2201 Соколов И.И. Церковные события. С. 342. См. подробнее об этом трактате далее в настоящей главе. 2206 Nasrallah J. HMLEM. Т. 4 (1). P 134–135. В 1930-е гг. это сочинение было издано с румынским переводом: Atanasie Dabbas. Автор выражает глубокую благодарность В.Г. Ченцовой за помощь в ознакомлении с содержанием хроники. 2207 В арабском переводе: Салях аль-хаким ва фасад аль-‘алям ад-дамим («Спасение Мудреца и крушение порочного Мира»). См. также: Панченко К.А. Рец. на: Cantemir D. The Salvation of the Wise Man and the Ruin of the Sinful World. 2211 О биографии и литературном творчестве Никулы ас-Саига см. Шейхо Л. Никулавис ас-Саиг С. 97–111; Nasrallah J. HMLEM. T. 4 (2). P. 109–111, 268–270. 2212 Grelott. P 146. Европейские путешественники почему-то считали, что литургию у православных арабов служили по-гречески. 2214 АВПРИ. Ф. 152. Оп. 505. 1765. Д. 7 (Т. 2). С. 204. Автор благодарит проф. С.А. Кириллину за любезное предоставление этой информации. 2218 Порфирий Успенский . Книга бытия моего. Т. 3. С. 545. Многие из этих апокрифических текстов были скопированы по заказу Порфирия и ныне ждут своего исследователя в отделе рукописей РНБ (См. Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего еп. Порфирию. С. 172). 2219 Имеется в виду певческий октоих (октай), богослужебная нотная книга с песнопениями седмичного круга. Минеи – сборник церковной литературы (жития, поучения и др.), расположенной в порядке дней месяца. 2249 Фотианская схизма – церковный конфликт Рима и Константинополя в IX в., разгоревшийся вокруг личности константинопольского патриарха Фотия, обвиненного своими противниками в неканоническом занятии престола. Оппоненты Фотия апеллировали к мнению римского папы; Фотий категорически отвергал право римского первосвященника вмешиваться в дела других церквей. Отношения двух церковных центров обострились до крайности, во многом предвосхитив окончательное расхождение Востока и Запада Христианского мира в 1054 г. 2250 См. о творчестве и биографии Илии Фахра: Nasrallah J. HMLEM. T. 4 (2). P. 202–216; Graf G. T. 3. P. 134–140; Трад А. C. 78–79; Рукоп. Дамаск. 131, 133, 173, 193; Халидов А.Б. В 1220, В 1222, В 1223, 10443–10449, 10540–10542; Соколов И.И. Дидаскал Иаков Патмосский. С. 337–8; Masters B. P 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2263 Анастасий ибн Муджалла. Л. 92 об. При этом, вероисповедные формулировки, принятые на Флорентийском соборе, Анастасий разбирал и критиковал с полным знанием дела. 2264 Хотя такие грамоты отпечатывались типографским способом большими тиражами, их дошло до нас очень мало, потому что существовал обычай класть грамоту в гроб владельцу (Кобеко Д.Ф. С. 270, 278–279). 2265 См. например: Базили К.М. 2007. С. 510. Весьма любопытны, хотя и небеспристрастны наблюдения этого автора, касающиеся религиозного сознания униатов конца 1840-х гг. «Вековые усилия римского духовенства к распространению западных догматов в сирийских униатах, имели доселе мало успехов, – пишет он. –... В чистилище они не веруют; о римском первосвященнике имеют невыгодное понятие и вовсе не признают его главою церкви; индульгенций не уважают; латинской церкви чуждаются, стремление духовенства к безбрачию и старание епископов заменять постепенно женатых священников иеромонахами порождает неудовольствие в народе. В самом духовенстве существует еще разрыв, произведенный книгами Германоса [Адама]» (Базили К.М. 2007. С. 514). 