версий Самуила, митр. Аданы, и Иоанна, патриарха Иерусалимского (вероятно, Иоанна VIII ), а через посредство первой - для груз. версии прп. Ефрема Мцире . Не позднее XI в. тот же путь от араб. оригинала через греч. редакцию к грузинской прошли Житие Тимофея Столпника из Кахушты близ Антиохии ( 871/2) и, возможно без греческого посредства, Житие Иоанна, еп. Эдесского (кон. VIII - нач. IX в.). Араб. рукопись Жития (Х в.), хранившаяся в б-ке Лёвена, сгорела в 1940 г., но отрывок, посвященный испытанию Иоанна ядом, был издан с лат. переводом ( Peeters. 1930. P. 87-89); диалог Иоанна с иудеем Финеесом сохранился также в рукописи Mingana Chr. Arab. Add. 172 (ок. 1400), содержащей и др. агиографические тексты. На араб. языке сохранились также сборники чудес, напр. Чудеса мч. Птоломея и мучеников Кира и Иоанна в Монемвасии. Мелькитская Ж. л. отличается обилием сборников, а в период после крестовых походов представлена почти исключительно Синаксарями и Минологиями ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 491-496; Nasrallah. Histoire. Vol. 3(2). P. 160-161), а также сборниками, в к-рых жития часто соседствуют с гомилиями. Единственный известный нам оригинальный агиограф этого времени - Юханна ибн Салих ибн Азар (сер. XVII в.), составивший повествования о чудесах в церквах Пресв. Богородицы и вмч. Георгия г. Халеба (не изд.; Ibid. Vol. 4(1). P. 224-225). Агиография занимает значительное место в творчестве Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима (1647-1672), однако не носит у него самостоятельного характера и представлена 3 направлениями: сбором и переписыванием житий местных святых, переводом сборников греч. агиографии, в частности мон. Агапия Ландоса, и компиляцией различных текстов (почти все труды в рукописях). Первый лист Жития 70 апостолов Антиохийского патриарха Макария III. XVII в. (СПбФ ИВ РАН. В 1227. Л. 131б) Первый лист Жития 70 апостолов Антиохийского патриарха Макария III. XVII в. (СПбФ ИВ РАН. В 1227. Л. 131б) Среди коптов расцвет Ж. л. пришелся на тот период, когда араб.

