О первом и втором, составляющих один псалом, думаю, что они Давидовы, потому что все следующие за ними в первой части псалмы суть Давидовы, и все от третьего до сорокового надписаны Давидовыми. Посему, кажется мне, Давиду же принадлежат первый и второй псалом. Мнение это оправдывается книгою Апостольских Деяний, в которой сказано: Владыко, Тысотворил еси небо и землю и море и вся, яже в них: иже Духом святым усты отца нашего Давида отрока Твоего рекл еси: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным(Деян. 4, 24, 25)? А этим ясно подтверждается, что второй псалом есть Давидов. Умолчано же при нем имя Давидово вероятно потому, что псалом заключает в себе явное пророчество о Господе в сказанном: на Господа и на Христа Его(Пс. 2, 2), вслед за чем присовокуплено от лица самого Христа: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты(Пс. 2, 7). Всех псалмов сто пятьдесят. Некоторые думают, что все они принадлежат блаженному Давиду. Но на это нет указаний. Ибо хотя все псалмы известны под именем Давидовых, однако же в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Ибо Давидом избраны были четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им (1 Пар. 25, 7). Посему, встречаются псалмы этих четырех начальников, как видно из надписаний. И когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; тогда означается, что они воспевают псалом, сыны Кореовы, Эфам, Асаф и Эман. Когда сказано: псалом Асафов, тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом. И когда говорится: псалом Идифумов, тогда значит, что воспевает его сам Идифум. Когда говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом Давиду, тогда значит, что другими изрекается о Давиде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=888...

Псалмы, следующие за первым и двенадцатым, не имеют обозначения авторства. Причину этого евреи объясняют следующим образом. Они считают, что псалмы принадлежат тому, чье имя поставлено в псалмах, предшествующих ненадписанным. Автором первого и второго, составляющих один псалом, является пророк Давид. Об этом свидетельствует то, что в первой части все следующие за ними псалмы принадлежат ему, и все, начиная от третьего и заканчивая сороковым, обозначены его именем. Поэтому можно сделать вывод о том, что первый и второй псалмы – Давидовы. Это мнение оправдывается Книгою Апостольских Деяний, в которой сказано: Владыко Ты Боже, сотворивый небо и землю и море и вся, яже в них: иже Духом Святым усты отца нашего Давида, отрока Твоего, рекл ecu: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным (Деян. 4, 24-25). Этим ясно подтверждается, что второй псалом принадлежит Давиду. Возможно, что его имя не указывается по той причине, что псалом заключает в себе явное пророчество о Господе в словах: на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 2), вслед за чем от лица самого Христа добавлено: Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты (Пс. 2, 7). Всех псалмов сто пятьдесят. И хотя все они известны как Давидовы и многие считают, что все псалмы принадлежат ему, указаний на это нет. В надписаниях мы встречаем различные имена, а причиной этому служит тот факт, что этим пророком были избраны четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им (1 Пар. 25, 7). Имена этих начальников и отражены в надписаниях. Поэтому подзаголовки: «псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману» – следует понимать как то, что сыны Кореовы, Эфам, Асаф и Эман являются исполнителями псалмов. Надписание «псалом Асафов» означает то, что поет его сам Асаф. Обозначение «псалом Идифумов» указывает нам на то, что певцом псалма является Идифум. Словосочетание «псалом Давидов» показывает, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом Давиду – это значит, что кто-то говорит о Давиде. Итак, всех псалмов сто пятьдесят. Из них семьдесят два Давидовы, девять Давиду, двенадцать Асафовы, двенадцать сынам Кореевым, один Идифумов, один Эфамов, один Эманов, один Соломонов, два Аггея и Захарии, один Моисеев и тридцать девять ненадписанных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

