Послание к Ефесянам, глава 4 На церковнославянском языке 7 же комýждо нáсъ дадéся благодáть по дapobáhiя Христóва. 8 глагóлетъ: воз­шéдъ на высотý, и дадé 9 А éже, чтó éсть, móчiю и прéжде въ дóлнсйшыя 10 Сшéдый, тóй éсть и воз­шéдый небéсъ, да испóлнитъ 11 И тóй дáлъ éсть ýбо апóстолы, же прорóки, же же пáстыри и 12 къ cobepшéhiю въ cлyжéhiя, въ coзuдáhie Христóва, 13 дóндеже въ co­eдuhéhie и noзháhiя Бóжiя, въ мýжа совершéн­на, въ вóзраста ucnoлhéhiя Христóва: (Еф 4:7-13) На русском языке 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 9 А «восшел» чтó означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Молитва Единство веры и познания Сына Божия, о которых говорит апостол Павел, настолько важная цель для нас, что церковный устав предполагает молитву об этом каждые три часа. На 1-м, 3-м, 6-м и 9-м часе, на повечерии и на полунощнии то есть изначально в 7 утра, 9 утра, 12 и 15 часов дня, после ужина и среди ночи. Вот эта молитва: На церковнославянском языке Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-po-bogo...

А как вообще важна взаимная поддержка в Церкви, о том говорит апостол Павел так: все тело, составляемое и совокупляемое (чрез Христа) посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:16 ). Для выполнения Церковью указанного назначения, ей даны Основателем ее, во-первых, руководители, и, во-вторых, особые благодатные средства. Говоря о руководительстве церковном, Апостолам, ввиду близости окончания служения своего, приходилось говорить уже не о себе только, но и о тех, которые должны были продолжать их дело. Таковыми имели быть, по учению Апостолов, епископы и пресвитеры церковные. Хотя названия епископ и пресвитер, по неустановившейся терминологии, и заменяются иногда у Апостолов одно другим, так что и пресвитеры называются епископами ( Деян.20:17 ), тем не менее несомненно, что уже во времена Апостолов только епископы признаны были ближайшими преемниками Апостолов. Так в посланиях апостола Павла к ученикам Его Тимофею и Титу, поставленным от него Епископами, определенно уже говорится о их обязанностях в отношении к пресвитерам. Одному, именно Титу, Апостол заповедует поставить по городам пресвитеров ( Тит.1:5 ), а другому, именно Тимофею, – оказывать достойно начальствующим пресвитерам сугубую честь ( 1Тим.5:17 ). Как те, так и другие поставляются, по учению Апостолов, Духом Святым и обязываются пасти Церковь Христову. Внимайте себе и всему стаду, говорит апостол Павел пресвитерам Ефесским, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею ( Деян.20:28 ). Говоря частнее об обязанностях епископов и пресвитеров, Апостолы полагают таковые в том же, в чем полагал и Христос Спаситель, а именно: в учении ( 2Тим.2:2 ), в совершении таинств ( Еф.4:11–13 ) и в суде церковном ( 1Кор.6:1 ). Кроме епископов и пресвитеров поставлены были Апостолами еще диаконы, которые обязаны были помогать тем и другим в деле благотворения и служить им при совершении таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

А это одна из самых, видимо, больших проблем нашей православной традиции вообще — что все нецерковное автоматические приравнивается к греховному. Монашеский крен. Для монахов это возможно, и правильно, но только это люди, которые сознательно вывели себя за рамки земной жизни, и не нужно их правила распространять на всех христиан в целом. И, кроме того, нельзя христианскую жизнь сводить к одной только борьбе, аскетике и самопринуждению. Аскетика — не самоценность, а только один из инструментов в духовной жизни. И земная радость и веселье на пути к Господу может быть не менее ценным инструментом: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». (Рим.14,6). Так может быть, пусть упраздняется не «все, кроме церковного», а лучше пусть упраздняется только греховное? И вовсе не «мерзок пред Богом всяк любяй геометрию»? иерей Игорь 6 сентября 2013, 01:28 Кружки, секции и т.п. при храмах проводятся не для того, чтобы " освятить " эти занятия, а для того, чтобы: 1. вырвать человека из егшо нередко пагубного окружения; 2. показать и научить, что христианство заключается не во внешних запретах, а в жизни со Христом. И не важно борец ты, танцор или рокер, главное - живи по заповедям, " нуди Царство Небесное " . Maximus 5 сентября 2013, 20:37 2. " А потом уже всё упраздняется, кроме церковного. Перед входом в ограду церкви человек должен обнажиться от всего – чтобы приобрести Христа. В этом да уверит нас Сказавший: «Пойди, продай имение твое и приходи и следуй за Мною» (Ср.: Мф. 19: 21) и: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Ср.: Лк. 14: 26). Какая подмена! Господь призывает отвергнуться эгоизма, жизни для себя (которая в таком именно качестве утрачивает подлинный смысл и измерение). Он призывает в центр своей жизни поставить следование за Ним, а автор заявляет, что на этом основании надо отказаться от жизни вообще. И не может быть у христианина ни собственного опыта, ни убеждений, ни увлечений.

