788 Гельвидии приводит основные экзегетические доводы в поддержку своего мнения; упоминает об отрывках, где говорится про братьев Господа, особенно Мф. 1:25 , делая акцент на словах γνωσκε и ως. Иероним, однако, замечает, что слово знал не обязательно указывает на половые отношения супругов и что пока («как наконец») не обязательно является ограничением периода; он приводит в пример Мф. 28:20 и 1Кор. 15:25 . Подобным образом, Гельвидии делает акцент на выражении πρωττοκος, относящемся ко Христу в Мф. 1:25 ; Лк. 2:7 , на что Иероним отвечает, что, согласно закону, первый сын, отверзающий чрево, назывался перворожденным, Исх. 34:19,20 ; Чис. 18:15 и далее, независимо от того, рождаются после него другие дети или нет. «Братьев Иисуса» он считал двоюродными – сыновьями Алфея и сестры Марии, которую тоже звали Марией (неверный вывод из Ин. 19:25 ). Но основным аргументом Иеронима был аскетический: чрезмерно завышенная оценка безбрачия. Иосиф, вероятно, был только «custos», а не «maritus Mariae» (cap. 19), а их брак был лишь номинальным. Иероним не отрицал, что среди замужних женщин и вдов также встречаются благочестивые личности, но все они воздерживаются от супружеских отношений (cap. 21). Гельвидии же, напротив, считал, что семейные и холостые равны в плане благочестия. Так же думал и Иовиниан. См. §43. 789 De Nat. et grat. contra Pelag. c. 36, §42: «Excepta sancto virgine Maria, de qua propter honorem Domini nullum prorsus, cum de peccatis agitur, haberi volo guaestionem… hac ergo virgine excepta, si omnes illos sanctos et sanctas [которых Пелагий считает безгрешными]… congregare possemus et interrogare, utrum essent sine peccato, quid fuisse responsuros putamus: utrum hoc quod iste [Пелагий] dicit, an quod Joannes apostolus [ 1Ин. 1:8 ]?» Но в другом месте Августин говорит, что плоть Марии произошла «de peccati propagine» (De Gen. ad Lit., χ, с. 18) и что, в силу ее происхождения от Адама, она была подвержена смерти вследствие греха («Maria ex Adam mortua propter peccatum», Enarrat. in Ps. 34, vs. 12). Так считал и Ансельм Кентерберийский (умер в 1109) в своем Cur Deus homo, ii, 16, где он говорит, что Христос принял безгрешный человеческий облик «de massa peccatrice, id est de humano genere, quod тотит infectum errat peccato», и о Марии: «Virgo ipsa, unde assumptus est, est in iniquitatibus concepta, et in peccatis concepit earn mater ejus, et cum originali peccato nata est, quoniam et ipsa in Adam peccavit in quo omnes peccaverunt». Иероним учил всеобщей греховности без каких бы то ни было исключений, Adv. Pelag., ii, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Обычно говорят, надо до свадьбы присмотреться, какой человек, как вы сможете ужиться и все такое. Но как это реально понять, не живя друг с другом до свадьбы? Скажу так, до свадьбы жила беззаботно, с этим труднее всего расстаться. Это только если по жизни не привык трудиться, как я:) В итоге ни о чем не жалею, все слава Богу! Особенно за доченьку! По поводу много детей...Кому что по силам, по духовным и физическим... Многогрешная рБ 18 августа 2017, 14:00 Мне видится, что все сказанное слишком категорично и однобоко. Жизнь многообразнее и сложнее. Всех не причесать одной гребенкой. Бывает и мужья отказываются от близких отношений (не обязательно что у него другая, бывает такой темперамент). Ты бы и рада - да вот такой муж...Или если жена болящая скажем. Вдруг у нее онкология или еще что. Но вот живет еще...Или еще муж с алкоголизмом...и такое бывает...Вроде если Господь такое попустил и в браке - надо рожать ВСЕХ детей и НЕ уклоняться от близости с мужем - а вдруг сбежит...но вот в таких ситуациях наверное спасение - это и есть, когда как брат с сестрой. И хорошо если бы оба так спасались...