Евфимию в переводах книг. Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., к-рую на имя И. С. дал его духовный сын, бывш. мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на о-ве Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил И. С. эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243). К 1005 г. братия мон-ря насчитывала свыше 200 чел. По письменному завещанию преподобного (не сохр.), к-рое цитируется в Житии, настоятелем Иверского мон-ря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель , с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. И. С. был погребен в кафоликоне Иверского мон-ря: над его могилой прп. Евфимий выстроил ц. во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.) прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни И. С. книг. Среди названий Иверского мон-ря долгое время употреблялось и «Лавра Ивера» (Λαρα το Ιβηρος), т. е. И. С. Настоятель Иверского мон-ря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в юж. часть нартекса кафоликона мощи И. С., прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелисдзе) и распорядился, чтобы возле рак горели 3 неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей И. С. и преподобных. Ист.: Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца// Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.); То же// Кубанеишвили.

http://pravenc.ru/text/471496.html

В 1994 г. в Омске восстановлена Серафимо-Алексеевская часовня (возведена в 1907 в честь рождения цесаревича и вел. кн. мч. Алексия Николаевича , снесена в 1927), в 1996 г.- омская часовня в честь Иверской иконы Божией Матери (построена в 1867, снесена после 1917). По постановлению Синода от 25 дек. 1991 г. на месте разоренного в кон. 20-х гг. XX в. Богородице-Михаило-Архангельского жен. мон-ря открыт Ачаирский в честь Животворящего Креста Господня жен. мон-рь. В сент. 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) освятил источник близ мон-ря. В 1991 г. были учреждены муж. община в с. Большекулачье Омского р-на (ныне деревня; община преобразована в Никольский муж. мон-рь в 1995) и жен. община близ железнодорожного остановочного пункта Татьяновский Марьяновского р-на (преобразована в жен. мон-рь во имя прп. Серафима Саровского в 2006). В 1994 г. возобновлен омский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь. Воскресенский собор в Омске. 1769–1773 гг., разрушен в 50-х гг. ХХ в., восстановлен в 2010–2016 гг. Фото: Пресслужба Омской епархии. 2018 г. Воскресенский собор в Омске. 1769–1773 гг., разрушен в 50-х гг. ХХ в., восстановлен в 2010–2016 гг. Фото: Пресслужба Омской епархии. 2018 г. К 400-летию Тары (1994) восстановлен Спасский собор. 23 февр. 1997 г. архиеп. Феодосий возведен в сан митрополита. В том же году на территории Омского высшего общевойскового командного уч-ща заложена часовня во имя вмч. Георгия Победоносца (освящена в 1998). В 1998 г. по просьбам жителей Омска и сибир. казаков из Никольского казачьего собора вывезен орган, собор окончательно передан епархии. В 1999 г. началось строительство омского собора в честь Рождества Христова, 3 сент. того же года в епархии появился 1-й больничный храм - во имя св. Василия Блаженного в Омской обл. психиатрической больнице. 29 сент. 1999 г. освящен омский храм во имя св. Иоанна Предтечи, 24 дек. 1999 г.- храм во имя вмч. Пантелеимона (при ГКБ 1 им. А. М. Кабанова). В 2001 г. митр. Феодосий освятил новопостроенный омский Христорождественский собор, а также крест на месте строительства храма во имя мц. Татианы при Омском гос. ун-те. В 2003 г. освящен домовый храм в омском детском доме 5. В 2005 г. начались работы по раскрытию фундаментов Успенского собора, разрушенного в 1935 г., в которых участвовали студенты омских вузов и учреждений профобразования. 16-21 июля 2005 г. обретены мощи Омского архиеп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского). 14 окт. 2005 г. заложен 1-й камень возрождаемого Успенского собора, его освящение состоялось 15 июля 2007 г. 26 мая 2010 г. торжественно заложен 1-й камень в основание воссоздаваемого омского Воскресенского собора.