Глава VII Невозможно, чтобы Виталий отвергал церковные молитвы 26 . Возможно, конечно, что среди этих двенадцати [положений] тебе удастся найти нечто, что ты сочтешь подлежащим отвержению или сомнению, и вследствие этого подвигнешь нас к еще более тщательному обсуждению. Но неужто ты запретишь Церкви молиться за неверующих, чтобы они стали верующими, за тех, кто не желают веровать, чтобы они пожелали веровать, за тех, кто отвращаются от ее закона и учения, чтобы они согласились с ее законом и учением, чтобы дал им Бог то, что обещал через пророка: сердце познающее Его и уши слышащие 71 , – это, несомненно, получили те, о которых Сам Спаситель сказал: Кто имеет уши слышать, да слышит? 72 Неужели, когда ты услышишь, как священник Божий пред Его алтарем побуждает народ молиться Богу, или сам молится во всеуслышание, чтобы Бог побудил неверующие народы прийти к его вере, ты не ответишь: «Аминь»? Разве выскажешь ты нечто противное здравости этой веры? Неужели громко объявишь или тихо пробормочешь, что ошибся в этом вопросе блаженный Киприан, учащий нас молиться за врагов христианской веры, чтобы они также обратились к ней? 73 Сам Бог делает то, что Он заповедал просить у Него 27 . Неужели, наконец, ты обвинишь апостола Павла, приносившего великие молитвы за неверующих иудеев? Он говорит о них: Добрая воля моего сердца и молитва к Богу о них во спасение 74 . И он же говорит фессалоникийцам: Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера 75 . Каким образом будет распространяться и прославляться слово Божие, если не благодаря обращению к вере тех, кому оно проповедуется, поскольку уже уверовавшим он говорит: Как и у вас! Достоверно знает он, что это совершается Тем, Кому побуждает молиться, чтобы Он это сделал, как и о том, чтобы ему избавиться от беспорядочных и лукавых людей, то есть от таких, кому вовсе не суждено уверовать, даже если и будут эти молиться [о них]. Из-за этого он добавил: Ибо не во всех вера, как бы желая сказать: «Ибо даже если вы будете молиться, не у всех прославится слово Божие», поскольку, разумеется, лишь тем предстоит уверовать, кто были предуставлены к вечной жизни 76 , будучи предопределены к усыновлению Ему через Иисуса Христа, и избраны в Нем прежде создания мира 77 . Однако Бог для того заставляет уверовать еще не верующих посредством молитв верующих, чтобы показать, что Он Сам делает это. Ведь нет никого столь невежественного, столь плотского, столь неразумного (tardus ingenio), [нет такого], кто не увидит, что [Сам] Бог делает то, о чем повелел просить Его в молитвах, чтобы Он это сделал. Начало веры происходит от Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Дело, наверное, в том, о каких именно запретных темах разговор, и почему эти самые темы первоначально стали -- а для кого, видимо, и остаются -- запретными? Первично следует разобраться в общих вопросах методологии и терминологии, а затем переходить на частности. Что такое, например, запрет, запретная тема. Есть запрет - заповедь Божия. Есть запрет -- табу. Есть запрет - уголовный кодекс. Есть запрет -- распоряжение священноначалия. Есть запрет -- кляп в рот. А есть запрет -- обмотанный в тряпку камень в чьей-то руке. Рецензент, напоминающий о «долголетии» в связи с запретными темами, берёт на себя ответственность разъяснить читателю, в каком же именно смысле слова «запрет» следует понимать его «простое напоминание» о том, «что есть темы и действия, которые должны (!) оставаться запретными без всяких кавычек.» И почему в понимании рецензента в связи с этими темами встает разговор именно о хамстве, о -- будто бы -- непочтении к родителям, о выбрасывании трупа отца на свалку. Ведь если это действительно «труп,» тогда ему, действительно, и место на свалке? Почему Власова следует понимать именно как «коллаборациониста,» а не как человека трагического, пожертвовавшего добрым именем, но и обманутого, предпринявшего заведомо обреченную попытку встать на защиту Отечества и народа от советского тоталитаризма qua тоталитаризма, который в конечном итоге выявил свой истинный облик, и рухнул в небытие, как, впрочем, рухнул в небытие и тоталитаризм германский? Ведь кто себе кого называет отцом, не так ли? И наверное же, как раз эту тему отцовства, отцовского наследия и достояния (кто же мы, и кто наши отцы), и не только в церковной, но и в отечественной истории вообще, не следует прикрывать ни явными, ни тем более туманными, запретами? Наоборот, в данном контексте вспомнить бы нам разговор апостола Павла со своими же соотечественниками: «Не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят» (Деяния 28, 17-22). Как хорошо, что апостолу тогда никто «просто не напомнил» ни о хамстве, ни о «долголетии» в связи с «запретными без всяких кавычек темами.»

