Неожиданность Скачать epub pdf (этюд: зарисовка с натуры) «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Петр. 3:15 ) Некий инок, путешествуя, проезжал по родным местам, навещая присных своих по плоти, которых он не видел уже много лет. На все с детства ему знакомое он смотрел сейчас другими глазами и видел то, что только может открыться чувствам обученным долгим подвигом к различению доброго и лукавого. Везде замечал он следы тленности и разрушения. Дом, где провел он безмятежное детство, обветшал, забор покосился, двор опустел, некогда цветущий сад зарос сорною травой. Люди, проживавшие здесь, уже были не в состоянии созидать что-либо новое из-за обременявших их старческих немощей. Они сами сообразно окружавшей их тленности были подобны обветшавшему дому, покосившемуся забору, опустевшему двору и, что ужаснее всего – заросшему сорной травой саду. Невéдение Бога и не ведéние духовной жизни привело душу их к обнищанию добродетелями и рабству страстям. Омраченный грехами ум их – этот кормчий сердца, так до сих пор и не видел какое великое запустение царит в его сердечном дворе и какими терниями зарос вверенный ему мысленный сад. С того времени как пал Адам опустели души человеческие от благодати Святаго Духа и стали ветшать, будучи по естеству существами несамобытными, смертными. Как тело без души не может долго сохранять прежний свой состав и вид, так и душа человеческая без Духа Божия теряет способность сохранять в прежнем виде и составе свои помыслы и чувства. В такой душе во всей силе осуществляется действие слов Господних, сказанных после грехопадения человеку: Терния и волчцы возрастит тебе земля естества твоего, страсти и помыслы греховные будут непрестанно возрастать на почве испорченного сердца твоего и в поте лица твоего будешь добывать хлеб добродетелей своих ( Быт. 3:18–19 ). Но труд по искоренению беспрестанно произрастающих плевел греха и взращиванию нежных произрастений добродетелей горек и тяжел. И далеко не всякий берется за рало, а если и берется, то постоянно оглядывается назад, обольщаемый прелестями мира сего. К тому же мысленное око души, отвернувшись от Бога – источника света и познания, лишилось свойственного ему разумения и не познает бедственности положения своего. Мало того, оно с гневом отвергает указывающего ему на это Слова Божия, сомневаясь не только в истинности Слова, но даже в бытии Произнесшего это Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Скачать epub pdf МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ Во Христе «все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2,3 ) Под мудростью разумею созерцание Сущего ( 8, 338 ). Мудрость есть знание вещей Божественных... и человеческих, также и их причины ( 7, 168 ). Кто имеет небесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы творения и смог, по крайней мере отчасти, постичь благодать Божиего Промысла, тот велик... В таковых вселяется глас Господень. Ибо в подлинном смысле великий презирает все телесное, считая его не имеющим никакой цены по сравнению с невидимым. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание не сокрушит. Проступки негодных людей не приведут его в возмущение. Нечистота плоти не унизит его – он недоступен унизительным страстям, которые не могут коснуться его по причине высоты его мыслей. Святитель Василий Великий ( 4, 205 ). Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. Преподобный авва Исаия ( 82, 183–184 ). Беседы с тонкими исследователями Бога и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1, 30 ). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 2, 8 ) ( 104, 1150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

О соответствии Писания и Предания. Благовещение Лк.1:39–49, 56 Лк.1:24–38 Евр.2:11–18 «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление». Сегодня такой день, когда небо соединилось с землею, когда Сын Божий стал Сыном Девы. Произошло это и по воле Божией, и – по святости, по верности Богу Самой Девы Марии. Через шесть месяцев после того, как престарелая Елизавета зачала Иоанна Крестителя, Архангел Гавриил был послан «в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария». И далее следует небольшой диалог, из которого открываются удивительные качества Божией избранницы. Вообще о Деве Марии мы больше узнаем из церковного предания, из церковной истории. Нам известно, что с раннего детства Она воспитывалась в храме, жила во Святом Святых, где занималась молитвой, чтением Слова Божия и рукоделиями; что Ангелы посещали Ее, и что Она дала неслыханный тогда обет, – навсегда пребыть девой. Протестанты спрашивают: а где это в Священном писании? А вот как раз – в сегодняшнем коротеньком диалоге. Архангел вошел к Ней. Но, в отличии от Захарии, который, едва «увидев его, смутился, и страх