Гюстав Доре — Изгнание Адама и Евы из рая. Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной. Томас Коул. Изгнание из Эдемского сада Шарль-Жозеф Натуар. 1740   Изгнание из Рая, 1510. Дюрер Мазаччо. Изгнание из рая.1427 Босх. Изгнание Адама и Евы из Рая Фра Анжелико. Изгнание из рая Мариотто Альбертинелли «Изгнание из Рая»   Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой Мастер Бертрам из Миндена Грабовский алтарь» (фрагмент)   Адам перед судом бога Уильям Блейк. (1795) Гончарова Н.С. Изгнание из рая. 1912-1913 гг. История Адама и Евы. Сестра Иоанна Рейтлингер Старообрядческая икона Изгнание Фреска Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. XVIII век   ПРИМЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие»: гл. 3, 7-24. Текст: протоиерей Серафим Слободской, «Закон Божий»   Читайте также: . Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно от дерева познания добра и зла — под страхом смерти ему было запрещено есть от него. . И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/izgnanie-iz-raya-karti...

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ (ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ): АДАМ; В МУКАХ РОЖДАТЬ [ДЕТЕЙ]; В ПОТЕ ЛИЦА ТРУДИТЬСЯ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; РАЙ Оборот служит иронической оценкой ситуации, когда кому-либо приходится оставить место, где он пользовался привилегиями, материальными благами, комфортно существовал. «…Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:15–17 ). Через какое-то время змей обращает внимание Евы на дерево познания добра и зла и внушает ей мысль, что именно оно и является наибольшей ценностью, намеренно сокрытой Господом от людей. Отведав его плодов, они не умрут, а сделаются «как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ). Запретное становится для Евы столь вожделенным, что она ест плоды дерева и дает их мужу (см. Быт.3:1–7 ). Так, поддавшись искушению и нарушив тем заповедь Господню, Адам и Ева теряют дарованное им вечное благоденствие, променяв его на удовлетворение сиюминутной прихоти. Обнаружив свою земную, бренную природу, человек теряет дарованное ему вечное бытие и изгоняется из рая. «И сказал Господь Бог: вот, Адам, стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:22-24 ). Изгнать из храма торговцев ИЗГНАТЬ ИЗ ХРАМА ТОРГОВЦЕВ Воспрепятствовать осквернению священного места несовместимыми с его предназначением действиями. Шире — отстранить от участия в благородном деле людей с низменными, корыстными интересами. Евангелия повествуют об изгнании Христом из Иерусалимского храма тех, кто занимался обменом денег (меновщиков) и торговцев животными и голубями (их приобретали приходящие в храм для совершения жертвоприношения). «И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12–13 , ср. Мк.11, 15–17 ; Лк.19:45–46 ). Более подробно изложен этот эпизод в Евангелии от Иоанна: «Приближалась Пасха Иудейская, а Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» ( Ин.2:13–17 ). Изливать душу

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Когда мы держимся учения святых Отцов, мы видим, что Христос действительно умер на Кресте. Это реальное, физичес­кое событие, не образ, и не аллегория; в то же время оно имеет духовные последствия, производя изменение в человеческом состоянии. Оно дает нам спасение: не образное спасение – спа­сение действительное. Адам вкусил от дерева и таким образом потерял рай. Это также было физическим событием с духовны­ми последствиями, производя перемену в состоянии человека. ГЛАВА VII. ЖИЗНЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЯ ( Быт. 4–6 ) В предыдущих главах изгнание Адама из рая мы рассматри­вали с точки зрения рая; теперь же посмотрим, куда он отпра­вился. С четвертой главы книги Бытия начинается земная жизнь, как мы знаем ее сейчас, но во многих отношениях – жизнь очень отличавшаяся от нашей жизни сегодня, как мы это и увидим. В отличие от первых трех глав книги Бытия, на которые имеется множество святоотеческих толкований, на последую­щие главы имеется только несколько. Мы будем полагаться глав­ным образом на толкования на книгу Бытия свят. Иоанна Зла­тоуста и преп. Ефрема Сирина . На Западе есть также и толкования блаженного Августина , которых я не видел, и некоторые другие. 