Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Иконография В. Р. не была стабильной, несмотря на то что в пространной редакции его жития содержится описание его внешности: «лет четыредесяти, низок, толст, рус власы, армелаос носяй» (ВМЧ. Л. 441r). На миниатюре из Минология Василия II В. Р. пожилой, с седыми волосами и бородой, облачен в короткую тунику, порты и сапоги. В греко-груз. рукописи - юноша с короткими темными волосами, одет в тунику до колен, плащ, порты и сапоги. Согласно иконописному подлиннику Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в., В. Р. должен быть написан «аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь». Строгановский иконописный подлинник (кон. XVI в.) содержит следующее описание: «Аки Козьма, плешив, а инде пишет, аки Георгий мученик, риза киноварь, испод лазорь, у Внифантия свиток в руце, а в нем: Владыко Господи Вседержителю, избави люди Своя от идольского гнева и от всякия скорби и печали». На старообрядческих иконах XIX в. В. Р. изображен юношей с высоким лбом и короткими прямыми волосами, как у вмч. Димитрия Солунского («Сщмч. Антипа с избранными святыми на полях» (1825, ГМЗК), «Св. Вонифатий с житием в 12 клеймах» из Овражной молельни с. Коломенского (XIX в., ГМЗК)). Отдельных образов В. Р. известно мало, обычно они создавались как патрональные. Изображение святого могло вводиться в мученический лик в системе храмовой росписи, как, напр., на столпе на фресках Вологодского Софийского собора (1686-1688). Икона В. Р. «новгородских писем XVI в. из собрания И. К. Рахманова, Москва» (местонахождение неизвестно) участвовала в выставке древнерус. искусства 1913 г. в Москве. В Новое время изображения В. Р. становятся более распространенными. Возможно, рост популярности святого в этот период был связан с тем, что мученика, к-рый, по житию, «блуд творяше, бе же и пианица, но милостив и нищелюбив», стали почитать как молитвенника за страждущих недугом пьянства.

