, можно сказать, пост у нас только в начале. Хотел бы разобрать с вами такую тему, важную тему: грехи и страсти. В чем разница? Что это значит? Потому что сейчас Великий пост, и самое время над такими вещами поработать. Во-первых, кто бы нам помог разобрать эту тему – это преподобный авва Дорофей. Его же молитвами святыми Господь не оставит нас. Подвижнические наставления святого преподобного аввы Дорофея из второго тома «Добротолюбия». Преподобный авва Дорофей в конце 6 – начале 7 века жил и оставил нам замечательные душеполезные свои поучения и подвижнеческие наставления, которые перевел святитель Феофан Затворник для нас. И составилась пятитомное «Добротолюбие», ценнейшее, конечно, особенно для поста и для нас, в том числе и мирян. То есть не только для монахов, но и для тех, кто живет в миру, очень ценные наставления. И вот как раз у него первое слово. Давайте я вам зачитаю, чтобы нам сразу взять ритм. В первом же своем слове он говорит так: «По благости Своей Бог дал нам заповеди, очищающие нас, дабы мы, если пожелаем, могли соблюдением заповедей очиститься не только от грехов, но и от самых страстей, ибо иное суть страсти, и иное грехи». Не одно и то же. Из-за чего мы с вами и разбираемся в этом. «Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает с телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним». Вот такое первое слово.

http://radonezh.ru/2023/03/15/grehi-i-st...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010