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Иоанна Постника, патриарха К-польского, бессребреников Космы и Дамиана, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Иакова Персянина, Евстафия и Меркурия, 40 Севастийских мучеников, мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, Нестора, Агафангела, прав. Лазаря Четверодневного, миро вмч. Димитрия Солунского и др. Лит.: Порфирий (Успенский), архим. Афон. К., 1877. Ч. 1. Отд. 2: Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г. С. 183; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 19882. Σ. 480-481; Натроев А. И. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 64-65; Πεντζκης Γ. Ν. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 247. Иером. Леонтий (Козлов) Монастырский комплекс начал складываться на территории бывш. лавры Климента, постройки к-рой группировались вокруг кириакона (главного храма), находившегося на месте совр. ц. св. Иоанна Предтечи в сев.-вост. части двора; алтарь кириакона был ориентирован на восток с сильным смещением к северу. Кафоликон И. м. был построен в кон. Х в., причем его ось была сдвинута, так что алтарь стал строже ориентирован на восток. После пожара 1804 г. зап. часть расширившегося мон-ря была перестроена и переориентирована на ось кафоликона. Т. о. сложился уникальный план мон-ря из 2 трапециевидных четырехугольников. Пятиэтажная колокольня (1513, сильно повреждена землетрясением 1905) находится в зап. части юж. линии построек. Главный вход в мон-рь (с открытым портиком 1867) располагался в центре сев. стены, в ее новой части; левее его сохранился старый вход, над к-рым помещалась икона Портаитиссы; он открыт в упомянутый выше портик и ведет в храм Пресв. Богородицы Портаитиссы. Новый вход недавно устроен в центре юж. стены, справа от пирга (оборонительной башни мон-ря). Кафоликон Пресв. Богородицы (980-983) является одним из старейших на Св. Горе. Он был построен после кафоликона Великой Лавры (963) и одновременно с кафоликоном Ватопеда (между 972 и 985), с к-рым имеет большое сходство.

http://pravenc.ru/text/293365.html

На площади перед монументом предстоятель совершил молебен, после чего обратился к участникам торжеств и поблагодарил архиеп. Льва за труды по возрождению епархии. К 1 авг. 2011 г. в Н. и С. е. действовали 140 храмов, 7 мон-рей, 42 воскресные школы; в клире состояли 61 священник и 12 диаконов. Рассмотрев рапорт архиеп. Льва об учреждении на территории Новгородской обл. одной новой епархии, 28 дек. 2011 г. Синод постановил образовать Новгородскую митрополию, к-рая включила Н. и С. е. и выделенную из нее возобновленную Боровичскую епархию в составе Боровичского, Мошенского, Окуловского, Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов Новгородской обл. Боровичским и Пестовским епископом определено быть наместнику Валдайского Иверского мон-ря архим. Ефрему (Барбинягре). В тот же день Синод, заслушав рапорт архиеп. Льва об утверждении его в должности настоятеля особо значимых обителей Н. и С. е., утвердил его в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева и Валдайского Иверского мон-рей. 5 февр. 2012 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Ефрема. 7 марта - 5 мая 2015 г. митр. Лев временно управлял Петрозаводской и Карельской епархией в связи с кончиной 7 марта 2015 г. Петрозаводского митр. Мануила (Павлова) . 16 апр. 2016 г. Синод определил быть епископом Юрьевским, викарием Н. и С. е., игум. Арсению (Перевалову). 21 апр. он был возведен в сан архимандрита, 3 мая 2016 г. состоялась его архиерейская хиротония. 8-9 июля 2017 г. проходил 2-й визит Патриарха Кирилла в Н. и С. е. 8 июля он посетил Юрьев мон-рь, древние храмы Вел. Новгорода, осмотрел помещения Новгородского ДУ (возобновлено в 2005), возглавил всенощное бдение в Софийском соборе. После богослужения предстоятель поблагодарил митр. Льва за многолетние труды по духовному окормлению новгородской паствы. Затем Патриарх посетил Хутынский мон-рь, где поклонился мощам прп. Варлаама Хутынского. 