Разумеется, сказать с полной уверенностью, что позиция Аристотеля в указанных местах " Политики " вполне тождественна с позицией Ферамена в 404 году и тем более с позицией самого Ксенофонта, довольно затруднительно. Однако сходство этих пониманий политической калокагатии не может не бросаться в глаза; во всяком случае, оно весьма вероятно. В подтверждение этому можно привести текст Аристотеля из его другого сочинения, из " Афинской политии " , как раз о Ферамене и как раз с упоминанием самого термина " прекрасные и хорошие (добрые) " . Вот этот текст: " Самым лучшим из политических деятелей в Афинах после деятелей старого времени, по–видимому, являются Никий, Фукидид и Ферамен. При этом относительно Никия и Фукидида почти все согласно признают, что это были не только " прекрасные и добрые " , но и опытные в государственных делах, отечески относящиеся ко всему государству; что же касается Ферамена, то вследствие смут, наступивших в его время в государственной жизни, в оценке его существует разногласие. Но все таки люди, серьезно судящие о деле, находят, что он не только не ниспровергал, как его обвиняют, все виды государственного строя, а, наоборот, направлял всякий строй, пока в нем соблюдалась законность. Этим он показывал, что может трудиться на пользу государства при всяком устройстве, как и подобает доброму гражданину, но, если этот строй допускает противозаконие, он не потворствует ему, а готов навлечь на себя ненависть " (Athen. Pol., 28; 5 Радциг). Этот текст сразу доказывает: 1) горячие симпатии Аристотеля к Ферамену, 2) сочувствие их обоих к умеренной калокагатии, которая не есть " опытность в государственных делах " , но которая претендует на целость при всех сменах демократии и олигархии, и 3) серединно–либеральный характер калокагатийных воззрений Аристотеля и Ферамена. г) Можно привлечь для характеристики политической калокагатии еще одно место у Фукидида. Это то место " Истории " , где рассказывается, как афинское войско на Самосе впервые узнает о планах Алкивиада сблизиться с персами и о намерении произвести в связи с этим олигархический переворот в Афинах, чтобы завоевать доверие персидского царя. Против Алкивиада агитирует Фриних, бывший тогда стратегом, утверждая, что такого оборота дела не захотят афинские союзники…

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Это и есть настоящий кинизм; и ясно, какая конфигурация понятий философии Сократа приводит к такому оригинальному воззрению. Однажды, рассказывает Диоген Лаэрций (VI 32), Диогена привели в роскошно убранный дом и просили не плевать. Но Диогену стало нужно откашляться, что он и сделал, плюнувши одному человеку в лицо и мотивируя это неимением другого, более подходящего места. По мнению Диогена, нет ничего плохого в употреблении в пищу человеческого мяса; человеческое мясо ничем особенным вообще не отличается от всякой другой пищи и вещества (VI 73). Совершенно не важно, предавать ли тело погребению и как предавать (VI 52). Вовсе не важно, где и как человек совершает свои половые отправления. Тот же источник прямо свидетельствует, что Диоген совершал свои половые акты публично (VI 69), проповедовал, что женщины должны быть общими (VI 72), не признавал брака и требовал общения мужчин с любой женщиной, которая только согласится на это. Киники Кратет и Гиппархия тоже совершали половые акты публично, и об этом имеется уже целый ряд источников. Кроме Диогена Лаэрция (VI 97) об этом читаем и у Секста Эмпирика: " Кратет [имел половое общение] с Гиппархией на глазах у всех " (Pyrrh. I 153), и у Климента Александрийского (Strom. VI 121, стр. 619, St.), и в других местах. Мало того, " производя над собою противоестественное насилие на площади, он сказал: " О, если бы можно было прекратить голод такой же вот натиркой живота! " (Diog. L. VI 46). И это он делал часто (69). По мнению Диогена, это есть изобретение Гермеса, который преподал этот метод своему сыну Пану, когда тот блуждал день и ночь, не находя взаимности у нимфы Эхо. И если бы люди пользовались этим методом вместо брака, то не случилось бы массы бедствий. Троя не была бы взята и не погиб бы Приам (Dion. Chrys. VI, стр. 99 Dind.). Фразу Диогена с выражением сожаления о невозможности утолить голод простым растиранием желудка повторяет и Афинагор (Athen. IV 198). Антисфен пропагандировал половое общение с женщинами, которые считаются с мужской точки зрения самыми плохими, так как подобные женщины получают в этом случае наибольшее наслаждение (Diog. L. VI 3). " Когда тело мое почувствует потребность в наслаждении любовью, - говорит он у Ксенофонта, - я так бываю доволен тем, что есть, что женщины, к которым я обращаюсь, принимают меня с восторгом, потому что никто другой не хочет иметь с ними дела " (Xen. Conv. IV 38).

