Тем более если менялись обстоятельства жизни. Святитель Кирилл Александрийский объяснял различия манеры изложения в разных частях книги именно этим. Это может происходить и из-за разного характера пророчеств, тем более что, в отличие от устной речи, стилистика письменной в очень большой степени зависит от намерений автора. Принципиальным для нас является то, что Христос ссылается на те отделы, которые усваиваются «Второисаии» (Ис. 42: 1–7; Мф. 12: 18–21) и «Третьеисаии» (Ис. 61: 1; Лк. 4: 18), как на слова пророка Исаии, не прибавляя к его имени никаких нумераций. Книга Церковью принята как богодухновенная, и отцы ее толковали именно в том порядке, в котором она изложена. Так что мы вполне можем их примеру последовать. 26.3. Обличение Первые же стихи книги достаточно отчетливо возвещают основную ее тему – пребывание Израиля в Завете, в единстве с Богом, или, наоборот, его отступление от этого Завета и от этого единства. « Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис. 1: 2). Проповедь обращена ко всей вселенной. Как у Моисея: « Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32: 1). « Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями… Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1: 4–6). Какие жестокие слова говорит Господь, как вас вразумить, люди, которые не хотят покаяться, люди, которые не хотят отстать от своих беззаконий? И вот земля опустела, земля разграблена, земля расхищена, « если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1: 9). В Содоме и Гоморре благочестивого остатка не нашлось, и они погибли. Религиозная жизнь Иудеи строилась вокруг храма и жертвенника. Мы помним, насколько подробно и насколько детально описаны требования к ритуалам, к жертвоприношениям и праздникам в Пятикнижии, как все тщательно должно исполняться, и вдруг через пророка Исаию Господь заявляет: «К чему Мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжениями овнов… и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Одна фраза, находящаяся в пророчестве о Мессии ветхозаветного патриарха Иакова ( Быт. 49, 11 ), дает Златоусту новый повод сказать о Жертве Господней и Божественной Евхаристии. «Омывает в вине ризу свою и в крови винограда одежду свою, – говорит Иаков. Смотри, как нам все Таинство здесь открывается. Омывает в вине ризу Свою, то есть Тело, которое для домостро­ительства Он сподобился носить. И потом, чтобы ты знал, что это за вино, присовокупил: и в крови винограда одежду свою. Смотри, как названием крови открыл он нам заклание и Крест и всякое домостроительство таинств» (1, t. 54, col. 574–575). Чада патриарха Иакова слышали это мессианское пророчество, но не вкусили того, о чем говорит это пророчество. Это пророчество было для них загадочным. С Пришествием Иисуса Христа оно превратилось в знание, которое получают крестившиеся во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это именно те, которые очищают в крови винограда одежду свою. Божественная Евхаристия уподобляется жертве пророка Илии ( 3Цар. 18:17–40 ). Как тогда после молитвы пророка сошёл огонь с Неба и попалил жертву, подобным образом и священник стоит пред престолом, «не огнь низводя, но Духа Святого, и творит молитву усердную не для того, чтобы некий огнь свыше попалил предлежащее, но чтобы благодать, ниспадающая на Жертву, через неё зажгла души всех» (1, t. 48, col. 642). Пророк Исаия, говоря о своём призвании к пророческому служению, приводит прекрасное видение, предшествовавшее его призванию и приготовлявшее его к принятию его. И было в то лето, когда умер царь Озия, увидел я Господа, сидящего на Престоле высоком, и храм, исполненный Славы Его. И Серафимы стояли вокруг него... И восклицали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны Небо и земля Славы Его. И поднималось надвратие от гласа, которым восклицали они, и храм наполнился фимиамом... И был послан ко мне один из Серафимов, и в руке он имел уголь, который щипцами взял от жертвенника, и коснулся им уст моих и сказал: Вот, это коснулось уст твоих и отнимает беззакония твои и грехи твои очищает ( Ис. 6:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В контексте тесной связи таких жизненных ценностей, как сохранение и продолжение рода и земельных прав, нужно расценивать ситуацию Ноемини, моавитянки Руфи и Вооза. Вооз - это родственник (   - Руф 2. 20; 3. 