9 июля предстоятель побывал в Николо-Вяжищском ставропигиальном мон-ре, откуда отправился на Валаам. Духовное образование и просвещение, издательская и информационная деятельность, социальное служение в нач. 90-х гг. XX в.- 2018 г. В сер. 90-х гг. ХХ в. при Доме-музее Ф. М. Достоевского в Ст. Руссе (входит в состав НГОМЗ) действовали катехизаторские курсы, лекции читали преподаватели СПбДА. Тогда же была разработана программа мероприятий при музее, направленных на распространение знаний о правосл. вероучении, жизни Церкви, церковных праздниках. В соответствии с программой по благословению и под духовным руководством Новгородского архиерея проводятся выставки, конференции, фестивали, конкурсы, праздники. В 2003 г. при музее открылся народный правосл. ун-т, в марте 2015 г. были возобновлены катехизаторские курсы.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Σ. 31). Напрестольный крест. 1593–1615 гг. (Иверский мон-рь) Напрестольный крест. 1593–1615 гг. (Иверский мон-рь) Во время пения причастна совершается чин целования икон (так же, как на праздничной вечерне). В это время возможно пение общего молебна Божией Матери (молебный канон допевается до 6-й песни) или водосвятного молебна (алфавитных тропарей, находящихся в начале молебна); остальная часть молебна тогда допевается в конце литургии, перед «      ». Ко времени Причащения в храме гасят свет, и Причащение происходит почти в полной темноте, горит только свеча в выносном подсвечнике (εσοδικν), поставляемом рядом с причащающим народ иеромонахом, что символизирует явление Истинного и Вечного света - Христа (Ibid. Σ. 47). Причащение народа, как правило, во весь год происходит при пении тропаря «      », а причастен «    » поется только на Пасху и в пасхальное время. Все подходящие к Причащению берут плат своими руками и держат его; священник, причащая, говорит только: «Σμα κα Αμα το Χριστο» (Тело и Кровь Христовы); для причастников на аналое левого клироса пономарь поставляет блюдо с антидором и запивку. В разных мон-рях причащаются от одного до неск. раз в неделю (или даже каждый день); наиболее распространена практика Причащения каждую субботу (Ibid. Σ. 52). В конце литургии, если есть празднование Божией Матери или святому (но не в Господский праздник, не в праздники Рождества Богородицы и Иоанна Предтечи, Введения, Сретения, Бесплотных Сил Небесных, прор. Илии), перед проскинитарием поставляется блюдо с коливом , поется тропарь Божией Матери или святому, служащий иеромонах кадит коливо и читает молитву на его благословение (Ibid. Σ. 84; традиц. афонский рецепт приготовления колива - Ibid. Σ. 57); то же бывает и в дни поминовения усопших (с пением заупокойных тропарей вместо праздничного). В конце литургии служащий иеромонах раздает непричащавшимся антидор; выходя из храма, все отпивают немного св. воды. Панагиар («Дискос Пульхерии») из мон-ря Ксиропотам. XIV в. Панагиар («Дискос Пульхерии») из мон-ря Ксиропотам. XIV в. Сразу после литургии или через нек-рое время после нее (напр., в мон-ре Ксенофонт - после молебна в старом кафоликоне, совершаемого примерно через 2 ч. после литургии) братию созывают на обеденную трапезу; по понедельникам, средам и пятницам в наиболее строгих общежитиях обеденной трапезы может и не быть (Ibid. Σ. 32). В обычные дни порядок обеденной трапезы соответствует порядку вечерней (но читаются др. молитвы, соответствующие обеду,- «Отче наш» и проч.), в конце, если было благословение колива, всем предлагают его вкусить. Значительно торжественнее обеденная трапеза воскресений и праздников, когда после обеда совершается чин о панагии (ср.: Часослов. С. 128-134). Выходя из трапезной, все проходят между стоящими у дверей чтецом, поваром и трапезарем, символически испрашивающими прощение и поэтому склонившимися, и игуменом (или священником), сложившим пальцы для именословного благословения.