Заботящийся о мирском не может принять Духа Святого, потому что не видит Его, будучи слеп разумными очами, и не знает Его, потому что не может понять ничего высокого. Ин.14:17 .  ...а вы знаете Его,... ...вы же знаете Его,... Знаете Его отчасти; а немного спустя Дух Святой сойдет на вас и научит вас. Или – вы знаете Духа Святого, потому что знаете Меня. Подобно тому как узнавший Меня узнал Отца, так – с другой стороны – узнавший Меня узнал уже и Духа Святого, потому что все Мы имеем одно существо, природу, силу и достоинство. Ин.14:17 .  ...ибо Он с вами пребывает... ...яко в вас пребывает... Как Отец со Мной находится, так и Дух Святой, потому что блаженная Троица нераздельна. Ин.14:17 .  ...и в вас будет. ...и в вас будет, не умрет, как Я, потому что Он и не воплотился, подобно Мне. Хотя Иисус Христос много уже говорил, но Он не рассеял уныния учеников, которые все еще смущались и печалились при мысли о том, что остаются сиротами; поэтому Он и обращается к этой печальной их мысли. Ин.14:18 .  Не оставлю вас сиротами;... Не оставлю вас сиры;... Выражение отеческой нежности, доставляющее ученикам великое утешение и облегчение. Не совершенно оставлю Я вас, детей Своих. Ин.14:18 .  ...приду к вам. ...прииду к вам. Опять приду, воскреснув в третий день, хотя буду жить с вами не так, как прежде. Ин.14:19 .  Еще немного, и мир уже не увидит Меня;... Еще мало, и мир ктому не увидит Мене,... когда Я умру, как человек. Ин.14:19 .  ...а вы увидите Меня,... ...вы же увидите Мя,... являющегося вам время от времени, между тем как другой Утешитель будет жить с вами всегда. Ин.14:19 .  ...ибо Я живу,... ...яко Аз живу,... опять, воскреснув из мертвых. Ин.14:19 .  ...и вы будете жить.: ...и вы живи будете, так как не будете убиты тотчас вместе со Мною, но силой Моей будете сохраняемы еще некоторое время. Или: вы будете жить после смерти блаженной жизнью. Ин.14:20 .  В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем,... В той день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем,... В тот день, т.е. в день Моего Воскресения, вы узнаете, что Я неотделим от Отца Своего, именно по Своей силе творить то же, что Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Вникните же получше в сказанное мною, и, слыша примеры, взятые мною от вещей чувственных и вещественных, как–то: дом, дверь, ключ, не печатлейте в уме своем никакого телеснаго образа, чтоб не впасть в недостойныя Бога помышления, могущия походить на богохульство, но представляйте все сие в себе самих боголепно, возвышаясь до созерцания сокровеннаго в том смысла. Если же не можете понимать сего боголепно, то принимайте все одною верою, не позволяя себе слишком много пытать о сих предметах. Почему Дух Святый называется ключем? Потому, что через Него и в Нем впервые просветляется ум наш, и мы. Приходя в раскаяние, очищаемся от всякаго греха; после чего получаем свет ведения, крещаемся свыше, возрождаемся и делаемся чадами Богу, к Коему и приемлем дерзновение взывать: Авва Отче! как говорит Апостол: сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8:26). И еще: посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Сей–то дух показывает нам дверь, открывая, что она есть свет. И опять дверь научает нас, что обитающий в доме есть также свет неприступный. Впрочем не есть ин Бог, обитающий во свете, и ин свет — дом Его, как не есть ин свет Божества, и ин Бог, но один и тотже есть и дом, и обитающий в нем, как один и тотже есть и свет, и Бог. Богословски же называется домом и Сын, как говорит сам Он: Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе (Иоан. 17:21). И еще: Аз во Отце моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Иоан. 14:20). И дух Святый равно называется также домом. Ибо там, где говорит Господь наш: Я и Отец к нему (любящему Меня и соблюдающему слово мое) приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23), явно доразумевать надлежит, что это бывает через Духа Святаго, о Коем говорит Апостол, что Он устрояет себе в душах верующих обитель: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16). Говорит также Апостол: Господь же Дух есть (2 Кор. 3:17), не потому, что Дух есть Сын, — прочь такое хуление! — но потому, что Сын Божий видится и созерцается в Духе Святом. Но если Дух есть Господь, то явно, что и в отношении к Нему, как и к Господу, можно говорить: Отец в Нем, и