напал на него» ( Лк.1:12 ), Мария не испугалась. И Архангел не называет Ей свое имя, как он назвал его Захарии. И это говорит о том, что Мария была как бы «своя» в мире Ангелов, и явившийся был уже знаком Ей. Смутилась же Мария не от его вида, но от его удивительного приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Но, смутившись, Мария не смешалась, не потерялась. Она спокойно «размышляла, что бы это было за приветствие»? А как размышляет благочестивый человек? Он погружается умом в Священное писание, ищет там примеров, аналогий, ищет прямого ответа на возникший вопрос. Мария, очевидно, привыкла так делать, и всегда получала ответы. Но тут, мысленно пробегая историю великих мужей и жен древности, Она нигде не нашла, чтобы кто-то кого-то приветствовал такими удивительными словами. И отсюда Ее смущение. И Она ничего не отвечает, потому что Ей нечего ответить; и ничего не спрашивает, потому что верит, что все, что Ей надо знать, непременно откроется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Хотя писать о том, о чем сожалеем, есть только усиление страдания, но так как в воспоминании об утраченной вещи дух чаще всего находит себе успокоение (ибо, когда мы пишем, мы устремляем к ней мысль и внимание, и тогда она в словах наших как бы оживает), то рассудили мы написать о кончине младшего Валентиниана, чтобы из-за молчания нашего не оказалось, будто мы предали забвению этот благодетельствовавший нам залог, и память о нем непочтительно оставили, избегая случая к соболезнованию, а тем более, что соболезнующий утешается самим своим сожалением, и когда я о нем или к нему говорю, тогда как бы о предстоящем или к предстоящему речь обращаю. Итак, что прежде всего оплакивать я буду? О чем прежде горько сожалеть? Дни желаний наших обратились в плач: Валентиниан возвратился к нам не таков, какого ожидали, исполнил он обещание свое самою смертью , но желанное присутствие его стало нам весьма горестно. О, если бы он еще отсутствовал и был жив! Но, услышав, что Альпийские горы Италии осаждены неприятелем, пожелал лучше сам бедствовать, оставя Галлию, нежели не быть с нами, когда мы в опасности. Погрешил император, что хотел Римской империи помочь! Эта вина в смерти достойна хвалы. В воздаяние доброму Государю прольем слезы, ибо он заплатил нам смертью своей. Но не нужно здесь призывать к плачу. Оплакивают Валентиниана все, плачут неизвестные и боящиеся, плачут принужденные и варвары, плачут и те, которые казались неприятелями. К скольким стонам побудил он народы от Галлии и до наших мест? Ибо все оплакивают его не как императора, но как общего отца, сожалея о смерти его, как о своей собственной. Лишились мы императора, о котором соболезнование наше умножается тем более, что он был не зрел летами, но мудр советами. Потому, как говорит пророк: «око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою» ( Плач 1, 16 ) не только телесные, но и мысленные очи мои притупились, и все чувства некоей слепотой покрылись, так как лишился я того, кто обратил душу мою и в великом отчаянии сущую ободрил, и исполнил надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Слово архимандрита Варнавы (Баранова) при наречении во епископа Выксунского и Павловского 29 марта 2012 г. 20:45 29 марта 2012 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского. При наречении архимандрит Варнава обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на епископское служение во вновь создаваемой Выксунской и Павловской епархии на славной Нижегородской земле. Помня наставления апостола Павла о том, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом (Евр. 5:4), что без всякого прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7:7) и что все нужно делать без ропота и сомнения (Флп. 2:14), стою перед вами в страхе и трепете, вполне осознавая свое недостоинство воспринять великую благодать архиерейства, свою немощь и недостаточность во всех качествах, которые необходимо иметь для того, чтобы быть блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел себе Кровию Своею (Деян. 20:28). Смиряясь под крепкую руку Божию, принимая призвание Святой Церкви, верю, что Божественная благодать немощное мое уврачует и оскудевающее восполнит . «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» , — изрекает премудрый царь Соломон (Притч. 19:21). «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» , — вторит ему пророк Иеремия (Иер. 10:23). В преддверии великой перемены в моей жизни, мысленным взором охватывая главные события прошедших лет, убеждаюсь в дивной правде этих слов. Да, не по воле случая, а по всеблагому промыслу Божию, действующему через обстоятельства жизни во спасение, обрел я драгоценную жемчужину открывшегося мне Евангелия Царства.

http://patriarchia.ru/db/text/2124238.ht...