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

Подобных противников Григора, конечно, с полным правом мог упрекнуть в том, что они искажали и интерполировали некоторые места его сочинений, чтобы бросить на него тень; поэтому он просит своих друзей и учеников возможно чаще и точнее переписывать его сочинения. Среди его приверженцев, на ряду с Акиндином, обладал особенно резким пером Димитрий Кидон. Он пишет, напр., патриарху Филофею: «Так ты мне грозишь? Не хочешь ли ты собрать своих подруг, чтобы сжечь мои речи, подобно тому, как ты поступил с речами другого (Григоры), который всегда отличался добродетелью, мудростью и осуждением твоего тщеславия увеличил блеск своей жизни». Gregoras СВ praef. стр. 76. 74 Мисифра в Лаконии играла в последнем столетии Византийской империи выдающуюся роль, как столица греческого деспотата, и сделалась сборным пунктом дворян и ученых; в этом отношении ее можно сравнить с итальянскими княжескими дворами. Ср. Gregorovius Geschichte der Stadt Athen. II (1889) 280 и след. Для объяснения греческого названия города ( Μυζηθρς, Μυστρς) см. превосходную работу Г. Н. Хаджидахи, Виз. Вр. 2 (1895) 58–77. 76 Наиболее важное место, характеризующее отношение Кантакузина к Григоре, 4-я книга гл. 24 и след. (т. II, стр. 171–184 СВ). 77 История упадка и разрушения римской империи, Эдуарда Гиббона. Перев. с англ. В. Н. Невидомский изд. Солдатенкова (М. 1886), часть VII. гл. LXIII стр. 92. 82 Ср. Berger de Xivrey Memoires sur la vie et les ouyrages de Íempereur Manuel Paleoiugue (Memoires de l’instltut de Prance, Academie des inscriptions ot belles-lettres. 19, 1853, 21). 85 Стоило бы проследить несколько историю этого тацитовского положения в греческой историографии. 88 Так, из triumvir у него, например, получается через смешение со словами на -ator (triumphator) τριομβυρτωρ. 94 В отношении к истории языка Малала прекрасно разработан Хаджидакисом в Юбилейном сборнике Афинского Университета 1888 стр. 117 сл. 101 Об этой высокой должности см. Du Cange Gloss., 1470 п сл., Goar в своем предисл. (II, 55 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Юстин пишет, что он сделался философом, когда его «объяла любовь к пророкам и их учению» (Tryph. 8). Татиан рассказывает, как он в поисках истины исследовал все лучшее в духовном наследии античности, не находя удовлетворения, пока не напал «на одни варварские книги, которые древнее эллинских учений» и по сравнению с мудростью которых греческая философия предстает детскими бреднями (Adv. gr. 29 – 30). В этих-то книгах христиане и обрели свою философию. Апологеты, таким образом, следуя пути, намеченному еще Филоном Александрийским, значительно расширяют традиционные рамки античного понятия «философия», вводя в его смысловое поле всю ближневосточную мудрость. Последняя же, по греко-римской классификации, стоит значительно ближе к художественно-мифологической сфере, к «басням поэтов», чем к собственно философии. Именно это, конечно, в связи с религиозным ореолом библейских текстов, и уготовило им столь быстрое покорение греко-римского мира. Главное преимущество христианской библейской философии перед греческой состоит, по мнению апологетов, в том, что она уже содержит в себе истину, данную Богом, греческая же только ищет ее и пока очень далека от завершения поиска (Athen. Leg. 7). И в греческих философских учениях, как полагали большинство апологетов, есть «зерна» истины, но смешанные с крупными заблуждениями и глупостью (Theoph. Ad Aut. II, 12). Однако и эти «зерна» ранние христиане в острой борьбе с античной культурой не хотят отдать ей. Более спокойная и объективная оценка греческой философии наступит позже. Апологеты же II и III вв. стремились изо всех сил доказать, что эти «зерна» греческие философы заимствовали с Востока. Для этого, во-первых, они, используя все исторические и псевдоисторические способы и методы, доказывают, что библейская мудрость старше всей греческой культуры 182 , и, во-вторых, что все ценное, с точки зрения христиан, в греческой философии можно найти и у пророков, т. е. греки все это заимствовали у них 183 . Особым уважением у многих апологетов греческого происхождения пользовались Платон, платоники, стоики, неопифагорейцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/es...

