Труды отца Иоанна Мейендорфа переведены на 12 языков мира, его перу принадлежат такие исследования, как «Введение в учение Григория Паламы» (Сеиль, 1959), «Святой Григорий Палама и православная мистика» (Сеиль, 1959), перевод и критическое издание «Триад в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы» (в 2 тт., Лувэн, 1959), «Православная Церковь вчера и сегодня» (Сеиль, 1960, 2–е изд. 1969), «Православие и Католицизм» (Сеиль, 1965), «Христос в византийском богословии» (Сэрф, 1969), «Введение в византийское богословие» (Сэрф, 1975), «Брак: его перспектива в Православии» (YMCA–Press, 1986), множество статей. На английском языке вышли в свет книги «Византия и возвышение Руси: исследование византийско–русских отношений в XVI веке» (Garvard University Press, 1980), «Византийское наследие в Православной Церкви» (Изд–во Семинарии Святого Владимира, 1981), «Единство империи и христианское разделение. Церковь в 450–680 гг. н.э.» (Изд–во Семинарии Святого Владимира, 1981), а также сборники статей, изданные в Свято–Владимирской Духовной Академии: «Живое предание» (1978), «Соборность и Церковь» (1983), «Свидетельство миру» (1987), «Видение единства» (1987). Отец Иоанн был женат; у него было четверо детей и шестеро внуков. ЛЕКЦИИ, читанные в Белорусском Экзархате Московского Патриархата Настоящие лекции протоиерея Иоанна МЕЙЕНДОРФА, профессора, ректора Свято–Владимирской Духовной Академии Американской Православной Церкви (Нью–Йорк, США), были прочитаны Его Высокопреподобием в рамках образующейся в Белорусской Православной Церкви Минской Духовной Академии. Это были одни из последних публичных выступлений отца Иоанна Мейендорфа незадолго до последовавшей 22 июля 1992 года его блаженной кончины. Православное свидетельство в современном мире ЛЕКЦИЯ 1, читанная в Минском Епархиальном Управлении Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братия и сестры! Вы знаете, что в современном мире в XX веке произошли духовные, политические и культурные трагедии и сдвиги. Одним из таких сдвигов следует считать следующее: православное богословие, православное мировоззрение и Православная Церковь теперь перестали быть тем, чем они были исторически, то есть Церковью, территориально и культурно ограниченной Ближним Востоком и Грецией — колыбелью своего возникновения, — а также Восточной Европой со славянскими странами и преимущественно, конечно, Россией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

