Старообрядцы стали голословно укорять церковь , говоря: погубила! погубила! Я ответил: Голословное укорение не доказательство; вы покажите вину церкви, – скажите, чем она погубила православие. Никакой вины за церковью они не показали, ибо и не могли показать. Между тем времени прошло уже много, и я предложил перейти к беседе о старообрядческой церкви и иерархии. Прежде всего я прочитал из Евангелия о посольстве Апостолов и о даровании им Св. Духа: Рече же им Иисус паки: мир вам. Якоже посла мя Отец, и Аз посылаю вы. И се рек, дуну и глагола им: примите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (Ин. зач. 65). Потом из второго послания к Тимофею о даровании Св. Духа в таинстве хиротонии чрез возложение рук: еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (зач. 290). Потом я вычитал из Великого и Малого Катехизисов о том, что в таинствах под видимыми знаками преподается невидимая благодать Божья. Катехизис Великий глава 72: « Вопрос: Скажи ми, что суть сей святой тайны? Ответ: Тайны суть знамения верху являемая, подлежащая чувством нашим, благодати Божьей исполненная, от Господа Бога законоположенные, яже оправдание и освящение наше не точию знаменуют, но и творят е и совершают. Якоже святой Иоанн Златоуст в Матфее, беседа 83, глаголет к народу: яко Господь Бог глубиною мудрости своей человеку видимым телесем облеченному под видимыми и телесными знамений, невидимые дары свои дает. Ибо аще бы точию едину имел человек душу без телесе, яцыи же суть ангели, то убо без своих вещественных и чувственных и видимых знамений взимал бы дары Божьи. Но понеже телесем обложен есть человек, сего ради кроме видимых и чувственных знамений благодать Божью не может приять. (Ниже:) Вопрос: Скажи ми, что есть святая тайна? Ответ: Тайна есть невидимой благодати Божьей ввдимое знамение, во освящение наше от Бога нам преданная. Ино бо в тайне видим, и ино приемлем. Знамение убо верху являемое видим, сокровенную же духовную благодать, яже нарицается вещию, или концом тайны, сию приемлем» (л. 353 и обор. и 355).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И Евангелие, которое читается на Литургии в эту Неделю (зач. 65), внушает нам, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20, 29 ). Блаженны те, кто при руководстве святых отцов Православной Церкви познают Слово Божие, со смирением приближаются, «осязают Его, испытуя» Его Божественные истины, чтобы умудряться во спасение, опытно утверждаться в вере и вместе с апостолом Фомой восклицать: «Господь мой и Бог мой!» ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ) Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона. Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы. Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение «Блажен муж», кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей). В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых»; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

По окончании 9-го часа священник, став перед Престолом с кадилом в руке, «знаменует (им) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следует начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах...». Вход с Евангелием. «Премудрость, прости». «Свете тихий...». «Вонмем. Мир всем». Далее: «Премудрость, вонмем», и произносится великий прокимен, гл. 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» 215 . После прокимна – диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» и прочее. Священник в царских вратах, лицом к народу 216 , читает Евангелие от Ин., зач. 65 – о явлении Господа Апостолам вечером в день Воскресения. После Евангелия – сугубая ектения, «Сподоби, Господи...», просительная ектения, стихиры на стиховне со стихирами Пасхи. Далее диакон: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник (с Крестом) творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...». Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила 6-го Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе. Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом. Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же, как и в первый день 217 . Крестный ход бывает после литургии, начиная с понедельника. К пасхальному канону, в конце каждой песни, присоединяются Богородичны (преп. Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Каждение священник совершает с трисвечником и Крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Когда речь была о исповеди, я разъяснил, почему приемлющий исповедь называется отцом духовным, или духовником, – говорил, что он принял власть от Христа Духом Святым разрешать грехи. Дунув на них (Апостолов) Иисус рече: приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. зач. 65). У беспоповцев, продолжал я, не имеется священства по преемству от Апостолов, и совершают исповедь не рукоположенные, не получившие власти от Христа разрешать грехи исповедающимся: посему и исповедь, совершаемая пред ними, не приносит исповедающимся никакой пользы, потому что они не получают разрешения грехов. В доказательство я прочел из Номоканона, на листе 6, из книги Кормчей от ответов Святого собора на вопросы Иоанна мниха (вопрос 14, глава 54), и из Малого Катехизиса о таинстве исповеди. 132 Тогда беспоповский наставник возразил мне: Это все, чтó вы читали, говорится о тех, которые не рукоположены и дерзают совершать исповедь; я же не из числа не рукоположенных, и потому все, приведенное вами, ко мне не относится. Я спросил наставника: почему он считает себя рукоположенным, и кто рукоположил его? Наставник ответил: Народ. Поняв, что свое избрание простолюдинами он почитает за совершение таинства рукоположения, я, в возражение ему, прочитал в Малом Катехизисе о таинстве священства. « Вопрос: Кая есть вещь или образ священства? Ответ: Вещь есть возложение рук епископских на главе приемлющего священство, совершение же учиненная тому молитва , юже епископ единою с возложением рук над главою освящающегося глаголет, еже есть: Божественная благодать, и прочая». Прочитавши это, я сказал: из прочитанного видно, что в таинстве хиротонии вещь есть возложение рук, а форма таинства, или совершение – учиненная на то молитва: Божественная благодать. В вашем рукоположении было ли возложение рук епископа, и читалась ли молитва: Божественная благодать ? Вместо ответа, наставник спросил меня: А без возложения рук и без этой молитвы неужели нельзя совершаться рукоположению во священника? Я ответил: Эта молитва есть совершение священства и такое же имеет значение, как в крещении слова: крещается раб Божий, и проч. Как невозможно совершаться крещению без слов: крещается раб Божий имя-рек во имя Отца и Сына и Святого Духа, и без воды, так же невозможно совершиться и рукоположению без молитвы: Божественная благодать, и без возложения рук епископских. Наставник сказал: А почему же в старопечатных книгах показано, что рукоположение совершалось и без возложения рук епископа и без чтения сей молитвы? И если прежде рукоположение без всего этого могло совершаться, то почему не может совершаться ныне у нас? Я ответил: Нигде в старопечатных книгах не писано, чтобы без епископа и без молитвы: Божественная благодать, совершалась хиротония. Наставник сказал: Есть писано в старопечатных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Двенадцати лет преподобный Макарий Унженский покинул дом и ушел в Печерский монастырь. Родители искали его повсюду и плакали неутешно. Через три года случайно от инока узнали они о месте пребывания сына. Отец его пришел в монастырь и со слезами просил настоятеля показать ему сына. Но Макарий ответил: «Отец мой – Господь Бог . Невозможно нам видеться здесь, на земле, ибо Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 )». Отец плакал и говорил: «Сын мой, я плачу от радости о Твоей вере, но покажись мне и утешь меня». Но юный инок остался тверд, тогда отец сказал: «Сын мой, спасай душу твою и молись о нас Господу, да и мы твоими молитвами будем спасены» (85,347). ВТОРНИК. Ин. Зач. ЗЗ. (8,51–59) ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах (33,179). Заповеди Божий есть Жизнь Вечная (31,186). Как по телу несовершенен тот, у кого недостает какого-либо необходимого члена, но в том самом и несовершенен, чего недостает ему; так нерадящий и о единой заповеди чрез неисполнение бывает уже несовершенен по причине сего недостатка (1,256). Каждый из нас может исполнять трудное в заповедях, когда жизнь свою, как пред зрителями, открывает пред Богом всяческих (1,339). Вступивший в послушание Евангелию должен прежде всего очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы чрез это соделаться благоприятным Богу в делах Святыни (3,308). Заповеди Божий надобно так исполнять, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действования, тот