Мон-рь Главачок расположен в 64 км к юго-востоку от г. Питешти, на холме возле одноименного села. Впервые упомянут в документах в 1441 г., однако в более поздних источниках сохранились сведения о том, что господарь Мирча I Старый подарил мон-рю неск. сел, что позволяет отнести его основание ко времени правления Мирчи I, рубежу XIV и XV вв. Согласно легенде, мон-рь был основан на месте обретения на дереве (по др. версии - в пещере) неким пастухом чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия», к-рая в наст. время и является главной святыней мон-ря. Обитель была разрушена, очевидно, во время тур. нашествия 1462 г. и заново отстроена господарем Владом IV Кэлугэрулом (Монахом) (1481, 1482-1495), который и был здесь похоронен († 1495). Строительство каменной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы на месте деревянной было закончено при его сыне, господаре Раду IV Великом (1495-1508), подтвердившем все пожертвования мон-рю, которые сделал его отец; Раду IV использовал обитель в качестве господарской резиденции. Благодетелями мон-ря были и др. господари, а также баны Крайовы. Перестройки келий, каменной колокольни были осуществлены при господаре Михне II Турке (1577-1583, 1585-1591). Господарь Александру V Коконуле в 1626 г. преклонил мон-рь афонскому Иверскому мон-рю (в 1639 перешел в ведение Протата). Архидиак. Павел Алеппский, посетивший мон-рь, сравнивал его с церковью Адда из обл. Триполи. В 1701-1704 гг. господарем св. Константином Брынковяну были переделаны господарская резиденция и погреба мон-ря. В результате землетрясения 1802 г. Благовещенская ц. была разрушена и в 1840-1843 гг. отстроена от основания Попечительством школ при участии пахарника К. Фака. В 1858 г. церковь была вновь закрыта из-за разрушений. Мон-рь восстанавливался, однако при коммунистическом режиме был закрыт, церковь действовала как приходская. В 1974-1976 гг. на территории мон-ря были проведены ремонтные работы. Его открыли в 1991 г. стараниями еп. Арджешского Каллиника; в наст. время здесь подвизаются 3 монаха, настоятель - протосинкелл Кассиан (Крецу).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Драгалевский мон-рь Драгалевский монастырь («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Входит в т. н. группу болг. мон-рей «Софийская Малая Св. гора». Находится в бывш. с. Драгалевци (ныне в черте Софии). По преданию, основан ок. 1345 г. при болг. царе Иоанне Александре . Впервые письменно упоминается в т. н. «Витошкой златопечатной грамоте» болг. царя Иоанна Шишмана (1371-1393). Вскоре после основания стал большой обителью и назывался «царским монастырем». При завоевании Софии в 1382 г. османами мон-рь не пострадал, но монахи покинули его. Надпись над входом в притвор сообщает, что мон-рь был обновлен; в 1476 г. церковь была расписана на средства софийского боярина Радослава Мавра. В XVII в. повторно расписали центральную часть храма. В обители действовал скрипторий: поп Никола в 1469 г. переписал Евангелие; в 1534 г. неизвестный мастер переписал т. н. Драгалевское Евангелие, украшенное в 1648 г. серебряным окладом; в 1598 г. братья Даниил, Стоян и Владко переписали и иллюминировали Псалтирь, к-рая позднее была перенесена в Иверский мон-рь на Афоне. В период османского владычества при мон-ре действовало келейное уч-ще. “Св. Троица Ветхозаветная”. Роспись нартекса ц. Успения Богородицы Драгалевского мон-ря. 1476 г. “Св. Троица Ветхозаветная”. Роспись нартекса ц. Успения Богородицы Драгалевского мон-ря. 1476 г. Во 2-й пол. XIX в. братия мон-ря принимала активное участие в освободительной борьбе: игум. Геннадий был близким другом болг. революционера В. Левского, часто предоставлял ему убежище в обители и помогал в организации комитетов в Софийском окр. Из-за преследований османскими властями игум. Геннадий был вынужден бежать в Сербию, его преемник о. Игнатий (с 1873) возобновил работу освободительного комитета в Софии. При игум. Игнатии были построены жилые здания, мон-рь имел ок. 20 дка пашни, ок. 10 дка лугов, 60 голов крупного рогатого скота и ок. 500 коз.

