О, их ущербность, что столь они лишились ума, гак что не слышат ни того, что с ними произошло, ни что произошло с другими, когда лучше изо всех сил удержаться и осознать силу истины, на которую они попытались напасть, не наученные ни древними, ни новыми примерами, и окрылились суетными надеждами устроить, как они думали, переворот и низвержение благочестия и многое насилие над ним, но оно только еще ярче окажется и покажет более светлыми своих мужей – ибо таков смысл в таких случаях божественного Домостроительства. И когда уже достаточно было вторжений, ложь крепко была отражена, и природная сила истины была показана, упражнявшая любящих истину, чтобы они отразили лукавых и их зло удалили, и опыт в вере в последнем напряжении показали, и таким образом нечестие подверглось поголовному разгрому, и возглашена была отчетливо держава благочестия, чисто осиявающая светом истины души всех. Неофит Момицилас. Защита паламизма и отношение к языческой философии (по монографии В. Калогеропулоса) 1612 Среди «малых паламитов» – сторонников учения св. Григория Паламы , почти неизвестных русскому читателю, одно из заметных мест занимает монах Неофит Момицилас ( Νεφυτος Μομιτζλας). Известны несколько его прозвищ: προδρομηνς («монах монастыря Предтечи), и данное его врагами прозвище: βουλγαραλβανιτοβλχος (блеющий болгарин-албанец); наверное, он получил его из-за своего происхождения. Неофит был православным писателем, жившим около 1334/35– 1363 гг. К сожалению, нет достоверных сведений ни о его происхождении, ни о годах его жизни, ни о полученном им образовании. Хотя если о последнем судить по его сочинениям, то можно предположить, что он получил хорошее образование, включая знание естественных наук и философии. В своих сочинениях, в том числе и богословских, он часто и с большим уважением ссылается на философов, в частности на Аристотеля, Платона, Галена и Плотина. Судя по некоторым данным, он мог происходить из простой семьи и самостоятельно получить образование, но, возможно, он в действительности происходил из знатной семьи, в детстве получил хорошее образование, но впоследствии свое знатное происхождение скрывал.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

За долгие годы пребывания на Ближнем Востоке Иаков, похоже, не овладел арабским языком; напротив, он рассматривал свою миссию как приобщение арабов к греческой культуре. Макарий Калогера в письмах к Иакову хвалил его за пробуждение на Востоке интереса к трудам греческих «учителей», тогда как, по его словам, «раньше... эти труды лежали под спудом, служили пищею для моли и были покрыты пылью». 2233 Дидаскал работал в тесном контакте с Макарием, который направлял в Сирию учебные пособия, тексты проповедей, посылал в помощь Иакову своих учеников. Макарий в переписке постоянно поддерживал Иакова, убеждая его не думать о возвращении на родину и нести крест своего служения в антиохийских пределах. Так, после тюремного заключения Иакова в Халебе в 1728 г. Макарий писал своему ученику: «До нашего края дошла весть о твоих подвигах и узах за истину, которая иных побудила скорбеть за тебя, а меня – радоваться и веселиться, потому что господин мой Иаков уже и на деле испытал и апостольские труды, и самое заключение, и узы. Я прошу тебя мужественно все переносить до конца и нисколько не ослабевать в исполнении своих обязанностей, потому что это будет изменой и справедливости, и уважению, и надеждам многих на тебя, и твоим похвалам». 