И, понятно, что музыкальная форма экфонесиса создается его текстовой формой и логическим содержанием текста. Богослужебный экфонесис сразу же выделяет экфонетически подаваемый текст из обычной речи. Теряя свойства и признаки экфонесиса, богослужебное чтение и возгласы перестали бы быть гаковыми и сделались бы декламацией или беседой. Поэтому экфонетика является неотъемлемым элементом, богослужения, наравне с псалмодией и пением. Музыкальный элемент при этом (певучесть экфонесиса) здесь не привносится в богослужение со-вне, не прилагается к тексту в готовой форме, но выливается из смысла текста, являясь, так, сказать, эмоциональной реакцией на мысли, выраженные в тексте. При этом экфонетические знаки служат только теми вехами, которые указывают характер интонации, интонационного толкования данного текста, согласно литургическому преданию. Традиционных интонаций очень много и передавались оне изустно, путем непосредственного, постоянного восприятия их во время богослужения. И эти интонации, действительно, невозможно передать нотами, как невозможно описать их словами. Так что, если эта преемственность каким-либо образом прервется (что во многих местах эмиграции уже, увы, случилось), то всякое возстановление этих возгласных интонаций по догадке или по личному вкусу никак не сможет быть, правильным и соответствовать преданию. Оно будет основано на личном мнении , а не на твердом знании . Возьмем, например, чтение заамвонной молитвы и чтение Великого канона св. Андрея Критского . То и другое – экфонетика, со всеми ея отличительными характерными признаками. Но какая разница в интонациях! Даже не разбирая слов, знающий посетитель богослужения (конечно, если читающий канон священник обладает традицией русского богослужебного экфонесиса, а не пытается, на основании личного вкуса превратить это чтение в «художественную декламацию»), сразу же определит, что именно читает священник. Также узнает пришедший во время чтения заамвонной молитвы, по интонациям, что читается именно заамвонная молитва , а не какая-нибудь молитва в конце молебна. Именно то неуловимое, не поддающееся записи на писчем материале, в то же время характерное по интонациям, что присуще определенным текстам и определенным богослужениям и их частям, составляет передаваемое из поколения в поколение предание русского богослужебного экфонесиса, которому невозможно научиться по книгам, как бы совершенна ни была нотная запись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После утрени и ранней первой обедни. Утреню читал и пел с восторгом духовным, без искушений, но пред самым началом обедни, пред облачением в священнические одежды, посмотрев на запечатанный книжный шкаф, на библиотеку собора, соблазнился и вознегодовал на настоятеля, заключившего книги, назначенные для чтения народа, моля Господа вразумить его; но как я сам отпал от любви к протоиерею, и почувствовал неприязнь к нему за это, и уязвился, и умер душой, то начал каяться и молить Господа, да пременит сердце мое и да даст мне любить и чтить моего настоятеля, да сам не впаду в большее, чем он, зло. Господь помиловал и дал мне мир. Обедню совершал Божьею милостью с умилением. Вначале сердце было смутно и мертво – молитва веры оживотворила его: я служил с чувством; на великом входе благодать Божия одолела врагов бесплотных и выговорил твердо имена царственных особ. Но в самом конце панихиды я ужасно искусился, увидев гордую, как мне казалось, вдову, живущую в доме Степанова (муж ее служил в штабе); охладело сердце мое, я почувствовал к ней неприязнь (это от меня, не от нее) – и сильно мучился до того, пока искренним покаянием и верою не испросил у Господа прощения. Долго ежился и ломался – благодать одолела грех, и я потребил Святые Тайны животворно. Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня вскоре после вечерни от тоски, скорби и тесноты сердца по молитве веры и упования после прикосновения к престолу благодати (в Петровском приделе). 