Законодатель необыкновенно высоко ценил счастье семейной, супружеской жизни и принимал все меры к тому, чтобы эта жизнь не переставала быть источником нравственной силы для всего государства. Для этого нужно было особенно позаботиться о том, чтобы скрепить брачные узы и по преимуществу в первое время после заключения брака, когда эти узы всего легче могли окрепнуть на всю жизнь. В видах достижения этой цели законодатель издал замечательное постановление, в силу которого женившийся человек на первое время освобождался от всех повинностей как государственных, так и общественных. «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он останется свободен в доме своем в продолжении одного года, и увеселяет жену свою, которую взял» ( Втор. 24:5 ). Это постановление могло оказывать благотворное влияние на всю совокупность жизненных отношений израильтянина. Благодаря освобождению от всех налогов и повинностей, он в продолжении целого года мог обратить все заботы и усилия к тому, чтобы как можно лучше поставить свое домашнее хозяйство, стать на прочную экономическую почву, как необходимую материальную основу для благосостояния семьи. Затем в продолжении целого года безотлучного пребывания в семье он мог закрепить свою связь с ней настолько, что она уже сделается для него необходимым и незаменимым источником нравственной силы и счастья. Отсюда-то и объясняется отчасти та удивительная крепость семейных уз, которая поражает в еврейском народе и которая одна, в продолжение многих веков существования его без государства, дала ему возможность сохранить свой тип и нравственную силу. С другой стороны жена является утешением мужа во время печали; так например, Исаак благодаря Ревекке «утешился в печали по Сарре, матери своей» ( Быт. 24:67 ); а плач молодой жены о потер мужа сделался предметом сравнения для выражения наибольшего горя ( Иоил. 1:8 ). Наконец, наисильнейшим выражением пламенной любви мужа и жены служит вся книга Песнь Песней, состоящая из прелестных картин, изображающих эту любовь самыми яркими и вместе с тем нежными чертами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/brak-i...

Замечательно, что и сектанты, отвергающие необходимость крещения младенцев, в подтверждение своего мудрования также ссылаются на эти слова Спасителя; при этом, евангельское выражение таковых сектанты отождествляют с словом «их», и таким образом в их понимании это место получает следующий смысл: пустите детей… приходить ко Мне, ибо «их» есть царствие Божие, следовательно, утверждают сектанты, Сам Спаситель признал детей не имеющими греха, истинными и святыми, когда сказал, что «их» есть царствие Божие… Не станем распространять, что под словом таковых Спаситель разумел не приведенных к Нему детей и не детей вообще, как несправедливо думают сектанты, а разумел тех, которые или подобны детям но по своей незлобивости и простоте душевной, или – которые приходят к Христу с детским доверием и смирением и вступают в Его церковь чрез указанную Им дверь – дверь крещения ( Иоан.3:5 ). Но допустим даже, что выражение: таковых есть царство небесное нужно читать именно так, как читают его сектанты, т. е. вместо таковых будем читать «их» есть царство небесное. И тогда сектанты, приводя в свою защиту эти евангельские слова, остаются неправыми, когда на этом основании отвергают необходимость крещения младенцев. Вспомним, где произошло благословение детей Господом. В пределах Иудейских ( Мф.19:1 ), где приступили к Нему искушающие фарисеи. (ст. 3). А в Иудейских пределах (не так, как в Галилеи или в Самарии), жили исключительно одни евреи; значит, к Иисусу Христу были принесены и приведены дети исключительно еврейские. Указывая на этих, еврейских именно, детей Спаситель сказал: таковых есть царство небесное. Но ведь еврейские дети были обрезаны, а потому они находились уже в союзе с Богом, ибо евреи вступали в союз с Богом посредством обрезания, как об этом свидетельствует Слово Божие: сие (т. е. обрезание) будет знамением завета между Мною и вами ( Быт.17:11 ). Мало того, еврейские дети в 40-й день по своем рождении были уже очищены и от первородного греха принесением жертвы Богу во храме: по окончании дней очищения своего за сына или за дочь, она (т. е. мать) должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех , ко входу скинии собрания к священнику ( Лев.12:6 ). Отсюда естественный вывод: о еврейских детях, как находящихся уже в союзе с Богом, как уже чистых от первородного греха, Спаситель имел полную возможность (полное право) сказать, что таковых есть царство небесное. И это могло быть сказано Спасителем в то время только лишь по отношению к детям еврейским. Но применимо ли это выражение к детям сектантским? Ни в каком случае нет, не применимо. Кто такие сектантские дети – христиане? но они не крещены. Евреи? но они не обрезаны. Они по природе чада гнева Божия ( Еф.2:3 ) и, чтобы наследовать царство Божие, они прежде должны, по неложному слову Спасителя Нашего, родиться водою и Духом ( Иоан.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

Замечательно, что этот сотник лично не встречается со Христом. Его встреча со Христом происходит через посредников. Это два, одно за другим, посылаемые им посольства. Первое из них – иудейские старейшины, которые и дают нам характеристику сотника. Он – «боящийся Бога», один из тех многих язычников, которые веруют во Единого Бога Израиля. Господь немедленно отвечает на их просьбу и отправляется в путь. «И когда Он недалеко уже был от дома», сотник отправляет навстречу Ему других своих посланцев – он очень богат друзьями, – которые на этот раз передают его просьбу в первом лице единственного числа: «Не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Как перекликаются эти слова с тем, что сказал больший из рожденных женами: «Я не достоин развязать ремень обуви Его» ( Лк.3:16 ). Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10-й главе книги Деяний. Первый язычник, вошедший в новый народ Божий, этот сотник представляет нас. Он напоминает нас. Как мы, он сознает свое недостоинство, и, как мы, он простой слушатель слова о Христе Иисусе – сам он не встречал Его. Его вера предваряет нашу. Он утверждает присутствие Господа в Его слове и всемогущество этого слова. Его исповедание веры – чаяние веры пасхальной. Поистине только Воскресение даст возможность Господу входить во все наши дома и присутствовать в них со всей Своей спасительной силой. Неделя 22-я по Пятидесятнице Лк, 83 зач., 16, 19–31 Сказал Господь такую притчу: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь мытари и грешники; там бедные, нищие и убогие. Здесь старейшины Иудейские; там иродяне 558 . Теснимый народом, Он был принужден садиться в лодку и уже с лодки проповедовать. При чудесном насыщении народа пятью хлебами и пятью рыбами число всех слушателей Спасителя простиралось до десяти тысяч человек 559 . Оставляя свои дома, все эти толпы народа ходили всюду за Спасителем. Они слушают Его на берегах чудного Галилейского озера; уходят за Ним в одно пустынное место, недалеко от города Вифсаиды; слушают Его учение на горе. То уходят вместе с Ним в северные пределы Галилеи, то переправляются по светлым водам озера в мрачную, молчаливую и пустынную Гавланитиду. И с каким глубоким напряженным вниманием все слушали Его. Вот пустынное место. Солнце скрывается за горизонтом. Уже прошло то время, в которое вечером обыкновенно все вкушали пищу. Во всей громадной толпе народа, можно найти только пять хлебов и две рыбы. Нужно сейчас идти в ближайшие селения и там купить себе пищи. Если пройдет еще немного времени, то наступит ночь. Ночи на юге бывают замечательно темны ( τ σκτος τ ξτερον); на расстоянии двух шагов нельзя решительно ничего видеть. Тогда уже будет невозможно идти за пищей. Но никто не думает об этом. Не заметили, как прошло время вечерней трапезы, не замечают, что пройдет еще несколько времени и все они нигде уже не будут иметь возможности достать себе пищи. Эти обстоятельства вынуждают учеников идти к Спасителю и напомнить Ему, что время уже отпустить народ 560 . В другой раз также около десяти тысяч человек целых три дня оставались в одной пустыне со Спасителем, слушая Его дивное учение. Не смотря на недостаток пищи, никто не хотел оставить Его. Вот, что говорит Сам Спаситель об этих своих слушателях: „жаль мне народа, что уже три дня находятся при Мне и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в дома их, ослабнут в дороге: ибо некоторые из них пришли издалека“ 561 . Когда Спаситель приходил в город, то все жители этого города ( πλις λη) собирались к дверям того дома, в котором Он находился.