Патриарх, по совершении обычного перед литургией входного, становится на своем троне ( θρ νος), на правой стороне храма. Священники и дьяконы, получив от патриарха благословение, входят в алтарь и облачаются в свои священные одежды. Один из иереев приступает к совершению проскомидии, а дьяконы, облачившись, выходят с дикирием и трикирием из алтаря и совершают перед патриархом поклонение ( μετνοιαν). Патриарх, в сопровождении дьяконов, сходит с трона, идет к устроенному на середине храма амвону, становится пред Царскими вратами и, осенив дикирием и трикирием предстоящих в храме и благословив чтение часов, садится на приготовленном для него месте. Вслед затем из алтаря выходят сослужащие архиерея и совершают перед патриархом поклон ( σχμα μετανοας), а потом входят в алтарь и облачаются. Выходит, из алтаря и нареченный, получает от патриарха благословение, входит в алтарь и надевает епитрахиль и фелонь, а также камилавку с наметкой. Тогда встает со своего места и патриарх и облачается в свои священные одежды. После облачения патриарха и по окончании чтения часов, архидьякон и дьяконы, став по обеим сторонам кафедры, громко возглашают: «Архиереи, изыдите», «Иереи, изыдите». Отверзаются царские врата и архиереи, выйдя через них из алтаря, становятся близ патриарха в два ряда, занимая места по синтагматиону и чину ( κατ τξιν). По существующему на Востоке обычаю, архиереи, во время служения с патриархом, имеют на головах не митры, а черные камилавки с флеровыми наметками, а у перстней держат архиератиконы. Иереи же выходят из алтаря боковыми дверями и занимают места по чину рядом с архиереями. Патриарх принимает в руки дикирий и трикирий и, после возглашения великим архидьяконом – «Тако да просветится свет твой пред человеки», благословляет народ, при пении псалма – « Ες πολλ τη, σποτα». Вслед за тем патриарх и архиереи садятся на седалищах, приготовленных для них на амвоне. Между тем, избранный для хиротонии находится в святом алтаре. Два дьякона, получив благословение от патриарха, входят в алтарь через царские двери, выводят через те же врата избранного в епископа, который имеет в руках Евангелие, а также исповедание веры, собственноручно подписанное, и ставят его на изображение орла ( πνω το ετο).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Что такое «реформаторские соборы» XV в.? 8 . Каковы причины созыва Базельского собора и его результаты? 9 . Какова роль Пизанского собора 1409 г. в урегулировании проблемы «великой схизмы» и реформировании католической церкви? 10 . Каковы были основные задачи Констанцского собора? 11 . Как понимали проблему реформирования католической церкви участ- ники Констанцского собора? 12 . Что такое «конкордаты с народами»? Каково их основное содержание? 13 . Каковы исторические последствия «великой схизмы» для католической церкви? 14 . Как была завершена «великая схизма»? 15 . Каково историческое значение XVII Вселенского собора католической церкви? 16 . Каковы основные решения V Латеранского собора? 142 Как символическое сравнение с библейским «вавилонским пленом» избранного народа, переселенного в Вавилонию после палестинского триумфа Навуходоносора. Ламентации еврейского народа по поводу трагедии «вавилонского пленения» отражены в высокой поэзии 136-го псалма. 143 Иногда такие рукоположения становились насущно необходимыми. Так, в 1348–1350 гг. Европу опустошила «черная смерть», унесшая в разных местностях от 1 / 2 до 9 / ]0 населения и множество скота, – английский хронист Томас Уолсингем (ум. ок. 1422) думал, что «в живых осталось не больше одной десятой человечества». Как пишет Ф. Шафф, удар, нанесенный церкви, был так велик, что прекратилось ее служение, а возможно, и рост. В Англии, например, где погибло до половины населения, местные епископы, заботясь о насущных религиозных потребностях людей, даровали всем клирикам право на отпущение грехов. Священник теперь мог назначать собственную цену за услуги и вместо 4–5 марок мог получить 10 или 20, когда распространялась чума. Ввиду нехватки священнослужителей (в некоторых монастырях выжили 1–2 монаха и даже в самом Авиньоне умерли 9 кардиналов – почти половина коллегии – и 70 прелатов) стали разрешать рукоположение лиц, не достигших канонического возраста, – так, епископ Норича рукоположил 60 клириков, «хотя они были всего лишь новопостриженными монахами» моложе 21 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам Бог насадил виноградник свой, вызвав авраама, родоначальника евреев, из земли языческой и возрастив племя его в многочисленный народ. избранный народ свой он обнес оплотом, т. е. Отделил его от прочих языческих