http://pravoslavie.ru/63612.html

В четвертом разделе курса рассматриваются виды пастырской проповеди по содержанию. В этом отделе отражено все многообразие церковной проповеди, обусловленное особенностями ее содержания. Каждый вид проповеди рассматривается с учетом конкретных задач, стоящих перед проповедником. В связи с этим четвертый раздел озаглавлен как «Частная методология пастырской проповеди». I. Введение в науку 1. Проповедь и ее значение в Церкви Христовой В Евангелии от Иоанна есть слова, указывающие цель спасительной проповеди Господа Иисуса Христа: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» ( Ин.18:37 ). Истоки истины сокрыты в недрах Божественной жизни. С пришествием в мир Спасителя «еже от века утаенные» тайны домостроительства Божия были явлены человечеству. В беседе с Никодимом Христос сказал: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» ( Ин.3:11 ). Сын Божий свидетельствовал миру о единой спасительной истине, которая как для всего человечества, так и для каждого человека является «путем и жизнью» ( Ин.14:6 ). Истина, принесенная на землю Сыном Божиим, не могла быть ограничена ни временем, ни местом. Уже в начале Своего общественного служения Спаситель избирает из Среды Своих последователей двенадцать, а затем семьдесят апостолов, которым дал заповедь проповедовать Евангелие всей твари ( Мф.16:15 ). Их посольство на проповедь Сын Божий ставит в непосредственную связь со Своим посланничеством от Бога Отца для спасения людей: «как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ). Благовествуя о наступлении Царства Божия, Господь Иисус Христос повелел Апостолам, а в их лице и всем пастырям Церкви Христовой, проповедывать об этой истине: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сьша и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19-20 ). Для проповедника слова Божия большое значение имеют слова «научите все народы» и «уча их соблюдать». Здесь видно указание на два неразрывно связанных вида христианской проповеди.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. Примеры: Из «практических навыков»: Домашнее задание: Беседа 3. Тема: Крещение Начало: снова необходимость выполнения домашнего задания. Крайняя нежелательность участия в третьей беседе без этого. Основная мысль: Крещение – вступление в Церковь. Крещение – это одно из Таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – умирает для жизни греховной и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16, 16 ). Итак, Крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А Таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия благодать. Как и другие таинства, Крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным Таинствам. С этим связаны некоторые права и обязанности, которые приобретает новый член Церкви. Права: участвовать в церковной жизни, молиться за себя и свою семью, принимать обряды. Обязанности: то, что вытекает и заповедей, плюс участие в содержании храма, исправлении недостатков церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/metodiches...

