При выборах городских, когда обыватели соберутся, градский голова ведет их в церковь , где по совершении Божественной литургии (и молебна Христу Спасителю) приводит их к присяге на том же основании, как для дворян предписано 120 . Гласные земских собраний прежде заседаний, перед началом сессии, также приводятся к присяге по поверке их прав (Прав. о прив. в действ. пол. о земск. учрежд. ст. 61) – в здании земского собрания. Рекруты, окончательно рекрутским присутсвием принятые, немедленно по окончании каждого заседания, приводятся к присяге духовными лицами того вероисповедания, к которому они принадлежат, и на том языке, который им известен и непременно в церквах того вероисповедания, к коему кто из них принадлежит. Распоряжение о наряде к сему духовных лиц, по сношении с духовным начальством, зависит от присутствия по воинской повинности (Т. III. Уст. служ. правит. 121 ). Крестьяне, избранные на сельские и волостные должности заседателей, добросовестных, сельских старшин, сельских старост, сборщиков податей и утвержденных в них, приводятся к присяге в приходских церквах в праздничный или воскресный день, по окончании Божественной литургии (Т. III. Уст. служ. выбор. ст. 611–613) 122 . Присяга судебная для присяжных, свидетелей и пр. В судебном месте присяга совершается по обряду, общими законами установленному, чинно, в присутствии суда, во время заседания оного (Т. X. Зак. суд. гражд. ст. 322, т. XV. Зак. суд. угол. ст.239 и 363). Священник, по внушении заседателям святости присяги 123 , читает перед ними «клятвенное обещание» (форму присяги для заседателей). Каждый присягающий, прикладываясь (про прочтении клятвенного обещания) к кресту и Евангелию, произносит вслух «клянусь» (Сб. судеб. уст. 1864 г. 20 нояб. ст. 666). Лица православного исповедания присягают перед Евангелием, а лица другого исповедания – по их закону (Там же, ст. 493) 124 . Свидетели православного исповедания также приводятся к присяге не иначе, как священником, который, по внушении им святости присяги, читает клятвенное обещание (форму присяги для свидетелей); каждый присягающий, прикладываясь к кресту и Евангелию, говорит «клянусь» (Сб. судеб. уст. 1864 г. 20 нояб. ст. 713) 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Смирение – путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему ( 28, 119 ). Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 121 ). Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю, смирение и кротость возносят человека с земли на Небо. Преподобный Антоний Великий ( 82, 14 ). Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие ( 82, 151 ). Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием ( 82, 184 ). Не надейся на крепость свою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе. Преподобный авва Исаия ( 82, 203 ). Уничижающего и умаляющего себя преумудрит Господь. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 253 ). Врата Божии – смирение. Отцы наши после многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий. Преподобный Иоанн Колов ( 82, 287 ). Земля, на которой Господь заповедал приносить Ему жертвы, есть смиренномудрие. Преподобный Пимен Великий ( 82, 346 ). Если кто будет смиряться, то блистательно и величественно будет вознесен, потому что Бог собственной силой возвышает смиренного. Святитель Василий Великий ( 8, 380 ). Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 273 ). Когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он обыкновенно подает самое обильное благословение Свое тем, из-за которых благословляется Сам. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 309 ). Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище – Господь ( 55, 45 ). Кто уничижает и умаляет самого себя, того преумудрит Господь ( 55, 47 ). Смирение преображает душу божественными созерцаниями ( 55, 239 ). Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и украшает душу целомудрием ( 55, 280 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

λοθηση εαυτο αυτοκτονα 321, 343 αυτοπεποθηση 271, 274–276, 283, 286, 292 αφορισμς 35 αχαριστα 239, 260, 267, 273 Βπτισμα γιο 85, 178, 189–190, 268, 293 βαρβαρτητα 226 Βασιλεα Θεο-Ουρανν 245 βεβλωση ιερν πραγμτων 137–140 Βεδουνοι 246 βα 290 βλασφημα 43, 56, 141 – Αγου Πνεματος 53–54 βλασφημας αντιμετπιση 35, 37, 53–54, 56–58, 229 βοθεια 283 – Αγγλων 91 – Αγων 91, 271, 279, 281, 284 – Θεο 19, 20, 22, 91, 94–97, 119, 175, 182, 187 κ.ε., 197, 202, 212, 226, 248, 270, 271, 275, 281–285, 298, 303–305, 317, 332, 334 – Παναγας 91 – πνευματικ 23, 45, 49, 50, 71, 72, 102, 301, 310, 314, 316, 317, 319 – προς την Εκκλησα 71 βοθειας Θεο ασθηση 303 – επκληση 217, 255 Βονιφτιος γιος 236 κ.ε. Βορειοηπειρτες 154 βουλ Θεο 26 Βυζντιο 37 Γεγονς θεο 135, 256, 261, 269, 277 Γεδεν Καρακαλληνς γιος 237 γενι να 34 βλ. και νος γενναιτητα 205 Γερο-Πτρος Αγιορετης 255 γνση 99, 101, 261 Γνωστικο 189, 191 Γμορρα 96 γονες 248 κ.ε., 284, 289, 290 γυναικεα φση 132, 217 Δαμονας βλ. διβολος δαιμονικ επδραση 111, 123, 276, 351 δαιμονισμνος 337 δαιμονισμς 111, 138, 139, 275 κ.ε. δαιμονισμο ατια 139 δειλα 210, 213, 214, 218, 226 δειλς 220 δημιουργα κσμου 291 δημιουργας ζλος 30 δημοσιοποηση αμαρτημτων 67–70 – παραπτωμτων ηθικν 67–68 διαβολ 67 διβολος 20, 21, 54, 63, 67, 75, 109– 116, 157, 176, 177, 247, 285, 292, 293, 294, 317, 333, 354 διαβλου δικαωμα 315, 350 – ενργεια 283 – εξουσα 85 – ργο 60, 63, 121 – κακα-μσος 121 – πλεμος 95 – τχνασμα 316 διθεση 222–223 – για θυσα 227 – κακ 21, 130 – καλ 40, 47, 91, 95, 107, 151, 163– 165, 176, 234 κ.ε., 237, 247, 257, 287, 288, 293–294, 303, 304 – ταπειν 235, 289 – υπερφανη 235 διακονα βλ. μοναχο διακονα δικριση 75, 77, 79 διακρσεως λλειψη 77 διαμαρτυρα Χριστιανν 185, 297 δικαιολογα 129, 353 – παθν 191 – του πλησον 130 δικαιοσνη ανθρπινη 159 – θεα 204, 311 κ.ε. δικαου υπερσπιση 51–53 δικαωμα 196 δικαωση 54 δικτατορα διαβλου 182 – παγκσμια 183 διοκηση 221

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