9, 12), осуществляющий свое право выкупа надела (   - Руф 3. 13; 4. 4, 6;   - 4. 7) и т. о. соблюдающий имущественные права вдов. С др. стороны, он исполняет т. н. закон левирата , когда вдова умершего бездетным выходила замуж за деверя и родившийся первенец считался сыном его покойного брата, «дабы имя умершего не изгладилось в Израиле» (Втор 25. 5-10). Аналогично решается ситуация с вынужденным рабством в Лев 25. 39-55. Как и земля, народ Израиля считался собственностью Господа: «...потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской» (Лев 25. 55, 42). Поэтому рабство израильтянина у своих соплеменников считалось ненормальным. Для ветхозаветного общества этот принцип закладывал, т. о., основы социальной свободы. Обедневший член общины Израиля, вынужденный продать себя в рабство, либо мог быть выкуплен (   - Лев 25. 48-49) ближайшими родственниками, либо имел право сделать это самостоятельно (Лев 25. 48-49), либо освобождался в юбилейный год (Лев 25. 40-41, 54). Особое внимание Закон Моисеев уделяет случаям, связанным с насильственным лишением жизни. Убийство представлялось действием, несущим прямую угрозу предназначению ветхозаветного Израиля как «общины Господней», как «святого сообщества»: «Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых» (Числ 35. 34). Поэтому насильственное пресечение жизни - это и осознанное богопротивление, и святотатство. Убийца подлежал смерти, поскольку «земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее» (Числ 35. 33). К осуществлению этой миссии призывался ближайший родственник убитого, который в этом качестве назывался     - букв. «искупитель крови», «мститель за кровь» (Числ 35. 19; и др.). Т. о., и в этой ситуации   - это тот, кто исполнял правду закона. Только в случае непреднамеренного убийства убивший сохранял право на жизнь (Исх 21. 13; Числ 35. 10-15; Втор 19. 1-10). Возможно, действие по «искуплению крови» не только было призвано снять ритуальную скверну, но и являлось актом воздаяния в отношении убиенного, призванным умиротворить его душу: действия «искупителя», как в ситуации выкупа собственности, так и в ситуации выкупа из рабского состояния, решали конкретные проблемы человека, который в силу сложившихся жизненных обстоятельств не мог это сделать самостоятельно.

http://pravenc.ru/text/674968.html

Все это мы говорим, потому что написано: «От Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля и чтобы истреблены были» ( Нав.11:20 ). Поэтому блажен, кто крепко держит духовный меч и не убирает его от шеи тех врагов, которых мы упоминали выше, как и пророк Иеремия говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» ( Иер.48:10 ). Если это утверждение понимать буквально, то нам надлежит непрестанно проливать кровь. Иудеи, которые так и считают, и есть «плоть и кровь» ( 1Кор.15:50 ), становятся жестокими и беспощадными, говорят, что проклятие наложено на тех, кто перестал проливать кровь, и поэтому «ноги их быстры на пролитие крови» ( Рим.3:15 ). Таково, видимо, понимание тех, кто есть «плоть и кровь»; мне же пусть Господь даст никогда не пренебрегать делами Господа, «и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:17 ), не отнимать от крови сил противных и изничтожать их во всяком слушающем. И теперь они поражаются в вас, если слушаете сказанное и не совершаете дела их. 7 . Далее сказано: «Взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею» ( Нав.11:23 ). Я не вижу, что Иисус, сын Навина, взял всю землю. Сколько он взял земли, которую захватили одни лишь иудеи? Но воистину всю землю взял Господь наш Иисус, ибо со всей земли от всех народов стекаются к Нему множество верующих. После того, как сказано: «Взял Иисус всю землю», добавлено: «И успокоилась земля от войны» ( Нав.11:23 ). Как же в отношении, по-видимому, Иисуса, сына Навина, сказано, что войны прекратились, если в то время войны почти не утихали? Это исполняется только в Господе моем Иисусе Христе. Ибо если ты, пришедший ко Христу и через благодать крещения получивший прощение всех своих грехов, считаешь, что в тебе плоть не враждует против духа, а дух не враждует против плоти (ср. Гал.5:17 ), то успокоилась твоя «земля от войны», и если носишь «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор.4:10 ), то прекратились в тебе все сражения, и наречешься ты «сыном Божиим» ( Мф.5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава XXXIV. Ст. 1. Приступите, племена, и слушайте и внимайте народы: да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и всякое произведение ее. Ибо гнев Господа на все народы и ярость на все воинство их: погубил их и предал на убиение. Убитые их будут брошены и от трупов их поднимется смрад; размокнут горы от крови их. И истлеет все воинство небесное; развернутся [или свернутся] небеса как книга, и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы и с смоковницы: ибо упился меч Мой на небе. Вот низойдет он на Идумею и на народ [преданный] Мною истреблению для суда Меч Господа наполнился кровию, утучнел от тука, от крови агнцев и козлов, от крови тучных овнов: ибо жертва у Господа в Боцре и истребление великое в земле Едома. И падут единороги с ними и волы вместе с сильными. Упьется земля кровию их и прах их жиром тучных. После разрушения Иерусалима и крушения корабля, бывшего некогда весьма крепким, и расхищения всех принадлежностей его, говорится о погибели всех племен и кончине мира, которая будет в день суда. Потому всем племенам и народам земли и всему, что наполняет ее, вселенной и всем произведениям ее, местам как обитаемым, так и необитаемым вследствие чрезвычайного холода и жары, повелевается слушать и со всяким содроганием ума узнать об имеющем наступить. Ибо описывается гнев Господень, который постигнет не один иудейский народ, и ассириян, и халдеев, египтян, моавитян, аммонитам и филистимлян, но и все племена и все воинство или, как перевели Семьдесят: число их , чтобы истребить их и чтобы высоко поднялся смрад от согнивающих тел, – разумея грехи всех народов, – так что гноем, нечистотами и кровию их наполнятся горы – все высшие силы и ангелы, охранявшие отдельных народов, и истлеет все воинство или сила небесная: развернутся или свернутся небеса, как книга, и все ополчение и воинство их и, как перевели Семьдесят, звезды падут, подобно листьям, которые, при наступлении холода, засохнув и свернувшись, падают с виноградной лозы и смоковницы. Об этом именно говорит и Спаситель в Евангелии: звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся, и тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси ( Мф. 24:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Другое объяснение: Горе тому, кто дает своему другу пить. В Седер Олам этот стих распространяется насчет Валтасара, который поил князей из сосудов храма, из-за чего они умирали от гнева Святого (будь Он благословен). В ту же ночь Вал­тасар был лишен жизни. 2.16 Ты пресытился больше стыдом, чем славою. Ты тоже пей и приди в замешательство. Чаша десницы Господней повернется к тебе и посрамление на славу твою. : И приди в замешательство: здесь есть возвратный глагол... Здесь тоже (ге-арел) – ты будешь в замешательстве от изумления сердца. Каждое выражение (арела) означает «закупоривание». . Ионафан толкует : «и стань нагим», выражение как ты была нага и непокрыта 859 . 2.17 Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя, и за разграбленный скот ты будешь сломлен, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех, живущих в нем. . Злодейство твое на Ливане: храм. . Разграбленный скот: твои орды, грабившие мой народ Израильский, будут сломлены. За пролитие крови человеческой: крови Израильской. За опустошение страны: Израиля. Города: Иерусалима. . ПЯТОЕ ГОРЕ Авв. 2,18–20 . 2.18 Что за польза от истукана, сделанного художником? Литой образ и учитель лжи, которую ваятель вложил в него, чтобы сделать немого идола. . Что за польза от истукана: Вавилон? . Которую ваятель вложил: человек, который сделал его, который сам сде­лал себе бога. . В него: он (человек) верит в свое творение, что оно помогает ему, поэтому и делает немых идолов. 