Кондак, глас 8 Возвеселися Христова церковь, имущи в себе источника чудесем обильна. Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твои, во обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся, сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его, от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены. Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся и радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще: радуйся, утверждение граду нашему. Дополнительные сведения Свято-Юрьев монастырь. 85 С. 1–2. Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев (Юрий – диалектная форма имени Георгий, широко распространенная в древнерусском языке), принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей России. Он был основан в 1030 г. сыном равноапостольного крестителя Руси, прославленным русским князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. С начальных времен христианизации Руси и на всем протяжении ее истории святой Георгий становится бесконечно почитаемым заступником Отечества и русского княжеского дома. Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь святого Георгия. В 1119 г. повелением еще одного выдающегося русского военачальника и правителя святого благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Князь Всеволод-Гавриил оставался в памяти народа не только как великий воин, но как великий храмоздатель, построивший многие церкви, в том числе кафедральный Троицкий собор во Пскове, где и был погребен в 1138 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причтение к лику святых благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, преставившегося в Орде 22 ноября 1318 г. началось непосредственно вслед за тем, как тело его было привезено из Орды чрез Москву в Тверь. Соборно к лику святых он причтен был в 1549 г. Святые мощи же его обретены в 1632 г. нетленными и ныне открыто почивают в тверском кафедральном соборе. Местное почитание святителя Московского Петра началось по случаю чудес, совершившихся со времени преставления его 21 декабря 1326 г. В 1339 г. Митрополитом Феогностом установлено ему общецерковное празднование, а святые мощи его были открыты спустя 133 года после установления общего празднования. Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский), преставившийся 3 декабря 1406 г., к лику святых причтен Собором в 1547 г. а святые мощи его были открыты в 1652 г. Святой Моисей, архиепископ Новгородский, преставился 25 января 1362 г., точное время установления празднования его неизвестно, но несомненно, что установлено оно было до второй половины XVII в., так как к Новгородскому Сковородскому монастырю был пристроен придел в честь его и освящен митрополитом Питиримом, занимавшим новгородскую кафедру с 1664 по 1672 г. Мощи же его обретены и открыты в 1686 г. 19 апреля в Сковородской обители. Некоторые святые канонизированы после открытия святых мощей на том основании, что не тотчас после сего открытия, а спустя некоторое время после открытия начали совершаться чудеса. Святой Исаия, епископ Ростовский, преставился в 1090 г., мощи его были обретены и открыты 15 мая 1164 г., а празднование памяти его установлено архиепископом Варлаамом в 1474 г., ради явившихся чудес. Благоверный князь Всеволод Новгородский, сын Мстислава Владимировича, во святом крещении Гавриил преставился в Пскове 11 февраля 1138 г., почему и именуется Псковским. Мощи обретены были 27 ноября 1192 г., канонизирован собором 1549 г. Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский, преставился 1 апреля 1405 г.; мощи его обретены 4 июля 1507 г., канонизирован же собором 1549 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

78 Известные списки суть: находящийся в Румянцевском музее, – 319. в Белградской Публичной Библиотеке, см. Гласника кн. XVI, стр. 34 sqq, и в бывшей Хлудовской библиотеке, – у Попова в Описании 189. Читаемые в списках сказания суть: о свв. Борисе и Глебе, о преп. Феодосии Печерском , о св. Ольге и о благоверном (великом) князе Мстиславе Владимировиче, о котором сейчас в тексте и празднование памяти которого могло быть установлено именно только в период домонгольский. Сказание об Ольге оканчивается словами: «Его же (Бога) милящи не престай о чтущих день преставления ти (твоего)». – у Восток. и в Гласн. Есть еще четвертый список в бывшей библиотеке Норова, см. 1 выпуск II книги Ученых Записок Второго Отделения Академии Наук, Описание рукописей À. X. Востокова, стр. 102 fin. sqq., но в нем нет памяти св. Ольги. 