26 . Покровский собор (храм Василия Блаженного): Русский текст фотоальбома. М., 1984 (?). 27 . Русская Православная Церковь . М.: изд. Московской Патриархии, 1980. Гл. «Храмовая архитектура Древней Руси». С. 189–209, 28 . Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. 29 . Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Ч, 1. Киев, 1904. Приложение 1 Подпись в великой церкви внутри кругом сводов на ценинных образцах Сказание о церковных таинствах, яко храм или церковь мир есть, сие святое место, Божие селение и соборный дом молитвы, собрание людское; святилище же тайны то есть олтарь, в нем же служба совершается; трапеза же есть Иерусалим, в нем же Господь водворися и седе, яко на престоле, и заклан бысть нас ради. Предложение же Вифлеем есть, в нем же родися Господь. Просфора три имать знамения: и по первому убо разуму знаменует овча, еже нас ради на заколение приходящее; по иному же разуму наше приведение, по другому же умышлению соборному Пречистую являет Богородицу, от нея же Агнец Божий родися. Проскомидия ж двоякия праздники знаменует: рождение и заколение вкупе сотворяемо, начало и конец таинства изъявляет, с ними ж копие и губу, и трость спасенных страстей образы; Звездица есть звезда возвестившая волхвом великий свет; Покрывала таже суть яко на младенцы пелены и яко добродетели образование; теплота ж теплоты Духа Святаго нашествие; Святаго же хлеба воздвижение, еже на небеса Вознесение, рекше в Вифлеем устроение, яко же да отсюду начнет в нем родися сосвященствовати святая таинства. Антиминс же и потире сосуды честнии, с ними же жертвенное совершается, обаче ити по опасному видению Промысла, Божественное наслаждение, торжество достойных назнаменует. Изобразися же сие таинство в лето 7176 году, сентября в 1 день. Опись 1679 г. – I (5). С. 100 Разбивка на абзацы моя. Приложение 2 Колокол Всесвятской, двести пуд. весом. А в нем вылиты святые во весь год В верхних поясах подпись: «В древнем законе повеле Моисею Господь Бог сотворити себе две трубы серебряные кованые.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Sextus Empiricus. Opera, Bibliotheca Teubneriana, Lipsiae 1912. V). Литература Александр (Семенов-Тянь-Шанский), епископ, Православный катихизис, изд. Московской Патриархии, M. 1990. Антоний (Храповицкий) , митрополит. Опыт православного катихизиса, Австралия 1989. Асмус В. , диакон. Гимны преподобного Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Православной Церкви//Доклад на III Международной церковной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, Ленинград 31/1–5/11, 1988. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов , Париж 1980. Владимирский Ф. Антропология и космология Немезия, епископа Емесского, Житомир 1914. Вышеславцев Б. Сердце в христианской и индийской мистике, Париж 1929. Гурий, епископ. Богозданный человек//Богословские труды М.1974. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению, т.1, 1–2, СПб. 1907. Карсавин Л. Святые Отцы и учители Церкви, Париж 1926. Киприан (Керн) , архимандрит. Антропология святого Григория Паламы , Париж 1950. Культура Византии, вторая половина VII-XII вв. М., «Наука», 1989. Лосский В. Догматическое богословие//БТ М. 1972. Мейендорф И. , протоиерей. Введение в святоотеческое богословие, RBR, б.г. О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым, Сергиев Посад 1914. Пантелеимон (Успенский) , иеромонах. Предисловие. В книге: Божественные Гимны преп. Симеона Нового Богослова , Сергиев Посад 1917. Позов А. Основы древне-церковной антропологии, т. 1–2, Мадрид 1965–1966. Прохоров Г. Памятники переводной и русской литературы XIV– XV веков, Ленинград 1987. Сведения о преп. Исааке Сирине и его писаниях (сост. свящ. И.Н.Четверухин). В книге: Творения аввы Исаака Сириянина, Сергиев Посад, 1911. Смирнов С. Древне-русский духовник//Богословский вестник, апрель 1905. Софроний, иеромонах. Старец Силуан, Париж 1952. Тарасий (Курганский), иеромонах. Перелом в древнерусском богословии, Монреаль 1989. Толковая Библия , т. 1–10, СПб. 1904–1913. Филарет (Дроздов) , митрополит. Записки на книгу Бытия, М. 1867.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Алипий 1964 – Алипий (Гаманович). Грамматика церковнославянского языка. Джорданвилль, 1964. (После 1991 г. вышло несколько репринтных переизданий этой книги.) Алфеев 1915 – П. Алфеев , прот. К вопросу о введении общего церковного пения и русского языка при православном богослужении. – Миссионерский сборник, Рязань, 1915, 5–6. Анастасьев 1897 – А. Анастасьев. Школа грамоты. Обучение русскому и церковнославянскому чтению, письму и счету. Книга для чтения в народных училищах. Казань, 1897. Андрияшев 1889 – А. Андрияшев. Русско-славянский букварь. Киев, 1889. Андроник 1981 – Монах Андроник (Трубачев) . Минея-ноябрь. Изд. Московской патриархии. М., 1980. – Журнал Московской патриархии 1981, 7. Антонин 1923 – Антонин (Грановский), архиепископ. Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий. М., 1923. Антонов 1886 – П. Антонов. Русская азбука. СПб., 1886. Антонов 1994 – В.В. Антонов. Аннотированный список упоминаемых лиц. – Минувшее. М.,1994. Т. 15, с. 599–618. АПТ – Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. Составил М.Е. Губонин. М., 1994. Ардов 1995 – М. Ардов, прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. (Картинки с натуры.) М., 1995. Арранц 1995 – О. Михаил Арранц. А.А. Дмитриевский : из рукописного наследия. – Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995, с. 120–133. Асмус 1999 – Прот. Валентин Асмус . «Рассекреченная» книга. О книге священника Георгия Кочеткова «Православное богослужение: русифицированные тексты Вечерни, Утрени и Литургии». – Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999, с. 247–265. Афанасий 1918 – Определение Всероссийского Поместного Церковного Собора от 13 (26) августа 1918 года. О восстановлении празднования дня памяти всех русских святых. (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Служба всем святым, в земле Российстей просиявшим, б/м., б/г., без указания типографии. (1918) Афанасий 1930 – (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Слжба всмъ стымъ, въ земл Париж, 1930.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

