Внизу раскинуты были палатки Израиля, приготовлявшегося к дальнейшему походу, а дальше против них явно виднелся в своей роще пальмовых дерев красивый Иерихон, сильный ключ к земле обетованной. К востоку волнообразно шли холмы, уходившие в бесконечную даль Аравийских степей. На юго-западе, в мрачной котловине, сверкало Мертвое море, а к северу голубой лентой извивался Иордан. За рекой вздымались вершины двух соседних гор: Гевала и Гаризима; дальше расстилалась равнина Ездрилонская, будущее боевое поле народов; за ней в разных местах высились великанами Фавор и Ермон, а прямо на запад даже виднелись отблески великого Средиземного моря. Вот она – земля обетованная, которую всю показал ему Господь. «И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». Все путешественники свидетельствуют, что вид с этой горы несравненный по своей изумительной картинности и разнообразию. Можно представить, как очарователен он был для Моисея, представляя для него картину той именно земли, для овладения которой он привел свой народ и пережил множество всевозможных трудов и опасностей. Это была земля его мечтаний, лелеянных им в течение всей жизни. Но если такое значение эта картина имела для Моисея, то она еще более имеет значения для нас теперь, так как картина эта распространяется до колоссальных размеров, и на ней умещаются все те величайшие события, которые совершились после Моисея. Для нас с этой вершины невольно представляется, как гордый город пальмовых дерев пал пред силами Израиля; как копье Иисуса Навина постепенно водружалось, переходя с одной вершины по земле обетованной на другую. А сколько событий, неизмеримо более чудесных, чем какие когда-либо происходили в Египте или на Синае, должно было совершиться на виднеющемся с этой вершины хребте Вифлеемском, в глубоком бассейне Галилейского озера и под стенами тогдашнего Иевуса, ставшего впоследствии Иерусалимом! Некоторые толкователи полагают, что данная Моисею возможность увидать «всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину даже до самого западного моря, и полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город пальм, до Сигора» ( Втор. 34:1–3 ) – была сверхъестественная, сообщенная быть может при помощи необычайного расширения зрительной способности умирающего законодателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Глава 34 Границы земли обетования. – Назначение лиц для раздела земли по участкам. Чис.34:1 .  И сказал Го­с­по­дь Мо­исею, говоря: Чис.34:2 .  дай по­веле­ние сынам Израилевым и скажи им: когда войдете в землю Ханаанскую, то вот земля, которая достанет­ся вам в удел, земля Ханаанская с ее границами: Очерчивается гранью лишь западное Заиорданье (Ханаан); восточное Заиорданье было занято коленами Рувима, Гада и полуколеном Манассии в силу личного разрешения Моисея ( Чис 32.1 ). Чис.34:3 .  южная сторона будет у вас от пустыни Син, подле Едома, и пойдет у вас южная граница от конца Соленого моря с востока, Южной границей обетованной земли полагается пустыня Син (Цин), Идумея, поток Египетский (нынешняя водяная балка Вади-ель-Ариш), при устье которого был построен древний город Риноколура (нынешний Ель-Ариш). Чис.34:6 .  а границею западною будет у вас великое море: это будет у вас граница к западу; Западной границей полагается Средиземное море. Чис.34:7 .  к северу же будет у вас граница: от великого моря про­ведите ее к горе Ор, Чис.34:8 .  от горы Ор про­ведите к Емафу, и будут выступы границы к Цедаду; Чис.34:9 .  оттуда пойдет граница к Цифрону, и выступы ее будут к Гацар-Енану: это будет у вас граница северная; Северной границей: гора Ор (по всей вероятности одна из возвышенностей Ливана (LXX и в слав. нарицат. ορος, гора) и Емаф (горный проход и город на р. Оронте, в Келе-Сирии, между Ливаном и Антиливаном). Цедад, по мнению комментаторов, – нынешний Седад; Цифрон – нынешний Цифран. Первый расположен вблизи емафского горного прохода, второй – вблизи Дамаска. Чис.34:10 .  границу восточную про­ведите себе от Гацар-Енана к Шефаму, Чис.34:11 .  от Шефама пойдет граница к Рибле, с восточной стороны Аина, по­том пойдет граница и коснет­ся берегов моря Кин­нереф с восточной стороны; Чис.34:12 .  и пойдет граница к Иордану, и будут выступы ее к Соленому морю. Это будет земля ваша по границам ее со всех сторон. Восточной границей полагаются река Иордан и Соляное (Мертвое) море. Киннереф – Гениссаретское озеро. Чис.34:16–29 . О происшедшем разделе земли по коленам см. Нав. 13–21 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т.п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6–8). Жнёт, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф. 25, 24). «Берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял» (Лк. 19, 21). Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф. 18, 12–13; Лк. 15, 4–7). Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2, 16–17). Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра), вместо того чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14–30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей. Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3, 8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9). Змий-искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1–13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая. Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32, 1–4). Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его». Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф. 16, 3) – упрёк Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.