http://bogoslov.ru/article/412413

Дело не в том, чтобы получить просимую милость, но в том, чтобы она сопровождалась душеспасительными последствиями, чтобы мы не злоупотребили тем благом, которого испрашиваем у Пресвятой Богородицы. Она, как озаренная светом духовного прозрения, лучше нас ведает, что кому служит на пользу и что нет, и потому одним дает то или другое благо, другим нет. Будем, православные чтители Пресвятой Богородицы, хорошенько помнить это и по руководству церковного песнопения из службы в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери будем просить Ее ходатайства пред Ее Сыном и Богом даровати нам вся благая и спасительная, то есть даровать нам не все, чего желаем, а все, что может служить к истинному нашему благу и спасению. Могут быть и другие препятствия к исполнению наших прошений. Мы о них не распространяемся, но находим нужным напомнить только о том, чтобы мы молили Господа Бога о милости к нам не с надеждою только на Его милосердие, но и с преданностью святой Его воле, с готовностью смиренно покориться ей, если Ему не угодно будет исполнить волю нашу. Кто чужд этой преданности, тот, если не получит просимого от Бога, находится в опасности впасть в грех ропота на Бога, уныние и даже отчаяние. Посему для спасения от сего греха, о чем бы мы ни молились, «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Аминь. Услуги за услуги Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице Якоже хощете да творити вам человеци и вы говорите им такожды ( Лк.6:31 ). Сими словами, содержащимися в сегодняшнем евангельском чтении, Господь Иисус заповедует нам приобретать любовь и расположение ближних взаимностью услуг. Если хотим, чтобы ближние хорошо поступали с нами, то и мы должны поступать с ними хорошо. Кому не желательно, чтобы ближние относились к нам с участием, чтобы не только не вредили нашей чести, собственности, жизни, благосостоянию, но еще споспешествовали вам в обладании этими благами, чтобы помогали нам в нуждах, сочувствовали в скорбях и радостях, не отказывали нам в советах и утешениях, чтобы снисходительны были к нам в наших нравственных недостатках? Если так, то и мы должны поступать с ближними так же услужливо и снисходительно, как желали бы, чтобы они поступали с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Для раскрытия и систематического освещения указанных свойств проповеди обратимся к ее первоистокам. Всем известно, что Евангельское слово, вечное и неизменное, является в то же время всенародным, универсальным, предназначенным для всего человечества. «Идите, научите все народы», — заповедал Христос Своим последователям ( Мф.28:19 ). Однако при общности, всенародности своего содержания Евангелие в высшей степени жизненно и современно, приложимо к частным явлениям личной, семейной и общественной жизни. На этих свойствах слова Божия зиждется народность и современность — требования, предъявляемые к церковной проповеди. Народность Евангельские повествования свидетельствуют, что проповедь Христа Спасителя всегда отмечалась мудрой применительностью к состоянию слушателей. Господь раскрывал Свое учение в соответствии с внутренним состоянием слушателей, их верой, духовными потребностями. Иудейский народ ждал пришествия мессии, и Спаситель начал Свою проповедь словами: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Его слушатели были ревностными исполнителями ветхозаветного закона, и Он говорит им: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет: «безумный», — подлежит геене огненной» ( Мф.5:21-22 ). Наконец, речи Спасителя всегда сообразовывались с особенностями умственного склада, национальной принадлежности Его слушателей: иначе говорил Он с книжниками — иначе с простым народом, иначе с соплеменниками — иначе с самарянкой и язычницей. Подобной применительностью к слушающим отличалась и проповедь апостолов. Всегда имея неизменным главный предмет благовестия — учение о Господе Иисусе Христе, они свою всемирную проповедь сообразовывали с религиозными верованиями, образом миропонимания и даже культурой и образованностью своих слушателей. Так ап. Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской начал с ветхозаветных свидетельств о Христе ( Деян.13:13-25 ), проповедуя же в афинском ареопаге, он возвестил язычникам о неведомом Боге, Который не требует служения рук человеческих и недалеко от каждого из них ( Деян.17:22-27 ); сообразуясь с восприемлемостью слушателей-язычников, он пользуется классическими греческими писателями: цитирует изречение критского «пророка» ( Тит.1:12 ), стих Менандра ( 1Кор.15:33 ), «мы Его и род» ( Деян.17:28 ) .