79 Монах Иаков говорит об оконце на верху гроба св. Ольги. Об этом оконце см. на конце исследования в общих речах о мощах святых. – После свидетельства о мощах св. Ольги как о целом теле, принадлежащего монаху Иакову и летописцу, знаем позднейшее свидетельство, может быть, основанное на каком-нибудь из древних, которое говорит о них как о целых костях. В Новом летописце, напечатанном в XVN кн. Временника Общ. и Древн., – стр. 10, читается: «Кости ж ее (Ольги) в царство внука ея равноапостольного Владимира и митрополита Леонтия обретошася целы». Подобно мощам свв. Бориса и Глеба и преп. Феодосия Печерского в нашествие Монголов мощи сокрыты неизвестно куда. —11—е Июля, под которым положена память св. Ольги, принимается за день ее кончины, но так как в летописи не означено месяца и дня, когда она скончалась, то может быть, что это и не день ее кончины, а какой-либо другой. 82 Есть слово в субботу сыропустную, егда память творим святых отец, написанное до нашествия Монголов: в слове этом в числе Русских святых упоминается и князь Игорь, см. у Восток. в Румянц. Муз. стр. 611. 83 В 1-м издании Словаря исторического о святых было сказано, что « церковь память Игоря совершает Июня 5», что, будучи понимаемо о целой Русской церкви, несправедливо, ибо общецерковной памяти Игоря нет; но во 2-м· издании сказано: «память вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

П.В. Долгоруков Князья Одоевские Помещаем здесь родословие потомству Святого Благоверного Князя Михаила Черниговского, до разделения его на различные фамилии. отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святой Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Князь Святослав Ярославич Черниговский † 1076 КОЛЕНО VII: Князь Олег Святославович Черниговский † 1115 КОЛЕНО VIII: Князь Всеволод Ольгович Черниговский † 1146 КОЛЕНО IX: Князь Святослав Всеволодович Черниговский † 1194 КОЛЕНО X: Князь Всеволод Чермный Святославович Черниговский † 1215 КОЛЕНО XI: Святый Благоверный Князь Михаил Всеволодович Черниговский, замучен по повелению Батыя в орде за отказ поклониться кумирам Монгольским, 20 сентября 1246 года. Церковь Православная причла его лику Святых, и нетленные мощи его почивают в Москве, в Архангельском соборе. КОЛЕНО XII: Князь Ростислав Михайлович, сперва князь Новагорода-Великого, потом Бан Мачвы и Бан Бознанский. Женат на княжне Анне Венгерской 35 Князь Роман Михайлович Черниговский и Брянский † 1275 Князь Симеон Михайлович Глуховский и Новосильский Князь Мстислав Михайлович Карачевский Князь Юрий Михайлович Торусский Княжна Мария-Феодулия Михайловна † 1271; за Князем Василием Константиновичем Ростовским КОЛЕНО XIII: Князь Михаил Ростиславич, Бан Мачвы и Бан Бознанский † 1269 Княжна Кунгута (Кунигунда) Ростиславовна, за Королём Богемским Оттокаром II Княжна Агриппина Ростиславовна, за Лешком Черным, Князем Краковским и Герцогом Польским Князь Михаил Романович, родоначальник угасших князей Осовицких Князь Олег Романович Княжна Ольга-Елена Романовна, за князем Владимиром Васильевичем Галицким Князь Роман Семёнович Новосильский и Одоевский Князь Тит Мстиславович Карачевский и Козельский Князь Андриан Мстиславович Звенигородский † 1339 Князь Всеволод Юрьевич Торусский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Монастырь XII века. Находится на берегу реки Великой в районе завеличья. В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому, что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма. В 2021 году исполнилось 865 лет от первого упоминания в Новгородской Первой летописи каменного Спасо-Преображенского собора в междуречье рек Великой и Мирожки. Есть основание думать, что обитель существовала раньше, чем первое упоминание в 1156 году о Спасо-Преображенском соборе. В научной литературе по вопросу даты основания Мирожского мужского монастыря в разное время высказывались разные мнения. Леонид Алексеевич Творогов – ученый, создатель Древлехранилища Псковского музея, филолог, краевед, археограф, собиратель и хранителя древних рукописей, считал, что Мирожский монастырь за рекой Великой был основан в начале XI века новгородским князем Ярославом Владимировичем и псковским князем Судиславом, а Новгородский владыка Нифонт построил каменный собор на месте древнего деревянного храма. Справедливости ради, уточним, что Ярослав Мудрый бывал в Пскове в этот период и доподлинно известно, а его его родной брат Судислав, младший сын Владимира Крестителя, стал в 1014 году князем Пскова. О его правлении известно немногое, и продлилось оно не так уж долго, но по каким-то причинам Ярослав счел его опасным для себя и заточил в 1036 году в темницу на долгие 23 года. После освобождения первый князь псковский ушел в монастырь, где и провел остаток своей жизни. В этот же период Ярослав Мудрый основывает и город Юрьев, нынешний Тарту. Поэтому версия о создании обители в междуречье Великой и Морожки вполне жизнеспособна.

