Короче говоря, каждый в Церкви (мужчины, женщины, дети) должен находиться на своём месте: служители алтаря, клир, кающиеся, оглашенные. В этом литургическом распределении по чину всех верующих проявляется, в частности, ангелоподобная иерархичность земной Церкви. Попытка нарушить эту Богом установленную гармонию сродни бунту сатаны, потерявшему по этой причине своё небесное достоинство. Практика громогласного «на весь храм» произнесения сокровенных евхаристических молитв принижает их до значения заамвонной молитвы. Заметим, что радиотрансляция тайных молитв из алтаря на церковный двор и улицу, по нашему мнению, искажает сам дух и смысл Божественной Литургии, учрежденной Христом в уготованной закрытой горнице (« Двери, двери!»). Молитвы евхаристического канона отличаются по своему содержанию и форме от тех молитв, которые Церковный Устав предусматривает возглашать в притворе храма или за его пределами (молитвы на литии, во время Крестных ходов и др.). О служении Литургии при открытых царских вратах Служение Литургии при открытых царских вратах, практикуемое многими священниками-обновленцами, является по нашему мнению, бесчинным и непростительным поведением, за которое нечестивцы должны понести церковное наказание. Действительно, если батюшка с беленьким Крестиком захочет служить в Митре (которая ему очень к лицу…), это, очевидно, будет расценено всеми, как недозволенная дерзость и присвоение незаслуженной награды. Но, согласно православной церковной традиции, право служения «с отверстием», то есть с открытыми царскими вратами, может получить лишь священник, прежде уже удостоенный права ношения Митры. Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/19/poryad...

И на мгновение отпасть от Господа есть величайшая и ужасная потеря! И как возлюбил Бог человека и как неблагодарен человек, не уверивший сердца своего с Богом, как изменчив, непостоянен! Жизненное начало наше – любовь к Богу и ближнему – храни тщательно в сердце своем; не привязывайся ни к чему земному и не скорби о потере земного сокровища из-за пристрастия к земным благам: при потере их бывает невольный плачь, скорбь, уныние, отчаяние, раздражение, злоба, пьянство с горя и другие беды, а главная беда – отпадение человека от Бога; чрез пристрастие к сокровищу тленному мы лишаемся сокровища нетленного, некрадомого, неистощимого, жизненного – Христа Бога, Источника жизни нашей. 26 сентября После поздней обедни. Благодарю Господа за чудеса милосердия, явленные во мне пред литургией (пред входным последованием), в начале литургии, когда на сердце была некоторая тоскливость, искорененная благодатью, особенно после входа великого, когда диавольская холодность захватила мое сердце, растаявшая, как воск, от благодати и сменившаяся теплотой сердечной и слезами умиления; затем пред причащением (мгновенный блеск в стекле охладил сердце, убил) и во время и после причащения Святых Таин и при чтении заамвонной молитвы, прочитанной громко, с чувством, свободно, спокойно, разумно, и наконец при отпусте, произнесенном с достоинством, спокойно, непреткновенно. После обедни было три панихиды: две сряду после обедни и одна в час пятнадцать минут по капитане первого ранга Андрее Павловиче Новосильском соборне. Благодарю Господа всем сердцем за скорое услышание покаянной молитвы моей о прощении греха плотского чувства любви, смутного, вяжущего, смертоносного, и о даровании мне любви ко всем в Духе Святом, любви нетленной, непорочной, мирной, вечной. Огонь в храме – символ света, жизни, очищения, символ Самого Божества, вечно живущего, ибо Бог наш есть поядающий огонь [ Втор.4:24 ; Евр.12:29 ]. Во время Божьих служб и вне их, когда находят на меня различные искушения от злых духов, я вижу полную мою и совершенную несостоятельность избавиться своими силами от этих ядовитых, смертоносных искушений, вижу полное свое бессилие, совершенное увлечение злой силой греха, и только с верою, в покаянии искреннем призываемое имя Божие, имя Господа Иисуса Христа, спасает меня милостиво, державно всякий раз, за что я и благодарю всякий раз Господа моего многомилостивого, вседержавного Царя и Избавителя моего. Слава Тебе, Царю сил! 27 сентября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Воскресение. Заговенье. Благодарю Господа, помогшего прочитать более половины молитвы за царя хорошо, спокойно, выразительно; под конец осилил супостат и смял меня; далее всю обедню служил с чувством и слезами; причастился с чувством, животворно; заамвонную вышел читать со смущением и боязнью диавольской и действительно сбился и далеко не всю прочитал из людобоязни и бесобоязни; отпуст