μεταστροφ στην Ορθοδοξα – και αγπη 234 Ορθοδοξας ρνηση 240 Πθη για βλ. Χριστο Πθη για πθος 37 κ.ε., 114, 115, 124, 135, 141, 153, 210, 257, 291 πθους περιφρνηση 38 παθν αγνας βλ. αγνας κατ παθν – ανπαυση 94, 223, 281–283, 288 – απαλλαγ 278 – αποχ 275 – δικαιολογα 146 – εκκοπ 166, 210, 276, 287 παιδι 204 Παλαι Διαθκη βλ. ευρετριο αγιο– γραφικν χωρων Παλαις Διαθκης ερμηνεα 94 πλη πνευματικ 117, 123, 152 παλληκαρι πνευματικ 97 Παναγα 212 Παρδεισος 113 Παραδεσου εσοδος 166 παραθρησκεα 233, 236 κ.ε. παρακολοθηση απ πνευματικ βλ. πνευματικο παρακολοθηση – εαυτο 59, 72, 125, 137–146, 153, 157, 260 παραπλνηση 235–238, 249 παρπονο 72 παρατρηση 72, 86, 88, 91, 291 παρατηρσεως αντιμετπιση 288 – αποδοχ 266 παραχρηση Θεο 122 παρεξγησης αντιμετπιση 93 παρηγορι 95, 284 – ανθρπινη 171, 250 – θεα 73, 123, 130, 136, 165, 169, 263, 275 βλ. και μετνοια και παρηγο– ρι θεα Παρθνιος Λαμψκου γιος 199 πατρας πνευματικς 291 Πατρες γιοι 276 περα 86, 139–140, 154, 162 πειρασμς 20, 30, 36, 42, 57, 58, 61, 214 πειρασμο 117, 120–122, 123, 260 πειρασμν αντιμετπιση 121, 122, 252 – αποφυγ 121 πνθος χαροποι 165 Πεντηκοστιανς 227–228 περιργεια 56 περιουσας διανομ 100 περισπασμς 56 κ.ε., 151 περισυλλογ 157 περιφρνηση 78 κ.ε. Πτρος Απστολος 52, 162 Πηδλιο 278 Πηδαλου καννων εφαρμογ 277, 278 πστη 47, 120, 188 – στον εαυτ 236 πστεως ρνηση 181 κ.ε., 194, 228 – ορθοδξου ομολογα 239 πιστς 191 πλανεμνος 220, 221, 222–223, 227–240 – και εκμετλλευση κσμου 222 κ.ε., 225 – και εξομολγηση 225 – και μετνοια 225 κ.ε. πλανεμνου απτη 222 – αποκλυψη 224 – διρθωση 225–226 – κρυγμα 225 – λγια 219 κ.ε. – οπαδς 225, 226 – τχνη 223, 224 – χαρακτηριστικ 219–220 – χαρσματα 223–225 πλνη 41 κ.ε., 73, 96, 129, 150, 167, 209– 226, 232, 246 κ.ε., 249 – και σκηση 209–210, 220 κ.ε. – και τρλλα 220–221 – και υπερηφνεια 213, 219, 230 – και φαντασα 211 πλνης ατια 41–42, 209 – αποκλυψη 225 – προδιθεση 209 πληροφορα εσωτερικ 135

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– και παραστρτημα 128 κ.ε., 133, 269 – και πειθαρχα 88 κ.ε. – και περιβλλον 101 – και Πνευματικς 130 – και σεβασμς βλ. σεβασμς – και στοργ 87, 97 – και στοργ μητρας 79 – και υπερηφνεια γονων βλ. γο- νες και υπερηφνεια – και φρνημα σαρκικ 63 – καθυστερημνα βλ. καθυστερημ- να παιδι – καλομαθημνα 74 παιδι μικρ 119–121, 129, 133 – και ευλβεια 92 – και φβος Θεο 92 παιδι ορφαν 71, 125–128 – και προνμια 126 – και συστολ 128 – και φιλτιμο 128 παιδι παραστρατημνα 85, 86, 99 – και βοθεια 105–107 παιδι υιοθετημνα 73 παιδιν αγπη προς γονες 133–144 παιδιν αγπη προς γονες (μετ τον γμο) 135–137 παιδιν αγπη προς τον πατρα 80 – αγιασμς 89, 93 – αθωτητα 160 – αναγννηση πνευματικ 72, 73, 93–94, 174 – αντδραση 95, 98, 107, 111, 113 – ανυπακο 95, 114 – εμπιστοσνη προς γονες 134 – παινος 107–109 – επηρεασμς απ το περιβλλον 101–102, 103 – επικοινωνα με γονες 130 – ευαισθησα 96 – ευγνωμοσνη προς γονες 129, 134, 135, 136, 162 – μρφωση 114 κ.ε. – προσευχ 155 κ.ε., 160 κ.ε. – προστασα θεα 93 – σχσεις με γονες ηλικιωμνους 140 – ταλαιπωρα 98–101 – υπακο προς γονες 129, 134, 159 παιχνδι βλ. παιδι και παιχνδι παλληκαρι 220 Παναγα 61, 62, 194 Παναγας σλληψη 61 κ.ε. παππος 140 κ.