2234 Как говорилось ранее, Иаков в конечном итоге покинул Сирию вместе с патриархом Сильвестром. Однако вскоре знания дидаскала снова оказались востребованы на Христианском Востоке. В кругах Святогробского братства созрела идея об открытии в Палестине богословской школы. Иерусалимский патриарх Мелетий обратился к Иакову с просьбой занять пост схоларха, главы этого будущего учебного заведения. В августе 1736 г. Иаков отбыл в Палестину и в конце того же года приступил к преподаванию в новосозданной школе. Училище, подобно своему сирийскому прообразу, имело два направления деятельности: начальное образование православной арабской молодежи и более углубленную подготовку образованных клириков для Святогробского братства. В программу обучения входили греческий, латинский и арабский языки, изучение Св. Писания и святоотече ского наследия, античная, византийская и пост византийская греческая литература, логика, философия и математика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

167 в Люцерне в Швейцарии происходил конгресс старокатоликов. На этом конгрессе кроме старокатоликов присутствовали некоторые православные (архиепископ патрасский Никифор Калогерас, протопресвитер И.Л. Янышев, прот. А.П. Мальцев, генерал А.А. Киреев и некот. др.), много англикан, был и официальный представитель примаса Англии – архиепископа кентерберийского – д-р Ольдгам, был на конгрессе официальный представитель и протестантского союза (Evang. Bund) – проф. Бейшлаг. Всех было до 300 человек. Лица разных исповеданий говорили здесь, как братья по вере. Для обсуждения членам конгресса было предложено 9 тезисов. Шестой из них следующий: «желательно основать международный богословский факультет, а равно международный богословский журнал» (Zeitschrift). Реферат по этому тезису было поручено составить ген. Кирееву. Он предложил основать международный богословский факультет при Бернском университете или вернее, как он выражается, расширить ныне существующий. Для обсуждения вопроса об издании международного богословского органа он предложил образовать особую комиссию, которая и была составлена и выработала проект издания журнала – «Revue Internationale de Théologie». Редактором этого журнала избрали профессора Бернского университета Мишо. Готовность быть постоянными сотрудниками журнала изъявили: из Германии – D-r Берхтол, D-r Бейшлаг, D-r Фридрих, D-r Ланген, D-r Лоссен, D-r Ниппольд, D-r Рейнкенс, D-r Рейш, D-r ф. – Шульте, D-r Вебер; из Америки – D-r Хэль, D-r Невин; из Англии – Ляас, Джон Мейор, —150— Мейрик, D-r Вордсворт, из Франции – Франк Пюо, Гиацинт Лоазон; из Греции – архиеп. Калогерас; из Голландии – фан-Сантен, фан-Тиль; из Индии – проф. Исаак; из Италии – D-r Чикитти; из России – о. Базаров, Беляев, Киреев, о. Мальцев; из Швейцарии – D-r Герцог, D-r Тюрлингс, D-r Вейбель, D-r Вокер, D-r Лаухерт и т. д. и т. д. Международному Богословскому обозрению были поставлены 3 цели: во 1) знакомить читателей с принципами и учением старокатолической церкви, во 2) способствовать делу соединения христианских церквей выяснением разделяющих их вопросов, в 3) в ожидании этого столь желательного результата, благодаря которому впоследствии возникнут новые социальные условия, служить пока научной и братской связью между христианскими обществами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

383 От: λιος – солнце, хотя едва-ли строгая этимология не приведет нас тут вместо Аполлона к Посидону. На всех древних монетах элидских читаются буквы F. А... предположитнльно начальные имени ΗΛΙΣ. Книжная буква Н по-народному (Дорическому) произношению слышалась, как наше э отворотное, или и еще шире, как А. Буква же F есть вышедшая потом из употребления, дигамма – не горловое, а язычное «придыхание», почти свистение. А в таком случае, слово: λις надобно производить от F ΑΛΣ – море, соленая вода, а не от " Н Λ... Странно, что над λις ставится тонкое придыхание у лексикографов. 384 Сведения взяты мною из греческой брошюрки: περ τν δο περιωνμων ναυμαχιν, Тиммаха Влассопуло. Афины 1857. Испанских кораблей было 70, Венецианских 114, Папских 12, Мальтийских 6 и Савойских 3. 