http://pravenc.ru/text/182317.html

181       Иоанн I Цимисхий, византийский император (969–976), пришел к власти в результате убийства Никифора Фоки. 182       Из Колонии Каппадокийской (Аксарай) или Армянской (Себинкарахисар). Согласно Яхье Антиохийскому, Феодор I был поставлен на патриаршество 23 января 970 г. (см.: Histoire de Yahya-ibn-Sa‘id... Pt. 1. P. 832). 183       Достоверно известно о посещении Антиохии Иоанном Цимисхием в 972 и 975 гг. Его прибытие в город ранее 972 г. маловероятно, поскольку первые два года его правления были заняты главным образом военной кампанией против русского князя Святослава на Дунае. Возможно, агиограф в данном случае объединил два разновременных, но типологически близких события – приезд нового патриарха и прибытие нового императора. 187       Употреблено слово tarrsh, которое, согласно словарю Р. Дози, обозначает породу дуба, не дающую плодов (см.: Dozy R. Supplement aux dictionnaires arabes. Leyde, 1881. T. 2. P. 36). Поскольку в словаре оно приводится также в сирийской графике, это, очевидно, диалектное название местного растения. 188       Об этом монастыре сохранилось несколько упоминаний. В рукописи 143 из собрания Баламандского монастыря в Ливане (1645), содержащей арабский перевод гомилий преподобного Феодора Студита , отмечено, что он выполнен Харитоном, игуменом этой обители, посвященной Пресвятой Богородице; в XIII в. ее насельник монах Макарий переписал арабскую Псалтирь (рукопись Sin. Arab. 63); обитель упоминают и латинские источники эпохи крестоносцев (см.: Cahen С. La Syrie du nord a l’epoque des croisades et laprincipaute franque d’Antioche. Paris, 1940. P. 324 (note 9); Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’Eglise melchite du V е au XX е siecle. Louvain; Paris, 1983. Vol. 3. T. 1. P. 308–309). 190       Вероятно, речь идет о той ризнице, которая была разграблена после убийства патриарха Христофора (см. гл. 16). 201       Сопоставляя эту фразу со словами преподобного Иоанна Дамаскина (см. наст. изд. с. 30, сн. 2), можно предположить, что патриарх призывал своих пасомых быть готовыми принять мученичество за исповедание Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ IV ибн Джума († 20.01. 1576, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 1543). Уроженец Дамаска. До вступления на Патриаршую кафедру 11 лет (с 1532) возглавлял Бейрутскую епархию (известен колофон И. 1533/34 г., где он называет себя епископом Бейрута ( Troupeau. 1972. P. 16)). После низложения Собором вост. патриархов Антиохийского патриарха Дорофея III И. приблизительно в кон. 1543 г. был возведен на Антиохийский престол (в сочинениях Антиохийского патриарха Макария III ( Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 75, 82) датировки 1533/34 и 1540/41 ошибочны). В трудах ряда историков, напр. М. Лекьена и С. Каралевского, предполагалось существование еще одного патриарха Иоакима (III) в 1-й пол. XVI в. Каралевский указывал, что Иоаким (III) упоминается в 2 документах - 1527 и 1531 гг., где говорится о привилегиях мон-ря на о-ве Лесбос. Кроме того, подпись патриарха Иоакима стоит под к-польским синодальным актом о правах др. мон-ря (май 1540). Ж. Насралла попытался объяснить эти факты, представив их как сведения об одном патриархе Иоакиме, к-рый якобы был избран в К-поле ок. 1516 г. (после завоевания Сирии османами) и до 1543 г. пребывал там в качестве титулярного архиерея. Тем не менее установлено, что упоминания Иоакима Антиохийского в 3 указанных документах (изд.: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Μαυρογορδτειος βιβλιοθκη. Κωνσταντινοπολις, 1884. Σ. 7-8, 171-172) являются интерполяциями. В этих документах рядом с именами К-польского патриарха Иеремии I (1522-1546) и его архиереев стоят имена патриархов Сильвестра Александрийского (1567-1590) и Иоакима Антиохийского, поставленные, вероятно, ок. 1587 г., когда Сильвестр и Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581-1592) подписями подтвердили действительность грамот, выданных мон-рям несколькими десятилетиями ранее. Т. о., эти подписи не могут влиять на датировку Патриаршества И. В течение 7 лет (ок. 1543-1550) Патриарший престол у И. оспаривал Макарий ибн Хиляль, митр. Кары и Аккара. И. служил в дамасской ц. святых Киприана и Иустины, а Макарий и его сторонники удерживали небольшую ц. св. Анании. Незадолго до смерти Макарий отказался от дальнейшей борьбы, принес покаяние и примирился с И.

