Здесь Он сотворил множество чудес. Здесь был дом ап. Петра, быть может, и других аностолов-рыбарей. В настоящее время от Капернаума лежат одни развалины. Озеро Галилейское называется и морем. Называется оно Тивериадским и Геннисаретским по городам, находящимся близ него. Окрестности этого озера были так прекрасны, что ни одно место Палестины не могло равняться с ними красотою. Живописные горы окружали и защищали его от бурь и ветров. Оно по временам было и бурно. Особенно на севере изобиловало рыбою. По берегам его лежало много городов и селений; из них довольно населенные: Тивириада, Виосаида, Капернаум, Хоразин, Магдала и др. Вода в нем пресная и приятная. Величина Галилейского моря или озера – 24 с полов, версты в длину и 7 верст в ширину. Чрез него протекает река Иордан, не смешивая своих вод с его водами (Мих.). В пределах Завулоних и Неффалимлих Пред вторжением в землю Обетованную или Палестину, Евреи разделены были на 12 колен по числу сынов патриарха Иакова. Когда же Иисус Навин, по завоевании Палестины, делил ее между этими коленами, то колена Завулона и Нефоалима получили в удел самую северную часть её (Пав.19:10–32). 14. да сбдетс реченное пррокомъ, глаголющимъ: да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит 15. земл завлн и земл пть мор б нъ полъ зыкъ, земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16. во тьм видша свтъ и сдщымъ въ стран и сни смертнй, свтъ имъ. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет Да сбудется и пр. см. объясн. 22 ст. 1 главы. Путь моря (на пути приморском), т. е. те места, которые лежали не подалеку от озера или моря Галилейского. Об он пол Иордана (по ту сторону Иордана, за Иорданом). О реке Иордане см. 3 глав. 6 ст. Галилея язык (Галилея языческая). Галилея разделялась на верхнюю и нижнюю. Первая (северная) называлась языческою, потому что в ней, как пограничной с языческими странами, между Иудеями жило очень много язычников (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И правда Его требует того, чтобы грешник, как преступник святого и неизменного Его закона, казнен был. А то, что грешник не тотчас после совершения греха или не во время самого действия греха казнится, должно приписать благости Божией, которая терпит грешника, и так на покаяние его ожидает, как говорит апостол грешнику: «О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» § 138. Читаем в Святом Писании, что различные казни Бог на грешников посылает. Ангелов согрешивших с небес сверг. Об этом говорит Христос: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18); и апостол Петр говорит: «Ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Петр.2:4). Прародители наши Адам и Ева из рая за ослушание изгнаны, и всякому бедствию подвержены, а с ними и мы. За грехи первый мир, за исключением Ноя, «правды про­поведника», ужасным потопом погублен (Быт.7; 2Петр 2:5). Содом и Гоморра с окрестными городами за мерзкую нечистоту огнем пожжены (Быт.19; 2 Петр 2:6). Гордый и ожесточенный фараон со всем воинством своим в Чермном море потоплен (см. Исх.14). Дафана и Авирона, восставших на Моисея и Аарона, с единомышленниками их в пустыне живыми земля поглотила (см. Числ.16). «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона» (Пс.105:17). Прочие люди Израиля там же за различные беззакония различным образом поражены гневом Божиим: иные огнем, иные ядовитыми змеями, иные мечом иноплеменническим, иные другим образом, как читаем о том в книгах Моисеевых, пророческих и в 10-й главе Первого послания к коринфянам. Когда пришли в землю обетованную, сколько раз в рабство иноплеменникам преданы, сколько — в плен отведены и иначе казнены были — книги Ветхого Завета свидетельствуют. Всему тому грехи их и беззакония причиной были, как свидетельствуют о том же святые те книги. По пришествии Христовом в мир также видим казни Божии, на грешников посланные.