9 Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе. 10 Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек. 11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром. С. Аверинцев. ПСАЛОМ 28 С. Аверинцев ПСАЛОМ 28/29 Псалом Давида. [При окончании праздника кущей.] Воздайте Господу, Божьи сыны, воздайте Господу царскую честь, воздайте Господу честь имени Его, поклонитесь Ему во святыне Его! Голос Господа над глубиною вод, Бог славы громами говорит, голос Господа над разливом вод, голос Господа в силе Его, голос Господа во славе Его! Голос Господа кедры крушит, кедры Ливанские крушит Господь! И скачет Ливан, как телец, и Сирион, как молодой бычок. Голос Господа высекает огонь, голос Господа пустыню сотряс, пустыню Кадеш сотряс Господь! Голос Господа нудит ланей родить и обнажает лесную сень. Превыше потопа обитает Господь, воцарится Господь во веки веков. Господь народу Своему подаст мощь, одарит миром людей Своих. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 28 Н.Гребнев ПСАЛОМ 28 Воздайте же Господу своему, Божие чада, сегодня. Восславьте Его, поклонитесь Ему Во храме святом Господнем. Голос Господа, голос желанный Моря сотрясает многие. Он сокрушает кедры Ливана, И начинают кедры Ливана Скакать, как единороги. Божий глас высекает пламень И сотрясает пустыни, Он разрешает от бремени ланей, Леса обнажает в долине. Слышите гласа Господнего звук В Его благолепном храме? Был и потоп делом Божиих рук, И царство Божье над нами. Поэтому избранный Богом народ Живет под Божией сенью И силу во веки веков берет От Божия благословенья! Н. Басовский. 29-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский 29-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Богу! Господь — наша сила живая; пойте Бога могущество, Божьи сыны! Славу имени Бога всегда воздавая, вы в святилище Бога склониться должны. Божий голос вздымает могучие воды в час, когда над пучиной разносится он; Божий голос — как гром потрясённой природы: он красив и могуч, он красив и силён. Божий голос ливанские кедры ломает, заставляя скакать их с горы, как телят. Божий голос из камня огонь высекает, и трясутся пустыни, и горы дрожат. Голос тот разрешает от бремени ланей, обнажает леса — так гремит небосвод! — и во храме Господнем молитвою ранней славу Господу Богу возносит народ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Его причтут к преступникам Исаия 53:12–13 Посему Я [Бог-Отец] дам Ему [Мессии] часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. Отче, прости их, они не ведают, что творят Псалом 109:4 За любовь мою они враждуют на меня, а Я молюсь. Исаия 53:12 ... [пострадавший Мессия] за преступников сделался ходатаем. Лука 23:34 [Во время распятия:] Иисус говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Друзья будут смотреть издалека Псалом 37:12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Псалом 108:25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими]. Псалом 21:8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою. Псалом 21:17–18 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище. Псалом 108:24–25 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука. Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими. Матфей 27:55–56 Там [у Голгофы] были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему [Христу]; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. Смотри также Марк. 15:40 Матфей 27:39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими, Марк. 15:29 Лука 23:35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Разделят Его одежды Псалом 21:18 Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий. Матфей 27:35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий. Марк. 15:24 Лука 23:34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Иоанн 19:23–24 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Кафисма 4 Псалом 24 К Тебе, Госпоже, воздвигох душу мою, яко да на страшнем суде Божием Твоими молитвами не постыжуся, ниже да посмеются о мне врази мои и поднебесной злобы лукавнующии полки да не преткнут стопы моя, ниже да не превзыдут мене сети смертныя; с кротостию притецы к душе моей, путеводительница буди ко отечеству небесному и к блаженному собору избранных Божиих сопричти мя. Псалом 25 Суди мя, Госпоже, яко аз незлобою моею ходих, уповая на Тя не изнемогу. Воспламени сердце мое огнем любви Твоея и поясом чистоты Твоея востягни