http://pravenc.ru/text/468919.html

И. упоминается в послании 968 г. сиро-яковитского Антиохийского патриарха Иоанна VII копт. Александрийскому патриарху Мине ( Assemani. BO. T. 2. P. 133). Известно также о переписке И. с Антиохийским патриархом Агапием I (II) , который по вступлении на кафедру в кон. 977 г. разослал известительные грамоты остальным правосл. патриархам. И. в своем ответе (это единственное известное нам произведение патриарха, сохранившееся лишь в пересказе хронистов) осудил Агапия за то, что тот оставил Халебскую кафедру ради Антиохийской. Он выражал сомнения в каноничности поставления Агапия, требуя объяснения причин избрания этого патриарха и письменного свидетельства антиохийского духовенства и старейшин об их согласии с его поставлением. Ответное послание Агапия от 7 дек. 978 г. целиком приводится в летописи Яхьи и воспроизведено в более поздних сочинениях арабо-христ. хронистов. Агапий с достоинством и тактом доказывал правомерность своего вступления на кафедру с т. зр. церковных канонов, а также ввиду единодушного желания антиохийцев и указывал, что сомнения И. не должны служить препятствием к общению оторванных друг от друга правосл. Церквей Востока. И., получив послание Агапия, без дальнейших споров включил его имя в диптихи. И. скончался в Каире, однако погребение патриарха произошло в Александрии, и там же состоялось избрание его преемником Каирского митр. Арсения. Ист.: Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского/Изд., пер., коммент.: В. Р. Розен. СПб., 1883. С. 5-11, 19, 34-35, 42-43, 295-300; Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). C. 335-337, 347, 357. (ППС; Т. 17. Вып. 2(2)); Yahya-ibn-Sa‘ ï d d " Antioche. Histoire. P., 1924. Fasc. 1. P. 779-780, 793. (PO; T. 18. Fasc. 5); 1932. Fasc. 2. P. 378-389, 415, 447-448, 462. (PO; T. 23; Fasc. 3). Лит.: Le Quien. OC. T. 2. P. 478; Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 107; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 64-65. К. А. Панченко

http://pravenc.ru/text/389369.html

Антония-Раваха ( 799 или 805; рукописи с X в.) и Абд аль-Масиха аль-Наджрани аль-Гассани, игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае (IX в.; рукописи с кон. IX - нач. Х в.), претерпевших мученичество от мусульман. Наряду с этим имеются груз. жития, особенности языка к-рых предполагают несохранившийся араб. оригинал (Жития мч. Романа Нового ( 780), прмч. Михаила Черноризца (Эдесского, Савваита; IX в.; пам. 23 мая, 29 июля), Мученичество 20 Савваитских отцов ( Griffith. 1992. Chap. 8. P. 125)). Сохранилась араб. версия (Sinait. arab. 538, 551; Paris. arab. 147 и др.) Жития свт. Феодора Эдесского (IX в.; пам. 9 июля), к-рое представляет собой агиографический роман и известно также в греч., груз. и слав. редакциях. Важное место араб. составляющая занимает в досье прп. Стефана Савваита ( 794; пам. 13 июля), поскольку его ценное в историческом плане греч. Житие, написанное Леонтием Савваитом в 1-й трети IX в., сохранилось в единственной рукописи со значительными лакунами, а араб. перевод, выполненный непосредственно с греческого в 903 г. в лавре св. Саввы Освященного, известен практически полностью в 2 рукописях (Sinait. arab. 505 и 496; изд.) и послужил источником для груз. перевода. В кон. X - нач. XI в. агиографические произведения составлял правосл. антиохиец Ибрахим ибн Юханна : сохранилось и издано Житие Антиохийского патриарха Христофора, убитого мусульманами (967); упоминаемые в нем жития учеников патриарха, преимущественно являвшихся настоятелями сир. мон-рей, утрачены. Благодаря трудам мн. зап. и груз. исследователей XX в. было доказано значительное влияние араб. Ж. л. на грузинскую, имевшее место в Палестине (Иерусалим, лавры св. Саввы Освященного и прп. Феодосия Великого) и Сирии (мон-рь прп. Симеона Дивногорца близ Антиохии) в IX-XI вв. ( Nasrallah. Histoire. Vol. 2(2). P. 164-166). В 1085 г. Михаил Иеромонах из мон-ря прп. Симеона Дивногорца составил на араб. языке самую раннюю из сохранившихся редакций Жития прп. Иоанна Дамаскина, впосл. послужившую основой для греч.

