А между тем по канонической норме всё её устройство, вне её действия, все детали её учреждений проникнуты сплошь общественным характером. Не даром же и все канонисты православные и католические в один голос утверждают, что всё церковное право, т. е. каждое в частности „право“ и каждая в частности „обязанность“ публичное, а не частное – jus publicum, но не privatum. Пора же нам ясно сознать и самим делом выражать, что мы чада единой Церкви и братья не только в те краткие моменты когда стоим в храме и молимся, когда действительно составляем единообразно настроенное общество, но и по выходе из храма, когда рассыпаемся по своим домам или по заседаниям в разных нами сочинённых обществах, совершенно забывая о своём более высшем сочленстве и братстве, связующими силами которого служат единство веры, единство духовного рождения, единство таинственного питания Телом и Кровью Христа: приход, епархия, вся русская Церковь – вот общества, по которым в качестве непременных и деятельных членов должны распределиться прежде всего все православно-русские христиане. —393— И вот нам думается, что если бы наши иерархи, наши пастыри, наши ревностные о церкви миряне и монашествующие с большим усердием и энергией заботились и действовали об исправлении этого коренного недостатка в нашем церковном сознании, чем это делали доселе, то указываемое нами „обновление“ и „полнота“ церковного организма явились бы сами собой; тогда сама церковная жизнь сочетала бы иерархический и общественный элементы церковного устройства и управления в такие формы и учреждения которые далеко совершеннее проектируемых нашими, т. е. моими и Л. А. Тихомирова статьями. Н. Заозерский Лебедев А.П. Взгляд графа Л.Н. Толстого на историческую жизнь Церкви Божией: (Из университетских лекций по истории Церкви): [По поводу его книги «Разрушение ада и его восстановление»]//Богословский вестник 1903. Т. 2. 11. С. 394–417 (2-я пагин.). (Начало.) —394— „Первая отличительная черта доброго и мудрого человека заключается в сознании, что он знает очень мало, причём он всегда желает узнать, научиться, а не учить“ (Дж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Неожиданная смерть царя Алексея Михайловича, последовавшая 29 января 1676 года всего лишь на 47 году его жизни и ровно через неделю после падения знаменитой обители, была, по мнению людей старой веры, наказанием Божиим за разгром монастыря и, конечно, не помогла росту престижа царской власти. Место Тишайшего занял больной четырнадцатилетний ребенок, и период новых серьезных смут наступил для государства Российского.   Примечания   Аввакум. Сочинения… С. 62; ЛЗАК. Т. 24. С. 52–72; Материалы для истории раскола… Т. VII. С. 413. РИБ. Т. 23 (Дела Тайного Приказа). С. 1273. Аввакум. Сочинения… С. 713—714; Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания… С. 195. Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания… С. 195. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I. М., 1954. С. 183 Щапов А. П. Соч. Т. I. С. 466. Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н. И. Поповым. Т. I. М., 1864. С. 8—18, 134—136; Тхоржевский С. Стенька Разин. М., 1923. С. 119. Соловьев С. М. Т. VI (XII). С. 309. Соловьев С. М. Т. VI (XI). С. 278. Тхоржевский С. Указ. соч. С. 119—121; Крестьянство и националы в революционном движении, 1666–1671 гг. Разинщина. М. — Л., 1931. С. 255. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. II. М., 1959. С. 340. Тихомиров Б. Разинщина. М. —Л., 1930. РИБ. Т. 39. С. XXXV; Аввакум. Сочинения… С. 249, 846. Материалы для истории раскола… Т. V. С. 204; ДРВ. Т. XVIII. С. 92. Фролов В. Указ. соч. С. 469. ДРВ. Т. XVIII. С. 82. Аввакум. Сочинения… С. 249. ЛЗАК. Т. 24. С. 315; Аввакум говорит о смерти Авраамия, но не указывает времени его казни. См.: Аввакум. Сочинения. С. 57, 65. Там же. С. 248—249, 846. ЛЗАК. Т. 26. С. 22. Там же. Т. 24. С. 361. Русская старина. Х. 1908. Т. X. С. 684; Pascal P. Op. cit. P. 456. Житие боярыни Морозовой… С. 154—156; Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц… С. 126. Житие боярыни Морозовой… С. 159—160. Там же. С. 165. Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 269. Аввакум. Сочинения… С. 393—396. Житие боярыни Морозовой… С. 196.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Московский святитель, в свою очередь, ценил Иакова и нередко поручал ему особые дела, касавшиеся епархиального управления, требовавшие особой опытности и знания. Преосвященный Иаков был основателем библиотек в Московской и Владимирской епархиях, учредителем и первым председателем Московского общества любителей духовного просвещения (с 1863 г.), а также одним из основателей братства святителя Николая в Москве. Находясь на покое в Донском монастыре, епископ Иаков не оставлял забот о духовном просвещении. Он увеличил монастырскую библиотеку, ходатайствовал об учреждении библиотек в уездных городах; каждый праздник в вечернее время проводил беседы и чтения в одной из церквей Донского монастыря. Труды: Акафист святым благоверным князьям Константину, Михаилу и Феодору Муромским. Часы, беседы и чтения. Проповеди//Владимирские епархиальные ведомости. Благодарственное слово митрополиту Филарету//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1863, т. 1. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев П осад, 1897–1911, т. 3. – С. 37, 71, 176, 376, 578, 648; т. 4. – С. 2 – 827; т. 5. – С. 126–909; т. 6. – С. 40–914. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 199, 205, 659. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 393. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 34. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 418. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 563.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

18 К такому же заключению пришёл митр. Вениамин (Федченков) : «Это два разных восприятия! ...Два духа, два умонастроения... И если Церковь вынесла постановление о почитании икон Господа... если мы чтим и крест Его... то тем самым должно быть чтимо и славимо имя Божие. Это всё то же проявление Божества... и в иконах, и в кресте, и в имени, и в благословении пребывает и действует Бог Своею благодатию... Значит, и Имя Божие должно славить!» (Начала. 1–4. Вып. 2. M., 1998. С. 139). 20 Никон (Рождественский; 1851–1918), архиеп. – глава комиссии, направленной в июне 1913 Синодом на Афон с целью «усмирения монашеского бунта», руководитель разгрома центра имяславия. 22 На 68-м заседании IV ГД (сессия 2) 28 апреля 1914, после того как прот. Феодор Филоненко обличил влияние «некоторых проходимцев хлыстовского типа» на церковное управление, Π. Н. Милюков зачитал письмо C. М. Труфанова, указав, что обер-прокурор Синода назначен Распутиным и выполняет его волю. Λ. А. Тихомиров в дневнике констатировал: «Скандал невероятный... Всё это страшный удар Церкви в лице её иерархии. ...Заводят такую гангрену, а потом будут жаловаться на каких-нибудь «масонов " » (цит. по: ВарламовА. Григорий Распутин-Новый. M., 2007. С. 393). 24 Варнава (Накропин; 1859–1924), архиеп. – еп. Тобольский и Сибирский с 28 ноября 1913; протеже Распутина, звавшего его «сусликом». Епископом стал в 1911 по желанию Николая II, на что еп. Димитрий (Абашидзе) вопрошал: «А потом и Распутина придётся хиротонисать?», а архиеп. Антоний (Храповицкий) от лица иерархов сказал, что «мы и чёрного борова посвятим в архиереи» (Красный архив. 1928. Т. 6. С. 212). В 1914 переместил 347 клириков в своей епархии. В 1918 агитировал за вступление в Красную армию, выразил готовность сотрудничать с ВЧК в качестве информатора и желание создать « церковь , стоящую за большевистскую власть»; подр. см. исследование М. Ю. Крапивина (Вестник церковной истории. 2011. 3/4. С. 113–156). 25 Андрей (Ухтомский; 1872–1937), архиеп. – окончил МДА, кандидат богословия, иеромонах (1895), еп. Мамадышский (1907), Сухумский (1911), Уфимский и Мензелинский (1913), член Поместного Собора 1917–1918. Цитируется его статья «О ложных пророках современности» (Рассвет. M., 1914. 7. С. 4), рассказ о предложении Распутина стать царским духовником см. также: Зеленогорский М. Жизнь и труды... M., 2011. С. 226.