http://pravenc.ru/text/180377.html

(Русин Прохор Петрович; 1880, с. Генеральшино Дмитриевского у. Курской губ.- 1941, г. Алма-Ата, Казахстан), прмч. (29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. В течение 3-4 лет был послушником Петропавловского мон-ря Черниговской губ. (ныне Петропавловская Слобода Глуховского р-на Сумской обл.). В 1910 г. переехал в г. Верный Семиреченской обл. (с 1921 Алма-Ата, Казахстан), где поступил послушником в Свято-Троицкий Иссык-Кульский мон-рь Туркестанской и Ташкентской епархии. В мон-ре был пономарем и звонарем. Там же пострижен в монашество с именем Пахомий. Ок. 1914 г. рукоположен во иерея. Во время восстания казахов и киргизов в 1916 г. Троицкий мон-рь был разорен. После того как восставшие окружили мон-рь и потребовали к определенному дню приготовить деньги и ценности, П. с неск. монахами ушел из мон-ря, в к-ром находились только монахи преклонного возраста. В назначенный день восставшие разграбили мон-рь и убили оставшихся там монахов. После этого покидавшие мон-рь монахи вернулись и похоронили убитых. П. ушел из мон-ря в г. Верный и затем с 4 монахами основал Аксайский скит (см. ст. Серафимо-Феогностовская Аксайская пустынь ) на горе близ с. Кызылжар Верненского у. Семиреченской обл. (ныне Енбекшиказахского р-на Алматинской обл., Казахстан). В 1919-1920 гг. служил в ташкентском во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца женском монастыре , затем вернулся в Аксайский скит. 11 авг. 1921 г. двое монахов были убиты в скиту красноармейцами. Оставшиеся монахи ушли из этого скита и до 1923 г. жили в скиту в ущелье Горельник Алматинского у. Иногда П. посещал в Алма-Ате монахинь закрытого в 1921 г. Серафима Саровского, преподобного, (Иверско-Серафимовского) женского монастыря . В 1923 г. переселился в Алма-Ату, где жил у разных людей, тайно служил, венчал, отпевал на дому. Иногда служил в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. После того как в авг. 1923 г. собор заняли обновленцы, служил в Никольской ц. Алма-Аты. В 1926 г. переехал в Ташкент, где пытался найти работу, но не смог, и в 1927 г. вернулся в Алма-Ату. С 1928 г. жил в келье на горе Мохнатая сопка в Малоалматинском ущелье. С 1930 г. с монахинями, скрывавшимися в горах близ Алма-Аты, переехал в Джалал-Абад, где они поселились в горах близ орехосовхоза Кызылынкур.