http://pravenc.ru/text/155230.html

Первая небольшая икона написана Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в Оптиной пуст. (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пуст.: [Буклет]. [Козельск, 2000]. С. 13). М. изображен фронтально, с легким наклоном головы влево (клобук овальной формы с воскрылиями), в монашеской мантии и схиме, в правой руке держит развернутый свиток с поучением, левой опирается на посох-палочку. После обретения мощей М. в 1998 г. выполнен большой ростовой образ на раку святого в ц. Владимирской иконы Божией Матери (2000, игум. Ипатий (Хвостенко); см.: Оптина пуст. [Козельск], 2006. С. 58). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи М. изображается обычно рядом со своим сотаинником прп. Львом и их учеником прп. Амвросием Оптинским в том же изводе, как и на единоличных образах. Образ М. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери на юж. стене между окнами помещено его изображение в рост вместе с прп. Львом (2004, мон. Мария (Левестам)). Во Владимирской ц. в центральном алтаре М. написан с непокрытой головой вместе с другими оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, иером. Иларион (Ермолаев)). Над раками со св. мощами преподобных Льва и М. расположена композиция «Благословение старцев оптинских преподобных Льва и Макария их ученику прп. Амвросию»: святые изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита, М. с книгой в руках стоит за спиной прп. Льва, к-рый благословляет прп. Амвросия. Этот сюжет входит также в состав клейм житийных циклов прп. Амвросия Оптинского, напр. на житийной иконе-складне 1988-1989 гг. письма И. В. Ватагиной (братская трапезная Оптиной пуст.), на житийной иконе над ракой прп. Амвросия 90-х гг. XX в. работы мон. Евграфа (Николаева) (Введенский собор мон-ря). В алтаре придела прп. Амвросия во Введенском соборе находится поясной образ М. со свитком (2010, игум. Филипп (Перцев)). В ц. арх. Михаила в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на своде арки между столбами помещен фронтальный поясной образ М. (2010, А. А. Патраков). М.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Новгородской губ. (ныне дер. Ирма Шекснинского р-на Вологодской обл.) на р. Ирме, датируемой по вкладной надписи 1777 г. (ЧерМО, 117 х 85 см; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 86. Ил. 87). В среднике - на оливково-зеленом фоне с пологими горками и деревцами,- М. и сщмч. Власий, обращенные к Христу Еммануилу в облачном сегменте. В 14 (из 16) клеймах помещены сюжеты Жития М., восходящие к тому же источнику, что и икона ЦМиАР, еще в 2, в центре правого и левого полей, образы избранных святых: ап. Иоанна Богослова и свт. Иоанна Златоуста (слева, клеймо 8), св. воинов Иоанна Воина и Георгия Победоносца (справа, клеймо 9). Порядок житийного повествования нарушен в т. ч. включением в одно клеймо разновременных событий, так, напр., сцена заключения отца М. дана после изображения его кончины. Содержание клейм в последовательности житийного рассказа: рождество М. (родители с нимбами, в подписях названы святыми - Евсевий и Феодула) (клеймо 1); крещение М. святителем в присутствии отца и матери, взятие М. в воспитание среброкузнецом «до совершенного возраста» (клеймо 2); св. Евсевия приводят к имп. Максимиану («пред царя… повелеша его связати и затворити в темнице») (клеймо 3); взятие св. Евсевия под стражу (клеймо 11); св. Феодула с младенцем М. стоит перед темницей, из-за решетки к-рой на нее смотрит муж; молитва супругов; страж находит тела умерших супругов и забирает лежащего между ними младенца М.; отрок М. молится на могиле родителей. В правом верхнем углу образ благословляющего Иисуса Христа (клеймо 6); к имп. Максимиану («Асимиану») приносят младенца М., и тот распоряжается о его воспитании (клеймо 4); младенца М. приносят в дом сенатора; возрастание М. (он изображен отроком в верхней палате, беседующим с неким ребенком) (клеймо 5); среброкузнец приводит М., отрока, к своему смертельно больному брату, и тот исцеляет брата; М. исцеляет бесноватого (клеймо 7); дети среброкузнеца продают М., «яко раба неверному мужу»; М.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Суть вещей: икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская — образ Пресвятой Богородицы, который находился в келье преподобного Серафима Саровского (1754–1833). 01.04.2024 Исчезновение и возвращение реликвии братьев Мазараки В 2007 году Центральный музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева попросили провести экспертизу иконы Богоматери с Младенцем, которую привезли из Америки. Образок небольшой, 46х36 см, явно семейный. По композиции напоминает Богоматерь Корсунскую и, судя по манере письма, датируется первой половиной XIX века. Но серебряный оклад создан гораздо позже, в начале XX века, что подтверждает клеймо… 21.03.2024 8 фактов из истории Державной иконы Богоматери Державная икона Богоматери была обретена в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917 года. Как и при каких обстоятельствах это произошло и почему этот образ стал столь почитаем в материале «Фомы». 15.03.2024 Взыскание погибших К иконе с таким названием идут верующие в трудную минуту, и Богородица совершает настоящие чудеса, спасая людей, стоящих на самом краю. 18.02.2024 Избавительница от бед К Божьей Матери как к Избавительнице от бед часто в своих молитвах обращаются верующие и даже далекие от веры люди. При этом не все знают о существовании чудотворных икон с таким названием. Богородица «Избавительница от бед» Первый известный образ Богородицы «Избавительница от бед» (чаще просто «Избавительница») стал почитаться в XIX веке, хотя датируется XVII. Он… 14.12.2023 Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» раскрывает смысл одноименного двунадесятого праздника. Ряд иконографических особенностей дает более глубокое понимание значения для нас этого события земной жизни Девы Марии. Введение Богородицы во храм: икона Введение Богородицы во храм вошло в церковный календарь позднее других главных праздников, а икона изначально была лишь фрагментом житийного цикла. Но в начале…

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-ikony...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2020-03-20 17:09:23 Владелец: luskaPet Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите узнать название иконы, икона досталась от прабабушки Ответов: 41. Последний ответ: Прости мя,Господи, за опечатки! Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, сохрани нас под Кровом Твоим! Добавлено на опознание: 2020-03-20 17:08:56 Владелец: luskaPet Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите узнать название иконы, икона досталась от прабабушки Ответов: 3. Последний ответ: не согласен. где Христос? Если была Лоретская в житийных была бы перенос дома Богородицы, чтобы точно сказать надо знать историю иконы и сравнить по клеймам. можно посмотреть иконы южной америки например http://fabricioestrada.blogspot.com/[...] Добавлено на опознание: 2020-03-20 17:07:11 Владелец: luskaPet Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2020-03-09 01:04:17 Владелец: Milang Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Эта икона досталась мне по наследству от дяди. Никаких надписей на ней нет. Очень хотелось бы знать что это за икона и какой у неё возраст. Ответов: 7. Последний ответ: Христос Воскресе! Milang, да это икона Семистрельная, или Умягчение злых сердец. Чудотворная икона с чрезвычайно интересной историей. Поинтересуйтесь - найдёте. Семь стрел, уязвляющих Богородицу, это наши грехи и злые дела, которые больно ранят Её, [...] Добавлено на опознание: 2020-02-21 10:14:52 Владелец: wifegolem Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 14. Последний ответ: Я сначала писала вам, что " Очень потёртое изображение образов " . Забираю свои слова обратно, я поняла, что такой эффект свойствен технике лития. Добавлено на опознание: 2020-02-20 15:52:13 Владелец: Katy0552 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2020-02-20 17:12:02]: Здравствуйте. Помогите пожалуйста узнать какой святой изображён на иконе. И что это за икона.