http://pravoslavie.ru/46483.html

И когда Авимелех говорит: «вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно», то, конечно, это дерзость! Это – не его земля, и то, что он предлагает Аврааму жить, где угодно – это дерзость. Эта земля с самого начала, когда Ной благословлял своих сыновей Сима, Хама и Иафета, родоначальников всех рас, принадлежала Симу – так уже тогда было решено. И Авраам не захватывает эту землю – это удел дома Сима. И когда евреи входили в землю обетованную – это удел дома Сима, это очень важно осознать! То есть Бог не сгоняет людей, чтобы заменить другими людьми, Он как бы ставит их на свое место. Теперь Авимелех обращается к Сарре, он хочет как-то загладить свою вину: « И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана » ( Быт. 20:16 ). Авимелех называет Авраама братом Сарры, как бы принимая сказанную ему версию. Но в этих словах звучит и ирония: мол, сами виноваты. То есть Сарра беседует с Авимелехом и продолжает с ним какой-то спор, она не соглашается с ним. Наверное, она спорила из-за статуса Авраама: то он признает, что он муж, то тут братом опять назвал… Авимелех – это сложный человек. А она все равно спорила с ним. То есть она имела свою позицию. Не сказано раньше, что она спорила – она ждала, когда муж расскажет всю ситуацию, потому что жена не имеет права ничего делать прежде мужа. А когда муж уже все рассказал, здесь она уже может вступить в этот спор 187 . Но как бы то ни было, Авраам молится за Авимелеха. И мы читаем: « И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его (то есть оказывается, и рабыни его заболели! – О. С.), и они стали рождать » ( Быт. 20:17 ). А почему не рабы, а рабыни? Ну, наверное, потому что он был «натуралом», спал с женщинами. И у него были наложницы-рабыни. А что с ними-то произошло? А истолкование такое предлагается: они не могли разродиться, те, которые были беременные, и уже время подошло. У таких царей было много жен, и у жен никак не отходили воды, они не могли разродиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской (5:11–12). Израиль переходит к оседлой жизни; поколение, родившееся и выросшее в пустыне, будет учиться труду землепашцев. Окончено беззаботное время, когда Сам Господь посылал пищу с небес до избытка. Сыны Израилевы ели манну сороклет, доколе не пришли в землю обитаемую (Исх 16:35). Теперь Израиль больше не кочевник, и вместо манны у него произведения земли. Такая перемена дает Оригену повод для рассуждения о трех видах пищи: тесте при выходе из Египта (Исх 12:34), манне (Исх 16:14–15) и произведениях земли. “Той, которой питались при выходе из земли Египетской, хватило на небольшое время. За ней следует манна. Третья пища — плод, собираемый уже в Святой земле в этих различных видах пищи можно усмотреть такой символизм: первая пища есть та, которую мы, выходя из Египта, несем с собой, та небольшая эрудиция, полученная в школе, или литературная культура, если кто-то нам ее привил, которая может быть нам некоторой помощью. Находясь в пустыне, то есть в состоянии жизни, в которой теперь пребываем, мы питаемся манной наставлений Божественного закона. Тот же, кто окажется достойным войти в землю обетованную, то есть последовать обетованиям Спасителя, будет вкушать произведения земли то, что будут достойны увидеть святые лицом к лицу, когда исчезнет загадка (ср. 1 Кор 13:12), намного более превосходно и возвышенно, потому что невидел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцечеловеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9)” 105 . Для Оригена земля обетованная, Ханаан — символ и прообраз Царствия Небесного, удела праведников, а Египет — светской жизни неверующего человека до его обращения. Между ними — земная жизнь христианина в пустыне мира сего. Подобное находим и у блаженного Августина: “И как Иисус тот был не истинным, но служил образом, так и та земля обетования была не истинной, но являлась образом истинной. Для того народа она была временной, земля же, обещанная нам, будет вечной. Во временных образах обещалось и предуказывалось вечное” 106 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