и ЛЮБИЛИ. Жизнь никак не упростить.Помоги Господи! 18 августа 2017, 13:18 Хорошая статья. Правильная. Было бы очень хорошо и полезно, если бы на эту тему многие женатые, замужние ну и конечно же холостые задавали вопросы, делились своими мыслями, ценным опытом. К сожалению, моя семейная жизнь совершенно не удалась, но только спустя годы я начал понимать какие-то простые, но столь необходимые истины. Увы поздно. Но хочу еще раз сказать, таких статей должно быть больше ибо польза от них очень большая.... Татьяна 18 августа 2017, 12:46 Не стоит все сводить к ветхозаветному представлению о счастье - в частности, если нет детей, значит Бог не благоволит. Все совсем не так, а у каждого свое предназначение. Одиночество - это шанс послужить Богу, прежде всего, молитвой. Кто-то же должен молиться за поглощенных земной суетой, а также усопших сродников. 18 августа 2017, 12:30 Татьяна Д., не могут тяготы одинокой жизни быть пустыми, если они претерпеваются ради Бога, чтобы послужить Богу и ближним. У несемейных точно так же есть близкие, кому можно послужить. А если нет родственников, то есть соседи, в конце концов, и множество страждующих людей, кто был бы рад помощи и капле внимания именно от такой женщины. Что говорить о детях-сиротах, лежащих в больницах, например, или об одиноких стариках. Если одиночество воспринимается как горе, его можно растворить в служении ближним. Можно и нужно. Об этом пишут и святые отцы. Не у каждого есть семья, но каждый призван на посильное служение ближним и Богу, тем каждый и спасется.

http://pravoslavie.ru/105801.html

VI Среда. Милый мои мальчик, Ты так хорошо вел себя в воскресенье у мра Бодена, что тебя нельзя не похвалить. К тому же ты воодушевляешь меня на то, чтобы преподать тебе кое-какие правила вежливости и хорошего тона, и я уверен, что ты будешь их соблюдать. Знай же, что, так же как образованность, благородство и честь совершенно необходимы для того, чтобы заслужить уважение и восхищение людей, вежливость и хорошие манеры не менее необходимы, чтобы сделаться желанным и приятным в беседах и в повседневной жизни. Выдающиеся достоинства, такие как честь, благородство, образованность и таланты, возвышают человека над большинством; люди, не обладающие этими достоинствами, не могут правильно оценить их в других. Но зато все люди ценят достоинства второстепенные, как-то учтивость, приветливость, обязательность, деликатное обхождение и умение себя вести, потому что они ощущают их благотворное действие — встречаться с такими людьми в обществе бывает легко и приятно. Хорошие манеры во многих случаях должны диктоваться здравым смыслом; одни и те же действия, вполне корректные при определенных обстоятельствах и в отношении определенного лица, при других обстоятельствах и в отношении другого лица могут выглядеть совершенно иначе. Но есть некоторые общие правила хорошего воспитания, которые всегда и для всех случаев остаются в силе. Так, например, при любых обстоятельствах очень грубо звучат ответы “да” или “нет”, если вслед за ними не следуют слова “сэр”, “милорд” или “мадам”, в зависимости от того, кем является ваш собеседник, точно так же, как, говоря по-французски, ты всякий раз должен добавлять слово: “месье”, “милорд”, “мадам” и “мадмуазель”. Ты, разумеется, знаешь, что по-французски всякую замужнюю женщину называют “мадам”, а всякую незамужнюю — “мадмуазель”. Равным образом, надо быть очень невоспитанным человеком, чтобы оставить без внимания обращенный к тебе вопрос или ответить на него невежливо, или уйти, или заняться чем-то другим, когда кто-то заговорил с тобою — ибо этим ты даешь людям понять, что презираешь их и считаешь ниже своего достоинства их выслушать, а, тем более, им ответить.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-k-synu/?f...