http://pravicon.com/unknown/11

Икона Явления Святого Духа преп. Серафиму как иллюстрация в книге священника Мишеля Кено. Фото Анны Гальпериной Дело ведь не в том чтобы изобразить преподобного Серафима и Мотовилова, сидящих друг напротив друга. Нужно иконописными средствами отобразить «Явление Духа Святого», как его описал Мотовилов. То есть так, как раньше никто не изображал. Явление Духа Святого преп. Серафиму Саровскому. Фрагмент. Работа Павла Бусалаева совместно с Антонидой Токаревой-Хруновой Явление Духа Святого преп. Серафиму Саровскому. Фрагмент. Работа Павла Бусалаева совместно с Антонидой Токаревой-Хруновой Явление Духа Святого преп.Серафиму Саровскому. Фрагмент. Работа Павла Бусалаева совместно с Антонидой Токаревой-Хруновой К тому же икона предназначалась непосредственно в Саров, именно на то самое место, где «беседа» произошла. Там сейчас построен Храм Духа Святого, где икона и помещена. Нынешний Нижегородский владыка Георгий и Фонд преп. Серафима Саровского дали возможность сделать то, на что решились бы немногие – воиконовить событие по описанию очевидца. Саввино-Сторожевский монастырь Целой эпохой в жизни была работа в Саввино-Сторожевском монастыре. Это монастырь около Звенигорода, третий по посещаемости в России. Одна житийная икона преподобного Саввы Сторожевского чего стоит – 32 больших клейма. В этих 32-ти двух клеймах — период времени в шесть веков – от прихода Преподобного в монастырь до 1998 г. Икона прп. Саввы Сторожевского. Работа мастерской Павла Бусалаева На трех с небольшим квадратных метрах иконописи, помимо самого преподобного Саввы, нужно было уместить святых, царя и принца Италийского, монахов, разбойников, болящих, войско Наполеона, большевистских грабителей, комиссаров и чекистов, профессора, множество священства во главе с Патриархом. Еще и медведя, задирающего царя Алексея Михайловича! Икона прп. Саввы Сторожевского. Клейма. Работа мастерской Павла Бусалаева Икона прп. Саввы Сторожевского. Клейма. Работа мастерской Павла Бусалаева Половину клейм пришлось придумывать заново. Я опирался на аналоги, но клейма с наполеоновскими войсками, разорявшими монастырь, чекистами, вскрывавшими мощи, конечно, абсолютно новые.

http://pravmir.ru/pavel-busalaev-byt-iko...

держит усеченную голову, правая - в молении; в левой руке Спасителя - свиток с надписью: «Вижу тебя, мученик, и даю тебе венец» (пер. по: Кызласова И. Л. Кат. 59. С. 217//Поствизант. живопись: Кат. выст. Афины, 1994), правой Он возлагает на голову святого венец; рядом с Г. (под левой рукой) изображен свиток с надписью: «Видишь, что сотворили беззаконные (люди), о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную» (Там же. С. 217). Согласно предположению Е. С. Овчинниковой, этот иконографический тип, известный по иконам XV-XVII вв., возник в XI-XII вв. Возможно, так Г. был представлен на мозаике фасада собора мон-ря вмч. Георгия в Палермо (утрачена в 1769; известна по сообщению А. С. Уварова о рисунке художника XVIII в.- см.: Овчинникова Е. С. Икона «Георгий с отсеченной головой» в собр. ГИМ//Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева. С. 164-171). Др. изображения этой иконографии: икона XVI-XVII вв. из собрания Л. К. Зубалова (ГРМ); житийная икона 1574 г. из серб. церкви в Чайниче, Босния; критская икона 2-й пол. XVI в. (ГМИИ); икона XVII в. (мон-рь Аркадиу на о-ве Крит); поясной (или поколенный) извод - греч. икона раннего XVII в. (частное собрание З. Секулича, Белград); икона 1620 г. из церкви с. Бусовача в Боснии, худож. Иван Мангафа (в наст. время в церкви г. Травник), и проч. На Руси Особое почитание Г. связано с именем вел. киевского кн. Ярослава Мудрого, принявшего Крещение с именем Георгий (см. разд. «Почитание на Руси»). В подражание визант. императорам кн. Ярослав перенес на свои сребреники и печати образ Г.-воина. На одной из самых ранних рус. печатей - полуфигура Г.-воина и надпись на греч. языке: «Господи, помози рабу твоему Георгию, архонту». Подобные надписи также соответствуют визант. традиции молитвенного обращения ко Христу, к Божией Матери и к особо чтимым святым. В кон. XI в. была создана самая ранняя из известных на Руси икон Г.- двусторонняя из Успенского собора Московского Кремля (ГММК) ( Попова О. С. Древнерус. живопись и Византия//ГММК: Мат-лы и исслед.