хотя, по-видимому, исполняет заповедь, однако же не имеет похвалы от Бога… Заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям и не по другой какой страсти, но иметь во всем целью угодить Богу и прославить Бога (3,325). Показывающий тщательность в менее важном не должен презирать важнейшее, но, исполняя преимущественно важнейшие заповеди, обязан он успевать и в менее важном (3,351)… Заповеди Божий не иное что имеют в виду, как спасение послушного им (5,65)… Во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения заповеди не оказаться нарушителями другой (5,104)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо они не одного Воскресения, но и Вознесения Господня и всей Божественной жизни Его будут сопричастниками… Как за смертью души, то есть за преступлением и грехом, последовала смерть тела, а с нею и в землю отъитие и превращение в персть, за телесною же смертью опять смерть души вторая – осуждение ее во ад, так и за воскресением души, которое есть возвращение ее к Богу через исполнение Божественных заповедей, воскресение тела последует, когда оно опять соединится с душою; за воскресением же сим последует истинное бессмертие и совечнствование с Богом достойных того, соделавшихся духовными из плотских и ставшими, подобно Ангелам Божиим, жить на Небе способными (65,280). Воскресению Христову верят многие, но мало таких, которые бы чисто зрели его. Те же, которые не зрят так Воскресения Христова, не могут поклоняться Иисусу Христу яко Господу (57,346). Тот преимущественно верует, что Христос воскрес, кто смело идет на опасности, кто имеет общение в Его страданиях, так как имеет общение с Воскресшим и Живущим (42,319). НЕДЕЛЯ 6-я ВЕЛИКОГО ПОСТА, ВАИЙ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ) Ин. Зач. 41. (12,1–18) О ПОДРАЖАНИИ ГОСПОДУ В СМИРЕНИИ. ОБ УПОДОБЛЕНИИ БОГУ Блажен человек, который пред очами имеет Небесного Владыку и Его страдания, который распял себя самого для всех страстей и для всего земного и стал подражателем своего Владыки (в смирении) (24,222). Кто желает быть подобным Богу, пусть будет по силе человеческой кротким и смиренным… (43,390). Смирение нельзя приобрести без наготы (т. е. без отвержения мира, всех богатств и ненужных вещей, без нестяжательности). Без него никак невозможно приобрести ни готовности к повиновению, ни силы терпения, ни спокойствия кротости, ни совершенства любви, без которых сердце наше вовсе не может быть жилищем Святого Духа (50,162). Если все имена, усвояемые Божественному естеству, превышают меру человеческого естества, то всего приличнее для нас уподобляться Божеству в возможном и сообразном с нашею природою. Что же это такое? Смиренномудрие (49,355).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Диакон: Вонмем. Иерей: Мир всем. Хор: И духови твоему. Прокимен великий: Диакон: Премудрость вонмем. Прокимен великий, глас 7-й: Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог творяй чудеса. Хор: Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог творяй чудеса. Диакон: Сказал еси в людех силу Твою. Хор: Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог творяй чудеса. (На каждый стих) Стих 2. И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Стих 3. Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Диакон: Кто Бог велий, яко Бог наш?/ Хор: Ты еси Бог творяй чудеса. Диакон: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелиа, Господа Бога молим. Хор: Господи, помилуй. (Трижды) Иерей: От Иоанна святаго Евангелия чтение . Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Вонмем. (Ин., зач. 65) Иерей: Сущу позде в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани, страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам. И сие рек, показа им руце и нозе, и ребра Своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа. Рече же им Иисус паки: мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Фома же, един от обоюнадесяте, глаголемый Близнец, не бе ту с ними, егда прииде Иисус. Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Ектения сугубая: Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй. (Трижды, на каждое прошение) Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле , и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: преосвященнейшем епископе имярек) , и всей во Христе братии нашей.

http://foma.ru/posledovanie-pashalnogo-b...