385 Славу его увеличивает одно обстоятельство чудесного оттенка или отсвета. Раскажем его словами одной старой книги, писанными всего 15 лет спустя, после великой баталии: La susdite victoire fut certainement obtenue miraculeusement, car l’ennemy au milieu de ses fortes retraictes, et plus grand en nombre tant de vaisseaux que d’hommes, fut vaincu sans doubte, plus par les oraisons et larmes des pieux et devotz chrestiens, que des glaives des combatans. Ce que l’on aperceut lors, par ce que à l’abordée le vent se montroit contraire aux Chrestiens, et venant au combat, il se tourna subitement en leur faveur... Автор прибавляет, что папа Пий V в это время учредил всенародные моления о победе, и сам avoit esté lors deux ou trois nuictz toutes entières en son Oratoire cubiculaire incessament priant, et que luy sortant du matin de ce lieu, le jour suivant la deffaite desditz turcs advenue, il dit (comme s’il en eust eu révélation, car iusques lors on n’en pouvoit avoir nouvelle) que les chrestiens estaient vainqueurs... etc. Le très – dévot Voyage de Jérusalem... par Jean Zvallart. Anvers. 1626, pag. 116. 386 В 1853 г. в Патрах было Вице-Консульство Русское, или собственно Консульское Агентство, но управлявший им г. Калогераки, за свою долгую службу, имел титул Вице-Консула. Потом вдруг, увлекшись невесть чем, мы открыли там Генеральное Консульство. Поняв полную ненадобность в нем, мы «с полка кинулись в снег», по пословице. Г. Ламбрино служил при г. Консуле, и теперь остался без места и без дела, храня в своем доме только ρμα κα σημααν (орла да флаг). Впрочем, при выборе нового короля, успел собрать в Патрах до 7000 голосов за нашего Принца.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Причина сему: несовершенное отречение и от плотских благ и от плоти своей Крещение есть сие, т. е. пострижение есть второе крещение в следующем смысле. Когда станет человек пред царскими вратами (во время пострижения), то украшает сам себя изъявлением воли своей исправить жизнь свою, давая обеты монашеской жизни: послушания, нестяжания, целомудрия, воздержания, несения скорбей, незлобия, молитвы. Когда же облекается в благодатные украшения монашеской жизни: власяницу, рясу, аналав, схиму, пояс и пр., то вместе с тем украшается и в чувстве сердца своего, т. е. выражает этим свою решимость подвизаться в добродетелях пред вратами Святилища (т. е. алтаря). Если же потом примет ту чашу бесчувствия в сердце свое, т. е. если пристрастится к суете и стяжаниям, то становится бесчувственным к украшению жизни своей благодатями; т.е. охладевает в ревности об очищении сердца своего от страстей, в ревности стяжания благодати Божией. Монах украшается доспехами, дабы украшать благодатями жизнь свою, дабы не обращаться туда и сюда, а наблюдать лишь одно, не осквернять красоты жизни своей. Но ныне монахи упояются чашею бесчувствия, не ощущая того, что они украшены доспехами, дабы украшать и жизнь свою; извиваются туда и сюда, т. е. в многостяжательных попечениях, как будто и монахами не состоят, стараются возделывать житие чадородцев, т. е. мирян, обремененных семьями и вечно озабоченных о пропитании своем. Вы скажете: разве мы не ведем себя как добрые старцы (калогеры) во объятиях Отчих? Разве мы не под началом, не находимся в послушании, в покорности старцам? Ей, истину вы сказали, что вы послушники, но вы все-таки ошибаетесь: вам старцы покоряются, а не вы им покоряетесь; они вас слушаются, а вы их не слушаетесь; ваши приказания исполняют, вы же того, что приказывают вам, не исполняете. Вы скажете: разве мы не покинули отца, мать, братьев, сестер, отечество, родных, друзей и прочее, и, приняв обеты монашеской жизни, вступили в монашество? Ей, покинули вы, как говорите, блага мирские и обнажились от них, но благ плотских вы не совлеклись, вы одели обеты монашества сверх ублажения плоти вашей.