Чрез год Спаситель из множества учеников Своих избрал Филиппа в число ближайших и неразлучных двенадцати Своих Апостолов ( Мк.3:14–18 ). Желая напитать в пустыне более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами и явить Свое Божественное всемогущество, Господь спрашивал Филиппа, искушая его: чим купим хлебы, да ядят сии ( Ин.6:5–7 ). По извещении Иисуса Христа Ап. Филиппом об Еллинах, желавших видеть Спасителя, Господь предрек о Своей крестной смерти, которая прославит Его и привлечет к Нему всех, и в знамение истины слов сих Бог Отец всенародным гласом Своим свидетельствовал: и прославих и паки прославлю ( Ин.12:21–33 ). А по вопрошению Ап. Филиппа о Боге Отце: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам, Господь открыл, что Он есть единосущен Богу Отцу. Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть? Веруйте Мне, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть. Открыл также и о Св. Духе Утешителе, Которого Отец даст, и да будет с верующими в век; и ο любви единосущные Троицы к верующим: имеяй веди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам ( Ин.14:8–21 ). По вознесении Иисуса Христа и по сошествии Св. Духа, Ап. Филипп проповедал Евангелие в странах Азии и Африки. Поприще своего служения Филипп начал на своей родине. Проповедуя в Галилее, он встретил однажды женщину, которая несла мертвого ребенка и неутешно плакала. Апостол Христов вспомнил Христову заповедь – воскрешать мертвых ( Мф.10:8 ), сжалился над бедною матерью и воскресил ее дитя. Женщина со воем домом приняла св. крещение. Из Галилеи св. Филипп предпринял путешествие в Елладу. Проповедуя Евангелие и исцеляя больных, он в одном Ионийском городе воскресил еще мертвеца и сим чудом обратил ко Христу множество Еллинов. Крестив многих в городе и поставив Наркисса епископом, св. Филипп отправился в Парфию; благовествовал в Кандакийских городах Аравии. Из Аравии, может быть, св. Апостол Филипп путешествовал для проповеди Евангелия в Африку, о чем упоминается в церковной службе, составленной в IX веке св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2) Личные особенности Божественных Ипостасей 2 и их единосущие Личная особенность Бога Отца та, что Он не рождается ни от Кого и не исходит, потому именуется безначальным, безвиновным (υατος), виною или причиною Бога Сына и Бога Духа Святого. Личная особенность Бога Сына та, что он рождается от Отца, почему и именуется Сыном; в отличие от Ангелов и людей – Сыном Единородным ( Ин. 1, 14 ). В понятие рождения не должно быть вносимо условие времени, как вообще при мысли о Боге в Самом Себе; Сын Божий именуется Словом Отца (Λγος),– в том смысле, что Он, как Образ Бога Отца от вечности обладает всей полнотой Божественных совершенств. Наименование второго Лица Пресв. Троицы Единородным Сыном указывает на единосущие Его с Богом Отцом, наименование Словом – на непосредственную близость Его к Отцу. Единосущие Его с Отцом утверждается в словах Иисуса Христа: «Аз и Отец едино есма» ( Ин. 10:30 ). «Аз во Отце и Отец во Мне есть» (14:10). Личная особенность Бога Духа Святого та, что Он исходит от Отца. Классическое место Св. Писания об этом догмате, заключающее в себе формулу его: «егда же придет Утешитель, Его же Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» ( Ин. 15:26 ). Термин «исхождение» означает не только происхождение, но и самый способ происхождения – по аналогии с дыханием, так же, как и термин, «рождение» Бога Сына от Бога Отца по аналогии с рождением человеческим. О Единосущии Духа Святого с Богом-Отцом и Богом-Сыном свидетельствует отношение Его к Существу Божию, самое близкое и непосредственное: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ); о Единосущии Его с другими Лицами Пресв. Троицы свидетельствует совершеннейшее знание глубины Божией ( 1Кор. 2:10 ), как знание Бога о Себе 3 . Из учения об особенностях и единосущии Божественных Лиц следует: во-первых, что каждому из Божественных Лиц равно и совместно принадлежат все совершенства Божеского существа, например: безусловное и бесконечно совершенное бытие, вечность, вездесущие, всеведение, премудрость, всемогущество, святость, правосудие, благость и пр., а потому каждая Божественная Ипостась есть Бог в собственном смысле: в каком смысле Отец есть Бог , в том же самом смысле и Сын Божий и Дух Святой; во-вторых, следует, что при единосущии Божественных Лиц, Св. Троица есть неслиянная, всегда сохраняет личные особенности, Св. Троица имеет единое Божеское Существо; иными словами: Бог един по существу, но троичен в Лицах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Члены тела и совокупляются в единстве вселенской Церкви и связываются узами христианской любви 3 . Церковь есть единодушный и согласный