утробу мою, милость и щедроты Твоя пред очима моима суть; наслаждуся во гласе хвалы Твоея, Госпоже; возлюбих святолепное лице Твое, поклоняюся ему и почитаю святое владычество Твое. Исповедайтеся имени Ея, яко свято есть, и Поведите в век чудеса Ея. Псалом 26 Госпоже, небесное сияние лица Твоего да будет просвещение мое и светлость благодати Твоея да возблистает во уме моем; вознеси главу мою на враги моя, яко аз преславное имя Твое воспою, и не отврати лица Твоего от мене; красоту и доброту Твою возжела душа моя и Тя во дни и в нощи ищет сердце мое, Царице Небесная, не отстави благодати и милости Твоея от мене и прославлю во языцех славу Твою, еюже прослави Тя Отец, Сын и Святый Дух. Песнь вместо славы Преукрашенная и во веки благословенная всеми Приснодево Богородице Марие, невместимаго Бога храме, Духа Святаго приятелище, двере Небеснаго Царствия, всея вселенныя Мати, приклони ухо Твое к недостойному моему молению и буди мне, грешному, милостивая попечительница и во всем Помощница. Псалом 27 К Тебе, Госпоже, воззову и услыши мя, и во гласе хвалы Твоея возвеселиши мя. Помилуй мя в день тесноты моея и светом истины Твоея озари мя; сам Господь во утешение наше Тя дал есть и Ты крепость моя и хвала о Господе; почерпну убо воду благодати Твоея с веселием и испию от источника милости, и не вжажду во веки. Псалом 28 Принесите Госпоже нашей, сынове Божии, принесите Госпоже нашей славу и хвалу. Даждь силу рабом Твоим, Мати пресвятая, и благословение славящим и хвалящим Тя. Услыши сердечное воздыхание взирающих к Тебе и не презри молитвы призывающих Тя; да будет рука Твоя распростерта и готова к вспоможению нам и ухо Твое слышащее горестный и утомленный глас наш, Ты бо еси едина наша Матерь сердобольная. Псалом 29

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 131 Н. Гребнев ПСАЛОМ 131 Царя Давида осуди нестрого, Воспомни заклинания его, Воспомни обещания его, Что дал Тебе — Иаковлеву Богу. Он говорил: «Не лягу я на ложе, Я не взойду ни в дом свой, ни в шатер, Вежд не сомкну своих я до тех пор, Покуда не найду Тебя я, Боже!» И он искал, искал Тебя незримо В Ефрафе и на поле Иарима, Он рек: «К подножью Божьих ног пойдем, И пусть святые в правду облачатся». Ты, Боже, об избраннике Своем Помысли, чтоб ему не претыкаться. И Ты, Господь, к Давиду снизошел И так сказал: «Твое, Давида, семя Навек на царский посажу престол, Если твои потомки Мой глагол Исполнят и воспомнят откровенья. Сион — покой Мой и Мое жилище, Я с высоты его тебе реку, Твою, Давид, благословлю я пищу, Твоих я хлебом напитаю нищих, Священников спасеньем облеку, Твоих святых веселием насыщу. И устыжу бесчисленные тыщи Врагов, что встретишь на своем веку!» 132-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 132-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Вспомни клятву Давидову, Господи Боже: «Не войду я в свой дом и не лягу на ложе, и глаза не сомкну я и в сон не впаду, если прежде для Бога жилья не найду». Будь же, Господи, в Храме для нашего счастья — Ты и вечный ковчег, символ мощи и власти, — где священники молятся, правду любя, где святые Твои воспевают Тебя. Но и Бог дал Давиду-царю обещанье: «Не узнает вовеки твой род обнищанья; если будут верны Мне твои сыновья, твой престол сохраню в поколениях Я. Пусть же племя Давидово правит в законе, ибо Я возжелал поселиться в Сионе. На жилище Своё ниспошлю благодать, даже нищим в Сионе не дам голодать. Возвеличу Давида — весь род его разом, потому что он Мною на царство помазан. Пусть узнают народы — он Мною храним, и высокий венец воссияет над ним». В. Горт. ПСАЛОМ 132 В. Горт ПСАЛОМ 132 Песнь храмовых ступеней (13-ая) Бог!, вспомни всё, что претерпел Давид из-за предательств, сплетен и обид!, и то, как он поклялся: В свой шатёр до наступленья тех блаженных пор как даже редкий гость не буду вхож я,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