http://pravenc.ru/text/162188.html

В данной главе, процитированной здесь полностью, с предельной отчетливостью выражены принципы и цели формирования надгробного комплекса над могилой святого. Как видим, данный комплекс располагался в специальном сооружении, называвшемся гробницей. Из последующего текста жития явствует, что гробом здесь называлось некое надгробие, имевшее сверху дощатое покрытие 1594 . В тот же комплекс входили иконы Иисуса Христа и Богоматери, а также свеча, но отсутствовала икона самого святого. Оформляя интерьер гробницы преп. Зосимы, соловецкие монахи явно следовали определенной традиции, заложенной на Соловках самим Зосимой, который за несколько лет до своей смерти устроил «гробницу над мощьми блаженаго Саватиа и в ней постави иконы – образ господа нашего Исуса Христа и пресвятыа Богородица – приходите на поклонение братии. И свешу повеле поставите над гробом преподобнаго, и съвещевает с братиею, еже бы велети и образ написати блаженнаго и поставите на гробе» 1595 . Как видим, надгробные комплексы свв. Савватия и Зосимы были в конце XV в. необыкновенно схожи. Вот только над гробом Савватия уже тогда существовала его икона. Следующий этап в развитии надгробного комплекса преп. Зосимы зафиксирован описью Соловецкого монастыря 1514 г. Согласно этому источнику, «нагробница», то есть надгробие Зосимы, была «оболочена камкою». Кроме того, на «нагробнице» имелся покров «отлас полосат». Над гробом тогда располагались многочисленные иконы, 11-фигурный деисус, несколько икон Богоматери, большая икона Спаса, праздники, а также большая икона, название которой в документе утрачено 1596 . Не исключено, что это был образ св. Зосимы. В следующей описи Соловецкого монастыря – 1549 г. – над ракой Зосимы, которая была тогда покрыта покровом, описано еще большее количество икон. Среди них – икона Зосимы, другая большая икона Зосимы и Савватия с житийным циклом, два деисусных чина и «свеча местная» 1597 . Как известно, в 1566 г. мощи Зосимы и Савватия были извлечены из старых гробниц, положены в новые деревянные резные золоченые раки и перенесены в специальный им посвященный придел каменного Преображенского собора Соловецкого монастыря. Здесь обе раки были поставлены одна подле другой в аркосолиях южной стены. Образовавшийся двуединый надгробный комплекс Зосимы и Савватия сходным образом фиксируют описи Соловецкого монастыря 1570 и 1582 гг. 1598 Так, согласно Описи 1582 г., «пред ракою» Зосимы находился «Образ Зосимы чюдотворца в киоте на золоте», а «пред ракою» Савватия – «Образ Савватия чюдотворца на золоте». «Да у чюдотворцов Зосимы и Саватия раки резь с деянием золочены, а на раках чюдотворцов образы створчатые Зосима и Саватие на золоте, а на чюдотворцах покровы камка шелк багров да черн» 1599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Некоторых святых изображают в одежде, украшенной крестами. Что это значит? Заметила, что некоторых святых изображают в необычной светлой одежде, украшенной крестами. Что это значит? 20.03.2022 Современный художник создал необычное изображение Александра Невского для слепых: удивительные фото резной иконы Как создавалась икона в течение нескольких месяцев наблюдал фотограф «Фомы» Владимир Ештокин. Мы попросили прокомментировать автора этапы работы. 14.09.2021 Для чего иконописцы пишут иконы современных святых, если есть их фотографии? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»: Все вещи создаются с какой-то целью. Художник пишет картины, чтобы выразить свои чувства, при помощи средств, которые дает ему живопись. Он решает некую декоративную или эстетическую задачу. Задача фотографа немного иная. В первую очередь фотография — это документ. Замечательные фотографы-документалисты пишут портрет нашего времени. Задача же иконописца определяется… 22.04.2021 Иконы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья – одни из первых христианских святых. Их почитание началось еще в первые века нашей эры, а потому и традиция изображения их на иконах тоже достаточно древняя. Касается это и русской иконописной школы. 29.09.2015 Что такое житийная икона и как ее читать? Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо 11.02.2015 Икона блаженной Ксении Петербургской Классический сюжет иконографии блаженной Ксении Петербургской основан на молитвенном подвиге, который она приняла в своей земной жизни 06.02.2015 Икона преподобного Саввы Сторожевского Иконография преподобного Саввы Сторожевского достаточно проста. Акцент в ней делается на том подвиге и служении, которое нес святой, – уподоблении Господу Иисусу Христу. 31.01.2015 Икона Иоанна Предтечи На одном из самых традиционных типов иконографии святого пророк изображается по пояс (поясное изображение), обращенный лицом к молящемуся человеку 20.01.2015 Икона мученицы Татьяны На древних мозаиках Равенны представлен наиболее ранний канон изображения святых мучеников, который в дальнейшем претерпел в Византии некоторые изменения, однако в целом дошел до нас в первозданном виде. 25.01.2014 Почему святой Александр Невский на иконе  — в горностаевой мантии? Такие детали, как скипетр, венец, мантия, подбитая горностаем, указывают, что перед нами — могущественный правитель. Александра Невского изображали даже в рыцарских латах. Но эта деталь не прижилась в иконографии, в отличие от доспехов римского образца. 12.09.2023 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-ikony...