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Здесь напоминается о том, что человек, который движется по пути праведности, не один. Господь ему помогает, защищает его и ведёт. Даже если вдруг ты попадёшь к людям, которые тебя научат какой-нибудь ереси, но у тебя в сердце будет стремление жить по-Божьи, Господь обязательно пошлёт тебе возможность узнать, в чем же правда, и выведет тебя из ереси. Господь с нами, мы не одни. Держитесь за Господа, это самое главное. Притч. 2:9 «Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю» ( Притч. 2:9 ). Стезя – это синоним слова «путь». Даже понимая и желая в целом двигаться к Богу, в конкретной ситуации мы можем оказаться в затруднении: а чего сейчас хочет от меня Господь? Порой мы не видим путь ясно, это из-за недостатка благочестия и знания Закона Божьего. Нужно сугубо молиться и советоваться с духовно опытными людьми в таком случае. Притч. 2:10–11 «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» ( Притч. 2:10–11 ). Здесь говорится о даре рассуждения – способности в любой ситуации видеть, в чем заключается воля Божия, и понимать, как её исполнить. Если мы не стяжали его, нужно обращаться за советом к тем, кто стяжал дар рассуждения. Или даже просто к более сведущим людям, чем мы. Прежде всего, конечно, к духовнику, а если нет такой возможности, то к другому верующему человеку, и тогда Господь, видя наше смирение, может дать нам ответ даже через самого простого человека. Мы зачастую не получаем ответа, потому что не хотим спрашивать совета, а думаем: «Я сам лучше знаю, сам разберусь». Некоторые говорят: «страшно узнать волю Божию. Ведь тогда придется исполнять ее». Но для христианина стыдно бояться узнать волю Божию и стыдно не желать исполнить ее. Ты боишься, что придется ради Бога пожертвовать своей самостью, своими желаниями и похотями? А зачем они тебе, если они против Бога? Это же замечательно, если ты узнаешь, что Богу они неугодны. Значит и тебе они не нужны, это сор, который только отравит твою жизнь. И это хорошо, что придётся себя преодолевать, перебарывать. Без самопонуждения и преодоления себя не бывает христианской жизни. Так что такое чувство боязни узнать волю Божию нужно в себе изживать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И благодаря Его искуплению мы все получили возможность снять ветхо­го человека и облечься в нового, то есть в благодать Божию и дары Небесные, отвергну­тые в Адаме праотеческим грехом и ныне отвергаемые наши произвольными грехами. Образ этого содержится в Евангельской притче о блудном сыне, которому по возвраще­нии Отец Небесный велит дать лучшую одежду: принесите лучшую одежду и оденьте его ( Лк. 15, 22 ). Это духовное обновление, на котором стоит оправдание. Это внутреннее об­новление, а не внешнее, что можно понять и из самих слов Апостола, который говорит: обновиться духом ума вашего. Второе подтверждение Апостол говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (...) храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор. 3, 16–17 ). И снова: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ( 1Кор. 6, 19 )? Здесь можно спро­сить, почему здесь говорится не об Отце, не о Сыне, а о Святом Духе? Потому что в этом есть некая Тайна, ведь Апостол говорит об святости, которая обычно приписывается Святому Духу. Хотя у всех троих Божественных Лиц одна сила, но каждому лично при­писываются определенные свойства, а именно: Отцу – могущество, Сыну – мудрость, Святому Духу – святость. Об этом образно говорит Апостол Павел: Дары различны, а Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различ­ны, а Бог один и тот же ( 1Кор. 12, 4–6 ). Исходя из того, что, словами Апостола, действия различны. Отцу и приписывается могущество, Сыну – мудрость, Святому Духу – благо­дать, относящаяся к святости. И замечательно, ибо Отец есть начало начал, и поэтому Ему приличествует мо­гущество как начало действия. Сын происходит от Отчего ума, и поэтому мы приписы­ваем Ему мудрость и истину. Святой Дух исходит из Отчей воли, и Ему приписываются благость, любовь и святость. Из этого ясно, почему Апостол говорит, что Святой Дух живет в праведниках, – не по иной какой причине, как только желая дать образ того, как праведники, или оправданные люди, обновляются и освящаются Святым Духом через влияние сверхъестественных Даров, о которых скажем несколько ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И вот результат: в 27 лет я встретила совсем другого человека (аккурат после того, как отказалась от мысли быть замужем вообще). И теперь я жена и нарадоваться не могу своим мужем! Хотя у нас и не все так уж гладко, ибо мы оба фанатичны и упрямы, а принадлежим разным конфессиям.  