скрал на литургии, на панихиде тоже. На людей боюсь смотреть, особенно нарядных и красивых, – вот прелесть, вот мечта бесовская! На незнакомых и знакомых боюсь смотреть, хоть совсем не гляди на людей, а смотреть надо священнику, чтобы всех видеть, над всеми [наблюдать]. Отыми от меня, Господи, мучительную диавольскую прелесть, даруй на всех смотреть прямо, бодро, искренно, небоязненно, чисто, владычественно, пастырски, отечески, любовно, с достоинством и самообладанием. Буди! Вечер. За вечерней крайне я возмутился от низости, пьянства, небрежности и холодности наемного дьячка Никитина, пришедшего к великой вечерне в пьяном виде, – всю вечерню не мог успокоиться. Знаю умышления сатаны: он усиливается расстроить службу Божию и лишить назидания, утешения прихожан и поругаться Самому Господу в его служителях, например во мне: он не хочет допустить меня до искреннего покаяния во грехах. Но да обымет меня благодать покаяния и всех людей Божиих, да сокрушатся все сердца, да даст нам Господь пролить реки слез. Аминь. Рука моя правая милостью Божией поправляется, от нее золотуха отлила к груди и образовала кашель и мокроту. Сегодня был у племянника Фиделина, пил пиво и чай с черных хлебом и деревенским холмогорским маслом. Великое дело не унывать по грехопадении и возненавидеть и омерзить грех, чего он и достоин, а правду Божию возлюбить всем сердцем. 8 февраля Понедельник Первой недели поста. Многократно поглощал меня сегодня сатана во время утрени (на великой ектении и просительной совершенная остановка при молении о Святейшем Синоде и при воспоминании о моем пороке), на часах при говорении тропарей часов третьего, шестого и девятого, на великой и просительной ектениях и на отпусте и во время вечерни при чтении отпуста, молитвы и ектении, но всякий раз Господь извлекал меня из его ужасной пасти, от мучения и смерти души, даруя мне милость, мир, очищение, освящение, дерзновение, благодарение. 9 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда я был молод и неопытен в духовных делах, я считал за великое блага мира сего; но когда стал мужем и искусился во всем, я познал, что блага сего мира ничтожны в собственном смысле этого слова и что единственное сокровище сердца моего, жизнь моя, вечное, бесконечное мое благо есть Бог. О вера святая! Какими словами, какими песнями я прославлю тебя за бесчисленные блага для души и тела моего, дарованные мне тобою, за все силы, которые ты во мне совершала и совершаешь, за блага мира и отъятие смятения, за блага свободы с отъятием тесноты горькой, за блага света духовного с прогнанием тьмы страстей, за благодерзновение с отъятием малодушия и боязни, за блага духовной власти и духовного величия с отъятием рабства греховного и низости духа, за блага святыни с отъятием греховной нечистоты, за отъятие злобы, зависти, своеволия и упрямства, любостяжания, блуда и всякого греховного растления. Слава Тебе, Богу благодетелю моему, во веки веков. Познан буди, Господи, в вере Твоей всем людям Твоим и всем племенам земным, да все прославят Тебя единеми усты и единем сердцем от востока солнца до запада. Буди, буди! 12 марта 1871 года, 11 часов ночи. (После вечерней молитвы и чтения канона Животворящему Кресту Господню.) «Крепись и мужайся, Поликарп», – был голос свыше священномученику Поликарпу Смирнскому 18 . Мне нужно тоже ободрение, ибо умножились борющие мя гордые бесове, а помощника нет против них, кроме единого Бога, – но по грехам моим и Бог уклоняется от меня, оставляет меня, предоставляет меня иногда моей немощи. 12 марта Благодарю Господа, в державе крепости Своея сокрушившего великие, утонченные, злейшие козни врага бесплотного надо мною, кои он сплетал надо мною во время литургии соборной в манеже при отпевании Комаровской, в особенности пред чтением заамвонной молитвы. Я прочитал эту молитву пред большим и видным, знатным собранием раздельно, твердо, громко, кроме слов: угоднику Твоему... Возглас на панихиде тоже произнес с дерзновением, кроме слова болярыни. Разгорячи сердце Духом Святым, и отбежит лукавый, – а в хладном сердце он гнездится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хор: Тебе, Господи. Священник, наклонив голову, читает тайную молитву Боже единый и благий... и возглашает: Благодатию и щедротами... Хор: Аминь. Священник читает тайную молитву Вонми, Господи... После этой молитвы священник в алтаре, а диакон на амвоне поклоняются трижды, тайно произнося: Боже, очисти мя, грешнаго. Диакон: Вонмем (завеса закрывается до конца). Священник, благоговейно прикасаясь рукой к Святому Агнцу, возглашает: Преждеосвященная святая святым и отлагает