Скачать epub pdf Предлагаемое Слово находится в числе недавно найденныхь десяти поучений Блаженного Августина . Книга, в которой содержатся сии поучения, напечатана в Риме в 1819 году, и посвящена Папе Пию VII. Рукописи сих поучений отысканы Монахом Октавием Фрайа в Библиотеке, принадлежащей Монастырю Кассино. Обратите внимание на предложенное чтение из Апостольского Послания. Братия, говорит Апостол, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости. Но смотри и за собою, чтобы тебе не впасть в искушение. Носите бремена один другого, и таким образом исполняйте закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Каждый пусть испытывает свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Ибо всякий понесет свое бремя. Наставляемый в слове всем добрым пусть делится с наставником. Не прельщайтесь. Бога не обманешь. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, в плоти пожнет тление; а сеющий в дух, в духе пожнет жизнь вечную. Да не унываем делая добро: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, пока есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал. 6, 1–10 ). Доселе повторял я чтение из Послания Павлова; доселе я был только чтецом для вас. Но, братия мои, если вы поняли чтение, то какая нужда в толковании? – Вот, мы выслушали, выразумели слова Апостола; будем исполнять их, жить соответственно оным. И для чего мне обременять вашу память? – Удержите в ней то, что прочитано, и размышляйте о сем. Разве не тревожит ли кого-либо из вас сомнение, как должно понимать слова Апостола: друг друга тяготы носите, и несколько далее следующия: кийждо свое бремя понесет? Ибо, если только вы обратили на сие внимание, то мысленно уже вопрошаете: как мы можем носить бремена один другого, когда всякий понесет свое бремя? – Признаюсь, вопрос стоит разрешения. Толцыте, и отверзется вам ( Матф. 7, 7 ): толцыте вниманием, толцыте тщанием, толцыте и молитвою за нас, чтоб мы могли сказать вам нечто достойное вашего слуха. Таковым толцанием вы поможете нам, – и вопрос сей скоро разрешится. О, если бы, как скоро оный может разрешиться, столь же успешно каждый мог исполнить на самом деле то, что постигнет умом своим!

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей», – говорит апостол ( 1Кор.11,28 ). Вопрос. Как может человек испытывать себя? Ответ. Пусть, приступая к исповеди, имеет в мысли следующее. Исповедует ли он грехи свои совершенно, ничего не утаивая? Сожалеет ли он о своих грехах, плачет ли, кается ли? Имеет ли он твердое намерение и непреложное желание не возвращаться более ко греху, но бодрствовать и охранять себя от всякого грехопадения? Не имеет ли на кого-либо вражды? Приготовил ли себя достаточно постом и молитвами? Вот так пусть искушает себя человек и так «ест от Хлеба сего и пьет из Чаши». Апостол еще говорит следующее: «Кто ест и пьет недостойно, тот осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор. 11, 29 ). Вопрос. Как нужно «рассуждать о Теле Господнем»? Ответ. Не рассуждает тот, кто приступает, не искусив себя так, как об этом сказано выше. Не рассуждает тот, кто не приготовил себя постом и молитвами, не примирился с братом своим. Не рассуждает тот, кто приступает как будто к простому хлебу и вину, а не как к Богу. Таковой «осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор. 11, 29 ). Не рассуждает и тот, кто приступает без страха, без умиления, без смирения, без веры и без надежды на спасение, и без любви. Итак, достойно причащайся, держа в уме такое обращение к Богу: недостоин я, Господи, не только причаститься Святых Твоих Тайн, но даже взглянуть на предивную и преестественную Твою Трапезу. Однако я приступаю не с тем, чтобы прогневать Тебя, но дерзаю, уповая на неизреченную Твою милость, ибо я знаю, что Ты пришел не ради праведных, но ради грешников. Дерзаю причаститься, чтобы не лишиться Причастия Твоего и не быть съеденным мысленным волком. Дерзаю приступить ко Причащению еще потому, что надеюсь на премилостивые слова Твои, Господи, которые Ты изрек пречистыми Твоими устами, говоря: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек» ( Ин. 6, 50–51 ). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6, 53–54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Конечно, справедливо то, что Бог , как Вездесущий и Всяисполняющий, Своею всемогущею, всесодержащею и всем управляющею силою находится при всяком человеке, и при злом так же, как и при добром. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Так и Жизнь всех содержит, добрых и злых, праведных и грешных. «Вси бо Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ). Но своею особою благодатию, по милосердию спасающею, помогающею, покрывающею и соблюдающею, не со всяким пребывает человеком, но только с тем, который с сердечною любовью и со страхом, обратив к Нему свои умственные очи, всегда видит Его как бы присутствующим пред собою, по слову пророка Давида: «Предзрех Господа предо мною выну» ( Пс. 15:8 ), и ради присутствия Его, и любви и страха к Нему, все что ни делает, что ни говорит или помышляет, все делает богоугодно, говорит честно, помышляет доброе и полезное, всю жизнь свою как бы пред Всевидящими Очами Божьими проводит добродетельно и душеспасительно, часто со страхом повторяя в себе слова пророков Илии и Елисея: «Жив Господь... пред Которым я стою» ( 3Цар. 17:1 ), или, говоря пространнее: жив Господь, пред Всевидящими Очами Которого я хожу, стою, сижу, делаю, ем, пью, говорю, беседую, помышляю. И все, что ни делаю, делаю перед Его пресветлыми очами и потому не смею сделать что-нибудь худое, или сказать, или помыслить что-либо скверное, дабы Он, прогневанный мною, не поразил меня вдруг нечаянно с моими беззакониями. Таким образом, где человек созерцает Бога мысленными очами, там Он и пребывает; ибо Он приближается к тем, которые сами приближаются к Нему, присутствует с теми, которые ищут присутствия Его, и зрит на зрящих Его: это есть как бы зеркало. Кто смотрит в зеркало, тот видит и лицо, которое отражается в зеркале, а когда отвращается от зеркала, отвращается от него и лицо, видимое им в зеркале. Подобным образом и Господь Бог наш обращается к обращающимся к Нему и смотрит на смотрящих на Него; отвращает же лицо Свое от отвращающихся от Него и не призирает на тех, которые не смотрят на Него, не хотят видеть присутствия Его в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сила веры и молитвы за других – исцеление расслабленного в Капернауме Господь Иисус Христос научил нас молиться не только за себя, но и за других – за ближних своих. Ибо по любви Своей, Господь подает милость (помощь Свою) и тем людям, о которых молятся другие. Будучи в городе Капернауме, Иисус Христос учил в одном доме. Жители города как только услышали, что Он остановился в доме, собрались к Нему в таком множестве, что невозможно было уже подойти и к дверям. В числе слушателей были фарисеи и законоучители, которые пришли сюда из всех мест Галилеи и Иудеи и даже из Иерусалима. Во время беседы Спаситель совершал много чудес, исцеляя больных. В это время четыре человека на постели принесли расслабленного и старались внести его в дом, к Спасителю, но никак не могли пробраться через толпу народа. Тогда взошли они на верх дома, раскрыли кровлю и спустили постель с расслабленным прямо к ногам Спасителя. Иисус Христос, видя веру людей, принесших больного, сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Фарисеи и законники начали мысленно рассуждать: «что Он богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Иисус Христос, зная мысли их, сказал им: «что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорю тебе (обратился Он к расслабленному): встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Больной тотчас встал, взял постель, на которой лежал, и пошел домой, благодаря и прославляя Бога за полученную милость. Так Господь исцелил больного по вере и молитве его друзей. Народ же, видев это, ужаснулся и прославил Бога. И все начали говорить: «чудные дела мы видели ныне; никогда ничего такого мы не видели». ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.9:1–8 ); от Марка ( Мк.2:1–12 ); от Луки ( Лк.5:17–26 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; тогда придет конец. ( Мф.24:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вопрос о конце мира сего всегда волновал и будет волновать людей, доколе мы существуем. Естественно, что и ближайшим ученикам Господа нашего Иисуса Христа хотелось узнать, когда свершится то, что уготовано Богом роду человеческому. В самом начале Страстной седмицы, когда все мы мысленно станем свидетелями последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной крестной жертвы, в Великий Понедельник за Литур гией Преждеосвященных Даров нам предлагались для размышления те строки Евангелия от Матфея, в которых Господь раскрывает апостолам признаки приближающейся кончины мира и величайшие события, которые за ней последуют (см. Мф.24:3–35 ). Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Как мы знаем, за Господом всегда ходило очень много народа. Его постоянно сопровождали люди, которыми двигало любопытство или желание услышать необыкновенную проповедь. Но на горе Елеонской Божественный Учитель остался наедине со Своими учениками. И это не было случайным. Правильно воспринять Его слова о кончине мира на тот момент могли только они – самые верные, самые любящие и жаждущие истины. Ведь апостолы уже слышали, как Спаситель говорил о разрушении Иерусалима и храма. По-человечески они опасались, как бы им самим не стать свидетелями столь трагических для иудейского народа событий. И вместе с тем, еще не расставшись с Господом, внутренне они уже ожидали Его второго пришествия. Несмотря ни на что, им хотелось, чтобы предстоящая разлука с любимым Наставником не была слишком долгой. Поэтому мы можем сказать, что их вопросы определялись не только страхом, но и любовью. К тому же они знали, что все, что предрекает Христос, сбывается, потому что Сыну Божиему открыто то, что не дано знать людям.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010