Иерусалимский кор. Балдуин I принимает почести армян в Эдессе. Миниатюра из рукописи Guillaume de Tyr. Historia belli sacri a principibus christianis in Palaestina et in Oriente gesti. Кон. XIII в. (Paris. Fr. 9084. Fol. 42) Иерусалимский кор. Балдуин I принимает почести армян в Эдессе. Миниатюра из рукописи Guillaume de Tyr. Historia belli sacri a principibus christianis in Palaestina et in Oriente gesti. Кон. XIII в. (Paris. Fr. 9084. Fol. 42) Князья К. А., защищая свои владения и независимость, вели длительную и тяжелую борьбу против государств тюрок-сельджуков М. Азии (Иконийский султанат, Данишмендидский эмират, атабекство Алеппо (Халеб), эмират Артукидов Амида), крестоносных гос-в (Антиохия и Эдесса) и Византийской империи. В 1107 г. войско Иконийского султаната вторглось в Киликию через перевалы Таврских гор, ограбило область и затем двинулось в Сев. Сирию, во владения Васила Гоха. Кн. Торос заключил с ним союз, разгромил сельджуков близ Бердуса и вытеснил их из страны ( D é d é yan. 2003. Vol. 1. P. 504-505). В 1110/11 г. Иконийский султанат предпринял новый поход на Киликию и Сев. Сирию, согласовав свои действия с сельджукским султанатом Мосула. На этот раз в союзе с крестоносцами армяне дали отпор захватчикам. В 1126/27 г. Торос I поддержал Араба, брата Масуда, в междоусобной борьбе в Иконийском султанате. В нач. XII в. ААЦ еще испытывала последствия тюрк. завоеваний и переселения значительной части паствы в Киликию. На престол католикоса был возведен 18-летний Григор III Пахлавуни (1113-1166), родственник предыдущих католикосов. Значительная часть церковных иерархов Васпуракана (одна из центральных областей Вел. Армении) выступила против него. В мон-ре Ахтамар еп. Давид Торникиан созвал Собор, к-рый объявил избрание Григора III незаконным и провозгласил католикосом Давида. Григор III в ответ созвал Собор в мон-ре Шугр. Помимо церковных деятелей в Соборе участвовала арм. знать и представители большинства княжеств К. А. и др. арм. церковных епархий Вел. Армении и Ближ. Востока. Они выразили поддержку Григору III и объявили низложенным Давида. Тем не менее Церковь Ахтамара фактически отделилась от Армянской Церкви и сохраняла автономный статус как католикосат до 1895 г., когда мон-рь был уничтожен во время геноцида. В 1125 г. резиденция католикоса всех армян была перенесена из мон-ря Шугр в Цовк.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Вопрос отношений с Константинопольской Патриархией обсуждался также на втором (22 ноября) и третьем (29 ноября) заседаниях ВВЦУ, где помимо четырех указанных архиереев присутствовал включенный 22 ноября в состав Управления архиепископ Анастасий (Грибановский). В результате митрополиту Антонию (Храповицкому) и епископу Вениамину (Федченкову) было поручено выяснить вопрос о каноническом взаимоотношении с Константинопольской Патриархией и передать Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Прусскому (Пруссийскому) Дорофею письмо главнокомандующего Русской армией по этому вопросу [liii]. Русские иерархи обратились к Местоблюстителю Вселенского Патриархата митрополиту Досифею с просьбой позволить им окормлять русских воинов на землях, находившихся под его попечительством. 2 декабря при личной встрече Владыка Досифей сообщил митрополиту Антонию,что Патриархия, хорошо зная его как ревнителя святых канонов, дает согласие, чтобы русские архиереи окормляли свой народ, оставивший Родину, на канонической территории Вселенского Патриархата. 9084 от 2 декабря (по другим данным от 22 декабря) 1920 г. Константинопольский Синод предоставил русским архиереям определенные полномочия для регулирования церковных дел эмигрантов в области своей юрисдикции (судебные прерогативы при разводах Константинопольская Патриархия сохраняла за собой): «Вы будете озабочены посылкою им иереев, антиминсов, проповедников и всего необходимого, будете посещать их лично, рассеивая увещаниями возникающие сомнения, прекращая распри, будете делать вообще все потребное, что вменяется Церковью и религией в целях утешения и ободрения упомянутых православных русских христиан» . Митрополит Антоний и четыре других архиерея получили разрешение образовать «для пастырского обслуживания упомянутого населения временную церковную комиссию («Эпитропию») под высшим управлением Вселенской Патриархии для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран, а также для русских воинов и беженцев, которые живут отдельно от остальных православных по городам и селам, лагерям и особым зданиям» [liv].