2272 Нима ибн аль-хури Тума. С. 138–155; Манаш Дж. С. 396–405; Nasrallah J. HMLEM. T. 4 (2). P. 307–309. 2279 Nasrallah J. HMLEM. T. 4 (2). P. 309–311. Текст этот не издан до настоящего времени. По иронии судьбы, единственный опубликованный его фрагмент вышел в свет в русском переводе Порфирия Успенского . Порфирий смог на короткое время заполучить рукопись ‘Уджайми у настоятеля одного из униатских монастырей. При посредстве драгомана Иерусалимской патриархии Порфирий успел перевести текст ‘Уджайми только до описания событий XII века; потом униатский иеромонах потребовал манускрипт обратно, опасаясь неприятностей от духовного начальства из-за своих контактов с русским архимандритом (Жеми И. С. 385–386). В результате в научный оборот еще в 1875 г. была введена только начальная часть хроники. Сами же униаты так и не издали труд первого летописца своей общины. 2283 В своей хронике «Тарих аш-Шам» Брейк объясняет, что начал ее с 1720 г. в том числе и потому, что происходившие тогда события, как он пишет, «я видел собственными глазами, и это первое, что я помню в жизни» (Михаил Брейк. Тарих аш-Шам. С. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Città del Vaticano, 1944–1953. Bd. 1. Griffith S. The Shape of Christian Theology in Arabic: The Genres and Strategies of Christian Discourse in the World of Islam//The Church in the Shadow of the Mosque. Princeton; Oxford, 2008. P. 75–105. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain; P., 1979–1989; Damascus, 1996. Nassif B. Religious dialogue in the eighth century. Example from Theodore Ab Qurrah treatise//Parole de l’Orient. 2005. Vol. 30. P. 333–340. Samir S. Kh. The Earliest Arab Apology for Christianity (c. 750)//Christian Arabic Apologetics during the Abbasid Period (750–1258)/S. Kh. Samir, J. S. Nielsen, eds. Leiden; Brill, 1994. P. 57–114. Treiger A. Who Was Macarius, the Author of the “Responsum on Cheesefare Week”?//Between the Cross and the Crescent: Studies in Honor of Samir Khalil Samir, S. J. on the Occasion of His Eightieth Birthday/. Paša, ed. Rome, 2018. P. 137–145.   Булус ар-Рахиб, мелькитский епископ Сидона, (XII–XIII вв.) в своем послании «К другу-мусульманину» не без гордости заявляет, что он и его мусульманский адресат принадлежат к одному народу, являются жителями одной страны, говорят на одном языке и ничем не отличаются друг от друга по внешнему виду (см.: Булус ар-Рахиб. О Божественном предизбрание праведных и свободной воле человека/пер. прот. О. Давыденков//Арабы христиане в истории и литературе Ближнего Востока. М., 2013. С. 138; Арабский текст см.: Seize traités théologiques d’auteurs arabes chrétiens/P. Cheikho, ed. Beyrouth, 1906. Р. 32). См.: Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Città del Vaticano, 1944–1953. Bd. 1. S. 380; Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain; P., 1979–1989; Damascus, 1996. Vol. III.1. P. 314–315. . Этот устав представляет собой даже не трактат, а, скорее, краткое архиерейское распоряжение относительно правил совершения поклонов в праздничные дни. Текст, написанный, как сообщается в нем, в 1245/6 г., сохранился в одной рукописи (Sinai ar. 238, fol. 2v), где он занимает всего одну страницу. Критическое издание и перевод см.: Treiger A. Who Was Macarius, the Author of the “Responsum on Cheesefare Week”?//Between the Cross and the Crescent: Studies in Honor of Samir Khalil Samir, S. J. on the Occasion of His Eightieth Birthday/. Paša, ed. Rome, 2018. P. 143–144.