«К вам обращусь» благословением, а не так, как Иез.5.8, 13.8 и т. п. – «Будете возделываемы и засеваемы». В слав. «и возделаете и насеете», ошибочно поставлен действительный залог, может быть, потому, что в греч. второй глагол в буд. с. II, не имеющем характерной для с. з. θ : κατερρασθησεσθσε και σπαρησεσθε.. Иез.36:10 .  И по­селю на вас множе­с­т­во людей, весь дом Израилев, весь, и заселены будут города и застроены раз­валины. Кроме плодородия в садах и полях земле обещается и то украшение и милость, какою является для нее густое население. – «Весь дом Израилев, весь», Иуду и Ефрема ( Иез.20.40, 37.19 и д.). «Весь» LXX: «до конца», Вульг. опускает. – «И заселены будут города» – уцелевшие. «И застроены развалины». Слав. «пустыни оградятся» неточный перевод греч.: και η ηρημωνενη οικοδομηθη σετον – «опустошенная (страна) застроится». Иез.36:11 .  И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и раз­множаться, и заселю вас, как было в пре­жние времена ваши, и буду бла­го­творить вам больше, нежели в пре­жние времена ваши, и узнаете, что Я Го­с­по­дь. «На вас» – горах Израилевых, в Палестине. – «И буду благотворить вам больше, чем в прежние времена». Как Иову. На послепленном иудействе едва ли исполнилось. Но LXX: «и благо сотворю вам (Израилю), якоже бывшым прежде вас». Иез.36:12 .  И при­веду на вас людей, народ Мой, Израиля, и они будут владеть тобою, земля! и ты будешь наследием их и не будешь более делать их бездетными. Иез.36:13 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что говорят о вас: «ты – земля, по­еда­ю­щая людей и дела­ю­щая народ твой бездетным»: Иез.36:14 .  за то уже не будешь по­едать людей и народа твоего не будешь вперед делать бездетным, говорит Го­с­по­дь Бог. «Тобою» – неожиданная замена множественного числа («горы») единственным числом ( «земля») без зват. п. – «И не будешь более делать их бездетными» (LXX: «и не приложит, т. е. Израиль, к тому безчадни быти от них» – от гор, страны). По одним, пророк имеет в виду здесь стратегическое положение Палестины (между завоевательными монархиями: Востоком и Западом) и беззащитность, мешавшие приросту ее населения; по другим – частые голода в ней (ст. 30) или нездоровые почвенные условия ( 4Цар 2.19 ). Причина таких неблагоприятных условий жизни в Обетованной земле, по пророку, лежала не в ее природных свойствах, а в воле Божией, в намерении Божием всякими испытаниями исправить свой народ. – «Не будешь поедать людей и народа». Кроме перечисленного, могут иметься в виду и дикие звери: см. объяснение Иез.5.17 ; ср. Иез.19.3, 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Левит и в некоторых других слово суббота употреблено в смысле иудейских праздников, но во многих других местах, напр.: в 1 кн. Паралипоменон (23:30–31), 2 Паралипоменон (2:4), Числ (28:9), Неемии (9:14; 19:31, 33; 13:15–22), Иезекииля (46:1–4), ясно разумеется седьмой день недели. Точно также и ап. Павел, говоря о необязательности для христиан субботы, разумеет под субботой определенный день недели, а не субботу вообще, потому что выделяет ее из других праздников, да и по смыслу его слов видно, что иудействующие христиане упрекали Колоссян за непразднование субботы, как недельного дня. 703 Что же касается слов апостола из послания к Евреям (4:9), то, как видно из текста, в них говорится не о субботе, как недельном дне, а о субботстве –покое. Этих покоев, по апостолу, три: первый покой – это покой Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмой от всех дел своих» (ст. 4); второй покой–это «земля обетованная», обещанная всем евреям, но не всеми достигнутая вследствие их ропота и непокорства; третий покой – субботство, т. е. царство небесное,так как только там люди успокоятся от дел своих. До Иисуса Христа этого покоя не было и потому проповедь о необходимости «войти в покой оный» раздалась лишь после воскресения Христа ( Евр. 4:1–3, 7 – 11 ). 704 в) По предсказанию пр. Исайи (66:22– 23), «когда проклятие будет уничтожено и земля обновится, спасенные народы вечно будут праздновать, во славу своего Искупителя, субботу, день Его покоя и на новой земле» (Маслина 1905 г., кн. 8, стр. 125). Значит, суббота должна праздноваться, говорят адвентисты, не только во все время существовала человека на земле, но и в будущей жизни. – Прор. Исайя, действительно, предсказал: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорить Господь, так будет к семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис. 66:22–23 ). Но слова его нельзя понимать буквально, так как в будущем царстве «ночи не будет и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном; ибо Господь Бог освещает их» ( Откр. 22:5 ); следов., там не может быть и счета дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Моисей перенес стан в Асироф, и там возроптали на него домашние, брат Аарон и сестра Мариям: «неужели с одним Моисеем беседует Бог?» говорили они и услышан был ропот их; Моисей же был самый кроткий из всех человеков на земле. Сам Господь рассудил братьев и сестру и, призвав их пред двери скинии, сказал им, из столпа облачного: «если восстанет между вами Пророк, Я откроюсь ему в видении и во сне; но не таков будет он, как раб Мой Моисей, который верен Мне во всем доме Моем; не гаданием, но устами к устам беседую с ним, и он видел славу Господню; – как не устрашились вы роптать на него?» – Тогда отступило облако от скинии и обнаружился гнев Божий: Мариям внезапно сделалась белой, как снег, от проказы. В ужасе молил Аарон брата, не вменить