http://pravenc.ru/text/182317.html

переговоры о перспективах учреждения на Руси Патриаршества; судя по всему, И. предлагали своей властью возвести в патриархи Московского митрополита, но И. не решился сделать это без санкции глав остальных Поместных Церквей. Патриарх посетил Троице-Сергиев мон-рь. Один из сопровождавших И., свящ. Иса, написал на араб. языке стихотворное сочинение о Московии (изд.: Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 86-88), полное гиперболических славословий рус. царю и восторженных описаний богатства и могущества московитов. Эта поэма стала для 3 поколений правосл. арабов главным источником сведений о сев. единоверцах. И. отправился обратно с богатыми дарами. Проезжая через Молдавию, он подарил местному еп. Георгию (Могиле) икону Богоматери; вкладная запись на иконе датирована 7095 (1586/87) г. Нек-рое время И. находился в К-поле, после чего совместно с Александрийским патриархом Сильвестром через Фессалонику отплыл на Ближ. Восток. Во время отсутствия И. в Сирии его замещал Михаил, митр. Триполи и Эль-Куры; вероятно, тот же Михаил еще в сане иерея сопровождал И. в Иерусалим в 1579 г. Ок. 1587 г. Михаил был низложен по обвинению в канонических проступках совместным решением И. и Иерусалимского патриарха Софрония V. На Триполийскую кафедру был возведен Анастасий ибн Муджалла, который впосл. присоединил к своим владениям епархии Бейрута, Тира и Сайды и стал наиболее влиятельным человеком в Антиохийской Церкви после И. Спутник И. по поездке в Россию Иса был рукоположен во митрополита Хамы. В мае 1590 г. И. участвовал в К-польском Соборе, к-рый подтвердил учреждение в Москве Патриаршества. 5 июля 1590 г. в Каире И. возвел на трон Александрийского патриарха свт. Мелетия I Пигаса , потом вместе с ним посетил мон-рь вмц. Екатерины на Синае. 7 окт. 1592 г. И. погиб («был мученически умерщвлен», по словам хронистов) при посещении обл. Хауран к югу от Дамаска, на краю пустыни. Память И. как священномученика указана под 17 окт. в «Новом Синаксаристе», составленном в афонском мон-ре Симонопетра иером.

http://pravenc.ru/text/468921.html

епископ г. Ашмунейн Севир ибн аль-Мукаффа (X в.) написал после смерти Е. сочинение под названием «Книга Соборов». Со стороны несториан опровержение Е. предпринял Илия бар Шинайя (X-XI вв.) в «Книге доказательства истины веры». С защитой несториан и яковитов также выступил мусульм. автор Ахмад ибн Таймия, стремившийся опровергнуть доводы Е. и показать, что учение мелькитов является еще более противоречивым. Содержащийся в «Истории» Е. вставной трактат против еретиков (Ibid. P. 161-176) встречается также в сочинении, известном под названием «Книга доказательства во оправдание веры» (          ), к-рое рукописная традиция ошибочно связывает с именем свт. Афанасия I Великого. На основании тождества пассажей в «Истории» и «Книге доказательства...» Г. Граф ( Graf. 1911. S. 227-244) предположил, что последняя также написана Е., выдвинув следующие аргументы: «Книга доказательства...» изначально составлена на араб. языке; ее автором является мелькит; сочинение не могло быть написано позже 944 г. Полностью соглашаясь с этими аргументами, Ж. Насралла ( Nasrallah. Histoire. P. 32-34) отметил, что в среде арабоязычных интеллектуалов-христиан при всей известности Е. как писателя данное сочинение считалось анонимным. Т. о., соответствующий фрагмент из «Истории» Е. следует скорее считать вставкой, сделанной ее позднейшим продолжателем. Местом написания этого сочинения, вероятнее всего, являлся один из мон-рей Палестины, чем могут объясняться детальное знание автором топографии Св. земли и Юж. Сирии и нек-рая близость «Книги доказательства...» к «Точному изложению православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Ранее приписывавшееся Е. повествование о событиях на Сицилии в 827-965 гг., к-рое следует за его «Историей» в кембриджской рукописи и известно по этой причине как «Кембриджская хроника», принадлежит не Е., а некоему арабоязычному компилятору XI в., опиравшемуся на греч. источники. Изд. и пер.: Eutychii aegyptii, patriarchae orthodoxorum Alexandrini Ecclesiae suae Origines. L., 1642; Abraham Ecchellensis.