«К тому же, благодаря социологическому мониторингу и отбору текстов, мы сможем понять, какую позицию по вопросу абортов занимают перечисленные издания», — добавил отец Димитрий. Лучшие тексты будут изданы отдельным сборником, который будет раздаваться в женских консультациях г.Москвы. Информационную поддержку данному проекту оказывает портал «Правмир», на электронных страницах которого будет проводиться голосование и обсуждение размещенных статей и роликов. А благотворительный фонд святителя Василия Великого окажет помощь в создании сайта «Аист на крыше», проведении экспертиз и издании сборника лучших публикаций. О работе по линии законодательства рассказала глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Борисовна Мизулина. Она считает, что одним из ключевых факторов предотвращения абортов является процедура информирования, которая в обязательном порядке введена почти во всех европейских государствах. Елена Борисовна Мизулина «Мы надеемся, что общество заставит наше правительство принять ряд важных решений и снизить уровень агрессии в России. Ведь аборт является актом насилия не только по отношению к ребенку, но и к женщине. А когда такие вещи происходят массово, это создает негативную, деструктивную тенденцию в нашем обществе. Если мы хотим выжить, сохранить Россию такой, какой она сложилась исторически, мы просто обязаны бороться с этой агрессивностью российского общества», — подчеркнула Е.Б.Мизулина. «За нарушение процедуры аборта, включающей обязательное информирование и несколько дней на раздумья, надо водить уголовное наказание врача», — добавил иеромонах Димитрий (Першин). По мнению участницы пресс-конференции Анны Даниловой, главного редактора информационно-аналитического портала «Правмир», в сфере поддержки деторождения существует два ключевых момента: это жилищный вопрос и непонимание общества. Чтобы семья могла спокойно рожать столько детей, сколько считает нужным, надо чтобы было, где жить, считает Данилова. Анна Данилова «Вторым немаловажным фактором выбора в пользу жизни или аборта является общественное мнение. Абсолютно здоровой замужней женщине, которая приходит вставать на учет с третьей или четвертой беременностью, в женской консультации настоятельно рекомендуют идти на аборт. Женщина сталкивается с сопротивлением окружающих дома, на работе, на улице: Как, вы опять рожать? Это все ваши? Куда тебе столько? – говорит Анна Данилова. — Поэтому одной из главных задач на сегодняшний день я вижу изменение образа семьи, и особенно многодетной семьи, в глазах общества. Меры просты — очереди в магазинах для беременных и семей с детьми, парковки, облегчение проезда в транспорте и создание в СМИ образа нормальной многодетной семьи».

http://pravmir.ru/aist-na-kryshe-video/

В числе церковных школ свыше тысячи школ имеют общежития. Общежития обязательны для всех второклассных школ. Квартира и обстановка для учащихся даровые, а провизия доставляется их родителям, большей частью натурой. Вместе с образованием церковные школы распространяют и сельскую культуру. Во многих церковных школах ведется практически обучение сельскому хозяйству. При некоторых школах имеются земельные участки, устраиваются сады, огороды, пасеки и т. п. Садов в последние годы было до тысячи, огородов до полутора тысяч, пасек до ста, до тридцати червоводен, двадцать виноградников; на полуторастах участков велось полевое хозяйство. Ремеслами занимаются при трехстах слишком школах. Наиболее предпочитаются населением ремесла кузнечно-слесарное и столярно-токарное. Имеется тенденция завести обучение ремеслам во всех второклассных школах. Обучение девочек рукоделиям, т. е. шитью, кройке, вязанию, вышиванию, тканью и т. п., ведется почти во всех женских школах и некоторых смешанных, до 3.500. В тех школах, где обучение рукоделию производится по вечерам, обучаться приходят и взрослые девушки и замужние молодые женщины. Имеется стремление ввести рукоделие во всех женских школах в качестве обязательного предмета. В некоторых школах идет обучение иконописанию и живописи. Не ограничивая своей миссии образованием собственно детей, церковноприходская школа несет просвещение и вообще в среду деревенского населения. При большей части школ, до 21.000, имеются библиотечки для внеклассного чтения, не только для учащихся, но и для всех вообще желающих. Кое-где устроены подвижные библиотечки. До двухсот числится народных библиотек-читален. В некоторых школах, свыше 7.000, устраиваются религиозно-нравственные чтения для взрослого населения в воскресные и праздничные дни. Читают, кроме учащих, попечители школ, землевладельцы, врачи, мировые судьи, земские начальники. Читают дневное евангелие, историю праздника, объяснение молитв, заповедей, богослужения, библейскую историю, жития