7) в Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I.56, 586 г.): И., как древний автор, представлен фронтально стоящим, со свитком в руке. Следующий по времени появления образ И. сохранился во фрагменте (8 листов) копт. рукописи VIII в. (Neap. 487. Borgia 25; содержит завершающую часть Книги Иова (с Иов 40. 1) и фрагмент из Книги Притчей Соломоновых), происходящей из мон-ря св. Шенуды (т. н. Белого мон-ря) близ Сохага (Египет),- И. изображен в короне и с нимбом в окружении членов своей 2-й семьи. Сохранились 15 греч. иллюстрированных списков Книги Иова с комментариями, относящихся к IX-XVI вв. Среди них можно выделить 2 группы: с кратким (неск. десятков) и с подробным (до 200 и более изображений) циклами миниатюр. К 1-й группе относятся самые древние сохранившиеся рукописи, датируемые IX-XI вв.: Patm. 171; Vat. gr. 749; Marc. gr. 538 (=540) и Sinait. gr. 3. Ко 2-й - манускрипты, созданные не ранее XII в.: Athen. Bibl. Nat. 62; Ath. Laur. Β 100; Hieros. Taphou. 5; Bodl. Baroc. 201; Bodl. Laud. 86; Paris. gr. 134; Paris. gr. 135; Vat. gr. 751; Vat. gr. 1231; Vat. Palat. gr. 230. При этом иконография сцен в рукописях с подробным циклом миниатюр та же, что и в рукописях с кратким циклом; особенность подробных циклов - в наличии многочисленных миниатюр к текстам диалогов. Среди сцен, входящих в эти циклы, представлены: И. с женой и детьми; стада И.; И., приносящий жертву по числу своих детей; ангелы, предстоящие перед Господом, и вопрошающий об И. сатана; пир в доме первородного сына И.; гибель стад и пастухов И.; разрушение дома И. и гибель его детей; И. рвет на себе одежды, остригает волосы и посыпает голову пеплом; дракон, изрыгающий на И. яд, отчего тело И. покрывается язвами; друзья И., покидающие город; жена, просящая И. возвести хулу на Господа; И., беседующий с друзьями; речь Господа, обращенная к И.; морское чудовище левиафан; принесение искупительной жертвы; новая семья И. и др. Изображения И. встречаются в рукописях иллюстрированных Библий: сирийской (Paris. syr. 341, кон.

