Служение панихиды в Великом посту, несомненно, имело благие цели содействия подвигу поста и молитвы, но оно отрицательно отразилось на последующей истории чинопосле-дования панихиды. В суточном круге великопостных служб панихида совершалась в конце литургии Преждеосвященных Даров или в начале повечерия. В том и другом случае она теряла значение особой ночной службы и становилась неким дополнением к литургии Преждеосвященных или же к повечерию. В этих условиях чтение молитв, со стороны их содержания непосредственно связанных с ночным временем, теряло смысл. Их стали опускать, а псалмы песненной панихиды (119, 120 и 121-й) стали заменять другими. Вносились новые песнопения преимущественно покаянного содержания. Все это вместе взятое нарушало структуру, типичную для песненных по-следований. Симеон Солунский описывает панихиду, совершаемую на первой седмице поста. Но эта панихида, сравнительно с иерусалимской святогробской, значительно деформировалась со стороны ее чинопоследования. После заамвонной молитвы певец пел 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». Иерей в это время читал тайно молитву и относил священные сосуды в со-судохранильницу. Затем, вернувшись обратно, он произносил великую ектению. Начиналось пение антифонов. Антифоны I и 3-й были те же, что и в рукописи Александрийской патриаршей библиотеки 104, с теми же тропарями, псалом же 120-й, в котором упоминается ночное время («Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию», заменен 24-м («К Тебе, Господи, воздвигох душу мою»), нейтральным в смысле суточного времени. Сложнее обстоит дело с молитвами антифонов. Симеон говорит, что иерей читал одну молитву, относя сосуды в сосудо-хранильницу, и после этой молитвы и великой ектении делал возглас «Яко подобает Тебе». Затем он читал молитву после первого антифона «Насладившеся во время дневное», возглас же к этой молитве «Яко освятися и прославися» взят от молитвы 2-го антифона. Затем после 2-го антифона указана молитва «Тебе вечнаго и невечерняго света», возглас которой «Яко освятися и прославися» был только что произнесен. Более того, Симеон говорит, что к этой молитве присоединяются молитва 3-го антифона «Неусыпающее и непрестанное славословие» и молитва отпуста «Владыко Вседержителю», так что 3-й антифон оказывается без его молитвы 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

8 Среди русских рукописей это наименование впервые появляется в Служебнике митрополита Киприана (ГИМ. Син. 601, кон. XIV в.), который содержит новые переводы основных чинопоследований, а также некоторые тексты, не засвидетельствованные в других русских рукописях старше XV в., и поэтому уже не может считаться свидетелем древнерусской традиции студийской эпохи. Остальные Служебники XIII–XIV вв. или имеют самоназвание «Молитвеникъ» (РНБ. О. п. I. 4, 1-я пол. – сер. XIV в.; NYPL. Slav. 1, 2-я пол. – 3-я четв. XIV в.; ГИМ. Воскр. 7, 1380 г.; РНБ. Coф. 522, XIV в.; РНБ. О. п. I. 5, XIV в.), соответствующее греческому Εχολγιον, или не озаглавлены вовсе. В отдельных случаях функцию заглавия рукописи выполняет заголовок одного из чинов литургии: «Служба ». 9 Вариант: «Потребник». Как и термин «Служебник» (см. предыдущее примечание), термин «Требник/Потребник» в наиболее древних рукописях не засвидетельствован. 12 Издание: Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Т. III: Евхологий Константинополя в начале XI века и Песненное последование по Требнику митрополита Киприана. М., 2003. С. 649–665. М. Арранц ошибочно называет рукопись ГИМ. Син. 675 «Требником митрополита Киприана» – вероятно, путая ее с ГИМ. Син. 601; впрочем, в сравнительно поздних русских рукописях корпус священнических молитв малых часов и иных иногда действительно приписывается митрополиту Киприану (ср., например: РГБ. МДА. Фунд. 183, XVI в. Л. 38), но на ошибочность этой атрибуции указывал еще И. Д. Мансветов (см.: Мансветов И. О песненном последовании (σματικ κολουθα): его древнейшая основа и общий строй//Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе за 1880 г. М., 1880. Ч. 26. С. 752–1028, здесь: с. 771). 