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Для того наша жизнь должна быть всецело христианской, полным осуществлением Христовых заповедей. А Он, Господь и Учитель наш сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг-другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13:13–15 ). А в другом месте Он говорил о Себе: Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ). Усвойте твёрдо этот взгляд на своё дело, на цель своей жизни! Если вы идёте на пастырский подвиг, если вы решаетесь идти за Пастыреначальником – Спасителем нашим, то имейте единую цель: вместе с Господом послужить и отдать всю жизнь свою для спасения тех, кого Господь вам вверит. Итак, пастырство это – только служение и только самопожертвование! Настойчиво предупреждаю вас об этом, чтобы вам в вашей деятельности не переживать ни разочарований, ни мучительного раздвоения совести, ни укоров от «внешних». И если только вы будете соблюдать эту заповедь апостола: не стремиться господствовать над наследием Божиим, но подавать пример стаду, только тогда вы будете достойно принадлежать к церковной иерархии. Обращаю ваше внимание на это слово, которое давно вам известно и обозначает: священную власть. Вам святая Церковь , по милости Божией, может быть, скоро предоставит власть, право пасти словесное Божие стадо. – На чём власть и право ваше будут утверждаться? На словах Господа: «дадеся ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки»... ( Мф. 28:18 ). Господь получил власть от Отца Своего и передал её священной иерархии церковной. И она этой властью пользуется до тех пор, пока исполняет заветы Господа и Учителя своего. Но если иерархия забывает о величайшей заповеди, полученной ею от Господа: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий», иначе говоря, если иерархия забывает о своих обязанностях и, уподобляясь земному начальствованию, начинает заботиться только о правах своих, то лишается и благодатной помощи свыше и власти над душами человеческими. Иерархия, как духовная власть, от Бога полученная врачевать немощных, переходить в какую-то грешную иерократию 4 , ни на чём не основанное стремление силой восполнить то, чего никакая земная сила сделать не в состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Если речь идёт о верующих православных людях, то здесь вопроса не должно и возникать. Какие же это верующие, если пренебрегают церковным таинством, отказываются принимать дар благодати Святого Духа? Но согрешают они не тем, что будто незаконно сожительствуют, а своим маловерием, леностью, пренебрежением даром Божиим, подаваемым в таинстве. Брак установлен Богом при сотворении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1, 27–28 ). Поэтому любой брак, в каком бы народе и какой бы религии он ни совершался, является законным браком, но никак не блудом. Поэтому тяжкий грех берут на себя те священнослужители, которые отлучают от причастия людей, живущих в невенчанном браке: – В блуде живёшь! Венчайся немедленно! – Батюшка, да ведь он неверующий и венчаться не будет… – Не хочет венчаться – разводись. Мнение, что невенчанный брак есть блуд – это или невежество, или же сознательное отвержение учения апостола Павла, который утверждает о невенчанных: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7, 14 ). – Способствует ли таинство Венчания созданию счастливого брака? – Только в том случае, когда супруги принимают его с верой и обещанием Богу и людям быть верными друг другу и проводить жизнь по заповедям Христовым и церковным установлениям. В таком случае супруги получают от Бога особый дар благодати, который помогает им в сохранении, прежде всего, семейного мира, а он – основа всего. В противном случае Венчание, как и любое другое таинство, остаётся пустым обрядом. Как писал святитель Иоанн Златоуст : «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин… и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха» 48 . Более того, слова апостола Павла, предупреждающие о последствиях недостойного причащения, естественно, относятся