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И я благодарен тому, что у меня была бабка, Журавлева Матрена Федоровна. Я всегда с благоговением произношу это имя! В наследие она мне ничего не оставила в человеческом смысле, кроме того, что она обеспечила, чтобы я родился от венчанного брака, то есть я – законнорожденный, был крещен. Но она мне дала веру в Бога, она научила меня трем основным христианским молитвам! И маленьким ребенком я их знал! И впервые в ее присутствии я начал читать Священное Писание. Сначала Новый Завет , где-то в десять–одиннадцать лет, а в двенадцать лет у нас появилась Библия. И это наследие для меня значит очень многое! Я могу даже поделиться этим наследием, которое оставила Матрона из города Орехово-Зуево с другими, чем я сейчас и занимаюсь. Но земля обетованная – это не просто территория! Пока Бог не избрал землю Израиля, можно было пророчествовать везде, и жертву Богу приносить везде. После того, как Богом была избрана земля Израиля, можно было пророчествовать и приносить жертву Богу только в этой земле. Но после того как Бог избрал гору Мориа, жертвоприношения надо было приносить только там! И Сын Божий умирает там, на Голгофском кресте, как совершеннейшая Жертва. А если люди и пророчествовали вне земли, то они это делали всегда у источников вод. Например, так поступали Иезекииль и Иеремия, о чем говорится в Писании. Итак, Господь говорит: «И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь». Мы, верующие России, люди не богатые, и это миф – то, что сейчас нередко рассказывают о каких-то там богатых священниках, я о таких не знаю. Но у нас есть самое прекрасное наследие, которые мы можем оставить нашим детям: это наша религия, православие. Помните об этом! Исх.6:9 . «Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ». Что это такое случилось с ними, и что это за слово такое – «малодушие»? Слово «малодушие» – буквально «короткий дух» – относится к тем людям, чей дух угнетен и дыхание стеснено. Такой человек как будто никак не может расправить легкие, дышать ровно и глубоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– иг. Ф.) только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино» ( Ин.17:20–21 ). «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» – значит, что единство человека со Христом должно быть некоторым недомыслимым образом подобным Ипостасному, сущностному единству, которое мы исповедуем во Святой Троице, поклоняемой во Едином Существе 1299 . Тем единством, которое святые отцы назвали обожением человека. Тем единством, ради которого – вся жизнь человека, весь труд его, все подвиги его духовные. Тем единством, даровать которое может человеку Сам Господь. Об этом-то единстве, изымающем человека из течения времен, прекращающем воздействие на человека духа времени, и говорит тебе, душа, преподобный Андрей: «Повелевает тебе Бог, душа моя: перейди, преодолей текущее естество времени, как некогда преодолел Иорданские струи ковчег завета, и стань обладательницей той обещанной тебе Господом земли обетования!» Вот земля твоя обетованная – Сам Христос, Бог твой! Вот земля, ценнее которой нет ничего ни на этом свете, ни в жизни будущей; которая сама и есть – жизнь будущая, вечная, начинающаяся уже здесь, в этом мире, ведь первые ступеньки лестницы, ведущей в нее, стоят здесь, на земле, но вершина этой лестницы – в невидимых и духу человеческому высях, и на последней ступени «стоит», ожидая тебя, душа, Сам «Господь» ( Быт.28:12–13 )! Обрети эту землю, как собственность твою, неотъемлемую от тебя! А для этого – не прекращай трудиться над собой, душа, и не ограничивай свой подвижнический труд только временем постным: и в будни, и в праздники, и постом, и вне поста – всегда должна ты видеть, душа, перед собой эту цель, всегда должна к ней стремиться, всегда деланием добродетелей готовить себя войти в эту землю и раствориться в ней, как «пшеничное зерно, которое, если, пав в землю, умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 )! Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Яко спасл еси Петра, возопивша, спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