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Собор в честь Иверской иконы Божией Матери. Фотография нач. XX в. (ЯМЗ) Собор в честь Иверской иконы Божией Матери. Фотография нач. XX в. (ЯМЗ) В 1865 г. по инициативе свт. Игнатия на месте обветшавшего Никольского храма XVII в. началось строительство величественного двухэтажного семиглавого собора в честь Иверской иконы Божией Матери (архит. И. И. Горностаев). Строительство было закончено в 1877 г., работы по отделке продолжались до 1893 г. Центральная глава собора одновременно изображала и царскую корону и архиерейскую митру. Собор имел 4 престола: в верхнем храме - центральный в честь Иверской иконы Божией Матери (освящен 8 сент. 1877), придельный в честь Нерукотворного образа Спасителя и св. мц. Александры (освящен 8 мая 1893), в нижнем теплом храме - центральный в честь Рождества Христова (освящен 22 янв. 1889), придельный в честь Сретения Господня и сщмч. Игнатия Богоносца (освящен 26 янв. 1889). Во 2-й пол. XIX в. благодаря пожертвованиям и приобретениям Б. м. стал крупным собственником. К кон. 60-х гг. мон-рю принадлежало 840 дес. пашни, лугов и леса, к кон. 90-х гг.- 993 дес.; ближние к обители земли обрабатывались братией, дальние - сдавались в аренду. Мон-рю принадлежали ветряная и водяная мельницы, каменная часовня в центре Костромы и 2 лавки в торговых рядах. В кон. 60-х гг. в обители жили ок. 40 чел., в кон. 90-х гг.- ок. 80 чел. В 1892 г. при мон-ре была открыта церковноприходская школа на 30 детей обоего пола, разместившаяся в специально выстроенном рядом с обителью деревянном здании. Б. м. упоминается в неск. стихотворениях Н. А. Некрасова, чье поместье Грешнево находилось на противоположном берегу Волги (самое известное - «На Волге» (1860): «Кругом всё та же даль и ширь, Всё тот же виден монастырь»). В июне 1916 г. управляющим Б. м. на правах настоятеля был назначен бывш. архиеп. Иркутский Серафим (Мещеряков) , с 1919 г. управлявший Костромской епархией. В 1919 г. мон-рь был закрыт, большую часть его строений передали под детский дом, на базе монастырского хозяйства был создан совхоз «Революция». Братии удалось зарегистрироваться как приходской общине с. Бабайки, и фактически обитель просуществовала еще 9 лет. В это время в ведении общины оставались 2 храма - Никольский и свт. Иоанна Златоуста. В июне 1928 г. Костромской губисполком постановил ликвидировать религ. общину в с. Бабайки и передать оба ее храма детскому дому. В 1929 г., после закрытия храмов, главная святыня мон-ря - чудотворный образ свт. Николая - была перенесена в кафедральный собор Костромы (ныне образ находится в костромской ц. Воскресения на Дебре), судьба др. святынь - Иверской иконы Божией Матери и частицы мощей свт. Николая - неизвестна.

http://pravenc.ru/text/77282.html

во имя ап. Филиппа. К этому времени в Н. и С. е. действовали 38 приходов и возрождающийся Вяжищский мон-рь. Материальное положение епархии было тяжелым, не хватало священнослужителей. В дек. 1990 г. по просьбе еп. Льва Церкви были возвращены из музея мощи Новгородского архиеп. свт. Иоанна, блгв. кн. Владимира Ярославича, его матери блгв. кнг. Анны, блгв. кн. Феодора Ярославича и блгв. кн. Мстислава Новгородского. Св. мощи были перенесены в ц. во имя ап. Филиппа. На 1 янв. 1991 г. число приходов епархии увеличилось до 43. По ходатайству еп. Льва летом 1991 г. местные власти приняли решение о возвращении Церкви Софийского собора, Юрьева мон-ря с Перынским скитом, Валдайского Иверского мон-ря, руин Хутынского мон-ря, а также чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». 