http://pravenc.ru/text/187574.html

Во время 1-го путешествия М. начал составлять историко-канонический труд «Изящный сборник» ( M    ), куда наряду с переводными текстами по визант. церковной истории и адм. устройству правосл. Патриархатов вошли оригинальные сочинения, в т. ч. одна из ранних версий «Истории Антиохийских патриархов», «Летопись Валахии» и биография учителя М. Мелетия (Евфимия) Кармы. Сведения о патриархах и биография Мелетия были целиком инкорпорированы в «Историю Антиохийских патриархов» летописца XVIII в. Михаила Брейка ( Brayk. 2006) и в составе его труда издавались и переводились на рус. язык. Ок. 1664-1665 гг. М. подготовил еще сборник исторических и иных текстов, ныне хранящийся в ИВР РАН под шифром В 1227 (копия: Vat. arab. 689, 1757 г.). Он содержит новую версию антиохийской церковной истории «Краткое изъяснение имен патриархов Антиохии со времен апостола Петра, первого ее патриарха, до настоящего времени». Эта версия во многом отличается от текста из «Изящного сборника»: в одних случаях она более краткая, в других - дополнена новыми деталями (частичное издание обоих текстов см.: Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 75-85). В рукописи В 1227 содержится также трактат о епархиях и об архиереях Антиохийской Церкви, где М. преимущественно на основе устной традиции попытался сохранить сведения о преемстве епархиальных архиереев своего Патриархата и о наиболее ярких событиях, связанных с их служением (рус. пер.: Панченко. Митрополиты и епархии. 2012). Исключительную историческую ценность представляет сочинение М. «Известия о стране грузин» ( A       ), основанное на личных впечатлениях во время его 2-го путешествия (рус. и франц. переводы с ватиканской рукописи: Грузия в XVII ст. 1905; Codex 689 du Vatican. 1905; изд. и нем. пер. автографа: Walbiner. 1994. S. 144-245). К историографическим сочинениям примыкают труды по географии и топографии, в частности списки архиерейских престолов различных христ. Церквей, комментарии к топонимам, упоминаемым в НЗ и синаксарях. М. организовал поиск и переписку ветхих манускриптов в сир. мон-рях и епархиальных центрах (ИВР РАН. В 1227. Л. 188-189), благодаря чему были сохранены мн. жития святых. Патриарх также перевел десятки неизвестных его землякам сказаний о святых из греч. синаксарей и др. агиографических сборников, в частности из трудов Агапия Ланда. Нередко М. творчески перерабатывал оригиналы, как, напр., Житие св. Параскевы Новой (см. ст. Параскева (Петка) Тырновская), переведенное и дополненное им во время пребывания на румын. землях в 50-х гг. XVII в. (добавления М. составляют не менее 1/3 текста; см.: Feodorov. 2002).