народов, обрезанием и разными обрядовыми заповедями поставив его в безопасности от смешения с иноплеменниками. В сем винограднике он ископал точило, – поставил жертвенник, на котором прообразовательно проливалась кровь животных, и построил столп, т. е. храм, и затем отдал ого делателям – учителям и правителям иудейским (блж. Феофилакт). Для вразумления и наставления Бог неоднократно посылал к избранному народу слуг своих – пророков. Он послал сперва одного раба, т. е. Как можно думать, замечает блаженный Феофилакт, «пророков, бывших около времени илии, например, Михея, которого бил лжепророк Седекия ( 3Цар. 22, 24 ); послал другого, которому камнями пробили голову и таким образом нанесли полное поругание: можно относить это ко временам осии и Исаии; послал и третьего раба, что можно разуметь о пророках времен плена иудейского, например, о Данииле и иезекииле. Наконец Бог послал сына своего, говоря: усрамятся Сына Моего; сказал же это, не зная, что они сделают с сыном Его, но выражая то, чему, по намерению Его, надлежало быть и что было возможно». Притча приподнимала перед глазами иудеев завесу приближающихся событий и предсказывала, что они, отвергнув наследника, т. е. Христа, выведут Его вон из виноградника, т. е. Иерусалима, и умертвят, и что господин виноградника, отец убиенного сына, или лучше, сам убиенный сын погубит преступный народ, предав его римлянам, а виноградник вручит иным делателем, т. е. апостолам, и призовет в духовное царство свое язычников». Грозные слова Господа о гибели злых виноградарей и о призвании в виноградник новых делателей произвели на слушателей особенное впечатление, так что они поспешили отозваться: да не будет сего, – избави Бог, чтобы дошли до такого положения и принуждены были потерять свои древние преимущества! тогда Иисус Христос, взглянув на своих собеседников взором, проникающим сердца, припомнил им стихи 22 и 23 псалма 117-го, в которых пророчески изображено поведение их в отношении к нему: несте ли чли николиже в Писаниих: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сей и есть дивно во очию вашею.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

В учении же о Мессии и Его царстве кн. Пс.идёт гораздо далее других, прежде написанных, книг св. Писания, открывая многие, дотоле неизвестные черты в образе Мессии, из которых одни и открыты нам единственно в Псалтири, а другие лишь только впоследствии с большею или меньшею подробностью раскрываются в писаниях Исаии и некоторых других пророков. Таково учение о Мессии, как предвечном Сыне Божием ( Пс.2:7; 109:8 ) и Боге (44:7–8, 109:1), как вечном Священнике по чину Мельхиседекову (109:4), имеющем себя самого принести Богу в жертву послушания (39:7–9), безвинно претерпеть различные преследования, поругания, тяжкие, мучительные страдания (21; 68 и 108) и самую смерть, но не видеть в ней истления (15:10–11), и как сильном и славном Царе, который, после временного унижения и страданий (8:5–6; 109:7; 117:22), поразить всех врагов своих и будет вечно царствовать над всеми царями и народами земными ( Пс.2; 67:2–4, 19–33; 71:5–17 ). Большею частью одни и те же псалмы содержат молитвы, и то или другое учение, или пророчество, и самый тон молитвенного настроения не выдерживается в них один и тот же от начала до конца псалма, но с переменою чувствований, одушевлявших псалмопевца во время его молитвы, так или иначе изменяется, то из скорбного переходя в спокойный и радостный (напр. в Пс.56, 58, 63, 68, 70, 76 и др.), то наоборот из спокойного и радостно-благодарственного – в печальный, скорбно молитвенный (напр. в Пс.9, 21, 39, 88, 107, 143 и др.). Поэтому очень трудно сделать вполне точное и систематически-правильное распределение всех псалмов по отличительным особенностям их содержания. Из множества различных делений псалмов у разных толкователей, наиболее простым и близким к духу того разделения псалмов по содержанию, какое указывается их надписаниями, надобно признать деление псалмов по преобладающему тону или настроению чувствований псалмопевцев. С этой точки зрения все псалмы Псалтири распадаются на следующие три главные класса: 1) Псалмы, происшедшие из преобладающего радостного настроения души, или псалмы хвалебно-благодарственные, содержащие выражение радостного удивления пред Богом, Творцом и Промыслителем вселенной, и радостной благодарности за различные дары Его, ниспосланные избранному Его народу или самому псалмопевцу, – внутреннего ощущения Его беспредельной любви к человеку и прославления Его бесконечного величия и благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Он не сказал – «Прежде Авраама Я был», но – «Я