Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10. Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь святого Георгия. Позже году повелением святого благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только святой Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора – мастер Петр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имен древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящен во имя Георгия Победоносца Новгородским епископе Иоанном. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нем упокоились Изяслав и Ростислав, сыновья новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году – принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году – князь Федор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году – Дмитрий Шемяка.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Третий же брат их, Вячеслав, любил повторять: «Смолоду не любил я кровопролития».  Подобны св. благоверному вел. князю Мстиславу были сыновья его: свв. Всеволод, князь Псковский (память его 11 февр.), и Ростислав, князь Смоленский (память его 14 марта); также и сын Ростиславов Роман (см. житие св. блгв. князя Мстислава-Георгия Новгородского — 14 июня). •  Вел. князь Мстислав родился 1 июня 1076 г.; в детстве был отправлен княжить в Новгород своим дедом Всеволодом.   •  В 1099 г., в благодарность за милости Божий в примирении родственной междоусобицы, им заложен в Новгороде на Городище храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, специально для храма было переписано Евангелие. Этот памятник русской церковной книжности известен под названием «Мстиславово Евангелие».   •  В 1125 г, по смерти Мономаха, блгв. князь Мстислав занял киевский престол, преставился он на Пасхальной седмице 1132 г., 15 апр, погребен в Киеве, в храме во имя св. Феодора. Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский (+ 1138) Память его празднуется 11 февр. в день преставления, 22 апр. в день перенесения мощей, 27 нояб. в день обретения мощей Св. благоверный князь Всеволод-Гавриил был старшим сыном вел. князя Мстислава Владимировича Великого (память его 15 апр.) и внуком Владимира Мономаха. В 1117 г. он княжил в Великом Новгороде, где в то время был епископом святитель Нифонт (память его 8 апр.); вместе они сооружали храмы и много помогали бедным, больным и сиротам. Правдивость, самоотверженность, а в личной жизни глубокое смирение были отличительными чертами молодого князя. Когда скончался отец его, вел. князь Мстислав, ему, по обычаю, наследовал брат его, Ярополк Владимирович, которому покойный и поручил заботу о своих детях. Новый вел. князь, во всем подобный старшему брату, особенно любил Всеволода и немедленно перевел его в Переяславль. Город этот считался уделом преемника вел. князя, и младшие братья Ярополка (особенно суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким) испугались, что они будут обойдены в своем праве на великокняжеский престол, и стали готовиться к войне. Князь Всеволод узнал об этом в то же утро, когда он приехал в Переяславль, и в этот же день после обеда, чтобы предотвратить усобицу, он выехал из него и вернулся в Новгород. Новгородцы обрадовались его возвращению, но смута, начавшаяся в семье Мономаховичей, до тех пор сильной своим единомыслием, хоть пока и глухо, но продолжалась.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

7 Отцы собора при этом имели в виду аналогичное церковно-историческое событие IX века. Когда император Лев Мудрый хотел созданный им в Константинополе храм посвятить Феофании, своей добродетельной супруге, церковь объявила ему, что еще не приспело время воздавать такую честь Феофании, хотя она и угодила Богу. Поэтому император Лев, с согласия церкви, посвятил тот храм всем святым – в том представлении, что если его супруга Феофания свята, то и она будет в том же сонме святых Божиих. 8 С другой стороны, нередко угодники Божии, особенно лица княжеского рода (например, Борис и Глеб, сыновья святого князя Владимира), называют себя в своих явлениях (великому князю Александру Невскому) большей частью не именем, полученным в крещении (Роман и Давид) или в монашестве, а мирским; также есть много угодников Божиих, которые скончались в иночестве (например, Александр Невский с именем Алексей, великий князь Мстислав Владимирович с именем Феодор), но известны и прославлены в церковных службах по прежним именам мирским. 