14 мая Четверг. С вечера двукратно поел, хотя немного, и оттого почувствовал себя обремененным; долго ходил по садику, до изнеможения и бессилия; ночь спал не совсем покойно – оттого, между прочим, что вчера днем долго спал. (Постная пища, рыба для меня вредны, лучше только хлеб да чай. Хрен с уксусом для меня очень вредны, особенно уксус.) После ранней обедни и выноса Екатерины Башкуровой. Утреню пропел и прочитал радостным духом. Пред самой обедней (второй ранней) зашла речь о митрополите Исидоре по поводу разговора диакона Арсения о его благоговейном служении и перемене лица при этом (благолепии); я порадовался этому и возблагодарил Бога, но потом завел речь о его суровости при приемах иногородних священников (и меня), сухости, бюрократизме, бездушии, и по причине этого я умер душевно, благодать отошла от меня, и только слезами покаяния я возвратил ее, и служил потом покойно и свободно. Причастился животворно. На великом входе и митрополита Исидора с Синодом помянул хорошо, заамвонную читал непреткновенно, отпуст и панихиду всю тоже. Пред литией по Башкуровой в доме Григория Сидорова было горе мне тяжкое от бесов (наваждения по поводу неучтивости жены фотографа Коновалова [...]); по действу диавольскому я озлобился и смутился, взволновался, не желая того, и едва отмолился. Много раз Господь в продолжение дня избавлял от скорбей и теснот греховных, особенно в квартире Прокопия Олейникова (в доме Герасима Мурашова вечером).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь. «Что такое просфора, антидор, артос» Издательство «Ковчег» По благословению Преосвященного Симона, Епископа Мурманского и Мончегорского.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 апреля, 2023 30 апреля, 2022 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 13 апреля, 2023 30 апреля, 2022 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/chto-takoe-artos-2/

После кондаков читается: Господи, помилуй... (40 раз). Слава, и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче. Священник: Боже, ущедри ны, благослови ны, просвети Лице Твое на ны и помилуй ны. Чтец: Аминь. Священник глаголет молитву св. Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего... (с 16 поклонами). После молитвы и поклонов чтец: Трисвятое по «Отче наш». И по возгласе священника – Господи, помилуй (12 раз) и молитву: Всесвятая Троице... Священник: Премудрость. Хор: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас. Хор: Честнейшую Херувим и слáвнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне... Господи, помилуй (трижды). В заключение Последования изобразительных священник произносит малый отпуст. Хор: Господи, помилуй (трижды). Далее сряду начинается вечерня, соединяемая с литургией Преждеосвященных Даров. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ. на литургии преждеосвященных даров Перед началом вечерни священнослужители совершают на солее входные молитвы (по обычаю), а затем по входе в алтарь облачаются. Входные молитвы священнослужители читают после великих поклонов на девятом часе и во время пения: Во Царствии Твоем... В составе их те же молитвы, что и на полной литургии, за исключением молитвы: Господи, низпосли руку Твою... в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бескровной Жертвы, что бывает на полной литургии. Скуфьи и камилавки принято снимать, как и перед полной литургией, при целовании икон. Потом, по облачении, надевают скуфьи и камилавки и снимают перед перенесением Святых Даров с престола на жертвенник. Затем надевают их и стоят в них до пения: Да исправится молитва моя... Перед сугубой ектенией вновь надевают их и снимают перед пением: Ныне Силы Небесныя... Далее, как и на полной литургии, скуфьи и камилавки надевают пред ектенией: Прости, приимще... и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У латинян и здесь нововведение: они в этот момент помазывают своих пресвитеров, как было в ветхозаветные времена. О таком действии святой Дионисий не упоминает. Далее, после преклонения главы и молитвы: «Вонми, Господи Иисусе Христе», – иерей призывается опять, несёт Божественный Хлеб и полагает его на дискосе, так как пришло время возношения святых Даров. Тогда иерарх возносит и сей Хлеб, и лежащий на дискосе Хлеб Божественный, ибо они – единое Тело Христово. И раздельно, как установлено, совершает таинственное соединение в Чаше Тела и Крови, и приобщение. Когда приобщится Святейших Тайн иерарх, тогда, прежде всех пресвитеров, приступает к Тайнам рукоположенный, получая это предпочтение ради благодати Божественного Духа и обновления в Нём. По обычаю, причастившись Животворящего Хлеба из рук архиерея и поцеловав руку и ланиту его, а также приобщившись страшной Чаши и сделавшись таким образом поистине совершенным, ибо страшное приобщение запечатлевает священнодействие рукоположения, он становится сбоку престола и, взяв в руки святейшую Чашу, преподаёт Божественную Кровь подходящим к ней иереям и диаконам. Тем самым он свидетельствует, что поставлен иереем для совершения Таинств и что получил власть и силу преподавать их другим. 