За период жизни в Оксфорде он участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 г., затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, являющихся самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени. 25 января 1957 года возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде. Постановлением Св. Синода от 26 мая 1958 года определено быть епископом Волоколамским, вторым викарием Патриаршего Экзарха в Западной Европе. 14 июня 1959 года в Успенском храме Лондона состоялась его хиротония во епископа, которую совершили Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе архиеп. Клишийский Николай (Еремин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум). С ноября 1959 года епископ Василий нес свое архипастырское послушание в Париже в качестве помощника архиепископа Клишийского. 31 мая 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. С 1960 г. и до смерти проживал при храме в Брюсселе. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. На этой кафедре Василий пребывал в течение четверти века, вплоть до своей кончины. За время управления Брюссельской епархией Владыка Василий, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках. Являлся редактором " Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата " . Владыка Василий активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви. В 1961 и 1964 гг. он - член делегации РПЦ на совещании на о. Родос. На IV Всемирной Конференции избран членом Комиссии ВСЦ " Вера и церковное устройство " . Начиная с 50-х годов он много работал по изучению жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова, великого христианского мистика XI века. Результатом этого явился капитальный труд " Преп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение " . Изд. Париж, 1980 г. (360 с.). В 1963 году награжден правом ношения креста на клобуке. В 1964 году удостоен ученой степени доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за научное издание в патристической серии Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. – М.: Наука, 1980.   Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.72–73. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Лимонов Ю.А. Энциклопедия Винцента де Бове//ВИЕТ. – М., 1970. – Вып. 2  (31). Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   Малеин А.И. Энциклопедия Винцента из Бовэ//Труды Института книги, документа и письма. – М., 1932. – Т. 2. Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе: Учебное пособие. – СПб.: Европейский дом, 1999. С.103–104. Мельникова Е.А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе. X–XIV века. – М.: Янус–К, 1998.   Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.   Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.  Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.   Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003. Шишков А.М. Винсент из Бове//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. Шишков А.М. Винцентий из Бове//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. VIII. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.168–171. Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.181–182. Библиография работ автора: О наставлении детей знатных граждан/Пер.  с лат.: Н.В.Ревякина, Т.Б. Рябова// Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах/Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2616347

Марка Постника; М. был рукоположен во иерея и назначен заместителем настоятеля храма в г. Висбадене. Летом 1976 г. по постановлению Архиерейского Синода РПЦЗ возведен в сан архимандрита, окормлял приходы в Висбадене, Дармштадте и Саарбрюккене. В 1980 г. назначен епископом Мюнхенским и Южногерманским. Хиротонию в Знаменском кафедральном соборе при Архиерейском Синоде в Нью-Йорке 30 нояб. 1980 г. возглавил первоиерарх РПЦЗ митр. Филарет (Вознесенский) . В том же году М. переехал в Мюнхен и занялся с немногочисленной братией восстановлением Иова Почаевского преподобного мужского монастыря . С 1981 г. в мон-ре начал выходить «Вестник Германской епархии», было создано изд-во, выпускающее литературу на русском и немецком языках, налажено производство свечей и ладана. Осенью 1982 г. М. был назначен управляющим Берлинской и Германской епархии РПЦЗ, при этом он продолжал жить в монастыре в Мюнхене. С янв. 1986 г. также управлял Великобританской епархией и Александро-Невским приходом в Копенгагене. Являлся последовательным сторонником сближения и воссоединения рус. Церквей. В нач. 90-х гг. XX в. неск. раз ездил в Россию, где встречался с патриархом Московским и всея Руси Алексием II . В 1993-1997 гг. занимался проведением диалогов между епархиями РПЦ и РПЦЗ в Германии. В 1997 г. назначен наблюдающим за делами Русской духовной миссии в Иерусалиме РПЦЗ . С 2000 г.- председатель Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, с 2003 г.- председатель Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Внес большой вклад в дело восстановления в 2007 г. канонического единства РПЦ и РПЦЗ. 13 мая 2008 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ избран постоянным членом Архиерейского Синода и 1-м заместителем председателя Архиерейского Собора РПЦЗ (переизбран 25 июня 2014). С 27 июля 2009 г.- член Межсоборного присутствия РПЦ. Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 8-9 декабря 2016 г. освобожден от управления Великобританской епархией. Решением Синода от 6 окт.