10 По досмотру архиерейскому, «правая рука схимонахини (Анны) в завити погнулася, а длань и персты прямо, а не благословяща». 11 Не можем не отметить здесь, что изображение святой благоверной княгини Анны Кашинской уже 40 лет имеется в костромском Богоявленском женском монастыре в ряду русских святых жен и преподобных, прекрасно изображенных на западной стороне стены той обширнейшей церкви, которая тщанием игумении Марии Давыдовой ( 29 января 1889 года) пристроена в 1864–1868 годах к древнему Богоявленскому собору (с западной стороны), тогда же обращенному в алтарь. Об изображении преподобной Анны Кашинской читаем в «Иконописном подлиннике» под 22 июля: «Подобием Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая» (Филимонов , 63–64 стр.). 12 Как видно из дела Святейшего Синода от 1853–1860 годов (108–8 стр. ), великая княгиня Екатерина Павловна во время неоднократного посещения города Кашина воздавала благоверной княгине Анне при ее раке подобающее святыне чествование. Государыня Мария Александровна, супруга Александра II, оказывала живое сочувствие ходатайству кашинцев о восстановлении прославления благоверной княгини Анны Кашинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В первые же дни своего великокняжения Благоверный князь Всеволод удостоен был чудного видения, которое уверило его, что он не оставлен будет небесною помощию в трудном управлении неспокойною в то время Русскою землею. Сего видения сподобились тогда и все воинство, бывшее вместе с Великим князем. О сем видении записано в Лаврентьевской летописи под 6685 годом. В то время, сказано там, когда Всеволод восшел на отчий и дедний стол в Володимери, Мстислав Ростиславич, прибыв из Новгорода в Ростов, по призыву Ростовцев, хотевших иметь у себя отдельного князя, «совокупив Ростовцы и боляре, гридьбу и пась и всю дружину поеха к Володимерю; Всеволод же поеха противу ему с Володимерци и с дружиною своею. Бывшу же Всеволоду за Суждалем, узреша чюдную Матерь Божью Володимерьскую 5757 и весь град и до основания, аки на воздусе стоящ, яви Бог и святая Богородица новое чудо, князю позорующу и всему полку; вси же зряще таковаго чуда глаголаху: княже, прав еси, поеди противу ему» 5858 . Следствием такого видения была победа Всеволода над Мстиславом. «И Бог поможе Всеволоду, сказано далее у летописца, месяца июня в 27 день, на память святаго Сампсона странноприимца, и побеже и Мстислав и дружина. Князь же Всеволод, победив полк возвратился Володимеру с честию великою, славяще Бога и святую Богородицу и крестную силу» 5959 . Всеволод Георгиевич был 37 лет на великокняжеском престоле. В продолжение сего времени немало записано в летописях замечательных событий, касающихся Владимирского соборного храма. Так в 1178 году было совершено в соборе бракосочетание князя Владимира Святославича Черниговского с дочерью покойного Великого Князя Михаила Георгиевича. 6060 В 1181 году было совершено погребение благоверной княгини Ольги, сестры Всеволода Георгиевича, бывшей в супружестве за Ярославом Владимировичем, князем Галицким. «В лето 6689, сказано в летописи, преставися благоверная княгиня Ольга, сестра Всеволода Великаго, нареченная чернечскы Офросинья, месяца июля в 4 день, и положена в святей Богородицы золотоверхой» 6161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

2) На правой стороне церкви в стенной арке – ГРОБ Великой Княгини Феодосии Мстиславовны, в инокинях Евфросинии, дочери Князя Мстислава Мстиславича храброго. Супруги Князя Ярослава II Всеволодовича, матери св. Князя Александра Невского и Св. Феодора. 3) Над амвоном – ПАНИКАДИЛО медное большое о четырёх ярусах, весом 18 пудов; дано вкладом от Государя Царя Михаила Феодоровича. 4) В ризнице – две подлинные ГРАМОТЫ: а) Великого Князя Мстислава Владимировича; б) Преосвященного Ионы, Архиепископа Новгородского. См. ниже. 5) ПЛАЩАНИЦА, шитая шёлком, золотом и серебром в 1449 году; на ней по краям вышита подпись следующего содержания: Лета 6957, индикта 7 как был Князь Великий Дмитрий Юрьевич в Великом Новгороде и повелением его Великого Князя наряжен был сей воздух в храм Святого Великомученика Христова Георгия того же лета месяца Августа в 23 день Благоверной его Великой Княгиней Софьей и при Сыне Благоверном Князе Иване и был положен в церкви Святого Великомученика Христова Георгия в Великом Новгороде в Юрьеве монастыре при Архиепископе Великого Новгорода Владыке Евфимии, при Архимандрите Мисаиле за оставление грехов и спасения ради душ Наших и Наших детей и тем внучатам и правнучатам в сем веке и в будущем. Аминь. Плащаницы этой длина 2 аршина 11 вершков, ширина 1 аршин 11 вершков. 