АНТИФОНЫ ВСЕДНЕВНЫЕ Вседневные антифоны поются в те седмичные дни, в которые не случится никакого праздника и не положено петь песней утреннего канона на так называемые блаженны (о них будет сказано далее). а) Первый антифон, или первую смену вседневных антифонов, составляют стихи из 91-го псалма, в котором прославляется премудрый Промысел Божий, разрушающий благополучие нечестивых и благоустрояющий жизнь благочестивых. Из этого псалма выбраны для антифона следующие стихи. Стих 2: Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний . Какое прекрасное занятие прославлять Господа хвалебными песнями, посвященными Его святому имени! Стих 3: Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь . Какое усладительное занятие начинать день исповеданием милости Божией, обновляемой с каждым днем нашей жизни, и с наступлением ночи, после благополучно проведенного дня, благодарить Господа за Его истину, т.е. за Его верность в исполнении обетований! Стих 16: Яко прав Господь Бог наш и несть неправды в Нем . Этот стих имеет связь с предшествующим 15-м стихом. В 15-м стихе сказано: праведники плодовиты и в старости сочны и зелены . «Долговечны подобно кедрам ливанским (14-й стих), цветут здоровьем и крепостью сил», и потом в 16-м стихе прибавлено: дабы возвещать, яко прав Господь и несть неправды в Нем , т.е. благосостояние праведников, истинных почитателей Господа, ясно свидетельствует, как правосуден Господь, не оставляющий без награды благочестие и добродетель, и как безрассудно и нечестиво приписывать Ему какую-нибудь неправду. В настоящей жизни не всегда примечается равновесие между заслугой и воздаянием, зато оно будет восстановлено в жизни будущей. За каждым стихом этого антифона следует припев: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас , и потом этот припев повторяется в заключение антифона на Слава, и ныне. б) В состав второго антифона входят стихи из 92-го псалма, который прославляет Господа, всемогущего Царя вселенной и Защитника избранного народа. Из псалма взяты для антифона следующие стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Псалом 65 Пс.65:1 . В конец, песнь псалма воскресения. НАДПИСАНИЕ Сего слова, воскресения, ни в Еврейском тексте, ни в древнем переводе седмидесяти толковников не находится, но приложено может быть от Греков, потому что некоторыя слова псалма сего поются в день воскресения Христова. СОДЕРЖАНИЕ Пророк призывает весь израильский народ к благодарению и хвале Бога за некое отличное благодеяние, по случаю котораго в лице церкви исчисляет другия премногия милости, которыя Бог всегда являл избранному народу. Пс.65:2 . Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени его, дадите славу хвале его. Здесь в первых словах содержится общее предисловие, потом тотчас следуют особливыя положения. А понеже Пророк обращает слово ко всей земле, то без сомнения содержится здесь пророчество о будущем распространении царства Божия, которое ясно открылось в пришествии Христа Спасителя. Во втором члене утверждает то же, но с большею силою, дабы тем лучше возбудить людей ленивых и медленных к хвалению Бога. Петь имени Божию – значит то же, что по достоинству превозносить святое имя Божие, дабы от всех прославляемо было. В третьем члене повторяется то же иными словами, аки бы сказал: прославляйте Бога и духом и телом, и не приписывайте славы вам самим, но всю часть положите во хвале Бога. Пс.65:3 . Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои. Здесь дает причину, чего ради хощет, дабы все хвалили Бога. А понеже премногие люди с холодностию разсуждают пред другими о похвалах Божиих, сего ради Пророк, дабы сильнее тронуть чувства верных, повелевает и язык и слово обращать к Богу: рцыте Богу. Но дабы и таковое расположение более возвысить в них, глаголет, что врагам только свойственно лгать пред Богом: но и сии трепещут силы Его. Аки бы сказал: ежели де люди злые и лукавые, которые охотно желали бы избежать власти Его, волею и неволею принуждены бывают смиряться пред Ним, то что творити подобает верным, которых Бог не страхом Себе покоряет, но милостию призывает? Ибо здесь подразумевается прикровенное сравнение между добровольным служением, которое оказывают верные, будучи привлекаемы любовию к Богу, и между рабским и принужденным покорением, к которому неверные силою привлекаются. Что бо иное значит лгать пред Богом, как быть покорну не от доброй воли, но по нужде, как сказано во псалме Пс. 17:45 ? Впрочем, хотя лицемеры многоразличными образы лгут пред Богом, но Пророк не о сем глаголет здесь, а только то показывает, колико сила Божия и самим врагам страшна, когда и нехотящих их себе покоряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