святых, из отечественной истории, по сельскому хозяйству, гигиене. Иногда бывает и волшебный фонарь. В некоторых школах, до 500, устраиваются воскресные школы в некоторых, свыше 100, вечерние классы, и те, и другие для тех, кто не может почему-нибудь регулярно посещать школьных уроков. И воскресные школы, и вечерние классы заполняются по преимуществу женским элементом. При некоторых школах, до 700, устраиваются «воскресно-повторительные занятия» для малоуспешных или неаккуратных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После брака и подчинения власти мужа, дочерь считается умершею в доме своих родителей, также – неспособною к поддержанию культа предков бывшей своей семьи, хотя ношение траурного платья по родным и поддерживается в известные дни. Отд. 106. Воспрещается законное супружество всякого рода, если в той или другой договаривающейся партии будет отец или прародитель посажен в тюрьму за какое-либо важное преступление, равно не дозволяется испрашивание такового из тюрьмы для семейного торжества; если же совершится брачная церемония, то ни музыки, ни празднества не полагается. Отд. 107. Законный брак никоим образом не может быть совершен между лицами одного и того же семейного проименования, т. е. между близкими родными. Сей закон обязательно соблюдается у всех классов и имеет огромное влияние на поддержание существования семейных родов (clan), на которые делится Китай; маньчжуры и монголы нередко переплетаются посредством брачных союзов с китайцами собственно. Жена обыкновенно пишет свое девическое прежнее имя после замужнего, для того чтобы доказать свое прежнее происхождение. Отд. 108 и 109. Установляют степени отношений, внутри коих брачный союз бывает незаконным, простирая ограничение более нежели даже в странах христианских, включая равно дочерей по отцу или материнской бабке, законного сына сестры, внука от жены по сестриной стороне, или материнской и дочерней сестры. Все сии соотношения с целью родства, уничтожаются и партии наказуются 80 ударами палок. Почитается капитальным преступление вступление в брачный союз, с совершением формальной церемонии, с главными женами деда или отца, с сестрами отца, или братскими вдовами. Отд. 110. Определяет наказания для чиновника состоящего на службе, если он женится на женщине состоящей на службе и от него зависящей; хотя бы и совершены были такие браки, женщины возвращаются в прежнее семейное положение. Нарушитель закона сего подвергается каббале с поселением в известном округе и с причислением в разряд известных семейств, находящихся в распоряжении правительственного чиновника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Последнее, т. е. вспомоществование, когда дело шло о женщинах, больных, требовало участия женщины, диакониссы. Можно дело представить так. Диаконы заведовали имуществом и помощью нуждающимся, но самое вспомоществование совершалось диакониссами, которые являлись, как бы, помощницами диаконов. Это можно вывести из того, что Апостол налагает на диаконисс почти такие же обязанности, как и на диаконов. То же религиозное благоговение, которое требовалось от диаконов, должно быть свойственно и диакониссам; самое название их и обязанности, возлагаемые на них, требовали этого качества, – они должны быть σεμνς. Далее значится – μ διαβλους. Этому слову у диаконов соответствует – μ διλγους. Если диаконам передстояла опасность подвергнуться пороку – одним говорит одно, а другим – другое, то диаконисс могло соблазнить перенесение из дома в дом худых речей или «нашептывание одной женщине на другую» 1845 . Вышеупомянутому μ ον πολλ προσχοντας, принимая во внимание, что наклонности к пьянству всего более следует опасаться со стороны мужчин, здесь соответствует общее выражение νηφαλους 1846 , а слову ασχροκερδες, противополагается πιστς ν πσιν – это требование верности в делах благотворения, ревностное исполнение своих обязанностей. Трудно определить семейное положение диаконисс, – избирались ли в диакониссы девы, вдовы или даже и замужние женщины. Судя по тому, что обязанности диаконисс, как и обязанности епископов и диаконов, не могли требовать обязательного девства или вдовства, и что вспомоществование, в какой бы форме оно ни выражалось, может быть исполнено и замужней женщиной, можно думать, что в диакониссы, равно, избирались и девы, и вдовы, и замужние женщины 1847 . Диаконисс не должно смешивать с вдовицами, о которых Апостол говорит в 5 главе. Вдовицы избираются в возрасте не менее 60 лет 1848 . Нельзя допустить, чтобы к делам благотворения, к жизни трудной, к подвигам, иногда, весьма тяжелым, призывались в таком старом возрасте. Кроме того, во вдовицы избирались лица, не в будущем только имеющие оказывать благотворения, а уже совершившие оные 