13 Издание: Слуцкий А. С. Заамвонные молитвы в рукописных славянских Служебниках//Византинороссика. СПб., 2005. Т. 3. С. 184–211, здесь с. 202–210. 14 Обоснования датировок и библиографические сведения об этих рукописях см. в статье: Желтов. Чин Божественной литургии... С. 281–284. По сравнению с аналогичным перечнем, содержащимся в работе Н. Н. Розова (Розов Н. Н. Русские Служебники и Требники//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 314–339, здесь с. 338), наш дополнен и уточнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

270 Егда имать (священник) вознести св. хлеб, не открывает святая: но еще покровенным сущим Божественным даром, вложив руку, касается животворящего тела со благоговением и страхом многим. 271 Вонмем. Преждеосвященная святая святым. Един свят. Причастен : Вкусите и видите. Аллилуиа, 3-ды. 272 Раздробление св. Агнца и влитие теплоты в потир. 273 Приобщение священнослужителей. 274 Диакон, взем св. дискос, надносит верху св. потира, и спрятает святая, ничтоже глаголя, и поклонився трижды, отверзает царская врата. Взем св. потир, глаголет: Со страхом Божиим. 275 Благословлю Господа, кончая словами: во устех моих. Спаси, Боже, люди Твоя . 276 Хлеб небесный . 277 И покадив святая трижды, священник отдаёт кадило диакону: и взем св. дискос поставляет на голову диаконю, и диакон, взем и (его) со благоговением, зря вне ко дверем, ничтоже глаголя, отходит ко предложению и поставляет и. 278 Священник же, поклонився, взем св. потир и обращься ко дверем, зрит к людем, глаголя тайно: Благословен Бог наш: И возгласно: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. И относит святая к жертвеннику. 279 Аминь. Да исполнятся уста. 280 Ектения : Прости приимше. Возглас: Яко Ты еси. 281 С миром изыдем. О имени Господни. Господу помолимся. Господи помилуй. Заамвонная молитва: Владыко вседержителю. Аминь. Буди имя Господне (3-ды). 282 Слава, и ныне. Благословлю Господа (псал. 33-й). Молитва глаголемая, внегда потребити святая: Господи Боже. Священник же исходит (из алтаря), и став на обычнем месте, раздает антидор. 283 Отпуст: 284 Христос истинный Бог . 285 Многолетие. 286 По отпусте же, молитвы благодарныя. Таже: Ныне отпущаеши, Трисвятое. По Отче наш, тропарь, гл. 4: Правило веры. Слава, и ныне. Богородичен: Предстательство христиан . Архиерейское служение литургии 287 После прибытия 288 Архиерея, встречи 289 его, чтения входных молитв 290 , облачения 291 Архиерея и по окончании часов 292 , приходят 1-й д. и диаконы к Архиерею и, преклонше главы, глаголют: Время сотворити Господеви, владыко преосвященнейший благослови.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

У матери свой язык, свое наречие, сельское, простое, грубое, не грамматическое, которого не надо презирать, но отдавать должное уважение, как словесному органу. Диавол всё старается употребить в повод к злобе и презрению – ты старайся всё употребить в повод к благости, ласке, смирению. Ты говоришь правильною речью, образованною, – благодари Бога, даровавшего тебе образование, но помни, что образованная речь без образованного сердца (если, например, сердце злое, высокомерное, грубое, упрямое, завистливое, скупое) ничего не значит, пустой звон металла; напротив, необразованная речь при простоте сердечной, кротости, незлобии, ласковости, покорности имеет великую цену. О, какие мы лицеприятные, поверхностные, ложные! Итак, уважай наречие каждого места и не презирай человека из-за грубого наречия, как из-за грубой одежды. Помни, что ты сам некогда говорил тем же наречием. Простые, необразованные люди – дети: всё у них безыскусственно, просто: наречие, одежда, пища, питье. Враг не дает выговаривать некоторых слов при отправлении богослужения. Скажи ему: представь причину, почему бы их не выговаривать? И не представит, нелепый, причины, потому что нет ее. Все слова молитв по научению Духа Святого преданы нам для учения и молитвы. 