Он в нас; и опять равно — мы в Нем, как он с богом Отцем, и Бог — Отец в Нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Вникните же получше в сказанное мною, и, слыша примеры, взятые мною от вещей чувственных и вещественных, как-то: дом, дверь, ключ, не печатлейте в уме своем никакого телесного образа, чтоб не впасть в недостойные Бога помышления, могущие походить на богохульство, но представляйте все сие в себе самих боголепно, возвышаясь до созерцания сокровенного в том смысла. Если же не можете понимать сего боголепно, то принимайте все одною верою, не позволяя себе слишком много пытать о сих предметах. Почему Дух Святой называется ключом? Потому, что чрез него и в Нем впервые просветляется ум наш, и мы, приходя в раскаяние, очищаемся от всякого греха; после чего получаем свет ведения, крещаемся свыше, возрождаемся и делаемся чадами Богу, к Коему и приемлем дерзновение взывать: Авва Отче! как говорит Апостол: сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим.8:26). И еще: посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал.4:6). Сей-то Дух показывает нам дверь, открывая, что она есть свет. И опять дверь научает нас, что обитающий в доме есть также свет неприступный. Впрочем, не есть ин Бог, обитающий во свете, и ин свет - дом Его, как не есть ин свет Божества, и ин Бог, но один и тот же есть и дом, и обитающий в нем, как один и тот же есть и свет, и Бог. Богословски же называется домом и Сын, как говорит Сам Он: Ты, Отче, во Мне, и Аз в тебе (Ин.17:21). И еще: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин.14:20). И Дух Святой равно называется также домом. Ибо там, где говорит Господь наш: Я и Отец к нему (любящему Мя и соблюдающему слово Мое) приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23), явно доразумевать надлежит, что это бывает чрез Духа Святого, о Коем говорит Апостол, что Он устрояет себе в душах верующих обитель: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16). Говорит также Апостол: Господь же Дух есть (2Кор.3:17), не потому, что Дух есть Сын, - прочь такое хуление! - но потому, что Сын Божий видится и созерцается в Духе Святом. Но если Дух есть Господь, то явно, что и в отношении к Нему, как и к Господу, можно говорить: Отец в Нем, и Он в нас; и опять равно - мы в Нем, как Он с Богом Отцом, и Бог Отец в Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

На утреннем Богослужении в Великую пятницу Церковь торжественно произносит благовестите о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями. Чтение 12 Евангелий в Великую пятницу восприяло начало свое от предания Апостольского. О чтении XII страстных Евангелий в Великую пятницу упоминает св. Иоанн Златоуст . Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучат Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Св. Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий вечер Пасхи (т. е. в пятницу Страстной седмицы), когда мужи и жены предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог» 382 . «Ныне все мы, говорил св. Иоанн Дамаскин в Великий пяток, собрались послушать о кресте, наполняем Церковь , тесним друг друга, потеем и изнуряем себя» 383 . Согласно с древним обычаем, чтение страстных 12 Евангелий бывает среди храма и верующих, в следующем порядке: в 1-м Евангелии, более продолжительном, нежели прочие, читается последняя утешительная беседа, которою Господь, отходя на страдания и смерть, произнес в утешение и наставление учеников Своих, и ходатайственная молитва Его о них и всех верующих в Него ( Ин.13:31–18:1 ). В беседе Господь, называя печальных учеников Своих чадцами, другами, возлюбленными, избранными от мира учениками, назидал и утешал их изображением им Своего Божественного единосущия с Богом Отцем. Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет к Отцу, токмо Мною. Видевый Мене, виде Отца, яко Аз в Отце, и Отец во Мне есть. Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела. Вся, елика имать Отец, Моя суть. Изыдох от Отца, и приидох в мир: и паки оставляю мир, и иду к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Имя Отца, вместе с произношением этого именования, дает разуметь и о Сыне, подобно как наименовавший Сына тотчас представляет в мысли и Отца. Ибо, если Отец, то, конечно, Отец Сыну; и если Сын, то, конечно, Отчий Сын. Потому, чтобы, когда скажем так: во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, и присовокупим потом: и во единаго Господа Иисуса Христа, не сделал иной нечестивого предположения, будто бы Единородный имеет второе по порядку место после неба и земли, – прежде наименования неба и земли наименовали мы Бога Отцом, чтобы вместе с представлением об Отце представлять нам в мысли и Сына, потому что между Отцом и Сыном нет ничего, разделяющего их. Бог в несобственном смысле есть Отец многих, по естеству же и в действительности – Отец одного единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Не по времени приобрел это, чтобы Ему быть Отцом, но всегда Он – Отец Единородного; не был Он до этого бесчадным и не впоследствии придумав стал Отцом; но прежде всякой ипостаси, прежде всякого ощущения, прежде времен и всех веков Отец имеет отеческое достоинство, украшаясь им паче всех прочих достоинств, и соделался Отцом не по страсти, не по совокуплению, не в неведении, не потому, что претерпел истечение, умалился, изменился. Ибо всяк дар совершен, свыше есть сходяй от Отца светов, у Него же несть применение, или преложения стень ( Иак. 1:17 ). Совершенный Отец родил совершенного Сына, все предал Рожденному; ибо, говорит Он, вся Мне предана суть Отцем Моим ( Мф. 11:27 ). И Отца чтит Единородный: Аз чту Отца, – говорит Сын (ИН. 8:49); и еще: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви ( Ин. 15:10 ). Поэтому и мы говорим, подобно апостолу: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи ( 2Кор. 1:3 ). И преклоняем колена ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется ( Еф. 3:14, 15 ), прославляя Его вместе с Единородным (ибо, кто отметается Отца, тот отметается и Сына), и еще: исповедаяй Сына и Отца имать ( Ин. 2:23 ), и зная, яко Господт Иисус Христос во славу Бога Отца ( Флп. 2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

—17— подаст, но умолит Бога Отца подать Его своим последователям, и Который займет Его место. Апостол Петр говорит Анании: «для чего ты допустил… мысль солгать Духу Святому?… Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–4 ). Краткая формула, выражающая учение Св. Писания о Пресв. Троице, заключается в словах: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа!» ( Мф.28:19 ). 2) Личные особенности Божественных Ипостасей 479 и их единосущие Личная особенность Бога Отца та, что Он не рождается ни от Кого и не исходит, потому именуется безначальным, безвиновным (νατιος), виною или причиною Бога Сына и Бога Духа Святого. Личная особенность Бога Сына та, что он рождается от Отца, почему и именуется Сыном; в отличие от Ангелов и людей – Сыном Единородным ( Ин.1:14 ). В понятие рождения не должно быть вносимо условие времени, как вообще при мысли о Боге в Самом Себе; Сын Божий именуется Словом Отца (Λγος), – в том смысле, что Он, как Образ Бога Отца от вечности обладает всей полнотой Божественных совершенств. Наименование второго Лица Пресв. Троицы Единородным Сыном указывает на единосущие Его с Богом Отцом, наименование Словом – на непосредственную близость Его к Отцу. Единосущие Его с Отцом утверждается в словах Иисуса Христа: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ). «Аз во Отце и Отец во Мне есть» ( Ин.14:10 ). Личная особенность Бога Духа Святого та, что Он исходит —18— от Отца. Классическое место Св. Писания об этом догмате, заключающее в себе формулу его: «егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» ( Ин.15:26 ). Термин «исхождение» означает не только происхождение, но и самый способ происхождения – по аналогии с дыханием, так же, как и термин, «рождение» Бога Сына от Бога Отца по аналогии с рождением человеческим. О Единосущии Духа Святого с Богом-Отцом и Богом-Сыном свидетельствует отношение Его к Существу Божию, самое близкое и непосредственное: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ); о Единосущии Его с другими Лицами Пресв. Троицы свидетельствует совершеннейшее знание глубины Божией ( 1Кор.2:10 ), как знание Бога о Себе. 480