http://pravenc.ru/text/578142.html

неидентифицированных авторов; начиная с Пс 41 рукопись приводит текст схолий свт. Афанасия в чистом виде (без добавления фрагментов др. авторов); c) Paris. Coislin. gr. 187, X в.- в центре листа (минускульным письмом) помещены схолии свт. Афанасия (без лемм, кроме Пс 101), дополненные рядом анонимных отрывков; на внешних полях (унциальным письмом) - обширная коллекция фрагментов без лемм, состоящая частью из схолий Евагрия, Оригена, прп. Исихия (CPG, N 6552), частью из отрывков комментариев прп. Исихия (CPG, N 6554), Феодорита и др. F) К., в к-рых выдержки разного происхождения выступают как дополнения к схолиям (или отрывкам, похожим на схолии) одного автора, доминирующего в той или иной части Псалтири. Базовый источник в этом типе - схолии одного автора, но в отличие от предыдущих типов разные части Псалтири, или даже отдельные псалмы, имеют разных основных авторов. Данный тип катены сохранился в рукописи Bodl. Auct. D. 4. 1 (Misc. 5), IX в. (CPG. С. 14; тип I по Каро-Лицману; Grundtypus D, по Мюленбергу), где главными авторами схолий на те или иные псалмы выступают прп. Исихий (CPG, N 6552 и 6553), свт. Афанасий и блж. Феодорит (в последнем случае речь идет не о схолиях, а об отрывках комментария, похожих на схолии). Схолии всех 3 авторов присутствуют только в части, касающейся Пс 118. Дополнительный материал составляют выдержки почти из 20 толкователей. G) К., в к-рых схолии (или отрывки, похожие на схолии) одного автора, данные в виде выборки, дополнены фрагментами разного происхождения. Этот тип является развитием 5-го типа, главное различие состоит в том, что схолии основного автора представлены не полностью, а в виде произвольной выборки. Основными рукописями, содержащими подобную катену, являются кодексы: a) Taurin. B VII 30, VIII-IX вв. (CPG. C. 39; тип XXVI по Каро-Лицману), был сильно поврежден пожаром 26 янв. 1904 г.- важнейшим автором схолий выступает прп. Исихий (в виде выборки из CPG, N 6552); b) Athen. Bibl. Nat. 8, XIII-XIV вв.,- ключевым источником является выборка схолий свт. Афанасия. Схолии прп. Исихия (CPG, N 6553) на некоторые псалмы представлены в виде дополнения и не могут считаться главным источником катены; c) Oxon. S. Trin. Coll. 78, XII в.,- на Пс 1-78 приводит ту же катену, что и Athen. Bibl. Nat. 8, отличаясь лишь наличием или отсутствием ряда фрагментов, а также их порядком. Начиная с Пс 91 (а может быть, и раньше) различия между 2 рукописями становятся существенными. Катена на Пс 101-150 (Oxon. S. Trin. Coll. 78) является катеной этого же типа, но отличной от катены 1-й части того же кодекса, а также Athen. Bibl. Nat. 8. Основным автором этой 2-й части выступает также свт. Афанасий, но дополнительный материал взят из др. источников, по большей части отличных от тех, к-рыми пользовался составитель катены Athen. Bibl. Nat. 8; d) Paris. gr. 169, XIV в.,- доминирующим источником выступают схолии свт. Афанасия (в виде выборки, часто в сокращенном виде).

http://pravenc.ru/text/катены.html

«Экзегезис» Петра Эфесского степени 1-го гласа протопсалта Эммануила в рукописи его ученика Константина из Арты (Athen. S. Karas. 174) «Экзегезис» Петра Эфесского степени 1-го гласа протопсалта Эммануила в рукописи его ученика Константина из Арты (Athen. S. Karas. 174) П. Э. переписал в буквенной нотации и напечатал 4 книги Анфологии, «истолкованной» лампадарием Григорием, или, по крайней мере, ее важнейшие песнопения (8 тетрадей Ath. Xeropot. 408-415 (279 л.); Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 722 (и еще 1 том из 2 книг, скорее всего в составе печатных изданий этого собрания); Athen. K. Psachou. М8/95, и, возможно, др.). Первая тетрадь (Ath. Xeropot. 408. 3 л.) является «ключом» к системе, остальные 7 содержат песнопения Петра Пелопоннесского (из Анастасиматария и др. книг), Петра Берекета , протопсалтов Иоанна Трапезундского, Даниила, Иакова и Мануила, Мануила Хрисафа, прп. Иоанна Кукузеля, Георгия Критского, протопсалта Григория, лампадария Иоанна Клады, протопсалта Панайотиса Халацоглу и П. Э. В рукописи Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 722 (205 л.) содержатся многие из песнопений рукописей Ath. Xeropot. 409-415 для вечерни, утрени и литургии, а также неск. дополнительных песнопений литургии (напр., седмичные херувимские Петра Пелопоннесского и протопсалта Григория, песнопения протопсалта Даниила и др.). Печатный сборник Athen. K. Psachou. М8/95 (66 л.) содержит те же песнопения литургии, что и Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 722. Предисловие к изданию с буквенной нотацией, хранящемуся в Библиотеке Румынской АН («Избранное из важнейших матим Анастасиматария»), подписано П. Э. в 1832 г. и опубликовано Никулае Попеску в 1909 г. со стихами Иоанна Хавиараса (протопсалт и учитель греч. языка в греч. общине Вены), в которых восхваляются «новое одеяние» музыки и его создатель, «новый Аполлон» - П. Э. В издании Попеску после этих текстов следуют стихи П. Э., в к-рых он обращается к тем, кто осуждают эту систему, и призывает оценить ее правильно. Судя по стихам Хавиараса, он был связан с П. Э. (возможно, был его учеником в Валахии или в Вене). «Ключ» нотации, который есть в рукописях мон-ря Ксиропотам, не сохранился в рукописях Библиотеки Румынской АН, поэтому Попеску отмечает, что П. Э. не оставил никакой «грамматики» симиографии, и затем сам пытается перечислить ее основные функции. Позднее П. Э. отказался от буквенной симиографии и вернулся к нотации Нового метода.