Но даже религиозные вопросы (весьма болезненные) Господь дает нам решать без потерь добрых отношений друг с другом, Слава Господу! Хотя всем известно, что религиозные проблемы самое надежное средство разрушить брак. Но сей милостью Господней, что мне этого человека подарила, я, не кривя душой, могу назвать себя счастливой. Третье: если у Господа есть план сделать вашу дочь супругой и женой, у Него есть для нее и жених! Но этот кандидат что-то не очень на такового похож. Ибо, читая Евангелие, возникает впечатление, что  Господь не в пример милосерден и очень заинтересован в том, чтобы у нее и у ее детей была благополучная, любящая, красивая семья, ведь будучи христианкой, она и ее семья должны быть письмом о мудрости, красоте и любви Божией в этом мире ( 2 Кор. 3, 3 ) «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога Живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Итак, ваша дочь (причем с мужем) должна быть Божьим примером замечательной во всех отношениях настоящей любящей и дружной семьи. Таков план Господень о вашей дочери, ЕСЛИ Он планирует сделать ее женой (и матерью). Четвертое: если у Господа нет плана сделать ее женой, то ни вам, ни ей этого бояться не стоит. Ибо на собственном опыте скажу, с тех пор как я стала женой, служить и душой и телом Господу здесь, на Земле, мне стало гораздо сложнее, и возможностей таковых теперь у меня меньше, о чем, в общем, даже можно бы пожалеть.  А посему прав апостол Павел, говоря: «…Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1 Кор. 7, 33 ). Это действительно так и, будучи замужем, так же много угождать Богу, как не будучи замужем, не получается. Ни времени, ни сил у меня теперь на это недостаточно в полной мере.

http://azbyka.ru/semya/zhenskoe-odinoche...

И дальше апостол пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума». Вот какой он дает совет. Не осуждай чужого раба: это же не твой раб, а раб Божий. Смотри за собой, смотри за своими детьми, а не суди всех остальных, потому что они не твои, они Божии, и Господь Сам знает, как каждого управить. И каждый пусть поступает по собственному ума рассуждению. Вот такие советы апостол Павел нам дает, а святая Церковь эти советы выбирает как поучение перед Великим постом – насколько это важно. Потому что если мы постясь будем осуждать не постящихся, то этим перечеркнем весь наш пост. К сожалению, постоянно только и слышишь: как же так? вот они не постятся, они постом рыбу едят… Какое твое дело? Ты стой перед своим Господом, ты избрал себе путь и иди по нему. Каждый человек идет своим путем, потому что у каждого своя мера, у каждого своя возможность. И не надо никого осуждать. Сам Господь Иисус Христос в Евангелии, которое сегодня читается, говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». По этому Евангелию сегодняшнее воскресенье называется Прощеным, и перед постом существует обычай просить у всех прощение. Святая Церковь нам напоминает, что мы часто ссоримся, часто негодуем друг на друга, осуждаем, а этого делать христианину ни в коем случае нельзя. А так как раньше, в древности, люди жили жизнью Церкви, то, вынеся из церкви слова этого замечательного Евангелия, они шли и просили прощения у всех, кто им на пути попадался, и у тех, с кем они действительно были в ссоре. Так, наверное, и возник этот обычай. А в монастырях есть этот обычай даже в ежедневной богослужебной практике. Господь говорит ясно: если ты на кого-то рассердился, если ты на кого-то держишь обиду, то, значит, Господь тебя тоже не простит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