15 авг. 1991 г. патриарх Алексий посетил Валдайский мон-рь и благословил восстановление обители. В тот же день в Новгороде в ходе торжественной церемонии руководство НГОМЗ передало епархии Софийский собор вместе с чудотворной иконой. Тогда же было заключено соглашение об использовании Софийского собора епархией и НГОМЗ. В том же месяце в Софийский собор из ц. во имя ап. Филиппа были переданы мощи святых, перенесенные из музея в 1990 г. Вскоре при соборе был создан Научно-консультационный совет, в который вошли ок. 50 специалистов в области архитектуры, реставрации, живописи и др. (в частности, членами совета были С. С. Аверинцев и Д. С. Лихачёв ). При соборе действует церковно-археологический кабинет. В епархии имеется должность искусствоведа - хранителя Софийского собора. В мае 1993 г. мощи Новгородского еп. свт. Никиты были перенесены крестным ходом из ц. во имя ап. Филиппа в Софийский собор. Прах Г. Р. Державина и его супруги, в 1959 г. перезахороненный в Новгородском кремле, в 1993 г. был возвращен в Хутынский мон-рь, где поэт был похоронен в 1816 г. В нач. окт. 1993 г. Синод под председательством патриарха Алексия благословил открытие Николо-Вяжищского, Иверского Валдайского, Юрьева и Варлаамо-Хутынского монастырей (ЖМП.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

4 нояб. 1891 г. еп. Старорусский Антоний (Соколов) предложил Новгородской духовной консистории «восстановить в древнем граде Новгороде крестные ходы во всем их древнем величии, дабы православный Новгород не отставал в этом отношении от сердца России - Москвы». Расписание общегородских крестных ходов составил ключарь Софийского собора свящ. А. И. Конкордин. На крестные ходы из Софийского собора, как для освящения воды на р. Волхов (6 янв. и 1 авг.), так и в традиционно новгородские - вокруг Софийской и Торговой сторон и в Антониев мон-рь, было предписано являться всем священно- и церковнослужителям города. Офиц. документ, закрепивший расписание и особенности крестных ходов в Новгороде, был утвержден митр. Новгородским и С.-Петербургским Исидором. В 1896 г. в Новгороде был установлен крестный ход 19 янв. из Николо-Кочановской ц. на Софийской стороне в ц. вмч. Георгия на Торгу, в память о новгородских юродивых XV в., Николае и Феодоре, погребенных при этих церквах. 9 июня 1897 г. архиеп. Феогност и приглашенный им Можайский еп. сщмч. Тихон (Никаноров) возглавили празднование 500-летия Кириллова Белозерского мон-ря, которое включало крестный ход вокруг монастырских стен и «молебствие» прп. Кириллу Белозерскому под открытым небом, у часовни на территории т. н. малого (Иоанновского) мон-ря. В ходе русско-япон. войны 1904-1905 гг. жители Тихвина испросили разрешения вынести явленную икону на городскую площадь для всенародного молебна о победе, к-рый состоялся 17 июля 1905 г., за 10 дней до начала мирных переговоров в Портсмуте (США). 7 окт. 1912 г. Новгород встречал икону Успения Божией Матери с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского, написанную в Киево-Печерской лавре. Она была перенесена крестным ходом из Знаменского собора в Софийский. Регулярные крестные ходы в Новгородской епархии проводились и в сельской местности. Так, были установлены ходы вокруг Филипповой Ирапской пуст.- 8 мая (в память прибытия прп. Филиппа); Валдайского Иверского мон-ря - 21 мая; Отенского мон-ря - 26 июня; Деревяницкого Воскресенского мон-ря - 10 июля (в 1853 храм Успения Пресв. Богородицы мон-ря был переосвящен в честь Коневской иконы Божией Матери, празднование к-рой установлено в этот день); Саввина Вишерского мон-ря - на Вознесение и 1 окт., тихвинского Николаевского Беседного мон-ря - 15 и 29 авг. Также регулярно проводились крестные ходы из Антониева Дымского мон-ря на Дымское оз. (24 июня), из Отенского мон-ря на колодец, ископанный, по преданию, свт. Ионой (в Ильинскую пятницу), из ряда приходов Старорусского у. (Буреги, Коростынь, Подгощи) в с. Леохново, к мощам прп. Антония Леохновского (во 2-ю пятницу после Петрова дня).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Второе чудо произошло 25 февр. 1657 г., во время переложения мощей И. в новую, серебряную раку. Ночью накануне того дня патриарх во сне видел яркий свет на месте Иверского мон-ря и на возвышении лежащее тело И.: «нага», прикрытого «рубами». Патриарх приблизился, чтобы прикрыть останки, и руки святого сложились для благословения. Когда приступили к переложению мощей в новую раку, патриарх увидел, что руки святого сложены для благословения так, как ему было явлено во сне. В Иверском мон-ре мощи И. открыто почивали в Успенском соборе за левым клиросом в серебряной раке под балдахином. Во время пожара в Успенском соборе 11 мая 1704 г. Иверская икона Божией Матери и мощи И. были вынесены в ц. арх. Михаила и находились там до восстановления собора в 1710 г. В 1858 г. для мощей И. была изготовлена новая рака. В 1670-1671 гг. в Иверском монастыре была построена деревянная ц. во имя И., которая в 1700 г. сгорела. На ее месте в сев.