http://pravenc.ru/text/2580432.html

Ап. Павел и его ученик Тимофей. Миниатюра из послания ап. Павла к Филиппийцам. Новый Завет. 1072 г. (МГУ НБ. Греч. 2. Л.264) Ап. Павел и его ученик Тимофей. Миниатюра из послания ап. Павла к Филиппийцам. Новый Завет. 1072 г. (МГУ НБ. Греч. 2. Л.264) Подобные рукописи приобрели во 2-й пол. XI - нач. XII в. популярность и создавались во мн. др. мастерских. Вероятно, из имп. скриптория вышла крошечная рукопись НЗ (МГУ НБ. Греч. 2, 1072 г.). Текст, написанный «перлшрифтом» (жемчужное письмо), выполненные золотом заголовки и инициалы, образованные фигурками беседующих апостолов, создают единое ритмическое целое. Квадратные миниатюры в легких орнаментальных рамках занимают чуть больше половины страницы. В них на золотом фоне изображены апостолы, пишущие или диктующие свои послания. Их фигуры кажутся легкими и бесплотными, однако одежды и лики написаны с соблюдением всех классических норм, тончайшими тональными переходами и белильными лессировками. Особое очарование миниатюрам придает колорит, сочетающий приглушенные тона розового, бледно-зеленого, светло-синего и сиреневого. Евангелист Иоанн. Миниатюра из Евангелия. Посл. треть XI в. (Athen. Bibl. Nat. gr. 57. Fol. 265v) Евангелист Иоанн. Миниатюра из Евангелия. Посл. треть XI в. (Athen. Bibl. Nat. gr. 57. Fol. 265v) В миниатюрах мн. иллюстрированных рукописей посл. трети XI в. явственно начинает проступать классическая основа визант. искусства, к-рой художники стремятся придать максимальную духовную насыщенность. Таковы миниатюры Евангелий - ГИМ. Син. греч. 511 и ГИМ. Син. греч. 518; Athen. Bibl. Nat. gr. 57; Laurent. Med. Palat. 244; Bodl. Auct. T. Inf. 2.7; Parisin. gr. 189 и др. Эти рукописи украшены изображениями 4 евангелистов, занимающими целую страницу. Евангелисты, облаченные в мягкие шелковые одежды, восседают на великолепных резных или плетеных креслах; перед ними на столиках разложены всевозможные инструменты для письма, баночки с чернилами, свитки и кодексы. При этом фигуры и предметы кажутся легкими, лишенными объема, парящими в золотом свете. Складки одежд евангелистов деликатно моделированы тональными градациями, однако подчеркнутая красота силуэтов и сложных линейных ритмов усиливает впечатление плоскостности. Фигуры имеют изящные, немного удлиненные пропорции: небольшие головы, длинные руки и ноги с крошечными кистями и ступнями. Позы евангелистов спокойные и непринужденные, во всем чувствуется равновесие и гармония. Образам евангелистов приданы благородные утонченные черты: высокие лбы, узкие подбородки, орлиные носы, миндалевидные глаза. Лики написаны идеально ровными, гладкими плавями, они словно застыли в состоянии бесстрастного самоуглубленного созерцания.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПАДИКИ Начало учебного песнопения «Большой исон» прп. Иоанна Кукузеля в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 3) Начало учебного песнопения «Большой исон» прп. Иоанна Кукузеля в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 3) [Греч. Παπαδικ], визант. певч. сборник, содержащий неизменяемые песнопения вечерни, утрени и литургии. Ранние списки этого типа сборника, начиная с рукописи 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458), в качестве составителя к-рой указан прп. Иоанн Кукузель , носили название «Аколуфии» (Последования), позднее оно было вытеснено термином παπαδικ, обозначавшим также певч. искусство в целом. Один из самых полных списков П. (Ath. Iver. 1120) выполнен в 1458 г. лампадарием Мануилом Хрисафом . «Протопападики» в рукописи сер. XIII в. (РНБ. Греч. 495. Л. 2 об.) «Протопападики» в рукописи сер. XIII в. (РНБ. Греч. 495. Л. 2 об.) Расшифровка ихим и апихим в стихирах 1-го гласа по «Протеории Пападики» 1747 г. письма иером. Давида Скопелита (Aten. Bibl. Nat. 893. Fol. 5v) Важными элементами содержания П. являются: с филологической т. зр.- используемые тексты псалмов, произведений различных жанров визант. гимнографии (кондаков, стихир-самогласнов, ирмосов и тропарей канонов) и кратим; с исторической т. зр.- совокупность распевов, древних (анонимных) и новых (авторских), как кратких, так и пространных (калофонических); с муз. т. зр.- специальные термины, напр.: калофония (в отношении калофонических стихов), калофонарис (или монофонарис), анаграмматизмы - анаподизмы - кратимы (для калофонических стихов, кондаков с анаграмматизмами и кратим), эпифонимы - прологи - матимы и т. д. Особую ценность представляют помещенные в П. толкования используемых терминов. Калофония - техника сочинения широкого, протяженного мелоса, украшенного, искусного, с использованием соответствующих тесисов , с гласовыми изменениями посредством фтор , с повторениями в тексте (слогов, слов, фраз) или с добавлением другого (отличного от оригинального) текста. Калофонарис (καλοφωνρης), или монофонарис (μονοφωνρης),- искусный исполнитель (ρμηνευτς) калофонических сочинений, обладающий выдающимися вокальными и интерпретаторскими навыками.