и к принятию Венчания: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11, 29–30 ). А преподобный Симеон Новый Богослов писал о крещении младенцев: «Принявшие крещение Твоё от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещёные, как осквернившие, по словам Твоим 49 , святую одежду Твою» 50 . Поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно ( Иер. 48, 10 ). Разумеется, это относится к принятию любого таинства и, конечно, Венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Если так, если женщина приносила такую огромную пользу в христианской миссии, то зачем же теперь совершенно отстранили её от того дела, которому прежде служила она? Может быть, и теперь она была бы полезна для нас, для успеха нашей миссии? Конечно, в этом не может быть никакого сомнения. И сектанты поняли это и воспользовались этим. Они предоставили женщине самые широкие права и привилегии. Они включили её в качестве непременного члена в свою миссионерскую организацию. Они всеми силами стараются ещё более развить её плодотворную деятельность. Ещё не всё. Сектанты пошли гораздо дальше. Они предоставили женщине то, чего, не нарушая слов апостола Павла, не могли предоставить ей. Апостол говорил: „жёны ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви” 343 . И в другом месте: „а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии” 344 ... Вот во исполнение этих апостольских слов, сектанты не имели никакого права предоставлять женщине полного равноправия с мужчиной в церковно-общественном служении. Но они предоставили. Не посмотрели на то, что пришлось нарушить заповедь первоверховного апостола. И чтобы хоть немного оправдать себя как в глазах своих друзей, так и своих врагов, сектанты извратили истинный смысл спорных мест Св. Писания, касающихся участья женщин в делах Церкви. Особенно много поработали в этом направлении организаторы могущественной ныне „Армии Спасения” 345 . О их казуистических приёмах и неправильном толковании 1Кор. 14:34–35 ; 1Кор. 11:4–5 ; 1Тим. 2:12–13 см. брошюру проф. Вл. Керенского: „Армия Спасения”. Казань. 1905 г., стр. 18–23. Уже одно то, что сектанты, вопреки прямому, буквальному смыслу Св. Писания, предоставили женщине полное равноправие с мужчиной в церковно-общественном служении, говорит о том, как много ждут они от женщины, какие большие, может быть отчасти оправдавшиеся надежды возлагают они на неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Заповедь любви Господь возводит к тайне Троического единства – ибо эта тайна есть любовь; «и это имя угодно Богу паче всякого другого имени», замечает св. Григорий Богослов . Заключая Свою прощальную беседу в Первосвященнической молитве, Спаситель молится о соединении и единстве верующих в Него: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, да будут и они в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино» ( Ин.17:21,23 ). Для нас, разделённых и обособленных, это соединение по образу Троицы, Единосущной и Нераздельной, возможно только во Христе, в Его любви, в единстве Его Тела, в общении Его чаши. В единстве кафолической Церкви таинственно отображается Троическое единосущие; и по образу Троического единосущия и круговращения Божественной жизни у множества верующих оказывается одна душа и одно сердце (ср. Деян.4:32 ). И это единство своё и соборность Церковь узнаёт и осуществляет прежде всего в Евхаристическом тайнодействии. Можно сказать, Церковь есть в твари образ Пресвятой Троицы – потому и связано откровение Троичности с основанием Церкви. И Евхаристическое общение есть исполнение и вершина Церковного единства. II Евхаристическое тайнодействие есть, прежде всего, общая и соборная молитва . Publica et communis oratia, говорил св. Киприан Карфагенский , – «и когда мы молимся, то молимся не за одного, но за весь народ, потому что мы, весь народ, есмы одно»... Молимся за весь народ, и молится весь народ. Это сказывается уже во внешней форме молитвословий: мы молимся... «Молитвы благодарения также суть общие», – замечает Златоуст. Их приносит тайнодействующий священнослужитель, но приносит их от всего народа, от Церкви, от собрания верных. От лица Церкви, от лица всего церковного народа приносит он святое возношение; и молится не от себя, но от народа – как от народа приносятся и предлежащие на алтаре Дары. «Ещё приносим Тебе словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим, и умоляем: ниспосли Духа Твоего Святаго на нас и на предлежащие дары сии».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