57 1. Изгнание Адама Глава четвертая начинается после изгнания Адама. Куда же был Адам изгнан? Греческий перевод текста Бытия ( Быт.3,24 ) гласит: «И изрину Адама, и всели его прямо рая Сладости». Как мы уже видели, рай был действительным местом, также и земля, куда изгнан был Адам, была действительным местом, сопредельным раю. Мы знаем из второй главы Бытия ( Быт.2, 7–8 ), что Адам был создан из персти земной и поставлен в раю; теперь же он изгнан в место, где был создан. Удивительно, что святые Отцы отмечают и «географическое положение» этого места, о котором они говорят как сопредельном раю, который был от­туда даже в пределах видимости, предоставлявшим тем самым духовные возможности, которые будут потеряны для более по­здних поколений человеческого рода. Преп. Ефрем Сирин пи­шет: «Когда Адам согрешил, Бог изгнал его из рая, и по Своей благости Он предоставил ему жилище за оградой рая; Он поселил его в долине возле рая. Но люди и там грешили, и за это были они рассеяны...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю,см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения,см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ересь Иоанна Итала 5. Допустимо ли именовать эволюционизм «ересью»? Часть II. Учение о сотворении человека Глава 5 Существовал ли Адам как историческое лицо 1. Свидетельства Священного Писания и Предания 2. О молитвенной связи с Адамом и Евой 3. Значение праотцев в свете вероучительного содержания православного богослужения Глава 6. О сотворении Адама из праха земного 1. Церковное учение об Адаме перстном 2. О «возвращении» в землю 3. Адам как первый человек 4. Святые Отцы – против эволюционной теории о происхождении человека от обезьяны 5. Об одновременности создания тела и души Адама 6. О несовместимости эволюционизма с церковным учением о сотворении человека из праха земного Глава 7 О сотворении Адама по образу и подобию Божию 1. Образ и подобие 2. О царственном достоинстве человека 3. О богоподобии человека 4. О безсмертии первозданного Адама Глава 8. О грехопадении 1. Связь греха и смерти 2. Последствия грехопадения 2.1. Последствия грехопадения для Адама 2.2. Последствия грехопадения для человеческого рода 2.3. Последствия грехопадения для мира 3. Причина подобия человека животным: грехопадение 4. Об искуплении греха Адама Христом Спасителем Глава 9. Связь первозданного Адама со вторым Адамом – Христом 1. Христос – Сын Человеческий 2. Христос – Новый Адам 3. Адам как прообраз Христа Создание человека из девственной земли (Быт.2:7) – прообраз рождения Христа от Девы Рай (Быт.2:8) – прообраз Церкви Вдуновение Божие в Адама (Быт.2:7) – прообраз боговоплощения от Святого Духа Наречение Адамом имен животным (Быт.2:19) – прообраз господства Христа над всем миром Сон Адама (Быт.2:21) – прообраз крестной смерти Христа Нагота Адама в раю (Быт.2:25) – прообраз наготы Христа Глас Господа Бога в раю пополудни (Быт.3:8) – прообраз последних времен Время грехопадения Адама (Быт.3:8) – прообраз дня и часа распятия Иисуса Христа Синаксарь Великого Пятка: Установление вражды между семенем жены и семенем змия (Быт.3:15) – прообраз появления Семени от Девы Марии Брак Адама и Евы (Быт.2:24) – прообраз союза Христа и Церкви Райский сад (Быт.2:15) – прообраз Гефсиманского сада Вкушение запретного плода (Быт.3:6) – прообраз горького пития Древо в Раю (Быт.2:9) – прообраз Креста Простертые к запретному древу руки Адама – прообраз пригвожденных ко Кресту рук Христа 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

366 Оно обратило на себя внимание Максима Грека , который подверг его критике в своих сочинениях. 367 При рассказе о погребении Адама в славянском апокрифе прибавлено также несколько новых подробностей. «Когда умер Адам, с неба явились кадильница с ладаном и три ангела со свечами. Господь повелел архангелу Михаилу отнести тело Адама в рай, а дух его, сказал Он, пусть пребывает на третьем небе; по другой редакции, приняв душу Адама, Господь послал архангела спрятати тело Адамле: «и научи Сифа. и взяша тело его и внесоша на место рекомое героусии блато. егда ископа гроб архангел знамена гроб. и бысть глас с небеси глаголя: Адаме. Адам рече: се аз Господи. сице рекох ти: земля ecu и в землю поидеши пакы. и земли рече: твоа от твоих тобе приносящи от всех, и тако погребоша Адама с венцом иже бе извит на главе его положен». После погребения Адама, Ева начала молиться, чтобы Бог присоединил её к Адаму, так как она создана из его ребра; архангел Михаил научил Сифа похоронить Еву: «и приидоша три ангелы и взяша тело Евино и погребоша ея идеже лежит тело Адамово и Авелево сына их». 368 Книга Адама, или борьба Адама и Евы с сатаною. Интереснее других апокрифов об Адаме и Еве книга Адама, сохранившаяся на эфиопском языке. 