http://bogoslov.ru/article/6176017

17 См.: Ficker G. Erlasse des Patriarchen von Konstantinopel Alexios Studites. Kiel, 1911. S. 20; Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople/Ed. V. Grumel, J. Darrouzes. P., 1989 2 . N 839. Предположение высказано в: Nasrallah. Histoire... P. 289. 20       Рукопись представляет собой фрагмент минология с 5 айяра/мая по 29 хазирана/июня. Описание см.: Gibson М. D. Catalogue of the Arabic Manuscripts in the Convent of St. Katharine on Mount Sinai. L., 1894. P. 72. (Studia Sinaftica; 3); Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai: A Hand–list of the Arabic Manuscripts and Scrolls Microfilmed at the Library of the Monastery of St. Catherine. Baltimore, 1955. P. 11. Житие помещено под 23 айяра/мая (Fol. lll r –131 r ). 22       См., напр.: Canard M. Une Vie du patriarche melkite d’Antioche, Christophore//Byzantion. Bruxelles; Paris, 1953. Vol. 23. P. 561–569; Nasrallah J. L’eglise melchite en Iraq, en Perse et dans PAsie centrale//РОС. 1975. T. 25. P. 135–173; 1976. T. 26. P. 16–34, 319–353; Benner H. Das chalkedonensische Patriarchat von Antiocheia in der Mitte des 10. Jahrhunderts//Syrisches Christentum weltweit: Studien zur syrischen Kirchengeschichte. Festschrift Prof. Hage/Hrsg. M. Tam- cke, W. Schwaigert, E. Schlarb. Munster, 1995. S. 98–115 (Studien zur Oriental- ischen Kirchengeschichte; 1); Todt K.-P. Notitia und Diozesen des griechisch-or- thodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jahrhundert//Orthodoxes Forum. Munchen, 1995. Bd. 9. S. 173–185; Idem. Region und griechisch-ortho- doxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit (969–1084)//BZ. Bd. 94(1). S. 239–267; Панченко К. А. Антиохийский патриарх Христофор (t 967): Личность и эпоха//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 216–234. 26       После стремительной военно-политической карьеры он был назначен в 999 г. дукой Антиохии и занимал этот пост по крайней мере до 1006 г., когда подавил мятеж араба аль-Асфара; его дальнейшая судьба неизвестна (см.: Histoire de Yahya-ibn-Sa " i " d... Pt. 2//PO. 1932. T. 23. Fasc. 3. P. 459–460, 466–467).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Касыда представляет собой образец арабо-христ. поэзии, выдержанный в классической форме монорифмы. Иногда ради сохранения ритмического строя И. искажал звучание слов и описание реалий. Для языка автора характерно влияние разговорного диалекта. Касыда содержит восторженные витиеватые и гиперболические описания достопримечательностей Московии. Сильнейшее впечатление на арабов произвели золотые купола церквей, колокольный звон, пышные богослужения и величие царского двора. И. возносит хвалы рус. царю и высказывает пожелание, чтобы его власть распространилась на земли «франков», немцев, венгров и ляхов, а Московия процветала и пребывала в безопасности. Поэма отражает политические симпатии правосл. арабов в эпоху, когда Антиохийский Патриархат столкнулся с активизацией католич. пропаганды на Ближ. Востоке. У спутников патриарха Иоакима осталось исключительно позитивное впечатление о Русском гос-ве, в т. ч. и на эмоционально-эстетическом уровне, что укрепило ориентацию мелькитов на дальнейшее развитие отношений с Москвой. Соч.: Poésie de ‘Isa, évêque de Hama// Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 86-88. Ист.: РГАДА. Ф. 52/1. Кн. 2. Л. 149; Павел Алеппский. Путешествие. С. 286, 334-335, 337, 343, 369. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 89; Крачковский И. Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник араб. геогр. лит-ры и как источник по истории России в XVII в.// Он же. Избр. соч. М.; Л., 1955. Т. 1. С. 264; Nasrallah. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 232; Панченко К. А. Россия и Антиохийский патриархат: Начало диалога//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 203-221; он же. Митр. ‘Иса и первое арабское описание Московии (1586 г.)//ВМУ: Вост. 2007. 4. С. 87-95; он же, Фонкич Б. Л. Грамота 1594 г. антиохийского патриарха Иоакима VI царю Федору Ивановичу//Монфокон: Исслед. по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. Т. 1. С. 178-179; Kilpatrick H. Visions of Distant Cities: Travellers as Poets in the Early Ottoman Period//Quaderni di studi arabi. N. S. R., 2008. Vol. 3. P. 67-71, 76-80.