http://pravenc.ru/text/2578911.html

Ап. Иоанн Богослов с Прохором. Миниатюра из Четвероевангелия. Х в. (Ath. Dionys. 588. Fol. 225) Ап. Иоанн Богослов с Прохором. Миниатюра из Четвероевангелия. Х в. (Ath. Dionys. 588. Fol. 225) В XI-XIII вв. этот тип иконографии стал одним из самых распространенных и воспроизводился почти без изменений. Различия касаются только деталей: наличия или отсутствия горок и архитектурных мотивов на фоне, а также престола, на к-ром может сидеть Прохор, позы Прохора, реже жестов И. Б. В указанный период появляются и оригинальные варианты этой иконографии. Так, напр., на миниатюре из Нового Завета 2-й четв. XII в. (Codex Ebnerianus - Bodl. Auct. T. inf. I. 10. Fol. 178v) композиция отчетливо делится на 2 части: слева в 3/4-ном повороте стоит И. Б., простирающий обе руки к небесному полукругу с благословляющей десницей, к-рый расположен вверху, в центре; справа - сидящий на престоле с подножием Прохор записывает текст в кодекс. В композициях соответствующих миниатюр из Остромирова (РНБ. F. п. 1. 5. Л. 1 об., 1056-1057 гг.) и Мстиславова (ГИМ. Син. 1203. Л. 1 об., 1103-1117 гг.) Евангелий сцена вписана в квадрифолий, в боковых лепестках которого помещены, с одной стороны, пишущий Прохор, с др.- трон, столик с письменными принадлежностями и пюпитр с кодексом. В центре представлен И. Б. с воздетыми руками, обращенный к своему символу - орлу, к-рый держит развернутый свиток (изображения евангелистов с их символами были распространены в визант. и рус. миниатюре, однако мотив обращения евангелиста к своему символу более характерен для средневек. зап. живописи). Ап. Иоанн Богослов с Прохором. Миниатюра из Нового Завета. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 150. Fol. 166v) Ап. Иоанн Богослов с Прохором. Миниатюра из Нового Завета. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 150. Fol. 166v) В рукописях XIV в. иконографический тип со стоящим И. Б. и с сидящим Прохором, записывающим евангельский текст, встречается реже, иногда с дополнениями. Так, на сохранившей традиц. схему миниатюре из Евангелия 1334-1335 гг. (Patm. 81. Fol. 238v) И. Б. и Прохор представлены на фоне пещеры, в к-рой стоит столик с письменными принадлежностями; этот мотив получил распространение в XIV-XV вв. и сочетается с мн. иконографическими типами. На миниатюре из Нового Завета сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 150. Fol. 166v) от небесного сегмента с десницей исходят крупные лучи разной длины и формы, к-рые образуют подобие 4-угольной «славы», обрамляющей фигуру стоящего И. Б. Особая разработка темы божественного света, характерная для XIV в., представляет получение И. Б. откровения как сообщение человеку нетварной божественной энергии (изображение, предполагающее сходную интерпретацию, относится к более раннему времени - это композиция в одном из парусов Боянской ц. свт. Николая Чудотворца, Болгария, 1259 г., где фигуру стоящего И. Б. обвивают тонкие белые лучи, спускающиеся с небес).

http://pravenc.ru/text/469832.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010