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Встречу государю делал только что прибывший архиепископ Леонид у чудного креста, на великом мосту, с крестами, архимандритами и игуменами, всем собором; и того же дня государь слушал обедню в Софийском храме; а на следующий (25 декабря) день, по случаю праздника Рождества Христова, принимал у себя во дворце, на Никитинской улице, владыку, архимандрита, игуменов и священников, которые явились с иконами бить челом, и любезно угощал все духовенство обедом 390 . В Новгороде жил Иоанн четыре недели «без дву дней», молился святыне, ласкал жителей, тех, которые взяты были в Москву, простил, а старцев велел снять с правежа; к удовольствию граждан восстановил старинный обычай судебных поединков; велел строить вновь в детинце на месте прежних судебные места; свою казну с Никитинской улицы перевез под церкви – Пятницы, Николая чудотворца и жен Мироносиц, учредил 500 стрельцов для содержания стражи; «уставил наместников, по старине, да и полям быти в В. Новегороде по старине, да и наместником жити, по старине, в своих дворах, за рекою». Вообще, в это посещение он не сделал никому зла и отправился (18 января) в Москву, провожаемый благословениями народа, откуда вскоре же (9 и 10 февраля) прислал в Новгород, как место более безопасное, еще 450 возов своей казны 391 . Архиепископ Леонид начал свои пастырские распоряжения тем, что 13 января, в неделю, после молебнов, «велел в Новгороде всем священником звонити по всем церквам, когда позвонят в Софийском соборе, на четвертом часу дни, вероятно, к вечернему богослужению; а который священник учнет звонити рано, на том заповеди (штрафа) два рубля Ноугородская» 392 . В это время шла широкая молва о чудесах новоявленного угодника Б. св. Иакова Боровичского; по этому случаю архиепископ Леонид 1-го февраля командировал из Новгородского Розважского монастыря в Боровичский монастырь благочестивого иеромонаха Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с торговой стороны диакона Семена и боярского сына Шестака, чтобы освидетельствовали мощи чудотворца Иакова, и подробно разведали, совершаются ли исцеления от мощей его. Посланные, исполнив поручение, возвратились в Новгород 8-го февраля и донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова действительно совершается очень много 393 , после чего было установлено всенародное чествование св. праведного Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417, 479. Лебедев А. П. Успенский кафедральный собор в Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1896. – С. 40, 41. Павел, иеромонах. Воспоминание о преосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Ярославль, 1877. Кроткое А. С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. – СПб., 1901. – С. 227. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1, 3, 4, 5, 6. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810–1880): Биографический очерк. – М., 1881. – С. 86–101. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 169 и далее. Угреша: Историческое описание Николо-Угрешского монастыря. – М., 1883. – С. 34. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 112, 148, 155, 308, 478, 491, 518, 524, 525, 565, 589, 635, 703, 704. Сборник для любителей духовного чтения иеромонаха Никифора. – М., 1888. – С. 681–684. Памяти преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского, иеромонаха Ефрема. – Киев, 1902. Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию (1843–1847). – М., 1883. – С. 28, 29, 39, 66, 69, 78, 187. Письма Филарета, митрополита Московского к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии Ярославскому. – М., 1883. См. также: Душеполезное чтение. – М., 1883. – Ч. 2. – С. 103–119. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 151, 154, 189, 190 и др.; ч. 2. – С. 47, 103 и др. Московские епархиальные ведомости. – 1870, 49. –»– 1871, 16. –»– 1876, 28. – С. 223–227; 52. – С. 460–462. Московские ведомости. – М., 1874, 109. –»– 1876, 328, 333. Ярославские епархиальные ведомости. – 1876, 50. – С. 393–396; 51. – С. 401–408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