2.19 Горе тому, кто говорит дереву: «Проснись!» и немому камню: «Поднимись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но духа нет в нем. 2.20 А Господь – во святом храме Своем. Да молчит вся земля пред Ним. А Господь – во святом храме Своем: готовый потребовать воздаяние. Да молчит вся земля пред Ним: (хас) – выражение, означающее устра­нение шума и тишину уничтожения. Глава 3. Песнь пророка Аввакума 3.1 молитва пророка Аввакума касательно ошибок . Касательно ошибок: Это можно интерпретировать согласно Таргуму. Однако очевидным представляется то, что Аввакум просит помиловать его, ибо он говорил мятежно: От этого Тора ослабевает (1, 4) и Ты сделал лю­дей, как рыбу морскую (1, 14). Он критиковал божественное отношение к справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И за ними последовали все дикие звери, и птицы, и что движется, к что ходит по земле; и пролилось много крови на земле. И все помышление и стремление людей было пустое и злое. И Господь истребил все с поверхности земли; за лукавство их дел и за кровь, которую они пролили на земле, Он истребил все. И я, и вы, мои сыны, и все, что с нами вошло в ковчег, сохранилось целым. И вот я вижу прежде всего ваши дела, как вы ходите не в справедливости, но начали ходить по пути развращения, и отделяться друг от друга, и быть завистливыми друг к другу, один к другому, и как вы не единодушны, мои сыны, брат с своим братом. Ибо я вижу, что демоны начали обольщать вас и ваших сыновей. И теперь я страшусь за вас, чтобы вы, когда я умру, не стали проливать на земле кровь человеческую, а чтобы и вы не были истреблены с поверхности земли. Ибо каждый, кто проливает человеческую кровь, и каждый, кто ест кровь какой-либо плоти, будет истреблен из среды всех с лица земли, и ни одного человека не останется на земле, который ест кровь и проливает кровь на земле; и не останется у него семени и потомства под небом; но они пойдут в царство мертвых и сойдут в место осуждения; все они погрузятся в мрак бездны через мучительную смерть – каждый из вас, кто от всякой крови не принесет за себя для очищения; т. е. как только вы заколете зверя, или скот, или что летает на земле, то делайте доброе дело за себя кровию, где только она проливается на земле. И никто из вас не должен есть плоть с кровию; удерживайте, чтобы не ели кровь пред вами. Закапывайте кровь, ибо так было заповедано мне; я свидетельствую о сем как вам, так и вашим сыновьям, вместе со всякою плотию. И не ешьте душу с плотию, да не взыщется ваша кровь, которая есть ваша душа, от всякой плоти, которая проливает ее на земле. Ибо земля будет нечиста от крови со времени ее пролития на ней, но только через кровь того, кто пролил ее, земля будет чистою в продолжение всех своих родов. И теперь, мои сыновья, послушайте меня, творите правду и справедливость, чтобы вы были насаждены в справедливости на всем лице земли, и да вознесется ваша слава к Богу моему, Который спас меня от потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Матфей добавляет, что Иисус спросил: Друг, для чего ты пришел? ( Мф. 26, 50 ) Неужели Иисус не знает, для чего Иуда пришел?.. Этим вопросом Матфей показывает нам, что до последнего, даже когда для Него Самого уже не остается шанса, Иисус заботится о своих учениках и желает им исправления и спасения. Для Иисуса уже ничего не изменить – Его схватят. Но для души Иуды этот вопрос может оказаться целительным. Может быть, Иуда еще раз задумается над тем, что сделал, и покается. Хотя Иоанн ничего не сообщает о поцелуе Иуды, тот лишь приводит воинов ко Иисусу, – библеисты отдают предпочтение свидетельству Синоптиков. Поцелуй в голову – это традиционная форма приветствия учителя. Эта деталь не могла быть выдумана. Кто пошел арестовывать Иисуса? Для начала нужно сказать, что Иуда, по всей видимости, не был несчастной жертвой обстоятельств, овечкой, сбившейся с правого пути. Его отношения с иудейскими вождями, которые за несколько недель до ареста Иисуса положили убить Его, были прочными. В предании, относящемся к самому раннему времени, Ап. Петр говорит о Иуде, как о …бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса ( Деян 1:16 ). Тридцать сребреников, скорее всего, были не полной платой, а задатком, и в случае успешной операции Иуде было обещано гораздо больше. Как сообщают Синоптики, в сопровождение Иуде, который возглавил процедуру ареста, были даны воины иудейского первосвященника. Иосиф Флавий и Талмуд характеризуют эту личную гвардию первосвященника как «крайне испорченных» людей, которые по указанию начальства били людей дубинками. Впрочем, согласно Иоанну, это был отряд римских воинов. Если свидетельство Иоанна верно, значит, римские власти подключились к делу Иисуса уже на этой стадии, а это значит, что план ареста Иисуса был согласован заранее. Альберто Джакометти «Поцелуй Иуды» Этот столб отмечает место, где Иуда дал Христу предательский поцелуй. Внизу виден покрытый зеленью холм. Это «Акалдама» – «Земля крови». Здесь было кладбище для