6) КРЕСТ напрестольный серебряный позолоченный с жемчугом и дорогими каменьями, данный вкладом в 1599 году от Архимандрита монастыря сего Иоакима. 7) РИЗЫ самой лучшей парчи, сделанные в 1749 году, а оплечье на них шито золотом и серебром по малиновому бархату высокой работы в 1812 году. 8) Шапка служебная, в 1812 году устроенная, и есть драгоценнейшая из всех, каковые в Новгородских монастырях ныне имеются. Достопамятные происшествия в этой обители были следующие: 1) В 1196 году погребены в этом монастыре два Князя: Ростислав Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский 164 . 2) В 1233 году погребён в этом монастыре в соборной церкви Св. Благоверный Князь Феодор Ярославич, брат Св. Александра Невского 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Обрадованный князь поспешил исполнить повеление Чудотворца и немедленно снарядил за иконой священника с причтом и боярина с прислугой. Посольство тронулось в путь вниз по озеру Ильменю; но лишь только оно отплыло от Новгорода, как поднявшаяся страшная буря заставила их пристать недалеко от города, верстах в семи, у одного Ильменского острова – Липно. Целых три дня посольство ожидало прекращения бури. На четвертый день, когда ветер утих, повар князя заметил плавающую в озере какую-то круглую доску. Когда ее достали из воды и взяли на судно, то оказалось, что это был образ святителя, по мере и очертанию доски точно такой, за каким посольство ехало в Киев. Видя в этом обретении образа чудный перст Божий, священный чин и прочие люди со слезами умиления совершили хвалебное молебствие святителю, и затем, при благополучном ветре, немедленно возвратились в Новгород с радостью великой. Между тем, уведомленный вперед о возвращении посольства с чудесно обретенной явленной иконой, князь Мстислав велел торжественно встретить его церковному причту с крестным ходом и принести образ ему во дворец. Со слезами болящий князь, привстав, помолился пред иконой и облобызал ее. Тотчас же вслед за этим он почувствовал такое облегчение, что был в состоянии, хотя и с посторонней помощью, сопровождать образ в церковь. Здесь святителю Христову был совершен торжественный общенародный молебен с водосвятием. Затем, следуя приказанию Чудотворца, окропили князя освященной водой, которой был омыт образ, и молитвами великого архиерея Христова Николая он получил совершенное исцеление. После того, с чувством благодарности Чудотворцу, князь Георгий (Мстислав) с супругой своей, благоверной княгиней Анной, по завещанию святого Николы, полные веры к чудотворному образу Угодника, создали на дедовом Ярославовом дворе в 1113 году прекрасную и обширную церковь каменную во имя святителя, украсили ее стенной живописью и поставили в ней явленную чудотворную икону. Храм уцелел до сегодняшнего дня и является красивейшим в Новгороде. С середины XVII века он был сделан собором, и 6 и 9 декабря в нем всегда служил Новгородский архиерей. Кроме того, 6 декабря, в память чуда с Мстиславом Владимировичем, перед Литургией владыка всегда совершал в нем водоосвящение, и «вощаник» этой священной воды и заздравные просфоры по обычаю посылались к императору. Во время крестных ходов в храм заходили для совершения молебна. Такова летопись славы этого храма святителя Николая. Но велик список и его скорбей. В летописях упоминается до двенадцати случаев, когда он страдал от пожара. В 1611 году он был разграблен шведами. После каждого из таких несчастий он терпел большие или меньшие перемены, был перестраиваем, исправляем и, однако, оставался до XVIII века все еще красивым храмом. В 1854 году храм был полностью обновлен и переосвящен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Архангельский Собор, построенный в 1333 г. Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитой, в благодарность за избавление от бывшего в 1332 г. в Москве голода, а потом в 1505 году, при Великом Князе Иоанне Васильевиче, за ветхостью, заложен новый; наконец повелением Екатерины возобновлен и украшен. После нашествия неприятеля Собор сей вновь освящен 1813 года Февраля 1 дня. Храм сей находится на самом лучшем месте города и наружным величием своим едва ли не превосходит все прочие соборы; внутренность же его заслуживает особенное внимание. В нем верх горнего места украшен позолоченной раковиной, высеченной из цельного камня. В числе достопамятностей, хранящихся здесь, заслуживают особенное внимание следующие вещи: Евангелие на Александрийской бумаге, обложенное гладким серебром, пожалованное Царицею Марфою Матвеевной, супругой Царя Феодора Алексеевича; Евангелие рукописное, писанное 1125 года Алексой сыном пресвитера, для Князя Мстислава Владимировича внука Всеволодова; оно писано в малой лист чистым уставом. Крест Царя Иоанна Васильевича Грозного серебряный чеканный; он замечателен по своим украшениям, в числе коих находятся: жемчужина и изумруд длиной в четверть вершка и подобный им яхонт и два лалла, удивляющие своей огромностию; позади подпись Фряжскими словами. Крест золотой, весом в три фунта шестьдесят два золотника, принесенный в дар Царем Феодором Алексеевичем в 1677 году: он украшен драгоценными камнями; весьма древняя, судя по работе, дарохранительница. Рукописная псалтырь, с изображением лиц Св. Пророков, принадлежавшая Дмитрию Иоанновичу Годунову, относящаяся в 1594 году. Тафъя или скуфъя суконная червчатая с золотой запаной, 6-ю яхонтами и 81-м зерном Кафимского жемчугу. Она прислана в 1700 г. от Государя Петра I на сохранение в Собор сей для того, что оную носил на голове своей убиенный Царевич Димитрий. Изображение Царя Феодора Иоанновича, писанное на доске масляными красками, сохранившими до ныне свой свежесть. Письмо живописное, смешенное с иконным, по желтому полю. На нем находится связными буквами надпись: Благоверный Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович всея Руссии. Вид Феодора показывает совершенное смирение. Это древнейшее до нас дошедшее изображение, писанное с натуры; оно находится на правой стороне от южных церковных дверей в предолтарии над его гробом. Богатейшие покровы с гробов погребенных здесь Царей и Великих Князей, малинового бархата; на них кресты и коймы низаны самым крупным жемчугом и украшены драгоценными камнями. Они полагаются на гробницы в особенные торжественные случаи. В сем Соборе находятся мощи Св. Благоверного Царевича Димитрия Углицкого, Св. Благоверного Вел. Кн. Михаила и Боярина его Феодора, Черниговских Чудотворцев; также гробницы над телами погребенных в оном многих Российских Великих Князей, Царей и других Царского рода мужеских лиц, с 1333 года по 1696 год. Кроме сих здесь погребен Император Петр II, скончавшийся в 1730 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВСЕВОЛОД ПСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru благоверный князь Всеволод-Гавриил, Псковский Всеволод Псковский ( 1092 - 1138 ), во святом крещении Гавриил , святой благоверный князь. Память 11 февраля , 22 апреля (перенес. мощей), 27 ноября (обрет. мощей) и в Соборе Псковских святых Родился в 1092 году в Новгороде Великом в семье благоверного князя Мстислава (Федора) . В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский , фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении. Князь Всеволод любил созидать храмы Божии, любил церковный и монашеский чин, давал им щедрую милостыню и чтил их, как братию Божию. Памятником его ревности к созиданию церквей служит построенный им на торговой новгородской площади, на Петрятине дворище, великолепный храм во имя св. Иоанна Предтечи , с придельным храмом, снабженный дорогими иконами, весьма ценным Евангелием и всеми богослужебными книгами; особой грамотой он обеспечил содержание храма и причта, частью из пошлин со всех предметов торговли, из которых также значительная часть шла на содержание Софийского собора . Князь Всеволод был доблестным воином,. победоносно ходил на ямь (в 1123 ) и на чудь , но никогда не брался за меч ради корысти и власти. Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих. В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, Киевский князь Ярополк Владимирович , дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный , считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха - Юрий Долгорукий и Андрей Добрый , опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород , но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был " вскормлен " ими и не должен был уходить от них. " Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, - отметил новгородский летописец, - а целовал крест новгородцам, сказав, " хочу у вас умереть " .