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Однако Сильвестр осознавал, что одними репрессиями он не сможет остановить натиск унии. Духовной агрессии католичества надо было противопоставить контр агрессию не меньшего интеллектуального уровня. Патриарх обратился за помощью к Макарию Калогере, схоларху (ректору) Патмосской академии, крупнейшего на тот момент образовательного центра османских греков. Макарий (ок. 1689–1737), энциклопедически образованный, набожный до фанатизма, был одним из самых ярких деятелей православного миллета того времени. Он сразу откликнулся на просьбу Сильвестра и отправил в Сирию лучшего из своих учеников Иакова Патмосского, который при поддержке патриарха в начале августа 1726 г. открыл в Халебе училище, «хотя умножити разумных и словесных мужей и искусных философов, коеже бы могли сопротивитися врагам церкви Христовой». 1890 Тем не менее борьба Сильвестра с халебскими униатами кончилась его поражением. Халебцы сумели богатыми дарами перетянуть на свою сторону мусульманские власти города. Французский консул, первоначально придерживавшийся нейтралитета, не смог простить патриарху облавы на арабов-филокатоликов, которую тот устроил во французской церкви, нарушая ее дипломатический иммунитет. Раздражали французов и тесные – в том числе коммерческие – связи Сильвестра с английским консульством. 1891 Возможно, православные, в поисках противовеса французско-униатскому тандему, нащупывали пути сближения с английской дипломатией, не сочувствовавшей католической, то есть французской, экспансии в Леванте. Драгоманом британского консульства в Халебе в 1720-е гг. был Ильяс Фахр, впоследствии – логофет Антиохийского престола и ведущий православный полемист XVIII века. 1892 Однако Франция к середине XVIII века оттеснила англичан с ведущих экономических и политических позиций в Халебе. 1893 Таким образом, вокруг Сильвестра замкнулось кольцо врагов. Согласно православной версии дальнейших событий (они происходили, приблизительно, в конце августа 1726 г.), униаты толпой напали на патриарха, замышляя его убить, но тот спасся от них вплавь через реку и сумел добраться до Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О них никто, сколько нам известно, не вспомнил в это время и не сказал слова участия к ним, а потому наша речь о судьбе русских иноков на Афоне во время нашей войны 1877 и 1878 годов имеет для наших читателей характер полной новизны и должна представлять для них, так сказать, двойной интерес. Едва лишь началась Русско-турецкая война, как затаенная злоба греков к русским обнаружилась со всею чудовищною силою. Константинопольские, уже известные нам русофобские газеты, на время притихшие, снова заговорили о русских иноках на Афоне своим обычным языком и старались всячески выставить их перед правительством в самом невыгодном свете, указывая на них, как на виновников начавшейся войны. Распространяемые ими клеветы и инсинуации на русских охотно были приняты на страницы европейских газет, как, например, в английской газете «Times», и даже фигурировали на страницах английской «Синей книги». Ближайшим поводом для константинопольских газет заговорить снова о русских иноках на Афоне было назначение на Кассандру, смежный с Афоном полуостров, каймакана и рассуждение по этому поводу в пресловутом турецком парламенте. Депутат из Смирны некто Енитехерли-хаджи-Амет-эфенди коснулся мимоходом положения дел на Афоне и указал на могущие быть опасности со стороны тех 10 000 русских людей, которые живут здесь. Ненавистница русских, газета «Θρχη» воспользовалась этим случаем, чтобы снова забить тревогу против «обрусения Афона» и «убийственных последствий будущности жителей Македонии». Поправляя депутата и уменьшая цифру русских монахов на Афоне с 10 000 на 