ε. Παρδεισος 149, 209, 211, 266, 274, 279, 281, 282, 284, 285 παρακολοθηση εαυτο 249 παραμνα 87 παρατρηση 133 παρα βλ. συναναστροφ παρεξγηση 161, 163 παρηγορι 206, 211 – αληθιν 198, 269 – θεα 25, 46, 191, 219, 221, 239, 280 – πενθοντων βλ. πενθοντων πα- ρηγορι παρθενα 67 Παρουσα Δευτρα 273 παρρησα 135 πατρας 43, 80, 95, 129, 134 – και παιδιν αρρστια 84 – νεκρς 125 πατρα αγπη 80 πεθερ 136, 137, 142 πεθερικ 135 περα 207 πειρασμς 132, 163–164, 197, 201 – και θλημα Θεο 201 – κατ παραχρηση Θεο 200–203 πεσμα 70, 241 πενθοντων παρηγορι 267–271 – ποιμαντικ βλ. ποιμαντικ πεν- θοντων περιουσα 114–116 περισπασμς 28, 154 πστη 70, 131, 174, 269 πιστς βλ. νθρωπος πιστς πλνη 267 πληρτητα μλλουσα 285 πλοτος 176 Πνεμα γιο 179

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

1000 Требн., ркп. собр. Погод. л. 387 об.–388. (В поучении – «Поченпе стых цъ, како жити кр с тпяном»). 1001 В Измарагде, слово, припис. И. Златоусту, «к попом и простым людем» (См. соч. В. А. Яковлева. Опыте исследования Измарагда. Одесса 1873, стр. 133). 1003 Митр. Петр. Послание пред наступлением в. поста. См. ст. «Правила св. Петра митрополита» – в Правосл. Соб. 1865 г. т. I, стр. 193. Ср. Обзор, русск. дух. литер. преосв. Филарета архп. Черниговского, I, стр. 67). 1004 Служ. с требн., ркп. Соф. библ. л. 164–167 («[#Почение с-ты х ап с #][#ль... #][#како жити дете м д-ховны м в великий пост#]»). См. прилож. в т. I, отд. VI. 1005 Постановления Московск. соб. 1666/7 г. по изд. «Материалы для истор. раск. т. II, М. 1876. стр. 132–133; ср. Правосл. Соб. (ст. Гренкова А. И. Определ. Москов. собора 1666/7 г.) 1863 г., т. III, стр. 353. 1006 Зерцало богосл , ркп. XVII в., собр. кн. Вяземского (8°), л. 121–об. Эта выписка в настоящем случае сопровождается другою, которая гласит: «[#Иже кто в мире живет, а ца духовного не имеет оу себе, той несть человвк хр с тпянин. и паки, горе ч-лк в мире живщем, п же оумрет, а ца д-ховного не имеет, лучше бы ем не родитися#]». 1007 Адриан патр. Послание ко всем. См. Сборн., ркп. XVIII в., Соф. библ. (л. 239–257), л. 255–об. Предписание это одновременно было повторено Афанасием, архп. Холмогорским, в одном из его окружных посланий, – почти буквально, но только в несколько распространенном изложении, именно так: «[#Вся обще молю, братпе и чада: врачйте болезнющие дши вашя частым исповеданием грехов своих, ко цем д-ховным, во вся четыре посты ставленные всех ап с л и с-ты х ц, и с-щайтеся преч с тых таин причащением во ставление грехов ваши х , по рассмотренпю д-ховны х #][#цев #][#со всеми домочадцы, не брегий бо сем, аще мрет, не чистя совесть свою покаянпем, и сптника прч с тых таин причащенпя лишився, таковый недостоин есть погребения хр с тпанского#]». (Окружное послание Афанасия Холмогорского г. к всем правосл. христианином своей паствы о хранении заповедей христовых, гл. 11-я (См. в Собр. ркпп. князя Вяземского, (4°).