воздух и звездицу. Хор поет Един свят... и причастен Вкусите и видите... Диакон входит в алтарь и, став около священника, тихо произносит: Раздроби, владыко, Святый Хлеб. Священник раздробляет Святой Хлеб на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется... и влагает частицу с надписью «IC» в святую чашу, ничего не произнося. Диакон вливает в чашу теплоту. Священник при этом ничего не произносит. Затем священник раздробляет частицу с надписью «ХС», по числу служащих. Священник, обращаясь к диакону, говорит: Диаконе, приступи. Диакон поклоняется, тихо произносит: Се прихожду к безсмертному Царю... и целует святой престол. Священник преподает ему половину частицы с надписью «ХС» со словами: Священнодиакону (имя рек) преподается... Диакон целует руку священника и становится у престола, приклонив голову. Священник берет вторую половину частицы с надписью «ХС», произносит: Честное и пресвятое тело и кровь Господа и Бога... и, приклонив голову, молится: Верую, Господи, и исповедую... Затем священнослужители причащаются «со страхом и всяцем утверждением». Священник, взяв губку, отирает руку, произносит Слава Тебе, Боже (трижды) и полагает губку на антиминсе, затем берет святую чашу с платом обеими руками и пьет из нее, ничего не произнося (если служит один священник, то он не пьет из чаши, не принимает антидор с теплотой и не замывает уста до потребления Святых Даров), отирает платом уста и чашу и поставляет ее на престол, после этого принимает антидор с теплотой, умывает руки и уста и, став немного в стороне, читает благодарственную молитву: Благодарим Тя, Спаса всех Бога... (Диакон пьет из чаши только после потребления Святых Даров после заамвонной молитвы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

51. Особенности великопостной вечерни, соединяемой с литургиею Преждеосвященных Даров; самая литургия Преждеосвященных Даров По окончании часов, перед литургиею Преждеосвященных Даров, совершается вечерня. Во время вечерни после пения стихир на «Господи воззвах» бывает «вечерний вход» с кадилом. После входа чтение двух паремий. По прочтении первой паремии священник в открытых царских вратах с зажженною свечою и кадилом в руках, обратясь к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Эти слова означают то, что этим светом просвещаются не только принявшие крещение, но и все те, кто приготовляется к принятию крещения. Во время этого возгласа, все, стоящие в храме, делают земной поклон, сознавая свое недостоинство перед Богом и по благоговению перед величием Божиим. После этих слов священника читается вторая паремия. По окончании чтения второй паремии поют четыре стиха из 140 псалма: «Да исправится молитва моя». Во время пения этих стихов священник, стоя перед престолом Божиим, совершает каждение и тем напоминает нам, что наши молитвы, подобно дыму от кадила, должны возноситься к небу. После пения этих стихов священник произносит молитву Св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего»... Этою молитвою кончается вторая часть Преждеосвященной литургии – вечерня. Третья часть этой литургии начинается сугубою ектениею; затем произносят ектении об оглашенных. По окончании этих ектений открывают царские врата и на клиросе вместо Херувимской песни поют особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат 31 . Среди этой песни есть следующее выражение: »Се, жертва тайная совершенна дориносится«. После пения этих слов совершается великий вход. Во время великого входа все верующие, в знак особенного благоговения пред Святыми Дарами кланяются до земли. При перенесении Святых Даров с жертвенника на престол священник не останавливается на амвоне и не поминает членов церкви, потому что это поминовение было на той литургии, на которой Дары освящались. После входа царские врата закрываются, произносится просительная ектения и пение молитвы Господней. После этого совершается причащение священнослужащих и мирян. При окончании Преждеосвященной литургии священник читает заамвонную молитву, в которой просит Господа помочь нам благополучно окончить пост, сохранить веру, победить грех , дожить и поклониться Святому Воскресению Христову. Для беседы с учащимися: Как совершается вечерня после часов? Что означают слова «Свет Христов просвещает всех»? Что означает каждение во время пения псалма «Да исправится молитва моя»? Чем оканчивается вторая часть литургии Преждеосвященных Даров? Что поют вместо Херувимской песни? Какая особенность великого входа во время этой литургии.? Что произносится после великого входа? О чем священник просить Господа в заамвонной молитве? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