http://pravenc.ru/text/2579840.html

К. в залог того, что сдержит свое обещание, дал преподобным свой перстень. Когда К. стал императором, Никита и Иоанн приехали в К-поль, чтобы напомнить ему о данном им обещании. Тот предложил выбрать в качестве образца для строительства монастырского храма любую церковь, кроме Св. Софии. Преподобные остановились на «малом храме святых Апостолов», к-рый X. Бурас считает мавзолеем Константина Великого, находящимся с вост. стороны знаменитой ц. св. Апостолов. Император отправил на Хиос архитектора и строительные материалы. Имп. хрисовулы обеспечили материальное благосостояние мон-ря, и обитель освободили от налогов ( Σκαμπαβας Κ. Η Να Μον Χου: Ιστορα και τχνη. Αθνα, 2004. Σ. 6-8). Известны значительные пожертвования и грамоты К., подтверждавшие права и привилегии мон-рям на Св. Горе Афон: Великой Лавре (1048; RegImp, N 886, 907), Иверскому монастырю (RegImp, N 881а, 885a-b, 928с), Ватопеду (RegImp, N 928g), мон-рю Иера близ г. Сампсон (Приена, Фракия; RegImp, N 909a-b). В 1045 г. К. утвердил новый устав-типикон для всех мон-рей Св. Горы, уточнявший многие правила типиконов X в. (RegImp, N 874, 876a, 879; Actes du Protaton. N 8. P. 216-232). В 1053 г. К. поддержал мон-рь прп. Лазаря Галисийского, разрешив его общине занять гору Галесий (близ Эфеса) для основания своего монастыря, а спустя год утвердил его типикон (RegImp, N 911a, 920а). В 1052 г. по инициативе Никиты Стифата , поддержанной К-польским патриархом Михаилом I Кируларием (1043-1059), в К-поль были перенесены мощи св. Симеона Нового Богослова. Главным объектом интересов К. как мецената в К-поле был мон-рь вмч. Георгия Победоносца в Манганах. На территории мон-ря размещались 2 храма, помещения для монахов, дворцовые покои К., а позднее и других императоров. Мон-рь получил полный иммунитет от выплат в казну; ему предписывалось давать кров монахам горы Олимп Вифинский и мон-ря Неа-Мони во время их поездок в К-поль. В праздник св. Георгия рядом с мон-рем совершались крестные ходы. При мон-ре была организована большая б-ка, к-рой при К.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

Напряженные отношения, возникшие между груз. и греч. братией монастыря вслед. лат. владычества, постепенно нормализовались. Груз. (3) и греч. (8) подписи на акте от окт. 1264 г. (Actes d " Iviron. 1994. Vol. 3. N 60) о временной уступке Николаю Камуду подворья св. Климента в Фессалонике свидетельствуют о том, что ответственность за управление монастырем разделяли обе стороны. Греки по количеству, видимо, превосходили грузин, но последние все еще сохраняли преимущество в управлении И. м. Мон-рь в документах этого времени называется «императорским» или «большим императорским», что может свидетельствовать о его непосредственном подчинении визант. императору, а не афонским властям, в т. ч. и проту. В 1293 г. между И. м. и Ватопедом возник спор о границах между Радоливом и Семалтом в долине р. Стримон, но в июле 1297 г. мон-ри пришли к соглашению и были установлены новые границы, что было зафиксировано актом митр. Анкирского Вавилы от июля 1300 г. (Ibid. N 69). В царствование имп. Андроника II между И. м. и Великой Лаврой возник конфликт из-за канала, по которому вода текла к мельнице во владении Мелиссургий: прилив воды повредил канал, лавриоты помешали иверским монахам его восстановить, пожаловались императору и выиграли дело. И. м. в XIV в. Ок. 1301 г. мон-рь Дохиар обжаловал права И. м. на 360 модиев земли в вост. части владений мон-ря Св. Троицы, в 1318 г. спор был решен в пользу И. м. (Lefort. 1994. Vol. 3. P. 13, 15). После этого из-за сев.-зап. границ мон-ря Св. Троицы возник спор с Великой Лаврой, улаженный в 1324 г. (Actes d " Iviron. 1994. Vol. 3. N 80). В марте 1301 г. имп. писец Димитрий Апелмен составил точный список владений И. м. в Фессалоникийской феме, где также были учтены виноградники в Мелитзиане, Гомату, Иериссе, Комитиссе, мон-ре Иерусалим, Волве и Ксилоригии; оливковые рощи в Гомату и Комитиссе; мельницы в Гомату, Арсеникии и Ксилоригии; виноградник, принадлежавший мон-рю Пресв. Богородицы Елеусы и др. (Ibid. N 70). В 1306 и 1308 гг. И. м. подвергался нападению каталон. и араб. пиратов. По преданию, когда к мон-рю подошел флот из 15 кораблей, монахи с чудотворной иконой укрылись в башне. Пираты разграбили мон-рь, но затем их корабли были застигнуты бурей и почти все погибли. Предводитель арабов раскаялся и постарался возместить ущерб мон-рю. Во время одного из пиратских нападений араб, ударивший ножом икону Божией Матери Портаитиссы, при виде хлынувшей крови уверовал во Христа, принял крещение и остался в мон-ре. Впосл. он принял монашеский постриг с именем Дамаскин, но просил братию именовать себя Варваром (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 470-471).