бездомных. По преданию, это место было куплено иудейскими первосвященниками на деньги Иуды: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он (Иисус) осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня» ( Мф. 27:3-8 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Глава 34 (1) Подойдите народы, чтобы послушать, И племена, будьте внимательны! Да слышит земля и что наполняет ее, Вселенная и все творения ее! (2) Вот гнев Иеговы на все народы И ярость Его на все ополчение их: Он предал их проклятию, отдал на истребление. (3) Убитые их будут брошены, И от трупов их распространится смрад, И горы размокнут от крови их. (4) И исчахнет все воинство небесное 190 , И свернутся, как свиток, небеса, И все воинство их спадёт, Как опадает лист с виноградной лозы, И как иссохший плод со смоковницы. (5) «Разорделся на небе меч мой.... «Вот он сходит на Едом, «И на народ, обреченный погибели в наказание. (6) Меч Иеговы наполнится кровью, Покроется слоем жира, Крови ягнят и волов, Жира почек овнов; Ибо жертвоприношение у Иеговы в Восоре 191 , И заклание большое в земле Едома. (7) И буйволы падут с ними, И телицы с молодыми быками; И будет упоена земля их кровью, И прах их пропитается жиром. (8) Ибо, день мщения Иеговы, Год возмездия по делу Сиона. (9) И обратятся реки ее в смолу, И прах ее – в серу: И вся земля та будет сера горючая 192 . (10) Ночью и днём не будет униматься пламя, Вечно будет клубиться дым от неё, От поколения к поколению будет оставаться в запустении, Во веки веков не будет проходящего по ней. (11) И завладеют ею пеликан и еж, И филин и ворон будут обитать нацией; И протянется по ней вервь опустошения И отвес разрушения. (12) Знатные ее.... и нет там, кого бы избрать на царство 193 : И все князья ее будут ничто. (13) И произрастёт на чертогах ее множество колючих растений, Крапива и репейник на укреплениях ее; И будет она жилищем шакалов, Убежищем для страусов прозовется. (14) Там встретятся летучие мыши с дикими кошками, И лешие 194 будут перекликаться один с другим; Там поселится ночное страшилище 195 , И найдёт на ней покой. (15) Там угнездится змей летучий 196 , И будет класть свои яйца, Й выводить детей, И собирать их под тень свою; Там будут собираться коршуны один к другому. (16) Найдите в книге Иеговы, И прочитайте: Ничто из этого не убавится,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Осуждение Фарисеенравным, считающим себя праведниками, никто и ничем не может угодить, ибо они и святых людей относят к грешникам, а мнимых грешников они готовы отправить в ад даже прежде Страшного Суда Божия. О таких-то, мнящих себя праведниками, Господь наш с болью в сердце говорит: «Кому уподоблю род сей?.. Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мф. 11:16, 18–19 ). Иоанна, Ангела во плоти, они назвали бесноватым, Сына же Божия, Который «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет. 2:22 ), они со беззаконными вменили. Кому же уподоблю род сей, Христос, Спаситель Мой? Повели мне, бренному созданию Твоему, отыскать в Божественном Твоем Писании, кому уподобить род сей строптивый и развращенный! Фарисеенравные, мнящие себя праведниками, а других осуждающие подобны тем песьим мухам, которых Бог навел на Египет и которые были столь тяжким и жестоким испытанием для египтян, что Писание даже говорит: «погибала земля от песьих мух» ( Исх. 8:24 ). Осуждающий ближнего – это пес лающий. Ведь пес лает на всех прохожих, как на добрых, так и на злых. Кусает пес не только раздражающего и обижающего, но и того, кто никакого зла не сделал ему. Точно так и осуждающий не только повинных в каком-либо грехе, но и невинных осуждает. Он как пес кусает и терзает честь и славу ближнего своего. Песьи же мухи – это слова осуждающих. Как те мухи, садясь не только на раны, но и на здоровое тело, крайне болезненно кусали египтян, даже до крови, так и укорительные слова осуждающих, унижая не только грехи, но и добрые дела человеческие, кусают если не до крови, то поистине до слез и воздыханий. И как погибла некогда вся земля египетская, так ныне гибнет и христианская: та от песьих мух, эта же от псонравных людей, от слов их жестоких. Едва ли из стоящих здесь найдется такой, кто бы не кусал так своего ближнего. Гибнет, сказал я, земля христианская, ибо все таковые будут осуждены на вечную погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010