7 000, названная газета задается такими вопросами: «Откуда же они и что ищут в этом эллинском обиталище? Разве мало в России степей, где они могли бы, монашествуя, спасти свои души от доброненавистника?» «Потребовалось бы сказать, – отвечает газета, – многое, если бы мы захотели рассмотреть цели этого скопа калогеров, кроме того для открытия сих целей требуется и не малая острота зрения. Безмятежное это убежище, которое эллинская монашеская политика 210 сохранила священным под духовною юрисдикциею Великой Церкви и политическою властью султана, превращается постепенно чуждыми этими завоевателями в центр преступных действий, которые, если только не будет вовремя уничтожено с корнем это гнездо заинтересованными – церковью, народом и государством, то не замедлят оказать свое существование пагубнейшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Первая составлена до появления сочинений Варлаама; вторая, названная им последнею, написана уже в опровержение письменно изложенного мнения Варлаама. Но ей не суждено было остаться последнею, ибо на второе сочинение Варлаама, появившееся, очевидно, вслед за этой триадой, Палама еще составил новую триаду в опровержение и второго сочинения Варлаама. Таким образом, названная Паламой последнею, в действительности же вторая по порядку и по времени составления триада, написана Григорием Паламой по выходе в свет первого сочинения Варлаама, когда этот последний путешествовал по Италии 111 . В этом весьма важном для нас сообщении мы получаем удовлетворительный ответ на вопрос о начале богословской борьбы. По-видимому оно приводит к заключению, что нападающею стороной был Палама, Варлаам же защищающейся. Первая триада написана им против Варлаама, когда еще он не читал его сочинения, а только слышал об его учении. Вторая триада, составленная во время миссии Варлаама (1338 – 1339), направлена была уже против сочинения этого последнего, с которым Палама успел тогда ознакомиться. Следовательно, первое сочинение Варлаама могло быть составлено около 1337 – 1338 г.; этим оправдывается указание Н. Григоры на трехлетний период борьбы. Возвратившись из путешествия, на запад предпринятого, как мы знаем, по поручению императора, Варлаам, по словам Филофея. переделал во многих частях свое сочинение, с тем, чтобы избежать обвинений 112 , дав ему даже другое надписание (κατ Μασαλιανν). Это побудило Паламу написать свою третью триаду против Варлаама. Нужно думать, что это последнее сочинение и было поводом к тем обвинениям, которые Варлаам представил патриарху константинопольскому. В большинстве византийских изложений хода борьбы и в соборных грамотах мы напрасно стали бы искать хронологических дат. Во всех упомянутых изложениях выдвинут тот факт, что Варлаам, желая осмеять греческую веру, притворился учеником, ищущим ознакомления с монашеской жизнью и воспользовался простодушием одного калогера, который в безыскусственной форме и передал ему, что каждый верующий может удостоиться телесными очами видеть свет Божий и созерцать природу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

10 «Индикт» – пятнадцатилетний период. Счет по пятнадцатилетиям ведет начало от римских переписей населения, производившихся один раз в 15 лет. К нам он перешел из Византии. 12 «Солнечный круг» – период в 28 лет, по прошествии которых новый год в юлианском календаре приходится на тот же день недели. 13 «Круг лунный» – период в 19 лет, по прошествии которых лунные фазы приходятся на те же дни (числа месяца) юлианского календаря. 15 В п.п. 10–13 говорится о «поновлении» или «обновлении» неба, земли, моря и воды, происходящих в периоды 80, 40, 60 и 70 лет. Какие-либо аналогии этим периодам в античной н средневековой литературе нам не известны. 