народ Божий 4 . «Сынам Божиим надлежит быть миротворными, кроткими сердцем, простыми в слове, согласными во взаимной расположенности, верно сопряженными друг с другом союзом единодушия. Такое единодушие было когда-то при апостолах: так новый народ верующих, соблюдая наставления Господа, держался взаимной любви. Это подтверждает Божественное Писание, которое говорит: народу же верующему бе сердце едино и душа едина ( Деян. 4:32 ) " 5 . «Вот что значит быть истинными чадами Божиими по духовному рождению! Вот что значит подражать, по небесному закону, правде Бога Отца» 6 . А затем истина единства всего человечества в Церкви поставляется в прямую связь с истиной Божественного Триединства. «Христос молился Отцу за всех, говоря: не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут» ( Ин. 17:20–21 ). Велика благость и любовь Господа в устроении нашего спасения! Не довольствуясь тем, что искупил нас Своею кровию, Он еще и просил за нас! А прося, смотрите, какое Он имел желание: да и мы пребываем в том самом единстве (in ipsa unitate), в каком Отец и Сын едино суть» 7 . «Господь говорит: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ). И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: и сии три едино суть ( 1Ин. 5:7 )! Кто же подумает, что это единство, основывающееся на непременяемости Божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такового единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится жизни и спасения» 8 . «Господь, внушая нам, что единство Церкви происходит от Божественной власти, утверждает и говорит: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ), и, направляя Свою Церковь к таковому единству, прибавляет: и будет едино стадо и един пастырь» ( Ин. 10:16 ) 9 . Таким образом, для св. Киприана единство Лиц Пресвятой Троицы есть основание единства церковного. Воля Божия такова, чтобы в Церкви люди пребывали в том самом единстве, в каком пребывают от вечности три Лица Божественной Троицы; к этому именно единству направлял Господь Иисус Христос Свою Церковь . Свой новый народ, возрожденный Его пришествием на землю. Св. Киприан видит выражение церковного единства в общей молитве, в благотворительности, в единстве веры и в единстве епископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Гораздо труднее и неудобоисполнимее была бы эта декламация в чтении св. Евангелия. Здесь пришлось бы декламировать слова Сына Божия, а для этого входить в то расположение духа, в каком произнесено Им то или другое благовестие. Но возможно ли это для человека немощного и не дерзновенно ли с его стороны? В самом деле, как войти в то состояние духа, в каком был Сын Божий, когда, например, с сознанием своей вечности и равенства с Богом говорил: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь…Аз и Отец едино есма? Опять как произнесете слова Его на тайной вечери: приимите, ядите, сие есть тело Мое… Пийте от нее вси, сия есть кровь Моя, чтобы в вашем произношении отозвалось все настроение духа Его в те великие минуты? Или, какими изменениями голоса выразите следующие слова Его на той же вечери, слова, полные любви и утешения: чадца еще с вами мало есмь…Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Мя веруйте…веруйте Мне, яко аз во Отце и Отец во мне? Вообще никакая интонация и никакая модуляция вашего голоса недостаточны к выражению того величия и кротости, той силы и любви, какими проникнуты слова учения и благовестия Христова. Присовокупите к сему еще то обстоятельство, как иногда трудно определить подлинный тон в речах Спасителя. Так, в словах Его: горе вам книжницы и фарисеи, лицемеры и пр. одному слышатся гнев и негодование на книжников и фарисеев, другому только скорбь и сожаление о невежестве первых и испорченности последних. Равным образом в словах: не десять ли очистишася, да девять где и пр. один видит негодование Господа против девяти неблагодарных, другой сожаление о бесчувственном состоянии их, а иной только спокойное замечание Его направленное к вразумлению иудеев, которые признавали иноплеменников неспособными войти в царствие Божие. Каким же тоном станете произносить сии и подобные им слова Спасителя, и не подвергаетесь ли опасности, гоняясь за естественностью произношения извратить естественный тон их и навязать слушателю собственное понимание? Есть такой прием церковного чтения, которым, с одной стороны, прикрывается личное понимание и чувство читающего, с другой дается полная свобода каждому из предстоящих понимать и чувствовать, как позволяет ему степень его просвещения и душенастроения, при котором внимаешь только словам чтения и не думаешь о лице и искусстве читающего. В чем же заключается этот прием? В общепринятом, почти монотонном напеве чтения, который слышится в церквах