И до скончания века Святой Дух будет говорить через верно служащих христиан. Как видим из истории церкви, иногда Его голос звучал в постановлениях церковных соборов, а иногда через одиноких подвижников, отверженных неправыми соборами. «Дух дышит, где хочет», и Он не там, где большинство, а где истина, где святость жизни, беспристрастность и верность преданию Церкви. 9 И еще мы веруем во едину святую соборную и апостольскую церковь . Есть классическое определение: « церковь , это сообщество людей, объединенных православной верой, законом Божиим и священноначалием». Но, как мы уже говорили, это совершенно особенное сообщество. Апостол Павел сравнивал должное единство христиан с единством членов человеческого тела: «...Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих» ( 1Кор.12:12–16 ). Поэтому, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:26–27 ). А поскольку видимая церковь не выдержала этой полноты жизни, то христианин, видя свое несовершенство, не дерзает заявлять о своем членстве в церкви, но именно говорит: Верую... во едину святую соборную и апостольскую церковь , то есть: верую, что церковь едина, и двух церквей быть не может, как не может быть двух тел при одной главе. Верую, что она святая, и не содержит ничего нечистого и греховного. Верую, что она включает в себе и всех верных, принявших Христа, и всех, кто до пришествия Христова ожидал Его; и тех, кто еще на земле, и тех, кто уже на небе. Верую, что она может быть только там, где есть видимое Апостольское преемство. Верую, что есть люди, которые уже всецело находятся в церкви. Верую, что и для меня это и возможно, и необходимо, и поэтому стараюсь тоже войти в нее через исправление жизни по Христовым заповедям, через покаянную молитву, через участие в церковных таинствах, установленных Самим Христом и преданных нам Его Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И, наконец, если мы говорим о каких-то критериях духовности, о том, что может показать нам – и другим, – что в нас есть жизнь Божия, жизнь Святого Духа, мы можем обратиться к нескольким местам Священного Писания, в частности, кроме заповедей блаженства, о которых я уже говорил, к одному очень важному отрывку из Послания к колосянам, в третьей главе. Здесь апостол Павел говорит о дарах, характеризующих тех, кто живет Духом Святым: «Итак, облекитесь как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него и Отца» (Кол. 3:12—17). Я сказал раньше, что одно из характерных свойств подлинной, здоровой духовной жизни, это трезвость. Мы знаем из обычного русского языка, что значит трезвость по сравнению с опьянением, с нетрезвостью. Опьянеть можно различно, не только вином; все, что нас настолько увлекает, что мы уже не можем вспомнить ни Бога, ни себя, ни основные ценности жизни, есть такое опьянение. И это относится не только к вещам, стоящим вне области Божией: можно быть так же увлеченным церковными ценностями, а не только мирскими. В некотором смысле, быть увлеченным церковными ценностями более опасно, потому что такое увлечение сводит эти ценности на уровень идолов, кумиров, ложных божков, которым мы поклоняемся. Это не имеет никакого отношения к тому, что в начале я назвал вдохновением: вдохновением ученого, художника, кому Богом открыто видеть за внешней формой того, что его окружает, какую-то глубокую сущность, которую он извлекает, выделяет, выражает звуками, линиями, красками и делает доступной окружающим людям – невидящим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2717...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010