ПСАЛОМ 140 молитва к Богу Отцу Христа Господа, егда на Кресте руце Свои воздвиже, принес за грехи человеческие жертву Свою вечернюю - в кончину веков, да явит Новый Завет и обновление. Псалом сей есть и молитва христианина. ПСАЛОМ 141 являет всем разум и премудрость, и глас молитвы к Богу Отцу Источника премудрости - Христа Господа, в вертепе - плоти человеческой, и в вертепе Вифлеемском, и во гробе и странах преисподних бывшаго, и молитва есть верных Христовых, в бедах и скорбях страждущих. ПСАЛОМ 142 воспевает страдания безгрешного Христа Господа. Сей есть от седми покаянных псалмов, есть молитва сокрушенного сердца, о грехах кающегося. Верный просит Бога: во истине Своей, Христе Господи, оправдать душу его и избежать темниц ада. Вспоминая воскресение Христово, бывшее заутро, просит и его душу воскресить и указать путь Христов, изъять от врага диавола. ПСАЛОМ 143 изображает победу во бранех Христа Иисуса над геенским голиафом и тьмою демонскою. Здесь прославляется Крест Христов, милость Его, которую Он явил в тайне воплощения. Ибо Он приклонил небеса и сошел на землю, блеснул молнию - свет евангельский даровал, сокрушил уста неправды, суету - силу демонскую. И поет верный теперь песнь .новую во псалтири душевной о воплощении и воскресении Христовом. А сыны чуждые за неверие во Христа Господа пребывают во тьме. ПСАЛОМ 144 богодухновенный, восхваляет величие Бога Вседержителя, Его премудрость, истину, промышление о всем создании, вочеловечении Христа Господа, о вечном Его Царствии. Верный благословляет Царя славы, вознесшагося на Крест, и род и род Его - христиане - прославляют Его величие и смирение, великолепие славы святыни Его, яко Слово плоть бысть, и силу таинств церковных, и милость Его. И преподобные, носящие образ Божий, - апостолы, святители, мученики и все избранные от мира - благословляют Бога, ибо Он усыновляет чрез таинство крещения сынов человеческих и вводит в царство благодати, даруя в пищу им тело и кровь Свою. Близ Господь всем призывающим Его во истине: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Хвалу Господню - истинного Человека и истинного Бога, Христа Господа - да благословит всяка плоть - всякий верующий вовек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

113 Если благодарственное молебное пение совершается в день рождения или по случаю годовщины брака, пострижения в монашество, или хиротонии, настоящее прошение может быть изменено: Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби недостойнии Твоему благосердию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниях, ихже излиял еси изобильно на рабов Твоих (раба Твоего, рабу Твою) (имя рек) в мимошедшие дни жизни его (ея) (в дни диаконства его, священства его, иночества его, супружества их) и припадаем и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умильно вопием: избави и на будущее время от всех бед рабов Твоих (раба Твоего, рабу Твою) и всегда яко Милостив исполняй ко благу желание их (его, ея), прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй. 114 Псалом избранный, ектению великую с ея прошениями, Евангелие, молитву и отпуст зри в предыдущем последовании. 115 Псалом избранный, ектению великую с ея прошениями, Евангелие, молитву и отпуст зри в предыдущем последовании. 116 Псалом избранный, ектению великую с ея прошениями, Евангелие, молитву и отпуст зри в предыдущем последовании. 117 Если благодарственное молебное пение совершается в день рождения или по случаю годовщины брака, пострижения в монашество, или хиротонии, настоящее прошение может быть изменено: Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби недостойнии Твоему благосердию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниях, ихже излиял еси изобильно на рабов Твоих (раба Твоего, рабу Твою) (имя рек) в мимошедшие дни жизни его (ея) (в дни диаконства его, священства его, иночества его, супружества их) и припадаем и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умильно вопием: избави и на будущее время от всех бед рабов Твоих (раба Твоего, рабу Твою) и всегда яко Милостив исполняй ко благу желание их (его, ея), прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй. 118 Псалом избранный, ектению великую с ея прошениями, Евангелие, молитву и отпуст зри в предыдущем последовании. 