на всем пространстве России от Белого моря до Черного и от Балтийского до морей Восточных, который, за отменой носовых звуков и немногих трелей, тот же самый и в церквах православного востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Сущность Бога абсолютно непостижима – проникнуть в нее нельзя. Св. Василий Великий: «Даже только помыслить об этом – сколько в этом гордости и надменности. Мы знаем величествие Божие, Его силу, промышление о нас, праведность Его суда, но не саму Его Сущность. Мы не можем постигнуть до конца проявлений Бога в мире (энергий), тем более Его Сущности». «И никто же знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и Ему же аще волит Сын открыти». Моисею Богом было сказано: «Нельзя видеть лица Моего и остаться живым». Он сподобился увидеть лишь отблеск той славы, которой обладает Бог («задняя»). Мы до конца не можем сказать, что такое материя, самый простейший организм – какая-нибудь «инфузория туфелька» заключает в себе множество тайн. По словам св. Василия Великого, даже строение пыли, которую мы попираем ногами нам до конца не известно – тем более, Существо Божие. Тем не менее, мы призваны к богопознанию: «Сия же есть жизнь вечная – да знают Тебе Единаго Истиннаго Бога и Его же послал еси, Исуса Христа». В Ветхом Завете Бог проявился как Царь, Господин и по сему, отношение к Нему из-за страха – рабское. В Новом Завете тоже говорится о страхе, но не животном, а о страхе любящего сына в отношении к любящему отцу. «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии…». Есть естественный путь богопознания через изучение творения и прочтение следов славы Божией, которая отразилась в нас. Познать Бога можно только чистым сердцем, только возлюбив Его. Бог открывается тем, кто любит и кто открывает двери своего сердца на Его стук. Отец, Сын и Святой Дух – Три самостоятельные Божественные Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три отдельные существа, не три бога, а Единый Бог. Они имеют Единое и Нераздельное Божественное Естество, обладают всеми божескими совершенствами, имеют Единую Волю, Силу, Власть и Славу. Каждая из Лиц Троицы обладает Божественным Естеством в совершенстве и всецело. Слова «Единосущный» в Священном Писании нет, но мысль об этом в Нем ясно выражена. У Евангелиста Иоанна читаем: «Аз и Отец Едино есма», «Аз во Отце и Отец во Мне», «Видевый Мене, виде Отца».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/o_...

Потом Иоанн опять благовествует: вся «Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин.1:3). И Павел пишет: «един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1Кор.8:6); и в другом месте: «яко о Нем создана быша всяческая» (Кол.1:16). Где же возьмут они смелости, или, лучше сказать, какой должны потерпеть стыд, противясь изречениям святых и утверждая, что Создатель всего есть произведение, и Тот, Кем все получило бытие и существует, есть тварь? Не остается им в оправдание даже и человеческой какой-либо благочестивой мысли. Ибо какой человек, эллин ли или варвар, решится сказать, что исповедуемый им Бог есть тварь? Или — что не было Его, пока не получил бытия? Или какой человек, — слыша, как Тот, Кто по его верованию единый есть Бог, говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17), и: «отрыгну сердце Мое Слово благо» (Пс.44:2), — осмелится сказать, что Слово, отрыгнутое Божиим сердцем, произошло из несущего, или — Сын есть тварь, а не собственное рождение Именующего Его Сыном? И еще: кто, — слыша, как Тот, Кто по его верованию есть Господь и Спаситель, говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин.14:10), и: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30), — решится разделять, что Он соединил и соблюл нераздельным? 3. И сами они, усматривая это и не смея положиться на свои умствования, лгут на благочестивых. Но, поелику они во всем скудны, и сами за собою видят, что предлагаемыми отовсюду вопросами приводятся в совершенное недоумение и изумление; то надлежало бы им лучше — раскаяться, уклонившись с пути заблуждения, а не причислять к себе тех, кого не знают, чтобы, когда и эти обличат, не понести большего стыда. Впрочем, может быть, и никогда не захотят они отстать от такого коварства. Ибо и в этом поревновали они бывшим с Каиафою, как у них же научились и тому, чтобы отречься от Христа. И те, — когда Господь совершил столько дел, которыми давал уразуметь, что Он есть Христос, Сын Бога живого, — обличаемые Им, о всем рассуждали и все говорили вопреки Писаниям, и, будучи не в силах хотя на несколько времени смело выдержать обличения, прибегли к Патриарху, говоря: «Отца имамы Авраама» (Мф.3:9), и думали, что могут прикрыть этим свое неразумие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2557...