369 Нет сомнения, что она позднейшего происхождения: но она приняла в себя самые древние сказания об Адаме и Еве и древних патриархах. Подлинное заглавие книги такое: «Борьба Адама и Евы, какую они испытывали по изгнании из рая в то время, как жили в пещере сокровищ по повелению Господа и Творца своего». Большую часть книги, действительно, составляет изображение борьбы Адама и Евы с диаволом. Книга эта называется еще Пещерой сокровищ, потому что главною сценою рассказываемых в ней событий служит эта пещера, которая была первым жилищем Адама и Евы, а потом местом их погребения и всех патриархов до потопа. Но всего справедливее она называется книгой Адама или об Адаме, потому что главным лицом в ней и центром, к которому сводятся все её рассказы, служит праотец Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Итак, Боговоплощение стало поворотным пунктом в судьбе человечества: по своему значению оно превосходит даже сотворение человека. Из всех сотериологических теорий Григорию, как кажется, наиболее близко учение св. Иринея Лионского о «рекапитуляции», согласно которому существует параллелизм между жизнью Адама и земной жизнью Иисуса Христа как «второго Адама», 911 причем каждому событию из жизни Христа соответствует аналогичное событие из жизни Адама. Основная идея Иринея заключается в том, что всякая ошибка Адама была исправлена Христом, всякий грех уврачеван и исцелен. Христос прошел последовательно через все этапы человеческой жизни для того, чтобы на каждом этапе уврачевать грех . Благодаря этому все человечество " соединяется под главою Христом» (Ср. Еф. 1:10 ): Искупитель собирает воедино и включает в Себя всех потомков Адама, становясь главой нового, искупленного человечества. 912 Развивая ту же идею, Григорий говорит об искупительном подвиге «второго Адама», Который «расплатился» за каждый долг Адама в отдельности: ...Все сошлось воедино ради всех и ради единого праотца: душа – за (душу), ослушавшуюся (Бога); плоть – за (плоть), покорившуюся душе и осужденную вместе с ней; Христос, Который сильнее и выше греха, за Адама, попавшего (под власть) греха. Ради этого новое пришло на смену ветхому и через страдание (Христа) воззван (ко спасению) пострадавший (Адам); и за каждый наш (долг) воздано особо Тем, Кто превыше нас, и человеколюбивое снисхождение (oikonomia) к падшему через непослушание стало новым таинством. Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного... Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой – мужественно распростертые, 913 вместо своевольной – пригвожденные (ко кресту), вместо извергшей Адама (из рая) – соединяющие воедино концы света. Ради этого высота за падение, желчь за вкушение, терновый венец за обладание злом, смерть за смерть, тьма ради света, погребение за возвращение в землю, и воскресение (Христа) ради воскресения (Адама). 914

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, Боговоплощение стало поворотным пунктом в судьбе человечества: по своему значению оно превосходит даже сотворение человека. Из всех сотериологических теорий Григорию, как кажется, наиболее близко учение св. Иринея Лионского о " " рекапитуляции " " , согласно которому существует параллелизм между жизнью Адама и земной жизнью Иисуса Христа как " " второго Адама " " , причем каждому событию из жизни Христа соответствует аналогичное событие из жизни Адама. Основная идея Иринея заключается в том, что всякая ошибка Адама была исправлена Христом, всякий грех уврачеван и исцелен. Христос прошел последовательно через все этапы человеческой жизни для того, чтобы на каждом этапе уврачевать грех. Благодаря этому все человечество " " соединяется под главою Христом " " : Искупитель собирает воедино и включает в Себя всех потомков Адама, становясь главой нового, искупленного человечества. Развивая ту же идею, Григорий говорит об искупительном подвиге " " второго Адама " " , Который " " расплатился " " за каждый долг Адама в отдельности: …Все сошлось воедино ради всех и ради единого праотца: душа — за (душу), ослушавшуюся (Бога); плоть — за (плоть), покорившуюся душе и осужденную вместе с ней; Христос, Который сильнее и выше греха, за Адама, попавшего (под власть) греха. Ради этого новое пришло на смену ветхому и через страдание (Христа) воззван (ко спасению) пострадавший (Адам); и за каждый наш (долг) воздано особо Тем, Кто превыше нас, и человеколюбивое снисхождение (oikonomia) к падшему через неспослушание стало новым таинством. Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного… Ради этого дерево вместо дерева и р уки вместо рук и: вместо дерзко простертой — мужественно распростертые, вместо своевольной — пригвожденные (ко кресту), вместо извергшей Адама (из рая) - соединяющие воедино концы света. Ради этого высота за падение, желчь за вкушение, терновый венец за обладание злом, смерть за смерть, тьма ради света, погребение за возвращение в землю, и воскресение (Христа) ради воскресения (Адама).