Разделы портала «Азбука веры» ( 152  голоса:  4.4 из  5) Оглавление Псалом 1 Блажен, кто лживые соблазны Греха безумного презрел, Порок отвергнул безобразный, Его не терпит гнусных дел, — Кто волю Господа лишь знает, Его божественный завет, И день и ночь в него вникает И только в нем находит свет. И как деревья процветают И в срок дают свои плоды, Когда вблизи них протекают Ключи живительной воды, Так человек благочестивый, Отвергший зло, нечестье, грех, Увидит радость и счастливый Во всех делах своих успех. Иная участь ожидает Людей безчестных и дурных: Как вихрь мякину развевает, Так и они исчезнут вмиг, Суда не вынесут святого, В собранье правых не войдут, Погибнет путь неверья злого, Бог любит тех, кто правду чтут. Псалом 2 Что взволновались вы, народы, Увлекшись праздною мечтой? Зачем, цари и воеводы, Вы на совет сошлись толпой? На Бога меч поднять хотите И на избранника Его, «Расторгнем цепи их», — шумите, «С плеча их сбросим своего»? Покроет срамом Царь созданья Пустое ваше начинанье; Он скажет грозное вам слово, Сердца вам в трепет приведет: «Царя великого святого Я для сионских дал высот, Скажу Мое определенье: Царь этот есть Мой сын родной, Возьмет народов Он селенья, Пред Ним склонится мир земной; Он, как изделия из глины, Легко стан вражий сокрушит И все мятежные дружины Жезлом железным укротит. Итак, правители, поймите Тщету мечтанья своего, Со страхом Господу служите И чтите с трепетом Его; Отвергнув злобы нрав лукавый, Живите чистою душой, Иначе близок час расправы, Господь ваш путь погубит злой. Блажены те, кто Бога чтут И от Него лишь блага ждут». Псалом 3 Зачем враги толпою жадной Меня неистово теснят, «Бог не спасет его», злорадно О мне друг другу говорят? Господь мне щит, Он мне опора Моя Он слава и оплот, И голос мой услышит скоро Он со святых Своих высот, Спокойно буду я ложиться, Спать мирным сном, в свой срок вставать, Меня всегда Его десница, Я знаю, будет охранять, Не устрашусь я силы темной, Что мне со всех сторон грозит, Возстанет Бог, и стан огромный

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-probato...

Скачать epub pdf Псалом 102 Псалом сей, согласно надписанию его, приписывается Давиду. Он представляет собою хвалебно-благодарственный гимн благочестивого раба Иеговы Своему Господу как премудрому и всеблагому Творцу и Промыслителю вселенной и преимущественному защитнику и покровителю народа Своего, Израиля. Сочувственное отношение к окружающей видимой природе и благоговейное созерцание бесконечного величия Божия в различных ее явлениях; еще большее удивление пред величественными явлениями премудрости, всеведения, благости, правосудия и других бесконечных совершенств Божественных в управлении миром нравственным, в истории избранного народа и, в частности, в высоком совершенстве богодарованного ему Закона, а также в опытах собственной жизни псалмопевца; живое ощущение всегдашней близости своей к вездесущему Промыслителю и глубокое сознание своей крайней человеческой ограниченности, своего недостоинства и греховности пред Ним, успокаивающееся в чувстве полнейшей преданности Его святой воле и уповании на Его беспредельное милосердие: эти и другие подобные мысли и чувства, равно как самый образ выражения, дышащий силою и свежестью неподдельного одушевления лучших времен священной поэзии, – все это вполне идет к Давиду и встречается во многих других псалмах, принадлежность которых ему доказана. Пс.102:1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его. Святой псалмопевец обращается здесь к душе своей и призывает ее благословить всещедрого Господа Бога, повторяя неоднократно это призывание души своей и побуждая, чтобы благодарила и благословляла не одна только душа, но чтобы и вся внутренняя, т.е. все способности и силы души, все помышления и все чувствования славословили и прославляли святое имя Господне. Пс.102:2–5 Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющего во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 102 Пс.102:1 . Псалом Давиду. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его: Пс.102:2 . благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его: СОДЕРЖАНИЕ В сем прекрасном псалме, во-первых, описывает Пророк благодеяния Божия особенно ему оказанныя. Потом распространяет оныя на всех избранных Божиих, показывая и самый источник, из котораго они проистекают, то есть, неизреченную милость Божию, которая наипаче простирается к людям, боящимся Бога. Наконец, видя себя неравносильна к возблагодарению, призывает Ангелов, и все твари, да благословят Господа и Ему за нас благодарение да возсылают. Давид, благочестно веруя, что он находится в числе избранных Божиих, яко един от них, возбуждает себя к хвалению Бога, и потому, обращая речь к душе своей, глаголет: благослови, душе моя, Господа! Помысли о благодеяниях и похвали Благодетеля, по дару Котораго удостоилась ты не токмо познать, но и самым делом вкусить безчисленная благая! Не точию же ты едина похвали Господа, но и вся внутренняя моя, то есть, все помышления мои и все чувствования мои, в глубине сердца сокровенная, да обратятся в языки, и да благословят святое имя Его. Потом паки повторяет: благослови, душе моя, Господа, дабы отчасти показать благодарный дух, а отчасти – слабость человеческаго сердца, которое весьма скоро хладеет в вещах, телесными чувствами непостигаемых, каков наипаче есть Бог, живый во свете неприступнем ( 1Тим. 6:16 ). – И не забывай всех воздаяний Его. Нарицает благодеяния Божия воздаяниями, понеже не суть благодеяния простыя, но, так сказать, все сугубыя: ибо и то есть благодеяние, что не воздает нам должных казней, как того достойны повседневные грехи наши, и то паки есть благодеяние, что за толикая злая наша воздает толикими благами. Ежели бы кто мог исчислить все грехи наши, коими непрестанно воздаем мы Богу злая за благая, тот мог бы некоторым образом познать, коль велика Божия любовь, которая непрестанно воздает нам благая за злая, по оному изречению Господню: яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя ( Лк. 6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 27. Молитва об избавлении от жребия нечестивых и праведном воздаянии им, и благодарение Господу за услышание В Псалме 27 псалмопевец, находясь в смертной опасности (ст. 1) от коварных врагов (ст. 3), простирает руки в святилищу и молит Господа (ст. 1–2) – не погубить его вместе с нечестивыми, коварными его врагами (ст. 3), но подвергнуть их заслуженному ими наказанию (ст. 4–5), и вполне уверенный, что Господь и не может поступить иначе, прославляет и впредь обещает прославлять Его, как своего лично помощника и защитника (ст. 6–7) и как покровителя и заступника избранного им народа и царя его (ст. 8), к чему опять присоединяет мольбу о всегдашнем божественном водительстве народа и его благоденствии (ст. 9). Надписание псалма именем Давида, изображение псалмопевцем себя, как помазанного от Господа царя избранного народа (ст. 8; ср. Пс.62:12 ), но в угрожающей смертию опасности от действующих обманом и клеветою коварных врагов (ст. 3), как обыкновенно изображаются они в Давидовых псалмах из времени Авессаломова восстания ( Пс.4:3; 5:10; 25:4–5 и 9–10; 26:12; 40:7–8, 10; 62:12), свойственное того же времени псалмам обращение в дому Божию (ст. 2 ср. Пс.3:5; 5:8; 22:6; 25:8; 26:4–6; 62:3 ), такая же, как в относящемся к означенному времени Пс.3 (ст. 9), мольба за народ (ст. 12): – все это вместе даёт основание заключать, что Пс.написан был Давидом по поводу Авессаломова восстания, хотя и трудно решить, в какое именно время восстания. Судя по тону, что тон Пс.довольно спокойный, что псалмопевец с одной стороны жалуется на молчание Господа, а с другой – благодарить Его за уславшее своей молитвы, что в Пс.не говорится о вооружённом нападении врагов, а между тем возносится мольба за народ, предполагающая опасность, угрожающую его благосостоянию, – можно догадываться, что написание его относится ко времени пребывания Давида за Иорданом, когда первая опасность быстрого нападения на него мятежников миновалась и наступило некоторое затишье более или менее спокойного с той и другой стороны приготовления к войне, которая во всяком случае грозила благосостоянию народа, а Господь как бы безмолвствовал (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 104 Аллилуиа. «Аллилуиа значит, – говорит св. Афан., – хвала Невидимому (по бл. Феодориту, хвалите Господа). Говорят, что сим словом восхваляют Бога Ангелы, как херувимы словами: Свят, Свят, Свят. И это предали св. Отцы, сами слышавшие Ангельское пение, как Исаия слышал серафимское». По бл. Феодориту, псалом сей призывает к песнословию Господа, напоминает Евреям о благодеяниях Божиих их предкам, о неблагодарности последних. Первые стихи сего псалма (1–16) взяты из песни Давидовой, которую пели по перенесении ковчега на Сион (См. 1Пар. 16:8–22 ). Слово аллилуиа, которым надписываются в Греческой и Латинской Псалтири двадцать следующих псалмов, в Еврейском стоит последним. 