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

церковныя вещи в руках нетрезваго пономаря, и за то, что отпустил его для покупки курительнаго табака, вместо того, чтобы отучать его от сей нелепой прихоти, сделать выговор» (Резолюции. Т. 4. С. 9. 9084). 5 февраля. Резолюция на прошении священника с просьбой о переходе с одного места на другое для устройства своих дочерей (Резолюции. Т. 4. С. 9. 9085). Резолюция на консисторском определении об отрешении священника от места за неблагопристойные поступки и нетрезвый образ жизни: «...священник говорит: я не знаю, видел ли кто из крестьян меня пьяным. Кто не был пьян, тот должен знать, что его не видели пьяным... Семинарскому Правлению обратить бдительное внимание, чтобы степень студента и полное одобрение в поведении даваемы были людям, дознанным в честном и постоянном поведении. Сего требует как святость и достоинство священства, к которому открывают путь семинарские аттестаты, так и самая польза училищ и учащихся. Ибо теперь начальство, по доверию к аттестатам семинарии, делает производство в церковныя степени и без одобрения прихожан: а есть ли неудачныя аттестации поколеблют доверие к семинарским аттестатам, то потребуется для производства на место, сверх того, одобрения от прихожан, через что получение места по необходимости сделается труднее ныняшнего» (Резолюции. Т. 4. С. 9–13. 9086). Резолюция на представлении правления Московской духовной академии о том, что преподавателя, назначенного в Пермскую духовную семинарию по классу гражданской истории и французского языка, не явившегося к месту назначения, уволить (Резолюции. Т.4. С. 72–73. 6 февраля. Резолюция на докладе настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря о разрешении устройства нового иконостаса с замечаниями на его плане: «На царских вратах нужно быть хотя малым привешенным иконам, дабы по чину мог приложиться входящий в священнослужении» (Резолюции. Т. 4. С. 13. 9087). Резолюция на отношении московского военного генерал-губернатора о рассмотрении раскольнических книг: «...разсмотреть книги... в особенности письменныя, не суть ли раскольническия сочинения, что содержат и кем, и давно ли писаны» (ДЧ. 1890. Ч. 3. 12. С.644).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Решение о продолжении деятельности уже за границей ВВЦУ приняло 19 ноября на состоявшемся в константинопольском порту, на пароходе «Великий князь Александр Михайлович », первом своем заседании за пределами России. В нем участвовали митрополиты Антоний (Храповицкий) , Платон (Рождественский), архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) . Следует отметить, что митрополит Антоний (Храповицкий) , согласно приведенным в обвинительном заключении следственного дела показаниям на допросе в ГПУ 30 января 1923 г. Патриарха Тихона, получил согласие на деятельность ВВЦУ за границей и от Первосвятителя Российской Церкви. 5 На этом заседании было подтверждено постановление ВВЦУ от 15 октября 1920 г. о назначении архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русскими церквами в Западной Европе, включая Болгарию и Румынию. За собой ВВЦУ оставляло управление русскими приходами в Турции, Греции и Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Архиереи – члены ВВЦУ, принявшие решение о продолжении деятельности Высшего церковного управления, находились на канонической территории Константинопольского Патриархата, поэтому они вступили в переговоры с Местоблюстителем патриаршего престола, митрополитом Дорофеем, для подтверждения каноничности статуса этого учреждения. Участники заседания постановили оповестить о своих решениях Патриарха Московского и всея России Тихона. 6 Результатом переговоров явилось издание Местоблюстителем указа 9084 от 2 декабря 1920 г. об учреждении Эпитропии (Временного высшего русского церковного управления за границей) под председательством митрополита Антония в каноническом ведении Константинопольской Патриархии, которая сохраняла за собой все судебные прерогативы. Этот указ предоставлял русским архиереям полномочия для регулирования церковных дел эмигрантов в области своей юрисдикции. Высшее Церковное управление информировало Вселенскую Патриархию о своей деятельности в течение всего периода пребывания в Константинополе. 