48. Николай (Касаткин) , архиеп. Речь, произнесенная на праздновании 50-летия благовестнических трудов высокопреосвященного Николая в Японии//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1911. – 41. – С. 1752–1758. 49. Николай (Касаткин) , архиеп. Япония: Докладная записка директору Азиатского Департамента П. Н. Стремоухову//Русский архив. – СПб., 1907. – 4. 50 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Япония с точки зрения христианской миссии//Русский вестник. – М., 1869. – Т. 83. – 9. 51 . Об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки (митрополичий округ) и автономии Японской Православной Церкви («Николай-до»): (Сообщение и документы)//ЖМП. – 1970. – 5. – С. 6–8. 52 . Первый собор клира и мирян Духовной Миссии в Японии: [Извещение о завершении]//ЖМП. – 1969. – 1. – С. 10–11. 53 . Поздняев Д., свящ. Материалы по истории миссии Русской Православной Церкви: 2. Митрополит Токийский Сергий ([Тихомиров], 1871–1945) и Православная Церковь в Японии в годы Второй мировой войны//Церковь и время. – 1999. – 1(8). – С. 159–163. 54 . Положение для Российской Духовной миссии в Японии// Саблина Э. Б.  150 лет Православия в Японии: История Японской Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. – М., СПб., 2006. – С. 309–315. 55 . Православие на Дальнем Востоке. – СПб., 1996. – Вып. 2: Памяти свт. Николая, апостола Японии (1836–1912). 56 . Православие на Дальнем Востоке. Вып. 3. – СПб., 2001. 57 . Православие на Дальнем Востоке. Вып. 4. – СПб., 2004. 58 . Православный благовестник. – 1910. – Т. 2. – 16. 59 . Прасол А. Ф. Становление образования в Японии (VIII-XIX вв.). – Владивосток: Дальнаука, 2001. 60 . Прохоренко Ф. Русская Духовная Миссия в Японии//Вера и разум. – 1906. – 2. – Ч. 2. – С. 238–258, 393–398. 61 . Селезнев В. Религиозные верования Японии: Японская мифология, синто, буддизм, христианство: Ист. очерк. – Томск: Паровая типолит. П. И. Макулина, 1904. 62 . Сеодзи, Сергей. О православной Миссии и Церкви в Японии//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1891. – 13 – С. 403–410.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неожиданная смерть царя Алексея Михайловича, последовавшая 29 января 1676 года всего лишь на 47 году его жизни и ровно через неделю после падения знаменитой обители, была, по мнению людей старой веры, наказанием Божиим за разгром монастыря и, конечно, не помогла росту престижа царской власти. Место Тишайшего занял больной четырнадцатилетний ребенок, и период новых серьезных смут наступил для государства Российского. Примечания Аввакум. Сочинения... С. 62; ЛЗАК. Т. 24. С. 52-72; Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 413. РИБ. Т. 23 (Дела Тайного Приказа). С. 1273. Аввакум. Сочинения... С. 713—714; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I. М., 1954. С. 183 Щапов А.П. Соч. Т. I. С. 466. Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н.И. Поповым. Т. I. М., 1864. С. 8—18, 134—136; Тхоржевский С. Стенька Разин. М., 1923. С. 119. Соловьев С.М. Т. VI (XII). С. 309. Соловьев С.М. Т. VI (XI). С. 278. Тхоржевский С. Указ. соч. С. 119—121; Крестьянство и националы в революционном движении, 1666-1671 гг. Разинщина. М.-Л., 1931. С. 255. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. II. М., 1959. С. 340. Тихомиров Б. Разинщина. М.—Л., 1930. РИБ. Т. 39. С. XXXV; Аввакум. Сочинения... С. 249, 846. Материалы для истории раскола... Т. V. С. 204; ДРВ. Т. XVIII. С. 92. Фролов В. Указ. соч. С. 469. ДРВ. Т. XVIII. С. 82. Аввакум. Сочинения... С. 249. ЛЗАК. Т. 24. С. 315; Аввакум говорит о смерти Авраамия, но не указывает времени его казни. См.: Аввакум. Сочинения. С. 57, 65. Там же. С. 248—249, 846. ЛЗАК. Т. 26. С. 22. Там же. Т. 24. С. 361. Русская старина. X. 1908. Т. X. С. 684; Pascal P. Op. cit. P. 456. Житие боярыни Морозовой... С. 154—156; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц… С. 126. Житие боярыни Морозовой... С. 159—160. Там же. С. 165. Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 269. Аввакум. Сочинения... С. 393—396. Житие боярыни Морозовой... С. 196.