16 Великий круг, или великий индиктион, – период в 532 года, по прошествии которого лунные фазы приходятся не только на те же дни (числа месяца) юлианского календаря, но и на те же дни недели. Число 532 получается путем перемножения 28 (число лет солнечного круга) и 19 (число лет лунного круга). По прошествии 532 лет день пасхи (празднуемой в первое воскресенье после весеннего полнолуния) приходится, следовательно, на то же число месяца, и дальнейшее передвижение его по числам календаря совершается в том же самом порядке, по тем же числам календаря, что и в предыдущем «великом круге». 17 В рукописи «книжных». Под «книжными месяцами» Кирик, видимо, понимает месяцы юлианского календаря, (ср. п.2). Если же считать месяц в 4 недели, говорит он, то в году будет 13 месяцев и один день (28х13+1=365). 21 Пасха в 1136 г. действительно была 22 марта. Это – предельно ранний срок ее, на что указывает и Кирик («выше того не восходит»). Он отмечает вместе с тем, что «за 248 лет також. будет». Если понимать эти слова как «через 248 лет», то мы получим 6644+ +248=6892 г., который соответствует 1384 г. н. э. Но на самом деле пасха вновь была 22 марта в 1383 г. (см. Черепнин цит. соч., стр. 61). Поэтому возможно, что Кирик имел в виду 248 год, считая первым 1136. 22 В рукописи «калугер». «Калугер» или «калогер» – греческое слово, обозначающее инока, монаха (из старших).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

К стр. 18; прим. 5. Тертуллиан Творения, Спб. 1849. О целомудрии II. 119–121; К жене 1, VI; II, стр. 209: «Не вступают в брак и жены язычников, когда теряют любимаго ими мужа» VII, 211: «В Риме запрещено распорядителю жертв или первосвященнику жениться два раза». К стр. 22 прим. 1 (стр. 56, прим. 1). Под «безбрачными» в 1Кор. 7:8 разумеет вдовцов и Климент Александрийский (Стром. III, 10, русск. пер., стр. 325). Если бы под безбрачными разуметь холостых, то пришлось бы думать, что апостол дозволяет второбрачие лишь женщинам, но не мужчинам. а между тем на таком понимании этого текста основывает Феодор Мопсуэстийский свою защиту второбрачия клириков (см. стр. 53). Стр. 27. Климент Адекс., Стром. III, 9, стр. 354: «Воздержание и брак оставлены на наш выбор». Стр. 29, отд. 3) См. Амвросий Мед. О вдовицах гл. 13, Твор. Казань. 1901, стр. 102; Златоуст, О девстве, Твор. I, 297. Стр. 30–31. Почти все древние толкователи под «сестрой женой» 1Кор. 9:5 разумеют не супругу, а женщину помощницу, следовавшую за апостолом, по примеру женщин, сопровождавших Спасителя, своего рода добровольную диакониссу (Ср. Римл. 16:1–2 ) См., напр. Климент Александрийский , Стром. III 5; Тертуллиан , De monog. 3; Иероним, Против Иовиниана, I, 26; Августин, De ореге Monach. IV, 5; Феодорит в толков. на 1Кор. 9:5 ; Исидор Пелусиот , Письма III, 176; Феофилакт MG. 124, 665; Икумений, MG. 118. 756, Евфимий Зигабен издании Калогера, I, 271. К стр. 43, прим. 1 и 2. См. также «Беседу на слова; «Вдовица избирается», MG. 51. 325. «О единобрачии» MG. 48, 611; «О девстве» гл. 33, MG. 48. 560. К стр. 51. прим. 3. В англиканской церкви второбрачие дозволяется всем священнослужителям, не исключая и епископов, и потому естественно многие англиканские ученые стараются, по примеру Бингама, истолковать комментарий Златоуста на I Тим. 3:2 в смысле запрещения лишь одновременной полигамии. Помимо Свита так толкуют это место, напр. Д-р Пюзей (Prsey, Library of the Fathers, vol. X, p. 420), D-r Фарбэри (Fairbairn. The Pastaral Epistles, p. 418), епископ Гарольд Браун (Harold Broune, Exposition on the thirty nine articles, London, 1874, pp. 752, 759) и Мейрик (F. Meyrick, Diction, of Christ Antiqu. Smith’a под словом Marriage, II, 1097). Точно также перетолковывают английские писатели и смысл слов Икумения и Феофилакта (Браун, ibid.. Reynolds в «Expositor», 1875, vol. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010