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная перед участниками Всегреческого Союза богословов в Ларисе 19 марта 1987 года. Содержание Чем был рай? Как мы предстанем перед Богом Наше делание Эпилог     Все тропари Сырной недели повествуют об утрате рая и о том, как человек, сам того не понимая, потерял сотканные Богом одежды, которые носил. Лишившись рая, он был вынужден взывать: «О раю, ктому твоея сладости не наслаждуся». Плачет человек: рай мой, никогда не вкусить мне твоей сладости! «Ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя, в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго» 1 . Мог ли вообразить первозданный человек, что это сокрушение было величайшим из благодеяний, данных ему Богом? Мог ли помыслить Адам, что зло, которое он причинил человеческой природе, станет причиной скорой встречи здесь, на земле, создания и Создателя? Встречи, на которой он увидит Бога ближе, чем некогда в раю. В монастырях, как вы знаете, перед началом службы мы бьем в било, выстукивая ритм, содержащий имя Адама 2 . Мы многократно повторяем его имя, подразумевая, что здесь, в Божием месте, в монастыре, мы вновь обрели Адама счастливым. «Адама, Адама мы обрели» – вот слова, стоящие за ритмом, повторяемым нами изо дня в день. Какого Адама мы имеем в виду? Такого, каким он был до падения. Монах 3 , стучащий в било, возвещает нам новую жизнь, начало которой положил Адам своим падением. Новая жизнь возвещается всему монастырю и всему окружающему миру, небесам и земле, ибо вновь и вновь мы встречаем первозданного Адама, ныне пребывающего в лоне Церкви. Врата рая открылись. Не стерегут их больше херувимы с огненными мечами, ранее стоявшие у затворенных врат и следившие за тем, чтобы не переступил их порога Адам (см.: Быт. 3:24 ). Но теперь они почитают славу Божию и оберегают наши души в раю. Адам прекратил свой плач. Он последовал за Христом, когда Тот сокрушил врата медные и вереи железные сломил ( Пс. 106:16 ) и, схватив за руку Адама, а вместе с ним и всю человеческую природу, даровал ему и всем нам дерзновение предстояния пред лицом Божиим, привел нас в небесноземную Церковь , в этот новый рай, что лежит превыше рая первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Здесь же проводится параллель между змием, то есть диаволом, искусившим Еву, и Архангелом Гавриилом, принесшим Деве Марии благую весть: «Как та была совращена ангельской речью [к тому], чтобы убежать от Бога, отклонившись от Его слова [то есть заповеди], так и другая чрез ангельскую речь получила благую весть (evangelizata est), чтобы носить Бога, повинуясь Его слову» . Послушание второго Адама Воплощение Слова не являлось само по себе спасением. Слову, ставшему человеком, надлежало это спасение совершить . Христос –новый Адам должен был в течение Своей жизни исцелить Адама ветхого. Исцелительный аспект рекапитуляции, заключающийся в том, что «всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом» , связан в первую очередь с двумя событиями в жизни Спасителя, о которых будет говориться ниже: пост и искушение от диавола в пустыне, а также распятие и смерть на Кресте. Священномученик придает очень большое значение сорокадневному посту Спасителя и его искушению сатаной. Диавол «в начале посредством пищи склонил не испытующего голод человека [то есть Адама] преступить заповедь Божию, [но] в конце [он] не смог отвратить  испытывающего голод [то есть постящегося Христа] от воздержания от той пищи, которая была от Бога» . В результате искушения первого Адама сатана победил его, но в результате искушения второго он сам был побежден. В победе Христа над диаволом сщмч. Ириней видит победу всего человечества над ним . Христос, в отличие от Адама, не нарушил заповедь Божию, но через исполнение Его Закона совершенно изгладил преступление Адама: «То вероломство [в исполнении] заповеди Божией,которое было в Адаме, было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди Божией» . Сщмч. Ириней объясняет, что исправление Христом греха Адама происходило через принятие Им наказания за грех Адама: «Грех первозданного (protoplasti) получил исправление чрез обвинение Перворожденного (primogeniti)» . Это значит, что Христос принимает наказание за грех Адама и тем самым исправляет этот грех. Сщмч. Ириней, как и апостол Павел, учит, что исправление Адамова непослушания происходит через послушание Христа. Непослушание первого Адама разрушается послушанием второго.

http://bogoslov.ru/article/4278505

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010