1849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Павел, например, ясно указывает, что между очевидцами (особенно Петром: ср. Гал 1:18 ) и коринфянами стоит всего один посредник: «Ибо я… преподал вам, что и сам принял» ( 1Кор 15:3 ), и даже, совершенно как Иосиф, ссылается в подтверждение своих слов на множество других свидетелей: «Более нежели пятистам братии… из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили» ( 1Кор 15:6 ), показывая, что эти события по сей день хранятся в памяти людей, с которыми можно связаться и проверить его слова. От Флавия мы узнаем также, что язык традиции не требует обязательной устной передачи рассказа. Речь может идти и о записанных воспоминаниях. Поэтому, когда Лука в прологе пишет: «Как передали (paredosan) нам [предание о событиях] бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк 1:2 ) – возможно, речь идет в том числе и о письменных сообщениях очевидцев. Язык традиции, используемый в Новом Завете и связанной с ним литературе, не предполагает ни передачи из поколения в поколение, ни даже обязательного устного характера источников. 20 Краткий, но достаточно подробный обзор научных работ о Папий см. у: W.R.Shoedel, «Papias», in ABD 5.140–142. 21 Греческое слово «логия» я оставляю без перевода, поскольку о его значении сейчас идут споры. Возможно, оно означает приблизительно следующее: «сообщения о том, что говорил и делал Иисус». См. об этом далее, в главе 9. 22 Собрание этих фрагментов в английском переводе см. в: J. В. Lightfoot, J.R.Harmer, and M.W.Holmes, The Apostolic Fathers (Leicester: Apollos, 1990), 307–329. Чуть менее полное собрание можно найти в: W.R.Shoedel, The Apostolic Fathers, vol. 5, Polycarp, Martyrdom of Polycarp, Fragments of Papias (Camden: Nelson, 1967), 89–127. 24 Быть может, впрочем, эта самоуничижительная характеристика принадлежит самому Папию: см. W. R. Schoedel, Polycarp, 104. 25 Третья дочь, по-видимому замужняя, умерла в Эфесе. Сведения от Поликрата Эфесского, цитируемого у Евсевия, Церковная история, 5.24.2. Поликрат смешивает двух Филиппов, называя того, что умер в Иераполе и имел дочерей-пророчиц, одним из двенадцати апостолов: см.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Бог повелевает людям: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2.24). В таинстве брака мужчина и женщина призваны, по слову Священного Писания, составлять одну плоть. Сегодня предпринимаются попытки уравнять брак с иными формами сожительства – так называемыми «свободными отношениями» или отношениями, напоминающими торговый контракт. Более того, на Западе все большее распространение получает представление, что брак – это вовсе не обязательно союз мужчины и женщины. Имеется тенденция к признанию так называемых «однополых браков» на законодательном уровне. Таким образом подвергается ревизии само содержание понятия семьи и брака. Причем происходит это под предлогом продвижения ценностей свободы и прав человека. Однако ценности эти, имеющие религиозные корни, в данном случае искажены». Тему духовности в современном молодом поколении развил глава Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим , предпринявший попытку проанализировать различные стратегии создания семьи в России в статистическо-социологическом разрезе. Ситуация здесь, как следует из слов докладчика, довольно противоречива, но в целом оставляет мало поводов для оптимизма. В прошлом году в стране распались две из каждых трех семей. Как демонстрируют данные Росстата, заключенные молодыми (не достигшими 30-летия) супругами семейные союзы вдвое долговечнее остальных. Но Россия уже стала государством поздних браков: сегодня они регистрируются в возрасте почти 27 лет у средней невесты и почти 29 лет у среднего жениха. Число же новых браков с одним из супругов в возрастной когорте от 18 до 24 лет по сравнению с 2011г. сократилось (не в последнюю очередь из-за демографической ямы) ужасающим образом – вдвое, достигнув минимального с начала века значения. «Отношение к браку, кроме того, стало рациональным: 56% россиян заявляют, что принимать решение о разводе или сохранении семьи будут исходя из конкретной ситуации, 89% считают развод в принципе возможным, 36% не видят в нем никакой проблемы. Семь из десяти женатых мужчин и каждая четвертая замужняя женщина хотя бы раз изменяли своим супругам, - привел данные социологических опросов Преосвященный Серафим, резюмировав: для духовного взросления на пути к крепкой и счастливой семье современной молодежи недостаточно благолепных слов; ей важно понимание самих механизмов положительного изменения при достижении добродетели, визуализированное на конкретных примерах. Последнее и должно быть предметом постоянной заботы государственных институтов, общества и традиционных религий, считает архипастырь.