В этом случае мы можем сослаться например ап. Павла, когда он прибегал к праву своего римского гражданства ( Деян. 16:37–39; 21:39–40; 22:25–30 ) или требовал себе даже суда кесарева ( Деян. 25:7–12; 28:18–20,30–31 ). Такая самозащита от своеволия человеческого указана и Самим Господом в известной Его заповеди о суде собратьев! «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:15–17 ). Несомненно, что здесь устанавливается Христом для Его последователей особый нравственно-общественный суд; к этому-то суду и предлагает обращаться Спаситель в случае возникновения между верующими взаимных недоразумений. Отличительная особенность этого евангельского суда такова: с начала до конца 879 он является как бы продолжением того суда, который имеет человек над собою в своей совести (Cp. 1Кор. 11: 31 ). Это не суд внешнего принуждения, а суд, приспособленный к тому, чтобы согрешивший брат легче увидел свой грех и исправился. Согрешившему все должны помочь стать выше своей нравственной слабости. Сначала это делает сам обиженный, показывая тем самым, что считает обидчика лишь заблуждающимся, а не бесчестным. Только в том случае, когда это личное судебное разбирательство обидчика и обиженного не привело к сознанию вины и исправлению, обиженный обращается к суду свидетелей, с двумя-тремя близкими людьми. Если и в этом случае обидчик обнаружит упорство и неспособность раскаяться, наступает очередь суда церковного, т.е. общественного. Должно заметить, что и суд церковный вовсе не «чужой совести», ибо церковь есть общество людей одной и той же веры, одного и того же нравственного идеала. Для подсудимого это суд вполне свой. Когда этот суд объявит, что данная личность делается для церковного общества чуждой, «как язычник и мытарь», виновный нередко сам сознает справедливость этого приговора Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Внутренняя же миссия имеет объектом своей веропроповеднической деятельности сущих внутри ограды церковной православных чад Церкви, а равно и тех, которые от нас – из ограды церковной изыдоша, но не беша с нами, так называемых, диссидентов или отщепенцев Церкви, раскольников сектантов. Первооснованием для жизнедеятельности миссий внешней и внутренней служат следующие места Свящ. Писания. Первой заповедью Христа о миссионерском служении, преподанной Им первым миссионерам на земле Церкви Христовой – св. апостолам, является повеление: идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 10:6 )... «Что вам мнится? аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них, не оставит ли девятьдесять и девять в горах, и шед ищет заблуждшия ( Мф. 18:12–13 ). «Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его: Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак. 5:19–20 ). «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ( 1Фес. 5:14 ). «А других страхом спасайте, исторгая из огня (обличайте же со страхом), гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию» ( Иуд. 23 ). Отсюда ясно, что как по истории своего бытия, так и по важности своей миссия внутренняя должна преимуществовать пред внешней, как первая забота Матери-Церкви о своих присных, немощных чадах христианского упования, – долг матери первее всего удовлетворить нужды миссии внутренней, уврачевать и спасти наипаче погибших овец дома нового Израиля, т. е. Церкви Христовой. По удовлетворении ближайших задач и насущных нужд внутренней миссии, церковь должна осуществлять задачи внешней миссии, неся свет и радость благодати Христовой к неимущим истинного богопознания, памятуя заповедь Спасителя: «шедше в мир весь, научите вся языки, проповедите евангелие всей твари» ( Мф. 28:19 ). Эти божественные повеления Основателя Церкви Христа Спасителя и служат незыблемым основанием для бытия в церкви миссии внешней.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Вопрос 87. Какие существуют церковные заповеди 54 ? Ответ. Главных заповедей Церкви девять 55 . Во-первых, молиться Богу со смиренным и сокрушенным сердцем и тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение, о чем так нас учит Писание: «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). И еще: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). И в другом месте тот же самый Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). Вопрос 88. Какая вторая церковная заповедь? Ответ. Христианину следует ежегодно держать и соблюдать четыре определенных поста. Первый, перед временем Рождества Христова, начинающийся пятнадцатого ноября 56 . Второй, называемый Великим постом, установлен Христом, как говорит Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Третий [пост], святых Апостолов, который Церковь определяет начинать после седмицы Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что в это время святые Апостолы, выходя проповедовать Евангелие, совершали пост, что видно из Деяний: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:3). Четвертый пост – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который начинается первого августа и заканчивается на праздник Успения, пятнадцатого числа этого же месяца. Кроме того, он должен поститься по средам и пятницам, но не по субботам и воскресеньям (это запрещено 66-м правилом святых Апостолов 57 ), за исключением Великой Субботы. Церковь также назначает четырнадцатое сентября, как Воздвижение Святого Креста, когда должен соблюдаться пост, потому что в этот день мы совершаем воспоминание страданий нашего Господа, читая Евангелие, где об этом рассказано. Кроме того, двадцать девятого августа, чтобы почтить постом Усекновение главы [Иоанна] Предтечи. Кроме того, в некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную 58 и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин. Вопрос 89. Какая третья церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Все то лучшее, благодаря чему Русь называют святой, благодаря чему существуют и другие христианские народы, дает нам богослужение. В церкви мы избавляемся от гнета нашей суеты и вырываемся из тенет кризисов и войн в Божий покой. И это единственно правильное решение. Не ругательства и революции, не злоба и ненависть, а церковная молитва и добродетели могут изменить мир. «Когда разрушены основания, что сделает праведник? Господь во святом храме Своем» ( Пс.10:3-4 ), и к Нему он убегает, чтобы найти защиту. Это не трусость, а мудрость и мужество. Только глупый будет пытаться сам справиться с натиском всемирного зла, будь то террор или стихийное бедствие, революция или войны. Только Всемогущий Бог защитит Свое творение. Неслучайно храм всегда считался убежищем. Поистине храм – это небесное посольство на Земле, где мы, странники, ищущие небесного Града, получаем поддержку. «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» ( Пс.35:8-10 ). Думаю понятно, что любовь к Богу требует как можно чаще прибегать к дому Господа. Но этого же требует и вторая заповедь – любовь к ближнему. Ведь где можно обратиться к самому прекрасному в человеке – в магазине, кино, поликлинике? Конечно, нет. Только в доме нашего общего Отца мы можем встретиться с братьями. И наша совместная молитва будет скорее услышана Богом, чем молитвы гордого одиночки. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:19-20 ). Здесь мы поднимаемся из суеты и можем помолиться и о наших бедах, и обо всей Вселенной. В храме мы просим Бога исцелить болезни родных, освободить пленников, сохранить путников, спасти погибающих. В храме мы общаемся и с теми, кто ушел из этого мира, но не покинул Христову Церковь. Умершие, являясь, умоляют помолиться о них в церквах. Они говорят, что каждое поминовение для них – как день рожденья, а мы часто небрежем об этом. Где же тогда наша любовь? Представим себе их состояние. Они без тела, причаститься не могут, внешних добрых дел (например милостыни) тоже не могут делать. Ждут они от своих родных и друзей поддержки, а получают только отговорки. Это все равно, что сказать голодной матери: «уж прости. Не дам я тебе покушать. Спать больно хочется». А ведь для умерших церковная молитва – это настоящая пища (а не водка, налитая на кладбище, не нужная никому, кроме бесов и алкоголиков).