21 марта. Понедельник Великий. Благодарю Тебя, Господи, яко удовлил мя еси совершит Божественную литургию Преждеосвященных Даров и по некоем преткновении на заамвонной молитве не попустил еси овладети мною духу уныния злого, но чрез причащение Божественных Таин прогнал еси его и мирна мя соделал еси. Благодарю Тебя, яко во время Часов и литургии несколько раз спасл еси мя. Мужайся, когда находит дух уныния. Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи [ Лк. 1, 53 ]. Нужно алкать, чтобы Господь исполнил душу благами. Горе насыщенным. Священник всегда должен гореть любовию к Богу и ближним: иначе как он искренно будет молиться об них Богу по таким прекрасным молитвам? Существом сердца твоего да будет любовь неизменная ко всякому человеку. Всякий вид вражды возненавидь; такой-то, говоришь, имеет надменный взгляд, надутое лицо, не люблю его – нет, люби: этот взгляд, это лицо есть болезнь его, язва его, а мы все носим язвы прегрешений. Такой-то, говоришь, оборванец, [как-то] подпевает, стоя позади клироса, дьячку, и разнит: ненавижу его в сердце моем, ярюсь на него, – ты в плену у диавола, ты горд, надменен: как ты смел осуждать и ругать брата, хотя бы в сердце, презирать его за то, что он поет Господу? Ведь он, как и ты, по образу Божию и воспевает свой Первообраз, свой Живот Ипостасный, своего Отца и Промыслителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Господи, Утешителю благих! Благодарю Тебя за утешение в скорби моей о неправде директора, лишившего меня много раз должной платы из сбора за учение воспитанников в гимназии; благодарю Тебя, яко Твоя десница туне награждала меня всегда, так что я ни в чем не имел с семейством и бедными родственниками никакого недостатка. Ты совершаешь суды Свои вскоре над обидящими меня и тем скорее, чем менее я сам буду вступаться за себя; Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь ( Рим. 12, 19 ). Увидим, принесут ли пользу карты, и добро, от нас взятое, принесет ли им сердечное довольство? Ибо добро (принято), а сами (делить) его другим не хотят. Благодарю Господа за соборную 26 августа литургию, за оживление меня, мертвого, животворящими Тайнами; заамвонную молитву, которую хотел было просить прочитать отца Матфея по бесовскому страху, но прочитал сам и благодатию Божиею одолел врага почти до конца. Аще кто не отречется всего своего имения, не может Мой быти ученик ( Лк. 14, 33 ); под имением здесь Господь разумеет не имение только вещественное, от коего совершенно отречься нельзя, потому что надо же иметь необходимую пищу, одежду, жилище, вообще необходимости житейские, – а имение душевное, то есть грех, похоти, страсти, греховные привычки, наклонности, все скверные, лукавые и хульные помышления, намерения, предприятия. 28 августа. После всенощной. Благодарю Господа за дар умиления и слез во время шестопсалмия при чтении молитв. Немощь большая физическая и духовная от слабости нервов и худого варения желудка, от употребления рюмки водки и от пирога с лососиной. Я живу во вне, а не внутри, это худо. Я должен жить более во внутреннем мире, а не внешнем, не увлекаться внешними впечатлениями от лиц, от пищи и питья, одежды и проч. Согрешил ко Господу, ярясь на нищих и грозя им заушением и темницею; признаю злобу мою, скупость мою, жестокость сердца моего и милости прошу и благопременения сердцу моему. Помилуй, Господи! Измени, Господи! Очисти, Господи! Спаси, Господи! Задача всякого священнослужителя – приблизить к сердцу и искренно возлюбить Бога, Коему служит, Божию Матерь, Небесные благие Силы, всех святых, коих просит молить Бога о нас, коих прославляет и благодарит; далее, приблизить к сердцу и возлюбить искренно всех живущих на земле, за коих молится и в особенности своих по вере, также и умерших в вере и надежде воскресения, за коих приносит ежедневно жертву или молитву домашнюю или общественную. А мы как бываем холодны наибольшею частию, особенно к живущим на земле и к умершим!