http://pravoslavie.ru/149225.html

Великого Князя Георгия Всеволодича (с юга). Великого Князя Ярослава Всеволодича (с запада). Великого Князя Александра Ярославича Невского (с севера). Первом столпе с левой стороны: Великого Князя Всеволода Ярославича, держащий в руке свиток с следующею надписью: «Сей святый Великого Архистратига Михаила соборный храм, возобновися иконным настенным писанием, повелением Благочестивейшие Великие Государыни Императрицы Екатерины Вторыя, Самодержицы всея России, при Наследнике Ея, Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче, в лето от создания мира 7281, а от воплощение Бога Слова 1772 года». Великого Князя Константина Всеволодича (с востока). Великого Князя Михаила Юриевича (с севера), Святителя Саввы и преподобного Симеона, Сербских Чудотворцев (с запада). На втором столбе с левой восточной стороны на деревянной дске изображен Царь и Великий Князь Федор Алексиевич. С южной стороны изображение Великого Князя Даниила Александровича, у которого в руке свиток с следующею надписью: «Сей святый Великого Архистратига Михаила храм первоначально создан при Великом Князе Иоанне Данииловиче, от создания мира 6841, а от Рождества Христова 1333. После, ради тесноты, повелением Великого Князя Иоанна Васильевича всея России, лета от создания мира 7013, а от Рождества Христова 1505, с вящшим пространством новый заложен. Совершися оный храм строением и освятися при Великом Князе Василие Ивановиче всея России, лета от создания мира 7017, а от Рождества Христова 1509, Майе в 8 день». С северной стороны, изображение Царя и Великого Князя Василия Иоанновича. С западной стороны, изображение Великого Князя Георгия Данииловича. IV. Достопамятности ризницы Между драгоценностями ее здесь обращает на себя особенное внимание археолога священный памятник древней нашей письменности: 1) Рукописное харатейное Евангелие начала XII века, второе после Остромирова; оно писано уставом, в малый лист, сыном пресвитера Алексою для внука Всеволодова, Мстислава Владимировича, когда он княжил еще в Новгороде, и взято в Москву из Софийского Новгородского собора Царем Иоанном IV. Оно украшено изображениями Евангелистов с их символами, кои писаны корпусными красками. В послесловии встречается, сколько нам известно, в первый раз слово Царь и затруднявшее филологов речение Химипет,(χαμαϖετω, преклоняюсь до земли), т. е. поклонение: «и возив (Евангелие) Царю городу и оучиних химипет». Доски сего Евангелия покрыты с лица золотою филогранью с 12 мусивными клеймами, изображающими разных Святых, и серединном с ликом Спасителя, окруженного четырьмя Евангелистами, двумя Архангелами и двумя Серафимами, Греческой работы и с Греческими надписями; по местам оно украшено драгоценными каменьями и жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Между драгоценностями ее здесь обращает на себя особенное внимание археолога священный памятник древней нашей письменности: 1. Рукописное харатейное Евангелие начала XII века, второе после Остромирова; оно писано уставом, в малый лист, сыном пресвитера Алексою, для внука Всеволодова Мстислава Владимировича, когда он княжил еще в Новгороде, и взято в Москву из Софийского Новгородского собора Царем Uoahhoм IV. Оно украшено изображениями Евангелистов с их символами, кои писаны корпусными красками. В послесловии встречается, сколько нам известно, в первый раз слово Царь и затруднявшее филологов речение Хамипет (Χαμαπετεω  – приклоняюсь до земли), т. е. поклонение: «и возив (Евангелие) Царю городу и оучиних хамипет». Доски сего Евангелия покрыты с лица золотою сканыо с 12 мусивными клеймами, изображающими разных Святых, и середником с ликом Спасителя, окруженного четырьмя Евангелистами, двумя Архангелами и двумя Серафимами, греческой работы и с греческими надписями; по местам оно украшено драгоценными каменьями и жемчугом.  