им греха, ради неведения их, и исцелить сестру; помолился Моисей, и Господь велел отлучить Мариям только на семь дней из стана; весь народ ждал очищения её, не снимая шатров, потом опять ополчился в пустыне Фаранской. Отсель, по воле Божьей, послал Моисей соглядатаев в землю Ханаанскую, по одному из каждого колена, узнать, какова земля обетованная и люди, живущие в ней. Крепки ли города их и обильны ли плоды? Соглядатаи дошли до Хеврона и дебри виноградной, и там, отрезав одну гроздь, чрез сорок дней, возвратились в стан. Но весть, принесенная ими о исполинах, населявших крепкие города земли, кипящей медом и млеком, наполнила ужасом народ. Тщетно двое из соглядатаев, Халев и Иисус Навин, старались успокоить волнение; прочие десять вопили: «земля сия поядает живущих, и люди её исполины, пред которыми мы кажемся саранчой.» Тогда восплакался весь сонм и роптал на Моисея и Аарона: «о если бы умерли мы, в земле Египетской, или хотя в сей пустыне! Зачем вводит нас Господь в землю, где падем на брани, а жены и дети наши сделаются добычей врагов! Лучше возвратиться нам в Египет; поставим себе старейшину и возвратимся!» Моисей и Аарон пали ниц пред народом и верные соглядатаи разодрали одежды свои, взывая: «хороша земля, виденная нами! Если любит нас Господь, то введет в неё; только не отступайте от Господа и не бойтесь людей, ибо время их прошло, с нами же Господь!» Но разъяренный народ, не внимая увещаниям, хотел побить камнями вождей; тогда слава Божья явилась в облаке, над скинией, пред всеми сынами Израилевыми, и сказал Господь Моисею: «доколь будут огорчать Меня люди сии, не веруя знаменьям, которые совершил пред ними? Поражу их смертью и погублю; тебя же и дом твой сделаю народом великим, еще более многочисленным.» Смиренно ответствовал Моисей: «узнают Египтяне, как извел Ты, силой Твоей, народ сей из земли их, и не все ли живущие по вселенной слышали, что Ты Господь сему народу, видимо являешься очам его и идешь пред ним, столпом облачным днем, и столпом огненным ночью? Ныне, если истребишь народ сей до последнего человека, язычники, слышавшие имя Твое, скажут: «Бог погубил их в пустыне, ибо не мог ввести их в землю, которую клялся даровать им.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»). Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

http://pravenc.ru/text/199717.html

Отчего возникает описанная в соответствующих символах утрата связи с Богом? Для ответа на этот вопрос необходимо еще раз воспринять уже истолкованный текст как метафору. Мы говорили о невесте, как будто бы она была землей обетованной. Но земля не отступает от Бога и не наказывается Им; она – сторона пострадавшая, и бедствия народа, при которых она «отдыхает», служат ей компенсацией за нарушение заповедных субботних лет: «Когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; во все дни запустения [своего] будет она покоиться» ( Лев 26:34–35 ). Отступление всегда совершается человеком, а именно, тем, кто состоит в Завете, – Израилем, выступающим в качестве индивидуальной или коллективной личности. Следовательно, если земля в образе невесты на самом деле представляет собой Израиль и вообще всякого возможного верующего, то все отмеченные выше образы зрелости относятся к Израилю и вообще ко всякому верующему 834 . Именно с этой точки зрения становится понятно, что ночной драматический эпизод неизбежен, так как он связан по смыслу с метафорикой взросления и потому является не «провалом» в сюжете, а его необходимым структурным элементом. Понять это позволяет обращение к древней экзегезе, о которой рассказывает со слов своего современника блж. Иероним: «Когда мы читали Екклесиаста, мой иудей... поведал мне слова Бар-Акивы, которым они восхищаются: “Лучше внутренний человек, который пробуждается в нас после достижения совершеннолетия в тринадцать лет, чем внешний человек, происходящий из чрева своей матери. Истинно, внешний человек не знает, как воздерживаться от греха”...» 835 Апостол Павел описывает, по-видимому, то же самое, но с несколько иной точки зрения, в знаменитых строках послания к Римлянам: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех , взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» ( Рим 7:9–11 ). Речь идет о вхождении молодого человека в состояния бар-мицва (досл.: сын заповеди) или бат-мицва (досл.: дочь заповеди), о рубеже, после которого личность начинает отвечать за свои поступки перед Законом. Время этого жизненного события совпадает с достижением гражданской зрелости, около того возраста, когда становится возможным осуществление брака (12–14 лет). Предшествующее этому или совпадающее с этим физическое созревание традиционно ассоциируется с весной и первым плодоношением земли, что и составляет метафорический строй Песни песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010