Но все восстали на него и назвали его безумным за то, что стал защищать троеперстие. Немало говорили потом о сводных браках, заключаемых без присутствия священников и без священнического венчания. Большинство старообрядцев признавали, что эти браки незаконные; а Фетисов Мина Васильевич обратился к собранию и сказал: «Не могите, братия, уклоняться ни в какую сторону, а как наши отцы и дедушки жили и в чём померли, этого и нам надо держаться: они не глупее нас были!». Я заметил на это Фетисову: «Правду вы сказали, что старики наши хорошо жили и померли; но в их жизни одно нехорошо было: не имели они духовных пастырей, которые могли бы их разрешать от грехов, по слову Господа: „имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся“ (Ин., зач.65). И выходит, что наши старики отошли от света сего, не получив отпущения грехов своих. Не хорошо было ещё то у наших стариков, что они жили и умерли не сподобляясь причастия тела и крови Христовой, и потому без надежды на получение жизни вечной, ибо сам Господь сказал: „Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день“». Фетисов сказал: «Будь христианином, и так спасение получишь!». Я заметил ему: «Нет, в книге „Златоустник“ вот что сказано: „Аще же кто и чисте живя и в покаянии, а не приемлет Таин Христовых, не может спастися. Господь рече: ядый Мою плоть, и пияй мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем“» (л.134). Присутствовавшие подтвердили, что я говорю верно. Фетисову это не понравилось, и он, ни с кем не простившись, ушёл домой. Этим и кончилось собрание. II. Мои беседы с Чернышёвым: первая о том, что без епископов и без Таинств Церковь Христова быть не может. – Вторая беседа о приятии бегствующих от Великороссийской Церкви священников. – Третья беседа о кресте четвероконечном. Возвращаясь с описанного общего собрания старообрядцев, многие из нас дорогой прямо выражали сожаление о слепоте своих вожаков; а я убедился после этого ещё более в совершенной неправоте раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moe-obra...

Овца ( Ис. 53, 7 ), как заколение. Агнец ( 1Пет. 1, 19 ), как совершенный. Архиерей ( Евр. 4, 14 ), как дарующий нам доступ. Мелхиседек ( Евр. 7, 1 ), как рожденный без матери по естеству высшему нашего, и без отца – по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: «Род же Его кто исповест?» ( Ис. 53, 8 ), как Царь Салима, т. е. мира, как Царь правды, и как Приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил. Имеешь пред собою наименования Сына. Шествуй по оным, и если они высоки, то шествуй божественно, а если телесны, то – подобострастно, лучше же сказать, совершенно божественно, чтобы и тебе стать богом, восшедшим от земли чрез Снисшедшего ради нас свыше. А паче всего и прежде всего наблюдай сказанное и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. Иисус Христос вчера и днесь телесно той же духовно и во веки ( Евр. 13, 8 ) веков. Аминь (10,98). НЕДЕЛЯ 2-я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ Ин. Зач. 65. (20,19–31) О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры (3,313). Слабые в вере и грешники в полном смысле есть рабы (30,114). Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли (22,139). Основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу (30,330). Вера есть щит, который, отражая раскаленные стрелы похоти, умерщвляет ее страхом будущего Суда и верованием Царству Небесному (50,284). Вера есть матерь всякого доброго дела, и ею человек достигает исполнения на себе обетовании Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа… (23,184). Когда око веры, как свет, сияет в сердце у человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам Святое и Пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения… во оставление грехов (24,384). Вера есть дерево, на котором почивают Божественные дары (29,108).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   И Евангелие, которое читается на Литургии в эту Неделю (зач. 65), внушает нам, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Блаженны те, кто при руководстве святых отцов Православной Церкви познают Слово Божие, со смирением приближаются, «осязают Его, испытуя» Его Божественные истины, чтобы умудряться во спасение, опытно утверждаться в вере и вместе с апостолом Фомой восклицать: «Господь мой и Бог мой!» ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)    Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона.    Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы.    Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение «Блажен муж», кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей).    В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых»; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010