сост. Г. И. Катышев Избранные труды святителя Афанасия Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем Избранные псалмы – это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники, прославляются христианские подвижники, возносится хвала Господу за проявление милостей Его к Православной Церкви и к православным людям в новейшие времена. В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха так называемого «величания» или краткого хвалебного песнопения в честь воспоминаемого события или прославляемого угодника Божия. Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири в Ирмологионе. В Минее месячной (за исключением некоторых новейших служб) о них нет упоминания. Их не знает наш Типикон, по которому отличие полиелейных праздников заключается только в пении полиелейных псалмов 134-го и 135-го со следующей непосредственно за ними ектенией и всем, что далее предшествует чтению Евангелия. Такое умолчание о величаниях и избранных псалмах объясняется тем, что они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш церковный устав. Как нечто новое, необычное и особливо торжественное, первоначально величания предназначались лишь для великих праздников, для которых и было составлено семнадцать величаний и избранных псалмов (на праздники Господские Богородичные Архангелов, два Предтечевых и Первоверховных апостолов). На случай храмовых праздников, приравниваемых церковным уставом к великим, составлены общие величания и псалмы святителям, мученикам и преподобным и величание апостолам. В качестве общего псалма каждому из апостолов указан псалом на 29 июня. Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным, что с течением времени величание стало необходимой частью не только великих праздников, но и всех средних.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

488. Слово в день торжественного венчания и священного помазания Благочестивейшего Императора Николая Павловича (Говорено в Московском Успенском Соборе 22 Августа) 1828 год И истина моя и милость моя с ним. ( Ncaл. LXXXVIII. 25 ). В псалме, из которого взяты сии слова, несколько раз упоминается о милости так, что к ней присоединяется истина. В самом начале псалма, Псалмопевец восклицает к Богу: «милости Твоя, Господи, во век воспою: в род и род возвещу истину Твою усты моими» ( Пс. 88:2 ). И далее: – «в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя» ( Пс. 88:3 ). И еще: «милость и истина предыдет пред лицем Твоим» ( Пс. 88:15 ). Потом, изображая Божия обетования избранному, вознесенному и помазанному в Царя Давиду, Псалмопевец между прочим говорит о нем от лица Божия. «И истина Моя и милость Моя с ним». И еще далее, о потомках Давида говорится также от лица Божия: «милость... Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей» ( Пс. 88:34 ). Из сего последнего изречения можно примечать, что пророк говорил о милости Божией, смотря на дары и обетования Божии, а о истине, смотря на исполнение сих обетований. Милость Божия была с Давидом, когда Бог даровал ему царство, утвердил оное, распространил, особенно, когда с клятвою изрек о нем сие беспримерное обетование: «семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо Мною» ( Пс. 88:37 ). Истина Божия пребыла с Давидом, когда Соломон и дальнейшие потомки его благословенно царствовали над народом Божиим, наипаче же, когда Иисусу Христу «дал ...Господь Бог престол Давида Отца Его, и Он воцарил ся в дому Иаковли во веки» ( Лyk. I. 32–33 ). Как бы то ни было, нельзя не приметить в изречениях Псалмопевца особенного усилия показать милость в тесном союзе и неразлучном сочетании с истиною на небе и на земле. Там возводит он сию священную чету к самому Богу и рядом поставляет в подпоры престола Его, и в предтечи лица Его; здесь также представляет истину и милость в одинаковой близости к Царю, который должен быть возвышен и прославлен: «и истина Моя, и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его». Россияне! От полного сердца воспеваем мы ныне милость и истину Божию, явленную в помазании над нами Царя, с Которым и истина и милость царствует, не менее одна, как и другая. Радость наша тем живее, и мы тем достойнее такового царствования, чем искреннее и сами употребляем благородные усилия, не только в размышлении, но и в действовании, представлять истину и милость взаимно соединенными, согласными, неразлучными.