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Согрешил – рассердился на нищих, толкал их с гневом, за уши рвал, бранил. Десять с половиной часов утра. Фомино воскресение. Торжествую новую победу непобедимого нашими злобами милосердия Божия, победу благодати именно над моею злобою относительно дьячка Каменоградского и нищих, казавшихся мне совсем неблагонадежными и однако же крайне требовательными относительно подаяния. Когда я пришел домой, я был в крайней, мучительной тесноте дьявольской, и вот я стал каяться и умолять милосердие Божие о помиловании; с великой верой и надеждой я молился, с крайним самообличением, и Господь немедленно подвигся на защиту и избавление моего недостоинства; державная, животворящая сила Его разрушила во мне узы адовы, диавол прогнан, я почувствовал себя свободным от насилия диавольского и от адской тесноты его, ловительства его, тиранства его. Господь вселился в меня и умиротворил меня. Слава о сем Господу! Пред отпустом на обедне враг совсем было поглотил меня, убив меня смятением, боязнию, страхом, теснотою, малодушием, и я думал, что не в состоянии буду говорить отпуста ни слова, но с Божией помощью решился говорить отпуст нараспев, громко, ни на кого не взирая, и, слава Богу, сказал весь, со всеми святыми, сначала дрожащим голосом, а потом твердым. Враг ужасно насиловал меня, мое сердце, расслабляя и смущая его. Слава укрепившей меня благодати! Господи! Даруй мне небоязненно, непреткновенно глаголати все молитвы, возгласы, отпусты к славе имени Твоего и к утешению верных Твоих. Благодарю Господа, всеблагого Помощника, за доброе служение молебна у господина Бойля, искреннее, торжествующим духом, непреткновенное, с самою живою верою. Под самый конец молебна лукавый попутал меня нетерпением и огорчением на дьячка за его неловкость, оттоле теснота; от ней избавился после продолжительной молитвы покаянной. Нравоучение: я должен быть невозмутим, спокоен, незлобив. Я не сохранил этого спокойствия и незлобия во время обедни, когда дьячок не выпевал всего, чего я ожидал, или скоро пел, не давая мне времени вычитать спокойно молитв, но огорчился на него, и потому неспокойно, недостойно причастился Святых Таин, имея тесноту в сердце великую. Заамвонную молитву читал неспокойно и недочитал; поучение говорил тоже неспокойно. Только после употребления Святых Даров совершенно исцелился. Слава Богу! Отпуст литургии говорил медленно, нараспев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

евангелие луки, зачало 9: В пятоенадесяте лето: И по ряду божественная литургиа великаго василиа: Вместо достойно поем: о тебе радуется: Причастен, Хвалите Господа: И по заамвонной молитве, абие исходим вси ко священной купели в притвор, или на источники, царскими враты. Игумен, или старейший иерей, носяй на главе честный крест, предыдущим ему свещеносцем, и диаконом с кадилы, и полагает честный крест на благоукрашенном столе, идеже и воде уготованней в чаше, и свещам окрест стоящим, и даются свещи братиям. Клириком же поющим тропарь, глас 8: Глас господень на водах: трижды. В тоже время настоятель кадит окрест стола, таже образы, и праздника на аналогии, и священников, и лики по чину, предходящу ему диакону со свещею. Посем тропарь, глас тойже: Днесь вод освящается естество: дважды. И другий: яко человек на реку: дважды. Слава, и ныне: Ко гласу вопиющаго: Таже диакон: Премудрость. и чтутся чтения 3: пророчества исаиина. Таже прокимен, глас 3: Господь просвещение мое: Стих: Господь защититель живота моего: Апостол к коринфяном, зачало 143 от полу: Не хощу вас не ведети: Аллилуиа трижды, глас 4: Глас господень на водах: евангелие марка, зачало 2: Прииде Иисус от назарета галилейскаго: И глаголет диакон ектению великую: Миром господу помолимся. и прочее ектении освящения. Сим же от диакона глаголемым, настоятель глаголет молитву тайно: Господи Иисусе Христе, единородный сыне: без возгласа, и речет в себе и Аминь. И начинает велиим гласом, во услышание всех, молитву сию глаголя: Велий еси Господи, и чудна дела твоя: всю до конца, трижды. Таже молитву: Ты бо хотением от не сущих: и прочая. И по скончании молитв, абие благословляя воду крестовидно честным крестом, погружает его право низводя в воду и возводя, держа его обема рукама, поя и настоящий тропарь, во глас 1: Во иордане крещающуся тебе Господи: И в другий такожде знаменует крестом воду, и в третий такожде тойже тропарь поя сам настоятель, споющим ему и прочим священником. Таже по сих поют и лики тойже тропарь. Настоятель же взем священную воду на блюдо, и обратяся на запад лицем, в левой руце держа честный крест, а в правой василки, кропит крестообразно на вся страны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Впрочем, это так по уставу, но он-то в противность мне сделал это! В Думской церкви у меня ранняя обедня была. Протоиерей с вечера просил поскорее начать, а у меня случались разные исповедники и исповедницы, я был взволнован и облачился неспокойно, и проскомидию совершил неспокойно, торопливо, и литургию оглашенных служил смутно, связано, молясь Господу о воскрешении меня, как Лазаря из гроба, и вот после Евангелия Господь воскресил меня, как Лазаря: я ожил, узы расторглись смертные, я почувствовал в себе струи живые, распространилось сердце мое, и совершал я добре литургию, но при говорении молитв исповедания Верую, Господи, и исповедую я сбился от мысли: зачем стоит впереди Параскева Ивановна Ковригина, лучше бы ей быть позади, и уничижил я тайно моих [частых] исповедальниц и причастниц пред блестящим лейтенантом Ипполитом Петровичем Андреевым и его женой Варварой, и совсем смутился, и говорить не мог Вечери Твоея тайныя от смущения и уничижения внутреннего и посрамления праведного. Молитвы заамвонной не мог читать, отпуст скомкал. Только после обедни и молебна, на коем не мог читать Евангелия, при потреблении Святых Даров и глубоком самоосуждении и покаянии в лицеприятии и ложном стыде и неправедной неприязни я удостоился прощения и мира от Господа и причащения животворного. О, какая буря! Какая теснота! Какие смертоносные узы! Написать письмо к генеральше Надежде Николаевне в Петербург в ответ на ее любезное письмо. Причина слабодушия и малодушия во время сегодняшней ранней обедни заключалась в одебелении сердца чревоугодием и сластолюбием (предшествовавшими), бывшими вчера и прежде. Несомненно, что театр не может никого научить доброй нравственности и добродетелям – не то что христианским, а даже гражданским. Посмотрите на содержание драматического репертуара и на писателей драматических произведений: кто они, что они пишут, какие их цели и намерения? Посмотрите, кто действующие лица? Что они могут дать публике? Только то, что сами имеют, чем сами проникнуты, а чего не имеют, того и дать не могут и не дают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не хлебом одним будет жить человек [ Мф.4:4 ]. 