И здесь, в идее Софии, та же мысль, но уже облаченная в богословско-метафизические одежды. И цель та же самая - доказать, что христианство не может только говорить о личном спасении, но оно должно заниматься такими социальными феноменами как хозяйство. Булгаков по-прежнему воюет против асоциального христианства, но делает это уже на богословском уровне, с помощью Софии». - По-другому и быть не могло. Отсюда и навязчивая «идея коллективного спасения» как важный элемент православного социализма Сомина, которая у самого Булгакова, несомненно, является проекцией софиологии в социологию. «...следующий по важности круг, где ведется сражение [за спасение] - социум, общество. Почему? Да потому, что общество состоит из душ человеческих. Социум - это тот же человек, только рассматриваемый со стороны межличностных взаимодействий». Социум у Булгакова - это и есть тварная София, падшая коллективная личность (Всечеловек, Мирочеловек), которую надо спасти (возвратить в нетварную Софию) всю целиком. «Здесь история человека, точнее, история домостроительства спасения, а еще точнее - история Церкви в истории человеческого рода - изображается как дело Софии, как соделание и сохранение софийности человека, начиная от самого его создания. " Она сохраняла первозданного отца мира, который сотворен был один, и спасала его от собственного его падения " (Прем 10:1). Замечательно, что первозданный Адам именуется здесь отцом мира ... πατρα κσμου, чем указуется его средоточное значение для всего мира именно в силу его софийности». «Она - одна, но может все и, пребывая в себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков, ибо Бог ничего не любит, кроме живущего с Премудростью» (Прем 7:24-28). Все эти выражения свидетельствуют, несомненно, об онтологическом понимании Премудрости, как некоей умной сущности, являемой в Божественном откровении, однако не дают возможность отнести ее всецело, так сказать, к области Второй Ипостаси или же прямо ее к Ней приравнять (как это понимается у иных [патристических] толковников)».

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

И как любая мать хочет, чтобы ее дитя нормально росло и развивалось, так и Бог заботится о нашем духовном росте, укрепляя, наставляя и благословляя. Но человек зачастую противится бережной заботе Бога, и тогда Он предлагает нам действовать самостоятельно. Например, простить ближнего. С учетом всего этого — бессмысленно собирать сокровище на земле .  «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, — говорит Господь, — ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20-21). То, что мы делаем для Бога, для Христа — и есть подлинное сокровище. Например, когда трудно терпеть кого-то, но ради Христа — терпишь. Это — сокровище. Когда есть возможность обмануть, украсть, но ради Христа не делаешь этого — ты приобретаешь сокровище и на небе, и на земле. И в трудную минуту, которая непременно случится — ведь дьявол не дремлет, — в минуту огорчения и обиды, ты обязательно найдешь выход, верное решение, помощь и поддержку. Господь сподобил меня познакомиться с замечательным святым наших дней — старцем Арсением, сподвижником святого Иосифа Исихаста. Я застал его незадолго до кончины — в больничной палате. Старец сидел на кровати и светился от радости. Монах, пришедший вместе со мной, пошутил: — Вот, батюшка, сидишь себе и даже поклон не можешь сделать! Только лежать… — Ну и что, — отвечал старец. — Меня это не волнует, у меня надежные сбережения! Позади у него была жизнь, посвященная Богу. Никто не мог украсть это сокровище. Все остальное — обман и тлен. Попробуй сделать кому-то добро, ожидая благодарности! Вот увидишь: именно тот, кого ты облагодетельствовал, не отблагодарит. Почему? Потому что человек по падшей природе своей высокомерен и эгоистичен, и добро в свой адрес зачастую воспринимает как унижение — такой вот парадокс. Особенно если ты оказал человеку большую, значительную услугу — в таком случае его начинают одолевать настоящие комплексы и он подсознательно захочет тебя унизить. И рано или поздно, к сожалению, он превращается в настоящего врага — не выдержав испытания благодарностью.

http://pravmir.ru/pachka-kupyur-po-20-ev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010