Сцены с изображением В. С. появились во 2-й пол. XIV в. в составе житийных циклов князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, древнейшие примеры - икона Бориса и Глеба с житием из Коломны (кон. XIV в., ГТГ); миниатюры Сильвестровского сборника. Как правило, В. С. представлен сидящим на престоле, он посылает Бориса в поход против печенегов, др. сцена - погребение В. С.: вынос завернутого в саван тела из терема в Берестове, иногда с изображением погребальных саней, или вынос тела и его захоронение в Десятинной ц. (икона 1-й трети XVI в. из собрания Г. Д. Филимонова в ГТГ). В ряде случаев (рама 1-й пол. XVII в. из собрания С. П. Рябушинского, ГТГ) традиц. цикл из 2 композиций сокращается до изображения больного В. С., возлежащего на ложе и отсылающего Бориса в поход (эта же сцена, точно соответствующая житийным сведениям о болезни В. С., присутствует в рукописи рубежа XV-XVI вв. из собрания Н. П. Лихачёва (СПбФИРИ РАН, Архив. Колл. 238. Оп. 1, 71)). Позднее в нек-рых иконах с циклом жития Бориса и Глеба появляются нетрадиц. клейма, где В. С. присутствует при рождении Бориса и Глеба (икона рубежа XVII-XVIII вв., ГВСМЗ); посылает своих сыновей на княжение. Иногда цикл жития Бориса и Глеба фактически превращается в житийный цикл В. С. (икона «Борис и Глеб», из муромского Троицкого мон-ря, 1-я пол. XVII в., ныне в МИХМ; из-за плохой сохранности надписей и схематичности композиций смысл нек-рых клейм не совсем ясен - см.: Хлебов Г. В. Житийная икона Бориса и Глеба из Мурома//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 263-274). Единственным известным циклом жития В. С. в иконописи является икона сер.- 3-й четв. XVI в. из вологодской ц. Рождества Богоматери (ВГИАХМЗ; в среднике представлены В. С., Борис и Глеб), цикл к-рой включает 16 клейм (2 утрачены), в т. ч. сцены отправления послов для выбора веры, похода на Корсунь, Крещения и прозрения В. С., перенесения мощей свт. Климента в Киев, истребления кумиров, Крещения киевлян, поставления церквей и преставления В. С. ( Рыбаков. Табл. 54-55. С. 307). К числу интересных особенностей этого цикла относится сцена благодарственного моления В. С. с развернутым свитком в руках после Крещения киевлян. Выбор и последовательность сюжетов в целом соответствуют тексту Жития равноап. кн. Владимира.

http://pravenc.ru/text/159104.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010