http://pravenc.ru/text/2561412.html

55 Собственно, оно сводилось практически к факту наличия арабского перевода флорентийских определений (см.: Nasrallah J. Chronologie des patriarche melchites d " Antioche de 1250 à 1500. Jérusalem, 1968. P. 31, 48). 56 Jugie M. La lettre de Georges Amiroutzes au duc de Nauplie Demetrius sur le Concile de Florence//Byzantion. 1939. Vol. 14. 1. P. 85–86. 59 «Неодолимость перед вратами ада – нечестием и ересями – Христос дает Церкви, а не Петру. Потому-то и мы невозможность в чем-либо ошибаться, как некий исключительный дар, ограничиваем одними Соборами, причем лишь теми, которые представляют всю Церковь » (Idem. De processione Spiritus Sancti 1.2.5//Ibid. P., 1929. Vol. 2. P. 62). 60 Ср. зачин декретов Базельского собора: «Святейший Базельский Вселенский Собор, законным образом собранный в Духе Святом и представляющий Вселенскую Церковь – на вечное памятование...» (Iohannes de Segovia. Historia gestorum generalis synodi Basiliensis III, 35//Monumenta conciliorum generalium saeculi decimi quinti. Wien; Basel, 1873. T. 2. P. 234). 61 Gennadius Scholarius. Manifestum ad cives constantinopolitanos//Œuvres completes. Vol. 3. P. 173. 62 Изд.: πσημα Κεμενα το Πατριαρχεου Κωνσταντινουπλεως: Τ σωζμενα π τν περοδο 1454–1498/Παζη-ποστολοπολου Μ., ποστολπουλος Δ. Γ., κδ. θνα, 2011. Σ. 184–189. 63 Даже паламитские Константинопольские Соборы 1341, 1347, 1351 и 1368 гг., несмотря на их несомненно догматический статус и вселенский авторитет, в византийский период формально не назывались «Вселенскими» систематически (одно из редких исключений – «Краткое повествование о Святых и Вселенских Соборах» митр. Нила Родосского; Nilus Rhodius. Narratio brevis de Sanctis et Oecumenicis synodis//Ρλλη Γ. Α., Ποτλ Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1852. T. 1. P. 394–395). 64 «Въ лто 6992 бысть соборъ въ Константинополи, въ пречестнмъ храм пресвятые Богородицы зовомыя Паммакаристъ, отъ четырехъ вселенскихъ святйшихъ и блаженнйшихъ кръ Симеона Константинопольскаго, и кръ папы и и кръ Дороеа и кръ на и иже во зл бывшаго собора…» и далее (см.: Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. СПб., 1853. Т. 5. С. 499).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/predst...

742 Михаил Брейк. С. 425–426; Павел Алеппский. Т. 5 С. 187; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 33–34. 743 В середине XVII века французский путешественник монс. Грело сообщал, как в округе Джебель Аджлун, на канонической территории Иерусалимского патриархата, двое святогробских сборщиков милостыни схватили монаха-самозванца, выдававшего себя за сборщика, посланного из Сайданайского монастыря (Grelott. р. 144–145). 750 Михаил Брейк. С. 425; Павел Алеппский. Т. 5. С. 187; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 31–37; см. также: Панченко К.А. Триполийское гнездо. 751 Михаил Брейк. С. 426–427; Павел Алеппский. Т. 5. С. 188; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 38–39. 753 Михаил Брейк. С. 427–428; Павел Алеппский. Т. 5. С. 187; См. также: Панченко К.А. Антиохийский патриархат и Россия. С. 207–208; его же: Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 49–53. Впрочем, колофон одной сирийской рукописи сообщает, что Михаил умер на Рождество 1592 г., даже пережив ненадолго своего врага Иоакима. (Karalevskij C. Col. 637; Nasrallah J. Chronologie. 1500–1634. P. 7, 42). Однако, в любом случае, после 1583 г. Михаил, которому к тому времени исполнилось едва ли не 90 лет, окончательно отошел от дел и перестал претендовать на патриаршество. 754 Михаил Брейк. С. 428; Рисаля. С. 357–361; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 46–48; см. также: Панченко К.А. Антиохийский патриархат и Россия. С. 208; его же: Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 56, 58. 755 Михаил Брейк. С. 429; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P.44; Панченко К.А. Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 59–62. О литературной деятельности Анастасия см. гл. IX и X. 761 Павел Алеппский, там же; Михаил Брейк. С. 432–436; Панченко К.А. Триполийское гнездо. Ч. 2. С. 25–34. 769 Михаил Брейк. С. 444; см. также: Сказание о Сирийской унии. С. 497–499; БЦЛ. С. 33; Соколов И.И. Церковные события. С. 314–330. 771 Сказание о Сирийской унии. С. 500; Михаил Брейк. С. 444; Соколов И.И. Церковные события. С. 337. 774 Сказание о Сирийской унии. С. 500–504; БЦЛ. С. 34–36; Михаил Брейк. С. 444–446; Соколов И.И. Церковные события. С. 338–344; Levenq C. Athanace III. Col. 1369–1374.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010