http://pravenc.ru/text/2562208.html

вероучений, под общим названием «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни». После 1966 г. работы М. прекратили печатать в изданиях Московской Патриархии на территории СССР (неск. статей было опубликовано в 70-х гг. XX в. в ж. «Голос православия» (Stimme der Orthodoxie), печатном органе Среднеевропейского экзархата РПЦ, выходившем в Берлине на нем. языке). Книги М., рукописные тексты его проповедей и бесед (впосл. также и записи на аудиокассетах) широко распространялись его духовными детьми в самиздате. Не имея возможности опубликовать свои сочинения в СССР, М. передавал их рукописи за границу, в основном для публикации в рус. католич. изд-ве «Жизнь с Богом» в Брюсселе. В 1968 г. в Брюсселе была впервые издана под псевдонимом Андрей Боголюбов книга М. «Сын Человеческий» (2-е изд. 1969; 3-е изд. 1976; 4-е изд., переработанное и дополненное, с указанием наст. имени автора, 1983). В 1969 г. без указания авторства была опубликована книга М. о правосл. богослужении «Небо на земле» (после значительной переработки переиздана в 1980 под названием «Таинство, слово и образ: Богослужение Восточной Церкви»). Под псевдонимом Эммануил Светлов в Брюсселе выходили книги М. из сер. «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни»; Т. 1. Истоки религии: В поисках Пути, Истины и Жизни (1970; 2-е изд., с указанием наст. имени автора, 1981); Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей (1971, 2-е изд. 1986); Т. 3. У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине I-ro тысячелетия до н. э. (1971, 2-е изд. 1986); Т. 4. Дионис, логос, судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра (1972); Т. 5. Вестники царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации VIII-IV вв. до н. э. (1972, 2-е изд. 1986); Т. 6. На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя (1983, с указанием наст. имени автора). В 1981 г. в Брюсселе была опубликована книга М. «Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого Завета».

http://pravenc.ru/text/2562996.html

Из поучений//Журнал Московской патриархии.  – 1990. – 11. Малое оглашение. Слова. – М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000. Молитва перед сном. К монастырскому повару/Пер.  С.С.Аверинцев//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.  То же: Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит/Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лimepa, 2003. То же: От берегов Босфора до берегов Евфрата/Перевод, предисл. и  коммен.:   С.С.Аверинцев. – М.: Наука, 1987. Монастырский устав. Великое оглашение. Ч.1. – М.: Изд–во св. Игнатия Ставропольского, 2001. Огласительные поучения и завещание. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. (Репринт изд. 1846 г.). Очистительные поучения. Завещание. – М., 1896.     Первое опровержение иконоборцев. Второе опровержение иконоборцев. Третье опровержение иконоборцев. О почитании икон//Символ. – Paris, 1987. – 18. Подвижнические монахам наставления//Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 4. Послание к  Платону  о  почитании икон//Человек. – М., 1992. – 2. Послание Платону о почитании икон//Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. – Сергиев Посад: Свято–Троицкая Серигиева Лавра, 1993. (Репринт). Послания. – М., 2003. – Кн. 1 – 2. Поучение в день Рождества Христова//Журнал Московской патриархии. 1980. – 1. Поучение на Воздвижение Креста//Журнал Московской патриархии.  – 1973.–  10. Поучение на день Пятидесятницы//Журнал Московской патриархии. 1980. – 6. Слово на поклонение честному и животворящему кресту//Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято–отеческие и церковно–отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.).  Слово на поклонение Честному и Животворящему Кресту среди Четыредесятницы//Журнал Московской патриархии.  – 1974.– 3. Фрагменты сочинений//Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Сверхсознание. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. 

http://bogoslov.ru/person/3167093

Сошествие Святого Духа на апостолов принято считать днем рождения Церкви. Ценность этого дня в том, что действием Святой Троицы ученики Христовы когда-то из немощных стали сильными духом, из боязливых рыбаков – дерзновенными ораторами. Много и других даров раздает Дух Святой каждому на его потребу (см.: Рим. 12: 6–8; 1 Кор. 12: 4–12). Но все эти дары Духа даются не для того, чтобы некоторым индивидуалистам, приходящим в Церковь взять себе что-то «от благодати Духа», улучшить свой быт или поправить здоровье, но для того, чтобы в единстве духа и союзе мира, совместными усилиями, общим делом, собранием верных послужить Святой Троице к прославлению имени Божия на земле. Ему же подобает всякая честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Цитируемые источники и литература: 1. Кассиан (Безобразов), епископ . Христос и первое христианское поколение. М., 2006. 2. Феодор Студит, преподобный. Поучение на день Пятидесятницы//Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1980. 6. С. 27–28. 3. Григорий Богослов, святитель. Слово о догмате Святой Троицы//ЖМП. 1980. 12. – Цит. по: http://www.pravoslavie.ru/put/1463.htm . 4. Григорий Палама, святитель . Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии. – Цит. по: Григорий Палама , святитель. Беседы [омилии]. Ч. 1/Пер. архим. Амвросий (Погодин). Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965. С. 239–248. 5. Николай (Велимирович ), святитель. День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго// Николай Сербский (Велимирович) , святитель. Творения: В 3 кн. Кн. 1. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 6. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 2004. С. 34–41. 7. Скабалланович М.Н. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 57. 8. Яннарас Христос. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. См.: Яннарас Христос. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. Там же. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/79665.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010