Константина I Великого , когда в Аполлонию был поставлен первый епископ. В это же время появились первые храмы и на самом А. Не исключено, что наряду с храмами здесь в IV в. возникли и первые мон-ри. О посещении афонских обителей в нач. V в. преподобными Варнавой и Софронием рассказывает греч. Житие св. Варнавы, Софрония и Христофора (пам. греч. 17 авг.) из «Нового Лимонария» (Афонский патерик. М., 1897. С. VI). В VII в. все древние города на полуострове пришли в упадок и прекратили свое существование. Между 670 и 675 гг. А., как и мн. др. местности сев. побережья Эгейского м., был опустошен арабами, осаждавшими К-поль. Постоянная угроза морских набегов араб. пиратов, укрепившихся на о-ве Крит, сохранялась до сер. X в. К кон. VIII - нач. IX в. на А. практически не осталось поселений, единственными его обитателями были пастухи, кочевавшие со своими стадами. Предания о начале афонских мон-рей О древнейшей истории христ. А. повествуют устные афонские предания, дошедшие до наст. времени в поздней книжной традиции XVII-XVIII вв. Подробный разбор этих преданий с публикацией оригинальных текстов по различным источникам, в т. ч. слав. «Сказанию о святой горе Афонской» Стефана Святогорца (XVI в.), а также по сообщениям П. Рико (Амстердам, 1698), Иоанна Комнина (Бухарест, 1701), И. Гейнекция (Лейпциг, 1711), В. Г. Григоровича-Барского (1744), составил еп. Порфирий (Успенский) во 2-й ч. своей «Истории Афона». Мон-рь Каракал Мон-рь Каракал Согласно сказанию, сохранившемуся у Стефана Святогорца и ставшему известным на Руси с 1-й четв. XVI в. (изд. в сб. «Рай мысленный», 1659), вскоре после Вознесения Спасителя А. удостоила посещением Пресв. Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу в т. н. Климентовой пристани. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив афонцам о Христе, Богородица «возрадовасе духом, рече: Се в жребий мне бысть Сына и Бога моего» и, благословив народ, произнесла: «Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земли, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну моему о месте сем и о пребывающих в нем» ( Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. 2. С. 129-131). Древнейшая редакция Жития прп. Петра Николая Синаита (кон. X-XI в.) не содержит этого сказания, но сообщает о явлении Богородицы прп. Петру. Повелев ему идти на А., Она предвозвестила: «Придет время, когда Афон наполнится монахами от края до края».

http://pravenc.ru/text/77102.html

1739 г.- «Сказание о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», хранившееся в Ущельской ц. как отдельная записка ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 79-80). Введение ко 2-й редакции Жития, в к-ром отсутствие биографических сведений о преподобномученике объясняется Божественным произволением, носит риторический характер и восходит к «Слову о явлении мощей прав. Иакова Боровичского» в сб. «Рай мысленный», опубликованном в Валдайском Свято-Озерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре в 1659 г. Во 2-й редакции Жития содержится краткое описание 51 чуда (в последнем сообщается об исцелении мезенского титулярного советника А. Фёдорова в 1822); в некоторых случаях датировки чудес незначительно отличаются от дат в 1-й редакции Жития. Автором 2-й редакции мог быть свящ. Никита Петров, в 1858 г. составивший описание Ущельского прихода (его ркп. в числе источников сведений о приходе упомянута в изд. «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (1895)). Список Жития И. (по-видимому, 2-й редакции) видел в 1865 г., во время путешествия по Северу, писатель С. В. Максимов , пересказавший текст в кн. «Год на Севере» ( Максимов. 1984. С. 486-487). С Житием И. ознакомился сщмч. Никодим (Кононов) , когда в 1892-1896 гг. работал с документами, хранившимися в Ущельской ц. ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 151-165). Е. А. Рыжова Биография Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей) Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей) Отца И. звали Патрикий. И. Ф. Токмаков писал, что в Московском архиве Мин-ва юстиции хранилась родословная Мазовских. Ранее 1608 г. святой принял монашеский постриг. Согласно ставленнической грамоте И. от 1 нояб. 1608 г., Новгородский митрополит Исидор «инока Иова Патракиева сына Мозовского» поставил «в чтецы, потом в иподиаконы и наконец хиротониса его» к Преображенскому собору Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря ( Рыжова.