По поставлении чаши на жертвеннике первый иерей кадит Святые Дары, и возжигается свеча пред Святыми Дарами. Окончание Литургии . Протодиакон, помолившись к востоку и поклонившись архиерею, исходит из алтаря северною дверью и говорит ектению: “Прости, приимше…” (если есть ставленник-диакон, то ектению произносит он). Во время ектении архиерей со священниками складывает антимис, первый иерей подаёт архиерею Евангелие, которым при произнесении возгласа: “Яко Ты еси освящение наше…” архиерей знаменует антимис, а затем, поцеловав Евангелие, полагает его на антимис. Певчие : “Аминь.” Архиерей: “С миром изыдем.” Певчие: “О имени Господни.” Младший священник (если есть, то ставленник) целует престол и, поклонившись на благословение архиерея, исходит царскими вратами и становится на середине, ниже амвона. Протодиакон (или диакон-ставленник): “Господу помолимся.” Певчие: “Господи, помилуй.” Священник читает заамвонную молитву: “Благословляяй Благословящыя Тя Господи…” Протодиакон или диакон-ставленник во время молитвы стоит перед иконой Спасителя, воздев правую руку с орарем. Диакон, помолившись к востоку, становится с левой стороны престола, складывает на краю престола крестообразно руки и полагает на них главу. Архиерей благословляет его над главою и читает над ним молитву: “Исполнение закона и пророков…” Диакон крестится, целует престол и, поклонившись архиерею, отходит к жертвеннику потреблять Святые Дары. Протодиакон при конце заамвонной молитвы входит в алтарь южною дверью к горнему месту, крестится и делает поклон; священник, прочитав заамвонную молитву, через царские врата идёт в алтарь, целует престол, становится на место и вместе с протодиаконом кланяется архиерею. Певчие: “Буди имя Господне…” Архиерей произносит проповедь . Архиерей, благословляя народ в царских вратах обеими руками, говорит: “Благословение Господне на вас…” Певчие: “Слава, и ныне.” “Господи, помилуй” (трижды). “Владыко, благослови.” Архиерей лицом к народу произносит отпуст, держа в руках трикирий и дикирий, и, крестообразно осенив ими молящихся, входит в алтарь, целует престол и совлачается от священных одежд (перед престолом или справа от него).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Благодарю Господа, спасшего меня ныне пред литургиею от тесноты, скорби и малодушного страха и просветившего лице Свое на раба Своего. Заамвонную молитву на Преждеосвященной литургии не мог по бесовскому страху прочитать и пред лицем народа как бы с ума сошел и язык изменил мне. Тяжело бороться священнику со всеми духами злобы, пресмыкающимися во всех тех, кои стоят во храме больше по обычаю и привычке и должности, а не с духом молитвы. О, как тяжело! Сердце оставляет! Научись нестяжанию. Кто жалеет бедным, тот любостяжателен; кто раздражается, подавая бедным, тот не стяжал любви. С радостию надо расточать свое имущество бедным. О, сколь я злонравен, что из-за дорогого и сладкого куска пренебрегаю бесценным творением Божиим – человеком, бесценным законом Божиим, который есть любовь, – и, думая воздерживаться в пост от рыбы, не воздерживаюсь от злобы, гордости, зависти, жадности, лихоимства, сребролюбия, лености, сладострастия, празднословия, осуждения. Господи! благодарю Тебя за великую Твою милость и скорую, ибо Ты от злоб моих, по молитве покаяния моего, спас, и грехи простил, и мир даровал мне небесный. Читай молитвы так же искренно, как поешь, и читай нараспев. Неспешно выговаривай по слову. Вспомни, какие мечтательные страхи наводили бесы на святых подвижников, живших в пустынях, какую войну на них воздвигали, и они были тверды и неподвижны, как скала. Но и ныне враг тот же, и ныне он наводит мечтательные страхи на верных рабов Господних или старающихся быть верными. Молитвою и постом да отразится лукавый от ног наших 23 . Каждое слово в молитвах благопотребно и ни одного нет лишнего. Йота едина... не прейдет [ Мф. 5, 18 ]. Но диавол прокрасться может чрез опущение и единой йоты, как простой дух. Во время богослужения, да и во всякое время, старайся иметь широкий взгляд на святое богослужение и на дела домостроительства Божия человеческого спасения, и на общество спасаемых благодатию Христовою, и на себя как на орудие Божественной благодати, Божественного милосердия к грешникам. Не удивляйся, что велики твои искушения и скорби, ибо велико дело, которое ты делаешь: оно разрушает дела диавола, ты расхищаешь сосуды вражеские, вырываешь любимую добычу из пасти его. Это истинно. Вот отчего он противится тебе непрестанно и дома, и в храме, и в школе, и везде. Но помни: бесконечна жизнь, бесконечно