http://isihazm.ru/1/?id=748

это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память И. отмечена под 23 окт. в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П. И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти И. в Боровичском мон-ре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист И. В 1654 г. Боровичский мон-рь был приписан к валдайскому Иверскому мон-рю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи И. были перенесены в Иверский мон-рь. В Слове о перенесении мощей И. в Иверский мон-рь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архим. Иверского мон-ря Дионисия, архим. Вяжищского монастыря Евфимия и игум. Спасского мон-ря в Ст. Русе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. И. явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского мон-ря, у Едрова яма, мощи И. встретили сначала Новгородский митр. Макарий , затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к И. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Москвой на Конной площадке, во имя свт. Николая Чудотворца у Сухаревой башни, в честь Казанской иконы Божией Матери за Калужскими воротами (ОДДС. Т. 2. Вып. 2. Стб. 78). В 1727 г. мон-рь вместо подворья у Воскресенских ворот (взято под монетный двор) получил подворье в Белом городе в приходе ц. вмч. Георгия в Ст. Лучниках (в 1770 перестроено в камне). В 1744 г. мон-рю принадлежали 114 крестьян. В 1761 г. доходы П. Н. м. составляли 2246 р. 64,5 к. (из них от Иверской часовни 1957 р. 22 к.), в 1774 г.- 4258 р. 55 к. ( Леонид (Толмачёв). История. 2012. С. 117-118). В результате секуляризации церковных имуществ 1764 г. мон-рь утратил большую часть своих владений. За мон-рем была оставлена 91 дес. (ок. 99,4 га) земли, к-рая в 1771 г. передана крестьянам бывш. подмонастырской слободы и сельца Лукина. В 1799 г. имп. Павел I пожаловал обители мельницу в дер. Граворновой (Гравороновой, Грайвороновой) Московского у. (ныне в черте Москвы), рыбные ловли в окрестностях с. Жилино Бронницкого у. (ныне городской окр. Люберцы Московской обл.) на р. Пехорке (в «Историческом описании…» и работе Никифора (Бажанова) ошибочно указаны «ловли в Серпуховском у. в селе Жилине: первая в реке Пахорке…» (Ист. описание. 1877. С. 108; Никифор (Бажанов). 1886. С. 35)), свыше 32,7 га земли в пустоши Румянцевой в Подольском у. и свыше 54,6 га земли при Граворновой мельнице. Эти луговые земли мон-рь отдавал в аренду (в 1869 доход от них составил 625 р.). В XVIII-XIX вв. мон-рь получал значительные денежные вклады от частных лиц, среди крупнейших - вклад, сделанный после смерти одного из уральских заводчиков Я. Б. Твердышева его вдовой, Н. К. Твердышевой, в 1783 г. (16 тыс. р. на изготовление золотой ризы для Иверской иконы Божией Матери в Иверской часовне). В 1755 г. была перестроена в камне часовня у Сухаревой башни, в 1806 г. обновлена. В кон. XVIII в. мон-рь устроил каменную часовню во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Выхино (сожжена в 1812, возобновлена в 1813, перестроена в 1842). В 1805 г. к Серпуховским воротам перенесена часовня иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на Конной площадке, в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