http://pravenc.ru/text/578160.html

3 авг. 1659 г. сб. «Рай мысленный» был дополнен еще одним произведением, посвященным И.,- Словом о явлении мощей святого («Слово о явлении честных и многоцелебных мощей святаго и праведнаго Иакова, Боровицкаго чудотворца, и о чудесех его»; нач.: «Прежде век непостижимым мановением Божиим») (Л. 1-30 2-го счета). К печатному оригиналу Слова о явлении мощей И. восходят более поздние списки из б-к Троице-Сергиева (РНБ. Мих. Q. 515, кон. XVII - нач. XVIII в.) и Соловецкого в честь Преображения Господня (РНБ. Солов. 990/1099, XVIII в.) мон-рей. В Слове о явлении мощей, написанном в жанре торжественного красноречия, есть текстуальные совпадения со службой И. Нек-рые исследователи приписывают Слово о явлении мощей И. патриарху Никону по аналогии со Словом о перенесении мощей святого ( Белоненко В. С. «Рай мысленный» и создание Иверского Валдайского монастыря//Рай мысленный. 1999. С. 20; Севастьянова. 2003. С. 185). Более традиц. и надежной является атрибуция памятника иером. Епифанию (Славинецкому) , ближайшему сподвижнику патриарха Никона ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 425-426; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 235; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 236). В лит-ре иногда отождествляются 2 произведения, приуроченные к памяти И. 23 окт.: «Повесть словеси...» о явлении мощей И. (нач.: «Зачало премудрости - страх Господень») и Слово о явлении мощей святого (нач.: «Прежде век непостижимым мановением Божиим»). Епифанию (Славинецкому) следует атрибутировать 2-й текст. В перечне трудов Епифания, составленном его учеником чудовским мон. Евфимием , значится «Слово похвальное Иакову Боровицкому» с нач. «Прежде век непостижимым…» («Каталог на словеса» Епифания (Славинецкого) чудовского инока Евфимия/Опубл.: В. Ундольский//ЧОИДР. 1846. Кн. 4. С. 69). В произведении встречается специфический для художественной системы Епифания (Славинецкого) образ «мира лестного» ( Елеонская. 1990. С. 71). Сокращенный текст Слова о явлении мощей И. был внесен в 3-е издание Пролога (М., 1659-1660), в том на сент.-нояб., под 23 окт. (Л. 602-609), в подготовке к-рого активное участие принимал Евфимий Чудовский. Известны также рукописные варианты проложного текста (напр., РНБ. ОЛДП. Q. 455, XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/200241.html