151. Для чего новорукоположенные диакон и пресвитер читают: первый – последнюю ектению, а второй – заамвонную молитву По перенесении Божественных Даров на предложение, когда должна последовать окончательная молитва, новорукоположенный диакон читает прошения, свидетельствуя этим и показывая народу, что он поставлен служителем Божиим и получил от Него благодать творить прошения и призывать народ к молитвам и молениям и возносить их к Богу, в чём состоит деятельность очистительная и служебная. Так, произнеся священные молитвы, он, при содействующем ему священнике, взывает к народу: «Господу помолимся», – в тот момент, когда священник начинает читать молитву к Богу. А новорукоположенный пресвитер возносит к Богу ту молитву, которая называется окончательной и заамвонной, показывая этим и свидетельствуя перед верными, что он поставлен иереем и сделался посредником между ними и Богом, также молится о народе как недавно получивший сию благодать. В этой окончательной молитве испрашиваются иереям, царям и мирским людям все блага и мир от Отца светов. Но сначала он принимает благословение от архиерея и тогда уже выходит, показывая, что является от иерарха и им поставлен. После молитвы он опять принимает благословение, исполняя обязанность послушания и как бы получая награду за исполнение своего священного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   Оба священнослужителя причащаются.    Затем священник берет потир с покровцем обеими руками и пиет из него, ничего не произнося, отирает покровцем уста и потир и поставляет потир на престол, принимает антидор, умывает руки и уста и, став немного в стороне от престола, читает благодарственную молитву.    Благодарим Тя, Спаса всех Бога, о всех, ихже подал еси нам благих, и о причастии Святаго Тела и Крове Христа Твоего и молим Ти ся, Владыко Человеколюбче: сохрани нас под кровом крилу Твоею и даждь нам даже до последняго нашего издыхания достойне причащатися святынь Твоих, в просвещение души и тела, в Царства Небеснаго наследие.    Диакон в это время из Чаши не пиет, но пиет по потреблении Даров после заамвонной молитвы. (Если священник служит без диакона, то и он в это время из Чаши не пиет, но по совершении литургии и потреблении Даров.) Причащение мирян    Священник, раздробив частицы «НИ» и «КА», влагает их в потир, ничего не произнося. Целует дискос и ставит его близ потира. Взяв покровец, покрывает им потир, на дискос полагает звездицу, покровцы и поклоняется трижды. Затем диакон отверзает царские врата, с благоговением и вниманием приемлет из рук священника потир и, обратясь к молящимся, возглашает: Со страхом Божиим и верою приступите.     Хор: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.    Если есть причастники, священник читает молитву пред причащением и причащает мирян.    Затем священник произносит возгласно: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.     Хор: Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Благодарение по Причащении и заамвонная молитва    Покадив Святые Дары трижды, священник отдает кадило диакону и, взяв дискос, отдает его диакону.    Диакон принимает дискос с благоговением, держа на уровне чела, и, обратившись к царским вратам, молча отходит затем к жертвеннику и поставляет на нем дискос.     Священник, поклонившись и взяв потир, идет к царским вратам, произнося тайно: Благословен Бог наш, и затем вслух к молящимся возглашает в царских вратах:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   После кондаков читается: Господи, помилуй... (40 раз). Слава, и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче.     Священник: Боже, ущедри ны, благослови ны, просвети Лице Твое на ны и помилуй ны.     Чтец: Аминь.    Священник глаголет молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего... (с 16 поклонами).    После молитвы и поклонов чтец: Трисвятое по «Отче наш». И по возгласе священника – Господи, помилуй (12 раз) и молитву: Всесвятая Троице...     