http://drevo-info.ru/articles/12744.html

Скачать epub pdf Глава I Предки св. Александра Невского. – Общая характеристика суздальских князей. – Деды св. Александра – св. Андрей Боголюбский и Всеволод III Большое Гнездо. – Дяди св. Александра – кн. Константин и св. Юрий Всеволодовичи. – Отец вел. кн. Ярослав. – Предки св. Александра по матери. – Общая характеристика южнорусских князей. – Прадед св. Мстислав Ростиславич Храбрый. – Дед Мстислав Удалой. – Мать св. Александра. – Св. Александр – наследник добродетелей своих предков Радуйся, корене благочестиваго отрасле прелестная. Радуйся, благоверия предков наследниче. Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю. Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче. (Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, икос 1) В ста двадцати верстах от Москвы и на таком же расстоянии от Ярославля, при упраздненной шоссейной дороге, среди неровной и довольно болотистой местности, по обоим берегам реки Трубежа, впадающей здесь в озеро Переяславское, расположен небольшой уездный городок Переяславль-Залесский 3 . Первый устроитель суздальской земли, прадед св. Александра Невского – князь Юрий Владимирович Долгорукий, в 1152 году основал этот город среди глухих дремучих лесов и назвал его Переяславлем в память Переяславля южнорусского. Подобно другим древним русским городам, в нем и теперь еще много церквей и 4 монастыря. Некогда это был знаменитый стольный город удельного княжества. Отец св. Александра Невского, князь Ярослав Всеволодович, был удельным князем переяславским и жил в своем уделе, когда родился у него сын Александр. Но прежде чем говорить о первых годах жизни Александра Ярославича, познакомимся с его ближайшими предками. Ближайшие предки св. Александра жили в знаменательную эпоху, наложившую на них резкий отпечаток. То была эпоха возвышения ростовско-суздальской земли, когда заметно начали выясняться новые начала общественного развития русского народа. Русь, видимо, уходила все далее и далее в глубь северо-востока, чтобы там, вдали от всяких иноземных влияний, выработать крепкие, устойчивые основы быта, драгоценный залог будущего мощного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОВГОРОДСКИЙ ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новгородский Юрьев монастырь Новгородский мужской монастырь во имя великомученика Георгия (Юрьев) Новгородской епархии , один из древнейших монастырей в России Юрьев монастырь. Фото ок. сер. XX в. Фото с сайта монастыря georg.orthodoxy.ru Георгиевский собор Юрьева монастыря Храмы, архитектура Георгиевский собор Соборный храм во имя великомученика Георгия Победоносца был заложен в 1119 году повелением благоверного князя Мстислава Великого . Сам Мстислав Владимирович в это время находился в Киеве, поэтому попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава, благоверного князя Всеволода-Гаврила . Строителем собора стал мастер Петр - первый известный по имени русский зодчий. Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало назначение главной церкви монастыря одновременно княжеским храмом. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, на которых располагалось два придела - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святых Бориса и Глеба . Незадолго до освящения собора, около 1130 , года стены его были расписаны. 12 июля 1130 года новый огромный собор был освящен при Новгородском епископе Иоанне и игумене Исаие. В 1830-е годы при архимандрите Фотии в монастыре были проведены значительные работы, при которых особое внимание уделялось Георгиевскому собору. В то время древние фрески XII века были почти полностью сбиты со стен, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. Стены собора расписали заново. Тогда же был выполнен роскошный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. В состав иконостаса, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора. Иконы с почтением одели в драгоценные серебряные позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью; в соборе были повешены огромные паникадила . В алтаре на горнем месте вместо святительской кафедры стояло стальное кресло, принадлежавшее императору Петру I . Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери , целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.

http://drevo-info.ru/articles/19785.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010