Иверская икона Божией Матери. 1676–1677 гг. Иконописцы Георгий Зиновьев, Сергей Рожков (ГММК) Иверская икона Божией Матери. 1676–1677 гг. Иконописцы Георгий Зиновьев, Сергей Рожков (ГММК) Согласно печатному варианту «Рая мысленного», И. и. была ранена имп. воинами-иконоборцами; это же предание слышал архиеп. Кутаисский Тимофей (Габашвили), посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. В. Г. Григорович-Барский в 1744 г. сообщал о ранении иконы «древле» неким варваром, позднее раскаявшимся и ставшим иноком-отшельником с именем Варвар ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 138-139). Это Сказание об И. и. было включено в качестве гл. 22 в 3-ю часть (посвященную чудесам Пресв. Богородицы) сб. иером. Агапия Ланд(ос)а «Спасение грешников» (Αμαρτολν σωτηρα), изданного в 1641 г. в Венеции. В 1685-1686 гг. книга Агапия была переведена на Афоне на слав. язык укр. иером. Самуилом (Бакачичем) . Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. списках кон. XVII-XIX в. (их перечень см.: Aranuje Ландос 2000. С. 239-253; старшие из них содержатся в рукописях РНБ. Погод. 1105, 1685-1686 гг.; Белград. НБС. Рс. 57, 1687 г.; Vindob. slav. 63, после 1687 г., и др.). Начиная с 1808 г. перевод Самуила (Бакачича), в разной степени отредактированный, неоднократно издавался для душеспасительного чтения в южнослав. землях ( Aranuje Ландос 2000. С. 253-255). Хотя сборник Агапия был переведен в кон. XVII в. и в Москве ( Евфимием Чудовским ), в России и на Украине он не получил столь широкого распространения, как у юж. славян (см.: Соболевский. 1903. С. 336-338; Фетисов. 1928-1929). Известна книга и в румын. лит-ре ( Чебан С. Н. Румынские легенды о Богородице. М., 1912). В 1658-1659 гг. в Валдайском Иверском мон-ре под заглавием «Рай мысленный» был издан уже известный в южнослав. (во всяком случае в афонской) традиции текст (см., напр., Ath. Chil. slav. 488, 1-я треть - 2-я четв. XVII в. Л. 1-33), а не новый перевод с греческого, как иногда утверждается в исследовательской лит-ре, дополненный Сказанием о Валдайском Иверском мон-ре и о принесении списка И. и. в Россию. Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. славян (прежде всего на Афоне), где представлено рядом списков XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Николаевский 1880 – Николаевский П. Учреждение патриаршества в России//ХЧ. СПб., 1880. Ч. 1: С. 135–143. Николаевский 1882 – Николаевский П. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII столетия//ХЧ. СПб., 1882. Кн. 1 1–6). С. 245–267, 732–775. Николаевский 1885 – Николаевский П. Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа//ХЧ. СПб., 1885. Кн. 1 1). С. 284–335. Николаевский 1885а – Николаевский П. Ф Видение патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1660 г.//ХЧ. СПб., 1885. Кн. 2 9–10). С. 504–505. Николаевский 1886 – Николаевский Павел . Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на Московском соборе 1666 года. СПб., 1886. Николаевский 1888 – Николаевский П. Ф Патриаршая область и русские епархии в XVII веке СПб., 1888. Николаевский 1890 – Николаевский П. Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне //ХЧ. СПб., 1890. Кн. 1 1–2). С. 114–141. Николаевский 1890 – Николаевский П. Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне //ХЧ. СПб., 1890. Кн. 1 1–2). С. 114–141. Никольский 1994 – Константин Никольский . Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. М., 1994. Никон 1656 – Никон, патриарх. Грамота о Крестном монастыре. М., 1656. Никон 1858–1859 – «Рай мысленный, в нем же различныя цветы...». Иверский монастырь. 1658–1659. Никон 1982 – Patriarch Nikon on Church and State: Nikon’s «Refutation» [«Возражение или разорение смиреннаго Никона, Божнею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу и на ответы Паисиовы», 1664 г.]/Edited, with introduction and notes by Valerie A. Tumins and George Vernadsky, Berlin; New York; Amsterdam, 1982. C. 80–673. Новгородский сборникСборник Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1919. Вып. 8. Новиков 2006 – Новиков Н.И. Надписи на изразцах в Воскресенском соборе в Новом Иерусалиме//Вопросы эпиграфики. М., 2006. Вып. 1. С. 222–237. Новохатко 2003 – Новохатко О.В. Записные разрядные книги XVII века о жизни государева двора: царские и патриаршие «столы»//Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). Сб. ст. М., 2003. С. 52–63.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Впосл. под рук. И. были созданы оршанский (Кутеинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (1631), Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской (впосл. жен.) монастырь (1633), мстиславский Тупичевский Свято-Духовский мужской (впоследствии женский) монастырь (июнь 1641), Борколабовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (июнь 1641). Для последней обители И. избрал настоятельницу - игум. Фотинию (Киркоровну) из сестер Кутеинского Успенского мон-ря, откуда в Борколабово перешла часть насельниц. Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. И. имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель мон-рей Оршанского повета» ( Жудро. 1906. С. 7). В 1652 г. по требованию И. Буйничский мон-рь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впосл. из-за этих владений между обителями до 1759 велась ожесточенная борьба с взаимными вооруженными нападениями). И. имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском мон-ре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться И. и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго» (цит. по: Пятницкий. 1907. С. 4). И., по-видимому, участвовал в устроении могилёвского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1637), в постройке в Могилёве братской Богоявленской ц., в создании др. храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии И. мон-рях был введен общежительный устав свт. Василия Великого. Заслуги И. в деле возрождения западнорус. монашества отмечены в ряде рус. сочинений 2-й пол. XVII в., связанных с патриархом Никоном , к-рый высоко ценил белорус. церковного деятеля. Апология И. содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что И. «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сб. «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский мон-рь, 1659), в разд. «Слово благополезное о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги И. в утверждении устава свт. Василия Великого, подчеркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве» (цит. по: ИРИ. Т. 4. С. 884-885).