http://pravenc.ru/text/674113.html

А. написал трактат «О единобожии и ипостасном соединении» (Ibid. P. 336-337). Авторство П. А. в отношении трактатов 6-8 подвергает сомнению только Хури, указывающий на то, что рукописная традиция более или менее определенно усваивает их П. А. только с XVI в. Признавая их стилистическое единство с подлинными произведениями П. А., Хури тем не менее склоняется к версии о подражателе (Paul d " Antioche. 1964. P. 42), как представляется, без достаточных оснований. Нередко к этим 3 трактатам добавлялось «Опровержение еретических учений» 9), подлинность к-рого также отрицает только Хури, отмечая, однако, что ее признавали такие авторитетные ученые, как Граф, Сбат и Шейхо (Ibid. P. 42-43). Гиперкритицизм Хури в отношении 4 указанных трактатов не нашел поддержки и у более поздних исследователей. Насралла, Самир и Тойле единодушно помещают эти трактаты среди аутентичных произведений П. А. ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 260-269; Samir e. a. 1976. P. 232-236; Teule. 2005. P. 97). Общая характеристика творчества П. А. писал на араб. языке, к-рый, несомненно, был его родным. Будучи мелькитским монахом и епископом, он, как полагает Тойле, должен был знать и греч. язык ( Teule. 2005. P. 95). В пользу этого мнения свидетельствуют приводимые П. А. евангельские цитаты и текст Символа веры, отличающиеся от др. арабских переводов. Конфессиональная узость, в целом свойственная средневек. Востоку, не характерна для его самосознания. П. А. не без гордости заявляет, что он и его мусульманский оппонент принадлежат к одному народу, являются жителями одной страны, говорят на одном языке и не отличаются друг от друга по внешнему виду (Seize traités. 1906. Р. 32; Булус ар-Рахиб. 2013. С. 138). П. А. был ревностным пастырем, главная забота которого состояла в том, чтобы дать верующим целостное представление о христ. учении. Его произведения представляют собой попытку популярного и не всегда систематичного изложения основ правосл. веры в полемико-апологетическом ключе ( Samir. 1993. P. 179), их отличает выдержанность при опровержении взглядов противника ( Nasrallah.

http://pravenc.ru/text/2578543.html

Taft R.F. Mass Without the Consecration? The Historic Agreement on the Eucharist between the Catholic Church and the Assyrian Church of the East Promulgated 26 October 2001//Worship. 77. 2003. P. 482–509. 654 См. серию статей А. Пентковского в ЖМП и труды М. Желтова , особенно его существенный вклад в великолепную продолжающуюся «Православную энциклопедию» (Москва, 2000). Все это заслуживает прочтения. А. Пентковский осветил извилистую историю развития Типикона, а благодаря пространной статье «Евхаристия» М. Желтова у нас есть теперь настоящий православный историко-богословский трактат о Евхаристии, достойный своего названия. 656 Основная информация и ранняя библиография об этих находках приводится в статье Mathiesen R. New Old Church Slavonic Manuscripts on Mount Sinai//Harvard Ukrainian Studies. 1991. 15. P. 192–199. О богослужении на Синае см. Taft R.F. Greek Monastic Liturgy on the Sinai Peninsula in the First Millennium: Glimpses of a Lost World//Conference at the Symposium Holy Image-Hallowed Ground: Icons from Sinai, 26–27 January 2007, at the J. Paul Getty Museum and The Fowler Museum (UCLA), в печати в материалах симпозиума. 657 Бессы были фракийским племенем, находившемся на службе у Римской империи: см. Festugière A.-J. Les moines d " orient. III/2: Les moines de Palestine. Paris, 1962. P. 124, прим. 91. О происхождении манускриптов в библиотеке Монастыря св. Екатерины мы почти ничего не знаем: см. Nasrallah J., Haddad R., Histoire du mouvement littéraire dan l " Eglise melchite du V e au XX e siècle. Contribution à l " étude de la littérature arabe chrétienne. Damascus: Fondation Joseph Nasrallah – Editions de l " Institut français de Damas, 1996. Vol. II. Tome I. P. 634750. 