В 1199 г. император даровал Хиландару в качестве метохии мон-рь Зиг (Иваница, Йованица), в том же году св. Савва приобрел участок в Карее, на к-ром основал келлию с храмом во имя прп. Саввы Освященного для иноческих подвигов в уединении, ставшую еще одним центром серб. монашества на А., и дал ей особый устав («Устав Карейской келлии»). Вероятно, в то же время был составлен и монастырский устав для Хиландара. Незадолго до смерти, последовавшей 13 февр. 1200 г., прп. Симеон дал своей обители грамоту (подлинник погиб в Белграде в 1941), в к-рой пожаловал Хиландару большие владения близ Призрена. Кроме того, святые Симеон и Савва приобрели для мон-ря 14 малых обителей, а последний позднее еще и значительные земельные угодья в районе перешейка. Богатства мон-ря уже в то время позволяли пребывать там 200 монахам (однако численность их в нач. XIII в. не превышала 90 чел.). Большие пожалования Хиландару в Сербии были сделаны Стефаном Первовенчанным. На протяжении всего существования Сербской державы мон-рь находился под опекой ее правителей, сначала из династии Неманичей, позднее Хребеляновичей и Бранковичей. Продолжал пользоваться Хиландар (вплоть до завоевательных походов Стефана Душана во 2-й четв. XIV в.) и покровительством визант. императоров - в монастырском архиве сохранились хрисовулы и сигиллии Михаила VIII Палеолога, Андроника II, Андроника III, кроме того, ряд грамот известен по позднейшим упоминаниям. Мон-рь Хиландар. Вост. часть Мон-рь Хиландар. Вост. часть С самого момента своего возрождения серб. царственными иноками Хиландар занял особое место на Св. Горе, поскольку являлся главным, по сути придворным, мон-рем Сербии, ктиторией ее верховных правителей и одним из основных центров церковной и культурной жизни страны, находясь при этом на значительном расстоянии от ее границ. Подобного положения не занимали ни болг. Зограф, ни рус. Пантелеимонов мон-ри, ни одна из прославленных греч. обителей монашеского полуострова. В иерархии обителей А. Хиландар занимает 4-е место (после Вел. Лавры, Ватопеда и Иверского мон-ря) и принадлежит к числу 5 обителей, из братии к-рых может быть избран протоэпистат Свящ. Эпистасии кинота Св. Горы. До сер. XIV в. из настоятелей и братии Хиландара были хиротонисаны мн. архипастыри Сербии: епископы Рашский Мефодий, Зетский Евстафий (впосл. архиепископ), архиепископы Иоанникий I, Савва II, Савва III, Никодим и Даниил II.