блаженство, неизреченны блага, из-за которых ты борешься, подвизаешься, принимаешь раны, скорби, напасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После этого совершается перенесение Святых Даров с престола на жертвенник, которое означает последнее явление Воскресшего Спасителя Своим ученикам и Его вознесение. «Благословен Бог наш», – тихо говорит священнослужитель, а потом, обращаясь к народу и показывая Святую Чашу, произносит вслух: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Как близки эти слова по смыслу к обетованию Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). «Аминь», – отвечает народ. Истинно «так, Владыко, Ты с нами во все дни, ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия не живем. Ты с нами особенно в Таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах!» (332, с.30). А потому, «да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». К благодарению за Святое Причащение возбуждает предстоящих людей и диакон словами последней малой ектений. Священник же заканчивает ее возгласом, словно громким последним аккордом: «Яко ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому духу, ныне и присно и во веки веков». «А после заамвонной, благословляющей молитвы раздается тотчас торжественное громогласное ликование всего народа троекратной песнью: «Буди имя Господне благословено от ныне и до века!» –«Слава Тебе, Христе, Боже, упование наше, слава Тебе». – Слава Отцу и Сыну и Святому Духу...» (34, с.131). «Это дань наша Богу в Троице, Которого слава есть неотъемлемая принадлежность и свойство, ибо Он есть Бог славы, и все дела, все творения Его проповедуют славу Его; кольми паче человек, созданный по образу и по подобию Божию, должен славить Его для своего же блаженства» (337, с.187). А сейчас, на Литургии, – «какой чести сподобил Бог человека, вселяясь в него чрез Святые Тайны и... сделав его храмом Своим одушевленным!» (337, с.133). Наконец, священнослужитель произносит отпуст, которым «внушает нам благую надежду» (337, с.226), что «Христос, Истинный Бог наш», не за наши грешные молитвы, а «молитвами Пречистыя Твоея Матере... и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Заамвонные молитвы на Пасху и на Рождество Христово (первая – с разночтениями по 10 и 14) были изданы по 28 и с параллельным оригинальным греческим текстом еще прот. М. Орловым 326 . Заамвонные молитвы на Рождество Христово, Богоявление (по рукописи XV в. БАН. Арх. Д. 9), Пасху, Преображение, «в неделю» и заупокойная были изданы А. С. Слуцким с использованием всех перечисленных выше рукописей XIII–XIV вв., содержащих праздничные заамвонные молитвы (кроме 36, оставшегося недоступным исследователю), и нескольких позднейших рукописей 327 . Заамвонные молитвы 36 были изданы П. Коваливым в составе фототипического воспроизведения рукописи 328 ; греческие оригиналы двенадцати из пятнадцати содержащихся здесь заамвонных молитв были выявлены Р. Тафтом 329 . Особняком стоят тринадцать молитв «по отпусте» в Требниках конца XIV–haчaлa XV в. ГИМ. Син. 675 и 900 330 , изданные А. С. Слуцким 331 . Как известно, в этих Требниках, близких (не считая отсутствия литургийных формуляров) по структуре и содержанию к знаменитым византийским соборным Евхологиям – напр., Crypt. Γ. β. I, – выписано немало чинопоследований и молитв, не засвидетельствованных в других русских литургических рукописях. Судя по всему, эти Требники не были созданы для того, чтобы использоваться как повседневные богослужебные книги – очень вероятно, что они изначально задумывались как предназначенные для библиотечного хранения компендиумы различных чинов византийской традиции – в том числе (и даже, возможно, в первую очередь) малоизвестных на Руси; остается открытым вопрос, не были ли эти Требники непосредственно переведены с греческого именно с этой целью. Для реконструкции типовой древнерусской практики свидетельство Требников ГИМ. Син. 675 и 900 может использоваться только с очень большими оговорками. 2.4. Краткие формулы и особые рубрики Еще С. Д. Муретов обратил внимание на то, что информация об особенностях совершения литургийных священнодействий, содержащаяся в рубриках древнерусских Служебников, имеет большое значение 332 . Их подробный анализ заслуживает отдельной статьи; здесь мы ограничимся тем, что отметим наиболее важные особенности древнерусского чина Божественной литургии согласно рубрикам Служебников дофилофеевских редакций – постольку, поскольку они могут дать дополнительные сведения для уточнения датировки или происхождения древнерусских литургийных формуляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010