-вост. углу мон-ря к 1708 г. была возведена каменная церковь с таким же посвящением и рядом - 2-этажный корпус больничных келий. К 30-м гг. XVIII в. посвященные святому церкви действовали на московском и новгородском подворьях Иверского мон-ря. Память И. праздновалась в Иверском мон-ре 22 мая и 23 окт., когда совершался крестный ход. В Боровичском мон-ре хранилось ребро И., для к-рого устроили деревянную золоченую раку. На 8 клеймах раки были изображены явление, погребение, открытие и перенесение мощей И. В мон-ре над св. воротами была поставлена деревянная ц. во имя И. (упом. в описи 1658). Ок. 1664 г. храм был перенесен в основанный патриархом Никоном на левом берегу Мсты Новодухов мон-рь. В сер. 70-х гг., после прекращения строительных работ в Новодуховом мон-ре, Иаковлевский храм был возвращен в Боровичскую обитель. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Боровичском монастыре были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от Свято-Духовского собора - деревянные св. ворота с ц. во имя И. В 1778 г. Иаковлевский храм сгорел и вскоре был отстроен в камне.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ) Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ) Помимо основного дня памяти (14 нояб.) в визант. Синаксарях и служебных Минеях имя И. обозначено также под 25 февр., 5, 30 и 31 марта, 15 нояб. и под др. числами; в разных рукописях «апокрифического» Мученичества говорится, что И. пострадал 8, 19 янв. или 31 марта. В К-поле рядом с мавзолеем равноап. имп. Константина Великого находилась часовня, посвященная И., с нартексом и атриумом ( Janin. Églises et monastères. P. 491). В наст. время частицы мощей И. находятся в Греции во мн. мон-рях: часть главы И. хранится в мон-ре прор. Илии недалеко от Коринфа, др. частицы находятся в Иверском мон-ре на Афоне , в мон-рях св. Агафона (близ Ипати, ном Фтиотида), Пресв. Богородицы Хрисоподаритиссы (ном Ахея), Иерусалим (ном Беотия), Вулкану , Введения во храм Пресв. Богородицы (Облу) близ Патр, Успения Пресв. Богородицы (Макеллария) близ Калавриты (ном Ахея), прор. Илии (о-в Самос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), а также в ц. Успения Пресв. Богородицы (Калаврита). И. особо почитался у славян. Апокрифическое Житие И. содержится в серб. списке 1-й четв. XIV в. (Ath. Pantel. Slav. 22). В сер. XVI в. прп. Зиновий Отенский составил Похвальное слово И. В Костроме был основан Ипатиевский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . 2 марта 1997 г. представитель Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе передал в мон-рь частицы мощей И. В календаре РПЦ содержится указание, что И. пострадал в 326 г. Однако нек-рые совр. исследователи на основе Жития и списка участников Гангрского Собора предлагают датировать кончину епископа 362 г. ( Бугаевский. 2008. С. 39-40). И. считается покровителем г. Тиджано в обл. Апулия на юге Италии, где его память празднуется 18 янв. Ист.: BHG, N 759-759f; MartRom. P. 521; PG. 117. Р. 159-160 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 223, 228, 489, 573, 576; Ferri S. Il «bios» e il «martyrion» di Hypatios di Gangrai//SBN. 1931. T. 3. P. 69-103; Halkin F. Un recueil de légendes hagiographiques: le ms. Bollandien 1009//BZ. 1951. Bd. 44. S. 253-257; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 163-166; ЖСв. Март. С. 610-614; Бугаевский А. В. Священномученик Ипатий, еп. Гангрский, славный чудотворец и целитель. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/673743.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010