7 В конце ноября 1920 г., на берегах Босфора, с благословения Вселенского Патриарха, состоялся первый заграничный Архиерейский собор, который переименовал Временное Высшее Церковное управление Юга России в Высшее Русское Церковное управление за границей (ВРЦУЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из более чем 30 архиереев (цифра дана на 1921 год), оказавшихся за пределами советской России, большинство не имели никакого отношения к экуменическому свидетельствованию Русской Церкви в дореволюционный Однако, внезапно для себя эти русские епископы вынуждены были давать ответы на вопросы, которые возникали вместе с новыми условиями существования. Работавшая в 1921 году к Константинополе под руководством Севастопольского епископа Вениамина подготовительная комиссия для организации Всезаграничного церковного собрания выпустила сборник в котором приводятся выдержки из окружного послания Константинопольской Патриархии " Церквам Христа, везде сущим " (январь 1920 года), подписанного тем же местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Дорофеем Прусским, который подписал указ ном. 9084 о правах русских епископов заграницей. Примечательно, что в 1938 году в своем докладе " Экуменическое движение " на Втором Всезарубежном Соборе епископ Потсдамский Серафим ссылается безо всякой критики на это послание, которое считают знамением нового экуменического курса поместных Православных Церквей. Он определяет его как " чрезвычайно важное " В одной из речей время своего знаменитого пребывания в Англии, в 1925 году, по случаю 1600-летия Первого Вселенского Собора, митрополит Антоний отметил, что: Стремиться к объединению их должен всякий ревнующий о слове Божием. Каковое соединение должно выражаться прежде всего в освобождении души нашей не только от всякой тени враждебного чувства к инакомыслящим, но и от преобладающего в уме нашем стремления их опровергнуть. Напротив, более угоден Богу будет тот из нас, кто приложил старание к уяснению всего того, что объединяет нас между собою, и будет стараться не о сокращении числа таких истин, но о возможном расширении их, и в особенности в отношении к тем христианским обществам и вероисповеданиям, которые дружественно идут навстречу нашей Церкви . Вряд ли убедительно объяснять эти слова всего лишь, как вежливость в отношении принимающей англиканской стороны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Как уже говорилось выше, в 1922 г. он свидетельствовал, что Константинополь изначально поддержал создание РПЦЗ. Почувствовав изменение политической обстановки, митрополит изменил риторику. В своей статье, опубликованной в газете «Фос», иерарх не вспоминал прошлых заявлений и утверждал, что никакого благословения Фанар Зарубежной Церкви не давал. Вопреки былой своей позиции митрополит обвинял РЦПЗ и в неканоничности 791 . Естественно, иерарх умалчивал, что на территориях некоторых православных стран РПЦЗ действовала с благословения местных Автокефальных Церквей. Что же касается неправославных стран (в Америке, Азии, Западной Европе), где РПЦЗ также имела свои епархии, то права Константинопольской Патриархии на эти территории были не менее эфемерны. Но правду и логику Фанар уже принес в жертву политическим играм. Весьма неприятным во всей этой истории было то, что у русских иерархов до самого последнего момента не было подозрений в неблагожелательности фанариотов. Газета «Новое время» обращала внимание на одну характерную деталь: «За три дня до запрещения владыки были на служении в патриархии чествуемы до чрезвычайности: их по приказу патриарха поставили впереди синода, и это тогда, когда грамота об отлучении была уже изготовлена и подписана» 792 . В письме греческого Синода на имя архиепископа Анастасия от 8 мая 1924 г. говорилось, что он и архиепископ Александр превышают полномочия, которые были даны им грамотой 9084 от 2 декабря 1920 г., а также допускают политические высказывания. «По этим причинам, – сказано в письме, – а не просто из-за поданных только что жалоб Священный Синод счел необходимым пресечь немедленно данное ранее вам разрешение священнодействовать и вообще исполнять какую бы то ни было церковно-административную власть здесь до предоставления вами удовлетворительного ответа по всем пунктам обвинений, предъявленных вам» 793 . Турецкие власти распорядились выселить архиепископов Анастасия и Александра из страны. Архипастыри пытались отстоять свои права.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ноябрь 1947 г. Митрополит Вениамин (Федченков). Раскол или единство. Статья. Церковно-Исторический Вестник 4-5 1999 г., с.18. Издание Общества любителей церковной истории. Москва Кострюков А.А. К истории разделения между Московской Патриархией и Североамериканской митрополии. (Вестник ПСТГУ. 