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), в т. ч. и в великие праздники ; поется как припев к стихам избранного псалма . В греч. Церквах В. не употребляются, сам же термин (греч. μεγαλυνρια) применяется по отношению к припевам на 9-й песни канона утрени в праздничные дни и к особым припевам после молебного канона. Название «В.» происходит от слова «величаем», с к-рого начинается большинство этих песнопений; также по отношению к В. встречается термин «припевы». В. и припевы к 17-й кафизме В памятниках, предшествующих Иерусалимскому уставу, после XII-XIV вв. ставшему общеупотребительным в правосл. Церкви, В. нет. В студийских памятниках XI-XII вв., отражающих более раннюю стадию формирования той традиции, к к-рой принадлежит Иерусалимский устав, в качестве припева к распеваемым в богослужении псалмам используется «Аллилуия» . История возникновения В. связана с историей припевов к 17-й кафизме (Пс 118), употребляемых в Великую субботу . Древняя иерусалимская (не имеющая прямого отношения к Иерусалимскому уставу) система этих припевов зафиксирована в Иадгари (сохранившееся в груз. переводе гимнографическое приложение к иерусалимскому Лекционарию, отражающее практику VIII-IX вв.- см.: Метревели. Иадгари. С. 206). Припевы на 17-й кафизме в Великую субботу упомянуты также в афоно-студийском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели; их присутствие в этом памятнике обусловлено тесными историческими связями Грузинской и Иерусалимской Церквей в древности ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 289). Впосл. (не позднее XIII-XIV вв.) в памятниках Иерусалимского устава появилась новая система припевов к 17-й кафизме в Великую субботу, используемая до наст. времени. Очевидной текстуальной связи между этой и древней иерусалимской системами нет. Система припевов к 17-й кафизме в памятниках Иерусалимского устава имеет трехчастную структуру, каждая часть соответствует одной части (статии) кафизмы. 1-я и 2-я статии и припевы к ним поются на 5-й глас, 3-я - на 3-й глас.

http://pravenc.ru/text/150151.html

Псалом 5 Пятый псалом имеет над собою надписание следующее: псалом Давидов о наследствующем. Но кто этот наследствующий, которого пророк имел в виду при составлении псалма сего? Мнения о сем предмете различны; но мы предпочитаем всем другим мнение блаженных Иеронима и Августина и Евфимия Зигабена , которые под именем наследствующего понимают весь род человеческий, имущий, по их словам, своими добродетелями наследовать живот вечный, благодатию Христа Иисуса, о Нем же порождени есьмы в наследие нетленно и неувядаемо, соблюдено на небесех; в самом же псалме видят прежде всего самого царя и пророка Давида, молящегося Богу о избавлении его от гонения Саулова и всех прочих врагов его, а за ним и в лице его, на необозримом пространстве веков и мест до скончания мipa, усматривают и всю святую церковь и каждого верующего в особенности, подобно ему страждущих и подобно ему с молитвою к Богу обращающихся о избавлении их от врагов тьмочисленных и так же как и он, желающих изыти из сего жития многомятежного и внити в наследие покоя вечного. Вообще должно при сем однажды и навсегда заметить, что пророки и все святые мужи, как тайно водимые Духом Божиим, никогда о себе и для себя исключительно не молятся, хотя и выражаются иногда по обычаю в первом лице и числе единственном, но всегда, по любви и благожеланию к человечеству, имеют в виду всё человечество, себе же исключительно усвояют только общие всем человекам слабости и недостатки, выражая тем пред Богом своё смирение и самоуничижение, как основное качество и необходимое условие духа молитвенного. Посему-то и каждому из нас заповедано от Господа в молитве к Отцу Небесному взывать: Отче наш , а не Отче мой, так чтобы мы, моляся о себе и о других, в ходатайстве пред Богом взаимно друг другу помогали и друг друга возбуждали и поощряли. С сей именно точки зрения мы будем смотреть и на слова пророка в избранном нами псалме, будет ли он говорить в числе единственном, или во множественном. Глаголы моя внуши, Господи, так начинает пророк свой молитвенный псалом, разумей звание мое, вонми гласу моления моего, Царю мои и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи ( Пс.5:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 88 Пс.88:1 . Разума Ефама Израильтянина. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Ефама Исраильтянина. Из сего надписания явствует, что сей псалом сложен не Давидом, но Ефамом Израильтянином, как и самая материя псалма доказывает. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, предприемля намерение молиться за страждущую церковь , во-первых, предлагает во утешение себя и других завет, учиненный Богом с Давидом. Потом упоминает вообще о Божией силе, видимой во управлении всего мира. К сему присовокупляет бывшее избавление Израильскаго народа от плена, при котором случае явил Бог преславный опыт отеческия милости Своея к избранному народу. Наконец предлагает жалобу, что Бог как бы забыв о своем завете, предает церковь Свою насилию нечестивых и в бедственном состоянии не утешает и не помогает ей. Пс.88:2 . Милости твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину твою усты моими. Пророк начинает псалом от похвал Божиих и от воспоминания завета, дабы верные, будучи в тяжких искушениях, не колебалися в вере, но уповая на Божия обещания, не сомневалися о возстановлении церкви и о том прилежно молилися. А понеже трудно было удостоверить, чтоб Бог, Который казался быть тогда строгим и неумолимым, скоро преклонился на милость, сего ради, дабы удалить сие искушение множеством и различием Божией милости, не просто глаголет: милость Твою Господи воспою, но употребляет множественное число, глаголя: милости Твоя, Господи, воспою. Пс.88:3 . Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина твоя. Дает причину, чего ради хощет воспевать Божия хвалы даже и посреде самых жестоких бедствий: понеже не отчаивается, что Бог помилует рабов Своих. Чего ради? поскольку Сам сказал, и солгать не может, что милость Его в век созиждется, и истина Его на небесех уготовится, то есть, пребудет вечно тверда и постоянна на подобие непоколебимаго здания, котораго никакое насилие времен и веков разрушить не может: ибо на небесех уготовано, где вся суть вечна. Пс.88:4 . Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 98 Богу, как Царю. Все люди должны поклоняться с благоговейным трепетом, как некогда поклонялись Ему Моисей, Аарон и Самуил. Псалом Давиду Так как в этом псалме «призывающими имя Божие» называются только Моисей, Аарон и Самуил, жившие до Давида, то весьма вероятно, что писателем псалма был именно сам Давид. 1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Во исполнение своих древних обетований благочестивым патриархам народа Еврейского, Господь основал свое царство в земле им обетованной и Сам стал Царем в своем избранном народе. Но если и пред земными царями народ предстоял со страхом, то пред Господом – Царем всего мира, он должен служить с глубочайшим благоговением, доходящим до трепета. Посему псалмопевец и взывает: «Господь воцарился, – да гневаются людие, точнее – да трепещут люди с благоговением пред Его волей и правдой, дабы не вызвать Его праведного гнева к себе. – Седяй на Херувимех, да подвижется земля. Как земной царь, появляясь в народном собрании, или на колеснице, запряженной конями, или в палатке, носимой руками рабов, торжественно восседал на высоком троне, который окружали преданные царю верховные служители; так и Господь восседает на своем троне, коему предстоять Херувимы – высшие чины ангельские, самые ревностные исполнители воли Божией. Такому представлению о престоле Божием соответствовали: во-первых, ковчег завета, покрытый огнезрачным золотом, с двумя херувимами над ним, над коими являлся Господь в скинии Моисея и в храме Соломона; во-вторых, – величественное грозовое облако, несомое ветрами, в коем являлся Господь на Синае, и, наконец – облако «славы Божией», которое в дивном видении своем созерцал пророк Иезекииль на реке Ховар. – Предстоя такому престолу Божию, у подошвы Синая, трепетал народ Еврейский, – в страхе и трепете был великий пророк Исаия – в храме Иерусалимском, падал ниц пророк Иезекииль и др. Посему и говорит псалмопевец: «Господь восседает на Херувимах, – да волнуется народ в страхе благоговения пред Ним, как Царем всей земли!» (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Слово в день совершения Священного Коронования Их Императорских Величеств Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Федоровны, произнесенное 16 мая 1883 г. Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных. Да возвеселится Израиль о сотворшем его и сынове Сиони возрадуются о Царе своем, яко благоволит Господь в людях своих. ( Псал. 149, 1,2, 4 ). Псалом 149, из которого взяты нами эти слова, написан, по-видимому, по поводу нового события в жизни народа Израильского, весьма сходного с тем, какое совершилось вчера в первопрестольной Москве. Псалмопевец приглашает народ воспеть Господу „новую песнь“, хвалить имя Его с ликами, петь Ему на тимпане и гуслях, веселиться о Создателе и радоваться о Царе своем, так как благоволит Господь к народу Своему (ст. 1 – 4). Из псалма этого видно, как богопросвещенные мужи народа избранного смотрели на знаменательный и радостный события своей истории и с какими мыслями соединяли свои восторженный чувствования по поводу празднования этих событий. Возьмем у вдохновенного певца несколько уроков, чтобы и нам достойно отпраздновать наш настоящий светлый отечественный праздник. „Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых!“ Восшествие на Престол и помазание на царство нового Царя есть событие, требующее новой песни славословия и благодарения Богу. При естественной смене поколений в народах и при постоянных переменах в направлении умов и событий в роде человеческом к каждому новому царствованию созревают новые вопросы, являются новые нужды и условия в народной жизни, требующие от новых царей новых взглядов и мероприятий для устроенья счастья подданных. Что касается до нашего отечества, то благотворные дела и начинания прошедшего царствования и явленные нам в течение его знамения милости Божьей служат добрым основанием сколько для новой деятельности нового Царя, столько же и для нашей надежды, что и в будущем Господь продолжит к нам Свое благоволение. Много было у нас светлых дней в прошедшее благословенное царствование в Бозе почившего Императора Александра Николаевича. „В собрании святых“, в наших храмах и на стогнах градов и селений мы пели благодарственным песни Господу за невиданную в истории благость и любовь Царя к народу, за разрешение уз, стеснявших свободу народной мысли и жизни, за восстановление крепостных людей в правах свободных граждан, за освобождение братьев наших по вере от ига неверных, за расширение пределов нашего государства, за дивные знамения попечения Божья в охранении жизни самого Царя от покушений людей злонамеренных, – до последней минуты возведшей подвижника любви путем мученической кончины к вечному воздаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Псалом 32. Хвала Творцу и Промыслителю вселенной, милостиво хранящему верующих в Него В Пс.32 Псалмопевец призывает верующих радоваться и ликовать о Господе, подробно указывая основания и побуждения к тому в величественных свойствах Божиих: истины, правосудия, милости, всемогущества и всеведения, являемых в творении и промышлении о мире, особенно же в попечении об избранном народе, чудесно охраняемом от всех бед и коварных замыслов других народов. В еврейском тексте Пс.не имеет надписания, но в переводах 70-ти толк. и лат. приписывается Давиду и, без всякого сомнения, принадлежит, именно, ему. Это ясно доказывается и самым положением его среди Давидовых псалмов и полным его сходством с ними по характеру и языку, и особенно тем, что он тесно примыкает к предшествующему 31 псалму, начинаясь таким же призыванием верующих к радости и ликованию о Господе, каким тот оканчивается, и представляя естественное и необходимое продолжение и развитие его заключительной мысли. В радостном сознании прошения своих грехов Давиду в заключении 31 Псалма естественно было желать, чтобы его радость о Господе разделяли все верные израильтяне; но, при спокойном рассмотрении своего произведения, он не мог не заметить, что такое заключение есть лишь непосредственное влияние его личного чувства и, не вытекая непосредственно из содержания псалма, не может быть понятным и убедительным для всех сынов Израиля без особенного уяснения и развития. И вот – в настоящем Псалме он и представляет это необходимое объяснение и развитие заключительной мысли XXXI Псалма, изложив в нем такие побуждения к радости и ликованию о Господе, которые могут быть сильны и убедительны всегда и для всех верующих 140 . Надп. в слав. пер. аломъ Двд, не надписанъ у – соответствует греческому чтению св. Афанасия и Зигабена и библий Альдинской и Комплютенской. У бл. Феодорита читается только 2-я половина: не надписан у еврей; напротив того, в древнейших греческих списках переводов 70-ти в гекзаплах Оригена и в код. Ват. и Син. читается только одно имя Давида (τ Δαυδ), а в Александр. – с прибавлением впереди его обычного наименования каждой песни псалтири: «Псалом (=Вульгата), и вслед за ним особого наименования рода псалма: νεσις, т. е. хвала, или хвалебная песнь – (гр. выше, введ. к толк., стр. 12б). Имя Давида, как общее всем древним греческим спискам, без сомнения, поставлено в надписании, в качестве указания писателя еще 70-ю толк., прочие же прибавления принадлежат схолиастам после времени составления гекзапл Оригена , где еще таковых не находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010