http://pravenc.ru/text/77102.html

24 марта 1947 г. Мукачевский василианский мон-рь был ликвидирован, все 33 монаха переселены в Имстичевский мон-рь. 1947-2017 гг. Настоятельница мон-ря игум. Параскева (Прокоп). Фотография. До 1967 г. Настоятельница мон-ря игум. Параскева (Прокоп). Фотография. До 1967 г. В апр. 1947 г. постройки М. Н. м. перешли в ведение РПЦ, обитель возрождена как женская, в ней поселились монахини православного Липчанского Вознесенского жен. мон-ря. Первой настоятельницей в апр. 1947 г. была назначена игум. Параскева (Прокоп; 1896-1967). Когда в кон. 60-х гг. XX в. планировалось закрытие более десятка мон-рей в СССР, в т. ч. М. Н. м. и Вознесения Господня монастыря в с. Чумалеве Закарпатской обл., тяжелобольной патриарх Московский и всея Руси Алексий I прибыл в Кремль и убедил власти не упразднять часть обителей. Из закрытых монастырей на территории Закарпатья монахинь переводили именно в М. Н. м. и Чумалевский жен. мон-рь. Патриарх, зная о тяжелом положении М. Н. м., направлял в мон-рь материальную помощь для ремонта зданий и технику для обработки земли, дарил богослужебные книги. В 60-70-х гг. XX в. в мон-ре были проведены водопровод, газопровод, построена котельная, установлено паровое отопление, восстановлены хозяйственные помещения. По каталогу 1951 г. б-ка обители насчитывала 5400 книг на 17 языках. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 2004 г. Фотография. 2016 г. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 2004 г. Фотография. 2016 г. При настоятельнице (1967-1984) игум. Афанасии (Багуряк) Николаевский храм был реставрирован, проведен капитальный ремонт монастырских зданий. В 1985-1993 гг. М. Н. м. управляла игум. Феофания (Бобёр; 1919-2002). В 2004 г. был построен храм (часовня) в честь Успения Пресв. Богородицы. Третьим монастырским храмом является домовая ц. во имя Всех святых с жилым корпусом (1766-1772). Сохранились ограда с башнями XVII в. и древняя винокурня. В М. Н. м. работает швейная мастерская, имеется большое хозяйство: сады, поля, виноградники, пчельники. Среди почитаемых святынь - икона Божией Матери «Скоропослушница», список Иверской иконы Божией Матери, привезенный с Афона, крест с частицей Животворящего Креста Господня, икона с частицей мощей свт. Николая Чудотворца, ковчег с частицами мощей преподобных Моисея Угрина, схиархим. Алексия (Кабалюка), Гавриила (Зырянова) и др. Сохранилось архивное собрание документов М. Н. м., включая грамоты XV-XVI вв. (ГА Закарпатской обл. Ф. 64, 131).

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Ко 2-й пол. XVII в. относится появление греч. религ. гравюры. Ее возникновение и распространение в первую очередь было связано с крупнейшими греч. мон-рями. Гравюры с видами мон-рей, священных мест, образами святых, религ. сценами, чудотворными иконами, предназначавшиеся прежде всего для паломников, заказывались мон-рями или их торговцами-комиссионерами в Европе (Венеция, Вена, Львов, Москва, С.-Петербург). Но изготавливались и греч. мастерами, как правило представляя собой копии европ. гравюр. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Самыми ранними из известных ныне гравюр правосл. греч. мира являются ксилографии 1665-1700 гг., хранящиеся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (виды Синайского мон-ря и горы Синай, изображения Неопалимой Купины, вмц. Екатерины, прор. Моисея, первосвящ. Аарона и др.). Часть гравюр исполнена львовскими мастерами (иером. Никодим Року (Збуржицкий) и Дионисий Синкевич) по заказу комиссионера Хадзикириакиса из Вурлы (М. Азия), остальные - работы монахов Синайского мон-ря (граверы мон. Акакий, иером. Матфей). В 1-й четв. XVIII в. на смену ксилографии - гравюре на дереве - пришла гравюра на меди. Синайский мон-рь заказывал их в мастерских Венеции, Вены, Москвы и С.-Петербурга («Вид горы Синай», С.-Петербург, 1723). Крупнейшими центрами по производству религ. гравюры в посл. трети XVIII-XIX в. были афонские мон-ри. Точная дата возникновения гравировальных мастерских на Афоне неизвестна, есть упоминания о создании гравюр в 1779 г. в Иверском мон-ре, неск. позднее в Карее. Активное производство гравюр существовало также в мон-рях Хиландар, Кутлумуш, в Великой Лавре. Наряду с этим гравюры для афонских мон-рей заказывались и в европ. центрах гравировального дела. Среди афонских граверов этого времени известны: иером. Парфений из Элассона (исполнил в 90-х гг. XVIII в. 8 гравюр на меди); мон. Никифор (в 1798 награвировал вид мон-ря Ксенофонт с вмч. Георгием на коне). Часть гравюр раскрашивалась от руки, чаще всего использовались красный (малиновый), желтый и зеленый цвета.

http://pravenc.ru/text/166461.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010