1 . С Евр.: «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его». 2 . С Евр.: «Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его». 3 . С Евр.: «Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа». 4 . С Евр.: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда». 5 . Судьбы уст Его. «Судьбами, – говорит бл. Феод., – назвал здесь пророк чудеса, совершенныя Богом по правде Его... ведет речь о том, что совершено в Египте». По св. Афанасию, »судьбы уст – или слова, какия Господь изрекал, изгоняя из людей нечестивых демонов, или заповеди нового завета». С Евр.: «Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его». 6 . С Евр.: «Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его». 7 . С Евр.: «Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его». 8 . Помяну (в книге 1Пар. 16:15 : помянем) в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов. – По бл. Феодориту, завет есть слово о Семени, о котором благословятся все народы, а под словами: в тысящы родов – разумеется не число лет определенное, а множество родов непрерывно и вечно продолжающихся. С Евр.: «Вечно помнит завет Свой, слово, (которое) заповедал в тысячу родов. 9 . С Евр.: «Которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку». 10 . С Евр.: «И поставил то Иакову в закон, и Израилю в завет вечный». 11 . Уже достояния вашего. Уже – веревка, межевая цепь, коими Евреи измеряли свои участки, отселе – удел, наследие. «Ужем, – говорит бл. Феод., – пророк назвал обладание землею, потому что владельцам свойственно подвергать землю измерению». С Евр.: «Говоря: тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 105 Вспоминая о прегрешениях, заблуждениях и неблагодарности праотцов народа Израильского, при многочисленных, делах благости Божией к нему, псалмопевец молит Господа о спасении народа, – о возвращении его из плена и рассеяния. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–3. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Кто возлаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его? Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время. Воспоминая прошедшую жизнь народа со всеми обстоятельствами, на расстоянии всех ее веков, псалмопевец приходить в священный восторг и призывает исповедовать благость и милость Бога Промыслителя к своему народу. – Исповедайтеся – славьте Господа, ибо Он благ, ибо из века в век милость Его, – начиная со времени изведения Евреев из Египта и заключения с ними завета при Синае и до последних лет пленения Вавилонского Господь проявлял то благость – в даровании обильных средств к жизни, то милость – в прощении преступлений народа по молитвам его праведных вождей. – Кто возглаголет силы Господни? – разумеется, проявлений сил Господа в чудесах Его было в истории Израиля так много, что всех их никто не перескажет. – Кто слышаны сотворит вся хвалы Его? – разумеется, никто не можете в хвалебных песнях (псалмах) передать в слух народа и торжественно воспеть все чудеса благости и милости Господа к праотцам оного. – Блаженны все, кто хранит – сохраняет в душе и творит в жизни суд и правду, – исполняет волю Божию и наблюдает справедливость к ближним во всякое время. К таким людям и Бог благ и милостив во век! 4–5. Помяни нас, Господи, во благоволении людий Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим. Желал привлечь милость Божию к народу, псалмопевец приносить за него Богу глубоко-покаянную молитву. – Вспомни о нас, Господи, во благоволении людей Твоих или – при благоволении к народу Твоему, а не во гневе на него. – Посети нас спасением Твоим? – яви Сам и даруй нам спасение Твое: дабы мы могли возвеселиться в веселии языка Твоего – видя веселие народа Твоего, спасенного и благоустроенного Тобой, – дабы могли хвалитися – восхвалять Тебя с достоянием Твоим, т. е. со всем населением земли Обетованной, которую Ты избрал достояние Себе, отделил как свою собственность ( Пс.46; 5; 67; 10; 73; 2; 77; 62; 71; 78; 1 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 105 Закончив подробное изложение истории еврейского народа его выходом из Египта, писатель продолжает излагать особенно выпуклые события дальнейшей его истории странствования и поселения в Палестине. Славьте Господа за все Его милости, которые неисчислимы (1–3). Вспомни, обо мне, Господи, и дай увидеть благоденствие Твоих избранников, спасенных от народов (4–5). Мы постоянно грешили пред Тобою. Народ возмутился пред Чермным морем, но Ты иссушил его, провел посуху Твой народ, а врагов