есмь». «Я есмь» в Священном Писании более, нежели обычная грамматическая форма, сопрягающая личное местоимение с глаголом «быть» первого лица единственного числа. «Я есмь» – это и есть – священнейшее имя Божие. Ягве буквально «Я есмь тот кто я есть – ehyeh asher ehyeh». Если эту вневременную формулу древнееврейского языка развернуть более подробно, то получится: «Я был тем, кем был, и есмь тот, кто Я есмь, и буду тем, кем Я буду». Это исповедание Божественной свободы. Это не столько сообщение имени как какого-то знака, не имеющего в себе смысла, а свидетельство Бога о Себе Самом. Я тот, Кто есть, и Тот единственный, чье бытие и действие зависят только от Него самого. Я – Ягве, то есть ничей не раб. Моя личность – источник всего, в том числе Моей собственной природы. Для библейского мышления имя Бога несообщимо ( Прем.14:21 ). Христос же не только произносит, но и прилагает имя Сущего к Себе. Следовательно, Сын от начала ; Он от начала – Бог ( Ин.1:1 ). Обвинение, выдвинутое фарисеями против Христа, гласило: «Он делает Себя Богом!» И на суде Синедрион проявил вполне верное понимание того, в каком именно смысле Иисус назвал Себя Сыном Божиим. Каждый раз, когда в Евангелиях мы видим вспышки религиозной ненависти ко Христу, они связаны с тем, что Иисус говорит о своем Божественном статусе ( Ин.5:17–18 ). «Свидетели Иеговы» говорят, что иудеи неверно поняли слова Христа и лишь предположили, что Он говорил о Своей Божественной природе. Но почему Христос не объясняет им и принимает их обвинения в богохульстве? Не потому ли, что Он есть Бог , равный Отцу. Каждый иудей ощущал, что в устах Христа «Сын Божий» звучит совсем не так, как привычное и всем знакомое выражение псалмопевца ( Пс.81:6 ). Если слова псалма воспринимались как исповедание чудесной, невозможной, милостивой близости Творца к избранному народу, то слова Христа звучали с интонацией естественного, незаслуженного и неподаренного родства с Единственным Богом. Поэтому вопль протеста из оскорбленного сердца иудеев: «Он делает Себя равным Богу!» Поэтому – попытки к побиению камнями и распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spetsifi...

Пс.47:11 . По имени твоему, Боже, тако и хвала твоя на концах земли: правды исполнь десница твоя. Пророк от лица верных продолжает благодарить Бога за полученныя благодеяния, и как в начале псалма сказал: велий Господь, и хвален зело, тако и здесь глаголет: по имени Твоему Боже, тако и хвала Твоя на концах земли. То есть, по величеству имени Твоего велия и хвала Твоя. За сим присовокупляет причину хвалы, глаголя: правды исполнь десница Твоя. Того бо ради повсюду прославляется великое имя Твое: понеже праведно защищаеши благих, и праведно наказуеши злых. Здесь заметить должно оныя слова, хвала Твоя на концах земли: ибо в них подразумевается скрытное противоположение. Известно, что во времена древних повсюду твердилися имена ложных богов, которые, коль ни славны были, однако не заслуживали справедливыя хвалы, потому что не было в них истиннаго Божества. Но Пророк говорит здесь напротив, что имя Божие, где бы услышано ни было, везде с должною хвалою принято будет: ибо весь мир познает, коликия чудеса явил Он посреде избраннаго народа Своего. Пс.47:12 . Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейския, судеб ради твоих, Господи. Пс.47:13 . Обыдите Сион и обымите его, поведите в столпех его: Пс.47:14 . положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем. По поводу вышереченных слов, правды исполнь десница Твоя, Пророк призывает здесь к веселию весь Божий народ по той причине, что он паче всех других испытал на себе Божию правду. Ибо имя судеб для того положил, дабы познать, что Бог, приняв на Себя дело церкви Своея, объявил Себя врагом гонителям ея, дабы смирить гордыню их, и обуздать зверскую ярость. Потом паки похваляет местоположение и красоту Иерусалима, говоря, что град наилучшим образом огражден и укреплен; ибо и в сих внешних знаках некоторым образом видимо было благословение Божие. Но между тем припоминает то же, что и выше в Пс. 47:4 сказал; ибо, упоминая здесь о столпах и стенах, не хощет, чтоб сердца и мысли благочестивых людей останавливалися на них, но аки некое зерцало предлагает, которое бы представляло им Божие лице. Обыдите убо, глаголет, Сион, то есть, прилежно осмотрите град Святый, изочтите столпостения его, воззрите на предградия его, разсмотрите домы его, и по достоинству оцените их. Вы увидите, что град ваш свыше избран, ибо несравненно превосходит все прочие грады; поскольку Бог избрал в нем святилище Себе, а избранному народу Своему жилище. Впрочем, присовокупляя конечныя оныя слова, яко да повесте в роде ином, прикровенно назнаменует, что будет некогда время, в которое более не узрят они красоты града сего; ибо хотя выше сказал, что град Божий вечно стоять будет, но здесь, как бы исправляя себя, говорит, что сия вечность продолжится токмо до устроения новыя церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