http://e-vestnik.ru/news/traditsionnye_s...

Надежда 10 ноября 2016, 12:00 Мне нравится фраза отца Андрея " чтение прибавляет человеку ума и опыта без прибавления возраста " . Теоретически, да. Мы можем порассуждать кто из героев книг духовный победитель, а кто вызывает жалость. А на практике более весомую роль, на мой взгляд, играют нравы и обычаи,привитые в семье,или чудо.Практически мы имеем опыт ошибок. Но, разве " дохнуть " без любви, вызывая жалость,но быть верным данному слову, разве это большее зло? А статья хорошая, полезна всем, и ученикам, и учителям. Иоанна_ 10 ноября 2016, 09:58 Людмила, знаете пословицу " Сердцу не прикажешь " ? Поняла, что хорош - полюбила, поняла, что плох, разочаровалась - разлюбила. Бывает так в жизни? Не бывает. Разум наблюдает со стороны, призывает, иногда даже требует, но сделать ничего не может. Почему? Бог весть. Для людей это тайна. Иоанна_ 10 ноября 2016, 09:39 То есть вы уравниваете грех реальный и грех мысленный, Е.Д.? В таком случае вы идёте дальше церковных канонов, по которым за реальное прелюбодеяние отлучают от Причастия на 20 лет, а за мысленное - читают разрешительную молитву и допускают ко Причастию. Чистота помыслов - это почти недосягаемая высота, ПЛОД напряжённой духовной жизни, и плод небыстрый. А начало начал - не грешить делом. И всякий, кто удержался от греха, устоял, хотя и сама обстановка, и его собственное эмоционально-телесное состояние СКЛОНЯЛИ его к этому, однозначно является в данной ситуации духовным победителем. Е.Д. 10 ноября 2016, 00:28 Иоанне. Не согрешая делом Татьяна поступает по-евангельски, т.е. по-новозаветному? Да что Вы, Иоанна! В Новом Завете как раз о прелюбодеянии в сердце. И она, конечно же, не духовная победительница, каковой Вы ее называете. Кодак 9 ноября 2016, 21:27 " КОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР " Онегина и Татьяны кодифицирован не прочтенными книгами, а воспитанием до прочтения книг...((( Людмила 9 ноября 2016, 11:38 " Любовь Татьяны пережила трансформацию - она из душевной стала духовной. И она стала видеть Онегина такого, каким он был, а не каким казался романтически влюбленной женщине. Вспомним, какой Татьяна его заинтересовала - он увидел внешне холодную блистательную замужнюю женщину, и не думая о том, что она в браке кинулся не в любовь, а в страсть... Чувства Татьяны же не были слепыми, она видела, что его чувства внешний блеск и ее холодность распалили, а юная ее любовь его не трогала... Мне кажется, она его полюбила такого, каким бы он мог стать, но он все растерял и стал неспособным измениться, любить же человека не обязательно означает что надо вступать с ним в брачные или внебрачные отношения. Онегин же не постеснялся нарушить покой любимой женщины... он думал только о себе. "

http://pravoslavie.ru/98398.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010