Сей великий Пророк, точнее всех знавший тайну евангельского благочестия и возвестивший оное чудное знамение Девы, и благовестивший рождение «Отрочати», и ясно произнесший самое имя Его, – сей-то Пророк, силою духа объявший в себе всю истину, дабы всем было особенно ясно то свойство Божеского естества, посредством которого мы различаем самосущее от происшедшего, говорит от лица Божия: «Аз есмь первый и Аз по сих, и прежде Мене не бысть Бога, и по Мне несть». Поскольку же ни прежде Бога – Бог, ни после Бога – Бог, ибо что после Бога, то тварь, а прежде Бога не было ничего; ничто же не есть Бог, или, лучше, прежде Бога Он Сам в ничем не ограниченном, вечном блаженстве; поскольку далее сие духовное слово изречено устами пророческими, то через сие мы научаемся догмату, что есть некое единое Божеское естество, тожественное само в себе и нераздельное, не допускающее в себя ни прежде, ни после, хотя оно и в Троице проповедуется, и не имеющее в себе ничего, что бы могло быть умопредставляемо старейшим или после происшедшим. Итак, поскольку это изречение Божие, то припишешь ли его Отцу или Сыну, одинаково тем и другим утверждается догмат благочестия. Если это сказал Отец, то свидетельствует о Сыне, что Он не после Него, ибо если Сын есть Бог, а все, что после Отца, то не есть Бог, то ясно, что слово Божие свидетельствует, что Сын имеет бытие в Отце, а не после Отца. Если же кт припишет Сыну сии слова: «не бысть прежде Мене», то будет ясным учение что вместе с вечностью начала должно понимать вечным и Созерцаемого в начале. Итак, из сказанного открывается: если кто после Бога, то это тварь а не Бог, ибо сущее «по Мне», говорит Господь, несть Бог. 2. Теперь после предварительного изложения умозрения о существующем нам время исследовать предположенное изречение. Итак, Петром сказано иудеям, что «Господа и Христа Его Бог сотворил есть, сего Иисуса егоже вы распясте» ( Деян. 2,36 ). Мы говорим, что слова сотворил есть благочестие требует относить не к Божеству Единородного, но к «зраку раба», воспринятому по домостроительству во время пришествия во плоти; насильственно извращающие это изречение, напротив, говорят, что словом «сотворил» Апостол означает предвечное рождение Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

3) Когда, наконец, свидетельствует, что в людях возродившихся, очистившихся от грехов, соделавшихся причастниками божественного естества, обитает – а) Бог-Отец: о сем разумеем, яко в нем пребываем, и той в нас, яко от Духа своего дал есть нам ( 1Иоан. 4, 13 ; снес. 3, 24); б) Бог Сын: аз во Отце моем, и вы во мне, и аз в вас ( Иоан. 14, 20 ; снес. Рим. 8, 10 ); в) Бог Дух Святый: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3, 16 ; снес. 6, 19). Невозможно, чтобы Святейший святых обитал в людях, в которых целы остаются грехи, хотя и прощены им: кое бо причастие правде к беззаконию; или кое общение свету ко тъме ( 2Кор. 6, 14. 15 )? I. Св. Отцы и учители Церкви полагали оправдание и освящение человека в действительном очищении его от грехов и сообщении ему праведности и святости. Так, например, говорят: Св. Варнава апостол: «обновивший нас во оставлении грехов сообщил нам другой образ ( τπον), так что мы имеем душу младенческую, и Он как бы вновь создал нас " … 789 . Св. Василий великий : «Дух – не тварь, но образ святости Божией и источник святыни для всех. Мы призваны во святыни Духа, как учит Апостол ( 2Сол. 2, 13 ). Он нас обновляет, и снова творит образами Божиими; банею пакибытия и обновления Духа Святого усыновляемся мы Богу. Тварь, причащающаяся Духа, опять нова» 790 . «Освоение же Духа с душею есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приблизиться телесным образом?), но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу, и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от сремоты, какую произвел себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю» 791 . Св. Григорий Богослов : «Он (Дух Св.) созидает в духовном возрождении; в чем да уверит тебя сказанное, что никто не может видети или получить царствие, аще кто не родится свыше Духом ( Иоан. 3, 3. 