120 10 февраля. Во время голода хлебами из лебеды кормил нуждающихся, которым они казались вкуснее приготовленных из хорошей муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом можно разделить на три части. Вначале рассказывается о жизни Давида в доме его отца Иессея. Он был самым младшим (и, возможно, самым маленьким) из всех своих братьев, ухаживал за овцами и играл на псалтирионе (Стт.1–2). Затем говорится о том, что Бог послал Своего вестника Самуила, чтобы он помазал Давида, несмотря на то, что его братья были выше (это можно понять, как «более способные») и красивее (Стт.3–5). Это согласуется с повествованием 1Цар.16:7 , где Бог говорит: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Избрание Богом «последних» свидетельствует, что Его пути отличаются от человеческих. В конце описывается встреча с неназваным здесь по имени Голиафом, который проклял Давида своими идолами. Обезглавив Голиафа его же мечом, Давид восстановил честь Израиля (Стт.6–7). Голиаф выходил сорок дней и издевался над евреями ( 1Цар.17:15 ). Никто из воинов Саула не решался сразиться с великаном, и только Давид, с помощью Божией силы, прекратил это поношение. Напоминание об этой истории должно было поддержать тех, кто чувствовал себя ничтожными перед лицом агрессивных языческих стран. Бог может использовать любого, чтобы защитить Свой народ. В то же время показывается, что победа принадлежит только Богу. 2.4.2. Авторство . Несмотря на то, что 151-й псалом говорит об авторстве Давида и описывает события из его жизни, он ему не принадлежит. Евреи благоговейно относились к Давиду, собирали его писания ( 1Пар.16:7 ; 2Пар.7:6 ; Неем.12:46 ), канонизировали, но почему-то не сохранили 151-й псалом. Они не сделали это из-за того, что Давид его не писал 173 . Истинный автор псалма неизвестен. 2.4.3. Время и место написания . Поскольку автором псалма был не Давид, то можно предположить, что псалом был написан после него. Указание в надписании: «Особь писан, вне числа 150 псалмов», указывает, что в текст Септуагинты он вошёл уже после перевода. Поэтому предполагается, что 151-й псалом написан в промежутке между возращением из вавилонского плена и II в. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Кафисма 3 Псалом 17 Возлюблю Тя, Госпоже и Царице небесе и земли, и во языцех преславное имя Твое прославлю; исповедайтеся Ей сокрушеннии сердцем и укрепит вы противу всех врагов ваших; свет нам, Госпоже, благодать чрева Твоего и от Тебе питаемся млеком духовныя сладости Твоея, и паки алчем и жаждем ея. Вернии, взыщите и прославите Владычицу, яко Она есть скорая Помощница и ваша к Богу Предстательница; буди, буди прибежищем нашим, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего, понеже Ты еси верным дивное утверждение; слава Тебе, всех верных усердная Заступнице. Песнь вместо славы Пресвятая Владычице моя Богородице, прошу и молю Тя усердно: избави мя от внезапныя и лютыя смерти, наипаче же в час кончины моея милостива предстани ми и руки бесовския исхити, суда, прения и страшнаго истязания, и мытарств горьких, и князя лютаго, и вечнаго осуждения всесильною Твоею помощию свободи мя. Псалом 18 Небеса поведают славу Божию, поведают и Твою славу, Приснодево Марие; мастями благодатнаго благовония Твоего вси концы земли облагоухани суть; воздыхайте к Ней, обуреваемыя беззакониями; грешницы, ищите Ея помощи и приведет вас к тихому пристанищу Божия милосердия; песньми псаломскими толцыте утробы щедрот Ея и одождит вам благодать милости Своея; прославите Ю праведнии пред престолом Божиим; хвалите Ю небеса небес и святейшее имя Ея да ублажает вся земля. Псалом 19 Услыши нас, Госпоже, в печали и на молитвы наши обрати матернее лице Твое; не отвержи нас в страшный час смерти, но предстани душе нашей, внегда разлучатися ей от тела; посли Ангела мирна в сретение ея, им же от злых духов безопасно да соблюдется, покажи ей милостива и благоуветлива правосуднаго Судию веков, Иже предстательством Твоим прощение ей подаст и удостоит вечнаго покоя с избранными Божиими. Псалом 20 Госпоже, силою Твоею возвеселится сердце наше и сладостию имени Твоего утешится душа наша; от престола Царя славы посли нам премудрость, еюже во всякой истине просветимся, от плотских страстей сподоби благодатию Твоею воздержатися, яко да свет благодати Твоея в сердцах наших возсияет. Коль сладки любящим словеса Твоя, Дево Пресвятая, и коль благовонны капли благодати Твоея; славу и честь воспеваем Тебе и о преславном имени Твоем славимся и мы во веки; слава Тебе, верных скорая Заступнице. Песнь вместо славы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010