— иг. Ф.) только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино» (Ин.17:20—21). «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» — значит, что единство человека со Христом должно быть некоторым недомыслимым образом подобным Ипостасному, сущностному единству, которое мы исповедуем во Святой Троице, поклоняемой во Едином Существе. Тем единством, которое святые отцы назвали обожением человека. Тем единством, ради которого — вся жизнь человека, весь труд его, все подвиги его духовные. Тем единством, даровать которое может человеку Сам Господь.    Об этом-то единстве, изымающем человека из течения времен, прекращающем воздействие на человека духа времени, и говорит тебе, душа, преподобный Андрей: «Повелевает тебе Бог, душа моя: перейди, преодолей текущее естество времени, как некогда преодолел Иорданские струи ковчег завета, и стань обладательницей той обещанной тебе Господом земли обетования!»    Вот земля твоя обетованная — Сам Христос, Бог твой!    Вот земля, ценнее которой нет ничего ни на этом свете, ни в жизни будущей; которая сама и есть — жизнь будущая, вечная, начинающаяся уже здесь, в этом мире, ведь первые ступеньки лестницы, ведущей в нее, стоят здесь, на земле, но вершина этой лестницы — в невидимых и духу человеческому высях, и на последней ступени «стоит», ожидая тебя, душа, Сам «Господь» (Быт.28:12—13)!    Обрети эту землю, как собственность твою, неотъемлемую от тебя!    А для этого — не прекращай трудиться над собой, душа, и не ограничивай свой подвижнический труд только временем постным: и в будни, и в праздники, и постом, и вне поста — всегда должна ты видеть, душа, перед собой эту цель, всегда должна к ней стремиться, всегда деланием добродетелей готовить себя войти в эту землю и раствориться в ней, как «пшеничное зерно, которое, если, пав в землю, умрет, то принесет много плода» (Ин.12:24)!     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Яко спасл еси Петра, возопивша, спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иер.2:4–13 . В противоположность этой памятливости заслуг Израиля, какую обнаруживал всегда Бог , пророк изображает неверность Израиля Богу. Как бы открыв в своем Боге нечто дурное, Израиль, со времен судей, обратился к другим богам, забывая, как Господь провел его страшной пустыней в прекрасную Палестину. Вожди народа не только не заботились об его исправлении, а еще больше сбивали его с толку. Через это Израиль показал себя по отношению к Иегове более неблагодарным, чем язычники, которые не изменяют даже своим ничтожным богам. Иер.2:4 .  Выслушайте слово Го­с­по­дне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! Пророк обращается здесь ко всему Израилю. «Дом Иаковлев» – «роды дома Израилева» – это синонимические выражения для обозначения Израильского народа вообще (ср. Иез 20.5 ). Иер.2:5 .  Так говорит Го­с­по­дь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и по­шли за суетою, и осуетились, «Какую неправду» – точнее с евр.: в каком отношении ваши отцы нашли Меня лживым? – «Пошли за суетою», т. е. предались идолослужению. Идолы называются суетными, потому что они бессильны, мертвы, в противоположность Иегове, т. е. истинно Сущему. – «Осуетились». Начавши поклоняться идолам, израильтяне сами стали людьми пустыми и ничтожными, жили несбыточными надеждами. – Вопрос, начинающийся в этом стихе, кончается в стихе 6-м. Иер.2:6 .  и не сказали: «где Го­с­по­дь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле те­ни смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?» Израильтяне не искали Иеговы, поселившись в земле обетованной, не показывали по отношению к Нему ни любви, ни благодарности и забыли, что только благодаря Ему Одному они прошли благополучно по страшной аравийской пустыне, отделявшей Египет от Палестины. – «Земля пустая и необитаемая» – с евр. точнее: страна, полная степей и ям. Аравийская пустыня изредка только имеет оазисы с деревцами, источниками. В общем же она представляет собою сухую и знойную степь, в которой притом много провалов и рытвин, делающих путешествие по ней крайне трудным, – «Земля смертной тени». Так названа пустыня, конечно, метафорически. Пророк этим указывает, что путник, очутившийся в пустыне, впадал в ужас, какой обыкновенно человек чувствует пред лицом надвигающейся смерти. – «Никто не ходил» – выражение гиперболическое, указывающее на трудность путешествия по этой пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда израильтяне пришли на границу земли