63–64. О рукописях, см. общие работы : Kamil M. Catalogue of All Manuscripts in the Monastery of St. Catherine on Mount Sinai. Wiesbaden, 1970; Géhin P., Føyshov S. Nouvelles découvertes à propos de la parution de l " inventaire des manuscrits grecs//REB. 58. 2000. P. 167–184; о греческих рукописях : Répertoire des Bibliothèques et des catalogues de manuscripts grecs de Marcel Richard, 3e édition entièrement refondue par Jean-Marie Olivier//Corpus Christianorum, Turnhout: Brepols, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

альманах. К.; Чернигов, 2015. Вып. 1/2. С. 66-77. Ист.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1894. Τ. 2. Σ. 273-284; Гиббенет Н. Историческое исслед. дела патр. Никона. СПб., 1884. Ч. 2. С. 84-110, 146-177; Досифей. История епископии горы Синая//Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 34-86. (ППС; Вып. 58. Ч. 2); Собственноручные записки Иоанникия, патр. Александрийского, о синайских делах в Египте//Там же. С. 210-263; Неофит Кипрский. Рассказ о находящихся в Иерусалиме христ. вероисповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения//Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 20-21. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55)); Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен 6 вселенского собора до 1810 г.//Там же. 1904. Т. 2. С. 66-76. (ППС; Т. 19. Вып. 2(56)); Прокопий Назианзин Арабоглу. Попираемый Иерусалим//Там же. С. 139, 144. Лит.: Αθανασιδης Κ. Τ περ τν Νεκτριον πατριρχην Ιεροσολμων//Σωτρ. Αθναι, 1890. Τ. 13. Σ. 73-78, 143-152, 202-211; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Πετροπολις, 1891-1915. Τ. 1-5 (по указ.); Legrand. Bibl. hell. XVIIe s. T. 2-4; XVIIIe s. T. 1-2 (по указ.); Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством. СПб., 1895. Т. 1. С. 187-221. (ППС; Т. 15. Вып. 1(43)); Grumel V. Nectaire//DTC. 1903. Vol. 11. Col. 56-58; Померанцев И. Избрание иерусалимских патриархов в XVII и XVIII ст.//СИППО. 1907. Т. 18. Вып. 2. С. 209-232; он же. Иерусалимский патр. Досифей II (1669-1707)//Там же. 1908. Т. 19. Вып. 1. С. 1-32; Μανοσακας Μ. Ι. Η «Επιτομ τς Ιεροκοσμικς Ιστορας» το Νεκταρου Ιεροσολμων κα α πυγα ατς//Κρητικ Χρονικ. Ηρκλειο, 1947. Τ. 1. Σ. 291-332; idem. Α μιλαι το Νεκταρου Ιεροσολμων//Ibid. 1953. Τ. 7. Σ. 163-195; Τζιρκης Ν. Ε. Νεκτριος, Πατριρχης Ιεροσολμων//ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 396-397; Nasrallah. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 148-152; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 244-248; Макарий. История РЦ. Кн. 7 (по указ.). С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564876.html

Иакова по свитку IX века Vatican gr. 2282 (издание: Mercier). Процесс постепенной византинизации завершился более или менее к XIII веку, и его история все еще ждет своего исследователя, см. Taft R.F. The Byzantine Rite. P. 56–57; Nasrallah J. La liturgie des Patriarcats melchites de 969 a 1300//OC. 71. 1987. P. 156–181; Hannick Ch. Annexions et reconquêtes Byzantines: peut-on parler d " »uniatisme» byzantin?//Irenikon. 1993. 66. P. 451474; Leeming K. The Adoption of Arabic as a Liturgical Language by the Palestinian Melkites//ARAM. 2003. 15. P. 239–246; Todt K.-P. Religion und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in Mittelbyzantinischer Zeit//BZ. 2001. Bd. 94.P. 239–267. Все еще актуальны некоторые ранние исследования: Korolevsky C. Histoire des patriarcats melkites (Alexandrie, Antioche, Jérusalem) depuis le schisme monophysite du sixième siècle jusqú à nos jours. Vols. II–III. Vol. III. P. 1–21=id. History of the Melkite Patriarchates (Alexandria, Antioch, Jerusalem) from the Sixth Century Monophysite Schism to the Present (1910). 