http://pravenc.ru/text/578242.html

2005. С. 85. Кат. 48. Ил. 48. 1), под 23-м числом вместе с ап. Иаковом, братом Господним, изображен длиннобородый преподобный, названный в надписи Иаковом Новгородским. Очевидно, И. принимали за Костромского святого прп. Иакова Железноборовского, к-рый подвизался в месте со сходным названием (иногда именовался Яковом Боровским; см., напр.: Писцовые книги Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. (выдержки)//Костромская икона XIII-XIX вв./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 648). Подтверждением этой гипотезы являются особенности иконографии прп. Иакова Железноборовского, сложившейся к 1-й пол. XVII в., а также подлинник XVIII в., принадлежавший С. Т. Большакову, где описание внешности Костромского преподобного ошибочно помещено под 23 окт., т. е. в день памяти ап. Иакова и И. Изображение на минейной иконе не является уникальным: как преподобный с длинной бородой И. (с соответствующим наименованием) представлен среди других Новгородских святых на обороте поклонного креста 1687 г. (АМИИ, см.: Северные письма: Собр. АМИИ: Кат./Авт.-сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 84. Кат. 143). Новый этап развития иконографии И. приходится на эпоху патриарха Никона, по инициативе к-рого в 1657 г. мощи святого были перенесены в основанный незадолго до этого валдайский Иверский мон-рь и положены в серебряную раку (очевидно, на ее крышке, согласно традиции, находился образ святого; в описи Иверского мон-ря 1764 г. отмечено, что на крышке «написан образ чудотворца Иакова на полотне» - Никон. Труды. 2004. С. 573). В 1658-1659 гг. в типографии обители был издан сб. «Рай мысленный», к к-рому присоединено «Слово об обретении мощей Иакова», включающее гравюру с изображением святого и подписью мастера Паисия, очевидно принадлежавшего к числу переселенных на Валдай монахов Кутеинского мон-ря в Белоруссии ( Сидоров. 1951. С. 205-206. Ил. 78). Святой (обнаженный, в препоясании) представлен на фоне пейзажа в молении Богоматери с Младенцем, от уст исходит молитва: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего» (Лк 1.

http://pravenc.ru/text/200241.html

251–252); Оболенский 1860, 4–9 (издание письма епископа Полоцкого Каллиста); Материалы 1, 184–185 (изданы выдержки из письма Ионы Сысоевича, которые приводит в своей челобитной царю Иван Неронов), Верещагин 1909, 28–29, 38; Малышев 1985, 295–296; Буланин 1993, 97; Полознев 1993, 65–80 (издание всех архиерейских писем); Полознев 2000, 50–31. 467 Старообрядческое «антижитие» патриарха Никона передаёт примечательный разговор разгневанного царя с заступавшейся за Никона царевной Татьяною: «Татияна же Михайловна, призва к себе брата царя, просит на Никона не гневатися. Рече царь: „Как же, сестрица, на него не гневатися, сделал он такое великое смущение, самосудом без моего совету, меня считает не во что, всему нашему царскому дому сделал он позор“. Рече царевна: „Да как же, братец, коли дядюшка Семён делает над святейшим такую издёвку, ставит его на одну доску со своей собакой“. Рече царь: „Сестрица моя Татияна Михайловна, нашего своевольнаго богомольца не один Стрешнев тако именует. Протопоп Аввакум в своих ко мне челобитных именует его псом, и волком, и зверем за пременение наших отеческих древних книг и уставов“. Рече царевна: „Неужели и ты, братец, сумневаешися в добрых намерениях нашего святейшаго?“ Рече царь: „Скажу тебе, сестрица правду; не токмо сумневаюся, но и зело сам себя осуждаю. Не следовало бы мне давать Никону такого своеволия на истребление всех древних уставов и на введение новых... Едак он и меня, и весь мой дом скоро прокленет... Тогда ему излишне будет существование и дома Романовых...“ – цит. по изд.: Бубнов 2002, 227; ср.: Бубнов 2006, 390. 473 Рай мысленный 1658–1659, 49–73. В дальнейшем ссылки на это издание в тексте в круглых скобках. 475 Художественная специфика и жанровая структура средневековых латинских видений рассмотрена в следующих работах: Гуревич 1977, 4–26; Ярхо 1989, 21–43; Никола 1983, 8–9; древнерусских видений – в следующих работах: Прокофьев 1949; Прокофьев 1964, 35–56; Прокофьев 1967, 36–53; Ромодановская 2002, 292–313. В отечественном литературоведении теоретические вопросы, связанные с важным для средневековой литературы жанром видения, всё ещё остаются недостаточно разработанными, несмотря на то, что учёные сегодня подробно рассматривают как отдельные сочинения, включающие в свой состав видения, так и частные видения, имеющие самостоятельное бытование в рукописной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