Ханаанской (в Кадес-Варни), то стали просить Моисея послать людей высмотреть ее. Бог повелел Моисею послать для этого главных людей, по одному из каждого колена. Посланные 12 мужей 232 обошли землю Ханаанскую и чрез сорок дней возвратились в стан; принесли с собою виноградную ветвь с одною кистью ягод, которую несли на шесте двое, гранатовых яблок и смокв и рассказывали: «В земле той подлинно течет молоко и мед 233 ; но народ в ней силен, так велик ростом, что мы казались пред ними саранчой 234 , и живет он в городах укрепленных. Не можем мы идти против народа этого». Израильтяне, выслушав их, подняли вопль и плач, стали роптать на Моисея и Аарона и даже на Самого Господа и начали сговариваться поставить себе другого начальника и возвратиться в Египет. Моисей и Аарон пали на лица свои пред всем собранием израильтян 235 , а двое из осматривавших землю, Иисус Навин и Халев, стали говорить народу: «Земля, которую мы проходили, очень, очень хороша; Господь поможет нам овладеть ею». Народ хотел побить их камнями. Но вдруг слава Господня явилась в скинии пред всем народом, и Бог сказал Моисею: «Доколе этот народ не будет верить Мне? Я истреблю его язвою, а от тебя произведу новый народ многочисленнее и сильнее». Моисей стал молиться Господу, чтобы Он простил народ, и Господь сказал: «Я прощаю их по молитве твоей. Но скажи им: по числу сорока дней, в которые вы осматривали обещанную вам землю, вы будете кочевать в пустыне сорок лет. Все из вас, имеющие двадцать и более лет, умрут в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева. Войдут в обетованную землю только дети ваши». И велел Господь израильтянам возвратиться и идти к Красному морю. Люди, которые обозревали землю и возмутили народ, поражены были от Господа смертью. Израильтяне, выслушав определение Божие о сороколетнем их странствовании, сильно опечалились. На другой день, вопреки определению Божию, несмотря на запрещение Моисея, они пошли на вершину горы, за которой лежала земля Ханаанская, чтобы вторгнуться в нее, но были разбиты и прогнаны хананеянами ( Чис. 13; 14 ; Втор. 1:19–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Кто даст главе моей воду и очесем моим источники слез и плачуся день и нощь о побиенных дщери людей моих ( Иер. 9, 1 ). Семь лет страданий Иова. Семь лет безпросветного мрака, ужаса и скорби. Семь лет глада и мора, огня, меча и междоусобныя брани. Семь лет опустошения цветущей земли, расхищения ея векового наследия, разрушения ея величия, мощи, красоты. Семь лет тягчайшого рабства, насилия, убийства, пыток, крови и слез. Семь летъ – духовного и телесного избиения младенцев, растления чистой и нежной юной души. Семь лет вавилонского пленения Церкви, лютых гонений на верующих, вопиющого кощунства, святотатства и богохульства, от которых ужасается небо и трепещет земля. Семь лет изгнания для многих сынов России, скитающихся на чужбине, гонимых, скорбящих, озлобленных и умирающих вдали от земли обетованной. Семь лет проповеди лжи и обмана, отравляющей миллионы людей. Семь лет убийства великого народа, истаевающого под гнетом неописуемой тирании. Семь лет царствования красного дракона, смущающого землю и возстающого против всех божеских и человеческих законов. Выслушайте это старцы и внимайте все жители земли, было ли это в дни ваши или во дни отцов ваших? Передайте об этом детям вашим, а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети – следующему роду. ( Иоил. 1, 2–3 ). О, если бы были записаны слова мои! если бы начертаны были они в книге. Резцом железным с оловом на вечное время на камне вырезаны были ( Иов. 19, 23–24 ). Внимай, небо, я буду говорить; и слушай земля слова уст моих ( Втор. 32, 1 ). « Когда я чаял добра, – пришло зло; когда ожидал света, – пришла тьма» (30, 26). Еще днем закатилось солнце (мое) ( Иер. 15, 9 ). Ужасы устремились на меня, как ветер, развеялось величие мое, и счастие мое унеслось, как облако ( Иов. 30, 15 ). Упал венец с головы нашей (Пл. 5, 16) и стало что с народом, то и с священником; что с слугою, то и с господином; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем ( Ис. 24, 2 ). Идет горе на горе и (скорбная) весть за вестью ( Иез. 7, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Наконец, ветер имеет еще и такую силу, что иногда сотрясает и землю, если зайдет в расселины и подземные пещеры. Если он не находит места, чтобы выйти оттуда вон, то ходит по пещерам с большой силой и от этих стремлений происходит сотрясение земли. Смотри же на себя, всякий человек: не земля ли ты? Ибо так сказал Бог Адаму: «Ты земля и в землю возвратишься» ( Быт. 3:19 ) 14 . Когда Дух Святой приходит в человеческое сердце подобно ветру, врывающемуся в пещеру земную, и потрясает ту землю, то есть человека, то наставляет его к покаянию, сердечному сокрушению и ко всякому благочестию. Об этом и псаломник молился Богу, говоря: «дух правый обнови во внутренности моей» ( Пс. 50:12 ) (1). В огненных языках Дух Святой сошел для того, чтобы дать апостолам огненную речь, поскольку слово Божие называется огнем, как пишется в Апокалипсисе об Энохе и Илии: «огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их» ( Откр. 11:5 ). И когда Василий Великий проповедовал слово Божие, тогда святой Ефрем видел огонь, исходящий из уст святого Василия. Такими-то огненными словами и попаляется греховное терние. Называется огнем еще и любовь, ибо «Господь наш есть огнь поядающий» ( Евр. 12:29 ), а огонь этот – любовь всесовершенная, согласно словам святого Иоанна Богослова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). Сошел в огонь Дух Святой для того, чтобы утвердить святых апостолов в любви. Потому-то блаженный Павел и говорит всем нам: «живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» ( Еф. 5:2 ). В Ветхом Завете Бог часто показывался в огне: Моисею Он показался в купине огненной; Израиля ночью вывел из Египта в землю обетованную в виде столпа огненного; закон Израилю дал на горе Синайской в огне дымящемся; Даниилу Бог показался на престоле огненном. Поэтому и Дух Святой показался в виде огненных языков, ибо Он есть Тот же Бог, Который и в древности показывался в огне... И Христос с огнем придет судить живых и мертвых, ибо псаломник говорит: «огонь пред Ним возгорится и вокруг Его сильная буря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но тогда Израиль, с своей стороны, должен был бы питать сыновнюю преданность к Господу. А между тем Израиль ведет себя по отношению к Господу, как жена неверная своему мужу. Итак справедливо ли возвращать Израилю землю, право владения которою основывается на его неизменной преданности Господу? Ответ на этот вопрос дается в следующих стихах. " Азъ же рхъ: да будетъ Гди, ко положу т въ чада«... Слова: «да будет Господи!» в устах Самого Господа неожиданны. Они явились вследствие того, что евр. слово (как) принято за сокращенное начертание слов =«да будет Господи, яко». – « Бга Вседержител зыковъ»: этот слав.-греч. перевод основан, повидимому, на отожествлении еврейского выражения с словом , обыкновенно прилагаемым к имени «Иегова» и у 70-ти толковников обыкновенно переводимым словом παντορτωρ «вседержитель» ( Иер. 5:14, 15:16 ). Русский перевод согласен с переводом блаж. Иеронима, которому следовало Острожское издание слав. перевода: «достояниа пресветла воинством языческим». По этому переводу, земля обетованная называется таким владением, которое с радостию назвал бы своим какой угодно народ. Другими словами, выражение: прекраснейшее наследие множества народов, по своему значению, сходно с выражением: вожделенная земля. Иер. 3:21 21. Гласъ из стенъ слышанъ бысть плача и сновъ ко беззаконноваша в птехъ своихъ, забыша Гда Бга Стаго своего. 21. Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа, Бога своего. 21 . Упоминаемые здесь «высоты» суть теже, о которых говорилось в стихе Иер. 3:2 , как о местах, где Израиль служил идолам. Теперь на этих самых холмах раздается голос, жалобный плач сынов Израиля. Они плачут о том, что извратили путь свой, т. е. поступали неправо, беззаконно, забыли Господа Бога своего. Неправое, беззаконное поведение заключает в себе или предполагает собою забвение Господа, Его воли, Его закона. Итак голос, раздающийся на высотах, есть голос раскаяния Израиля, признания им своей вины пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010