Иисус Навин предал город заклятию. Оно означало запрет что-либо брать из него. Только серебро, золото и медные и железные сосуды были отданы в сокровищницу дома Господня. Человек по имени Ахан взял из заклятого, и это навлекло на израильтян гнев Господень. Израильтяне потерпели поражение. Иисус из Иерихона послал около трех тысяч человек овладеть городом Гай, но жители его обратили их в бегство. Иисус, разодрав одежды, пал на землю пред ковчегом Господним и лежал до вечера. Он вместе со старейшинами посыпал прахом голову. Господь сказал Иисусу, что Израиль согрешил, взяв из заклятого. Когда зло было истреблено, Господь вновь явил Израилю помощь в войне за Ханаан. Третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне, где были разбиты объединенные войска жителей Гаваона и южноханаанских царей. Когда противники Израиля побежали, Иисус воззвал к Господу и сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! (Нав 10, 12). Солнце остановилось, и луна стояла, пока израильтяне побеждали врагов. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля (Нав 10, 14). Прибавление свидетельствует о том, что событие это поражало воображение даже священного писателя, который прежде описал два других впечатляющих чуда. После победы при Гаваоне южная часть Ханаана была покорена. Для присоединения северной области понадобилась решающая битва при Меромских водах над войсками царя Асора, который объединился с другими хананейскими царями. Господь подал помощь. Израильтяне поразили всех и преследовали их. Земля была завоевана, но некоторые области оставались в руках хананеев еще долгое время. Господь повелел Иисусу Навину разделить всю землю обетованную на двенадцать уделов по числу колен Израилевых. Разделение совершалось с помощью жребия. Только колену Левия не был дан удел, так как Сам Господь был уделом для этого колена, предназначенного для служения Богу. Чтобы число уделов не было меньше двенадцати, колено Иосифа было разделено на два полуколена: Манассии и Ефрема. Это было вполне законно, потому что патриарх Иаков более чем за четыре с половиной века до этого по внушению Божественного Промысла усыновил детей Иосифа.

http://pravoslavie.ru/103713.html

Сравнение глаза твои голубицы , которым Ягве хвалит и восхищается Своею Невестою, означают, по Мидрашу, что благочестивые израильтяне в посещениях своих храма в праздники и во многих других отношениях уподобляются голубям. Дочь Сиона, высоко ценя благость Божию и милосердие, ответно славит Господа: О, ты прекрасен, Возлюбленный мой, и любезен! Говоря о Невесте, Жених уточняет: искренняя (ближняя) моя прекрасна. Говоря, что Жених (брат мой) прекрасен, Невеста ничего не уточняет, восхваляя его. Мидраш объясняет это тем, что у Ягве (Возлюбленного) кроме Израиля («ближняя») есть и иные народы («дальние»), а у Израиля (Невесты) нет иного Бога, и только Его, Ягве, одного считает достойным любви. 1:15–16 Одр наш со осенением, преклади дому нашего кедрови, доски наша кипарисныя. 1:15–16 И ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы. И ложе у нас – зелень – плодородие обетованной Святой Земли. Соглядатаи Моисея доложили ему: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее» ( Чис. 13:28 ). Виноградную кисть, которую они принесли, чтобы показать плодородие Обетованной Земли, пришлось нести вдвоем на шесте. Особое плодородие земли было дано израильскому народу и по его возвращении из вавилонского плена. Ягве говорит Своему народу: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей (одр наш со осенением Всевышнего), и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их» ( Иез. 34:26–27 ). «Я буду росою для Израиля», – говорит Ягве, – «он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» ( Ос. 14:6–7 ). Кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы – это о построении Иерусалимского храма и дворца царя Соломона, так как именно из этих деревьев они были построены. Указывается здесь и на восстановление храма иудеями по их возвращении из вавилонского плена. Храм – священное пристанище израильского народа и благодатное обиталище Ягве, поэтому и Жених, и Невеста называют дом нашим , там они вместе обитают, там ложе их, там упокоивалась душа благочестивого израильтянина в Боге своем. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это и значит сказанное: «разнствова устнами своима», то есть, сказал не без сомнения. Ибо сказано: «рече к ним Моисей: ...