15 января Сегодняшняя утреня была для меня днем чрезвычайно, смертельно острых искушений вследствие, с одной стороны, вчерашнего пресыщения пирожками (семга, кильки крайне соленые) и запаха кожи у кожевника Кузнецова, с другой стороны, малой простуды, также засорения желудка; мнительность и раздражительность достигли крайних пределов, я сердился ни за что на дьячка по одному неосновательному и глупому подозрению (удара кулака по налою при чтении канона); гортань была засорена, отхаркивался постоянно; молился и каялся со слезами об избавлении от искушения врагов бесплотных, нещадно меня язвивших в сердце, и едва слезами умолил Господа, прогневанного моими грехами. За обедней тоже крайне тяжкие искушения, теснота, скорбь, уныние, уничижение и упадок духа, удавление от духов злых. Сколько слез, припаданий к престолу, молитв стоило мне хотя несколько освободиться от давления демонского! Молитвы о царе после сугубой ектении не мог читать и на половине кончил от насилия демонского! После причащения оживотворился, но при чтении заамвонной молитвы опять допустил овладеть собой духу малодушия и боязни, уничижения и срамоты и не мог кончить ее надлежащим образом, а пропустил много слов; отпуст скрал от внутреннего удавления демонского, и потом опять новое давление, теснота, смерть, едва не отчаяние от непрестанной злобы диавольской; верой, покаянием, молитвой тайной, упованием твердым сломил врагов бесплотных благодатью Христовой и вышел к народу победителем о Христе, торжествующим над полчищами демонскими; потом служил панихиды мирно, величественно (две панихиды [...] Тельмяковой). Потребил Святые Тайны животворно, обновительно. Слава Богу! Ухо левое (здоровое) несколько ноет. Уврачуй, Господи! 16 января Утро. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от сладострастных помыслов, чувств и поползновений, гибельно увлекавших меня после того, как я только взглянул на сидевшую на корточках девицу и чистившую посуду (пред утреней), и даровавшего мне здравое духовное мудрование, истребившее всю прелесть блудную благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В это время преподается Причастие. Сначала идут иподиаконы, приобщающиеся всякий раз, во всякое священнодействие, и им не дозволено приобщаться в алтаре, потому что они ниже диаконов, так как они не в алтаре рукоположены. За ними – чтецы и монахи, а после них – миряне. Ибо, кроме архиереев, пресвитеров и диаконов, никто другой не приобщается в алтаре, так как только в эти три степени рукополагают в алтаре. Остальные приобщаются вне алтаря и не принимая в руки Божественного Хлеба, как стоящие ниже по чину и имеющие последнюю степень, хотя бы они и превосходили других добродетелью. Поэтому каждому следует соблюдать свой чин, как и Павел заповедует, говоря: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» ( 1Кор. 7:20 ), дабы скорее можно было найти в каждом основание добродетели – смирение, которое есть и в Ангелах. Так точно и в будущем каждый, как опять-таки говорит Павел, будет в своем чине. Затем преподаётся благословение народу, как бы от Самого Спасителя. Оно преподаётся предстоятелем, который и молится о спасении всех. Потом он снова кадит на престоле святые Дары, говоря слова Вознесения ( Мк. 16:16–18 ) и благодаря Воплотившегося за нас, и пострадавшего, и Воскресшего плотию, и Вознесшегося на Небеса, и живущего, и славой Своей наполнившего всю землю. Потом, благословив Бога, отдаёт остатки Святых Даров, чтобы они перенесены были в предложение и потреблены диаконами. Между тем второй из священников вне священного алтаря возглашает заамвонную молитву за народ, воссылая эту последнюю молитву и совершая дело архиерея, потому что начало и окончание молитв суть его дело. Впрочем, и архиерей в алтаре таинственно возносит эту молитву к Богу, потому и благословляет священника, как своего служителя, когда тот подойдет после произнесения молитвы. Затем сам архиерей, сложив илитон, положив Евангелие и облобызав как его, так и священный престол, показывает этим, что после того, как совершил литургию, он уже освящён и соединён с жертвенником. Потом выходит к дверям алтаря и раздаёт народу антидор, потому что народ не входит в алтарь и потому что Вышний снисходит к смиренным и многоразлично дарует Себя им. 68. Об антидоре и о том, что это – хлеб освященный

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010