2011. II: Вып. 3 (40) С. 46-59). Комментарии ( 26): Ростислав Юрьевич Просветов, г Тамбов 18 сентября 2012г. 18:19 Благодарю Вас, отец Михаил, за хорошее исследование и замечательное заключение, которое было просто необходимо. С интересом читал выдержки из докладов архиепископа Вениамина митрополиту Сергию этого периода.  священник Михаил Капчиц, Байонн, США 20 сентября 2012г. 10:05 И Вас благодарю за отзыв, Ростислав Юрьевич! прот. Александр Голубов 19 сентября 2012г. 18:55 Отец Михаил! С большим интересом прочитал Ваше исследование о митр. Вениамине. Рад, что Вы решились на публикацию собранных Вами материалов, которые имеют непосредственное отношение к правильному пониманию ключевых узлов истории Русской Православной Церкви в США в сложный и весьма неоднозначный период её бытия, период революционных событий в России, московского Собора 1917-18 гг., и начала, как выразился уже в 1930-е годы митр. Сергий (Страгородский) " небывалого потрясения " (тогда еще) Алеутской и Северо-Американской епархии. В 20-х числах ноября 1920 г. вместе с митр. Антонием (Храповицким) и иными иерархами Временного Высшего Церковного Управления на Юге России (ВВЦЮР) заседавший на стоявшем на Константинопольском рейде корабле " Вел. Кн. Александр Михайлович " , а затем непосредственно вошедший в состав Высшего Русского церковного управления за границей (ВРЦУ) (что следует из " Указа Высшего Русского церковного управления за границей " ,  разосланного митр. Антонием из Константинополя в январе 1921 г. настоятелям Православных Русских Церквей в Западной Европе , в котором, в частности указывается, что «Постановлением Священного Синода Вселенской Патриархии # 9084 от 2 декабря старого стиля 1920 г. на основании представления всех собравшихся в Константинополе восьми русских архипастырей учреждено под покровительством Вселенского Патриарха Высшее Русское церковное управление за границей, являющееся правопреемником Высшего Церковного управления на Юге России и представляющее из себя высшую церковную власть для русских зарубежных приходов, причтов и мирян, впредь до установления правильных и свободных почтовых сношений с Святейшим Патриархом Всероссийским.

http://bogoslov.ru/article/2823600

Дионисий Хмыров Глава III. Разделение российской православной диаспоры в 19171920-х годах, каноничность и историческая оправданность создания РПЦЗ 1. РПЦЗ – Московский Патриархат – «Евлогиане» – Американская митрополия: Основные вехи конфликта Первой по хронологии из частных спорных тем является история формирования российской православной диаспоры в 19171920-х годах и ее болезненное разделение на четыре части: зарубежные приходы Московского Патриархата, Русскую Православную Церковь за границей, Западноевропейский экзархат и Американскую митрополию. А также неразрывно связанный с этим вопрос о каноничности и исторической оправданности создания РПЦЗ. Большую часть XX века представители каждой из этих четырех частей доказывали правильность своей позиции и критиковали действия остальных. Решение о продолжении деятельности за границей Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ) приняло 19 ноября на своем первом заседании за пределами России. Оно состоялось в константинопольском порту, на пароходе «Великий князь Александр Михайлович », в нем участвовали митрополиты Антоний (Храповицкий) , Платон (Рождественский), архиепископ Феофан (Быстрое) и епископ Вениамин (Федченков) . Как следует из показаний на допросе в ГПУ 30 января 1923 года Патриарха Тихона, митрополит Антоний (Храповицкий) получил согласие на деятельность ВВЦУ за границей и от Первосвятителя Российской Церкви. На этом заседании было также подтверждено постановление ВВЦУ от 15 октября 1920 года о назначении архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русским церквами в Западной Европе, включая Болгарию и Румынию. За собой ВВЦУ оставляло управление русскими приходами в Турции, Греции и Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Архиереи – члены ВВЦУ, принявшие решение о продолжении деятельности Высшего Церковного Управления, находились на канонической территории Константинопольского Патриархата, поэтому они вступили в переговоры с Местоблюстителем Патриаршего Престола, митрополитом Досифеем, о правомерном устроении статуса своего учреждения. Немаловажно, что участники заседания постановили оповестить о своих решениях Патриарха Московского и всея России Тихона. 