еда из камене сего изведу вам воду» ( Числ. 20, 10 )? За сие-то, конечно, прогневавшись Бог всяческих, не дал ему земли обетованной отцам, но повелел ему приять конец жизни, а обетование исполнил чрез Иисуса Навина. Но Правитель всяческих, хотя, по-видимому, обратил это в наказание Моисею, однако же при совершении сего имел в виду и нечто другое. Во-первых, зная неразумие Иудеев, не допустил в исполнение придти всему обетованию Моисеем, чтобы не почли его Богом; потому что обоготворившие изображение тельца, какого чествования не воздали бы бывшему служителем стольких чудес? Потому-то и гроб его соделал Бог сокровенным. Сверх же сего, что было с законодателем, тем самым угодно было Богу показать временность закона. Ибо, если законодатель не насладился обладанием обетованной земли, то легко было уразуметь из сего, что и они не долго будут пользоваться сим о них промышлением. Так, описав, что было в пустыне, Пророк обличает преступление, совершенное Иудеями в земле обетования. Пс.105:34 .   Не истребили народов, о которых сказал им Господь. «Не потребиша языки, яже рече Господь им». Пс.105:35 .   Но смешались с язычниками и научились делам их. Пс.105:36 .   Служили истуканам их, которые были для них сетью. «И смесишася во языцех, и навыкоша делом их». «И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн». Бог воспретил смешение, по причине общения в нечестии, чтобы, отъяв начало предотвратить и конец, в корне истребить плод, меньшим злом предварительно подавить худшее. Однако же они, и в этом преступив Божий закон, «не потребиша» злочестивые " языки», не избегали общения с ними, но поревновали лукавому их житию. Пс.105:37 .   И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам. «И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом». Пс.105:38 .   Проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19). В Пятикнижии Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете , к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли - поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1). В начале кн. Исход израильтяне представлены уже как большой народ, к-рый угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божиим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх 3. 7-8; 6. 2-8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ 14; 26.

http://pravenc.ru/text/199717.html

119 Грядущее не в том смысле, чтобы его еще не было, а лишь в том, что оно существовало как сокровенное семя для будущего явления. 575 семя по роду своему, л дерево, делающее плод, которого семя его в нем, по роду его; и увидел Бог, что хорошо. И был вечер, и было утро — день третий» . Третий космогонический день начинается выступленцем земного материка из среды вод морских. В историческом процессе человечества третья великая эпоха начинается призванием и переселением Авраама и дома его из Халдеи в землю обетованную: в лице патриархов богочеловеческий материк, святая богорождающая земля выступает и выделяется из бурных и темных вод язычества 120 . Этим новым выделением обеспечивается частота и святость благословенного семени жены. Хотя новый Адам должен быть вполне человеком, но вместе с тем совершенно особым, безусловно непорочным человеком; а потому и произвести Его должна особая национально-историческая почва, предосвященная, выделенная и очищенная от мерзостей язычества. — «И извела земля растения» й проч. В тот же третий исторический день (эпоха от Авраама до Моисея) — отец верующих, выделившийся из среды языков, — как твердая земля посреди неверной пучины, — произрастил из себя плодоносное дерево Израиля, его же семя — Христос — в нем. «И рек Бог: да будут светила на тверди небесной для разделения между днем и между ночью; и будут для знамений, и для сроков и для дней и годов. И будут в светильники на тверди небесной, чтобы светит на землю; и стало так. И сделал Бог два светила великих: светило большее для управления днем и светило меньшее для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и разделять между светом и между тьмою; и увидел Бог, что хорошо. И был вечер, и было утро — день четвертый», четвертый космогонический день—день установления порядка и стройного чина в мироздании, определяемого круговращением светил небесных. И в истории человечества четвертая эпоха — закона Моисеева, который вводит в жизнь земли Божией — в народ Израилев — такой же