По третьей, шестой и девятой песне канона произносятся малые ектеньи для возбуждения молитвенного духа в предстоящих. Стихиры на хвалитных. После канона поются три предпоследних псалма, возбуждающие все творения Божии к прославлению Господа. «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, содержащие в себе также восхваление Господа, и потому называющиеся стихирами на хвалитных или стихирами хвалитными. § 40. Великое славословие . После пения хвалитных псалмов следует великое славословие. По отверстии царских врат священник полагает ему начало возгласом: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» В древности настоятель произносил сии слова к собранию верных, когда, по всенощном бдении, видел, что заря занималась на востоке. И христиане, прежде нежели разойтись им, исповедовали еще однажды в едином великом славословии Божественную славу Искупителя. Оно начинается словами Ангелов, прославлявших вифлеемского Богомладенца: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» 9 состоит, преимущественно, из молитвенных воззваний ко Господу Иисусу Христу и оканчивается трисвятой песнью: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Славословие это употребляется Церковью с древних времен: о нем упоминается уже в Постановлениях апостольских и в письме Плиния Младшего к Императору Траяну. После великого славословия произносятся ектеньи: сугубая, просительная и утреня во всенощном бдении заканчивается отпустом 10 . § 41. Час первый . За утреней во всенощном бдении следует чтение первого часа, так как в первые времена христианства всенощное бдение, начинаясь ночью, кончалось к рассвету дневному, считавшемуся тогда первым часом дня. В псалмах, читаемых на этом часе (15, 89 и 100), слышится, вопервых, молитва Давида к Господу, заутра услышать глас его и исправить путь его пред собою с обетами свято и непорочно провести наступающий день; а, вовторых, молитва Моисея, Божьего человека, о научении пользоваться днями краткой человеческой жизни для приобретения сердца мудрого и споспешествовании нам в деле рук наших. В конце первого часа священник выходит из алтаря и произносит молитву, чтобы Христос, истинный свет, отразил бы и на нас свет Своего лица и соблюл бы стопы наши к деланию заповедей Своих. Клир поет на это победную песнь Богородице, как избранному воеводе, моля Ее избавить нас от всяких бед.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Таким образом, все вообще вероятные основания за Давидово происхождение этих псалмов и нет никаких решительных побуждений придумывать для них другого писателя 748 . Вероятность происхождения их от Давида еще более возвышается, если мы предположим, что они написаны были на случай какого-либо из праздничных собраний в Иерусалиме вскоре после перенесения ковчега завета в Сионскую скинию, когда с тем вместе Иерусалим должен был сделаться религиозным центром народа Еврейского. Содержание обоих псалмов всего лучше объясняется из побуждений этого именно времени. Руководившее Давидом в перенесении ковчега завета в Иерусалим желание, с одной стороны, восстановить должное благоговение к главнейшей национальной святыне, остававшейся в небрежении и забвении в Саулово царствование, с другой – возвысить в глазах народа значение вновь избранной им столицы царства, весьма естественно требовало возбудить и поощрить установленные законом всенародные собрания пред перенесенным в Иерусалим ковчегом завета, так и вообще расположить и приучить народ к новой столице и новому месту святилища, вопреки недовольству и обычному предубеждению некоторых против подобных изменений и нововведений. А что недовольство или предубеждение против перемещения столицы и особенно ковчега завета действительно существовало в народе, не смотря на то, что оно совершено было Давидом в согласии старейшин народных, это можно заключать из псалма 77-го, где современный Давиду псалмопевец Асаф пророк заметно старается оправдать пред народом перенесение ковчега завета и столицы царства в Иерусалим 749 . При таких обстоятельствах и побуждениях составление песней в прославлении Иерусалима, как прекрасного и благоустроенного религиозного и политического средоточия народного, или в похвалу братского согласия народа, выражающегося в многочисленном собрании его на Сионе, где Господь