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3, 36 –38). Видишь ли Бога, вочеловечившегося после Моисеева законодательства? Имеешь и другое свидетельство о Божестве Христовом, теперь только читанное: «престол Твой, Боже, во век» ( Пс. 44:7 ). Чтобы по причине бывшего здесь явления во плоти, не подумать тебе, будто бы Христос после сего преуспел и достиг Божества, ясно говорит Пророк: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44:8 ). Видишь ли Христа Бога, помазуемого Своим Отцом? 16. Желаешь ли иметь и третье свидетельство о Божестве Христовом? Слушай, что говорит Исаия: «Труды египтян и торговля ефиоплян»; и чрез несколько слов: «и будут умолять Тебя, говоря: у тебя только Бог и нет иного Бога. Истинно, Ты – Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» ( Ис. 43, 14. 15 ). Видишь ли Бога – Сына, Который имеет в Себе Бога Отца, и говорит почти тоже самое в Евангелиях: «Отец во Мне, и Я во Отце» ( Иоан. 14:10 )?Не сказал: Я – Отец, но «Отец во Мне». Не сказал также: Я и Отец – одно и тоже, но: «Аз и Отец едино есма» ( Иоан. 10:30 ), чтобы не отчуждали мы Сына от Отца, и не производили слитности понятием о сыноотечестве. Отец и Сын едино по Божескому достоинству, потому что Бог родил Бога: «едино» по царственной власти, потому что не над иными царствует Отец, а над иными Сын, подобно Авессалому, возмутившемуся против отца; но над кем царствует Отец, над теми царствует и Сын; «едино» потому что нет между Ними никакого разногласия и разделения; не иные изволения у Отца, а иные – у Сына; «едино» потому, что не иные создания Христовы, а иные – Отчие, но одно создание всяческих, все говорил Отец чрез Сына. «Ибо Он сказал – и они сделались, повеле – и сотворились» ( Пс. 148:5 ), говорит Псалмопевец. А изрекающий изрекает внемлющему, и повелевающий повелевает соприсущему. 17. Поэтому Сын есть истинный Бог, в Себе имеет Отца, а не преложился в Отца. Ибо вочеловечился не Отец, но Сын. Свободно да изрекается истина. Не Отец пострадал за нас, но Отец послал Пострадавшего за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Хочешь изобразить на Иконе Отца, изображай Меня; хочешь Отцу покланяться – покланяйся Мне; хочешь молиться – молись Мне; ибо Аз во Отце и Отец во Мне (ин.14:11) есть“ кто спросит: „покажи мне Отца?“ ( Ин.14:8 ) показывай на Меня, ибо Я и Отец одно и тоже: Аз и Отец едино есьма ( Ин.10:30 ). Я человек, Я и Бог, Бог и человек, имеющий душу и тело; Божество соединилось с человечеством нераздельно и не слитно; а Отец небесный от вечности соединен со Мною с Сыном Своим – тоже нераздельно и не слитно; никто же взыдет на небо, токмо Мною; Бога не видал никто и никогда, – Я единородный Его Сын, сущий, находившийся от вечности, в недре Отчем, принял на себя плоть человеческую и знаю Бога Отца, и Отец знает Меня; в Себе – в лице своем, во плоти Своей – открыл Я вам, явил очам вашим Себя и Бога Отца“; Слово Христос, которое было от вечности у Бога-Отца – явилось на земле во образе человека – и Показало, Открыло – каков на самом деле Бог? Сего-то Бога Святые Апостолы и тысячи верующих христиан видели своими очами на земле, и осязали своими руками и говорили с Ним и вкушали с Ним пищу. Сколько же после этого безумны мудрецы мира сего, которые носятся разумом своим под небесами и ищут Бога, и доказывают Его бытие, – и говорят: „не знаем Бога, каков Он“! Ты, христианин, укажи им на Святую Икону Спасителя Небесного, и скажи: вот Истинный Бог, Ему веруй, Его люби всею душою; Он на Небе и на земле, и на всяком месте, где ты Его призовешь, где ты Ему помолишься“. О! сколь блаженны мы, христиане, что веруем во единого Бога-Отца, Вседержителя Творца, – в Бога Сына и в Бога Духа Святого – в Пресвятую и Живоначальную Троицу, – что мы любим Ее всею душою, всем сердцем, и всем помышлением. Да будет Ей слава и держава во веки веков. Аминь. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!( Лк.2:14 ) Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Он есть Господь жизни и смерти, ибо, говоря о Своем воскресении, Иисус Христос относит его к Своему Боговластию и к абсолютизму Своей Божественной воли в единосущии с Отцом Небесным: «Сего ради Мя Отец любит, – говорит Он, – яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Область имам положити ю и область имам паки прият ю...» ( Ин.10:17–18 ). Во втором случае, говоря о всеведении Иисуса Христа, евангелист Иоанн свидетельствует: «Сам Иисус не вверял Себя им , потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто-нибудь засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» ( Ин.2:24–25 ); источником этого знания было непосредственное Божественное ведение: «знал Сам в Себе» ( Ин.6:61 ), поясняет евангелист Иоанн. Что касается до того, что при единосущии с Богом-Отцом и