http://sedmitza.ru/lib/text/439550/

—393— своему слововыражению, настолько же несомненно, что начальные пять стихов Евангелия от Иоанна тесно примыкают по своему смыслу с псалмом 147-м. Слово Божие, та сила, то обнаружение Божества, которое открывалось людям в чудесных действиях правды Божией и утешало праведников в их недоумениях, как Иова и Давида-Псалмопевца, Оно не было явлением исключительным, только мгновенной светлой молнией на тёмном небосклоне. Нет, мир всегда управлялся им и им же сотворён. Но это Слово не есть только Божественное действие, Божественная сила: Оно было Бог, но не Бог-Отец, Который действовал Им, Оно было к Богу (не у Бога, а к Богу – πς τν ϑεν – слово бывает к кому-либо; здесь особенно ясно, как нарушают смысл Евангелия толкующие Логос, как разум, а не как глагол); в Нём была жизнь и свет человекам; теперь Оно стало плотью и поселилось между нами, полное благодати и истины. Давид учил, что оно открылось в заповедях и законе Моисея ( Пс.147 ), но тогда Оно явилось только отчасти, а у нас – в полноте Своей благодати и истины. „И от полноты Его мы все приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа“ ( Ин.1:16–17 ). Итак, разрешение загадки (проблемы) ветхозаветных мудрецов открыто было не такое, какого они ждали. Давно ожидавшееся Слово Божие выразилось не в том, что праведники возвысились над нечестивцами, не в том, что иудеи воцарились над язычниками. Нет, Слово Божие открылось, как воплотившийся на земле Бог, Сын Божий. Дано нечто, неизмеримо большее, чем ожидали древние мудрецы и праведники, но с иным воздействием на жизнь, иудеев и всего человечества. Правда не воцарилась внешним образом на земле: мир, сотворённый Словом, не познал Его, и свои не приняли Пришедшего к тем. А иным, кто приняли Его, Он не дал обладания, и царства, и земного счастья, что было некогда так богатно возвращено Иову: но отдал им большее и лучшее, дал им власть быть чадами Божиими и принимать в сердца свои истину и благодать на благодать. Это иное, внутреннее, духовное царство, которое не от

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

388 Новг I лет. под 6870 г. стр. 88; сн. прибавл. к Новг. II лет. стр. 182 и Нов. III лет. стр. 228. Опис. Соф. соб. стр. 193. 389 Рукоп. жит. св. Моисея. Пахомиева служба ему у царского: 133, 136, 364, 563. В чине поставления епископа 1646 г. испрашивается заступление – «иже во святых, отец наших Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов и препод. отец Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, Новгородских чудотворцев». Истор. акт. 4, 14. Митрополит Новгородский Никон свои грамоты 1650 и 1651 г. оканчивал так: «милость св. Софии и великих чудотворцев – Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов Новгородских – да будет на тебе». Опис. Соловец. монаст. III, 319, 321, 335. 328, 330, 331 Русск. свят. Филар. архиеп. Чернигов. м. янв. стр. 117, примеч. 139. 390 Чудеса святителя Моисея помещены в печатном житии, приложенном к службе угоднику Божию. Муравьева жития Русск. свят. за мес. январь стр. 440–442. Рукописное житие святителя в моей библиотеке. Автор. 392 Жития Русских святых Муравьева под 4 ч. октября, стр. 73–86; Русские святые архиеп. Черниг. Филарета под 10 ч. февраля стр. 51–60; Энциклопед. лексикона т. IX стр. 63. 393 Новг. 1 лет. под 6838 г. стр. 75; сн. Новг. III лет. стр. 224. Космо-дамианская церковь уже не существует, храмовый ее образ перенесен, по упразднении ее за ветхостью, в 1793 г. в Тихвинскую ц., что на Соф. стороне, вместе с частью мощей св. Бессребреников, находящихся в киоте, устроенном в виде гробницы. Древняя икона находится в приделе, в честь этих св. устроенном при Тихвинской церкви; она писана греческою школою и почитается чудотворною. Подстр. замеч. в Новг. Губ. Вед. за 1850 г. часть Неоф. к 13 стр. 99. 396 Собр. лет. VIII стр. 159, сн. стат. о монашестве епископов в Правосл. собесед. за месяц июнь 1863 г. стр. 238. 397 Новг. I лет. под 6839 г. стр. 75; сн. Новг. III лет. стр. 224. В 3 и 4 лет. стр. 52 говорится, что когда владыка Василий со своими боярами еще ехал на Волынь через литовскую землю, «князь Гедимин изыма их на миру, и в таковой тяготе слово правды дали сыну его Наримонту пригороды Новгородские, – Ладогу, Орехов, Корельскую землю, половину Копорья».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010