12 Орган английских адептов животного магнетизма («месмеризма»). О нем и о «френо-месмеризме» с 8 гл. I книги. Прим. перев. 15 Кроме упомянутых уже авторов см. Bertrand, Du Magnétisme Animal, p. 336 etc. и Bibliothèque du Magnétisme Animal, tom IV, pp. 83–85. 17 Traité du Somnambulisme, pp. 307–308. Бертран не говорит, откуда заимствована им эта выдержка. Показание Илии Мариона напечатано в «Le théâtre sacré», но этой речи я там найти не мог. 18 Из Histoire d " un voyage littéraire fait en 1733; приведено в Bibliothèque du Magnétisme Animal, vol. V (1818), pp. 210–211. См. также Bertrand, op. cit. 19 of facmз characterizing the Supernatural Manifestations in members of Mr. Irving’s Congregation by Robert Baxter. London, 1833, рр. 147–148. 20 Выражение «сверхнормальный» употребляется г. Подмором в смысле обычного «сверхъестественный». 21 Ор. cim. pp. 19, 18, 70, 72, 135 etc. Ни в одном из этих случаев обстоятельства не изложены достаточно подробно для того, чтобы мы могли согласиться с мнением Бэкстера. 22 См. в особенности кн. II, гл. IV и кн. IV, гл. VI (случай г. Ле Берона). Экстазы первых квакеров – «припадки колдовства», по выражению врага их Мегглетона – были, несомненно, того же рода. 24 A true and faithful Relation of what passed for many years between dr. John Dee... and some Spirits out of the original copy written with dr. Deés own hand... edited by Meric Causabon, d. d. London 1659. 27 См. замечания Гернея в Phantasms of the Living, т. I, стр. 118: «В умах необразованных людей существует особенность, лишь в виде исключения встречающаяся у образованных, взрослых лиц: склонность смешивать чисто мысленные образы с действительными фактами. Эта склонность естественно связывается с любою группою образов, занимающих видное место в верованиях времени; и иногда несомненно придает простым живым идеям характер воспоминаний bona fide. Воображение, не могущее вызвать даже у лиц слабоумных убеждения, что они видят то, чего нет, вполне может убедить их что они это видели; а это – конечно все, что предполагается их свидетельством». См. также в «Заметке о колдовстве» Гернея, ibidem, стр. 172–185, пространный разбор доказательств в пользу мнимых чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

Диакон Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Премудрость. Священник гласно По дару Христа Твоего, с которым благословен Ты, с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Хор Аминь 1656 . Ныне силы небесные с нами невидимо служат; ибо вот входит царь славы; вот жертва тайная совершенная дориносится. С верой и любовью приступим, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуия 1657 . И бывает вход со Святыми (Тайнами) 1658 . После же входа со Святыми Тайнами: Диакон Исполним вечернюю молитву нашу Господу. О предложенных и преждеосвященных досточтимых Дарах Господу помолимся. Чтобы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и вышенебесный и мысленный Свой жертвенник как приятное благоухание духовное, вместо того ниспослал нам божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся 1659 . Чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева 1660 и нужды, Господу помолимся. Молитва по поставлении Святых Даров, которую священник говорит тайно: Боже неизреченных и невидимых тайн, у Которого сокрыты сокровища премудрости и ведения, Открывший нам совершение этого служения и поставивший нас, грешных, по великому человеколюбию Твоему, приносить Тебе дары и жертвы за наши 1661 грехи и за (грехи) неведения народа, сам, невидимый Царь, Творящий великие и неисследимые, славные и чудные (дела), которым нет числа, призри на нас, недостойных рабов Твоих, предстоящих перед этим святым жертвенником как Херувимским престолом Твоим, на котором Единородный Сын Твой и Бог наш покоится в ( δι) предлежащих страшных Тайнах; и, избавив нас и верный народ Твой от всякой нечистоты, освяти души и тела всех нас неотъемлемым освящением, чтобы с чистой совестью, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем, причастившись этих божественных святынь и от них получив оживотворение, нам соединиться с самим Христом Твоим, ис­тинным Богом нашим, сказавшим: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6, 56 ), чтобы при вселившемся и ходящем в нас Слове Твоем, Господи, нам быть храмом пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавившись от всяких диавольских козней, совершаемых делом или словом или помышлением, и получить обетованные нам блага со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010