стройный чин и порядок, где все предопределено и предусмотрено; знамения и сроки, и дни, и года. — И не-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. (И рекох: доколе, Господи? И рече: Дóндеже опустеют гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, и земля останется пуста). Как лучший сын Израиля, только что изъявивший готовность послужить своему народу ради Бога, пророк поражается откровением Господа, что народ не услышит пророка и не может услышать... Глубокая скорбь слышится в словах пророка: он не желает верить, чтобы народ остался неисправим, ему желательно исправление народа. И вот он вопрошает Господа: «доколи?» разумеется, может быть, не надолго будет глух, слеп и грубо-бессердечен народ в отношении к слову, делу и даже самому наказанию от Бога? Видя любовь пророка к Себе и Своему народу, Господь не скрывает от него трудности его служения и вместе открывает ему тайну веков – народ еврейский будет богопротивным до окончательного отвержения его, доколе не настанет плен, всесветное рассеяние Израиля и совершенное запустение земли Ханаанской. По милости Божией, во исполнение обетований Божиих благочестивым патриархам, потомкам их дана была прекрасная земля Палестина, защищенная со всех сторон, удобная для всякого быта и всегда щедро плодоносная. Но народ, пользуясь благами Обетованной земли, впал в беспечность: в пределах хорошо защищенной земли народ стал самонадеянным от пресыщения и опьянения его слух отяжелел, очи смежились... и от всего этого развратилось сердце. И вот Господь пробудит спящий и до нечувствительности огрубевший народ громом иноземного оружия, пламенем пожара, голодом... Очнувшийся тогда, он увидит себя уже рабом неодолимого властелина и, прежде будучи хозяином преизобильной земли, по воле покорителя, станет жалким пленником и бедным рабом его. 12–13. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее. (И посем продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли. И еще на ней есть десятина, и паки будет в расхищение якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея: семя свято стояние его).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Богу. Авраам    Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.    Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей — язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе — в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.    Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.    После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.    Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Без сомнения, когда Давид пел это духом, он находился в земле обетованной, и не только жил в пределах Иудеи, но и был властителем многих сопредельных народов, занимавших пространство от потока египетского, находящегося в Ринокоруре, до реки Евфрат, как говорит в другом месте: на Идумéю прострý сапóг мóй: мне иноплемéнницы покоришася ( Пс. 59:10 ). Каким же образом он надеялся получить то, чем уже владел по праву завоевания? Может быть, для того, чтобы не оставить сомнения читающим иудеям, – какая это земля, которую он желал видеть, – он объясняет это в той же самой речи, говоря: верую, что увижу благость Господа на земле живых. Итак земля иудейская, которая была в его владении, не есть земля живых, т.е. Авраама, Исаака и Иакова, о которых Господь при вопросе о воскресении говорит: Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф. 22:32 ). О земле же и стране мертвых Иезекииль говорит: душа согрешающая, та умрет ( Иез. 18:4 ), и еще: ни мертвые восхвалят Господа, но мы [живые] ( Пс. 113:25–26 ), которые и при воскресении встретят Господа Спасителя, по словам апостола: сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших ( 1Сол. 4:15 ), о которых и Иеремия говорит: отступающие от Меня будут написаны на прахе ( Иер. 17:13 ). То, что обещает Давид словами: верую, что увижу благость Господа, ясно возводит нас к духовному созерцанию. Ибо каких других благ искал, или в чем нуждался царь, который был столь богат, что сын его Соломон (богаче которого не было никого в мире) был бы доволен частью оставленного им богатства? Но в земле живых он искал тех благ, которых око не видело и ухо не слышало и которые на сердце человеку не пришли, – благ, которые уготовал Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). А сказанное в Евангелии: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5:5 ), в буквальном смысле, кажется, содержит внутреннее противоречие. Ибо наследование земли свойственно не кротким и смиренным, которые часто по своей кротости теряют и оставленное родителями, но мужам храбрым и смелым, наиболее способным к войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Блж. Иероним отказывается здесь истолковывать греческий текст по его запутанности. востани и пойд, к н сей покой: нечистоты ради, 10. Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя; за нечистоту она будет разорена и притом жестоким разорением. Стих 10 снова читается различно; его вторая половина отнесена греками к 11-му. Здесь пророк решительно предсказывает переселение, причем, по примеру других священно-провидцев, представляет дело как бы совершившимся и выпроваживает жителей вон. «Место покоя» имеет особенное значение в сознании евреев; слова Апостола о том, что для них еще не настало истинное субботство, указывают на то ( Евр. 3:17–4:14 ), что под этим словом и праздником иудеи разумели идеальную самоудовлетворенную жизнь. Апостол, как и Михей, объясняет, что она заключается не в обетованной земле, не в праздновании седьмого дня, а в исполнении слова Божия. Именно по Втор. 12:9 этим же словом означается обетованная земля (минуха), т. е. земля покоя (ср. Нав. 1:13 и Пс. 94:11 ). Народ Мой стал врагом, а земля покоя перестала быть ею. Подобное противопоставление у Осии ( Ос. 1 ) «ло амми» – «не Мой народ». Дальнейшие слова этого стиха в русском переводе относятся к земле, а в славянском – к людям, и потому глагол стоит во 2 лице мн. числа. Вообще в этом отрывке идет противопоставление терминов уже не географических, а философских – Бог , народ, покой; указывается, что как там, так и здесь содержание этих священных понятий совершенно исчезло из народного сознания. прогнастес ни кимже гоними: духъ постави лжу, искапа въ и и будетъ, капли сихъ, 11. Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедовать тебе о вине и сикере», то он и был бы угодным проповедником для этого народа. Стих 11 различно читается почти всеми древними переводчиками и толкователями, да и немногими, одинаково читающими, изъясняется различно. «Если ветреник выдумал ложь и сказал…» Славянское: «Прогнастеся никимже гоними: дух постави лжу…» Первые три слова этого стиха славянские соединили с последними предыдущего, который кончается разорением великим; последнее слово Семьдесят толковников вместо глагола «марац» производили в искажении от глагола «халац» – «удалять» и читали прогнастеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В сухое время года, то есть летом, коорое продолжается от апреля до октября, небо делается совершенно безоблачными не выпадает ни одной капли дождя на землю. В это время для растительности Господь дает воды через богатые росы, образующиеся по ночам, которые с достаточностью замещают обилие дождя, а северо-западный ветер, в течении всего лета дующий с моря, значительно смягчает дневной зной. Кроме обычного ветра с моря изредка свирепствует палящий восточный ветер (кадим), который вгоняет едкую пыль во все поры одежды и тела. Но и этот ветер не имеет той гобиельности, которой отличаеется африканский ветер самум. В этой земле совершенно нет никаких гнилостных болот. Болезни редки и те, которые приключаются, большею частью заносного характера. В настоящее время Палестина видится паломнику местами пустынною и бесплодной. Но не такой была она в древности. В те времена, когда народ Израиля вступил в Землю Обетованную, она представляла собой как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружавших страну пустынь. Земля эта отличается изумительным плодородием, которое давало ей полное право называться страной “где течет молоко и мед” ( Исх. 3, 8 ). Потому Господь через пророка говорит: “Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель” (Иезек. 20, 6). По описанию Моисея Господь привел Израиля “в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь” ( Втор. 8, 7–9 ). Самыми плодородными землями Палестины следует считать Галилею. К югу плодородие постепенно падает, по мере того, как долины сменяются сплошными известковыми холмами. Но и здесь земля изобилует хорошими пастбищами для стад. И только к югу от Хеврона местность имеет совершенно пустынный вид, и только по местам видны оазисы, орошаемые ключевой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010