2. Писанный уставом на бумаге в лист 1594 года Псалтирь, с изображением на полях содержания псалмов в миниатюрах, писанных соковыми красками. Первые листы рукописи внизу скреплены собственною рукою вкладчика, конюшего боярина Димитрия Ивановича Годунова. 3. Евангелие, писанное уставом в листе на Александрийской бумаге; Евангелисты, заставицы и наличные прописные слова изображены золотом и твореным серебром. Верхняя доска переплета обложена чеканным золотом и украшена драгоценными каменьями, а на исподней средина и наугольники обложены золотом с золотыми черневьми накладками по трубам. Из церковной утвари здесь замечательны: 1. Серебряный, чеканный крест, с литым распятием, образами Богоматери, Иоанна Богослова и прочих Святых; длиною 2 четверти 1/4 вершка, по местам украшен жемчугом и драгоценными камнями. В подножии надпись следующая: «В лето 7068 (1560) апреля в 21 день, повелением Благоверного Царя Ивана Васильевича всея Русии, сделан сей крест в 27 лето государства его в преименитый храм в собор Архистратига Божия Михаила, в Богоспасаемом граде Москве». Назади подпись в пяти местах, как сказано в старинной описи, «большими Фряжскими буквами» 34 , какими начертаны имена св. мощей Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Иоанна Кущника и пр., заключающихся в этом кресте. Фряжскою подпись сия названа потому, что изображена вязью, которая, вероятно, тогда называлась Фряжскою; в старинных рукописях встречается такая же азбука. 

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Основан каменный Троицкий Собор во Пскове Князем Всеволодом. Святпополк Мстиславич, брат Всеволодов, по смерти его княжил во Пскове до 1148 года. Построена в средней Крепости каменная из плиты с кирпичом Церковь во имя Св. Димитрия над гробом Благоверного Князя Всеволода. По приглашению Великого Князя Изяслава Псковичи ходили с Новгородцами на Суздальского Князя Юрия Владимировича войною. Великие Луки в Летописях упоминаются уже городом. Основана первая Церковь каменная Спасомирожского мужского Монастыря во Пскове на Завеличье, Новгородским Епископом Нифонтом. Лифляндия завоевана Шведами. Поход Новгородцев и Псковичей на Смоленск и Литву до Минска по приглашению Полоцкого Князя Рогвольда. Немцы в первый раз приплыли из Бремена в устье Двины западной, по сказанию Генриха Литовца. Засуха летом, осенью морозы, а зимою дожди истребили весь хлеб, который от того сделался очень дорог; малая кадка продавалась по 7 кун. Напали на Естляндию Шведы, но с помощью Россиян отбиты. Поход Новгородцев и Псковичей на Полоцк и Смоленскую Область к Торопцу Сильное нападение Естляндской Чуди на Псковскую Область до самого города Поход Новгородцев и Псковичей на Естляндскую Чудь до моря, и опустошение их селений под предводительством Новгородского Князя Мстислава. Борис Игоревич Князем во Пскове. Литва выбегая из лесов своих на пограничные Псковские села, производила разорения. Почему Псковичи послали на них свое войско под предводительством Тысяцкого Будилы, который взаимно произвел в Литовских землях много разорения. Папроцкий в книге своей, изданной в Кракове 1584 года под названием Herby Rycerstwa Polskiego, пишет, что Россияне усмирив тогда Литовцев, заставили их платит себе дань даже банными вениками; а Стриковский и Грубер пишут, что Литовцы и до того платили Руси дань шкурами и лыками. Около сего времени Мейнгард, Немецкий Католический Монах, прибывший на устье Двины с Немецкими купцами, испросил дозволение у Псковского Князя Владимира, владевшего тогда сими странами, обращать в Христианство Лифляндскую Чудь и основал первую Христианскую Церковь в Инскуле близ нынешней Риги. Сие позволение в последствии времени подало повод к поселению Бременских купцов на устье Двины и к завоеванию Лифляндии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха — Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был «вскормлен» ими и не должен был уходить от них. «Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, — отметил новгородский летописец, — а целовал крест новгородцам, сказав, «хочу у вас умереть». Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135–1136 гг. на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание: «изгнание претерпел еси от своих», — поется в тропаре святому. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, «пустиша из города». Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгородскую волость под Киевом, где в X веке, в годы правления своего сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня российская Ольга (память 11/24 июля). Ольга, «градов Киева и Пскова изрядная доброто», защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем, 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину равноапостольной Ольги. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей. Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма во имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм «об одном верху — Святая Троица».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

13 Исследование Г. Соловьева стр. 17–19. – Не потому ли близ Ростова, как народного города, не видим Красного-села, между тем, как близ Владимира, Переславля, и пр., до сих пор находятся эти села? 15 Кенигсберг. 261: «Како нам любо (говорили Ростовцы), тако створим: Володимер есть пригород паш... Ростовцы и Суздальцы давнии, старшии творящесь, новии же людие и мизинние Володимирстии яшась по правду крепко». 16 Мстислав хотел уступить Всеволоду, но Ростовцы говорили: «Аче ты мир даси ему, а мы ему не дамы». Кенигсбер. стр. 264. 18 Ник. II. 310. «Отче чюдный и любезный (посылает сказать отцу Константин), даждь ми начальный град Ростов и к нему Володимер» – И ниже: «да ми даси и Володимер к Ростову». 20 В Воскресенской Летописи говорится о Всеволоде «Много мужествовав и дерзость имев на бранех, украшен всеми добрыми нравы, злыя казня и добромысленныя милуя: Князь бо не туне мечь носить... судя суд истинен и нелицемерен, не обинуяся лица сильных своих Бояр, обидящих меньших и работящих сироты... Его имени трепетаху вся страны, и по всей земли изыде слух его, и вся зломыслы его вда Бог под руце его». – Он скончался 1212 года, Апреля 15, в Воскресенье. Ист. Кар. III, прим. 138. 21 Никоновский летоп. (II. 324–332) описывая Липецкую битву, именует Витязей Константиновых: Александра Поповича, слугу его Торопа, Добрыню Резанича, по прозванию Золотой-Пояс, и Нефедья Дикуна. Там же полагается убитых до 17 тысяч. 22 Суздальский Летоп. говорит: «Не опечаляя никогоже, но всех умудряя духовными беседами, часто бо чтяше книгы с прилежаньем, и творяше вся по писаному. Одаровал бе Бог его кротостью Давидовою, мудростью Соломонею». – Он получил из Греции, чрез Епископа Полоцкого, часть древа Креста Господня, руку Св. Логина Сотника, и часть мощей Св. Марии Магдалины. Никон. лет. II. 339. 23 О библиотеке Константиновой повествует Татищев, и хотя Карамзин почитает рассказ его вымыслом, но оный подтверждается рукописью: «Житие Св. Нифонта», писанною на пергаменте весьма древним письмом и находящеюся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры: на последнем листе этой рукописи написано: «в лето кончины быша книгы си м-ца майя в ка день, на память С-того М-чнка Иеремия (Ермия) в граде Ростове, при Князе при Васильце при сыне Костантинове а внуце Всеволожи. С-тии Апостоли, Пророцы и Мученицы, С-тый Нифонте, помози моему Господину Василку, и мене грешного раба своего Кюрила избави в день судный от вечныя мукы». – В показании года письма не достает двух букв, как приметно из пропуска в рукописи и в означении дня также ошибка: ка вместо ла. На обороте сего листа другим почерком начата подпись: «В лето зп при Благоверном Великом Князе Димитрие Ивановиче» (далее ничего не писано). – Это может быть последний остаток книгохранилища Константинова, продолжавшегося при Васильке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010