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Самое житие начинается с л. 121 об.: (@Сего б блженнаго еимїа рдителїе великаго нова града@). См. оное в Макариевской Четь-минее за Март 992, л. 336. Но против сей Минеи в настоящем списке к концу жития л. 146 об. прибавлено следующее известие о составителе его. (@Бгвенїемъ. и повелнїемъ. гдна пресщеннаго. ахеппа велик нова града, їоны, и совто игмена савы, бители престы бца. аркажа манастыр@) (поэтому его имя и поставлено в заглавии жития), (@и@) (трудами) (@гдна пахомї сербьски земли пришеша, мжа блгочтива проходща иноческо житїе со вскимъ пасенїемъ дбры и ю ности съвершена въ бжественномъ писанїи і в вск наказанїи книжн. и в илосск истинн ченїи. єже знаменае по степене грамотикїю. и прочїи илосоїи. ко превзыти єм мдрстїю и разм. вс книгчїи, сего же пахомїа написано бы житїа великаго ста и чютвоца велики мала, глю, емїа с велики свдтествомъ, єлика ем повдаша. а не все житїе стго прн. сїи б пахомїе влетца в нашеи земли, многи житїа. сты написавъ. и славослвїемъ краси памти и, диствомъ стго дха, по чин др. сотвривъ. памти достоина преда в цркви бжїи. а симъ изыскавши житїа стго. вчна имъ пам@). Житие это вписано после, скорописным почерком, по-видимому тем же 602 , т.е. архиепископа Ионы, коим сделана вышепоказанная помета на предпоследнем 239 листе. В оглавлении этого жития не значится. Л. 148. (@Мца. Марта. в. зі. днь преставленї, прпбнаго ца ншго макарїа. игмена колзиньского@). Служба одна с помещённою в 317, на л. 259. Л. 168. – ч. 31. (@Преставленїе и въ сты ца наше. іоны митрополита всеа рсїи@). – Службу см. там же, на л. 267. Но 4-й тропарь 1-й песни так же испорчен, как в 677, л. 453. За сею службою л. 180 об. следует другой (@кано стм ин@) митрополиту. Нач. (@С вышними ликы ко стль. ко бжїи слга престоа@). Кан. тот же самый, что в печ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

– με ακρτητες 79 – με δικριση 74–76 συμφρον βλ. ιδιοτλεια συμφορν ατια 139 συναναστροφ 125–128 – καλ 119–123 – με ευλαβες 133 συναναστροφς επδραση 127 Συναξρι 101, 134, 227, 262, 350 συνδρια 302 συνειδσεως λεγχος 172, 197 συνεννοσεως λλειψη 17, 82, 86 συνεργασα 121, 126 σνεση 24, 67, 71–76, 93, 297 συνθειας κακς αποκοπ 92, 116 – δικαιολογα 116 συντριβ 293 σστημα Αντιχρστου 181, 187, 188 – οικονομικ 181 συστολ 131, 136, 326–328 σφλμα βλ. αμαρτα σφλματος αναγνριση 352 σφργισμα 176, 179–183, 185–190, 192 Σφργισμα γιο 189, 190 – Αρνου 268 σφραγσματος συνπειες 181 Σχμα Μγα – Αγγελικ 328 σωτηρα 258, 291, 294 – ψυχς 93, 107–108, 126 Ταγκαλκι 62, 63 βλ. και διβολος ταπενωση 61, 76, 79, 81, 152, 234– 237, 287–289, 290, 298, 307, 327, 350, 352 ταυττητα να 183–185, 189 τεκνογονα 248 τμενος Ομρ 177 τεχνολογα 154 τηλεραση βλ. μσα ενημερσεως τιμς απδοση 157 τοποθτηση πνευματικ 347 Τορκοι 222 Τρες Παδες 352 τσιγγουνι βλ. φιλαργυρα βρεως αντιμετπιση 44, 55 υγεα 272 – πνευματικ 93, 314 υγεας πνευματικς απκτηση 239 υιοθεσα θεα 59, 123 υις απωλεας 175 υλισμς 280 υπακο 211, 336 – στο θεο θλημα 184 υπερηφνεια 73, 75, 108, 168, 235, 288, 293, 348, 349 βλ. και εγωισμς υπομον 19, 50, 129 υπομονς λλειψη 284 υποταγ βλ. υπακο Φακλωμα 185 φανατισμς 178 Φαρασιτες 56, 143 φαρισακ πνεμα 166 φθνος 67 φιλανθρωπα 306, 319 βλ. και ελε– ημοσνη φιλαργυρα 160–163 φιλαργυρας συνπειες 171 φιλαρσκεια 349 φιλαρχα 222 φιλαυτα 32–34, 81, 153, 154, 194, 195, 196, 202, 203, 207, 210, 211, 230, 313, 314 φιλα 202 φιλοξενα 162 βλ. και μοναχο φι– λοξενα φιλτιμο 29, 34, 38, 40, 94, 111, 202, 207, 258, 273, 282, 291 φιλοχρηματα 258 κ.ε. Φινες 51 φλυαρα 126 φβος 175, 177, 191, 192, 213, 216– 218, 220, 240, 333 – Θεο 80, 87, 131, 133, 226 φβου ατια 216 κ.ε. – αντιμετπιση 218 – απομκρυνση 218 φορολογα 180 φρνημα κοσμικ βλ. πνεμα κο– σμικ – ταπειν 289 φτχεια 154 φυγοπονα 35, 203, 232 φυλακισμνος 299 φυτικ βασλειο 267