Священник: Премудрость.     Хор: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.     Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.     Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.     Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.     Хор: Слава, и ныне... Господи, помилуй (трижды).    В заключение Последования изобразительных священник произносит малый отпуст.     Хор: Господи, помилуй (трижды).    Далее сряду начинается вечерня, соединяемая с литургией Преждеосвященных Даров. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ. на литургии преждеосвященных даров    Перед началом вечерни священнослужители совершают на солее входные молитвы (по обычаю), а затем по входе в алтарь облачаются.    Входные молитвы священнослужители читают после великих поклонов на девятом часе и во время пения: Во Царствии Твоем... В составе их те же молитвы, что и на полной литургии, за исключением молитвы: Господи, низпосли руку Твою... в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бескровной Жертвы, что бывает на полной литургии.    Скуфьи и камилавки принято снимать, как и перед полной литургией, при целовании икон. Потом, по облачении, надевают скуфьи и камилавки и снимают перед перенесением Святых Даров с престола на жертвенник. Затем надевают их и стоят в них до пения: Да исправится молитва моя... Перед сугубой ектенией вновь надевают их и снимают перед пением: Ныне Силы Небесныя... Далее, как и на полной литургии, скуфьи и камилавки надевают пред ектенией: Прости, приимще... и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

По окончании сего архиерей, изображая Господа, благословляющего с Небес, трижды запечатлевает народ со своего престола, или стасидии. Потом следует великая ектения и ектения просительная. Диакон говорит: исполним молитву, а иерей преподает мир и читает молитву главопреклонения, чем знаменуется рабство и смирение наше перед Богом, и уничижение Бога до образа раба. А когда иерей, показывая восстание наше от падения и смерти и благодаря Спасшего , подъемлет голову и громогласно, от всей души возглашает: Буди держава Царствия Твоего, тогда немедленно служится заамвонная лития, в умилостивление Бога ко всем верным. После того, как будут пропеты поочерёдно воскресны постиховно и слава и ныне, иерей совершает протяжённое моление, и как всегда поётся Господи, помилуй, словно бы пред гробом Христа. И после услыши ны, Боже читают отпустительные и бывает отпуст. Но если день общий, то литии не бывает, а отпустительный читается, когда иерей выходит так, как на литию, и становится позади амвона, а певцы пропоют Богородице Дево. После этой песни иерей возглашает: Гос поду помолимся. Яко Ты еси просвещение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем. Эти слова означают: Ты дал нам свет чувственный и мысленный, Ты повелеваешь заходить и восходить солнцу, Ты – свет истинный, явившийся нам и взятый от нас, и снова грядущий озарить нас. Так совершается отпуст. Последняя из всех молитв есть молитва главо преклонения и отпуста – то же и на утрени, и во всяком другом молитвословии. Из этого явствует, что песненное последование предпочтительнее и древнее другого и что таково именно его начало. Да смотри и чин: за молитвословием он предписывает, в знак рабской преданности, преклонение голов и этим оканчивает молитвословие, ибо должно во всём смиряться и преклоняться пред Владыкой и исповедовать перед Ним своё рабство Ему. Если же случится праздник или память празднуемого святого, то после возгласа о главопреклонении совершаются установленные чтения, через которые проповедуется и свидетельствуется нам всё, что касается праздника или древних святых. Поэтому и в хвалебные песни сначала входят псалмы Давида и других святых пророков, а потом поются хвалебные песни времён благодати, ибо первые преварили последних.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   А когда иерей, показывая восстание наше от падения и смерти и благодаря Спасшего нас, подъемлет голову и громогласно, от всей души возглашает: «Буди держава Царствия Твоего», тогда немедленно служится заамвонная лития, в умилостивление Бога ко всем верным.    После того, как будут пропеты поочерёдно воскресны постиховно и «слава, и ныне», иерей совершает протяжённое моление, и как всегда поётся «Господи, помилуй», словно бы пред гробом Христа. И после «услыши ны, Боже» читают отпустительные тропари и бывает отпуст.    