5 ), и от первого рождения, которое есть тайна ночи, не очистится дневным и светлым воссозданием ( Пс. 138, 16 ), каким воссозидается каждый в отдельности» 792 . «Благодать и сила крещения не потопляет мipa, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением» 793 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Узнал Нилус и многих из подвижников скита. Среди них был иеромонах Даниил, но знакомство писателя с ним продолжалось недолго, хотя и оставило весьма яркие впечатления. «В воскресенье, 25 ноября 1907 года, – писал он, – в половине второго пополудни в скиту Оптиной пустыни отлетела ко Господу праведная душа иеромонаха Даниила... Отец Даниил происходил из того рода Болотовых, который во дни екатерининских орлов дал известного творца “Записок Болотова”, а в наши дни – четырех иноков: его самого, брата-схимонаха и сестер – игуменью-схимницу и схимонахиню». Схимонахиня София, сестра отца Даниила, – первая настоятельница Шамординской общины. Сам отец Даниил в миру был профессиональным художником, товарищем по Академии Художеств Репина и Васнецова, блестящим портретистом, достигшим уже известности. В скиту он писал иконы, а иногда и портреты: в частности, например, известны несколько портретов старца Амвросия его работы. Бывал Нилус в келии отца Даниила, «где чего-чего только не было: эскизы карандашом, этюды красками, палитры, кисти, краски, книги, иллюстрации, бутылки с фотографическими ядами... На мольберте начатая и еще не оконченная икона» 432 . Отец Даниил заходил к Нилусам. Но вот он стал быстро слабеть и уже не мог выходить из келии. В день своей кончины отец Даниил собрался с силами и пришел в дом скитоначальника – к отцу Варсонофию, там его ждали две его племянницы, монахини из Шамордина. Здесь он благословил их в последний раз. Владыка Трифон однажды в беседе с паствой рассказал об отце Данииле: «К нему собралась братия проститься. “Отец Даниил, вы умираете? – спрашивали его. – Вам, вероятно, страшно умирать?” – “Да как же это может быть страшно? Ведь Спаситель зовет: Приидите ко Мне вси труждающиися – и Аз упокою вы... Ведь если Он, Милосердый, нас зовет, то может ли быть страшно? Не страшно встретить смерть, а радостно; вот если бы Он нас гнал, тогда было бы другое дело”. Примолк на несколько минут и заснул вечным сном» 433 . В Летописи скита 25 ноября 1907 года записано: «Сегодня в час дня скончался скитской иеромонах отец Даниил, в мире Димитрий Михайлович Болотов...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пс.35:10 .  Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. «Яко у тебе источник живота». Здесь ясно открывает нам Пророк тайну святыя Троицы, потому что источником жизни наименовал Единородное Божие Слово. Так и Сам Единородный называет Себя чрез Пророка Иеремию: «Мене оставиша Источника воды живы», пошли, «и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» ( Иер. 2, 13 ). Посему Пророк сказует, что сей источник у Отца, согласно с евангельским учением, сказующим: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть» ( Ин. 14, 10 ). «Во свете Твоем узрим свет», потому что, просвещаемые только всесвятым Духом, усматриваем мы лучи Твоего Единороднаго. Сказано: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ); и: «нам Бог открыл есть Духом Своим» ( 1Кор. 2, 10 ). Пс.35:11 .  Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем. «Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем». Причастниками кроткой и праведной Твоей попечительности соделывай всегда сподобившихся Боговедения и избравших дела благия. Ибо Пророк то и другое сказал об одних и тех же, сделал же разделение по особенному свойству языка. И не иных разумея под ведущими Бога, а иных под правыми сердцем, одним просил милости, а другим правды; но определив, что совершенная добродетель есть хранение истинных догматов и совершение благих дел, приобретшим оную обещает и милость и правду. Пс.35:12 .  Да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня. Пс.35:13 .  Там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать. «Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене». «Тамо падоша вси делающии беззаконие, изриновени Быша, и не возмогут стати». Сие: «тамо падоша вси делающии беззаконие», Симмах перевел так: «где падают делающие беззаконие, там останутся поверженными, и не возмогут востать». Пророк же просит хранить меры естества, и, по наветам беззаконных, не совращаться с праваго пути, потому что знает конец пути противоположнаго. Те, говорит он, которые напали на сей последний путь, не возмогут уже востать и вступить на другой путь. С сим сходно сказанное в псалме шестом: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» ( Пс. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010