благоволил утвердить благословение и жизнь на век, – представляется, как нельзя более естественным и целесообразным 750 . С этой стороны надписание 121 и 132 псалмов именем Давида в еврейском тексте, при отсутствии в их содержании каких-либо несообразностей с лицом и временем Давида, получает силу вполне достоверного свидетельства о их писателе и времени происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Разделы портала «Азбука веры» 26 Апр 2022 В США казнили 78-летнего смертника — он умер с покаянием, читая Псалом 22 «Господь – Пастырь мой…» В Избранное В американском штате Техас казнили смертельной инъекцией старейшего 78-летнего смертника, застрелившего в 1990 году дорожного полицейского – казненный умер с покаянием, читая Псалом 22 «Господь – Пастырь мой…», сообщает «Cедмица.RU» со ссылкой на Apnews. Карла Уэйна Бантиона казнили в государственной тюрьме Хантсвилла. Он был осужден за убийство в июне 1990 года полицейского Джеймса Ирби, прослужившего в полиции Хьюстона почти 20 лет. Верховный суд США отклонил очередную просьбу адвокатов Бантиона о помиловании. Тюремщики допустили к Бантиону духовника Барри Брауна, разрешив тому молиться вслух и прикасаться к смертнику. Священник возложил руку на лодыжку Бантиона в момент смертельной инъекции и молился около пяти минут. Он заявил, что новый Бантион больше «не имеет ничего общего с закоренелым молодым преступником», некогда жившим в его теле, ибо «прошел через тяжкие унижения и достиг смирения в стенах тюрьмы за хладными стальными решетками». «Я хочу, чтобы семья Ирби поверила мне: я по-настоящему раскаиваюсь в том, что тогда сделал, – лихорадочно бормотал Бантион, притянутый ремнями к смертному ложу. – Я молюсь Богу, чтобы вы простили меня за то, что я убил вашего отца и мужа миссис Ирби. Я надеюсь когда-нибудь увидеть вас на небесах, и когда вы явитесь передо мной, я крепко вас обниму». Когда ему ввели смертельную дозу пентобарбитала, он стал шептать слова Псалма 22: «Господь – Пастырь мой, Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим; подкрепляет душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего…» Вскоре Бантион сделал глубокий вдох, судорожно кашлянул, затем последовали три все более слабых вдоха, и он перестал двигаться и дышать. Врачи установили смерть 13 минут спустя. В это время несколько десятков мотоциклистов, собравшихся у здания тюрьмы в память убитого дорожного полицейского-мотоциклиста, включили двигатели на полную мощность, и их могучий рев был ясно слышен в камере смертников.

http://azbyka.ru/news/v-ssha-kaznili-78-...

  [В неделю о Блудном сыне, Мясопустную или Сыропустную, после обычных двух полиелейных псалмов присоединяем третий: Псалом 136 У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуия. На ивах посреди него повесили мы органы наши. Аллилуия. Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении. Аллилуия. «Пропойте нам из песен Сионских». Аллилуия. Как споём мы песнь Господню на земле чужой? Аллилуия. Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя! Аллилуия. Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в самом начале веселья моего. Аллилуия. Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: «Разоряйте, разоряйте до оснований его». Аллилуия. Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала нам. Аллилуия. Блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень. Аллилуия.]   Затем в праздники поется величание со стихами избранного псалма, под воскресенье же – тропари «по непорочных», глас 5. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Ангельский сонм изумился,/видя Тебя, Спаситель, к мертвым причтенного,/но силу смерти сокрушившего,/и Адама с Собою воздвигшего,/и от ада всех освободившего. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. «Что вы миро слезами сострадания,/о ученицы, разбавляете?»/– Ангел, блистающий в гробнице, к мироносицам взывал,/– «осмотрите вы гробницу и познайте,/что воскрес Спаситель из гроба!» Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Рано утром поспешили/мироносицы ко гробу Твоему с рыданиями./Но предстал пред ними Ангел и возгласил:/«Кончилось время рыдания, не плачьте/но о воскресении Апостолам возвестите». Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Жены-мироносицы, с миром пришедшие/ко гробу Твоему, Спаситель, рыдали,/тогда как Ангел им возглашал:/«Что вы к мертвым Живого причисляете?/Ведь как Бог воскрес Он из гроба». Слава, Троичен: Поклонимся Отцу,/и Его Сыну, и Святому Духу,/святой Троице во едином существе,/с Серафимами взывая:/«Свят, Свят, Свят Ты, Господи».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010