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

επμβαση Θεο 17, 19, 20, 74, 184, 275, 285 κ.ε., 297, 304, 316, 334, 350 – Χριστο 187, 280, 315 επρεια δαιμονικ βλ. δαιμονικ επ– δραση επγνωση βλ. αμαρτας συνασθηση επδραση 125, 130 επικοινωνα αμαρτωλ 124 – κοσμικ 324 – με τον Θε 305, 318, 320 – πνευματικ 124, 151 επιπολαιτητα 73, 128, 130 επιτμιο 351 εργασα 30, 120, 121, 195, 254, 301 κ.ε. – πνευματικ 61, 71–72, 84, 92–93, 94, 110, 240, 268, 275, 290, 313, 316, 325, 332, 335, 341 ργο 287 εργχειρο 136 – και προσευχ 246 ρις 82, 127 ριδος ατια 86 ρως θεος 60, 105, 134, 238, 241 ετεροδξων συμπροσευχ 355 ετοιμασα πνευματικ 179, 207, 239, 332, 333, 344, 345, 346 ετοιμτητα 215, 224–226, 231–232 Ευαγγελου βωση 322 – κρυξη 188, 322 – μελτη 97, 264 ευαισθησα 111, 171, 197 – πνευματικ 131, 140 ευαρστηση Θεο 80–82, 97, 108 – πλησον 82 ευγνεια κοσμικ 128 ευγνωμοσνη 150, 151, 240, 250, 257, 258–260, 307 ευγνωμοσνης κφραση 150 ευεργεσα Θεο 151, 253, 257–258 Ευεργετινς 101 ευθνη 20, 25, 31, 34–38 ευθτητα 78 ευλβεια 79, 103, 106, 111, 131–136, 141–144, 227, 351 – εξωτερικ 136–137 ευλβειας απκτηση 134 – μετδοση 133 ευλαβος συμπεριφορ 131, 133, 137, 143 ευλογα Θεο 47, 149, 161, 163, 195, 202, 249–253, 260, 354 Ευρπη 185 ευσβεια 132 ευφροσνη 160 Ευχλαιο 138 ευχ καρδιακ 303 βλ. και προσευχ – με κομποσχονι 306 εφησυχασμς 45–47, 191 εχεμθεια 207 κ.ε. εχθρς Εκκλησας 23, 43, 68, 350 Ζλεια 343 ζλειας αντιμετπιση 127 ζλος 209 – μωρς 35, 64, 78–79, 100 ζω αγγελικ 272 – κοσμικ 92, 294 – μλλουσα 292, 344 – μοναχικ βλ. Μοναχισμς – μυστηριακ 351 – ορθδοξη-σωστ 47, 48–50 – πνευματικ 17, 63, 81, 119, 122, 123, 142, 191, 196, 211, 215, 226, 227, 245, 267, 286, 289, 291 κ.ε., 333, 345 – χριστιανικ 50 ζωικ βασλειο 267 κ.ε. Ηρεμα 46 ηρωισμς 35, 205, 208, 211, 214 Θνατος 206, 208, 218–219, 227, 229– 232, 292, 294, 346 – αιφνδιος 207 – αμαρτωλν 50 θαντου αντιμετπιση 229, 232 – μνμη 45 κ.ε., 217, 218, 344 – φβος 240 θρρος 219–221, 227 θαμα 195, 264 κ.ε., 275 κ.ε., 303 κ.ε.,

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Скачать epub pdf СМЕРТЬ Смерть – избавление от дурной бесконечности греховной жизни падшего человека Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным. Феофил Антиохийский ( 113, 239 ). После своего падения первый человек жил еще многие сотни лет. Но не солгал Бог, когда сказал: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), ибо потому, что человек отпал от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная. Святитель Григорий Нисский ( 113, 240 ). За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева ( 113, 239 ). Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли. В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 240 ). Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 629 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010