3 vols. Vol. III.1. P. 1–25; Charon. P. 473–718 Meester de P. Grecques (liturgies)//DACL VI.2, 1605–1608. 648 Для общего обзора развития последних 75 лет я отсылаю к моим работам, первая из которых написана с европейской перспективы, а вторая – с американской: Taft R.F. Liturgiewissenschaft; id. A Generation of Liturgy in the Academy. 649 О Матеосе и его труде см. Taft R.F. Juan Mateos; библиографию Арранца см. на сетевом ресурсе: www.miguel-arranz.net. 651 См. например Taft R.F. Through Their Own Eyes. Liturgy as the Byzantines Saw It//Patriarch Athenagoras Orthodox Institute – The Paul G. Manolis Distinguished Lectures 2005. Berkeley, 2006. 652 См. статьи в выпусках 2004–2008 гг. издания Divinitas. Rivista internazionale di ricerca e di critica teologica, в которых подвергается критике решение Ватикана от 2001 г. о признании действительности ассирийской анафоры Фаддея и Мария, не содержащей Тайноустановительных слов, об этом см.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

противостоял местному языческому святилищу Зевса Мадбаха и Селамана, располагавшемуся на вершине горной гряды, на склоне которой находился К.-С. Исследование и реставрация Лит.: De Vog üé M. Syrie centrale: architecture civile et religieuse du I au VIIe siècle. P., 1877. T. 2; Butler H. Ch. Early Churches in Syria. Princeton, 1929. Pt. 1. P. 97-105; Krencker D., Naumann R. Die Wallfahrtskirche des Symeon Stylites in Kal‘at Sim‘a  n. B., 1939; Tchalenko G. Les villages antiques de la Syrie du Nord. P., 1953. Vol. 1. P. 205-276; 1958. Vol. 3. P. 124; Jarry J. Trouvailles épigraphiques à Saint-Syméon//Syria. P., 1966. T. 43. Pt. 1/2. P. 105-115; Nasrallah J. Le couvent de Saint Siméon l " Alépin: Témoignages littéraires et jalons sur son histoire//PdO. 1970. Vol. 1. P. 327-356; idem. Convents de la Syrie du Nord portant le nom de Siméon//Syria. 1972. T. 49. Pt. 1/2. P. 127-159; idem. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 67; Pe ñ a I., Castellana P., Fernandez R. Les stylites syriens. Mil., 1975; Strube Ch. Die Formgebung der Apsisdekoration in Qalbloze und Qalat Siman//JAC. 1977. Bd. 20. S. 181-191; Restle M. Kalaat Seman//RBK. 1978. Bd. 3. S. 853-892; Deichmann F. Qalb Lo  ze und Qal‘at Sem‘a  n: die besondere Entwicklung der nordsyrisch=spaetantiken Architektur. Münch., 1982. S. 3-40. (SBA; Heft 6); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983; Saunders W. B. R. Qal‘at Seman: A Frontier Fort of the Xth and XIth Cent.//Armies and Frontiers in Roman and Byzantine Anatolia: Proc. of a Colloquium Held at University College, Swansea, in Apr. 1981/Ed. S. Mitchell. Oxf., 1983. P. 291-303; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven, 19864. P. 143-156; Biscop J.-L., Sodini J.-P. Travaux à Qal‘at Sem‘an//Actes du XIe Congr. Intern. d " Archéologie Chrétienne. R., 1989. Vol. 2. P. 1675-1693; ODB. Vol. 3. P. 1763; Sodini J.-P. Qal‘at Sem‘an: Ein Zentrum des Pilgerwesens//Syrien: Von den Aposteln zu den Kalifen/Hrsg. E. M. Ruprechtsberger. Linz, 1993. S. 128-143; idem. Qal‘at Sem‘an: quelques données nouvelles//Akten des XII. Intern. Kongr. für Christliche Archäologie, Bonn 22-28 Sept. 1991/Hrsg. J. Engemann, E. Dassmann. Vat.; Münster, 1995. P. 348-368; Butcher K. Roman Syria and the Near East. L., 2003. P. 395-396; Bogisch M. Qalat Seman and Resafa-Sergiupolis: Two Early Byzantine Pilgrimage Centers in Northern Syria//Byzantino-Nordica 2004: Papers Presented at the Intern. Symp. of Byzantine Stud., 7-11 May 2004, Tartu, Estonia/Ed. I. Volt, J. Päll. Tartu, 2005. P. 52-72; Biscop J.-L. The «Kastron» of Qal‘at Sim‘a  n//Muslim Military Architecture in Greater Syria: From the Coming of Islam to the Ottoman Period/Ed. H. Kennedy. Leiden; Boston, 2006. P. 75-83.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010