потопил (6–12). Но это благодеяние скоро было забыто. В пустыне, при ропоте, Бог чудесно ниспослал пищу, но вместе с тем и наказал ропщущих («гробы похотения»). Возмутившиеся против Моисея и Аарона были поглощены землей. Народ оскорбил Бога поклонением тельцу у Хорива, но по заступничеству Моисея Господь помиловал его (13–23). Они согрешили неверием при возвращении соглядатаев, за что Господь возвестил им наказание (24–27). Достигши восточной Иорданской долины они отдались идолопоклонству, за что были наказаны, а ревнитель Иеговы Финеес награжден. У вод Меривы они снова прогневали Господа и даже Моисей, погрешивший устами своими, был наказан (ему не дано войти в Палестину) (28–33). Много раз по овладению Палестиной они оскорбляли Бога уклонением к идолопоклонству, за что Господь насылал на них врагов, а при покаянии – спасал их (33–46). Спаси нас и теперь, Боже, от рассеяния среди народов, чтобы славить имя Твое (47). Пс.105:1 .  Славьте Го­с­по­да, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Первый стих представляет, вероятно, употребительную литургическую прибавку, как и в псалме 104. Пс.105:2 .  Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? Пс.105:3 .  Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время! Вопрос второго стиха – риторический. Ответ на него вытекает из всего изложения в предыдущем псалме истории водительства Богом еврейского народа и тех многочисленных чудес, которые Он совершал для них: всех великих дел Божиих невозможно пересказать, а потому нет меры и той хвале, которая должна быть воздаваема Ему. – «Хранящие суд и творящие правду» – всегда следующие предписаниям Его закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 22 Пс.22:1 . Псалом Давиду, Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. Пс.22:2 . На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме Пророк прославляет неизреченное Божие благоволение ко избранным. ТОЛКОВАНИЕ В сем стихе описывается благополучие избранных Богом людей чрез подобие овец, добрым пастырем управляемых. В их лице Давид, который был един из них, глаголет: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. Аки бы сказал: овечка Божия есмь, а Бог – пастырь мой всесильный, всемудрый и всеблагий. Сего ради благонадежно глаголю: ничтоже мя лишит. Сей глас приличествует людям, странствующим в пути жизни сея, и на уповании жительствующим. Сущии бо в небесном отечестве, и самою вещию блаженнии, не глаголют: ничтоже мя лишит, но: ничесоже лишаюся. Ибо труд и болезнь отбеже от них, и они уже внидоша в радость Господа своего. Сущие же на пути жития сего и на уповании жительствующии не могут еще рещи: ничесоже лишаюся, когда подвержены многим злостраданиям, но прилично глаголют: ничтоже мя лишит. Аще бо взалчут, не лишатся хлеба, аще заболят, не лишатся врача, подобне и во иных. А что сказал Пророк вообще: ничтоже мя лишит, сие объясняет по частям в следующих за сим словах, где стихотворческим искусством описывает все то, в чем наипаче овцы имеют нужду, яко-то: 1) тучныя пажити; 2) чистыя воды; 3) приведение в стадо, ежели по случаю заблудят; 4) вождение чрез пути удобные; 5) защищение от волков и от прочих зверей хищных; 6) подкрепление в случае усталости; 7) врачевание в случае каковаголибо повреждения или болезни; 8) наконец, безопасное убежище или место для отдохновения и покоя. Вся сия человеколюбно подает Бог избранным Своим, и потому прилично глаголет: ничтоже мя лишит. Давид начинает от перваго, присовокупляя: на месте злачне, тамо всели мя, то есть: поселил меня не на сухом или пустом каком-либо месте, но на пажитях злачных, где находится превеликое изобилие здравых трав. Пажити же духовныя словесных овец Божиих, которыми избранные преизобилуют, не что иное суть, как разве Боговедение, святейшая Евхаристия, хлеб слова Божия, и самая истина, сия бо духовную жизнь подкрепляют, сохраняют и умножают.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 73 Пс.73:1 . Разума Асафу. Вскую, Боже, отринул еси до конца? разгневася ярость твоя на овцы пажити твоея? НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Асафа. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом содержит молитву верных израильтян, жалующихся на разорение храма. Пророк в лице их описывает жестокость неприятелей, Божие всемогущество и милосердие; далее просит Бога о избавлении от пленения, и воспоминает завет Его. ТОЛКОВАНИЕ Верные Израильтяне, будучи угнетаемы от нечестивых языков, обращают очи свои к Богу, признаваясь, что претерпевают все удары от Его руки. Ибо чувствовали, что ежели бы Бог не прогневался на них, то никогда не попустил бы врагам толико свирепствовать на них. Итак, будучи удостоверены, что имеют брань не против плоти и крови, но праведными судьбами Божиими наказуются, разсматривают самую причину и источник зол своих, исповедуя, что Бог, по милости Котораго прежде жили они благополучно, ныне отринул их и не благоволит причислять к овцам стада Своего. Здесь отриновение и гнев должно относить к чувствованию плоти. Ибо собственно говоря, Бог не гневается на избранных Своих, когда недуги их скорбьми яко лекарствами врачует, но понеже самое ощущение наказания заставляет нас чувствовать гнев Его, сего ради Дух Святый под именем гнева напоминает верным о их повинности. Итак, дабы приобресть милосердие Бога, прибегают к Его завету, по силе котораго приняты были в число сынов. Ибо, нарицая себя овцами пажити Его, припоминают о том благодатном избрании, по которому отличены были от язычников, что яснее изображают в следующем стихе. Пс.73:2 . Помяни сонм твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния твоего, гора Сион сия [жезл достояния твоего, гору Сион сию], в нейже вселился еси. Нарицают себя стяжанием Божиим не по своей заслуге, но по милости усыновления. Употребляя слово: исперва, показывают, что не ныне находятся под владычеством Бога, но суть древнее стяжание Его, суть людие Божии с того самаго времени, как учинил Он нерушимый завет со Авраамом, отцем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 75 Пс.75:1 . В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ По силе последних слов, в надписи положенных, песнь ко Ассирианину, которых в Еврейском тексте нет, блаженные отцы, Феодорит и Евфимий, мнят, что в сем псалме описывается победа, которую одержал благочестивый Израильский царь Езекия над Сеннахиримом, царем Ассирийским; а в смысле высочайшем без сомнения проповедуется здесь победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, как видимыми, так и невидимыми. Пс.75:2 . Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его. Пророк в начале псалма упоминает о Иудеи во-первых потому, что тамо наипаче Бог ведом был: ибо тамо и волю Свою людем открыл, и великия благодеяния народу Своему оказал, и тем возвеличил имя Свое. Во-вторых, потому, что во Иудеи находился преславный град Иерусалим, к которому наипаче относится благодеяние оное, во псалме сем описываемое: ведом во Иудеи Бог. Плотские Иудеи зело гордятся сими словами, но всуе. Бог ведом был во Иудеи тогда токмо, когда жили в ней Пророки, и когда народ имел послушание к ним. Равным образом велие имя Божие было во Израили тогда токмо, когда народ Израильский обрезывался не плотию токмо, но и сердцем: а когда отреклися они Божия Сына, Котораго все Пророки возвещали, и когда перестали быть народом Его, от того самаго времени Бог не ведом бысть во Иудеи, и во Израили, сущем по плоти, несть велие имя Его. Убо в церкви Христовой ведом Бог, и в людех Христианских велие имя Его. Ибо большая премудрость обретается во младенцах Христианских, нежели в великих мудрецах языческих, или учителях Израилевых. Пс.75:3 . И бысть в мире место его, и жилище его в Сионе. По буквальному смыслу, Пророк дает здесь причину, чего ради во Иудеи паче, нежели в других местах древле Бог ведом был: понеже-де избрал в жилище Себе Иерусалим, как бы некую столицу, и Сион, как бы некую крепость. И бысть, глаголет, в мире место Его, то есть, Бог избрал Себе особенное место, дабы поставить в нем скинию Свою. Сие место было град Салим, что с Еврейскаго мир толкуется. И жилище Его в Сионе, то есть, избрал Себе жилище в Сионе, яко в части благороднейшей града Иерусалима. В Еврейском тексте первая часть стиха сего читается так: и бысть в Салиме скиния Его. Но как Салим означает мир, то седмьдесят толковники имя Салима из собственнаго обратили в нарицательное, и перевели: в мире. Почему и Мелхиседек царь Салимский назван царь мира ( Евр. 7:2 ). Итак речение, в мире, не добродетель означает здесь, но град, что явствует и из последующих слов: и жилище Его в Сионе. В смысле высочайшем чрез сие означается, что Бог наипаче живет в сердцах людей, мир имеющих и углубляющихся в богомыслие: ибо как Салим означает мир, так Сион знаменует холм высокий. И потому, если кто не будет иметь мира с Богом, и с самим собою, тот не может быть способен к богомыслию, кольми паче к соединению с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010