668 В результате переговоров Местоблюстителем был издан указ 9084 от 2 декабря 1920 года об учреждении Эпитропии (Временного Высшего Русского Церковного Управления за границей) под председательством митрополита Антония в каноническом ведении Константинопольской Патриархии, которая сохраняла за собой все судебные прерогативы. Данный указ предоставлял русским архиереям определенные полномочия для регулирования церковных дел эмигрантов в области своей юрисдикции. Высшее Церковное Управление информировало Вселенскую Патриархию о своей деятельности в течение всего периода пребывания в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Павел Борисоглебский, прп. Описания иконы Павел Борисоглебский, прп. - житие ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ ФЕОДОРА И ПАВЛА БОРИСОГЛЕБСКИХ (память 22 сентября/5 октября) Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ростов. До 2005.] Казанская с прпп. Феодором и Павлом Борисоглебскими. Борисоглеб. До 2005 года. Икона иконостаса придела собора Борисоглебского монастыря. Файл 9084.jpg:   Размер: 414x1200, 0.5 MPix, 47 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (168) , (0) . Описание: [Москва. 2006.] Собор Ростовских святых (фрагмент). Полещук А. (выпускник Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2006 г. Дипломная работа. Свято - Троицкий Варницкий монастырь. Ростов Великий. Файл 9085.jpg:   Размер: 1139x1200, 1.37 MPix, 194 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (121) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Крест запрестольный (фрагмент). Русь. Конец XVII в. Из Ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье. Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9086.jpg:   Размер: 843x1200, 1.01 MPix, 216 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (123) , (1) . Описание: [Россия. XIX.] Икона на раке над мощями прпп. Феодора и Павла Борисоглебских (фрагмент). Россия. XIX век. Собор Борисоглебского монастыря. Файл 9087.jpg:   Размер: 727x1200, 0.87 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2624

8 мая 1924 г. Синодальная следственная комиссия направила Владыке Анастасию угрожающее письмо: «Постановление о Вас о немедленном пресечении священнодействования и церковнодействования здесь принято… не просто на основании только что поданных против Вас жалоб, но также и главным образом вследствие данных, существующих уже давно, о том, что, к сожалению, Ваше Высокопреосвященство и отчасти и Высокопреосвященнейший Архиепископ Северо-Американский Александр в церковной деятельности Вашей здесь, в архиепископии Константинопольской, превышаете нормы, указанные в грамоте патриархии от 2 декабря 1920 г. за 9084, возможной церковной деятельности Вашей здесь, как беженцев и гостящих в чужой епархии архиереев. Существует уже достаточно данных, свидетельствующих, что Ваше Высокопреосвященство, вопреки вышеупомянутой грамоте и воспрещению общего Патриаршего и Синодального циркуляра об архиереях-беженцах, который и Вы в свое время получили к сведению, действуете здесь с превышением своих прав, поступая как архиереи правящие и имеющие права власти церковной административной и судебной, что, конечно, не может быть допущено канонически, как несовместимое с вашим положением архиереев-беженцев, гостящих в чужой епархии. Известно также, что Вами или через Вас произведено много хиротоний, пострижений в монашество и т. п. Также из многократных данных удостоверено использование Вами Церкви при служениях и в проповедях для политических выступлений, несовместимых с церковным характером и по другим соображениям весьма неуместных здесь. По этим причинам, а не просто из-за поданных только что жалоб, Священный Синод счел необходимым пресечь немедленно данное ранее Вам разрешение священнодействовать и вообще исполнять какую бы то ни было церковно-административную власть здесь, до представления Вами удовлетворительного ответа по всем пунктам обвинений, предъявленных Вам… В заключение комиссия замечает Вам, что поднятый неуместно шум для извращения сущности вопроса может составить новые элементы ответственности». В результате Владыка Анастасий после Пасхи 1924 г. был вынужден покинуть Стамбул и через Францию выехал в Болгарию, где участвовал в освящении Александро-Невского собора в Софии, а потом переехал в Сремски Карловцы для участия в очередном Архиерейском Соборе. По поручению последнего архиепископ был направлен в Иерусалим (прибыл туда в декабре 1924 г.), и до 1935 г. наблюдал за деятельностью Русской Духовной Миссии в Палестине 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002