при сознании абсолютизма Своего Сыно-Божества в Отце Небесном Иисус Христос все относил к воле Отца Небесного, молитвенно обращался к Отцу Небесному и все дело Своего служения определял как исполнение премирного послушания воле Отца Небесного, относя самое Откровение Своей Божественной славы на земле к той же воле Отца Небесного ( Ин.17:1–5, 12:23 ; Мф.26:39 ; Ин.7:6–8 ; Лк.13:33, 24:44 ; Мф.26:24 ), то к разъяснению всего этого нужно сказать следующее: во-первых, направление всего внутреннего существа Богочеловеческой Личности иным и не могло быть в отношении к Отцу Небесному, как постоянно созерцательным и молитвенно обращенным; в часы же собственно молитвенного устремления, Иисус Христос в Своем Богочеловечестве входил, так сказать, во внутренняя Божия, как Сын Божий, существующий от вечности в лоне Отца и существующий едино с Богом Отцем; во-вторых, призывая Отца Небесного и все относя к воле Его, Иисус Христос, с одной стороны, свидетельствовал о Своем Сыновстве, в каковом смысле и нужно, конечно, понимать слова Иисуса Христа: «Отец Мой – болий Мене есть» ( Ин.14:28 ); с другой стороны, свидетельствуя об Отце Небесном и Сам свидетельствуемый Отцом Небесным, Иисус Христос открывался миру, как Сын Божий, в каковом смысле и нужно понимать слова Иисуса Христа: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» ( Ин.8:18 ); «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

9) А как ныне сии арионеистовые, христоборцы и еретики сего не уразумели, то и вооружаются языком своим против Спасителя, поносят Освободителя и вымышляют совершенно ни с чем несообразное против Искупителя. Именно, по поводу Его уничижены, ради людей бывшего, они отвергают Его Божество по существу; видя Его происхождение от Девы, они сомневаются, что Он – истинно Сын Божий; видя, что Он во времени стал человеком, они отвергают вечность Его; размышляя о том, что Он претерпел ради нас, они не веруют, что Он непреложный Сын непреложного Отца; и вообще, поскольку Он страдал ради нас, они отвергают то, что присуще Его действительному вечному бытию. А как они привлекают возмездие за их неблагодарность, презирая Спасителя и вместо того, чтобы быть благодарными за милосердие, они тем более поносят Его, то вполне справедливо было бы сказать каждому из них: о неблагодарный. христоборец, свыше меры безбожный, убийца своего Владыки, слепой очами душевными и иудей по своему образу мыслей! когда бы ты понимал Писание и внимал святым, из которых одни говорят: «просвети лице Твое и спасемся» ( Пс. 79, 4 ), а другие: «посли свет Твой и истину Твою» ( Пс. 42, 3 ); то ты познал бы, что Господь нисшел не ради Себя, а ради нас, и тем более подивился бы Его человеколюбию; если бы ты размыслил, что есть Отец и что Сын, то ты ни в каком случай не сказал бы в поношение Ему, что Сын произошел из преложимости; и если бы ты уразумел дело Его человеколюбия, совершенное для нашего блага, то ты не отчуждал бы Сына от Отца и Того, Кто нас примирил со Своим Отцом, не почитал бы (Ему) чуждым. 10) Я хорошо знаю, что это смущает не только христоборцев, но также и отступников; ибо на будущее время, считая себя братьями, они соединились друг с другом и, поскольку они навыкли раздирать нешвенную ризу Господа, то и не считают неподобающим отделять от Отца неразлучного (от Него) Сына. Я знаю, что они, когда сие сказано, вкупе с диаволом, подстрекающим их, будут скрежетать на нас зубами, приведенные в замешательство по причине возглашения истинной похвалы нашему Искупителю. Но Господь, посрамляющий диавола во всякое время, делает это и теперь, говоря: «Аз во Отце, и Отец во Мне» ( Ин. 14, 11 ). Он есть Господь, видимый во Отце, и в Нем также видим Отец; Он, будучи истинным Сыном Отца, напоследок стал ради нас человеком, чтобы предать Себя за нас в жертву Отцу и искупить нас чрез Свою жертву и приношение ( Еф. 5, 2 ). Он Тот, Который древле вывел народ из Египта, а напоследок всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада. Он Тот, Который от века приносим был в жертву, как агнец, и в агнце прообразовательно был представляем, а наконец принес Себя в жертву за нас; «ибо Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос» ( 1Кор. 5, 7 ). Он Тот, Который нас освободил из сетей ловчих, – я разумею христоборцев и отступников, – и снова спас нас для Своей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010