Но если день общий, то литии не бывает, а отпустительный тропарь читается, когда иерей выходит так, как на литию, и становится позади амвона, а певцы пропоют «Богородице Дево».    После этой песни иерей возглашает: «Господу помолимся. Яко Ты еси просвещение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем». Эти слова означают: Ты дал нам свет чувственный и мысленный, Ты повелеваешь заходить и восходить солнцу, Ты — свет истинный, явившийся нам и взятый от нас, и снова грядущий озарить нас. Так совершается отпуст.    Последняя из всех молитв есть молитва главопреклонения и отпуста — то же и на утрени, и во всяком другом молитвословии. Из этого явствует, что песненное последование предпочтительнее и древнее другого и что таково именно его начало. Да смотри и чин: за молитвословием он предписывает, в знак рабской преданности, преклонение голов и этим оканчивает молитвословие, ибо должно во всём смиряться и преклоняться пред Владыкой и исповедовать перед Ним своё рабство Ему.    Если же случится праздник или память празднуемого святого, то после возгласа о главопреклонении совершаются установленные чтения, через которые проповедуется и свидетельствуется нам всё, что касается праздника или древних святых. Поэтому и в хвалебные песни сначала входят псалмы Давида и других святых пророков, а уже потом поются хвалебные песни времён благодати, ибо первые преварили последних.    Тотчас, по совершении всех хвалебных песен, читаются поучения о совершаемых празднествах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

   У латинян и здесь нововведение: они в этот момент помазывают своих пресвитеров, как было в ветхозаветные времена. О таком действии святой Дионисий не упоминает.    Далее, после преклонения главы и молитвы: «Вонми, Господи Иисусе Христе», — иерей призывается опять, несёт Божественный Хлеб и полагает его на дискосе, так как пришло время возношения святых Даров.    Тогда иерарх возносит и сей Хлеб, и лежащий на дискосе Хлеб Божественный, ибо они — единое Тело Христово. И раздельно, как установлено, совершает таинственное соединение в Чаше Тела и Крови, и приобщение.    Когда приобщится Святейших Тайн иерарх, тогда, прежде всех пресвитеров, приступает к Тайнам рукоположенный, получая это предпочтение ради благодати Божественного Духа и обновления в Нём. По обычаю, причастившись Животворящего Хлеба из рук архиерея и поцеловав руку и ланиту его, а также приобщившись страшной Чаши и сделавшись таким образом поистине совершенным, ибо страшное приобщение запечатлевает священнодействие рукоположения, он становится сбоку престола и, взяв в руки святейшую Чашу, преподаёт Божественную Кровь подходящим к ней иереям и диаконам. Тем самым он свидетельствует, что поставлен иереем для совершения Таинств и что получил власть и силу преподавать их другим. 151. Для чего новорукоположенные диакон и пресвитер читают: первый — последнюю ектению, а второй — заамвонную молитву    По перенесении Божественных Даров на предложение, когда должна последовать окончательная молитва, новорукоположенный диакон читает прошения, свидетельствуя этим и показывая народу, что он поставлен служителем Божиим и получил от Него благодать творить прошения и призывать народ к молитвам и молениям и возносить их к Богу, в чём состоит деятельность очистительная и служебная. Так, произнеся священные молитвы, он, при содействующем ему священнике, взывает к народу: «Господу помолимся», — в тот момент, когда священник начинает читать молитву к Богу.    А новорукоположенный пресвитер возносит к Богу ту молитву, которая называется окончательной и заамвонной, показывая этим и свидетельствуя перед верными, что он поставлен иереем и сделался посредником между ними и Богом, также молится о народе как недавно получивший сию благодать. В этой окончательной молитве испрашиваются иереям, царям и мирским людям все блага и мир от Отца светов. Но сначала он принимает благословение от архиерея и тогда уже выходит, показывая, что является от иерарха и им поставлен. После молитвы он опять принимает благословение, исполняя обязанность послушания и как бы получая награду за исполнение своего священного служения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010