http://azbyka.ru/zachem-kazhdoe-voskrese...

Выражение ποιητα λογο буквально означает творцы слова. Такое значение и было принято в церковно-славянском переводе. Само же это понятие берет свое происхождение из древнееврейского выражения (â hattôrâ) буквальный смысл которого – исполнять закон. В этом выражении употребляется глагол â, значение которого делать. Но в выражениях, в которых действие этого глагола направлено на слово, оно обозначает исполнение этого слова, а не его высказывание: сделать обет будет означать исполнить обет, а не дать обещание. Примеры таких выражений по отношению к словам Божиим встречаются уже в Пятикнижии: «Все, что сказал Господь, сделаем (â ) и будем послушны» ( Исх. 24:7 ); «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять (â) всех заповедей сих…» ( Лев 26:14 ); «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять (â) все заповеди Его…» ( Втор. 28:15 ); «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли (â) все слова закона сего» ( Втор. 29:29 ). Но религиозный термин «делатели (ποιητα) закона», по-видимому, возник позже: «Итак соберите к себе всех исполнителей (ποιητα) закона и отмщайте за обиды народа вашего» ( 1Мак. 2:67 ). В последнем стихе рассматриваемого отрывка Иак. 1:21–25 также употребляется имя ποιητα, которое не относится к закону, слову или повелению, и поэтому в нем в большей степени проявляется его основное значение: творцы (ποιητα) дела. μ-φυτος, внедряемое (в церковно-славянском: всаждаемое), по своей этимологии означает укорененное в природе или природно-укорененное. Τ πρσωπον τς γενσεως, природное лицо, буквально означает лицо рождения, т. е. лицо, которое у человека от рождения. Однако в контексте всего послания выражение лицо рождения в предложенной Иаковом притче вызывает немедленную ассоциацию с понятием образа (нового) рождения. Здесь мы видим изображение двух способов отношения к слову Божиему, причем истинный путь объясняется, как и в Псалме, через преодоление ложного. Ложный путь характеризуется тремя глаголами, а истинный – тремя причастиями:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010